Как правильно организовать школьную экскурсию

Возрастной фактор

Самый главный фактор, который следует учитывать – это возраст учеников. Собираетесь ли вы совмещать несколько классов? Если да – позаботьтесь о том, чтобы дети были примерно в одной возрастной категории.

Для начальной школы хорошо подойдут экскурсии познавательно-развлекательной направленности. Еще лучше, если там есть игровые элементы и возможность сделать что-то своими руками. Например, посещение кондитерской фабрики с мастер-классом по изготовлению печенья.

Сейчас много познавательных мероприятий организуется в форме квестов, игр и интерактивов с участием актеров. Или же это могут быть актуальные для младших школьников экскурсии в музей кукол, на завод по изготовлению игрушек, фабрику шоколада.  Моему классу очень понравился музей восковых фигур. Они с удовольствием фотографировались с экспонатами и в ненавязчивой форме получали информацию об исторических личностях.

Взрослым учащимся подойдут более серьезные экскурсии. Они могут быть связаны с каким-то предметом – литературой, географией, историей. Например, посещения дома, где проживал один из поэтов или писателей. Или знакомство с историческими объектами вашего города и области.

Как правильно организовать экскурсию

Отличный способ сплотить коллектив и полезно провести время вместе – это организовать школьную экскурсию. В детском возрасте впечатления самые яркие, и ученики навсегда запомнят каждый совместный выезд. Так что задача педагога – сделать так, чтобы экскурсия была максимально интересной, организованной, и чтобы все прошло без происшествий.

Когда в моем классе назначалась какая-то экскурсия, связанная с выездом за город, за несколько дней появлялась атмосфера праздника. Мы обсуждали, что взять с собой, как подготовиться, чем заняться в дороге. И это были теплые и приятные моменты.

Польза от школьных экскурсий затрагивает  и учебные, и воспитательные, и познавательные моменты:

  • расширение кругозора;
  • углубление школьного материала;
  • налаживание отношений между учащимися;
  • жизненный опыт в виде нестандартных ситуаций;
  • повышение мотивации к учебе;
  • выработка позитивного отношения к школе.

Во время мероприятия

Взять необходимые вещи и документы. У педагога обязательно должна быть аптечка —  лучше, если ее перед выездом проверит фельдшер. Также возьмите с собой санитайзеры и побольше одноразовых масок. В автобусе и в учреждении, в которое вы едете, дети точно должны находиться в масках. Также нужно не забыть зарядить мобильный телефон или взять запасной аккумулятор — как минимум нужно держать в курсе событий директора школы. Под рукой должна быть вода — это больше касается выездов на природу, но пригодятся несколько бутылок воды и в городе. 

Понадобятся документы:

  •  приказ директора о выезде,

  •  листок проведенного инструктажа по ТБ,

  •  список участников. 

Соблюдать правила поведения в общественных местах, правила ПДД, правила гигиены. Эти правила должны быть включены в инструктаж по ТБ. Хотя они известны детям, но лучше их контролировать на выезде — ученики могут быть возбуждены и забудут об элементарной безопасности. Сами правила можно найти на

Во время поездки в автобусе важно соблюдать эпидемиологические требования. Транспортная компания должна дезинфицировать перед поездкой все поверхности в салоне автобуса, водители перед поездкой должны измерить себе температуру тела, а во время поездки использовать маски

Также маски нужно использовать всем участникам, и педагогам, и детям. При этом и водитель и участники должны менять маски каждые три часа. 

Постоянно проверять количество участников и их экипировку. Лучше заранее определить контрольные точки — проверить на месте сбора, перед посадкой в транспорт, после выхода из него, по прибытии на место, в течение мероприятия, сразу по окончании, перед посадкой в транспорт, после выхода из него, в школе. Это нужно делать не только при выезде на природу, но и в городе. 

Если что, сразу звонить директору. Директор должен быть в курсе, если случится ЧП — он несет самую полную ответственность учеников и сотрудников. При несчастном случае нужно сначала оказывать первую медицинскую помощь и вызывать скорую, затем звонить директору. 

После мероприятия

Передать детей родителям или дежурному учителю. Лучше всего довозить детей до школы — эту точку знают все родители и легко смогут забрать детей. Если школа работает, можно оставить детей под ответственность охранника или дежурного администратора. Не желательно отпускать детей без присмотра: если родители берут на себя ответственность, заранее заручитесь их согласием в письменной форме. После поездки лучше еще раз измерить у детей температуру тела. 

Отчитаться перед директором. Это не мелочь — руководителю будет спокойнее, если он будет знать, что мероприятие прошло по плану и все дети и педагоги в порядке. 

Транспорт для экскурсии

Чтобы найти подходящий автобус, нужно действовать через надежную и проверенную автотранспортную компанию или обратиться в турфирму, которая занимается перевозкой детей. Средство перевозки должно соответствовать всем современным требованиям:

  • исправные ремни безопасности;
  • световая и звуковая сигнализация;
  • наличие лицензии на перевозку детей у водителя;
  • присутствие дополнительных  камер и зеркал;
  • автобус должен быть выпущен не позже, чем 10 лет назад;
  • наличие тахографа;
  • навигатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
  • наличие двух огнетушителей и трех  аптечек;
  • присутствие знаков «дети»;
  • действующие противооткатные упоры.

Убедившись, что транспорт вам подходит, заключите договор фрахтования на арену.

Тот человек, на чье имя заключен договор, должен предоставить в ГИБДД информацию о вывозе детей. Без такого уведомления экскурсия и транспортировка учащихся невозможны.

Две столицы

Москва

Вид с Воробьевской набережной на Москва-сити / фото автора

Тем, кто живет в столице, мои советы не нужны. Информация, скорее, для гостей города. Скоро я подготовлю отдельный детский гайд по Москве, а здесь кратко отмечу, что стоит посмотреть с детьми в столице.

Если ребенок в Москве первый раз, покажите ему Красную площадь. Интересно посмотреть на развод караула, услышать, как бьют московские куранты, увидеть храм Василия Блаженного. Со школьниками можно заглянуть в Оружейную палату и другие музеи Кремля. А после отправиться в ГУМ, чтобы попробовать там их фирменное мороженое.

После этого можно дойти пешком до Центрального Детского Мира (ЦДМ). В нем забраться на смотровую площадку на верхнем этаже и заглянуть в ностальгический музей детства (чтобы показать детям игрушки, в которые играли их родители). В ЦДМ есть детский город профессий Кидбург. Он и аналогичный проект Кидзания есть и в других ТЦ.

ВДНХ — еще одно место, где стоит побывать с детьми. Здесь смотрим Макет Москвы (он бесплатный), идем в музей Космонавтики (детские программы, интересные экспонаты и космическое питание), покупаем билеты на водное шоу в Москвариум.

Для прогулок с детьми выбирайте любой из парков. Вот подробный гайд по паркам Москвы.

Покатайтесь на роликах на Воробьевых, а после садитесь на канатку с видами на Москву-реку. Боитесь высоты? Тогда выбирайте прогулку на речном трамвайчике. Зазывал много на набережной, но дешевле покупать билеты онлайн.

Башни Москва-сити. Эконом-вариант: просто полюбоваться их видом с моста Багратион, более дорогой — подняться на саму башню и посетить на самом верху Фабрику мороженого.

Еще в Москве есть прекрасный планетарий (билеты на удобный вам сеанс лучше брать онлайн), рядом с ним зоопарк, два цирка, детские театры, аттракционы на Острове Мечты и известная на весь мир Третьяковка.

Идеи для музейных выходных в Москве ищите в этой статье: 17 небанальных музеев Москвы для всей семьи.

Санкт-Петербург

Импровизированный концерт в летний вечер в Летнем саду. Музыканта-кукольника предположительно зовут Леонид Кондаков / фото автора

В культурной столице России с детьми можно растеряться. Чтобы поездка в Питер не превратилась в праздное и мучительное шатание по Невскому, составьте заранее план и купите, где можно, билеты, забронируйте экскурсии.

Вот примерный список мест в Питере, куда сходить с детьми:

  • Петровская акватория и Гранд-макет (можно выбрать один из них)
  • Парк аттракционов «Диво-остров» (целый остров детской радости, криков, восторгов и «хочу еще»)
  • Петропавловская крепость (постарайтесь успеть к 12:00, чтобы услышать выстрел из пушки)
  • Зоопарк (в Питере он неплох)
  • Котокафе (для кошатников и мимимишных фото)
  • Летний сад с фонтанами
  • Прогулка на кораблике по Неве или по каналам
  • Легендарная кондитерская «Север»
  • Детская площадка-корабль в Новой Голландии

Про Эрмитаж и Кунсткамеру: идти туда или нет, зависит от возраста и интересов ребенка. В этом году, например, муж настоял на Кунсткамере, но дочь осталась не в восторге от похода туда. Было тяжело ходить в душных залах в маске, зал с заспиртованными младенцами поверг в ужас. В итоге ушли оттуда довольно быстро и с неоднозначными впечатлениями. По Эрмитажу есть детские экскурсии. Лучше брать их или квесты, или придумывать что-то самим, иначе ребенку будет тяжело и неинтересно.

Документы для экскурсии

К экскурсии нужно будет начать готовиться заранее. Иначе выезд может не состояться, если вы не успеете подготовить все нужные документы. Для правильной организации экскурсии понадобится следующее:

  • Уведомление с подтверждением ГИБДД о вывозе детей с присвоенным идентификационным номером или решение о сопровождение автобусов машиной ГИБДД.
  • Траектория движения с отметками всех остановок по времени.
  • Перечень учащихся – их фамилии, имена, отчества, даты рождения и телефоны родителей.
  • Перечень сопровождающих – ФИО и контактные данные.
  • Схема размещения детей в автобусе по местам – можно заполнить после того, как дети рассядутся.

ВАЖНО: в пути ученики должны сидеть согласно своим местам и не меняться с одноклассниками

  • Приказ директора учебного учреждения об организации экскурсии.
  • Договор фрахтования, если перевозка осуществляется по нему.
  • Сведения о медработнике, копия его лицензии.
  • Список продуктов в сухом пайке, если поездка длится более трех часов.
  • У каждого ребенка должно быть согласие родителей на выезд.

Конечно, организация экскурсии – дело не простое. Значительно меньше хлопот будет, если обратиться в турфирму, но при надобности можно справиться и самостоятельно. В любом случае, постарайтесь найти себе помощников среди родителей и делегировать часть обязанностей.

После экскурсии дайте детям возможность поделиться впечатлениями и полученными знаниями, посмотрите фотографии на проекторе. Если вы заранее предлагали  детям задания для наблюдения и исследования – проверьте, как они справились.

Можно задать на дом сочинения, но в таком случае я предпочитаю творческую форму. Например, в виде репортажа или заметки для школьной газеты. И договориться с редакцией, чтобы самые интересные были опубликованы. Или просто фэнтезийные сочинения с иллюстрациями. После посещения старинного замка  – «Кем бы я был в 18-м веке?». После похода в зоопарк – «Каким животным я бы хотел быть и почему?»

Можно сделать яркую школьную газету с фотографиями и впечатлениями и вывесить в коридор, чтобы и другие классы могли вдохновиться на экскурсию.  

Многодневные туры для посещения с детьми

Экскурсионные туры для родителей с детьми пользуются все большей популярностью. Они интересны как взрослым, так и юному поколению, и ни та, ни другая возрастная группа не будет скучать в поездке. После экскурсии по городу или посещения музея дети, да и взрослые, с удовольствием переключатся на развлекательную программу, которая обязательно включает познавательный элемент. Туры для поездки с детьми обладают массой преимуществ: укрепляют семейные отношения, позволяют лучше узнать нашу страну, ее историю, природу и культуру, предоставляют возможность многому научиться и весело и интересно отдохнуть. Это замечательный способ провести вместе часть отпуска, каникулы, выходные или праздники.

Наша турфирма предлагает множество туров, в которых с удовольствием примут участие дети. Каждый из них предусматривает программу, особенно привлекательную для юных путешественников и их родителей. Это может быть:

  • посещение музея определенной направленности, например, Музея леденца в Рязани или музея «Мармеладная сказка» в Лихославле, где вам могут предложить дегустацию сладкой продукции. В Угличе есть замечательный музей «Мифы и суеверия русского народа», где можно узнать много интересного о героях русских сказок – Бабе Яге, Кощее, Кикиморе и прочих;
  • встреча со сказочными и былинными персонажами. В Костроме вас ждет к себе в гости Снегурочка в своем резном тереме; в Переславле-Залесском – добрый и веселый царь Берендей на празднике Масленицы; в Ростове Великом – богатырь Алеша Попович; в Великом Устюге – Дед Мороз в своей вотчине. Посещение Деда Мороза проходит летом, а чтобы гости почувствовали, кто хозяин этих чертогов, их приглашают в ледяную горницу и угощают мороженым. Излюбленный город для детского посещения – Мышкин, который превратился в настоящее царство мышей со своими царем и царицей;
  • посещение зоопарков и звероферм. И дети, и взрослые в восторге от Сумароковской лосефермы под Костромой, где лоси живут «на свободном выпасе» и приходят на ферму обедать в положенное время. Здесь устроен настоящий детский сад для маленьких лосят и их мам;
  • посещение центров ремесел и мастер-классов, где можно не только полюбоваться изделиями народных промыслов, но и попробовать себя, например, в кузнечном или гончарном деле;
  • посещение грандиозного Олимпийского центра в Сочи, где можно использовать для осмотра индивидуальные средства передвижения: роликовые коньки, велосипеды и др.;
  • посещение шоу и фестивалей: шоу поющих фонтанов в Сочи, фестиваль фейерверков «Серебряная ладья» на День города в Костроме и других.

Связь с учебно-воспитательным процессом

Какие учебно-воспитательные цели для вас, как для педагога, сейчас актуальны? Можете ли вы углубить знания, повысить интерес к какому-то предмету с помощью экскурсии?

Проанализируйте, что сейчас актуально для вашего класса, сверьтесь с планом учебных занятий и решите, какая цель вам сейчас наиболее важна:

  • патриотическое воспитание учащихся;
  • расширение знаний о мире, других странах;
  • повышение мотивации к труду и трудовой деятельности;
  • воспитание любви к искусству;
  • расширение знаний об экологии вашего города и мира;
  • развитие экономической грамотности;
  • расширение исторических знаний;
  • изучение природы;
  • расширение познаний в области географии.

В соответствии с выбранными актуальными целями, временем года и учебным планом подберите объект экскурсии:

  • места, имеющие историческое значения и хранящие в себе память о важных событиях;
  • строения, на основе которых можно изучать архитектуру или внутреннее убранство прошлых веков и бытовой уклад;
  • природные объекты – лес, роща, море, горы, озеро;
  • заводы, фабрики  и производства;
  • храмы и церкви;
  • музеи, галереи, выставки;

Детям предварительно стоит рассказать, с какой целью вы отправляетесь на экскурсию, чтобы они не воспринимали ее просто как развлекательную  прогулку. Предложите ребятам вопросы, на которые им нужно будет ответить в ходе экскурсии, раздайте задания для мини-исследований.

С младшими школьниками такую работу можно провести в виде игры. Можно представить себя историками, географами, биографами, исследователями или детективами.

Балтийский берег

Те, кто выбрался в русскую Прибалтику, обязательно побывают не только в ее столице, но и проедутся по побережью, увидят Светлогорск, Янтарное, Куршскую косу. Для поездок с детьми я особенно рекомендую следующие два города.

Калининград

Научно-исследовательское судно «Витязь» в Музее Мирового океана, Калининград / фото автора

Бывшая столица восточной Пруссии таит в себе много загадок и легенд. В этот город можно возвращаться бесконечно и всегда будет не хватать времени успеть все посмотреть. Но, если мы с детьми, надо показать им главные сокровища старого Кенигсберга, не забыть развлечься и отдохнуть от насыщенной программы.

7 лучших мест Калининграда, в которых стоит побывать с детьми:

  1. Остров Канта. Главное, что здесь нужно увидеть — Кафедральный собор. У одной из стен находится могила Канта. После посещения собора (есть органные концерты) можно отправиться в Рыбную деревню и посидеть в одном из уличных кафе.
  2. Музей мирового океана. В цену билета входит посещение подводной лодки и судна «Витязь».
  3. Музей янтаря. Самый большой на побережье Балтики.
  4. Калининградский зоопарк. Рядом с входом есть скульптура с 4 животными: бегемот, лань, осел и барсук. Они единственные, кто уцелел после боев на территории зоопарка в мае 45-го года.
  5. Музей «Фридландские ворота». К нему можно добавить Бункер и музеи в фортах № 5 и № 11.
  6. Музей-квартира Altes Haus. Там вы перенесетесь в начало XX веке, в квартиру обычного бюргера средней руки. Вещи после экскурсии можно рассматривать и брать в руки. Дочке любезно разрешили поиграть на пианино.
  7. Парк «Юность» с аттракционами. Много разных аттракционов, Колесо обозрения с видами на город, Дом вверх дном, живописный пруд и лодочная станция станут приятным завершением путешествия в Калининград.

Зеленоградск

Кошачьи граффити на улицах Зеленоградска / фото автора

Лучший курорт побережья для отдыха с детьми. Удобный выход на пляж, широкая набережная с площадками и панорамными качелями с видом на море, милые музеи Кошек и Ангелов, скульптуры и граффити с котами по всему городу. Плюс вкусные кафе со сладостями и мороженым — дети будут в восторге от Зеленоградска. Символ города — толстый и важный прусский кот, поэтому так много представителей семейства кошачьих, настоящих и нарисованных, по всему городу.

Еще одно преимущество этого города — отсюда удобно отправляться в путешествие на Куршскую косу. Зеленоградск — въездные ворота на заповедную территорию. Коса начинается у восточных границ города.

Требования при проведении экскурсии

Так как вывоз группы детей – это большая ответственность, требования к организации экскурсий в последние годы значительно повысились. 

  1. На один автобус предполагается  количество сопровождающих по количеству дверей транспортного средства. Один из них назначается  ответственным за весь процесс. Если автобусов несколько – должен быть один старший, который отвечает за всю группу и управляет действиями всех остальных сопровождающих. 
  2. Поездка должна осуществляться до 23-00. Для ночных выездов требуется специальное разрешение. 
  3. После 23-00 можно перевозит детей в сторону вокзалов, аэропортов, а также завершать маршрут, если это время указано в графике движения. Расстояние до места в это время не должно быть более, чем 50 километров.
  4. Сажать детей в автобус и высаживать из него можно только в специально отведенных для этого местах.
  5. Скорость не должна превышать 60 км/ч.
  6. У сопровождающих должно быть педагогическое или психологическое образование. На них ложится вся ответственность за жизнь и здоровье детей.
  7. Учитель должен уметь оказывать первую медицинскую помощь.
  8. Группа для экскурсии – от 10 до 40 человек.
  9. На каждые 25 человек должно приходиться 2 сотрудника школы.
  10. Можно везти учеников в общественном транспорте – автобус, трамвай, электричка, метро. Тогда действуют общеустановленные правила для данного средства передвижения. Мне часто приходилось так перевозить детей, и хочу предупредить, что контролировать дисциплину в этом случае очень непросто. Будьте готовы к тому, что остальные пассажиры могут выказывать недовольство по поводу шума. 
  11. В автобусе должен находиться медицинский работник с подтверждающими это документами.
  12. Если в пути  возникает происшествие, педагог имеет право отменить экскурсию или изменить маршрут.

Какие вопросы обсудить перед экскурсией

Если экскурсия намечается долгая, от нескольких часов, нужно детально обговорить с учащимися и с родителями, что взять с собой. Опыт показывает, что иногда разговоров мало, и необходимых вещей часто не оказывается. Так что лучше раздать памятку со списком всего, что нужно взять с собой в поездку.

Нужно быть готовым к разным обстоятельствам. Например, отправляясь к водоему, лучше захватить с собой запасные сухие носки и средство от комаров. Если едете за город на природу – обсудите продукты для пикника и постарайтесь организовать с родителями горячее питье в термосах или термостатах. Не забудьте напомнить про теплые вещи. Когда за окном солнце, многие родители и не думают, что куртки могут пригодиться.

Многочасовые экскурсии предполагают наличие горячего питания. Возможно, есть смысл заранее заказать обед в кафе по дороге. Обязательно нужна чистая питьевая вода для всех.

Если предстоит поездка в автобусе более 3-х часов, продумайте, как обеспечить детей сухим паком.

СОВЕТ: Организуйте фотографа в поездке, чтобы остались яркие профессиональные снимки. Может кто-то из детей увлекается фотографией или среди родителей есть фотограф. Можно даже нанять профессионала. 

Еще интереснее, если у кого-то из родителей есть возможность сделать видеосъемку, а потом смонтировать небольшой ролик. Такой документальный фильм будет интересен всем, и даже можно будет снова посмотреть  его всем вместе через  несколько лет на выпускном. 

С детьми важно проговорить заранее правило поведения на экскурсии. И как следует  вести себя в автобусе

Уведомите детей, что в транспорте:

  • запрещено вставать со своих мест, ходить, пересаживаться;
  • есть во время движения автобуса; 
  • громко общаться, кричать; 
  • кидать мусор; 
  • портить кресла, ремни и другие детали автобуса; 
  • если замечена поломка – необходимо сообщить об этом водителю или сопровождающему.

Я не всегда была готова к тому, что от перевозбуждения поведение детей становится плохо контролируемым. Так что постарайтесь максимально обезопасить себя в плане дисциплины. 

До мероприятия

Написать заявку на мероприятие и согласовать у директора. Это нужно сделать за несколько дней до мероприятия: здесь точных требований нет, лучше уточнить в администрации школы. Если есть образец заявки, будет проще. Если нет — пишите цель мероприятия, даты проведения, маршрут. Будьте готовы объяснить директору, почему без этой поездки нельзя обойтись. Также стоит рассказать директору, как во время экскурсии будут соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования связанные с пандемией коронавируса: во время поездки за это отвечает транспортная компания, а на месте само учреждение. 

Если директор против поездки, вы можете организовать ее во внеучебное время — тогда не нужны его согласие и приказ. Но все остальные требования придется соблюдать. 

Подготовить необходимые документы. Это
, список обучающихся и сопровождающих педагогов, заявления на согласие, взятые у родителей. Проект приказа может составить приказ директора, но не везде это практикуется. Списки нужно подписывать заранее, но быть готовым, что придется вносить в них изменения — дети могут заболеть. 

Особое внимание стоит уделить согласию родителей на поездку — без этого документа детям нельзя ехать на мероприятие

Поэтому перед важной поездкой стоит провести родительское собрание и взять согласие прямо там. На детей не нужно никаких других документов: нотариально заверенные доверенности от родителей нужны только для поездок за рубеж.

На детей не нужно никаких других документов: нотариально заверенные доверенности от родителей нужны только для поездок за рубеж.

Подготовить программу выезда и подписать у директора. Как правило, это нужно делать даже при проведении рядовой экскурсии в краеведческий музей. Особенно, если учитель планирует провести сразу несколько экскурсий в один день. 

Если группа поедет не на общественном транспорте, а на автобусах турфирмы, то нужно предоставить договор с фирмой, ее лицензию и разрешение на перевозку детей. Если автобусов будет больше трех, фирма обязана запросить сопровождение автомобилями автоинспекции. 

Провести инструктаж по ТБ. должен провести ответственный за безопасность по школе. Если у него нет времени, он должен провести инструктаж педагогу, ответственному за поездку, взять с него подпись в журнале учета инструктажей. Учитель должен провести инструктаж ученикам и другим педагогам, помогающим ему во время выезда. 

Во время инструктажа нужно рассказывать в том числе и о эпидемиологических мерах безопасности — попросите учеников обрабатывать руки перед входом в автобус и лишний раз не трогать руками лицо. Ученики и педагоги должны поставить подписи в бланках, бланки нужно сдать ответственному за безопасность. Если он не хочет провести инструктаж и просит ознакомиться с инструкцией по памятке, нужно сообщить об этом в администрацию школы. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector