Я живу среди последних язычников европы, и мне есть что о них рассказать

Фольклор

Марийские семьи были преимущественно малыми, моногамными, хотя существовали и большие – неразделённые, объединявшие 3–4 поколения близких родственников.

Брак патрилокальный; при его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое из имущества (пого) и скота (кузык).

Встречались смешанные браки, чаще с русскими и чувашами.

Свадебный обряд представлял собой многоэтапный сложный ритуал с музыкой, песнями, плясками.

Театрализованными действиями ряженых, играми, музыкой (популярные инструменты – барабан, волынка, свирель, гусли, деревянные трубы, со 2-й половины XIX в. – гармонь), самобытными песнями (муро), танцами сопровождались и тесно связанные с хозяйственной деятельностью всенародные праздники. Отмечались:

  • новогодний праздник «шорык йол» с гаданиями об урожае, приплоде скота, о женихах и пр.;
  • аналогичный русской масленице праздник «уйарня», весенний праздник пашни «ага пайрем» с общественным молением и жертвоприношением хлебов;
  • летний праздник «сурем» с шумным ритуалом изгнания «злых духов» (под звуки трещоток и труб нагайками и прутьями марийцы хлестали свои дома и постройки);
  • осенний праздник «угинде пайрем», который сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молениями.

Праздники христианского календаря также отмечались с включением элементов языческой обрядности. В районах близкого соседства с башкирами и татарами марийцы принимали участие в их празднованиях Джиена, Сабантуя.

У марийцев была развита нетрадиционная медицина, основанная на представлениях о космической жизненной силе, воле богов, злых духах, порче, сглазе, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне.

Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде, перевозка покойного на кладбище в санях даже в летнее время.

В традиционном погребении нашли отражение представления о загробном мире (киямат): в могилу клали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, попасть через пропасть в иной мир; ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащих вход в царство мёртвых; собранные в течение жизни ногти покойника, с помощью которых он якобы сможет преодолеть горы и скалы при переходе на тот свет.

Марийский праздник Семык

Архив журнала “Наш дом – Татарстан”

Марийцы

Я живу в неприметном национальном регионе, который носит довольно нелепое для русского уха название Марий Эл и является родиной маленькой, но очень своеобразной нации марийцев. Чтобы не ходить вокруг да около скажу, что, во-первых, в сельской глуши до сих пор проживают люди, поклоняющиеся дохристианским богам, а, во-вторых, к ним относятся мои родственники по отцовской линии. В-третьих, надо отметить, что «сельской глушью» здесь можно назвать практически всю местность за пределами городов.

Чтобы понять местные обычаи и верования, нужно иметь примерное представление о том, кто такие марийцы, и каковы они. Народность относится к волжской ветви финно-угров, что делает их дальними родственниками финнов, эстонцев и венгров и более близкими — мордвы и коми. Как нация они сложились в неприветливой болотистой местности, окруженные татарами, русскими и чувашами, то есть не особо культурно близкими и доброжелательными соседями.

Типичный марийский мужик смотрит на тебя как на рушла

Как говорил Монтескье, география и среда определяет характер народа. И вот вам самый показательный факт, который может здорово обрисовать его: жители соседних регионов, как я узнал совсем недавно, называют местных простым и емким словом «кереметь», чаще всего даже не зная, что оно означает. А означает оно у самих марийцев одновременно дьявола и болотный дух, вредный, хитрый и злопамятный. «Не ходи по болоту, Кереметь за ногу утащит», — говорила мне бабуля.

В целом, все не так плохо и не такой уж кереметь, но характер у местных и вправду тяжеловатый. Вспомните все негативные стереотипы о русских: неприветливые, мрачные, сильно пьющие и слегка одичалые. Все это — стереотипы уже самих русских о марийцах, хотя лично мне они больше напоминают своеобразных хоббитов, просто не в лучшие годы и не в лучшем настроении.

История

Первое достоверное упоминание о черемисах встречается в Повести временных лет,где они упомянуты среди народов платящих дань Руси.Там же сказано что черемисы живут у устья р.Оки.Следующее упоминание о черемисах датировано 1170г.-князья Галича наняли отряды черемис.Русские письменные источники конца 12в. указывают что черемисы живут в верховьях р.Ветлуги. Упоминаний о черемисах на территории современной Республики Марий-Эл в письменных источниках 11-13в. нет.Хотя в это время здесь происходили активные контакты между Русью и Волжской Булгарией,в том числе был заключён договор согласно которому южный(горный) берег р. Волги принадлежал княжеству Владимирскому а северный(луговой) Волжской Булгарии.Археологами на территории Горномарийского района Республики Марий-Эл(южный берег р.Волги)обнаружено крупное русское поселение 11-13в.(юрьяльское селище),на северном берегу р.Волги возле райцентра Юрино обнаружено булгарское поселение.В 1246г.территория была опустошена татаро-монголами.После чего,по данным археологии и русским летописей,эта территория пустовала.В начале 14в.на территории современной Республики Марий-Эл появляются поселения которые однозначно можно определить как марийские. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне татар. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 октября был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря  — АССР.

Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии 1593 г.

См. также История Марийского края.

Число имени Марийка

Число имени четыре (4) указывает на людей, которым свойственны постоянность, искренность, внимательность к деталям. Людям с именем Марийка открываются неограниченные возможности в технических и гуманитарных науках. При отсутствии амбиций такие люди нередко ведут аскетичный образ жизни, а при возникновении препятствий на своем пути могут легко сдаваться. Число четыре (4) для имени Марийка означает, что сексуальные отношения — это, в первую очередь, продолжение рода…

Подробнее: число имени Марийка

Значение букв в имени Марийка

М — сдержанный, прагматичный, уверенный в себе, усердный, жизнерадостный, осторожный.А — инициативный, эгоцентричный, амбициозный, порывистый, креативный, честный.Р — инициативный, эгоцентричный, умный, уверенный в себе, самостоятельный, конфликтный.И — страстный, отзывчивый, умный, креативный, нерешительный, мрачный.Й — страстный, отзывчивый, нерешительный, самостоятельный, осторожный, аскетизм.К — амбициозный, порывистый, проницательный, отзывчивый, прагматичный, честный.

Совместимые с именем Марийка венгерские имена

Бригитта, Джолан, Илонка, Ирен, Лисия, Марджит, Франси, Хаджнолка, Оди, Пал, Писта, Тивадар, Бартос, Берталан, Джозсеф, Джозси, Колос, Писти, Цсига, Эвайк…

Проверьте также совместимость других имен с именем Марийка.

Известные люди с именем Марийка

  1. Модева, Марийка — Модева (болг. Модева; род. 4 апреля 1954, неизвестно) — болгарская гребчиха, выступавшая за сборную Болгарии по академической гребле в…
  2. Марийка Подгорянка — Подгорянка ( Пидгирянка, укр. Марійка Підгірянка, настоящее имя Мария Емельяновна Ленерт-Домбровская; 29 марта 1881, село Белые Ославы…
  3. Николова, Мими — Николаева (болг. Николаева; род. 30 июня 1938 года, София, Третье Болгарское царство) — болгарская певица в жанре поп-музыки, популярная…

Численность и расселение[править | править код]


Расселение марийцев в Приволжском федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.


Расселение марийцев в Уральском федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Ареал расселения марийцев в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.

Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.)

Численность марийцев по данным переписей населения (человек):

СССР 428192 481587 504205 598628 621961 670868
Российская Федерация (Российская империя, РСФСР) 375439 428001 476382 498006 581082 599637 643698 604298 547605
Республика Марий Эл (Марийская автономная область, Марийская АССР) 247979 273332 279450 299179 306627 324349 312178 290863
Кировская область (Вятская губерния) 144918 59741 57008 52570 51682 47910 44496 38930 29598
Республика Башкортостан (Уфимская губерния, Башкирская АССР) 80608 79298 90163 93902 109638 106793 105768 ▬105829 103658


Семья Луговых марийцев Царевококшайского уезда Казанской губернии. Российская империя, начало XX века

Кировская область

2002 год: район, количество, доля в районе:

  • Кильмезский, 2 тыс., 8 %;
  • Кикнурский, 4 тыс., 20 %;
  • Лебяжский, 1,5 тыс., 9 %;
  • Малмыжский, 5 тыс., 24 %;
  • Пижанский, 4,5 тыс., 23 %;
  • Санчурский, 1,8 тыс., 10 %;
  • Тужинский, 1,4 тыс., 9 %;
  • Уржумский, 7,5 тыс., 26 %.

Численность (Кировская область): 2002 год — 38 390, 2010 год — 29 598.

Доля марийцев по районам и городам России (по переписи 2010 года)править | править код

(указаны муниципальные образования, где доля марийцев в численности населения превышает 20 %):

Доля марийцев по районам и городам России
Район (округ) Субъект РФ % марийцев
МР Волжский Марий Эл 86,9
МР Горномарийский Марий Эл 85,8
МР Моркинский Марий Эл 81,2
МР Сернурский Марий Эл 76,6
МР Мишкинский Башкортостан 71,5
МР Куженерский Марий Эл 69,2
МР Новоторъяльский Марий Эл 67,4
МР Советский Марий Эл 65,5
МР Оршанский Марий Эл 55,6
МР Мари-Турекский Марий Эл 49,5
МР Звениговский Марий Эл 49,3
МР Килемарский Марий Эл 47,2
МР Калтасинский Башкортостан 45,9
МР Параньгинский Марий Эл 43,2
МР Медведевский Марий Эл 42,5
ГО Козьмодемьянск Марий Эл 30,9
МР Пижанский Кировская 30,3
МР Кикнурский Кировская 29,5
МР Краснокамский Башкирия 26,5
ГО Йошкар-Ола Марий Эл 23,6
МР Бирский Башкортостан 20,5

Характер Марьи

Общество и коллектив
Общительность
Чуткость
Отзывчивость
Уважение
Доброта
Доброжелательность
Деятельность
Трудолюбие
Добросовестность
Исполнительность
Дисциплина
Ответственность
Целеустремленность
Отношение к себе
Скромность
Гордость
Самокритичность
Честность
Отношение к вещам
Бережливость
Аккуратность
Щедрость
Бескорыстие

В характере Марьи преобладают ответственность, отзывчивость и уважение. Также особо выделяются щедрость и доброжелательность. Это сочетание личностных сторон и черт сложно назвать часто встречаемым. И далеко не все из них проявляются для окружающих в открытом виде. Порой требуется время на проявление и реализацию некоторых, скрытых черт характера.

Зарождение марийского народа

Происхождение народа порой становится одной из самой больших загадок в его изучении. В данном случае марийцы – не исключение. Большинство историков предполагает, что предки мари появились около I тысячелетия до нашей эры. Принадлежали они к городецкой культуре, занимавшей правый берег Северного Поволжья.

В то же время азелинские народы, проживавшие на левом берегу, также стали прародителями новых племён, а значит, сами марийцы были результатом смешения двух основных культур региона. Поволжье стало центром зарождения нового народа, откуда он расселился в другие уголки России.

О том, какой была жизнь марийцев на заре их становления, совсем ничего не известно. Самое первое упоминание о них можно встретить у Иордана, готского историка, жившего в VI веке.

Эти сведения в некоторой степени открывают нам характер марийцев, которые названы воинственным и жестоким народом. Известно, что нередко воины мари взаимодействовали с хазарами или Волжской Булгарией.

Русский костюм марийской женщиныXIX-нач.XX. Казанская губерния (совр.Республика Марий Эл)Место хранения оригинала – Российский этнографический музей

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Aragonés
  • العربية
  • مصرى
  • Azərbaycanca
  • تۆرکجه
  • Башҡортса
  • Беларуская
  • Беларуская (тарашкевіца)
  • Български
  • Буряад
  • Català
  • Нохчийн
  • Qırımtatarca
  • Čeština
  • Чӑвашла
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • עברית
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • Қазақша
  • 한국어
  • Перем коми
  • Коми
  • Кыргызча
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Олык марий
  • Македонски
  • Bahasa Melayu
  • Эрзянь
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Ирон
  • Polski
  • Саха тыла
  • Scots
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Slovenščina
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Türkçe
  • Татарча/tatarça
  • Удмурт
  • Українська
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Tiếng Việt
  • 吴语
  • 中文

Черемисы народ с другой планеты

Несмотря на то, что к нынешнему времени марийцы уже много веков прожили в составе России, приняв некоторые элементы русской культуры, они сохранили свои верования. Православными является лишь небольшая часть народа, а подавляющее большинство и сегодня исповедует старинную этническую веру. Чтобы лучше понять марийцев, стоит познакомиться с их поверьями, что я и предлагаю сделать.

Если археологи ведут споры о точном времени появления предков марийцев и особенностях их культуры, то марийские мифы подробно рассказывают о том, как на земле появились люди и, в частности, это племя. Согласно им, в далёкой древности из созвездия Гнезда на землю прилетела утка, которая снесла пару яиц и улетела обратно. Из яиц родились два брата, один из которых воплощал всё доброе, что будет в мире, а другой – злое. От них и пошёл человеческий род.

Хочу заметить, что и современные марийцы не используют общепринятые названия для указания созвездий. Они любят звёздное небо и тайны, связанные с ним, используя ту терминологию, что передали им предки. Например, Большая Медведица – то Лось, а Плеяды – то самое Гнездо, откуда на Землю была принесена жизнь.

Марийский праздник «Пеледыш пайрем»

Известные марийцы[править | править код]

  • Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл.
  • Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед.
  • Тыныш Осып (Борисов Иосиф Алексеевич) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР.
  • Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари.
  • Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор.
  • Васин Ким Кириллович — писатель.
  • Вишневский Семён Алексеевич — поэт, переводчик, журналист.
  • Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец.
  • Григорьев Александр Владимирович  — художник.
  • Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
  • Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер.
  • Ефруш Георгий Захарович — писатель.
  • Ефремов Тихон Ефремович — просветитель.
  • Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл.
  • Игнатьев Никон Васильевич — писатель.
  • Йыван Кырла — поэт, киноактёр.
  • Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер.
  • Казаков Николай Иванович — поэт.
  • Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР.
  • Колумб Валентин Христофорович — поэт.
  • Конаков Александр Фёдорович — драматург.
  • Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР.
  • Лашманов Пётр Ильич — поэт, прозаик, переводчик, этнограф, краевед, педагог.
  • Лекайн Никандр Сергеевич — писатель.
  • Луппов Анатолий Борисович — композитор.
  • Макс Майн — поэт, переводчик, журналист, редактор.
  • Матюковский Геннадий Иванович — поэт, прозаик, переводчик, журналист.
  • Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари.
  • Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик.
  • Николаев Сергей Николаевич  — драматург.
  • Олык Ипай — поэт.
  • Орай Дмитрий Фёдорович — писатель.
  • Осмин Йыван — поэт, прозаик, журналист, редактор, педагог.
  • Петров Иван Петрович  — государственный и общественный деятель, первый председатель Марийского ОБИК.
  • Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог.
  • Першуткин Пётр Григорьевич — поэт.
  • Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
  • Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист.
  • Сави Владимир Алексеевич — писатель.
  • Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр.
  • Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист.
  • Сапаев Эрик Никитич — композитор.
  • Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари.
  • Тойдемар Павел Степанович — музыкант.
  • Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург.
  • Чалай Васлий — поэт, прозаик.
  • Четкарёв Ксенофонт Архипович — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
  • Шабдар Осып — писатель.
  • Шадт Булат — поэт.
  • Шкетан Яков Павлович — писатель.
  • Элексейн Яков — прозаик, журналист, педагог.
  • Эшкинин Андрей Карпович — писатель.
  • Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор.
  • Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор.
  • Юзыкайн Александр Михайлович — писатель.
  • Юзыкайн Алеко — писатель, журналист.
  • Юксерн Василий Степанович — писатель.
  • Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф.
  • Ямбердов Иван Михайлович — художник.
  • Князь Мамич-Бердей
  • Чоткар патыр
  • Полтыш князь Малмыжский, погиб в битве с русскими войсками
  • Чумбылат, легендарный марийский князь XII века

Религия[править | править код]

Кроме православия, у марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».

В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству.

Происхождении народа

Вопрос о происхождении марийского народа является спорным до сих пор. Впервые научно обоснованную теорию этногенеза марийцев высказал в 1845 г. известный финский языковед М.Кастрен. Он попытался отождествить марийцев с летописной мерей. Эту точку зрения поддержали и развили Т.С.Семенов, И.Н.Смирнов, С.К.Кузнецов, А.А.Спицын, Д.К.Зеленин, М.Н.Янтемир, Ф.Е.Егоров и многие другие исследователи II половины XIX – I половины ХХ вв. С новой гипотезой в 1949 г. выступил видный советский археолог А.П.Смирнов, который пришел к выводу о городецкой (близкой к мордве) основе, другие археологи О.Н.Бадер и В.Ф.Генинг в то же время защищали тезис о дьяковском (близком к мере) происхождении марийцев. Тем не менее археологи уже тогда сумели убедительно доказать, что меря и мари хотя и родственны друг другу, но не являются одним и тем же народом. В конце 1950-х гг., когда стала действовать постоянная Марийская археологическая экспедиция, ее руководители А.Х.Халиков и Г.А.Архипов разработали теорию о смешанной городецко-азелинской (волжскофинско-пермской) основе марийского народа. Впоследствии Г.А.Архипов, развивая эту гипотезу дальше, в ходе открытия и исследования новых археологических памятников доказал, что в смешанной основе марийцев преобладал городецко-дьяковский (волжско-финский) компонент и формирование марийского этноса, начавшееся в первой половине I тысячелетия нашей эры, в целом завершилось в IX – XI вв., при этом уже тогда марийский этнос начал делиться на две основные группы – горных и луговых марийцев (на последних, по сравнению с первыми, более сильное влияние оказали азелинские (пермоязычные) племена). Эту теорию в целом поддерживает сейчас большинство ученых-археологов, занимающихся данной проблемой. Марийский археолог В.С.Патрушев выдвинул иное предположение, согласно которому формирование этнических основ мари, а также мери и муромы происходило на базе населения ахмыловского облика. Лингвисты (И.С.Галкин, Д.Е.Казанцев), которые опираются на данные языка, полагают, что территорию формирования марийского народа следует искать не в Ветлужско-Вятском междуречье, как это считают археологи, а юго-западнее, между Окой и Сурой. Ученый-археолог Т.Б.Никитина, учитывая данные не только археологии, но и лингвистики, пришла к выводу, что прародина марийцев находится в приволжской части Окско-Сурского междуречья и в Поветлужье, а продвижение на восток, к Вятке произошло в VIII – XI вв., в процессе которого осуществилось соприкосновение и смешение с азелинскими (пермоязычными) племенами.

Культура

Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.

Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

Язык

Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.

В России, по данным Всероссийской переписи населения , марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугововосточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %), и горномарийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие. Среди 312 195 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе лугововосточным марийским — 245 151 человек (93,2 %) и горномарийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.).

Многие марийцы сочетают свою веру с православием

Вера марийцев — явление необычное. Будучи религиозной традицией, она не видит для себя угрозы в чужих мировоззрениях. Более того, марийская религия никакие учения не считает чужими. Всё от Бога, как ни крути.

Это создаёт интересную ситуацию: около 67% жителей Марий Эл — номинально православные. Но многие из них — двоеверцы. Марийская религия не считает зазорным такое сочетание, так что человек с лёгким сердцем может выполнять ритуалы и той, и другой традиции.

67%
жителей Марий Эл — православные

Кугу Юмо — это христианский Бог в представлении марийцев. Иначе и быть не может. Если Бог творец Един, то ясно, что оба учения пересекаются в этой точки и указывают на самую могущественную духовную сущность.

Юмын Удыр — владычица звёздного неба в марийской мифологии. Фото: upload.wikimedia.org

Христианская ритуальная практика тесно сплетена с марийскими верованиями — вплоть до того, что Георгия Победоносца считают аналогом некого местного божества.

С православной точки зрения подобное слияние недопустимо, хотя определённый процент местных влияний всегда трансформировал христианское учение в разных регионах.

Возможно, марийская религия и выжила только благодаря христианству. Своих мифов там практически нет. В основном — заимствования скандинавских историй. Библейские рассказы и учения заполнили лакуны в марийском мировоззрении. Остался лишь пантеон.

История и расселение марийцев

Марийский этнос сформировался на базе финно-угорских племен, обитавших в Волго-Вятском междуречье в 1 тысячелетии н. э. в результате контактов с булгарами и другими тюркоязычными народами, предками современных чувашей, татар, башкир.

Русские раньше называли марийцев черемисами. Марийцы подразделяются на три основных субэтнических группы: горных, луговых и восточных марийцев. С XV в. горные марийцы подпали под русское влияние. Луговые марийцы, входившие в состав Казанского ханства, долгое время оказывали ожесточенное сопротивление русским, во время Казанского похода 1551-1552 гг. они выступали на стороне татар. Часть марийцев переселилась в Башкирию, не желая креститься (восточные), остальные были крещены в XVI-XVIII вв.

В 1920 г. Была создана Марийская автономная область, в 1936 г. – Марийская АССР, в 1992 г. – Республика Марий Эл. В настоящее время горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые проживают в Ветлужско-Вятском междуречье, восточные – к востоку от р. Вятка, главным образом, на территории Башкирии. Большинство марийцев проживают в Республике Марий Эл, примерно четверть – в Башкирии, остальные – в Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской, Пермской областях. По данным переписи населения 2002 г., в Российской Федерации проживало более 604 тысяч марийцев.

Кто такие марийцы

Древняя родина мари раскинулась вдоль Волги, притом по обе стороны реки, которая и разделила народ на две этногруппы с различающимися традициями, языком и костюмами— горных и луговых марийцев. В истории марийских земель много интересных строк: она переходила в о владение Золотой Орды, а позже и Казанского ханства.

В это время новая власть не только ввела на их территории крепостное право, военную повинность и заоблачные налоги, но и насильно крестила марийцев-язычников. Целых 30 лет народ мари бунтовал и сопротивлялся. Этот исторический период мы знаем под именем Черемисские войны. Многие марийцы покинули свою древнюю родину, отправившись в Татарстан, Пермский край и Башкортостан, и прослыли восточными марийцами.

Новая культура и православная вера со временем прижились среди мари и стали заменять им прежние верования. Некоторая часть населения, подобно татарам, приняла ислам. Но ни одна из этих религий не смогла полностью заменить и вытеснить язычество. Культ духов, многочисленных божеств и одушевления природы продолжался.

Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию

Марийская религия пережила многое. Даже тяжёлые годы атеистических гонений не смогли истребить эту веру

В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.

Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.

Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.

Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии. Фото: mari.eparhia.ru

Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему. Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.

Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.

Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания

Православное общество не отстаёт и пытается найти в религии марийцев признаки экстремизма. Это пустая и бессмысленная война, но она длится и по сей день.

Внешность

 

Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.

Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
Отличительными чертами внешности являются:

  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Одежда

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.

Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

Башкиры

Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».

На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.

Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.

По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.

В искусстве[править | править код]

  • В 1839 году в сборнике повестей и рассказов Надежды Дуровой вышла романтическая повесть под титулом «Черемиска. Рассказ исправницы Лязовской», с подзаголовком «Черемисская повесть». В настоящее время повесть известна под названием «Серный ключ».
  • Марийцы (черемисы) фигурируют в полудокументальном юмористическом рассказе Ярослава Гашека. В частности, упоминается многолетняя вражда черемисов с чувашами и язычество черемисов.
  • В 2006 году Алексей Федорченко снял фильм «Шошо» (мар. «весна»), а в 2012 году на экраны вышел его фильм «Небесные жёны луговых мари» по одноимённой книге Дениса Осокина. Оба фильма сняты на марийском языке.
  • В 2010 году режиссёр Василий Домрачев снял фильм «Салика» по комедии Сергея Николаева о жизни марийской деревни.
  • В повести Александра Ивановича Куприна «Поединок» (1905 г.) денщик подпоручика Ромашова Гайнан был черемисом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector