Монархические страны европы — список государств

Типы государственного устройства – кратко

Государственным устройством называют территориальные, национальные принципы реализации государственного управления внутри страны. Это также процесс разделения площади державы на определенные регионы, определение правовой принадлежности этих регионов. Типы государственного устройства – разновидность формы взаимоотношений между властями, страной, ее районами. 

Формы гос. устройства кратко – это составляющая типа государственной власти, характеризующая особенности территориального регулирования. Различают три типа:

  • конфедерация;
  • федерация;
  • унитарная форма.

Конфедерациями называют временные объединения стран, сформированные с целью разрешения экономических, политических проблем. Суверенитет отсутствует, так как это единый, централизованный, державный орган с общей законодательной системой. Примером является:

  1. Объединение стран.
  2. Содружество.
  3. Межгосударственное формирование.

Федерация – разновидность формы гос. строя, которая характеризует союзы стран. В их составе присутствуют крупные и мелкие государственные формирования. Это может быть республика, земли, штаты. Для федерации обязательные условия, это:

  1. Наличие двухканальной налоговой системы.
  2. Государственные органы представляют двухуровневую структуру.
  3. В составе федерации – только бывшие суверенные государственные единицы.

Унитарная форма – это единая страна, в составе – только области, губернии или иные административные, территориальные единицы. Каждая унитарная страна  обладает тремя главными признаками:

  1. В государстве одно, единое гражданство.
  2. Страна делится на определенное количество территориальных, административных единиц.
  3. Законодательство имеет одноуровневую систему.

Федеративное государство

Термин происходит от латинского слова «foederatio», что в переводе на русский язык означает «союз». Что характерно, государственный строй России в плане ее территориально-государственного устройства – федерация. В таких странах наряду с едиными органами власти и общим законом существуют также и отдельные территориально-административные единицы, которые обладают некоторой политической и экономической самостоятельностью, но при этом входят в состав одного «союзного» государства. Как правило, такие федеративные образования (штаты, республики, провинции, земли и так далее) имеют собственные исполнительные, законодательные, судебно-процессуальные органы власти, а более того, и свою конституцию (написанную на основе общей). Такой государственный строй существует у Российской Федерации, Индии, Бельгии – тут подобное устройство связано с этническими и языковыми различиями. В Соединенных Штатах Америки и Германии такое деление обусловлено историческими особенностями и географической спецификой. Крайне редко также встречается конфедерация как форма территориального и государственного устройства. Как правило, ее временно формируют для достижения военных внешнеполитических целей.

Монархия

Монархия

Термин греческого происхождения (monos – один, arche –власть) и означает единовластие. Это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – (короля, императора, шаха и т.п.) и переходит, как правило, по наследству. Абсолютная монархия характеризуется единовластием монарха. Он является единственным сувереном власти, сам издает законы, назначает правительство, вершит высший суд. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в нескольких странах (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бруней).

Конституционная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией. Возникает конституционная монархия в период становления буржуазного общества.

В зависимости от степени ограничения власти монарха выделяют дуалистическую и парламентскую монархию. В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Япония, Италия, Румыния – в прошлом, в настоящее время – Иордания, Кувейт, Марокко) за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, право вето и роспуска парламента. Парламентская монархия характеризуется следующими признаками: имеет место разделения властей, монарх “царствует, но не правит”,правительство формируется парламентом из представителей партии (или партий) большинства, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом, правовое положение монарха ограничено.

В настоящее время в мире существует 44 государства с монархической формой правления. Преобладают парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Люксембург, Новая Зеландия и др.). Если в начале XX в. в Европе все страны были монархическими (за исключением Франции и Швейцарии – республики), то ныне из 34 стран лишь 11 монархий, а остальные – республики.

Индия и Польша

Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.

Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

Подходы к типологии государства

Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

1) формационного подхода 2) цивилизационного подхода

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства — это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Согласно формационному подходу
, существуют следующие типы государства:

1) рабовладельческое; 2) феодальное; 3) буржуазное; 4) социалистическое.

Рабовладельческое государство
возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

Феодальное государство
характеризуется неограниченной властью собственников земли — феодалов.

Буржуазное государство
, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

Социалистическое государство
— политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

При цивилизационном подходе
основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:

1) древние государства; 2) средневековые государства; 3) современные государства.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации:«Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, — остаются неизменными».

Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.В зависимости от уровня экономического развития
, государства делятся на:

1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); 2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима
различают:

В зависимости от формы правления государства
делятся на:

1) монархии; 2) республики.

В зависимости от господствующей идеологии
существуют государства:

1) идеологизированные 2) деидеологизированные.

Идеологизированные государства
— это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные — в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией — здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует.

Действующая Конституция РФ

Президент Российской Федерации и правительство страны во главе с премьер-министром осуществляют управление страной на основании действующей Конституции. Конституция — это законодательно-правовой акт, в котором рассматриваются основные полномочия президента и правительства, а также основные права и свободы граждан России. Любые нормативно-правовые акты, принимаемые президентом страны и правительством (указы, законы, декреты, постановления), не должны противоречить Конституции.

Любое противоречие — основание для отмены данного закона или внесения в него поправок

Ознакомиться с Конституцией можно в интернете, а также в любом книжном магазине можно приобрести брошюру с полным или сокращенным текстом этого важного документа

В Конституции подробно рассматриваются:

  1. Роль государства и правительства в управлении страной.
  2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Порядок демократических выборов президента страны и членов правительства.
  4. Особенности многопартийной системы.
  5. Порядок защиты прав и свобод граждан.

Нормативно-правовые акты, которые издает президент страны, должны опираться в первую очередь на содержание Конституции. Периодически в этот важный документ вносятся поправки, но суть остается неизменной начиная с момента утверждения действующей Конституции. Президент и кабинет министров руководствуются Конституцией во время принятия важных решений, связанных с внутренней и внешней политикой страны.

Рядовые граждане должны внимательно изучать этот документ для того, чтобы быть максимально осведомленными о своих правах, обязанностях и свободах. В связи с этим изучение Конституции входит в стандартный курс школьной программы в рамках учебной дисциплины «Правоведение». День принятия главного документа, регламентирующего работу правительства, является официальным государственным праздником. До недавнего времени День Конституции был выходным днем.

О политических режимах — в этом видео.

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).

Сказочная Северная Европа

Скандинавия и Прибалтика – самый климатически суровый европейский регион включает восемь государств.

  1. Дания.
  2. Исландия.
  3. Латвия.
  4. Литва.
  5. Норвегия.
  6. Финляндия.
  7. Эстония.
  8. Швеция.

У северных стран совсем другой «характер» и колорит. Они кардинально отличаются от всех других европейских государств, и именно этим привлекают миллионы путешественников. У северян высокий уровень жизни и культуры. Они знают, чего хотят и как этого добиться. Туризм в Северную Европу популярен как летом, так и зимой.

Гейрангер-фьорд – фьорд в регионе Суннмёре, расположенный в самой южной части фюльке Мёре-ог-Ромсдал в Норвегии

Дания

Датское Королевство славится во всем туристическом мире своими красотами. Здесь около 400 островов, более 600 крепостей и замков. Уютные гавани, лаконичные мысы, монументальные мосты, национальные парки и парки развлечений. Здесь находится знаменитый Леголэнд. И можно попасть отсюда на красивейшие и интереснейшие вулканические Фарерские острова. Для всего этого понадобится шенгенское визовое разрешение.

Биллунн Вайле

Леголенд в Дании, вход

Исландия

Загадочная и манящая Исландия – страна, в которую мечтают попасть многие туристы. Удовольствие не дешевое. К тому же потребуется шенгенская виза. Но северное сияние, суровая Атлантика, притягательные первозданные ландшафты, гейзеры и водопады, действующие вулканы – на это стоит посмотреть.

Добро пожаловать в путешествие на другую планету!

Латвия

Страна Шенгена, которая для многих россиян осталась простой и понятной, как и все балтийские государства. Здесь много туристических направлений: Рига и Юрмала, Лиепая и Даугавпилс. Они все такие разные – курортно-пляжные, насыщенные замками и крепостями, с богатой культурой, археологией и природой. Минеральные воды, лечебные грязи и другие способы оздоровления можно сочетать с интеллектуальным и даже экстремальным туризмом.

Вид на Ригу

Литва

Вторая балтийская «сестра» – Литва. Уютный по-домашнему Вильнюс, в котором своя особая энергетика. Легендарные дворцы, замки и природные заповедники. Тракай, Каунас, Клайпеда, Паланга и Куршская коса – отличный комфортный отдых и, конечно, шопинг.

Друскининкай Каунас

Норвегия

Норвегия на Google картах

Потрясающая страна для активного туризма с въездом по шенгенской визе. Одна из самых интересных стран Скандинавии, в которой множество уютных городков, удивительных мест, глубокой старины и исторического прошлого. Именно здесь расположен знаменитый Язык тролля и находится лестница троллей. Построен сказочный городок арт-нуво Олесунн. Проложена Атлантическая сухопутная дорога между островами. Расположен самый северный город Европы.

Норвегия в переводе со старо норвежского означает – «северный путь»

Финляндия

Красивая страна, которая всегда привлекала множество российских туристов, особенно из Санкт-Петербурга и соседних областей. Правда, теперь для ее посещения нужна шенгенская виза, но это вряд ли остановит туристов, поскольку визу в Финляндию легко получить многократную. Потрясающая природа, особый колорит, 30 национальных парков, полярное сияние, старинные крепости и олени упряжки, комфортабельные отели и высочайшего уровня сервис – все это делает Финляндию одним из любимых туристических направлений россиян.

Хельсинки, Финляндия

Эстония

То, что эта страна вошла в Шенгенскую зону, не сделало ее менее доступной для российских туристов. Национальные парки и озера, Старый Таллин, Тарту, остров Кихну, Ракверский замок, Епископский замок в Курессааре, знаменитые пляжи – здесь есть на что полюбоваться и где отдохнуть.

Ветряные мельницы на острове Сааремаа

Швеция

Это «сказочное» королевство два раза подряд признается мировыми рейтингами лучшей страной для жизни. Здесь все – для людей, как местных жителей, так и туристов. И хотя для визита в Швецию понадобится разрешение Шенген, невозможно остаться равнодушным ни к зеленому югу, ни к суровому спортивному северу этой замечательной во всех отношениях страны.

Стокгольм

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.

Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

Виды форм государственного устройства

1. Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство, а также территория таких государств компактна (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

2. Федеративное государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 года) либо принятия конституции (как это было в 1787 году в США). Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

3. Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия).

Категории единоличного управления

Монархическое управление осуществляется разными способами. Глава государства всегда остается неприкосновенным, юридически безответственным. Однако нюансы все-таки существуют:

  • Абсолютная. Есть единственный человек, которому власть принадлежит полностью. Любые другие органы управления отсутствуют, никто не контролирует компетентность лидера.
  • Конституционная. Власть лидера ограничивается парламентскими органами управления, что для монархии нетипично. Как правило, в конституции прописывается ответственность главы, и он не имеет прав ее изменить.
  • Дуалистическая. Немного похожа на парламентскую, только здесь управление разделяется между двумя органами — главой и партией. Монарх обычно занимается интересами феодалов, а парламент — буржуазией и другим населением страны.
  • Теократическая. Лидеру принадлежит вся власть — как социальная, так и религиозная.

Россия была абсолютной монархией в 17−18 вв. Есть много других примеров соответствующего режима, например, дореволюционная Франция. Хорошо, что она не задерживалась надолго.

Когда глава государства получает полную власть, ничем не ограниченную, наблюдается упадок сословия. Помимо юридической безответственности, в его подчинении постоянно находятся армия, полиция, медицинские работники и пр. Соответственно, они перестают выполнять свои основные функции, переходя под влияние одного человека, а не населения.

Со временем единоличное управление обретает цивилизованные очертания. Монарх может назначать чиновников, которые контролируют феодалов. Но вмешательство в личную жизнь граждан, навязывание решений все равно присутствует.

Теократическая республика

В этой форме правления сочетаются главные признаки исламского Халифата и современного республиканского режима. Согласно конституции, в Иране в качестве главы страны назначается Рахбар. Он не выбирается гражданами. Его назначение осуществляет специальный религиозный совет. В нем присутствуют влиятельные богословы. В качестве главы исполнительной власти выступает президент. Законодательный институт возглавляет парламент, состоящий из одной палаты. Кандидатуры президента, депутатов Меджлиса, членов правительства утверждает Совет стражей Основного закона. Он также ведет проверку законопроектов на согласованность с исламским правом.

Политический режим в России

Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:

  • народовластие — народ является единственным источником власти;
  • свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
  • гарантия прав и свобод каждого человека;
  • действует принцип разделения властей;
  • децентрализованность власти;
  • выборность и сменяемость органов государственной власти.

Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.

Форма политического устройства РФ

Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.

Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.

Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.

Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.

Федеративное устройство

По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.

Многонациональное и светское государство

В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.

Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.

Принцип многопартийности

Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:

  • партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
  • партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
  • любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.

Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.

О формах правления вы узнаете из этого видео.

Какие требования к кандидатам на вступление

Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.

Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:

  • применение на территории страны принципов демократии;
  • человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
  • развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
  • соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.

Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector