Государство и право франции периода средневековья

ПАРЛАМЕНТ

состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. В 1995 Национальное собрание имело 577 мест, 555 из которых были отведены для материковой Франции, 16 – для заморских департаментов, 5 – для заморских территорий и 1 – для о.Майотта (Маоре). Депутаты Национального собрания избираются на прямых всеобщих выборах. Избирательная система пересматривалась несколько раз. В 1986 парламентские выборы прошли по системе пропорционального представительства; каждый избирательный округ избрал пять депутатов, выдвинутых основными партиями в приблизительной пропорции по доле поданных за них голосов в этом округе. После этих выборов система была вновь изменена, чтобы предусмотреть выборы депутатов на основе большинства голосов, поданных за них в одномандатных округах.

В Сенате 321 место. Сенаторы избираются коллегией выборщиков, состоящей из членов Национального собрания, делегатов от советов департаментов и делегатов от муниципальных советов. Сенаторы избираются сроком на 9 лет. Раз в три года обновляется одна треть Сената.

В каждой палате существуют шесть постоянных комитетов. Эти комитеты часто функционируют через подкомитеты. Полномочия комитетов и подкомитетов, весьма широкие во времена Третьей и Четвертой республик, в настоящее время значительно ограничены.

Конституцией предписаны две годовые парламентские сессии. Первая из них длится с начала октября до второй половины декабря, вторая – в апреле и не может затягиваться более чем на три месяца. В любой момент по просьбе премьер-министра или по требованию большинства депутатов Национального собрания может быть созвана специальная сессия парламента.

Законопроекты принимаются обеими палатами, затем подписываются президентом и становятся законами (если он не накладывает на них временное вето). Когда обе палаты не принимают законопроект, он возвращается на повторное слушание. Если и после этого согласие не достигнуто, премьер-министр может потребовать созыва совещания комитетов, состоящих из равного числа членов обеих палат. Текст законопроекта с поправками и дополнениями, сделанными на этом совещании, вновь представляется правительством на одобрение обеих палат. Если совещанию не удается достичь согласия по тексту или текст с внесенными поправками и дополнениями в дальнейшем не получает одобрения обеими палатами, правительство может просить о третьем чтении в обеих палатах. Если и после этой процедуры соглашение не достигается, кабинет министров может обратиться к Национальному собранию с просьбой окончательно решить судьбу проекта.

Республиканское правление

К первой группе относятся страны с республиканской формой правления, которая подразумевает прямые выборы в государственные органы управления или депутатский орган власти (чаще всего парламент), занимающийся формированием правительства, осуществляющего исполнительные функции.

Главным признаком республики можно назвать регулярную смену руководителя. В списке территорий зарубежной Европы эта форма является преобладающей. В Европе к республикам относятся 27 государств из 39. В восточной и центральной части расположены:

  • Албания;
  • Болгария;
  • Босния и Герцеговина;
  • Венгрия;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Македония;
  • Польша;
  • Румыния;
  • Словакия;
  • Словения;
  • Хорватия;
  • Чехия;
  • Эстония;
  • Югославия.

В западной части к республикам относятся Австрия, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Германия, Финляндия, Франция и Швейцария. Республика имеет несколько основных форм:

  1. Президентская. Руководство государством и правительством осуществляет президент. К этой группе можно отнести только Кипр.
  2. Смешанная. Все функции по руководству государством разделены между руководителями — президентом и правительством (Португалия, Румыния и Франция).

По форме правления большинство стран зарубежной Европы относятся к третьему типу — парламентской республике, когда руководство страной осуществляют парламент и правительство, возглавляемое премьер-министром. Президент выполняет представительские функции.

Существуют различия и по структуре парламента. В государствах с небольшой численностью населения избирается только одна палата. Депутаты назначаются в таких случаях прямым голосованием.

В крупных странах, имеющих значительные региональные различия, избираются две палаты. Депутаты нижней палаты выбираются путем прямого голосования. Представители верхней палаты могут избираться прямым и непрямым голосованием, федеральным советом, а также невыборным путем (назначением), представляя различные политические силы страны. В качестве примера можно указать палату лордов в Великобритании.

Наиболее развитые европейские страны

Великобритания находится на северо-западе европейской части. Название Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии появилось в 1800 году. Представляет собой парламентскую монархию. Состоит из Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса. Столица страны — город Лондон.

Великобритания территориально делится на области, Шотландия объединяет 32 региона, которые значительно отличаются численностью населения, но количество депутатов здесь одинаковое. Уэльс состоит из 22 унитарных территорий, через каждые четыре года проводящих выборы.

Северная Ирландия объединяет 26 районов, не имеющих избирательных полномочий и осуществляющих контроль только за чистотой окружающей среды и домашними животными. Правящая династия Великобритании Виндзоры находится на престоле более 700 лет. В настоящее время она представляет Саксон-Кобург-Готскую династию, Глюксбургов, а также княжеский дом Гримальди.

Федеративная Республика Германия находится в центральной части Европы. По форме правления представляет парламентскую республику с однопалатным парламентом, по государственному устройству — федерацию, в состав которой входят 16 земель. Исполнительную власть возглавляет канцлер, президент имеет представительские функции.

Франция находится в западной части зарубежной Европы. Форма правления — парламентская республика. Главный законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из Сената и Национального собрания. По административному устройству подразделяется на 18 регионов, состоящих из 101 департамента.

Как можно понять, формы правления в Европе различные. Но власти любой страны делают все возможное для процветания своего народа.

Франция: какой она была до Республики

До появления республиканского строя, Франция была примером абсолютной монархии. Короли правили Францией еще с I века нашей эры. Первая королевская династия — Меровинги. Тогда на территории современной Франции было несколько королевств.

Уже при следующей династии, Капетингов, Франция приобретает более или менее постоянные границы. Далее шла известная династия Валуа вплоть до 1589 года. Затем, Бурбоны, потом дом Бонапартов.

Император Наполеон

21 сентября 1729 года — День Французской Революции. Кровавая, беспощадная, она сместила короля Людовика XVI. По итогам образуется Французская Республика. Она была переименована в Первую Республику в 1804 году Наполеоном. После этого он становится императором.

Французская Революция

Французская революция отменила монархию, по ее итогам:

  • Существует лишь одна Конституция, провозглашенная народом Франции.
  • Личность и Собственность охраняются народом.
  • Монархия упраздняется.

В таких тезисных терминах можно охарактеризовать новую политическую систему Франции.

Хотели бы выучить французский?

Политический строй сегодня

Современный политический строй: президентско-парламентская республика. Во главе стоят:

  1. президент;
  2. премьер-министр;
  3. правительство;
  4. двухпалатный парламент (состоит из Национального собрания и Конституционного совета).

Более мелкие органы управления: департаменты и коммуны. На сегодняшний день было 5 периодов Республики, а значит — 5 принятых Конституций. Первый период начался с приходом Наполеона к власти. Послевоенное время, в начале 20 века — третья и четвертая Республики.Самые влиятельные партии сегодня:

  • французская социалистическая партия;
  • радикалы;
  • коммунисты;
  • объединение в поддержку Республики;
  • республиканцы;
  • социал-демократы;
  • национальный фронт(с 1972 г.);
  • мелкие партии заграничных департаментов.

Выборы проходят методом народного голосования. Поддержанию политической системы, основ Конституции страна уделяет большое значение. Во Франции живет много русских.Состав Франции включает 96 департаментов. У Франции есть 4 заморских департамента (Мартиника, Гваделупа, Реюньон, Гвиана). А еще две территории: Сен-Пьер и Микелон. Самая крупная административная единица — регион.

Карта регионального деления Франции

Власть Директории (1794—1799)

После разгона якобинского клуба террор пошёл на убыль. Жирондисты вышли из подполья и вернулись в Конвент, обновлённое правительство объявило всеобщую амнистию. 

В августе 1795 года депутаты приняли новую Конституцию. Теперь законодательная власть переходила к Законодательному корпусу, верхняя палата которого называлась Советом старейшин, а нижняя — Советом пятисот. Исполнительную власть осуществляла Директория из пяти человек, которых избирал Совет старейшин по предложению Совета пятисот.  

Власть перестала вмешиваться в экономику и отменила максимум цен. Это привело к инфляции. Продукты дорожали, простое население стремительно нищало, а спекулянты снимали сливки. В провинциях орудовали бандиты. 

В отдалённых областях страны якобинцы пытались устраивать мятежи против нового правительства, но в общее восстание они не перерастали — народ устал от революций. Само слово «революционер» оказалось под запретом. 

Тем временем на фронте дела шли всё лучше: армия под командованием талантливого молодого генерала Наполеона Бонапарта вторглась в итальянские владения Габсбургов и вынудила австрийского императора подписать мир. Война была окончена, и Наполеон стал национальным героем.

«Июльская» монархия

С восшествием на престол нового монарха – Карла Х (1824) – в политике правительства усилились реакционные тенденции. Были приняты законы о суровых преследованиях за посягательства на предметы религиозного культа (либералы окрестили его «достойным XV века»). Бывшим эмигрантам предполагалось выплатить огромные компенсации, для них создавались специальные майоратные латифундии. Это вызвало нарастание общественной оппозиции, поддерживаемой мощными кругами финансистов, недовольных внешней политикой монархии. Новое аграрное законодательство 1827 г. спровоцировало крестьянские волнения.

Нарастание либеральной оппозиции вызвало ответные меры правительства. После роспуска новоизбранного в 1830 г. парламента из-за его антиправительственных настроений, последовала серия королевских указов, которыми вводились строгие ограничения на периодическую прессу, назначались новые выборы, число депутатов в Палате сокращалось с 438 до 258, урезались ее права по контролю за правительством. Указы были восприняты как государственный переворот и нарушение Хартии 1814 г. Общественная поддержка и нараставшее недовольство режимом вылились в итоге в Парижское восстание (июль 1830 г.). В итоге восстания режим Карла Х был сметен, сам король низложен. 30 июля 1830 г. депутаты распущенной Палаты провозгласили «временным наместником» герцога Луи-Филиппа, близкого к финансово-банковским кругам. Спустя некоторое время он был коронован в качестве нового короля Франции.

Результатом Июльской революции 1830 г. было обновление уклада парламентской монархии в сторону политической либерализации. Это выразилось не только в законодательном режиме (ограничены права католического духовенства, сокращены выплаты компенсаций эмигрантам, отменена цензура печати, возрождено было местное самоуправление, принимались покровительственные меры для развития финансового и промышленного предпринимательства), но и в обновлении конституционного строя. 14 августа 1830 г. была опубликована обновленная Хартия. В ней содержалась Декларация гражданских прав, провозглашалась «народная монархия». Ограничивались права короля, в частности в отношении возможности приостановления законов. Отменялся официальный католицизм.

Организация парламентской власти в основном была сохранена. Но согласно законам 1831 г. были снижены имущественный и возрастной цензы для избирателей, звание пэров было сделано пожизненным, но не наследственным. Палата пэров сокращена вдвое и в силу этого почти утратила впоследствии влияние на правительство. Согласно Хартии 1830 г. создавалась новая политическая сила – Национальная гвардия (во главе которой вновь стал Лафайет). В годы Июльской монархии Франция сделала следующий важный шаг в развитии парламентаризма: правительство стало составляться по воле большинства депутатов парламента.

§ Роль партий в политической системе Германии

Политические партии — это объединения граждан, которые длительное время оказывают влияние на политическое сознание людей и участвуют или стремятся к участию в Бундестаге Германии или земельных парламентах.

Политические партии играют большую роль в политике ФРГ, они во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В Конституции Германии говорится, что политические партии содействуют формированию политической воли граждан страны и могут свободно создаваться гражданами страны. Как Конституция (Основной закон), так и закон о политических партиях ФРГ (нем. Parteiengesetz) определяют основные положения устройства, деятельности, а также отчетности политических партий (ссылки ниже на странице).

В частности, политические партии в Германии имеют следующий круг задач:

  • Разработка программы партии, в которой отражены ее цели;
  • Выдвижение своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и в федеральных землях;
  • Влияние на формирование общественного мнения и воли народа;
  • Поддержка граждан в политической жизни;
  • Влияние на политику в парламенте и правительстве страны.

В Германии действует принцип равноправия в отношениях государства с политическими партиями, это означает, что государственные органы власти одинаково обращаются со всеми политическими партиями, обеспечивая свободную конкуренцию партий.

ФРАНЦУЗСКОЕ СООБЩЕСТВО.

Французская колониальная империя по Конституции 1946 была преобразована во Французский Союз, куда вошли как собственно Франция, так и все ее заморские владения. Конституция 1958 заменила название Французский Союз на Французское сообщество. Первоначально оно включало Францию, т.н. «заморские департаменты» (Алжир, Гвиану Французскую, Гваделупу, Мартинику и Реюньон) и заморские территории (Коморские Острова, Французскую Полинезию, Французский Берег Сомали, Новую Каледонию, Сен-Пьер и Микелон и Острова Уоллис и Футуна), а также 12 африканских стран: Мавританию, Сенегал, Берег Слоновой Кости, Дагомею, Судан (Мали), Верхнюю Вольту, Нигер, Габон, Чад, Центральноафриканскую Республику (бывшую Убанги-Шари), Конго и Малагасийскую Республику. Когда в начале 1960-х годов большинство африканских стран получили независимость, Сообщество утратило свое значение. Однако все эти страны сохранили тесные связи с Францией, оформленные двусторонними договорами. Из заморских территорий в 1975 провозгласили независимость Коморские Острова. В 1976 статус заморского департамента Франции получила островная территория Сен-Пьер и Микелон в северо-западной части Атлантического океана. В 1977 Французская территория афаров и исса (до 1967 Французский Берег Сомали) стала независимой республикой Джибути.

Новый режим и цезаризм

Период Консульства и Первой империи в цезаризм  имел особое значение в истории французской новой государственности и французского общества в целом. В правление Наполеона и во многом благодаря его государственной деятельности провозглашенный Революцией социальный и политический порядок приобрел стабильные очертания, в полной мере был основан строй «нового режима». Условное возрождение монархических тенденций, в немалой степени уподобленное институтам старого абсолютизма, послужило также историческому завершению централизации в стране, с отсутствием которой в общественном сознании связывались многие изъяны старых порядков. Централизация и военная администрация закономерно привели к отказу от политического либерализма и к ограничению гражданских свобод в стране. Как ни парадоксально, такое ограничение было также историческим обеспечением дела Революции: вызванный ею радикализм, политическая и гражданская анархия, даже коммунистические тенденции были очевидно опасны для главных приобретений «нового режима» – равенства и собственности. «Бонапарт принял наследие монархии и восстановил ее предание, ее людей и дела. Он не воскресил умерших привилегий, разрушение которых так улыбалось Ришелье, но он закончил дело наших королей, приводя все к более правильной и более сильной централизации. Энергичная администрация, полное равенство и совершенное отсутствие свободы – вот каково было устройство, восстановленное Первым консулом».

Система государственных институтов и административных принципов, сформированных в период Империи, оказалась наиболее долгоживущей в истории Франции – в значительной мере на протяжении XIX века. Хотя организация высшей политической власти в дальнейшем претерпевала неоднократно важные перемены. Империя привнесла в государственно-политический уклад Франции выраженное начало авторитаризма (источник которого был и в традициях крестьянской нации, и в особенностях деформаций взаимоотношений законодательной и исполнительной властей в период Революции). Это начало стало одной из основных созидающих и разрушающих сил последующей эволюции государства. Одним из источников конституирования политического авторитаризма стала, как это ни парадоксально, непосредственная демократия – в виде плебисцитов, референдумов на основе всеобщего избирательного права. Взаимная обусловленность непосредственной демократии и государственного авторитаризма (цезаризма), в ограниченной форме известная со времен античной тирании, стала одним из самых важных итогов истории Империи для всего политического уклада Нового времени.

показать содержание

Достопримечательности Франции

Эйфелева башня

Эйфелева башня — символ Парижа. Это огромное металлическое сооружение высотой более 320 метров было построено за 2 года и 2 месяца в 1889 году. Названа в честь инженера Гюстава Эйфеля, архитектурное бюро которого её спроектировало и построило. Эйфелева башня была возведена как временное сооружение к Всемирной выставке, но со временем превратилась в главную достопримечательность Парижа. 

Нотр-Дам-де-Пари

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) — старейший и самый известный собор Парижа, расположенный в древнейшей его части на острове Сите. Это великолепный шедевр готики, увековеченный гениальным Виктором Гюго и превратившийся в культовое место столицы Франции. 

Лувр

Лувр — художественный музей в Париже, один из самых знаменитых и больших музеев мира, который ежегодно посещают около 10 млн. человек. Здесь находятся многие из самых известных произведений искусства западной цивилизации, среди которых Мона Лиза да Винчи и скульптура Венеры Милосской. 

Версаль

Версаль — роскошная королевская резиденция в стиле барокко, расположенная в пригороде Парижа. Является одним из самых известных и красивых дворцово-парковых комплексов во всём мире. Версаль считается настоящим произведением искусства и эталоном французского барокко. 

Млн-Сан-Мишель

Мон-Сен-Мишель — древнее аббатство на скалистом укреплённом острове в Нормандии, которое является одной из самых ярких достопримечательностей Франции. Монастырь является чудом средневековой готической архитектуры. А сам остров славится красивыми безмятежными видами.

Шартрский собор

Шартрский собор — великолепный собор, который является шедевром готики и включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Монблан

Монблан — самая высокая вершина Альп, расположенная на границе Франции и Италии. Это одна из самых живописных и «сильных» природных достопримечательностей Европы. 

Каркассон

Каркассон — сказочный средневековый город, окружённый мощными стенами с башнями. Представляет собой лабиринт узких извилистых улочек из булыжника и причудливых старых домов.

Рокамадур

Рокамадур — живописный средневековый городок на скалах, который известен как место паломничества. В часовне chapelle Miraculeuse хранится Чёрная Богородица — древняя фигура Девы Марии, вырезанная из орехового дерева. Базилика Сен-Совер является крупнейшей церковью этого городка и шедевром романского стиля и готики, а также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Шенонсо

Шенонсо — один из самых красивых и известных замков в долине Луары, построенный в 16 веке. Замок построен на реке Шер и является вторым по популярности после Версаля. 

Храм Девы Марии в Ле-Пюи-ан-Веле

Храм Девы Марии в Ле-Пюи-ан-Веле — старинный собор на вершине живописной скалы. Является местом паломничества с средних веков. 

Римское наследие Нима 

Город Ним был основан римлянами и являлся важнейшим городом провинции Галлия. Здесь сохранилось несколько поразительных римский строений, среди которых выделяется амфитеатр и римский храм. 

Реймский собор

Реймский собор — внушительное средневековое религиозное сооружение и шедевр французской готики. Известен как место коронации французских монархов. 

Пон-дю-Гар

Пон-дю-Гар — грандиозный римский акведук, расположенный недалеко от города Ним на реке Гар (Гардон). Является самым высоким среди римских сооружений такого типа. 

Авиньон

Папский дворец в Авиньоне является одним из крупнейших и наиболее важных средневековых готических зданий в Европе. Дворец был построен в 14 веке, когда папы вынуждены были находиться в Авиньоне. 

Шамбор 

Шамбор — один из замков долины Луары, который является шедевром французского ренессанса. Построен в 16 веке в качестве королевской охотничьей резиденции. 

Вторая республика. Конституция 1848 г.

25 февраля 1848 г., после свержения «июльской монархии» в результате народного восстания в Париже, временное правительство провозгласило Францию республикой и пошло на некоторые социальные уступки (в частности, были организованы национальные мастерские для безработных)

Были проведены всеобщие выборы в Учредительное собрание, состав которого оказался достаточно консервативным. В рабочем вопросе был проведен обратный маневр (национальные мастерские закрыли), бунт парижского пролетариата был подавлен армией.

4 ноября 1848 г. была принята Конституция Второй республики. Источником государственной власти в ней объявлялся народ. Было закреплено всеобщее избирательное право. Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания было вынуждено использовать новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населения эгалитаристские настроения (в пользу всеобщего равенства) и требования «социальной республики».

Основами республики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. В Конституции 1848 г. декларировались демократические права граждан.

Система государственных органов Второй республики строилась на принципе разделения властей.

Центральную роль играл президент республики избираемый населением на 4 года. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних – дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Однопалатное (из 750 депутатов) Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права (т. е. без имущественного ценза), было наделено законодательной властью.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания К его ведению были отнесены также функции административной юстиции.

Якобинский террор (1793-1794)

Одним из первых указов Национального Конвента было обнуление календаря. 1789 год объявили I годом Свободы, недели заменили декадами, утвердили новые названия дней и месяцев. 

Однако разрыв с прошлым не решал проблемы настоящего. К войне подключилась Священная Римская империя, Англия и Испания — Франция оказалась окружена врагами и терпела поражение за поражением. Денег в казне по-прежнему не было.

Якобинцы в бедах страны обвинили правящую партию. 6 апреля 1793 года создан Комитет общественного Спасения во главе с Дантоном, который пообещал покарать предателей, заговорщиков и контрреволюционеров.

Популярная революционная газета «Друг народа», которую издавал якобинец Марат, призывала к расправе над жирондистами. 31 мая под стенами Конвента собралась толпа с требованиями выдать лидера жирондистов Верньо и его сподвижников. 2 июля их отдали под домашний арест, а 23 октября всю партийную верхушку казнили на гильотине. Началась эпоха террора.

Придя к власти, якобинцы опубликовали новую республиканскую Конституцию, которая гарантировала право на работу, образование, медицинскую помощь и социальные пособия. Правда, вступить в силу она не успела — принятие было отложено до конца войны. 

А пока Конвент, где теперь предводительствовали якобинцы во главе с Робеспьером, учредил «временный революционный порядок».

Для усиления армии объявили всеобщую мобилизацию. Все фабрики и предприятия перешли в распоряжение государства. Установили максимум цен на хлеб. Чтобы поддерживать их, у крестьян силой отбирали зерно и распределяли между пекарнями. Торговать продуктами могло только государство — спекуляция каралась смертью. 

По всей стране вспыхивали мятежи, на которые правительство отвечало волной арестов и казней. Робеспьер всеми силами устранял конкурентов — в последующие годы Дантон, Байи и другие харизматичные лидеры были казнены. Ранее от руки дворянки Шарлотты Корде погиб Марат — зарезан в собственной ванной.

17 сентября 1793 года принят «Закон о подозрительных». Теперь арестовывать могли не только за реальные действия, но и просто по подозрению в контрреволюционной деятельности. Опрос свидетелей и право на адвоката отменили. Людей казнили без суда и следствия.  

Тем временем на фронте наступил долгожданный перелом: зимой 1794 года армию пополнили свежие войска, и к весне французам удалось очистить территорию страны от интервентов. 

Ситуация стабилизировалась, и Робеспьер объявил, что необходима последняя волна террора, которая очистит Конвент от предателей. Причины опасаться за свою жизнь были почти у каждого депутата. Возник заговор.

27 июля 1794 года депутаты вынесли Робеспьеру обвинение, а на следующий день его казнили на гильотине вместе с 24 сторонниками.   

29 июля после беспорядков в Париже был казнён ещё 71 человек — это была самая массовая казнь за годы Великой Французской Революции.

Только по официальным данным за 1793–1794 годы было осуждено и казнено больше 17 000 человек. Сколько людей погибло в мятежах и тюрьмах — неизвестно. 

Местное управление

Усиление централизованного регулирования коснулось и местного самоуправления вместе с территориальной администрацией. Политическая линия реорганизации заключалась в обеспечении исполнения вместо оппозиции, постоянным источником которой были выборные власти. Новая организация местной власти (с сохранением в главном сложившейся административно-территориальной структуры) была установлена законом 17 февраля 1800 г. Согласно общим началам реорганизации, коллегиальность местных властей подавлялась и заменялась единоначалием, местная автономия заменялась централизацией, выборность уступала назначению, низовые административные органы превращались в исполнительные, лишаясь прав решать что-либо значительное. Произошло и частичное видоизменение структуры: уезды переименовывались в округа, одинаковые для городского и сельского управления.

Главной фигурой департаментской администрации стал префект. Его назначал персонально Первый консул (затем император), и ему передавалась вся исполнительная власть. В качестве помощников при нем действовали генеральный секретарь, коллегиальный генеральный совет и исполнительный совет. Советы назначал также глава государства, руководствуясь выборным департаментским списком нотаблей. В округе аналогичное положение занял супрефект. При нем действовал окружной совет из 11 членов – для вотирования некоторых исполнительных решений. В низовых коммунах управление поручалось мэру (в коммунах с населением до 5 тыс. жителей его назначал префект, в более значительных – непосредственно глава государства). У мэра были заместители, а также муниципальный совет – в 10, 20 или 30 членов; членов советов выбирал префект согласно коммунальному выборному списку.

По-особому было преобразовано управление Парижа – с тем чтобы изжить революционно-коммунальные традиции. Городу с окрестностями был придан статус департамента, и он был разделен на 11 округов во главе с мэрами и двумя заместителями (их выбирал глава государства лично). Центральное управление было поделено между префектом департамента и префектом полиции, которые обладали непересекающимися полномочиями и отчасти контролировали друг друга.

Со временем выборность местных советов все более была заменена назначением, состав коллегии выборщиков был сделан пожизненным (1802), а затем вовсе – зависящим от усмотрения императора, который присвоил право определять в местные органы любых, по своему усмотрению, «достойных лиц» (например, членов Почетного легиона).

Система местного управления, сформированная в период Консульства и Империи, оказалась едва ли не самым долгоживущим установлением Империи и не претерпела значительных изменений (кроме выборности советов с 1870 г.) до XX века.

Вареннский кризис и падение монархии (1792)


‍Т. Ф. Маршалл, «Арест Людовика XVI и его семьи, переодетых в буржуа» 

В начале революции самой могущественной политической силой был Якобинский клуб. Его участники проводили собрания в бывшем монастыре святого Якоба, откуда и пошло название. Якобинцы представляли интересы третьего сословия и горячо поддерживали революцию. 

Однако уже к началу 1792 года в клубе начались разногласия, которые привели к расколу. Образовалось две фракции:

  • Жирондисты — относительно умеренные либералы. Хотели распространить революцию за пределы Франции и даровать права человека всем народам. Представляли интересы интеллигенции. Название получили от департамента Жиронда, откуда были избраны первые члены партии. Яркие представители — Пьер Виктюрниен Верньо, Жак-Пьер Бриссо.
  • ‍Монтаньяры — радикальные либералы. Представляли интересы мелких буржуа, простых граждан и бедноты. Они требовали полной демократизации общества, вплоть до законного права отстаивать интересы с оружием в руках. Их название переводится как «люди сверху» — на заседаниях они занимали верхние левые ряды. Яркие представители — Максимилиан Робеспьер, Жорж Жак Дантон, Жан-Поль Марат. После раскола слова «якобинец» и «монтаньяр» стали синонимами.   

Третьей политической силой был клуб фельянов — либеральных монархистов, представлявших интересы дворян и крупной буржуазии. Они считали, что цели революции достигнуты, и её пора заканчивать. Названием обязаны месту собрания — бывшему монастырю ордена фельянтинцев. Яркие представители — Жан Байи, Оноре Мирабо, Жильбер Лафайет. 

У каждой партии была своя программа и аргументы в свою пользу, но 20 июня 1791 года все планы оказались нарушены: король попытался бежать из страны. 

Ночью Людовик XVI с семьёй переоделись в простолюдинов и тайно уехали из Парижа, но уже через сутки были пойманы в городе Варенн неподалёку от германской границы. 25 июня королевскую семью привезли обратно в Париж. Для страны это был шок: король предал и бросил своих подданных.

Революционные настроения разгорелись с новой силой. Монтаньяры потребовали реорганизовать страну в республику. 17 июля Дантон провёл митинг на Марсовом поле, где собирал подписи за отречение короля. На место прибыли мэр Парижа Байи и начальник Нацгвардии Лафайет с солдатами. Они объявили, что король не бежал, а его попытались выкрасть. Однако народ не хотел расходиться. Был дан приказ стрелять — гвардейцы убили пятьдесят человек, несколько сотен получили ранения. Это был первый кровопролитный конфликт среди революционеров. 

Ситуация во Франции беспокоила соседние державы. Австрия и Пруссия объявили о намерении вернуть власть Людовику, и пригрозили вторжением. Этим воспользовались жирондисты — 20 апреля они убедили Законодательное собрание объявить войну Австрии. Людовик подписал объявление войны — он надеялся, что в случае успеха его авторитет восстановится. 

Но война для французов развивалась плохо. В армии не хватало офицеров — большинство дворян эмигрировало или вовсе перешло на сторону врага. С продовольствием и дисциплиной тоже были проблемы. Однако в военных неудачах французы винили королевскую семью. Супруга короля Мария-Антуанетта приходилась родной сестрой австрийскому императору и всеми силами старалась ускорить вторжение. 

1 августа австрийский полководец, герцог Брауншвейгский, опубликовал манифест, в котором грозился сравнять Париж с землёй, если Людовику и его родным будет угрожать опасность. Эта новость привела парижан в бешенство. 10 августа 1792 года нацгвардейцы взяли штурмом королевский дворец и заключили Людовика и его семью в тюрьму. 

С этого дня Франция стала республикой. Законодательное собрание сложило полномочия и объявило созыв Национального Конвента, который возглавили жирондисты. 

В декабре 1792 года Людовика приговорили к смерти «за злоумышления против свободы, нации и преступления против человечества». 21 января 1793 года король был обезглавлен на гильотине. Осенью того же года казнили и королеву. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector