Абреки и государство: культура насилия на кавказе

Адыгские традиции

У кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. Гость считался посланцем бога и отношение к нему было соответственное. Кабардинцы строили для гостей отдельный домик со всем необходимым для приятного и спокойного отдыха. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега. Обслуживать его обязан был сам хозяин дома. Гостю оказывались самые доброжелательные знаки внимания и при необходимости могли отдать жизнь за него. высших сословиях было широко распространено и аталычество, один из древнейших обычаев у всех народов Кавказа

Большое внимание уделялось «адыгэ хабзэ» — совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Особенно строго он соблюдался уорками, поэтому её называли «уоркъ хабзэ»

весь моральный кодекс назывался «адыгагъэ» (адыгство). немецкий академик П-С. Паллас, побывавший в Кабарде в 1793 году, назвал кабардинский этикет «вежливостью, доведенной до крайности». Благожелательность-главная черта кабардинского этикета. 16-18 вв. этикет кабардинцев считался наиболее разработанным и изысканным на всем Кавказе, поэтому сюда приезжали учиться правилам поведения дети знати кавказских народов и крымских ханов.

Кабардинские принципы

Конечно, на современный быт кабардинского народа значительно повлияли процессы урбанизации, однако это вовсе не означает, что старинные обычаи ушли на второй план.

У жителей Кабардино-Балкарии существуют незыблемые семейные принципы, что практически не изменились с веками. В немалой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – свод морально-этических принципов, обязательных для каждого кабардинца. Значительная роль в нём отводится семейному укладу.

Кабардинская семья открытка 1905 года

Как и для далёких предков кабардинцев, в жизни современного народа Кабардино-Балкарии семья играет важнейшую роль. Все члены семейства должны с уважением относиться друг к другу. Особый почёт оказывается старшему поколению. Старейшина рода приравнивается к богу. В его присутствии младшие члены семьи не имеют права первыми заговорить и, тем более, перебить во время разговора. За столом старейшина занимает самое почётное место.

От себя хочу заметить, что во многих кабардинских селениях и сегодня существуют советы старейшин – старших представителей села, за которыми нередко остаётся последнее слово в принятии важных общественных решений.

«Народы Кавказа», русская литография, конец XIX века

Семейный уклад в Кабардино-Балкарии – патриархальный. Но это не значит, что женщина не имеет прав. Напротив, она считается истинной хранительницей уюта и покоя в доме, к ней относятся с большим уважением.

У кабардинцев есть пословица: “Муж творит жену, а жена творит мужа”. И это, как мне кажется, очень точные слова. Согласно многовековым принципа, кабардинцы считают, что вступать в брак можно лишь единожды – лишь так можно сохранить семейные ценности. Для молодого поколения семья родителей является примером для подражания.

Численность и расселение

Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.

Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года

Субъект Федерации Численность кабардинцев чел.
Кабардино-Балкария 490 453
Ставропольский край 7993
Москва 3698
Северная Осетия 2802
Московская область 1306
Санкт-Петербург 1181
Краснодарский край 1130

Доля кабардинцев по районам и городам Кабардино-Балкарии (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля кабардинцев в численности населения превышает 5 %):

Доля кабардинцев по районам и городам России
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % кабардинцев
Баксанский МР Кабардино-Балкарская 95,7
ГО Баксан Кабардино-Балкарская 93,3
Зольский МР Кабардино-Балкарская 90,9
Лескенский МР Кабардино-Балкарская 90,2
Терский МР Кабардино-Балкарская 87,9
Урванский МР Кабардино-Балкарская 79,1
Чегемский МР Кабардино-Балкарская 73,7
ГО Нальчик Кабардино-Балкарская 48
Черекский МР Кабардино-Балкарская 34,5
Прохладненский МР Кабардино-Балкарская 28
Эльбрусский МР Кабардино-Балкарская 9,6
Майский МР Кабардино-Балкарская 5,2

Кабардинская диаспора

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.

На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турок и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).

Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.

[править] Кабары и кабардинцы

Названия кабар напоминает название адыгского народа кабардинцев; возможно, между этими народами есть родственная связь.

Я. Потоцкий писал «Кабардинцы – выходцы из хазарского племени кабаров, кабарты стали предками князей Кабарды».

Кабардинцы имеюют некоторые следы влияния евреев и хазар.

Среди кабардинцев встречаются фамилии еврейского происхождения: Журтовы (местное название евреев), Абрамовы и др.

Семён (Шолуми) Ашуров вспоминает, что ему доводилось слышать от приятелей — кабардинцев предание о горском еврее по имени Худайнат (в кабардинском произношении — Куденет), который , благодаря своей удали и находчивости, понравился верховному князю Кабарды Идару и стал его зятем.

Историк Р.У. Туганов считает, что кабардинская фамилия Куденетовых, известных узденей-тлекотлешь (низший дворянский чин), имеет еврейское происхождение. Мы знаем ещё несколько кабардинских фамилий, имеющих еврейское происхождение. Ашуровы — кабардинцы происходят от некоего горского еврея из рода Ашурова Гъэзэгъа (имя его забыто), скрывавшегося от кровной мести в кабардинском селе и женившегося там на кабардинке. Эти Ашуровы в основном живут в села лтуд Прохладненского района КБР. Старшие поколения этого рода ещё общались со своими еврейскими родичами из Нальчика вплоть до 1950-х годах.

Там же, в Прохладненскои районе, живут кабардинцы — Симаховы. Они происходят от нальчикского горского еврея Симахова Исэгъа (Исаака), который в 1880-х годах, женившись на кабардинке, принял ислам.

Довольно многочисленная кабардинская фамилия Журтов также имеет еврейские корни: в переводе с кабардинского журт — еврей. Имя основателя этой фамилии никто не помнит, но известно, что родиной этого рода является Малая Кабарда (нынешний Терский район КБР).

Кабардинская национальная одежда

Кабардинцы в конце XIX века. Хромолитография

Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда — бурка, овчинная шуба.

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ).

Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа — Кама (кинжал), либо типа — Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

XVI—XVIII века

В XVI—XVIII веках существовала данническая зависимость части некоторых соседних народов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы.

Адыги как в прошлом, так и в настоящем под словом «Кабарда» понимали ту часть Черкесии, на территории которой обособлено проживали кабардинцы. Равным образом шапсуги проживали в Шапсугии, абадзехи проживали в Абедзехии и т.д., и все эти территории оставались в составе Черкесии.

В XVI веке адыги и в частности Кабарда попали в сферу влияния Османской империи и его вассала — Крымского ханства. Российская история свидетельствует, что Кабарда и Московское княжество в XVI веке испытали на себе одинаковое военное давление превосходящих сил Крымского ханства. Вследствие этого у них возникли планы объединить усилия для борьбы с общим врагом, поэтому в 1561 году Иван IV Грозный женился на дочери известного кабардинского князя Темрюка Идарова — Идархэ Гуашеней и после крещения в Москве она стала царицей Марией.

Различные потомки Идаровых поступали на русскую службу, им была присвоена фамилия «Черкасских» и они положили начало некоторым русским и польским княжеским фамилиям.

Внутренние процессы

К началу XVII века Кабарда была разделена между тремя домами Иналидов: Кайтукиных (кабард.-черк. Къейтыкъуейхэ), Идаровых (кабард.-черк. Идархэ) и Тлостановых (кабард.-черк. Лъэустэнейхэ).

К середине XVII века дом Кайтукиных выдавил дом Идаровых на нижний Терек (княжество Сунчалеевичей-Черкасских), а дом Тлостановых в Терско-Сунженское междуречье.
Подконтрольная дому Кайтукиным территория (с этого момента собственно Кабарда) получила в иностранных источниках название — «Большой Кабарды» (или «Верхней Кабарды»), в отличие от «Малой Кабарды», в которую авторы объединяли никогда не составлявших политическое целое княжества — Талостаней и Джыляхстаней в Терско-Сунженском междуречье. В период установления советской власти, оставшаяся часть Малой Кабарды была включена в состав Кабардино-Балкарской автономной области, как Малокабардинский округ, который в 1935 году был переименован в Терский район.

Большая Кабарда во второй половине XVII века была разделена между тремя братьями, ставшими патриархами трёх (позднее четырёх) княжеских домов: Атажукины (кабард.-черк. Хьэтӏохъущыкъуейхэ), Мисостовы (кабард.-черк. Мысостхэ) и Джамбулатовы (кабард.-черк. Джамботхэ), последние разделились в XVIII веке на Кайтукиных (кабард.-черк. Къейтыкъуейхэ) и Бекмурзиных (кабард.-черк. Бэчмырзэхэ).

Этнонимы[править | править код]

Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.

Впервые русским источникам адыги, в частности, будущие кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с XI века, когда языческий касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что теряет силы, взмолился Богородице и поверг противника на землю, затем вытащил из-за голенища сапога нож, зарезав Редедю. Впоследствии Мстислав крестил касогов и отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. В это время византийцы живших в горах адыгов-христиан по-прежнему именовали зихами. А часть адыгов живших выше в высокогорьях, именовалась ими папагами.

Кабардинцы

  • Алегуко Шогенуков
  • Александр Александрович Черкасский
  • Алексей Черкасский — канцлер в Российской империи во время правления императрицы Елизаветы
  • Александр Бекович-Черкасский — князь Кабардинский
  • Александр Николаевич Бекович-Черкасский
  • Амирхан Шомахов
  • Атажуко Атажукин
  • Арманде Кумпал Кабартай Альтай-Маджини
  • Асланбек Хуштов — депутат парламента Кабардино-Балкарской Республики и спортсмен, завоевавший золотую медаль на летних Олимпийских играх 2008 года.
  • Авенир Чемерзин — полковник российской императорской армии и математик, прежде чем стать библиографом.
  • Bidar KADIN — Имперский консорт Абдул Гамида II в Османской империи
  • Борис Черкасский
  • Дмитрий Черкасский
  • Доамна Екатерина Черчеза — принцесса-супруга воеводы Молдавии в качестве жены Василия Лупу
  • Эльмирза Бекович-Черкасский
  • Федор Александрович Бекович-Черкасский
  • Федор Николаевич Бекович-Черкасский
  • Григорий Черкасский
  • Идар Кабардинский
  • Инал Великий — князь Кабардинский
  • Исмаил бек Атажукин
  • Иван Амашук
  • Иван Б. Черкасский — двоюродный брат Михаила I России
  • Иван Евгеньевич Черкасский
  • Якоп Черкасский
  • Касбулат Черкасский
  • Касей Атажукин
  • Камбулат Черкасский
  • Келемет Черкасский
  • Куденец Черкасский
  • Кургоко Атажукин
  • Ладислас дю Луар, графиня Лейла Хагондокофф — кавалер Национального ордена за заслуги и национального ордена Почетного легиона (командор), модель французского дома высокой моды Chanel
  • Людмила Моник Черина
  • Махидевран — Императорский супруг Сулеймана Великолепного Османской империи
  • Мамстрюк Черкасский
  • Мария Темрюковна — Царица из царизма России в качестве жены Ивана Грозного
  • Михаил Александрович Черкасский I
  • Михаил Александрович Черкасский II
  • Михаил Т. Черкасский
  • Михаил Юрьевич Черкасский
  • Муцал Черкасский
  • Никита Егупов-Черкасский
  • Петр Амашуков-Черкасский
  • Петр Борисович Черкасский
  • Росланбек Атажукин
  • Русудан Черкесская — королева-консорт Грузии (Картли) как жена Вахтанга Законодателя
  • Серветсеза Кадын — первая жена Абдулмеджида I Османской империи
  • Шолох Черкасский
  • Симон Черкасский
  • Сунчалей Черкасский
  • Темрюк — князь Кабардинский
  • Василий Амашуков-Черкасский
  • Василий Карданукович Черкасский
  • Владимир Черкасский — мэр Москвы (1868–1870)
  • Ефим Бекович-Черкасский
  • Юрий Темирканов — музыкальный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского филармонического оркестра с 1988 года.
  • Заур Тутов

численность населения

Кабардинцы — самое крупное черкесское (адыгейское) племя в мире в целом и составляют крупнейшее черкесское племя в России, Турции, Египте и некоторых других странах региона. По состоянию на 2002 год в Кабардино-Балкарии , Россия, кабардинцы насчитывали около 520 000 человек . и около 50 000 человек в Карачаево-Черкесии , Россия. В Турции, где проживает более 1 миллиона из них, они сосредоточены на плато Узуньяйла в провинции Кайсери и вокруг (Центральная Турция), хотя есть кабардинские деревни в Балыкесире , Дузче , Эскишехире (Северо-Западная Турция), Чоруме , Самсуне и Токат (Черноморский регион) и многие другие. Значительные группы кабардинцев также проживают в Иордании ; и есть сообщества в Соединенных Штатах. Однако в Израиле и Иордании племена шапсугов и абзах соответственно являются самыми многочисленными.

Сватовство

Сватовство – это незаменимый этап, который предшествует самому торжеству свадьбы. Ранее сватовство было обязательным, но и сегодня многие молодые придерживаются этой традиции. Суть заключается в том, что жених должен оповестить о своих намерениях родителей будущей невесты. Для этого в дом девушки направляется посредница или, как принято её называть, сваха. В Армении посредницу величают миджнорд кин. Ей может быть только женщина из семьи жениха. Она должна быть уважаемой, иметь хорошее положение в обществе. С этой ролью может успешно справиться даже мама жениха

Очень важно, чтобы сваха была известна родителям будущей невесты

Изначально сваха приходит без открытого предложения, она осторожно и ненавязчиво старается разузнать отношение родителей будущей невесты вообще к замужеству, а также к жениху

После так называемого предварительно сватовства к родителям будущей невесты направляются сваты – родственники будущего жениха. Участвуют в переговорах исключительно мужчины. Сваты рассказывают цель визита и просят разрешения отца будущей невесты на брак. Решение остаётся за отцом, который может намекнуть как на согласие, так и на отказ. Отец не имеет права сразу согласиться на предложение сватов, ведь считается, что тогда он хочет поскорее отдать дочку замуж. Только на второй встрече отец уже прямо выражает своё согласие, сразу обсуждаются условия обручения, которое является следующим шагом перед самой свадьбой.

Происхождение и история

Процесс формирования древнеадыгской общности охватывал в основном конец первого тысячелетия до нашей эры — середина первого тысячелетия нашей эры. В нем участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в том числе торетов, синдов).

В VIII – VII веках до нашей эры сложилась меотская культура. Племена меотов населяли территорию от Азовского до Черного морей. В IV – III вв. до н. э. многие из племен меотов вошли в состав Боспорского государства.

Период с IV по VII век вошел в историю как эпоха Великого переселения народов. С нашествием гуннов хозяйство адыгов переживало кризис. Нормальный процесс развития горской экономики нарушился, наступил спад, выразившийся в сокращении хлебных посевов, обеднении ремесел, ослаблении торговли.

К X веку сложился мощный племенной союз, называемый Зихия, который занимал пространство от Тамани до реки Нечепсухе, в устье которой находился город Никопсия.

В раннем средневековье адыгское хозяйство носило аграрный характер, существовали ремесла, связанные с выделкой металлических вещей и глиняной посуды.

Проложенный в VI веке Великий шелковый путь способствовал вовлечению народов Северо-Западного Кавказа в орбиту китайской и византийской торговли. Из Китая в Зихию привозились бронзовые зеркала, из Византии – богатые ткани, дорогая посуда, предметы христианского культа и пр. Соль поступала из предместий Азова. Тесные экономические отношения установились со странами Ближнего Востока (иранские кольчуги и шлемы, стеклянные сосуды). В свою очередь, зихи вывозили скот и хлеб, мед и воск, мех и кожи, лес и металл, изделия из кожи, дерева и металла.

Вслед за гуннами в IV – IX веках народы Северо-Западного Кавказа подверглись агрессии со стороны аваров, Византии, булгарских племен, хазар. Стремясь сохранить свою политическую независимость, адыгские племена вели ожесточенную борьбу с ними.

Начиная с XIII столетия в течение XIII – XV веков адыги раздвинули границы своей страны, что было связано с освоением более совершенных форм хозяйствования и привлечением новых площадей под пашни и пастбища. Область расселения адыгов с этого времени получила название Черкеcия.

В начале 40-х годов XIII века адыгам пришлось выдержать нашествие татаро-монголов, северокавказские степи становятся частью Золотой Орды. Завоевание нанесло тяжелый удар региону – погибло множество людей, большой ущерб был нанесен хозяйству.

Во второй половине XIV столетия, в 1395 году, произошло вторжение в Черкесию войск завоевателя Тимура, также нанесшее серьезный ущерб региону.

В XV веке заселенная черкесами территория простиралась с запада на восток от берегов Азовского моря до бассейнов рек Терека и Сунджи. Земледелие оставалось ведущей отраслью хозяйства. По-прежнему большое место занимало животноводство. Некоторого развития достигло ремесленное производство: железных дел мастера изготовляли предметы вооружения, орудия труда, домашнюю утварь; ювелиры – золотые и серебряные изделия (серьги, кольца, пряжки); шорники занимались обработкой кожи и производством конской сбруи. Черкесские женщины пользовались славой искусных вышивальщиц, пряли овечью и козью шерсть, ткали сукно, из войлока шили бурки и папахи. Внутренняя торговля была развита слабо, зато внешнеэкономические связи развивались активно, они носили характер бартера или обслуживались иностранными монетами, так как собственной денежной системы в Черкесии не было.

Во второй половине XV века Генуя развила активную торговую и колонизаторскую деятельность в Причерноморье. В годы генуэзского проникновения на Кавказ получила значительное развитие торговля итальянцев с горцами

Важное значение имел вывоз хлеба – ржи, ячменя, проса; вывозились также лес, рыба, икра, меха, кожи, вино, серебряная руда. Но наступление турок, захвативших в 1453 году Константинополь и ликвидировавших Византию, привело к упадку и полному прекращению деятельности Генуи на Северо-Западном Кавказе

Главными партнерами во внешней торговле адыгов в XVIII – первой четверти XIX века стали Турция и Крымское ханство.

XVIII—XIX века

В 1708 году кабардинцы одержали победу в Канжальской битве над войсками Крымского ханства, после которой крымские набеги на Кабарду окончательно прекратились.

Кабарда к концу XVIII века занимала обширные территории. Через её территорию проходили важнейшие дороги в Закавказье. По словам российского историка В.А. Потто, «Влияние Кабарды было огромным и выражалось в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Фраза „он одет…“, или „он ездит как кабардинец“ звучала величайшей похвалой в устах соседних народов», «В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их на Кавказ было огромным…».

В грамоте Петра I султану Ахмеду III от 20 марта 1722 года Россия признавала протекторат Крыма над Кабардой и отказывалась от каких-либо притязаний на неё. Эту же позицию подтвердил Белградский мирный трактат 1739 года, в котором Российская и Османская империи признавали Кабарду «вольной».

Однако в 1763 году Российская империя на территории Кабарды начала строительство крепости Моздок. Посольство Большой Кабарды, принятое императрицей Екатериной II в 1764 году, требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ. Царское правительство, ссылаясь на статьи Адрианопольского трактата с Турцией, заявило о своих правах на черкесские земли.

Титульный герб кабардинский в «Титулярнике» царя Алексея Михайловича

В 1778 году недовольство кабардинских князей выразилось в первое крупное восстание против российского присутствия на территории Кабарды. В том же году восстание было подавлено генералом И.В. Якоби, который наложил на Кабарду огромную контрибуцию, разорившую кабардинский народ.

Наибольший размах военных действий на территории Кабарды получили в 1794 и 1804 годах. Последнее нанесло особенно сильный удар кабардинскому народу. Военный гнёт и изъятие земель привели к тому, что доведённый до крайнего ожесточения народ Кабарды вновь восстал в 1810 году. Новой карательной экспедицией восстание было подавлено генералом Булгаковым. При этом в 1811 году наибольший удар был нанесён по Малой Кабарде, которая фактически обезлюдела после последовавшей чумы. Итогом карательной экспедиции Булгакова стало сожжение 200 селений и 9585 жилищ, сопровождавшееся тотальным грабежом. В 1822 году на восставшую в последний раз Кабарду обрушился генерал А.П. Ермолов.

Ослабленная эпидемиями чумы и уходом значительной части населения в Чечню и Западную Черкесию, Кабарда была окончательно сломлена. От крупного адыгского субэтноса, численность которого вероятно превышало 300 тыс. на момент начала конфликта в 1763 году, после 1822 года в Большой Кабарде осталось около 30 тыс.

В 1825 году Кабарда была окончательно включена в состав Российской империи. Однако часть кабардинцев продолжало военное сопротивление русским войскам, организовав в Закубанье «Хажретову Кабарду» («Беглую Кабарду»). Часть мятежников переселилось в Чечню и Дагестан, где война в тот момент только набирала обороты. На завершающем этапе Кавказской войны и после её официального завершения (1861—1867 года) сотни тысяч адыгов были депортированы в Османскую империю в ходе масштабного черкесского мухаджирства.

Кабарда, после включения в состав Российской империи стала называться Кабардинским (позже Нальчикский) округом Терской области. В титуле российских императоров появилась строка «государь Кабардинской земли».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector