Храм парфенон в афинах

Описание скульптуры Афины Парфенос

Из образа Варвакиос, также относящегося к перечню работ данного мастера, ученые подчеркнули основные черты, которыми предположительно обладала и Афина Парфенос.

Описывая некоторые нюансы её воинственного образа, выделяют шлем богини. Он обладал тремя своеобразными гребнями.

Статуя Афины в Парфеноне

Одинаковые изображения грифонов располагались по бокам, спереди же находился сфинкс.

Щит Афины Парфенос также имел некоторые иллюстрации, в частности на его поверхности вычеканено сражение божеств с гигантами, бой с амазонками.

Существуют догадки о том, что создатель включил и собственное изображение в число изваяний на щите Афины. Предположительно, Дедал и Тезей, присутствующие здесь, являются прототипами Фидия и Перикла. Именно этот поступок стал роковым для великого скульптора.

Он был обвинен в оскорблении богов, вследствие чего попал в тюрьму. В заключении творец покончил с собой. Кстати, существуют ведомости о том, что именно статуя Зевса с Олимпии была его предсмертной работой.

По задумке Фидия фасад должен был разместить более шести колонн, поэтому статую окружали позади и по бокам ровно восемь огромных колонн. Это позволяло создать эффект архитектурной рамы, в которую оказалась вписана статуя Афины Парфенос.

Древнегреческие деятели нередко прославляли в своих трудах богиню Афину. Платон, Сократ и другие философы считали скульптуру Афины тождественно равной понятию прекрасного.

https://youtube.com/watch?v=hI44u0FF8nA

Парфенон – храм трех религий

Судьба Парфенона сложилась так, что он стал местом, где звучали слова трех религий – язычества, православия и ислама. История величия храма длилась недолго.

Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com)

Последним правителем, почитавшим мудрую богиню, был Александр Македонский. В дальнейшем Афины подвергались многочисленным захватам. Храм был разграблен, со статуй была снята позолота, сами же скульптуры варварски уничтожались. Однако культ богини Афины был настолько высок среди афинян, что святилище неимоверными силами горожан было восстановлено, несмотря на то, что казна была фактически разграблена.

После восстановления храм действовал еще 800 лет и стал последним пристанищем язычества на территории современной Греции. С приходом христианской власти языческие традиции в городе все еще были сильны. Дабы пресечь идолопоклонничество в IV в. н. э. обитель Афины превратили в православную церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Сооружение было перестроено в соответствии с канонами православной архитектуры, но в целом оно выглядело, как и прежде. В новой ипостаси храм стал привлекать паломников со всего православного мира. За словами поддержки служителей новой «старой» святыни прибегали императоры и полководцы.

Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com)

В XV в. Греция попала под влияние Османской империи. Новые власти первым делом поспешили избавиться от христианских символов, и Парфенон на этот раз обрел черты мусульманских мечетей. Однако помимо иссечения христианских сюжетов и слов, никаких кардинальных изменений во внешнем облике храма не произошло. В XVII в. во время военного столкновения Османской империи со Священной лигой, стены Парфенона были практически разрушены.

В 1840 г. начались реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в культовое сооружение. Процесс восстановления с переменным успехом ведется и в наши дни.

Сегодня судьба Парфенона вновь находится под угрозой. Финансовые проблемы, которые начались после вступления страны в ЕС, стали главными препятствующим факторами на пути возрождения величайшего памятника истории.

Реставрация

Возрождение Парфенона началось не раньше, чем Греция обрела независимость, в 1832 году, а уже через два года правительство провозгласило Парфенон памятником античного наследия. В результате проведённых работ уже через пятьдесят лет на территории Акрополя от «варварского присутствия» практически ничего не осталось: были снесены абсолютно все постройки, которые не имели отношения к древнему комплексу, а сам Акрополь начали восстанавливать согласно сохранившимся описаниям о том, как выглядел Парфенон в древней Греции (в настоящее время храм, как и весь Акрополь, находится под защитой ЮНЕСКО).

Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Довольно странным можно считать тот факт, что древнегреческие архитекторы, всегда соблюдавшие пропорции и равновесие, при создании храмового комплекса решили отойти от своих традиционных принципов.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Кариатиды Эрехтейона

Портик кариатид — самая узнаваемая архитектурная часть Эрехтейона. Изначально к нему примыкал каменный забор, который скрывал двор с миниатюрным садом. Колоннада имела двухметровый цоколь, а перекрытие поддерживали шесть кариатид. Мраморные колонны были выполнены в форме статуй женщин высотой более двух метров каждая.

Прекрасные мраморные девы простояли на священной скале более двух тысячелетий, но под воздействием атмосферы оживленного города они стали разрушаться, поэтому оригинальные статуи заменили на точные копии, а оригиналы можно увидеть в Новом Музее Акрополя. Если точнее, то в музее Акрополя можно увидеть только пять кариатид, ведь шестая уже много лет находится в Британском музее, куда она была вывезена в XIX веке при весьма непростых обстоятельствах.

Кариатиды в Новом Музее Акрополя

Дело в том, что в 1802 году британский посланник в Константинополе Томас Брюс Элгин получил от султана Селима III разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями». Под эту формулировку попала одна из кариатид и фриз Парфенона, которые до сих пор «проживают» в Лондоне. Законность подобного вывоза культурных ценностей уже много лет пытаются оспорить юристы и археологи, но пока Великобритания не планирует возвращать в Афины уникальные памятники.

Портик кариатид

Портик кариатид в Афинах

Храм Ники Аптерос – архитектура и статуи

Архитектор Калликрат воплотил представление о Нике в мраморе. Изящное здание представляло собой прямоугольное в плане сооружение (амфипростиль) с торцевыми колонными портиками. Попасть вовнутрь можно было, поднявшись по трем ступеням, стилобату.

По всему периметру здание опоясывал беспрерывный фриз, на котором были запечатлены сцены ключевых баталий с персами и главные греческие божества – Афина, Зевс, Посейдон. Внутри храма стояла бескрылая мраморная Ника (по другому мнению статуя Афины), которая держала в руках спелый плод граната и боевой шлем. До наших дней сохранились только некоторые части фриза. В частности лев, чью принадлежность храму Ники Аптерос определили только в 2010 году, в ходе масштабных реставрационных работ. Самый известный барельеф с мраморного парапета, обрамлявшего храм в 420 – 410 г. до н.э. – Ника, поправляющая сандалию, хранится в Акропольском музее. Еще несколько скульптурных элементов можно увидеть в Британском музее и Лувре.

Стоит отметить, что храм хоть, и выложен из остатков древних камней, является восстановленной копией творения древнего зодчего. Оригинал был полностью уничтожен турками в XVII веке.

Как добраться до Афинского Акрополя

Главная достопримечательность греческой столицы хорошо просматривается из центральных районов города и с находящихся в окрестностях возвышенностей. Разобраться, как добраться до Акрополя в Афинах, совсем несложно. Все зависит от отправной точки.

Самый быстрый и удобный вариант — метро. Оно охватывает практически всю столицу и пригороды. Станция «Acropoli» расположена на красной ветке (М2) и идет сразу после станции «Синтагма».

Схема метро Афин

Есть и другие виды общественного транспорта. В трех минутах от Акрополя базируется остановка «Akropolē», до которой следует автобус № 230. Также можно выйти на остановке «Makrygiannē», через которую проезжают автобусы № 040, 230, A2 и троллейбусы № 1, 5 и 15. От нее до нужной локации около 10 минут пешей ходьбы.

Дойти до Акрополя пешком удобнее всего по улице Dionysiou Areopagitou. Двигаться следует прямо, не сворачивая. А вот в случае поездки на авто до Акрополя лучше всего доехать по улице Rovertou Galli. Напротив Parco Roberto Galli находится бесплатная стоянка. Но найти на ней свободное местечко можно разве что рано утром, поэтому нужно приезжать прямо к открытию. В остальное время парковку переполняют туристические автобусы.

Чтобы добраться до Акрополя из аэропорта Афин, необходимо сначала выехать на трассу № 62, далее свернуть на трассу № 6 в сторону центра Афин, а затем на трассу № 64.

Еще один доступный способ — такси. В Афинах принято ловить машину прямо на улице. Помимо этого, туристы вовсю используют онлайн-приложение Uber.

Работа Акрополя в Афинах не зависит от сезона. Он открыт для посещений ежедневно с 8:00 до 20:00, исключая праздничные дни.

Афинский Акрополь на google-панораме:

Видео об Афинском Акрополе

Царь Эрехтей

Причина, по которой афиняне посвятили Эрехтейон Афине и Посейдону довольно очевидна и понятна. Но кто же такой царь Эрехтей и чем так прославился, что жители решили посвятить ему один из главных храмов города? Стоит отметить, что свое современное название храм получил только после того, как Афины стали частью Священной Римской империи, до этого, святилищем безраздельно правила богиня Афина. Что же стало причиной изменения названия? Как и многое в Греции, это объясняет один из мифов.

По легенде, храм был назван в честь одного из первых афинских царей Эрихтония, который был рожден Геей и Гефестом. Именно его Афина передала в закрытом ларце дочерям Кекропа и запретила им заглядывать внутрь. Но две из трех девушек не смогли сдержать любопытства и открыли запретную коробку, их очам предстал прекрасный младенец, которого охраняли змеи. Испугавшись до безумия, сестры бросились с северного склона Акрополя и разбились о камни. Младенца воспитала третья дочь Кекропа – Пандоса, которая в награду за свои труды получила святилище близ храма Афины. Когда Эрейхтей вырос, он стал царем Афин, а после своей смерти почитался жителями города наравне с богами.

Эрехтейон – визитная карточка Акрополя

Факт 8. Греческие сандалии – подарок людям от богов Олимпа

Известно, что жители Афин были законодателями моды на сандалии. И сегодня купить настоящие греческие сандалии можно только в столице Греции.

Мастера сохранили древние традиции и используют особые технологии обработки материалов. Обувь делают вручную из высококачественной кожи ягненка. Ремешки сандалий обычно красят в разные цвета и украшают узорами в национальном стиле.

Ремесленники в Афинах верят, что сандалии – это подарок древнегреческих богов людям. Именно в такой обуви изображены все греческие боги, а ее отличительной особенностью является наличие на заднике крылышек как свидетельство божественности.

История храма Эрехтейон

Если верить археологам, то современный Эрехтейон граничил с руинами древнего храма Афины Паллады, построенного еще во времена Писистрата (середины VI века до нашей эры) и разрушенного во время персидского вторжения. В V веке до нашей эры Афины посетил Геродот, который в своих бумагах писал, что среди сожженных святилищ Акрополя было одно особо почитаемое афинянами — «храм рожденного из земли Эрехтея». Считается, что именно на месте этого древнего святилища и был построен современный Эрехтейон. Однако, у этой версии есть и противники, которые утверждают, что свое название в честь афинского царя святилище получило только после присоединения Греции к Священной Римской империи, но подробнее об этом чуть позже.

Храм Эрехтейон в наши дни

Эрехтейон был задуман Периклом и был частью грандиозного строительства в Акрополе. Но пелопонесская война отодвинула эти планы, и возведение храма началось только в 421 году до н.э. уже после смерти государственного деятеля. Спустя пару лет стройка была заморожена, но в 406 году строительство все же было завершено. История хранит в тайне имя гениального архитектора, но археологи все чаще приписывают авторство Мнесиклу и Фидию.

Храм Афины, Посейдона и Эрехтея

Основная функция храма (помимо религиозной) — хранение главных артефактов полиса. Надо сказать, что сокровищнице Эрехтейона позавидуют все современные греческие музеи вместе взятые. Именно здесь хранилась деревянная статуя Афины (которая по легенде упала с неба), статуя Гермеса (та самая, что согласно мифу, принес Кекропс), знаменитый золотой светильник (огонь в котором не угасал, несмотря на то, что масло в него наливали раз в год), гроб царя Эрехтея и многие другие не менее значимые для Аттики святыни.

Эрехтейон

Деревянный идол Афины переехал в Эрехтейон практически сразу же после окончания строительства храма в 406 году до нашей эры. Но буквально через пару дней в храме вспыхнул пожар, который не только омрачил торжества по случаю освящения храма, но и уничтожил часть стен. Потребовалось десять лет, чтобы восстановить храм.

Священный Эрехтейон в Афинах

Во времена Византийской империи в стенах Эрехтейона был устроен христианский храм, возможно, благодаря именно этому факту здание сохранилось в приличном состоянии вплоть до XVII века. После того, как на территорию Греции пришли крестоносцы и появилось герцогство Афинское в стенах Эрехтейона разместился дворец епископа.

А в период Османской империи древнее святилище превратилось в гарем гарнизонного командира. В 1687 году в Афины пришли венецианцы и в буквальном смысле не оставили в Акрополе камня на камне. Тогда крыша северного портика Эрехтейона была взорвана, а боковые целы разрушены.

Селфи на фоне Эрехтейона — обязательная часть программы большинства туристов

Пострадал Эрейхтейон и во время боев греков за независимость (1827 год). Однако реставрация 1837-1847 годов позволила сохранить то, что осталось от храма. Во время второй реставрации (1902-1909 года) под руководством греческого архитектора Николаса Баланоса был восстановлен тот внешний вид храма, который мы можем увидеть сегодня.

Эрехтейон в 1905 году pastvu com

Третья реставрация пришлась на 70-80-е годы XX века, именно во время нее кариатиды «переехали» в музей, а их место заняли искусные копии. Тогда же железные скобы, которые использовались при ранних реставрациях, были заменены на титановые. Во время последней масштабной реставрации Эрейхтейон буквально разобрали по камням и собрали заново, при этом вернув часть блоков на их первоначальные места. Части, которые не сохранились, были заменены мраморными блоками подходящего размера, их хорошо заметно, так как они отличаются по цвету.

Иногда вместо блоков — подпорки

Акрополь Линдоса

У города Линдос, который был выстроен в древнейшие времена на острове Родос, насыщенная легендами история. Основано поселение еще в 12 в. до н.э. достопримечательности древнего города сегодня — одни из главных на острове. Это излюбленное место посещения туристами. Памятники архитектуры привлекают сюда и исследователей Древнегреческой культуры и искусства.

В Линдосе имеется и древнейший Акрополь. Он не менее знаменит, чем Афинский. К тому же, это сооружение намного старше того, что было выстроено в Афинах. Акрополь Линдоса возведен на высокой горе. С ее пика можно наблюдать прекраснейшую картину — неповторимый вид на море.

Афина Линда покровительствовала городу Линдос. Поэтому храм Линды, который находился на территории Акрополя, здесь считали главенствующем сооружением.

Исследователи несколько лет проводили в этом районе раскопки и в один из прекрасных дней нашли следы древнейшего святилища. Датированы находки 6 веком до н.э. Результатом проведенных экспертиз стали заключения о том, что храм некогда был уничтожен огнем. Но спустя пару веков на этом же месте появилось новое строение. Вероятно, это была попытка возведения Акрополя по подобию старого сооружения. Оно отличалось прекрасным архитектурным оформлением и огромной лестницей.

Поднимались к Акрополю Линдоса по тоненькой тропке. Она обвивает огромную, крутую скалу, на которой возведен храм. На территории комплекса находились святилища и сооружения, датированные 400 гг. до н.э. Известно, что именно в этих святилищах островитяне поклонялись своим многочисленным богам язычества. Здесь же, неподалеку, археологи нашли:

  1. Башню с часовней христианского типа.

  2. Римский храм.

  3. Руины храма, возведенного во времена Великой Римской Империи.

  4. Руины храма у Дворца Великого Магистра.

  5. Церковь Святого Иоанна. О ней известно, что была построена примерно в 13 в. нового тысячелетия.

Акрополь Линдоса вовсе времена считали наиболее романтичным и величественным сооружений Древней Греции. Возведен он в самом красивом месте острова. Пребывание там навевает на туристов мысли о Средневековье.

11.

7. Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным
Реконструкция раскраски фронтона и метоп Парфенона (Афины, Греция). | Фото: museum.ru/ Музеи России.

Бытует мнение, что архитектурные сооружения античности имели натуральный цвет нетронутого камня или мрамора, но это заблуждение. Парфенон – как и большая часть греческой архитектуры и даже скульптуры изначально были окрашены. В то время как историки спорят о том, какая часть сооружения была покрыта цветом археологи, используя ультрафиолетовое излучение, обнаружили пигменты, которые с течением времени просто выгорели и полностью утратили цвет. Исследования показали, что все скульптуры и резные элементы на фронтонах, фризе и на крыше окрашивались в ультрасиние, красные и золотые тона.

Архитектура Эрехтейона

По своей архитектуре Эрехтейон совсем не похож на классические афинские храмы. Его необычная форма связана прежде всего с особенностями рельефа и наличием нескольких святилищ, которые требовалось объединить под одной крышей. Вероятнее всего, древние конструкции святилищ не позволили устроить искусственную насыпь для строительства нового храма, поэтому сооружение как бы спускается со скалы и расположено на нескольких уровнях. Малые размеры и сложность конструкции сделали храм Эрехтейона больше похожим на жилой дом с балконом, чем на религиозное сооружение.

Эрехтейон располагается на нескольких уровнях

Восточная часть храма была посвящена Афине Деве. Здесь хранился деревянный идол богини, к которому ежегодно во время празднования Панафиней преподносили новую одежду (пеплос), вытканную молодыми жрицами, которые служили в храме.

Жители города верили, что статуя была высечена богами и считали древний идол одной из самых почитаемых святынь города. Перед статуей располагалась другая не менее ценная реликвия – золотая лампа, огонь в которой никогда не гас.

Храм царя Эрехтея

Восточная галерея была украшена шестью ионическими колоннами и фризом из белого элевсинского мрамора. К сожалению, до наших дней фриз не сохранился, а те немногочисленные детали, которые удалось восстановить, не позволяют воспроизвести общую картину внешнего вида этой части храма.

Внешние украшения Эрехтейона почти не сохранились

Западная часть Эрехтейона была посвящена Посейдону и афинскому царю Эрехтею, здесь же располагался алтарь Гефеста и древнего афинского героя Бута. Если верить легенде, именно в западной галерее начинался секретный подземный ход, который вел вниз к месту обитания священной акропольской змеи. Здесь же, в дальнем углу помещения, располагался колодец с соленой водой, который создал Посейдон во время спора с Афиной.

Эрехтейон

Северную часть Эрейхтейона украшал портик с шестью колоннами (четыре на фасаде и две торцевых). Перекрытие северной части имело отверстие, которое никогда не заделывалось. Афиняне верили, что эту «дыру» пробил сам Зевс своей молнией и боги запретили накрывать это место.

Отверстие в крыше, где согласно мифу Зевс ударил своей молнией

С южной стороны храм украшает «портик кариатид» или, как его еще называют, «крыльцо дев». Официальное же название — портик Пандросы, который словно надгробный камень возвышается над могилой первого афинского царя Керкопа.

Портик Пандросы

История

История этого древнего античного храма началась еще до нашей эры. Он был построен на холме над Афинами в период с 447-го по 438-й годы до нашей эры и сегодня насчитывает почти 2 500 тысячи лет. Проект грандиозного сооружения создал Иктин, а главным зодчим на этапе строительства стал Калликрат, который построил немало зданий в эпоху правления Перикла. Когда были закончены основные работы, мастера приступили к украшению фасада и других элементов храма. Эта кропотливая работа велась под руководством греческого скульптора Фидия.

Реконструкция Афинского Акрополя, на вершине которого возвышается Парфенон

В итоге город украсил новый главный храм, который был посвящен персонажу древнегреческой мифологии богине Афине-Девственнице. Благодаря этой покровительнице святилище и назвали Παρθενών или Парфеноном

Особое внимание греки уделили значению слова, смысл которого «дева» или «чистота»

Храм обрел название благодаря своей покровительнице — богине Афине. Статуя в Пушкинском музее Москвы

Основным материалом, из которого был сделан великий храм, стал пентелийский мрамор, специально добываемый неподалеку. Этот мраморный камень имеет особенность, ставшую характерной для здания — в начале строительства оно было полностью белым, но при взаимодействии с солнцем пожелтело. Сооружение было возведено в канонах распространенного тогда дорического ордера. По типу строение является дорическим периптером — прямоугольником, окаймленным колоннадой. Колонны Парфенона представляют особый интерес: они высятся на 10 метров, а в диаметре достигают почти 2 метров. На фасадах установлено по 8 колонн, а по бокам храма — по 17. Во многом именно они держали на себе крышу, выложенную черепицей.

Основным материалом, при постройке Парфенона, стал пентелийский мрамор

Покровительница Афин

Древние греки почитали богов, живших на священной горе Олимп. Древнегреческий миф гласит о том, что могущественному Зевсу предсказали смерть от рук сына. Боясь предсказания, громовержец проглотил беременную супругу Метиду.

Вскоре у Зевса нестерпимо заболела голова, и небесный владыка приказал рассечь ее. Из головы грозного Зевса появилась дочь Афина в воинском облачении. В глазах богини светилась мудрость и доброта, за что ее нарекли Богиней справедливости, мудрости и воинской стратегии.

Афина спустилась с Олимпа и подарила людям ремесла, научила женщин ткать, развила науки, показала искусство составления законов и ведения государственных дел. Афина – покровительница войн, пресекала несправедливость в спорах и битвах. Благодарный народ Греции чтил мудрую и великодушную Афину и возвел в ее честь храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector