§ 21. государство

Содержание:

Тема 3. Международные организации(3—4 часа)

В зависимости от имеющихся возможностей
изучать эту тему можно по-разному.

Один из наиболее интересных вариантов — с
использованием сетевых ресурсов Интернета
непосредственно на занятиях.
Прежде всего следует определиться, с какой или
какими современными международными
организациями (например, государственными или
неформальными; глобальными и региональными)
будут знакомиться учащиеся, какие знания им
более необходимы, например, для выступления на
итоговом семинаре, тема которого выбрана
заранее. Учащиеся могут по группам познакомиться
со структурой и основными направлениями
деятельности сразу нескольких организаций, а
затем обменяться мнениями о полученных
сведениях. Можно предложить каждой группе
познакомиться с конкретной международной
организацией и на следующем занятии рассказать о
ней остальным слушателям курса. Для выполнения
этой работы можно обратиться к официальным
сайтам международных организаций: www.un.org — Организация
Объединенных Наций (ООН) www.unesco.org — Организация
Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры (ЮНЕСКО) www.nato.int — Организация
Североатлантического Договора (НАТО) www.europe.eu.int — Европейский
Союз (ЕС) www.unece.org/stats/cisstat —
Содружество Независимых Государств (СНГ) www.clubofrome.org — Римский клуб
(Международная научно-прогностическая
организация, была создана в 1968 г. Одной из своих
главных задач Римский клуб изначально считал
привлечение внимания мировой общественности к
глобальным проблемам.)

Возможен вариант наиболее подробного
знакомства девятиклассников с Организацией
Объединенных Наций. Русскоязычная версия сайта
ООН позволяет учащимся получить большой объем
интересной информации, а на заключительном
занятии по этой теме провести дискуссию по
вопросам: структура ООН; функции основных
подразделений ООН: Генеральной Ассамблеи,
Экономического и социального совета,
Международного Суда, Совета Безопасности.
Можно предложить для знакомства и обсуждения
следующие документы ООН: «Гражданское общество и
глобальное управление» (см. справочный документ,
подготовленный председателем Группы
Генерального секретаря), «ООН и гражданское
общество» (см. «Цели в области развития,
поставленные Декларацией тысячелетия», — к 2015 г.
все государства, являющиеся членами ООН, взяли
обязательство достичь этих целей.). Эти материалы
также могут быть использованы и на
заключительных семинарах. Для четкой
организации поисковой деятельности учащихся
учителю желательно заранее познакомиться с
содержанием названных сайтов.
Если нет возможности организовать занятия
непосредственно в сети, то можно предложить
девятиклассникам выполнить поисковые задания
вне школы и затем провести занятия в классе. При
отсутствии таких возможностей — остается
традиционный путь сообщения учащимся новых
сведений.

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Тема 2. Государства мира(4 часа)

На первом занятии полезно познакомить учащихся
с крупными регионами мира: 1) Африкой (в том числе
Северной и Тропической); 2) Северной
(Англо-саксонской) Америкой; 3) Латинской Америкой
(в том числе Средней или Мезоамерикой,
Центральной Америкой, Андским или Горным
Западом, Ла-Платским регионом); 4) Австралией и
Океанией; 4) Европой (Северной, Западной, Южной,
Восточной); 5) Азией (Центральной и Восточной,
Юго-Восточной, Южной, Юго-Западной). Итогом этой
работы может стать контурная карта «Крупные
регионы мира».
Далее необходимо актуализировать знания
девятиклассников о типах государств по величине
территории, предложив им необходимые «единицы
измерения»: Самое большое
государство в мире — Российская Федерация. Ее
площадь 17 млн км2. Второе по величине
территории государство мира — Канада,
9,97 млн км2, для запоминания — примерно
10 млн км2. (Пользуясь политической
картой, назовите государства мира, площадь
которых приближается к 10 млн км2). Государства с величиной
территорий от 1 до 3 млн км2: Перу —
1,3 млн км2, Алжир — 2,4 млн км2,
Индия — 3,3 млн км2. (Назовите страны,
площадь которых составляет от 1 до 3 млн км2.
Определите, для каких материков (регионов мира)
характерны государства такой площади.) Площадь государств
Европы: 1) в сотнях тысяч квадратных километров
(Украина —— 603,7 тыс. км2, Франция ——
552 тыс. км2 и т.д.); 2) в десятках тысяч
квадратных километров (Швейцария —
41 тыс. км2). (Пользуясь политической
картой, назовите страны Европы, площадь которых
измеряется на ваш взгляд: 1) в сотнях тысяч
квадратных километров, 2) в десятках тысяч
квадратных километров).
Полезно также актуализировать знания учащихся о
возможных классификациях государств по
особенностям географического положения.
По итогам этого занятия учащиеся, пользуясь
картами атласа, должны уметь определять
территориальную принадлежность государства,
давать примерную оценку величине его территории
и определять особенности географического
положения государства по разным основаниям.
На втором и третьем занятиях учитель знакомит
девятиклассников с типами стран современного
мира по уровню социально-экономического
развития. В ходе учебной лекции учитель сообщает
ученикам характерные особенности государств
разных типов, не забывая при этом анализировать и
их географическое положение в крупных регионах
мира. Таким образом формируется определенный
уровень обобщения: страны какого уровня
социально-экономического развития доминируют в
Северной или Тропической Африке, или Латинской
Америке, или в Западной Европе и т. д. Все это
способствует формированию у девятиклассников
пространственной картины современного мира. При
наличии времени интересно познакомить
девятиклассников с классификацией стран по
индексу развития человеческого потенциала
(ИРЧП).
На четвертом занятии учащиеся занимаются
определением типологической принадлежности
государства или государств по возможно большему
числу оснований. Эту работу можно провести по
группам, с последующим коллективным обсуждением
результатов.
В качестве тренировочной (при необходимости
проверочной) работы можно предложить карточки
задания для индивидуальной или групповой работы
по политической карте атласа.

ВАРИАНТ 1

1. Назовите три страны:

2. В каком регионе находятся:

3. Приведите пример классификации
стран по географическому положению.

4. Назовите примерную площадь стран:

5. Назовите, к какому типу развитых
стран по уровню экономического развития
относятся:

6. Определите, какая из развитых
стран «лишняя», и назовите, по какому признаку вы
ее выделили: Великобритания, Германия, Франция,
Италия, Израиль.

ВАРИАНТ 2

1. Назовите три страны:

2. Назовите, в каком регионе находятся:

3. Приведите пример классификации
стран по географическому положению.

4. Назовите примерную площадь стран:

5. Назовите, к какому типу развитых
стран по уровню экономического развития
относятся:

6. Определите, какая из развитых стран
«лишняя», и назовите, по какому признаку вы ее
выделили: Португалия, Испания, Ирландия,
Великобритания, Греция.

Территория и границы государства

В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними. От территории других государств ее отделяют государственные границы. Неотъемлемые части государственной территории — острова, удаленные от основной территории участки, окруженные территорией других государств, — анклавы (Нахичевань — территория Азербайджана, лежащая между Арменией, Ираном и Турцией). Анклав, имеющий выход к морю, называется полуанклавом (Калининградская область России).

Территория государства — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны.

Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды, т. е. воды Мирового океана, примыкающие к суше страны в пределах 12 морских миль. За ними следует прилегающая зона — полоса шириной еще в 12 миль. Таким образом, морская граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии. Существует также понятие о 200-мильной экономической зоне. Она уже не находится под суверенитетом прибрежного государства, но оно может вести здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.

Сухопутные границы более очевидны, поскольку обозначаются (демаркируются) непосредственно на местности. Процесс установления государственной границы путем описания в договоре и обозначения на географической карте носит название делимитации, а обозначение границы на местности — демаркации.

Государственные границы — линии, определяющие пределы государственной территории.

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИМЕЕТ СУХОПУТНЫЕ, ВОДНЫЕ И ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ.

ПРОГРАММА**

Содержание элективного курса позволяет
познакомить учащихся с современной
политической картой
мира и основными этапами
ее формирования, с типами стран современного
мира, их многообразием и многоликостью, а также с
основными международными организациями. Курс
«Политическая карта мира» актуален, вооружает
учащихся элементарными знаниями по политической
географии, необходимыми для понимания основных
направлений развития современного мира. Данный
курс может иметь существенное образовательное
значение для дальнейшего изучения географии и
может быть рекомендован для изучения учащимся
разных профилей.
Содержание курса предполагает работу учащихся с
разными источниками информации, предполагает
самостоятельную (индивидуальную или
коллективную) форму работы.
Курс рассчитан на 15—17 часов и может быть успешно
завершен в течение учебной четверти.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Древний период

Самый большой в истории человечества. Начинается он с того момента, когда появились первые в мире государства. Конец его приходит на 5 век нашей эры. Но это актуально для европейского мира. У других культур своя классификация. Например, древний этап в Восточной Азии заканчивается еще во 2 веке до нашей эры. В Америке он связан с открытием европейцами континента и началом его освоения.

Самым значительным событием было появление первых великих государств. Они возникли на территории Двуречья, Древнего Египта и Древней Индии. Большинство ученых считают, что они начали формироваться в конце 4 тысячелетия до нашей эры. В Восточной Азии первым государством был Древний Китай. Он возник в конце 3 тысячелетия до нашей эры.

Именно в этот период истории были разработаны основы государства. В те времена они опирались на рабовладельчество. Также период славится своей нестабильностью, так как постоянно велись какие-то войны. Крупные государства захватывали более мелкие, чтобы превратить их в свои провинции.

Одной из самых значительных в тот период была Римская империя. Это единственное государство за все периоды истории, которое владело всем побережьем Средиземного моря. Границы Римской империи простирались от Атлантического океана на западе до Каспийского моря на востоке.

§ Роль партий в политической системе Германии

Политические партии — это объединения граждан, которые длительное время оказывают влияние на политическое сознание людей и участвуют или стремятся к участию в Бундестаге Германии или земельных парламентах.

Политические партии играют большую роль в политике ФРГ, они во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В Конституции Германии говорится, что политические партии содействуют формированию политической воли граждан страны и могут свободно создаваться гражданами страны. Как Конституция (Основной закон), так и закон о политических партиях ФРГ (нем. Parteiengesetz) определяют основные положения устройства, деятельности, а также отчетности политических партий (ссылки ниже на странице).

В частности, политические партии в Германии имеют следующий круг задач:

  • Разработка программы партии, в которой отражены ее цели;
  • Выдвижение своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и в федеральных землях;
  • Влияние на формирование общественного мнения и воли народа;
  • Поддержка граждан в политической жизни;
  • Влияние на политику в парламенте и правительстве страны.

В Германии действует принцип равноправия в отношениях государства с политическими партиями, это означает, что государственные органы власти одинаково обращаются со всеми политическими партиями, обеспечивая свободную конкуренцию партий.

Территория и границы государства

В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними. От территории других государств ее отделяют государственные границы. Неотъемлемые части государственной территории — острова, удаленные от основной территории участки, окруженные территорией других государств, — анклавы (Нахичевань — территория Азербайджана, лежащая между Арменией, Ираном и Турцией). Анклав, имеющий выход к морю, называется полуанклавом (Калининградская область России).

Территория государства — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны.

Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды, т. е. воды Мирового океана, примыкающие к суше страны в пределах 12 морских миль. За ними следует прилегающая зона — полоса шириной еще в 12 миль. Таким образом, морская граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии. Существует также понятие о 200-мильной экономической зоне. Она уже не находится под суверенитетом прибрежного государства, но оно может вести здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.

Сухопутные границы более очевидны, поскольку обозначаются (демаркируются) непосредственно на местности. Процесс установления государственной границы путем описания в договоре и обозначения на географической карте носит название делимитации, а обозначение границы на местности — демаркации.

Государственные границы — линии, определяющие пределы государственной территории.

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИМЕЕТ СУХОПУТНЫЕ, ВОДНЫЕ И ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ.

Формы правления

В мире существуют две главные формы правления (или государственного строя) — монархическая и республиканская (рис. 32). Разумеется, монархическая форма правления самая древняя, достигла расцвета в Средние века и Новое время. В начале XXI в. в мире насчитывалась 31 монархия (2 — в Океании, 3 — в Африке, 14 — в Азии, 12 — в Европе).

Различают неограниченные (абсолютные) и ограниченные монархии. В первом случае власть монарха практически не ограничена (Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ и др.), во втором — лимитируется либо национальной конституцией (конституционная монархия), либо парламентом (парламентская монархия). К абсолютному большинству европейских монархов применимо широко известное выражение: «Царствует, но не правит».

Монархия — форма государственного правления, при котором передаваемая по наследству власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, эмира и т. д.), а также государство с такой формой правления.

Редко разновидностью монархии является абсолютная теократическая монархия, т. е. такая форма правления, при которой в руках духовенства сосредоточены одновременно и духовная,и светская власть. Например, король Саудовской Аравии одновременно совмещает верховную законодательную, исполнительную и судебную власть с обязанностями духовного главы религиозной общины мусульман- суннитов. К теократическим монархиям относятся Бруней и Ватикан.

Республиканская форма правления также возникла в древности, однако массовое распространение она получила лишь в периоды Новой и особенно Новейшей истории. Республики бывают президентские и парламентские. В президентских республиках полномочия главы государства и главы правительства сосредоточены в руках президента. Примерами таких стран являются США, Бразилия, Аргентина, Иран, Пакистан и др.

Республика (от лат. respublica — общественное дело, государство) — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти, а также государство с такой формой правления.

В парламентских республиках главой исполнительной власти, т. е. главной фигурой в государстве, является глава правительства. К таким республикам относятся ФРГ, Италия, Индия, Израиль и др. Вопрос о том, какая форма правления для государства более предпочтительна, является не столь важным

Важно другое — как гарантируются гражданские права населения в гой или иной стране, каков характер национальной конституции, как она соблюдается и др.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СТРАНЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ. СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ — РЕСПУБЛИКАНСКАЯ И МОНАРХИЧЕСКАЯ.

Количественные и качественные сдвиги на карте мира

Изменения на политической карте мира носят различный характер (рис. 31). Одни из них — количественные, связанные с территориальными приобретениями или потерями вследствие военных захватов, добровольных уступок государств и т. д. Иногда происходит и просто обмен участками суши в интересах добрососедских отношений между странами.

Количественные сдвиги на политическои карте мира связаны с изменением территории государств.

Так, в связи с окончанием Второй мировои воины по решению Потсдамской конференции произошли серьезные количественные изменения на политической карте Европы: западная граница Польши прошла по рекам Одре и Нысе-Лужицкой (т. е. были возвращены древние польские земли), Закарпатская Украина вошла в состав Украины, а территория нынешней Калининградской области стала российской.

Другие изменения — качественные, которые обычно не ведут к изменению территории. Их суть — в завоевании государственной самостоятельности бывшими колониальными странами, смене власти (режима), введении нового государственного устройства и т. д. Как правило, количественные изменения сопровождаются качественными.

Качественные сдвиги на политической карте мира обязаны приобретению (или потере) суверенитета странами, введению нового государственного устройства, образованию новых союзов и т. д.

Примерами качественных сдвигов на политической карте могут служить провозглашение Гренландии «самоуправляющейся территорией в составе Королевства Дания», образование Содружества Независимых Государств (СНГ) после распада СССР, расширение Европейского союза и НАТО на Восток и т. д.

Совершенно очевидно, что количественные сдвиги на карте мира хотя и происходят, но это удел прошлых эпох, когда войны служили обычным средством решения межгосударственных споров, когда шел процесс бурного открытия и освоения новых земель, формирования колониальных империй. К наиболее крупным территориальным изменениям на карте вели мировые воины, вспыхивавшие тогда, когда противоречия между странами достигали высшей точки накала. Сегодня же, в ядерный век, решение территориальных споров военным путем грозит превратить нашу пла нету в гигантскую могилу человечества.

НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА ПРОИСХОДЯТ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СДВИГИ НА НЕЙ ВСЕ БОЛЬШЕ УСТУПАЮТ МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫМ.

Запомните

Периоды формирования политической карты. Количественные и качественные сдвиги на политической карте.

Откройте атлас

1. Покажите новые суверенные страны, образовавшиеся на политической карте Евразии после распада СССР в 1991 г. Вспомните из курса истории, какие из них обрели независимость впервые.

Это я знаю

2. Почему нельзя точно назвать число стран на политической карте мира?

3. Как в различные исторические эпохи происходил процесс формирования политической карты мира?

4. Вспомните из курса истории и объясните, как повлияли на формирование политической карты мира: а) Первая мировая война; б) образование СССР; в) Вторая мировая война; г) распад Советского Союза.

5. В чем принципиальное различие между количественными и качественными сдвигами на политической карте мира? Приведите конкретные примеры тех и других изменений, основываясь на событиях последних лет.

6. Известно, что часть территории Нидерландов — это земли, отвоеванные у моря, что привело к изменению политической карты страны. Какое это изменение — количественное или качественное?

Это я могу

7. С помощью текста учебника и знаний по истории заполните таблицу «Этапы формирования политической карты мира».

Это интересно

8. Приведите примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, не упомянутых в тексте.

9. Попробуйте смоделировать на контурной карте политическую карту мира начала Великих географических открытий. Для создания модели используйте знания из истории.

Тема 1. Политическая карта мира(4—5 часов)

Учебная лекция «Политическая карта
мира» (1 час)

Лекция носит установочный характер и призвана
подготовить учащихся к предстоящей двухчасовой
самостоятельной работе по разным политическим
картам. За предыдущие годы обучения в 6—8-м
классах учащиеся получили фрагментарные знания
о современной политической карте мира, в курсе
географии 7-го класса преимущественно отрывочные
— по отдельным материкам. Ряд представлений о
формировании политической карты в историческое
время ученики получили на уроках истории.
Следовательно, на лекции целесообразно
актуализировать фактические знания учащихся и
придать им возможный теоретический аспект. Дать
краткое представление об основных этапах
формирования политической карты, представления
о государственной территории, государственных
границах
и типах государств мира по формам
государственного управления и устройства
.
Глубина содержания лекции определяется
возрастом и уровнем подготовки учащихся и в еще
большей степени связана с содержанием
предстоящей самостоятельной работы по изучению
политических карт разного времени. Во время
лекции не следует раскрывать учащимся
собственно фактические примеры изменений
политической карты, произошедшие в ХХ веке,
которые девятиклассники могут установить
самостоятельно, анализируя карты атласа.

Самостоятельная групповая работа
учащихся
«Сравнительная характеристика политической
карты мира
начала и конца ХХ века»(2 часа)

В начале занятия составляется план работы, и
учащимся предлагаются задания для
самостоятельной исследовательской работы по
картам атласа.Информационные ресурсы:
1) Атлас «Новейшая история ХХ века». — М.:
АСТ-ПРЕСС, 2003: «Мир к 1914 году» (с. 2—3), «Мир в конце
ХХ века» (с. 30—31), «Мир после Второй мировой войны.
1945—середина 80-х гг.» (с. 20—21).
2) В настоящее время готовится к изданию атлас
«Россия. Новейшая история ХХ века». — М.:
Дик—Дрофа, 2004.Примерные вопросы по карте «Мир к 1914 году»1. Посчитайте примерное количество
государств (в том числе суверенных) в разных
регионах: в Европе, Азии, Африке, Северной
Америке, Латинской Америке и в Океании.2. Назовите примерное количество
государств мира (в том числе суверенных).3. Назовите крупнейшие колониальные
империи начала ХХ века и расскажите, какими
территориями они владели.4. Назовите самые большие по величине
территории государства мира и их примерную
площадь.Примерные вопросы по карте «Мир в конце ХХ
века»1. Посчитайте примерное количество
государств, расположенных в разных регионах
Земли: в Европе, Азии, Африке, Северной Америке,
Латинской Америке и в Океании. Отдельно укажите
страны, не имеющие независимости.2. Назовите примерное количество
государств мира.3. Назовите самые большие по величине
территории государства мира и их примерную
площадь.

По итогам групповой исследовательской работы
учащихся проводится обсуждение: выявление
основных направлений изменений политической
карты мира за 100 лет

Обратим внимание, что при
выполнении этой работы учащимся не следует
давать других (в том числе текстовых) источников
информации, так как они тут же заменят карту.
Источник информации станет иным, а
следовательно, и уровень познавательной
самостоятельности учащихся также изменится.Примерные вопросы к итоговому обсуждению
исследовательской работы по группам:
Проанализируйте, какие изменения произошли на
политической карте за последние сто лет:
1) общее количество и примеры новых государств в
мире и в отдельных регионах;
2) границы и величина территории отдельных
государств;
3) столицы государств (учесть изменение названий
и перенос столиц в другие города)

Семинар
«Как изменяется политическая карта
в настоящее время»(1—2 часа)

Одной из характерных особенностей
современного этапа формирования политической
карты является разъединение и слияние
государств. Для того чтобы подтвердить или
опровергнуть это утверждение, сравните
политические карты «Европа в конце ХХ века» (с. 29.)
и «Европа после Второй мировой войны. 1945 —
середина 80-х гг.» (с. 18—19); политические карты «Мир
в конце ХХ века» (с. 30—31) и «Мир после Второй
мировой войны. 1945 — середина 80-х гг.» (с. 20—21,
здесь и далее Атлас «Новейшая история ХХ века». —
М.: АСТ-ПРЕСС, 2003).
Дополнительная литература для учителя:Родионова И.А., Холина В.Н. Политическая карта
мира. Пособие по географии для поступающих в
вузы. — М.: Уникум-Центр, 1998.Заяц Д.В. Политическая карта мира: что
изменилось за сто лет // География, № 17/2001, с. 1, 5—25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector