Статья 32.10. порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы российской федерации иностранных граждан или лиц без гражданства

Комментарий к статье 3.10 КоАП РФ

1. Данная мера административного наказания относится к санкциям, ограничивающим свободу, и может быть применена и в отношении других иностранных физических лиц, в частности лиц с двойным гражданством.

Устанавливается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и назначается судом либо должностными лицами органов и войск пограничной службы Российской Федерации (см. комментарий к ст. 23.10 КоАП), органами внутренних дел и отличается от меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без необходимых документов (так как данная мера будет выступать как процессуально-административная гарантия административной ответственности граждан).

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан при условии перемещения их на территорию государства, гражданами которого они являются, или лиц без гражданства в том случае, если они имеют постоянное место жительства за пределами данного государства, в иной ситуации заменяется на другую меру, например штраф или административный арест. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

3. Необходимо уточнить, что административное выдворение как мера административного наказания применяется за такие нарушения, как:

1) противоправные действия, идущие в разрез с интересами обеспечения государственной безопасности, охраны государственной границы или охраны общественного порядка;

2) в случае необходимости охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц;

3) также если грубо нарушалось законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

4. Административное выдворение как вид административного наказания различается с депортацией иностранного гражданина (лица без гражданства).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Основаниями применения депортации выступают:

— если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней;

— если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а также предусмотрены другие случаи (ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), например за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правилами расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2002 г. N 769.

Соответствующие меры предусмотрены также ФЗ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) «О беженцах»; ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 N 121-ФЗ) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

5. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства установлен КоАП РФ (см. комментарий к ст. 32.10).

Судебная практика

Прежде всего необходимо отметить, что исходя из судебной практики, административное выдворение не применяется, если данное административное наказание лишает супругов возможности вести совместную семейную жизнь на территории РФ.

Таким образом, работнику не будет грозить административное выдворение, если он вступил в брак с гражданином РФ.

Данная судебная практика сложилась еще в 2005 г., в Постановлении ВС РФ от 7 декабря 2005 г. по делу N 86-ад05-2. Судом были исследованы доказательства, в том числе показания супруги. В резолютивной части Судом было отмечено, что исполнение административного наказания в виде выдворения за пределы РФ в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» влечет невозможность получения К. разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение 5 лет. Таким образом, не исключено серьезное вмешательство в право заявителей на уважение их семейной жизни (о чем они утверждают в жалобах, поданных в Верховный Суд РФ).

Аналогичный вывод сделан в Постановлении Верховного Суда от 1 ноября 2010 г. N 53-АД10-5. При этом Суд встал на сторону правонарушителя несмотря на то, что тот признал свою вину, а также несмотря на то, что имелись конкретные доказательства вины: протокол об административном правонарушении (л. д. 2), рапорт участкового уполномоченного милиции ОМ N 34 ОВД по Эвенкийскому району (л. д. 3). Фактически судами брак с гражданином РФ рассматривается как смягчающее обстоятельство. Кроме того, смягчающим обстоятельством является наличие детей — граждан РФ. Данное Постановление было принято Верховным Судом от 28 июля 2010 г. N 18-АД10-7.

Подобное основание не является единственным. Так, была изменена мера наказания в виде выдворения в Постановлении ВС от 28 июля 2010 г. N 2-АД10-4. В этом Постановлении Судом было указано, что в силу п. 4 ст. 12 Федерального закона «О беженцах» лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

Вместе с тем имеется и противоположная судебная практика. В Постановлении Верховного Суда от 17 февраля 2011 г. N 11-АД11-1 Суд исследовал обстоятельства, в соответствии с которыми отсутствуют данные о создании семьи с целью проживания с супругой именно в РФ. Следовательно, говорить о нарушении права на семейную жизнь оснований не имеется. Поэтому принятие решения о выдворении правомерно.

Аналогичный вывод не в пользу нарушителя сделан Верховным Судом в Постановлении от 11 января 2011 г. N 38-АД10-5. Суд указал, что все обстоятельства по делу установлены и им дана оценка, мотивы назначения дополнительного наказания приведены и обоснованы. Не удовлетворена была жалоба заявителя и в Постановлении Верховного Суда от 1 декабря 2010 г. N 11-АД10-17. При этом Суд отметил, что из материалов дела усматривается, что при назначении наказания требования ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены, учитывался характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела

Судом также было принято во внимание, что гражданин ранее привлекался к административной ответственности за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации и был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа

Таким образом, смягчающими обстоятельствами исходя из судебной практики являются:

  • наличие супруга (супруги) гражданки РФ;
  • наличие несовершеннолетних детей;
  • статус беженца.

Не являются смягчающими обстоятельствами:

  • факт отсутствия семьи;
  • данные о цели проживания семьи именно в РФ;
  • факт повторного нарушения законодательства.

Также отличием данных дел является тот факт, что заявители часто доходят до высшей судебной инстанции, а также то, что данные дела часто рассматриваются в суде, что подтверждается большим количеством недавних дел этой категории, а следовательно, многие работодатели могут столкнуться с этой проблемой.

В заключение хотелось бы отметить, что выдворение как административная мера применяется не так часто, ее осуществление связано со сложной процедурой. Однако для того, чтобы себя обезопасить, работодатель должен собрать и представить в ФМС все необходимые документы, а также при осуществлении договорных отношений возложить обязанности по компенсации расходов, связанных с выдворением, затратами на обучение и т.д. на самого иностранного гражданина.

Е.Шестакова

Ответственность, предусмотренная КоАП РФ

За незаконное осуществление трудовой деятельности Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено наложение на иностранца штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы России или без такового за осуществление иностранцем трудовой деятельности в России без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП РФ). Для работодателя в ст. 18.15 КоАП РФ за общие нарушения миграционного законодательства предусмотрены более строгие наказания. Например, на юрлиц за привлечение иностранца при отсутствии у него разрешения на работу может быть наложен штраф в размере от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, неуведомление ФМС грозит штрафом в размере от 400 000 до 800 000 руб. либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, затраты на само административное выдворение могут быть взысканы с работодателя. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а при отсутствии у него средств — за счет пригласившего его органа, т.е. за счет средств работодателя. При этом органы ФМС зачастую при привлечении иностранного работника просят работодателя представить не только ходатайство о привлечении, трудовой договор, учредительные документы юрлица, но и письменное обязательство возместить расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением или депортацией привлекаемого специалиста за пределы государства. Такой порядок, в частности, применяется при привлечении высококвалифицированных работников. Таким образом, работодатель фактически подписывается под обязанностью возместить расходы по выдворению, кроме того, на юрлицо могут быть наложены значительные штрафы. Однако в случае возникновения подобной ситуации можно постараться оспорить наложение расходов на административное выдворение в суде, поскольку в законодательстве имеются нормы, регулирующие осуществление выдворения за счет бюджетных средств. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.10.2002 N 769 расходы, связанные с проведением указанных мероприятий, осуществляются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Вместе с тем работодателю рекомендуется:

  1. подавать своевременно необходимые документы и правильно оформлять иностранных граждан;
  2. брать с иностранного гражданина заявление, согласно которому в случае выдворения он будет осуществлять затраты, связанные с выдворением, лично.

Кроме того, следует обратить внимание на положительную тенденцию в законодательстве. Федеральным законом от 29.12.2010 N 438-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» отменены нормы о внесении работодателями или заказчиками работ (услуг) средств, гарантирующих выезд привлекаемых к труду иностранцев из России

Ранее это было необходимым условием получения разрешения на работу.

Порядок выдворения за пределы РФ и сроки

До момента вынесения решения суда, требовать покинуть страну иностранца нельзя. Только после того, как судом будет вынесено решение, у иностранного лица будет 10 дней для исполнения решения суда.  Но еще до суда у иностранного лица есть возможность защитить свои права и отсрочить выдворение из страны. Для этого можно:

  • Обжаловать обвинения в течение 10 дней;
  • Продлить срок, получив больничный и справку от врача.

И самостоятельный и принудительный процесс выдворения состоит из определенных этапов:

  • Составляется протокол по административному правонарушению либо полицией, либо миграционной службой;
  • Заводится дело, готовится доказательства;
  • Выносится решение суда о выдворении;
  • Человека помещают в специальной центр в случае несоблюдения установленного для самостоятельного выдворения срока;
  • Выдворение происходит под конвоем в принудительном порядке.

Теперь рассмотрим, кто оплачивает выдворение иностранца из России, ведь на это требуются определенные средства. Так как нарушителем является сам иностранец, то и по логике вещей он и должен оплачивать такие расходы сам. Но это не всегда возможно, если, к примеру, средствами иностранец не располагает. При административном выдворении оплата может производиться за счет иных источников:

  • Посольства той страны, из которой прибыл иностранец;
  • Приглашающей стороны;
  • Работодателя, если иностранца пригласил он;
  • За счет бюджетных средств РФ.

Чем отличается выдворение от депортации?

Чем отличается административное выдворение от депортации гражданина иностранного государства. На какое время действует административное выдворение?

Ответы юристов ( 1 )

Административное выдворение — одно из видов административного наказания, которое применяется вследствие пренебрежения правилами проживания на территории России со стороны иностранных граждан (мигрантов). В отличии от депортации, которая происходит только форме принудительного выдворения за пределы страны, административное выдворение может «протекать» в добровольном порядке, без сопровождения миграционных органов.

Основные отличия «административное выдворение» и «депортация»: Решение об административном выдворении иностранных граждан принимается исключительно в судебном порядке; Решение о депортации может принять сотрудник Федеральной миграционной службы в самостоятельном порядке; После вынесения об административном выдворении иностранный гражданин должен уехать из страны за свой счет; При депортации оказать финансовую поддержку должен либо лицо, из-за которого иностранный гражданин прибыл в Россию, либо представители того государства, откуда иностранец приехал, либо органы ФМС РФ. Необходимость уехать из России в течение пяти дней, а также возможность обжаловать решение суда или миграционной службы являются сходными чертами выдворения и депортации. При вступлении решения о депортации иностранец может подать письменное обжалование в течение трех месяцев; При административном выдворении у иностранных граждан есть только десять суток на подачу апелляции (как она подается, читайте в следующем разделе).

Причиной выдворения иностранных граждан может стать:

Неоформление документов о временном пребывании в России грозит иностранному гражданину выдворением на срок до трех лет;

Если иностранец «пойман» на совершении какого-то административного нарушения единожды в течение двенадцати месяцев, то запрет на въезд в Россию может также продлиться три года;

За нелегальное трудоустройство иностранных граждан могут выдворить на срок до пяти лет;

Если ранее гражданин уже выдворялся из страны и, вернувшись в Россию снова совершает административные проступки, следующий запрет на въезд может составлять уже десять лет.

Определения и понятия

Переезд иностранного гражданина обычно контролируется уполномоченными инстанциями

Под административным выдворением (АВ) из РФ понимается процедура принудительного перемещения мигрантов из страны.

Переезд иностранного гражданина обычно контролируется уполномоченными инстанциями, но возможны случаи с самостоятельным выездом из России.

Заставить покинуть территорию РФ могут тех лица, что нарушили закон:

  • Навредили интересам государственной безопасности.
  • Нарушили режим въезда в Россию либо общественный порядок.

Данное наказание принимается скорее с целью обеспечения защиты населения РФ – их здоровья, жизни, интересов и прав.

Вменяется оно тем, кто нарушил внутригосударственное законодательство, допустимые правила поведения и пребывания в пределах страны. В первую очередь это касается иностранных граждан.

Основания для принятия и исполнения такого решения закреплены в следующих нормативно-правовых актах:

  • КоАП (ст. 3.10 и др.).
  • ФЗ № 114 (регламентирует въезд и выезд в РФ).
  • ФЗ № 115 (устанавливает права и запреты для мигрантов, пребывающих в России).
  • Постановление Пленума ВС № 40 (п. 23.1, где расписаны вопросы о рассмотрении дел, касающихся административных нарушений).

Также выдворить мигранта могут, когда изначальный срок пребывания (проживания) был уменьшен по решению инстанции, обладающей соответствующими полномочиями. Тогда на выезд даётся 3 дня. При аннуляции ВНЖ и РВП срок больше – 15 дней.

Решение может принять руководитель местного подразделения ГУВМ МВД. Оно должно быть мотивировано предоставленными данному должностному лицу сведениями о нарушениях закона от сотрудников отделения паспортно-визовой службы или миграционных дел.

Контроль за исполнением решения о высылке осуществляют подразделения ОВД, МВД либо иные структуры, наделённые необходимыми полномочиями. К примеру, если в любом крупном аэропорту был выявлен нарушитель, то за его выдворение отвечают сотрудники ПС ФСБ РФ.

Сам процесс выезда из страны контролируется уполномоченными органами или же проводится субъектом самостоятельно.

Сведения о выполнении АД направятся в:

  • МИД. Он уведомляет об принудительном выезде иностранца дипломатическое представительство или консульство государства, гражданином которого является нарушитель.
  • ГУВМ МВД. Она контролирует исполнения АВ.

До выезда иностранца содержат в спецприёмнике под надзором органов безопасности.

Главная цель – ограничить свободу передвижения лиц до исполнения меры наказания, а также для соблюдения норм, закреплённых к КоАП РФ. Его пребывание в это время и права закреплены в отдельной главе ФЗ №115 (6.1.).

Порядок осуществления наказания меняется в зависимости от государственной принадлежности нарушителя:

  • Если он является гражданином государства, с которым у РФ заключён договор, то при исполнении выдворения должны оповестить его родную страну.Место выезда принимается в пункте пропуска через госграницу России.
  • Когда лицо, которое необходимо выдворить, не является гражданином страны, с которой заключён международный договор, то место выезда устанавливается по решению пограничных органов.

Как осуществляется процесс выдворения

Принятию вердикта об административном выдворении непременно предшествует оформление протокола по факту административного нарушения. Создается таковой полицейской или миграционной службой, органами прокуратуры или пограничного контроля. Документом регистрируется действительность противоправного деяния с указанием периода и места совершения.

Один вариант документа передается виновному лицу (под роспись). Другой — становится основным аргументом при доказывании вины иностранца в противоправных деяниях. Кроме протокольного содержания, виновность удостоверяется:

  • свидетельствами очевидцев;
  • полицейским донесением;
  • протоколом осмотра места событий;
  • прочими доказательствами, относящимися к делу.

Любые подтверждения должны приобретаться легальным путем, иначе они признаются недопустимыми. Подготовка доказательной базы осуществляется в рамках делопроизводства, в согласии с положениями КоАП РФ. Недопустимыми считаются подтверждения, полученные с нарушением законодательных норм и, по сути, не отвечающие требованиям кодекса.

Недопустимые доказательства становиться основой для разрешения вопроса об административном выдворении не могут. По большому счету именно наличие недопустимой доказательной базы становится причиной аннулирования вердикта о выдворении. Осуществляется административное выдворение в виде проверяемого независимого перемещения за пределы страны либо контролируемого принудительного выезда.

Приемлемый вариант определяется судом либо федеральной пограничной службой после окончательного утверждения решения о выдворении. Зависит избрание способа от специфики совершенного деяния, личностных характеристик выдворяемого и наличием реальной возможностью покинуть страну.

Кого по закону нельзя выдворять

Уточнить следует факт, то некоторые категории мигрантов выдворению не подлежат и это

  • беженцы и иностранные граждане, подавшие заявление на получение статуса беженца;
  • лица, запросившие политическое убежище;
  • граждане стран, в которых ведутся активные боевые действия и эти граждане не планируют возвращаться;
  • сотрудники дипломатических учреждений.

Как следует из норм закона, иностранным гражданам нужно соблюдать следующие правила:

  • в запросе на статус формулировать необходимость нахождения в РФ;
  • корректно заполнить миграционную карту;
  • встать на миграционный учет;
  • получить патент;
  • иметь на руках оригиналы актуальных документов.

С угрозой принудительного выдворения может столкнуться каждый иностранный гражданин. Во избежание неприятностей нужно всегда быть готовым к ведению процесса в судебном порядке. В этом человеку может помочь квалифицированный юрист.

Основные причины выдворения

18.1-18.19

Справка: выдворение считается дополнительной мерой воздействия на нарушителей. Основным наказанием за совершенные проступки является штраф. Несмотря на это административное выдворение — частое явление.

Дела об административных нарушениях, совершенных иностранными гражданами, могут рассматриваться в максимально короткие сроки. При этом нарушителю не предоставляют переводчика и не сообщают о происшествии родственникам мигранта из России

Также не принимаются во внимание трудовые договора и иные документы

Нарушение режима Государственной границы РФ

Существуют исключения из указанных правил. К ним относятся следующие ситуации:

  • период пребывания на территории РФ можно продлить согласно положениям № -ФЗ и № -ФЗ;
  • срок нахождения в России может быть увеличен на основании иных НПА.

Если по истечении указанного времени иностранец, не попадающий под исключение, останется в России, по отношению к нему будет принято решение об административном выдворении. Помимо этого ему запретят въезд на территорию государства в течение 3 лет с момента пересечения границы.

Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ

Для каждого типа границ (пассажирские, морские, одно- двусторонние и прочее) установлены свои правила. Основная задача принятых нормативов — контролирование потока мигрантов, въезжающих в Россию, надзорными органами.

При нарушении установленных правил лицо, имеющее гражданство любого государства (особенно при наличии договора между ним и РФ), может обойтись только предупреждением или штрафом, размер которого начинается от 1000 рублей. Апатрид будет выдворен сразу.

Справка: апатрид — лицо, не имеющее гражданства ни одной страны.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в России

  1. Несоблюдение транзитного режима.
  2. Отсутствие разрешения на нахождение и/или проживание на территории РФ.
  3. Несвоевременная постановка на миграционный учет.
  4. Подделка документов.
  5. Отсутствие документального подтверждения цели посещения России.

Все обозначенные проступки относятся к административным нарушениям и влекут за собой взыскание от 2000 до 5000 рублей. Выдворение в приведенных ситуациях применяется крайне редко.

Выдворение из страны — мера наказания для лиц, осуществляющих неофициальную трудовую деятельность на территории РФ. Помимо отсутствия трудового договора причиной для административного выдворения может стать несоблюдение иных требований российского трудового законодательства.

Прибывающие в Россию на работу

Нарушение иммиграционных правил

Несоблюдение условий, при которых разрешено въехать в РФ, также грозит иностранцу выдворением. К существующим требованиям относят:

  • отсутствие вирусных заболеваний;
  • соблюдение условий и сроков въезда и выезда из РФ;
  • отсутствие действующих судимостей на родине иностранца.

Депортация, выдворение, реадмиссия — разбираемся в терминах

Изучив законодательство (статью 3.10 КоАП РФ и Федеральный закон 115-ФЗ), становится понятна разница между административным выдворением и депортацией иностранных граждан. В первом случае это наказание за совершенное административное правонарушение. Второе — это высылка человека с территории государства из-за отсутствия оснований на ней находиться. Например, закончился срок патента и он продлен и так далее.

Отдельной категорией является реадмиссия. Это передача ИГ (иностранных граждан) одной страной (запрашивающее государство) другой стране (запрашиваемое государство), если между ними заключено соответствующее международное соглашение. Основание для высылки в такой ситуации: признание незаконным проживание или пребывание ИГ в России. Перечень конкретных лиц, которые подлежат реадмиссии, их гражданство и другие особенности прописываются в том же международном соглашении.

На сегодняшний день соглашения о реадмиссии действуют у России с Европейским сообществом и отдельно с государствами:

  • Норвегия;
  • Швейцария;
  • Лихтенштейн;
  • Исландия;
  • Армения;
  • Вьетнам;
  • Дания;
  • Узбекистан;
  • Турция;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Украина;
  • Белоруссия;
  • Монголия;
  • Сербия;
  • Босния и Герцеговина;
  • Индия (не соглашение о реадмиссии, а Меморандум о взаимопонимании по вопросам борьбы с незаконной миграцией);
  • Китай (аналогично Индии — Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией).

Особенность реадмиссии в том, что ходатайство о ней может быть заявлено в отношении 2 категорий граждан:

  • граждане запрашиваемого государства;
  • граждане других стран, если они въехали на территорию страны, где их подвергают реадмиссии, с территории запрашиваемого государства.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector