Страны снг

Политика

Исполнительные секретари

Имя Страна Срок
Иван Коротченя  Беларусь 14 мая 1993 г. — 29 апреля 1998 г.
Борис Березовский  Россия 29 апреля 1998 г. — 4 марта 1999 г.
Иван Коротченя  Беларусь 4 марта — 2 апреля 1999 г.
Юрий Яров  Россия 2 апреля 1999 г. — 14 июня 2004 г.
Владимир Рушайло  Россия 14 июня 2004 г. — 5 октября 2007 г.
Сергей Лебедев  Россия 5 октября 2007 г. — действующий президент

Межпарламентская ассамблея


Встреча лидеров стран СНГ в Бишкеке , 2008 г.

Межпарламентская ассамблея была создана 27 марта 1992 года в Казахстане . 26 мая 1995 года лидеры СНГ подписали Конвенцию о Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств, ратифицированную в итоге девятью парламентами. По условиям конвенции, МПА приобрела международную легитимность и размещается в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге и действует как консультативное парламентское крыло СНГ, созданное для обсуждения проблем парламентского сотрудничества и рассмотрения проектов документов, представляющих общий интерес, и принятия решений. типовые законы для национальных законодательных органов в СНГ (а также рекомендации) для их использования при подготовке новых законов и поправок к существующему законодательству, которые были приняты более чем 130 документами, обеспечивающими сближение законов СНГ и национальное законодательство. Ассамблея активно участвует в развитии интеграционных процессов в СНГ, а также направляет наблюдателей на общенациональные выборы. Ассамблея провела свое 32-е пленарное заседание в Санкт-Петербурге 14 мая 2009 года.

Зона свободной торговли заработала спустя 20 лет

Сама идея создания СНГ заключалась, кроме прочего, еще и в том, чтобы максимально упростить экономическое взаимодействие между входящими в него государствами. Создание зоны свободной торговли (ЗСТ) было обозначено еще в 1993 году как первый шаг на пути к созданию единого экономического пространства.

Соглашение о создании ЗСТ было подписано еще в 1994 году президентами 11 стран, между которыми должна была заработать беспошлинная торговля без всяких ограничений. Однако фактически такой режим введен не был – стороны не смогли договориться об исключениях из режима. Тем не менее, между Россией и партнерами по СНГ режим свободной торговли все же действовал – но уже на основании отдельных соглашений с каждой страной по отдельности.

К переговорам стороны вернулись только в 1999 году, когда в Соглашение по ЗСТ внесли поправки, и его должны был адаптировать к законодательной базе каждой отдельной страны. Тем не менее, переговоры и разработка документов велись вяло – до реального документа дело дошло только в 2011 году. То есть, спустя 20 лет переговоров и бесконечных саммитов.

По факту договор был подписан в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Он должен был заменить около 100 двусторонних договоров по вопросам внешней торговли, и полностью решить проблему торговых войн. В России договор был ратифицирован в апреле, в Белоруссии – в мае, а в Украине – в августе, после чего Договор вступил в силу. Всего к нему присоединились 8 государств.

Правда, уже с 2016 года действие Договора о ЗСТ в отношении Украины было приостановлено по инициативе России. Украина в ответ отменила торговые преференции в отношении российских товаров, после чего Россия продлила «продуктовые» контрасанкции.

Для остальных государств Договор действует, однако для них само по себе Содружество Независимых Государств уже не играет такой ключевой Роли, как раньше, считает Виталий Манкевич из Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей:

Органы управления СНГ

Главным органом управления в содружестве является Совет глав государств СНГ. В этот совет входят президенты всех стран-участниц, которые участвуют в ежегодных заседаниях (периодичность сборов — 2 раза в год). Помимо координирования деятельности органов исполнительной власти, совета министров и других представителей власти, Совет глав участвует в решении принципиальных политических и экономических вопросов. По состоянию на 2019 год, насчитывается свыше 50 различных органов, принимающих участие в управлении союзом государств.

Вот лишь некоторые из них:

  • Исполнительный комитет.
  • Лизинговая конфедерация.
  • Фонд гуманитарного сотрудничества между союзными государствами.
  • Международный агропромышленный союз.
  • Совет глав государств и совет глав правительств (ключевые органы управления).
  • Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг участников СНГ.
  • Совет миграционных органов.
  • ФБС (расшифровывается как Финансово-банковский совет).
  • Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения.
  • Экономический суд.
  • Электроэнергетический совет.

Решения в органах принимаются при условии достижения консенсуса (единогласия). Председательствование происходит поочерёдно: каждый год с 1 января по 31 декабря председателем становится новая страна; порядок определяется в соответствии с русским алфавитом названия союзных государств.

Могут ли отказать в ПМЖ и что делать?

Законодательством Польши также предусмотрены случаи, когда приезжим отказывают в постоянном проживании (ст. 197 Закона «Об иностранцах»). Наиболее распространенными причинами отказа в выдаче ПМЖ являются:

  • несоответствие требованиям к заявителям;
  • информация об иностранце имеется в базе данных лиц, чье пребывание в стране является нежелательным в Польше или в системе Шенгена в целом;
  • ошибки в поданном заявлении;
  • подача поддельных документов;
  • задолженности по уплате налогов;
  • выявление фиктивности брака;
  • нарушение польского законодательства в период рассмотрения документов.

Перед началом процесса иммиграции в Польшу и оформления постоянного вида на жительство рекомендуется проконсультироваться с юристом по условиям законодательства и требованиям к процедуре. Для того, чтобы получить желаемый результат, заявителю необходимо подобрать наиболее подходящий вариант оформления разрешения на постоянное проживание, в чём и может помочь иммиграционный юрист.

Планируете иммигрировать?

Выберите страну

  • Дополнительная информация:
  • Получение карты поляка для иммиграции в Польшу
  • Как получить гражданство Польши?
  • Трудоустройство в Польше: как найти работу с хорошей зарплатой?
  • Как получить визу в Польшу и кому нужен этот документ в 2021 году?
  • Получение ВНЖ (вида на жительство) в Польше
  • Открытие бизнеса в Польше
  • Получение гражданства Польши по репатриации
  • Получение гражданства Польши по натурализации

Руководящие органы СНГ

  • Совет глав государств СНГ
  • Совет глав правительств СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел стран СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил стран СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками стран СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности стран СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Межпарламентская ассамблея СНГ
  • 28 октября 2016 года в Минске состоялось заседание Совета глав правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Лидер Белоруссии Лукашенко: «…критическая масса накопившихся вопросов вызывает у нас в Белоруссии тревожные настроения по поводу перспектив …СНГ…Усилилась обоснованная критика в наших странах в связи с неудовлетворенностью как темпами, так и практическими результатами развития интеграции. Слышны тревожные сигналы от бизнеса… стоит критически посмотреть и на правовую базу СНГ. За 25 лет мы подписали немыслимый объем решений, договоров и соглашений. Все ли они сегодня актуальны и нужны? Мне очень хочется, чтобы в период председательства России в 2017 году мы смогли получить четкие ответы: во имя чего все эти годы велась интеграция и какая цель в конечном итоге преследуется?»

Ещё статьи

Что означает выражение Гол как соколЧто означает выражение «Непутевый человек»Что означает выражение волосы дыбом

Межпарламентская ассамблея

Межпарламентская ассамблея является межгосударственным органом СНГ, цель которого — обеспечить тесное парламентское сотрудничество между странами-участницами, а также обсуждение и реализация совместных проектов, представляющих взаимный интерес для союзных государств.

Также ассамблея разрабатывает законодательные акты рекомендательного характера, которые содержат типовые нормы и дают нормативную ориентацию для законодательства. Помимо этого, участники заседаний содействуют обмену правовой информации между странами. Подобное законотворчество может иметь и императивные нормы, указывающие, к примеру, сколько времени желательно тратить на обсуждение типовой проблемы.

Многие из принятых ассамблеей документов послужили основанием для международных договоров между странами (к примеру, Договор о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом или Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ). Также этот орган СНГ внёс весомый вклад в мирное урегулирование конфликтов между странами. В 1994 году была создана примиренческая миссия в Нагорном Карабахе, в 2000-х — регулярный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и пр.

Помимо этого, межпарламентская ассамблея ведёт просветительско-пропагандистскую и исследовательскую деятельность (в основном — среди студентов), цель которой — популяризация истории парламентаризма, воспитание правовой грамотности среди населения. С 2007 года ежегодно организовываются так называемые Таврические чтения, итогом которых становится публикация научных статей как известными историками и учёными, так и учащимися ВУЗов.

Россия и страны СНГ

Россия тесно сотрудничает с Содружеством начиная с самого первого года существования организации. Более того, она является одним из трех учредителей СНГ.

Сотрудничество в системе «Россия — СНГ» осуществляется по таким направлениям:

  • промышленность;
  • агропромышленный комплекс;
  • строительный комплекс;
  • транспортная система и коммуникации;
  • наука и высшее образование;
  • торговля и финансы;
  • военно-оборонительный комплекс;
  • вопросы безопасности и борьба с терроризмом.

Со всеми странами СНГ Россия ввела безвизовый режим. Ежегодный торговый оборот Росси с государствами Содружества составляет примерно 50 миллиардов долларов. В рамках деятельности организации поддерживаются также и тесные культурные связи между её участницами, сложившиеся на протяжении многих лет общей истории.

Так какую же роль СНГ играет сейчас?

Дискуссии о реальном значении СНГ для входящих в него стран продолжаются – кто-то считает этот формат полностью исчерпанным и неспособным решать серьезные конфликты, а кто-то напоминает о все еще действующих многочисленных соглашениях.

Среди соглашений, например, есть важный документ для пенсионеров – принципы начисления и выплаты пенсий, если пенсионер имеет стаж в двух или более странах СНГ. Правда, эти соглашения фактически работают отдельно от самого СНГ, а некоторые из них уже были разорваны.

С другой стороны, СНГ оказалось не очень эффективным с точки зрения решения сложных конфликтов. Например, в 2008 году в Грузии или начиная с 2014 года в Украине. Но не стоит требовать от СНГ чего-то сверхъестественного – это межгосударственное, а не надгосударственное объединение. Другими словами, это координационный совет, но никак не орган управления – и реальной власти у Исполкома СНГ быть не может.

Внутри СНГ все еще есть границы, причем между некоторыми странами они крайне напряженные (пример – границы Армении и Азербайджана или Таджикистана и Узбекистана), общий рынок есть только у 5 стран, все еще существуют торговые ограничения.

При этом растет роль других объединений – того же СНГ, ЕАЭС или Евросоюза, который уже заключил соглашения об ассоциации с Украиной, Молдавией и Грузией.

Вероятно, роль СНГ будет снижаться и дальше – вплоть до того, что от него останутся только действующие соглашения. Правда, многие авторы склонны считать, что СНГ уже выполнило свою функцию – помогло «цивилизованно» разделить СССР, а для остального этот формат уже не подходит.

Список стран-членов СНГ (2016 год)

  • Азербайджан
  • Армения
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Молдавия
  • Россия
  • Таджикистан
  • Узбекистан
  • Членами СНГ являются те государства, которые в течение 1 года (с 22 января 1993 по 22 января 1994 года) приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, принятого 22 января 1993 года Советом глав государств. Украиной и Туркменией Устав не подписан
  • Кроме того, в Уставе СНГ существует понятие государства-учредителя СНГ. Государством-учредителем СНГ считается то государство, праламент которого ратифицировал Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Туркмения эти документы ратифицировала. Украина ратифицировала только Соглашение. Таким образом, Украина и Туркмения являются учредителями СНГ, но не его членами
  • Протокол от 21 декабря 1991 года не ратифицирован так же парламентами России и Украины и 5 марта 2003 года комитет Госдумы Федерального собрания РФ по делам СНГ пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством — учредителем СНГ и государством — членом
  • Всё это подтверждает известную истину — закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло

СНГ создали одновременно с распадом СССР

О том, что происходило в СССР в начале 90-х годов, написаны тысячи книг. Но историю создания Содружества Независимых Государств (СНГ) обсуждают не так активно, хотя распад СССР и создание СНГ имеют отношение к одному событию.

Процесс распада СССР был очевиден уже в 1990-м году, и спасти союз предлагалось разными способами. Например, Михаил Горбачев предлагал проект нового Союзного договора, в котором СССР сохранялся бы уже как федерация суверенных республик. Затем был Всесоюзный референдум, на котором жители 9 проголосовавших республик высказались за сохранение СССР, а потом всерьез обсуждался проект «нового СССР» – только вместо «Социалистических» республик его предлагали создать из «Суверенных».

Работа над новым договором была прервана из-за августовского путча, а потом ее возобновили – но в новой версии это был уже Союз Суверенных Государств (ССГ) в форме конфедерации. В ноябре 1991 года президент СССР Михаил Горбачев и главы 7 республик объявили о готовности подписать договор о создании ССГ. Правда, потом Украина провела на своей территории референдум, в ходе которого жители поддержали Акт о независимости от 24 августа. Соответственно, Украина уже «выпадала» из ССГ как конфедерации, и нужно было что-то делать.

Этим «чем-то» в итоге стало Беловежское соглашение. Что интересно, представители России, Белоруссии и Украины изначально даже не знали, что именно в итоге подпишут – обсуждать собирались поставки нефти и газа, и заодно обсудить вопросы взаимоотношений в новой реальности.

В результате 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще собрались президенты России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и председатель Верховного совета Республики Беларусь (Станислав Шушкевич), которые констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Деятельность всех органов СССР на территории этих трех стран полностью прекращалась.

Но вместе с тем, стороны договорились создать Содружество Независимых Государств – СНГ. Это Содружество уже не имело признаков даже конфедерации – стороны пообещали лишь, что будут развивать сотрудничество своих народов в разных сферах, сокращать вооружения, согласовывать социальную политику и т.д.

Говоря проще, сам по себе факт создания СНГ – это констатация факта распада СССР. И именно СНГ должно было стать заменой Советскому Союзу – но уже в виде сотрудничества равных суверенных стран.

Плюсы и минусы переезда

Преимущества иммиграции в Польшу:

  • Официальное трудоустройство. Владельцы польского ПМЖ могут работать на территории страны без необходимости дополнительного оформления разрешений и получать польскую зарплату — минимум 2600 PLN (640 USD).
  • Свободное передвижение по Европе. Иностранцы с картой постоянного резидента могут путешествовать по странам Шенгенского соглашения без виз. Период, в течение которого легально можно находиться в других государствах, не должен превышать 90 дней в полугодии.
  • Право вести собственный бизнес. Разрешается приобрести или создать компанию, ведущую деятельность в любом направлении с возможностью развиваться на европейском рынке. Кроме того, в Польше предусмотрена довольно низкая ставка налога на прибыль — 19 %.
  • Доступ к медицинским услугам. Иностранцы, которые легально находятся на территории страны, могут обращаться в польские клиники для диагностики и лечения заболеваний. При переезде в Польшу по карте поляка экстренная медицинская помощь предоставляется бесплатно.
  • Возможность получения образования. Иностранцы с ПМЖ могут поступить на государственную форму обучения с правом получения стипендий.
  • Доступ к европейским банкам. Резидентам Польши разрешается обращаться в финансовые учреждения для получения кредитов с выгодными процентными ставками, открывать депозитные счета и проводить другие денежные операции. Например, для покупки жилья можно оформить ипотеку под 3,8%.

Трудности, возникающие при иммиграции:

  • Адаптационный период. После переезда иммигрантам необходимо привыкнуть к новым условиям проживания, освоить правила, которые действуют в обществе, а на всё это требуется время и желание приложить усилия.
  • Необходимость знания языка. Минимальный уровень владения польским языком существенно упрощает процесс поиска работы, позволяет более эффективно коммуницировать с местными жителями и быстрее находить решение возникающих вопросов.
  • Отсутствие родственников и друзей. Не все могут переехать жить в Польшу семьями. Многие россияне, украинцы, белорусы решаются на иммиграцию без кого-либо из близких и только после успешного обустройства могут забрать к себе супругов, детей, родителей.
  • Меньший, по сравнению с другими странами ЕС, доход. Польша предоставляет хорошие условия оплаты труда, но другие государства ЕС, такие как Германия, Италия, Швеция, гарантируют более высокую зарплату.

Права человека

С момента своего создания одной из основных целей СНГ было обеспечение форума для обсуждения вопросов, связанных с социально-экономическим развитием новых независимых государств. Для достижения этой цели государства-члены согласились продвигать и защищать права человека. Первоначально усилия по достижению этой цели состояли только из заявлений о доброй воле, но 26 мая 1995 года СНГ приняло Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах.

В 1991 году, за четыре года до подписания договора о правах человека 1995 года , в соответствии со статьей 33 Устава СНГ была создана Комиссия по правам человека со штаб-квартирой в Минске, Беларусь. Это было подтверждено решением Совета глав государств СНГ в 1993 году. В 1995 году СНГ приняло договор о правах человека, который включает гражданские и политические, а также социальные и экономические права человека. Этот договор вступил в силу в 1998 году. Договор СНГ построен по образцу Европейской конвенции о правах человека , но не имеет надежных механизмов реализации последней. В договоре СНГ полномочия Комиссии по правам человека определены очень расплывчато. Однако Статут Комиссии по правам человека, также принятый государствами-участниками СНГ в качестве решения, дает комиссии право получать как межгосударственные, так и индивидуальные сообщения.

Члены СНГ, особенно в Центральной Азии , по-прежнему имеют одни из самых плохих показателей в области прав человека в мире. Многие активисты приводят такие примеры, как бойня в Андижане в 2005 году в Узбекистане, чтобы показать, что с момента распада Советского Союза в Средней Азии положение в области прав человека почти не улучшилось. Консолидация власти президентом Владимиром Путиным привела к неуклонному снижению скромного прогресса предыдущих лет в России. Содружество Независимых Государств продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в соблюдении даже основных международных стандартов.

Критический взгляд на роль СНГ сегодня

Проанализировав новейшую историю субъектов СНГ, нельзя не отметить существование большого количества конфликтов разного уровня, среди которых имеются даже военные столкновения как между разными государствами, так и внутри одного. На настоящий момент продолжают существовать проблемы демонстрации национальной нетерпимости, нелегальной иммиграции.

А также систематически возникают конфликтные ситуации в экономической сфере между Россией, с одной стороны, Украиной и Беларусью — с другой. Основной проблемой, возникающей постоянно, является тарифный вопрос относительно сырья. Множество раз на Россию как на самый крупный субъект СНГ, имеющи1 наиболее значимые экономические и военные возможности, осуществлялись нападки по поводу нарушений основополагающего соглашения с российской стороны.

Итак, СНГ представляет собой международную организацию регионального значения. Членами СНГ являются страны, которые до распада СССР входили в его состав. Изначально, эта организация была учреждена как механизм «цивилизованного развода», но и на данный момент её путь превращения в инструмент эффективного сотрудничества ещё не завершился.

Этапы деятельности

За 28 лет существования содружества принято выделять 3 ключевых этапа деятельности, которые сформировали облик СНГ в его нынешнем виде. Мировое сообщество (Индия, отдельные страны Азии и Европы) продемонстрировало заинтересованность к диалогу с союзом стран, а также отметило повышение качества жизни населения.

К этим этапам относятся:

  1. Период с момента основания (1991 год) по конец 1993 года. В этот промежуток времени формировались границы стран бывшего СССР, при этом каждое из государств создало свою национальную армию, а также валюту. В это же время было подписано Соглашение о коллективной безопасности, закрепившее сотрудничество в военной сфере между Россией и странами Средней Азии.
  2. 1993−1997. Попытка унификации экономики, поиск механизмов и инструментов для развития межгосударственных отношений внутри союза. Несмотря на подписанные соглашения, отвечающие за интеграцию в торговой, таможенной и платёжной сферах, экономический союз сформировать не получилось. Этому помешало массовое несоблюдение условий заключённых соглашений — многие страны предпочитали торговое сотрудничество с европейскими странами, а не внутри содружества.
  3. С 1997 года по сей день идёт формирование Зоны свободной торговли (с 2009 года). Также изменениям подверглись управляющие органы СНГ, часть которых была упразднена, а у оставшихся были изменены полномочия.

Благодаря соглашению о свободной торговле устранены многие экспортные и импортные пошлины по ряду товаров, что позволило улучшить движение товаров, а также транспортную инфраструктуру и дороги в странах содружества.

Историческая справка о создании Содружества

Датой учреждения Содружества считается 8 декабря 1991 года. В это время руководителями трёх таких республик, как РСФСР, Беларусь и Украина, на встрече в Беловежской пуще были поставлены подписи под Соглашением о создании Содружества Независимых Государств. Большинство людей слышали о нём как о Беловежском соглашении.

Документом, включавшим 14 статей, не считая Преамбулы, констатировалось прекращение функционирования Советского Союза как игрока международных отношений

Однако, принимая во внимание историческую общность и связь народов, двусторонние договоры, стремление к строительству государства на демократической основе, намерение продолжать развитие взаимоотношений, базируясь на взаимном признании и уважении суверенности государств, стороны согласились с учреждением СНГ

Далее последовала встреча пяти глав центральноазиатских республик, бывших членами Советского Союза: Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Заседание прошло 13 декабря того же года в городе Ашхабад (Туркменистан), по его итогу было сделано Заявление. В нём стороны пришли к согласию по вопросу вхождения в состав организации при условии предоставления и соблюдения равноправности субъектов бывшего СССР и признания всех стран, входящих в СНГ, как учредителей.

Заключительным этапом на пути образования СНГ стало скрепление подписями 21 декабря Алма-Атинской декларации и протокола к Соглашению о создании СНГ президентами 11 республик, прекратившего существовать СССР, не включая страны Прибалтики. В этом документе были изложены цели и принципы организации.

Последней страной, ратифицировавшей в апреле 1994 года Соглашение об образовании Содружества, была Молдавия, до этого момента выступающая в качестве ассоциированного члена.

Характеристика и список

Союзные государства, входящие в содружество, являются республиками по форме правления. В них проживает более 100 наций и народностей, различающихся по языку, этническому составу, культуре и быту. Членство в содружестве облегчает право получения гражданства на территории дружественных стран.

Количество населения, проживающих на территории той или иной страны, устанавливается посредством переписи, но в некоторых странах подобные мероприятия не проводятся вследствие тяжёлого экономического положения населения.

В список стран СНГ входят страны-участницы:

  • Россия (2 штаб-квартиры содружества, в Москве и Санкт-петербурге). По современному справочнику население — 146,8 миллиона человек.
  • Беларусь (штаб-квартира СНГ в Минске) — 9,4 млн.
  • Узбекистан — свыше 30 млн.
  • Казахстан — 6,3 миллиона человек.
  • Таджикистан — около 9 млн человек.
  • Армения — в районе 3 миллионов человек. Является единственной однонациональной страной в содружестве (это значит, что в её составе свыше 90% основного этноса).
  • Азербайджан — по результатам последней переписи 9,6 миллиона человек.
  • Молдова — 3 млн.
  • Кыргызстан — 6 млн.
  • Туркменистан — почти 5 млн.

Следует знать, что у Туркменистана статус «ассоциированный член», это связано с намерениями этой страны участвовать только в двухсторонних отношениях, игнорируя групповые и коалиционные. Помимо этого, не все из стран-участниц ратифицировали договор (в качестве примера — Молдова), но при этом Молдова полноценно участвует в обсуждении вопросов союза. На сегодняшний день на карте СНГ насчитывается 9 стран, входящих в его состав и имеющих статус полноправных членов.

Имена на других языках

  • Армянский: Անկախ պետությունների Համագործակցություն (ԱՊՀ); Анках петутюннери Хамагорцакцютюн ( APH )
  • Азербайджанский: Müstəqil Dövlətlər Birliyi ( MDB ), Мүстәгил Дөвләтләр Бирлији ( МДБ )
  • Белорусский: Садружнасць Незалежных Дзяржа (СНД), Sadružnasć Niezaliežnych Dziarža ( SND )
  • Казахи Тяуэлсиз Мемлекеттер Достастый (TMD), Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы (ТМД)
  • Кыргызский: Кзкарандысыз мамлекеттердин шериктештиги (КМШ), Közkarandısız mamleketterdin şerikteştigi ( KMŞ )
  • Румынский: Comunitatea Statelor Independente ( CSI )
  • Русский: Содружество Независимых Государств (СНГ), Содружество Независимых Государств ( СНГ )
  • Таджик: Иттиҳоди Давлатҳои Мустақил (ИДМ), Иттиходи Давлатой Мустакил ( IDM )
  • Узбекский: Мустакил Давлатлар Хамдо’стлиги (MDH), Мустақил Давлатлар Ҳамдўстлиги ( МДҲ )

История создания СНГ

  • 1991, 8 декабря — главами Украины, России и Белоруссии Кравчуком, Ельциным и Шушкевичем подписано соглашение о роспуске Советского Союза и создании СНГ (Беловешское Соглашение)
  • 1991, 10 декабря — Соглашение ратифицировано парламентами Белоруссии и Украины

Ратификация — это придание юридической силы документу (например, договору) утверждением его соответствующим органом каждой из сторон. То есть ратификация — это согласие государства выполнять условия договора

  • 1991, 12 декабря — Соглашение ратифицировано Верховным Советом РФ
  • 1991, 13 декабря — встреча в Ашхабаде (Туркмения) глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. которые выразили согласие на вхождение их стран в СНГ
  • 1991, 21 декабря — в Алма-Ате руководители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины приняли Декларацию о целях и принципах СНГ и подписали Протокол к соглашению о создании СНГ
  • 1991, 30 декабря — в Минске на ещё одной встрече глав государств СНГ учрежден высший орган СНГ — Совет глав государств
  • 1992, 9 октября — создан телеканал СНГ «Мир»
  • 1993, 22 января — в Минске принят Устав СНГ
  • 1993, 15 марта — Казахстан первым из пост-советских республик ратифицировал Устав СНГ
  • 1993, 9 декабря — Устав СНГ ратифицировала Грузия
  • 1994, 26 апреля — Молдавия последней из пост-советских республик ратифицировала Устав СНГ
  • 1999, 2 апреля — создан Исполнительный комитет СНГ
  • 2000, 21 июня — создан Антитеррористический центр СНГ
  • 2008, 14 августа — Парламент Грузии принял решение о выходе страны из СНГ
  • 2009, 18 августа — Грузия официально перестала быть членом СНГ

Реакция на создание СНГ: Бориса Ельцина пытались привлечь к ответственности

Разные политические силы по-разному отреагировали на создание СНГ (хотя в реальности реакция связана именно с распадом СССР). Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым – и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение.

Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Закончилось все тем, что 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что СССР прекратил существование в связи с созданием СНГ.

Но еще до этого соглашение ратифицировали (то есть, признали) Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик – фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии.

Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы – по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации.

Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого:

  • сентябрь 1992 года – некоторые депутаты обращаются в Конституционный суд с просьбой проверить постановление о ратификации Соглашения;
  • декабрь 1995 года – коммунисты в новоизбранной Госдуме пытаются внести на голосование проект постановления об отмене ратификации Соглашения. Причина – по мнению коммунистов, документ не имел силы в той части, которая относилась к распаду СССР. Постановление в итоге было принято;
  • сентябрь 1998 года – бывший председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов признал, что Верховный совет не мог ратифицировать Соглашение.

В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности. В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось.

Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ.

Цели организации

Среди целей Содружества стоит выделить следующие:

  • взаимодействие в таких областях, как политическая, экономическая, экологическая, гуманитарная, культурная и прочие;
  • всецелое развитие стран-участниц в пределах общего экономического пространства, плодотворного взаимодействия между государствами и интеграционного процесса;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • кооперация в поддержании мира и безопасности на международном уровне, достижении повсеместного разоружения всеми игроками международных отношений;
  • взаимопомощь в правовой области;
  • мирное урегулирование спорных и конфликтных ситуаций между странами-участниками организации.

История создания организации

СНГ — это добровольная международная организация в Евразии, созданная с целью усиления сотрудничества между государствами. Аббревиатура расшифровывается как «Содружество независимых государств». Какие государства являются членами СНГ? Страны, некогда входившие в состав бывшего СССР, составили костяк этой международной организации.

В создании организации принимали участие руководители трех стран — России, Украины и Беларуси. Соответствующее соглашение было подписано ими в Беловежской пуще в декабре 1991 года. Этим же шагом было признано, что Советский Союз, как государственное образование, перестал существовать. Так и родилось Содружество Независимых Государств (СНГ).

Страны входили в состав этой организации по принципу общей истории, единых корней и близости культур. А основной целью будущей организации декларировалось стремление развивать и углублять взаимоотношения между молодыми суверенными странами.

Спустя пять дней после встречи в Беловежской Пуще, о намерении вступить в Содружество на равных правах заявили и главы пяти государств Средней Азии. Основные постулаты деятельности организации были задекларированы её членами 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Последними в организацию вступила Грузия (в 1993 году) и Молдова (в 1994 году). А в январе 1993 года в Минске был утвержден Устав — главный документ этой евразийской организации.

Важной датой в развитии сотрудничества между членами организации стало 18 октября 2011 года. Именно в этот день, восемью членами организации была создана единая зона свободной торговли в пределах Содружества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector