Список федеральных округов и субъектов российской федерации

Присоединение новых регионов

Основная статья: Присоединение к России

Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» от 17 декабря года № 6-ФКЗ, расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. В связи с крайне малой вероятностью осуществления последнего условия реальное расширение России возможно только за счёт независимых государств, в том числе территорий, которые могут когда-либо получить такой статус.

Списки субъектов Российской Федерации
по населению • по площади • по коду • по федеральным округам
административные центры • руководители
Федеративное устройство Российской Федерации

Россия
Государственный строй: Конституция | Президент | Федеральное Собрание | Конституционный суд
Административно-территориальное деление: Агинский Бурятский автономный округ | Адыгея | Алтай | Алтайский край | Амурская область | Архангельская область | Астраханская область | Башкортостан | Белгородская область | Брянская область | Бурятия | Владимирская область | Волгоградская область | Вологодская область | Воронежская область | Дагестан | Еврейская автономная область | Ивановская область | Ингушетия | Иркутская область | Кабардино-Балкария | Калининградская область | Калмыкия | Калужская область | Камчатская область | Карачаево-Черкессия | Карелия | Кемеровская область | Кировская область | Коми | Корякский автономный округ | Костромская область | Краснодарский край | Красноярский край | Курганская область | Курская область | Ленинградская область | Липецкая область | Магаданская область | Марий Эл | Москва | Мордовия | Московская область | Мурманская область | Ненецкий автономный округ | Нижегородская область | Новгородская область | Новосибирская область | Омская область | Оренбургская область | Орловская область | Пермский край | Пензенская область | Приморский край | Псковская область | Ростовская область | Рязанская область | Самарская область | Санкт-Петербург | Саратовская область | Сахалинская область | Свердловская область | Северная Осетия | Смоленская область | Ставропольский край | Таймырский автономный округ | Тамбовская область | Татарстан | Тверская область | Томская область | Тува | Тульская область | Тюменская область | Удмуртия | Ульяновская область | Усть-Ордынский автономный округ | Хабаровский край | Хакасия | Ханты-Мансийский автономный округ | Челябинская область | Чечня | Читинская область | Чувашия | Чукотский автономный округ | Эвенкийский автономный округ | Якутия | Ямало-Ненецкий автономный округ | Ярославская область
География: | | | | | | | |
Население: | | | | | | | |
История: | Киевская Русь | | Московское государство | Российская империя | СССР | Российская Федерация
Экономика: | | | | | | | Экономические районы
Вооружённые силы: | Военно-воздушные силы | Военно-морской флот | Военно-воздушные силы | Космические войска | Ракетные войска стратегического назначения | Воздушно-десантные войска
Религия: | | | |
Культура: | | | | | | | Кино

Спорт: | Футбол | | | | |

Федеральные округа России

В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:

  1. Центральный (Москва).
  2. Северо-Западный (Санкт-Петербург).
  3. Приволжский федеральный округ (Нижний Новгород).
  4. Уральский (Екатеринбург).
  5. Северо-Кавказский (округ Пятигорск).
  6. Дальневосточный (Хабаровск).
  7. Сибирский федеральный округ (Новосибирск).
  8. Крымский (Симферополь).
  9. Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону).

Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.

По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.

Практически все ФО состоят из краев и областей. Исключением является только Северо-Кавказский округ, в состав которого входят национальные республики. Кстати, именно здесь город-центр (округ Пятигорск) не является административным центром или городом.

Недостатки

Некоторые эксперты считают, что деление на ФО – это способ сделать Президента более доступным для граждан. И хотя для этого потребовалось введение дополнительного звена, это немного помогло, так как в регионах представителя Президента ранее не было.

С другой стороны, подобное нововведение требует дополнительных государственных расходов, так как на содержание представителей в округах и их аппаратов требуется финансирование. Также важным маркером является тот факт, что результаты деления страны на регионы не сильно афишируются, из-за чего многим гражданам до сих пор непонятно, для чего подобное деление было осуществлено. Также это наталкивает на определенные мысли по поводу неэффективности внедрения подобной идеи.

Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ

РФ, как и другие федерации, единое, а не союзное государство. Следовательно, республики, которые находятся в ее составе, не могут подписывать межгосударственные договора с ней на равных с зарубежными странами основаниях. Другое дело — двусторонние и многосторонние соглашения РФ и субъектов ее о распределении между ними полномочий. Договор от 31.03.1992 г. является именно таким соглашением. Он разграничивает полномочия и предметы ведения между федеральными органами и органами суверенных республик, находящихся в составе РФ. При этом формальное равенство всех субъектов обеспечивается тем, что у них есть признаки, общие для всех. К ним относятся следующие.

1. Административно-территориальное деление России характеризуется тем, что как в целом государство, так и субъекты (государствоподобные образования) имеют собственное население и территорию, на которой они проживают. Территория РФ включает земли отдельных регионов. Федерация при этом не имеет права менять по собственному усмотрению границы субъектов. Это можно сделать лишь с их взаимного согласия.

2. У субъектов есть свой высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).

3. У них имеется свой законодательный орган.

4. У субъектов есть право принимать собственные законы, которые действуют на их территории, если они не противоречат общефедеральным и Конституции РФ.

5. У них имеется своя система исполнительной власти и их главы — высшие должностные лица (президент — в республиках, губернатор — в областях, мэр — в городах федерального значения).

6. У субъектов есть собственные судебные органы, которые призваны защищать их статус.

7. Они обладают особыми формальными признаками. Центром субъекта является город (административный центр — в областях, столица — в республиках). У субъектов есть государственная символика (гимн, герб, флаг). Ниже представлен флаг Ярославской области.

Произвол регионов

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Также стоит учитывать межэтнические конфликты и агрессивные планы зарубежья по дроблению и разрыву экономических связей между отдаленными регионами и центральными. В результате назрел вопрос о создании новой формы государственного управления на федеральном уровне. Так в крупных административно-территориальных образованиях (в федеральных округах) появились полномочные представители государственной власти, что не противоречит Конституции.

Особенности современного административно-территориального деления России

РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна — это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.

[править] Примечания

  1. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  2. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  3. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  4. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  5. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  6. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  7. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  8. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  9. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  10. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  11. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  12. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  13. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  14. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
Субъекты Российской Федерации
ЦФО Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
СЗФО Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
ЮФО Адыгея • Калмыкия • Крым • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область • Севастополь
СКФО Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
ПФО Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
УФО Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
СФО Алтай • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
ДФО Бурятия • Якутия • Забайкальский край • Камчатский край • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ

Источник — «»

Категория: Южный федеральный округ

Округа РФ

С учетом всех преобразований их количество на 2019 год равно 8. Ни субъектами, ни другой конституционной частью административно-территориального деления страны они не являются.

Состоят преимущественно из областей, краев и республик, а также административных округов. В каждом ФО есть город-центр. В нем находится Полномочный представитель главы страны, его аппарат и управления федеральных ведомств.

ППП России в ФО – сотрудник президентской администрации. Он только представляет первое лицо страны в округе, не имея при этом никаких конституционных полномочий. Его компетенция – надзорно-контрольные функции.

Таблица 1. Характеристики округов

ФО Площадь, тыс. кв. м Численность , тыс. чел. Центр
Центральный 650,2 39 378 Москва
Северо-Западный 1687,0 13 972 Санкт-Петербург
Южный 447,8 16 455 Ростов-на-Дону
Северо-Кавказский 172,4 9 867 Пятигорск
Приволжский 1 037,0 29 397 Нижний Новгород
Уральский 1 818,5 12 350 Екатеринбург
Сибирский 4 361,7 17 173 Новосибирск
Дальневосточный 6 952,6 8 189 Владивосток

Самый многонаселенный – Центральный ФО. Здесь проживает 26,8% от общей численности россиян.

Крупнейший по площади – Дальневосточный ФО. На его долю приходится 40,6% всей территории страны.

Единственный, почти полностью состоящий из национальных республик, – Северо-Кавказский ФО.

Читайте подробно о национальном составе РФ

График 1. Распределение долей ФО в численности населения и территории, в %

«Суть образования федеральных округов не в укрупнении регионов…, а в укрупнении структур президентской вертикали в пределах территорий» (В.В. Путин).

Может показаться, что в дальнейшем их существовании отпала необходимость. Это не так. Назначение территориальных образований «в стабилизации федеративных отношений, сбалансированности проводимой политики центральной власти с учетом интересов и потребностей (в той или иной степени) регионов».

Краткая характеристика Ростовской области

Ростовская область — субъект Российской Федерации на юге Европейской части России, входит в состав Южного федерального округа.

Ростовская область, как административная единица, образована на основании постановления ЦИК СССР от 13 сентября 1937 года.

Среди других крупных территориальных образований Российской Федерации область выделяется высоким научно-производственным, ресурсным и финансовым потенциалом.

Развитие экономики области основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение (связь центра России с Северным Кавказом и Закавказьем), наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура. По темпам экономических преобразований последних лет и объемам выпуска товаров и услуг область занимает одну из ведущих позиций, как в Южном федеральном округе, так и в России в целом.

Ближайшее окружение области представлено обладающими большими запасами природных ресурсов регионами Западного Донбасса, а также высокоразвитыми в экономическом отношении регионами центральной части России на севере, Поволжья на востоке и Северного Кавказа на юге.

В радиусе 1,0-1,5 тыс. км от границ Ростовской области размещены крупнейшие в стране угольные, нефтяные, газовые, металлургические, машиностроительные, химические, агропромышлен­ные районы и центры, обмен готовой продукцией которых осуществляется, в значительной степени, через территорию Ростовской области.

По территории области протекает Дон — одна из крупнейших рек Европы, с многочисленными рукавами и притоками.

Минеральное сырье включает группу топливно-энергетических ресурсов. Среди них — каменные угли Восточного Донбасса, в особенности антрацит, самый лучший в мире по калорийности.

Разрабатываются месторождения нерудного сырья для металлургии и производства строительных материалов. Разведанные запасы газа оцениваются в 56,2 млрд.куб.м.

Лесной фонд области незначителен, представлен на 2,8 % территории, большей частью лесами, выполняющими водоохранные и защитные функции.

Рекреационные ресурсы представлены курортами локального значения для летнего отдыха с запасами высококачественных минеральных вод, а также широкими возможностями развития международного туризма.

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть «старше», чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

История изменений и их политические причины

Указом от 13.05.2000 г. №849 в стране создается институт полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе и сами территориальные образования. Тот первый состав мало чем отличается от нынешнего.

Для чего это было нужно? Крах СССР и последующий затем конфликт федерального и регионального законодательства, привели практически к неуправляемости субъектов из столицы.

Справочно! На сегодня в России насчитывается 85 регионов

Страна реально оказалась на грани распада. В этой ситуации президент РФ не нашел иного выхода, как воссоздать межрегиональное управление, где действует четкая и жесткая схема соподчинения.

Полпред «первого призыва» в СФО Леонид Драчевский в интервью РИА Новости говорил:

«Федеральные округа предотвратили развал страны. … Мы были в очень непростых условиях по всем направлениям. Это было абсолютно оправданное и необходимое решение со стороны федеральной власти, президента, оно позволило упорядочить систему управления. Страна ходила по опасной границе… Надо было действовать быстро, эффективно, чтобы народ почувствовал, что есть такие силы, которые могут защитить».

Главная задача для этих семи представителей в ФО заключалась в том, чтобы законодательство в регионах привести в соответствие с федеральным. Потому что разногласия были недопустимые.

Начинает выстраиваться четкая трехуровневая система административного контроля. Количество округов в РФ изменялось не единожды, это было связано и с политическими событиями, и с географическим удобством. Нормативно-правовая база таких изменений представлена широким спектром федеральных законов. (Kjuristu)

Хронология:

  • №1149 от 21.06.2000 г. Северо-Кавказский переименовали в Южный ФО.
  • №82 от 19.01.2010 г. Из ЮФО выделяется СКФО. Их стало 8.
  • №168 от 21.03.2014 г. создается 9-й по счету Крымский ФО, в состав которого вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь, присоединённые к России.
  • №375 от 28.07.2016 г. КФО упразднили. Он вошел в состав Южного ФО. Округов снова 8.
  • №632 от 3.11.2018. из Сибирского ФО вывели Бурятию и Забайкальский край и включили в Дальневосточный ФО.
  • №716 от 13.12.2018 г. Центр ДФО перенесли во Владивосток.

Благодаря созданной системе власти был укреплен контроль центра над регионами, при этом не нарушены Конституционные нормы. Региональное и федеральное право приведено в полное соответствие.

Интересная статистика! Из России в 2018 г. эмигрировало 440 тыс. человек

Центры и управление

В округах определены административные центры-города, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором административный центр (Пятигорск) не является ни административным центром, ни крупнейшим городом своего субъекта. Административный центр одного федерального округа не является крупнейшим городом в федеральном округе: в Северо-Кавказском (Пятигорск меньше Махачкалы, Ставрополя, Владикавказа, Грозного и Нальчика). До 2015 года так же было и в Дальневосточном федеральном округе (Хабаровск был меньше Владивостока). Также до упразднения Крымского федерального округа такое имело место в нём: Симферополь был меньше Севастополя.

В двух федеральных округах административные центры сами по себе являются субъектами Федерации (городами федерального значения: Санкт-Петербург в Северо-Западном федеральном округе, Москва — в Центральном). Южный федеральный округ является единственным в России округом, где город федерального значения (Севастополь) не является центром округа.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе не является руководителем округа или начальником для глав входящих в округ субъектов и является не более чем представителем Президента РФ и работником администрации Президента РФ. Никаких конституционных полномочий представители Президента не имеют.

Из истории

Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.

Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector