10 фактов о соборе нотр-дам-де-пари

Содержание:

Оптимистичный и пессимистичный сценарий

Правительство Франции объявило конкурс среди архитекторов всего мира на лучший проект реконструкции. На данный момент ведущие бюро разрабатывают способы не только восстановления, но и улучшения достояния культуры — представлены варианты со стеклянной крышей, из дерева и углеродного волокна, вырабатывающего энергию для освещения или обогрева здания и множество других совершенно фантастических проектов. Что, конечно, интересный вопрос.

Что получается в итоге?

Супер-оптимистичный сценарий президента. В момент написание этой статьи (сентябрь 2019) поверить в него еще можно, но даже сейчас он представляется уж очень смелым.

Оптимистичный сценарий. При условии, что все пойдет предельно хорошо, главные работы (наиболее сильно влияющие на внешний вид собора) завершаться через 6-8 лет.

Реалистичный сценарий. Если делать осторожный, но приближенный к жизненным реалиями прогноз, поддерживаемый многими специалистами — восстановление займет 10-15 лет.

Пессимистичный сценарий. Объективные трудности и «‎усилия» чиновников могут затянуть вопрос на 20-30 лет. Плохой, но до какой-то степени возможный вариант.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 5 Нотр-Дамов, которые стоит посетить во Франции

Договор в помощь

Но кто знает, появился бы на свет вообще из самых грандиозных шедевров мировой литературы, если бы не жесткие условия соглашения между писателем и издателем. В ноябре 1828 года Виктор Гюго заключил договор — он должен был принести готовое произведение в апреле 1820 года. Однако желанная до той поры работа никак у Гюго не шла – сначала его отвлекало написание других книг, потом началась революция. Автору несколько раз удавалось уговорить издателя сдвинуть сроки. 

Сашетта стоит перед солдатами Тристана Л’Эрмита, чтобы защитить свою дочь, Эсмеральду. Акварель на пергаментной бумаге Луи Кандид Буланже, около 1831 года.

В конце концов тот потребовал исполнить договорные обязательства не позднее февраля 1831 года, в противном случае писателю пришлось бы нести тяжёлое бремя финансовой компенсации в пользу издательства за невыполнение условий договора. Гюго, чтобы не разориться, пришлось засесть за перо. Однако, преодолев первые несколько глав, он так втянулся в работу, что уже не смог оторваться от своего детища, пока не дописал его до конца. В итоге Гюго дописал последнюю главу в январе 1831 года. Через три месяца книга увидела свет, и писатель был очень доволен. Во-первых, на этот раз он не перенёс окончание на более поздний срок. Во-вторых, роман молниеносно расходился, и менее чем за год он был переиздан семь раз!

История создания и реставрация

Первый камень современного собора был заложен в 1163 году. По легенде, епископу Морису де Сюлли явилось видение нового величественного собора. И чтобы не упустить деталей, он быстро нарисовал грубый набросок. С этого и началось возведение прекраснейшего храма.

В настоящее время просторная площадь перед собором прекрасно раскрывает его фасад и мало напоминает то сооружение, о котором писал в своем романе Виктор Гюго.

До 19 века площадь была застроена жилыми домами, лавками и тавернами. Собор находился в упадке: разрушенные скульптуры, снесенные колокольни, почерневшие стены. Главы города подумывали снести одряхлевшее сооружение.

Вышедший в 1831 году роман привлек внимание общественности к проблеме разрушения памятника старины. На протяжении следующих двадцати лет шла реставрация под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка

Первый этап строительства

Строительство собора было начато неизвестным мастером. Первоначальный план не сильно отличался от плана старой базилики Сент-Этьен.

Новшеством являлись оригинальные арки над хорами, а также чередование опорных и декоративных колонн.

Предусматривался и трансепт, не выдающийся за пределы нефа. В течение XII-XIII веков над собором работали друг за другом 4 мастера. В этот период появились хоры и прилегающая двойная галерея. 19 мая 1182 года был освящен алтарь. Завершилось строительство трех задних пролетов нефа, боковых проходов и кафедры.

Фасад украсился галереей королей и балконом Богородицы. Поднялись ввысь две башни. Для лучшего освещения собора были расширены верхние окна нефа. Добавлены арочные конструкции с внешней стороны здания или аркбутаны, взявшие на себя часть тяжести сводов. Появились боковые капеллы.

Второй период строительства

В XIII-XIV веках строительством руководили уже известные истории мастера. Они удлинили трансепт, поперечный неф крестообразно пересекающий основной.

На северной – слева и южной – справа его сторонах установили витражные окна – розетки. Именно в этот период добавили большую часть аркбутанов с внешней стороны собора. Благодаря им вся конструкция начала создавать ощущение легкости и невесомости, несмотря на колоссальное давление сводов.

Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов

1. Собор стоит на месте древнего города

Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.

2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»

Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».

3. Башни собора — не близнецы

Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны

На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.

4. Двадцать восемь его царей потеряли голову

В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.

5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки

«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)

Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.

6. Виктор Гюго фактически спас собор

Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.

7. Его монстры современные, а не средневековые

Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)

Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.

8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод

Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.

9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери

Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)

На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.

10. На крыше собора живут пчелы

На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.

Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец.

Гаргульи Нотр-Дам

Время посещения собора

Понедельник-суббота: с 8:00 до 19:00. Воскресенье: с 8:00 до 12:30, с 14:00 до 17:00. Вход свободный.

Сокровищница собора

Понедельник-пятница: с 9:30 до 18:00. Суббота: с 9:30 до 18:30. Воскресенье: с 13:30 до 18:30. Стоимость билета: 5 евро, льготный 2 евро.

Башни собора

Ежедневно, апрель-сентябрь. Понедельник-четверг: с 9:00 до 19:30. Пятница-воскресенье: с 9:00 до 21:00. Ежедневно, октябрь-март: с 10:00 до 17:00. Стоимость билета 10 евро.

Орган

Большой орган можно услышать ежедневно с 11:30 во время богослужений. Каждое воскресенье с 16:00 до 17:00 – органные концерты.

Терновый венец

Увидеть его можно в первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу католического Великого поста в 15:00. В страстную пятницу, по католическому календарю, венец выносят с 10:00 до 17:00.

Внутреннее убранство собора

Нельзя не восхититься открывшемуся взору величию, оказавшись внутри. Огромные внутренние пространства собора или неф длиной 110 и высотой 33 метра потрясает грандиозными размерами и ритмичностью своих опор.

Свет, струящийся сквозь цветные витражные окна, наполняет его легкостью и великолепием. Каждый камень здесь безмолвный свидетель истории. Сюда стремились уставшие и отчаявшиеся, счастливые и ищущие люди и находили приют, успокоение и умиротворение.

Посмотрите, как легко возносятся вверх колонны, поддерживающие стрельчатый свод. Удивительно, как удалось средневековым архитекторам, так точно рассчитать инженерную сторону постройки, позволившую собору стоять века на зыбкой почве небольшого островка.

Броски

Оригинальный парижский актерский состав

  • Элен Сегара : Эсмеральда
  • Гару : Квазимодо
  • Даниэль Лавуа : Фролло
  • Бруно Пеллетье : Гренгуар
  • Патрик Фиори : Феб
  • Удача Мервил : Клопен
  • Жюли Зенатти : Флер-де-Лис

Оригинальный состав из Лас-Вегаса

  • Женьен Масс: Эсмеральда
  • Дуг Сторм: Квазимодо
  • Фрэнсис Руививар, Т. Эрик Харт: Фролло
  • Девен Мэй : Гренгуар
  • Марк В. Смит: Феб
  • Дэвид Дженнингс: Клопен
  • Джессика Грове: Флер-де-Лис

Оригинальный французский состав

  • Франция D’Amour : Эсмеральда
  • Марио Пельчат : Квазимодо
  • Роберт Мариен : Фролло
  • Сильвен Коссетт : Гренгуар
  • Пьер Бенар-Конвей: Феб
  • Чарльз Биддл-младший: Клопен
  • Наташа Сен-Пьер : Флер-де-Лис

Оригинальный канадский английский актерский состав

  • Алессандра Феррари: Эсмеральда
  • Мэтт Лоран: Квазимодо
  • Роберт Мариен : Фролло
  • Ричард Шарест: Гренгуар
  • Иван Педно: Феб
  • Ян Карлайл: Клопен
  • Мириам Брюссо: Флер-де-Лис

Оригинальный лондонский состав

  • Тина Арена : Эсмеральда
  • Гару : Квазимодо
  • Даниэль Лавуа : Фролло
  • Бруно Пеллетье : Гренгуар
  • Стив Бальзамо : Феб
  • Удача Мервил : Клопен
  • Наташа Сен-Пьер : Флер-де-Лис

Оригинальный испанский состав

  • Тайс Чурана / Лили Дахаб: Эсмеральда
  • Альберт Мартинес: Квазимодо
  • Энрике Секеро: Фролло
  • Даниэль Англес   : Гренгуар
  • Лисардо Гуаринос : Феб
  • Пако Арроджо: Клопен
  • Эльвира Прадо   : Fleur-de-Lys

Оригинальный итальянский состав

  • Лола Понсе : Эсмеральда
  • Джо Ди Тонно : Квазимодо
  • Витторио Маттеуччи   : Фролло
  • Маттео Сетти: Гренгуар
  • Грациано Галатоне   : Фебус
  • Марко Герцони   : Клопен
  • Клаудиа д’Оттави: Флер-де-Лис

Оригинальный русский состав

  • Теона Дольникова : Эсмеральда
  • Вячеслав Петкун : Квазимодо
  • Александр Маракулин : Фролло
  • Владимир Дыбский : Гренгуар
  • Антон Макарский : Феб
  • Сергей Ли : Клопен
  • Анастасия Стоцкая  : Fleur-de-Lys

Оригинальный корейский состав

  • Бада , О Джин Ён, Мун Хе Вон   : Эсмеральда
  • Юн Хён-рёль   , Ким Беоп-рэ   : Квазимодо
  • Со Бом Сок   , Рю Чан У   : Фролло
  • Ким Тэ Хун, Пак Ын Тхэ   , Чон Дон Сок: Гренгуар
  • Ким Сон Мин, Ким Тэ Хён: Фебус
  • Ли Чон Ёль   , Мун Чжон Вон   : Клопен
  • Ким Чон Хён, Гвак Сон Ён: Флер-де-Лис

Оригинальный фламандский состав

  • Сандрин Ван Handenhoven   : Эсмеральда
  • Гюнтер Томас   : Квазимодо
  • Вим Ван Ден Дрише   : Фролло
  • Деннис тен Вергерт   : Гренгуар
  • Тим Дризен : Феб
  • Клейтон Пероти   : Клопен
  • Жориен Зееваарт: Флер-де-Лис

Оригинальный польский состав

  • Майя Гадзинская, Ева Клосович — Эсмеральда
  • Михал Гробельный   , Януш Кручинский   : Квазимодо
  • Артур Гуза, Петр Плуска: Фролло
  • Ян Трачик, Мацей Подгужак: Гренгуар
  • Пшемыслав Зубович, Мацей Подгужак, Рафал Шатан: Феб
  • Кшиштоф Войцеховский, Лукаш Zagrobelny   : Клопен
  • Кая Мианована   , Вероника Валенсиак: Флер-де-Лис

Оригинальный украинский состав

  • Ольга Жмурин — Эсмеральда
  • Зиновий Карач — Квазимодо
  • Антон Копытин — Фролло
  • Виктория Васалатий — Флер-де-Лис
  • Виктор Романченко — Клопен
  • Михаил Димов — Гренгуар
  • Аркадий Войтюк — Феб

Долгое и сложное восстановление

Разрушения собора вызвали глубокий шок у современников по всему миру. Осип Мендельштам написал стихотворение, посвященное трагедии, где колокола Кельнского собора с осуждением восклицали: «‎Что сотворили вы над реймсским братом?».

Восстановление храма началось еще до окончания войны, в 1915 году. Помимо французского правительства, значительный вклад внесли частные пожертвования, в том числе от крупного бизнесмена из США Джона Рокфеллера-Младшего. Свыше двух десятилетий, до 1938 года, длился первый этап восстановления. В ходе него были заменены все деревянные элементы конструкциями из армированного бетона, установлены перекрытия и крыша, восстановлены стеклянные витражи. Несмотря на огромный объем проведенных работ, собор не был полностью восстановлен. В 60-ые и 90-ые этапы восстановления продолжались, преодолевая мучительные сложности.

Лишь в 2016 году, спустя 100 с лишним лет после разрушения, Нотр-Дам де Реймс предстал в том же виде, в котором находился в 1914. С 2017 года проводится ремонт сводов центрального портала, замена части материалов внутренней отделки, реконструкция украшающих фасады скульптур.

Уже тогда обрисовались основные проблемы реконструкции. В той или иной мере они встанут и спустя век, в 2019 году:

Необходимость чрезвычайно осторожного и продуманного сохранения структурной целостности здания — готические соборы, получив повреждения, очень хрупки и могут сложиться как карточный домик.
Потребность в привлечение очень редких специалистов, способных воссоздать средневековые (ныне практически утерянные) строительные решения. Особенно остро этот вопрос стоит со сгоревшими деревянными перекрытиями, элементами декора.
Эффективная организация кропотливого ручного труда мастеров-рестораторов в течение долгих лет, подобный собор нельзя отреставрировать «по кальке». 
Разработка новых инженерных решений и технологий

Каждая реставрация подобного масштаба очень индивидуальна и рождает новые вызовы.
Обеспечение стабильного финансирования. Реставрация подобного масштаба и сложности — это всегда очень дорого.

Средневековое искусство витража

Никогда еще искусство создания сюжетных картин из цветного стекла не достигало такого расцвета, как в готической архитектуре. Их называли «библией для неграмотных» — Священное писание в визуальном воплощении становилось доступным для тысяч прихожан. Впрочем, «читать» витражи тоже надо было уметь, поэтому, прежде всего их назначение — создавать волшебное впечатление и хотя бы в мыслях своих помочь возвыситься над мирским.

Технология изготовления витражных картин в Средние века сложна и трудоемка, но настолько совершенна, что стала основой современных техник:

  • Эскиз полотна переносили на деревянную панель.
  • Варили стекло и отливали из него плоский лист. Его разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом.
  • Кусочки укладывали на деревянную заготовку и окрашивали, прорабатывая мельчайшие детали.
  • Затем следовал обжиг, закрепляющий краску на стекле. Его выполняли в несколько последовательных этапов.
  • Фрагменты витража соединяли между собой и фиксировали тонким свинцовым профилем. Начиная с XV века, их начали спаивать.
  • Готовую картину помещали в металлическую раму и устанавливали на место.

Дефекты стекла средневековые мастера умудрялись обращать себе на пользу. Воздушные пузырьки, неравномерная окраска и толщина использовались для подчеркивания фактуры и объемности картины, усиливали игру света.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 10 мест во Франции, где можно полюбоваться витражами

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 10. Колокольня

Всегда настороже, Квазимодо обходит дозором свои владения, чтобы убедиться, что ничто не угрожает спасенной им красавице. Его радость вырывается наружу, когда он хватается за веревки колоколов и заставляет их звучать в полную силу.

Сцена 11. Эсмеральда и Квазимодо

Появляется Эсмеральда. С бесконечной нежностью и деликатностью она выражает калеке свою признательность. Он, стыдясь своего уродства, тем не менее, набирается смелости, чтобы взять девушку за руку и, счастливый, гостеприимно показывает ей свои владения.

Вскоре, побежденная усталостью, Эсмеральда тихо засыпает, и успокоенный звонарь, несколько мгновений полюбовавшись спящей, уходит, думая, что она в безопасности.

Но Собор – еще и владения архидьякона.

Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Фролло появляется перед Эсмеральдой. Он пытается подчинить ее своей воле, заключить ее в объятия.

Но его губы жгут цыганку, как горящий факел. Она с отвращением отталкивает Фролло.

Совершенно вне себя, он бьет ее, будто хочет сломать.

Сцена 12. Кошмар – штурм Собора

Правосудие не может долго мириться с тем, что ему бросили вызов!

Решением парламента Собор лишен права предоставлять убежище осужденным, и солдаты бросаются на штурм храма.

За ними следует народ, и Квазимодо в бессилии видит, словно в кошмарном сне, как накатывается толпа солдат и женщин, черных и неистовых, будто античные фурии.

Он тщетно пытается остановить их, поливая толпу расплавленным свинцом, заставляющим ее окаменеть, но нападающих слишком много…

Сцена 13. Смерть

Длинный погребальный кортеж сопровождает Эсмеральду к виселице.

На этот раз ничто не может помешать палачам сделать свое дело.

Ее руки медленно опускаются, и вместе с Эсмеральдой умирают звуки бубна, преследовавшие архидьякона по ночам.

Обезумев от отчаяния, Квазимодо бросается на Фролло, осознав наконец всю пагубность власти этого человека, и своими могучими руками душит его.

Тело проклятого священника скатывается к ступеням виселицы, в то время как Квазимодо медленно уносит бездыханное тело той, которую он любил.

Колокола Собора Парижской богоматери

Колокола Нотр Дама, это гордость Парижа, это его душа. Они поражают своей духовной силой, выражая торжество христианской веры. У каждого свой неповторимый благозвучный голос.

Самый главный колокол весит 13 тонн, его называют Эммануэль. Это гордость и достояние французского народа. Существует легенда, согласно которой девушки, влюбленные в Нотр Дам кидали в раскаленный металл свои украшения. Поэтому у колокола такое чистое звучание.

Собор Парижской Богоматери и по ныне действующая церковь. Здесь ежедневно проходят богослужения, со звоном всех колоколов. Эммануэль используют в особенных случаях, из-за его огромного веса. Только одна его колотушка весит около 500 килограмм.

Если верить преданьям, горбун Квазимодо, герой романа Виктора Гюго, мог раскачать исполинский колокол в одиночку.

Как добраться?

Метро

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet

RER

–Линия B,  Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

Автобус

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Нотр-Дам де Пари снаружи

Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали

В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.

В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.

Над порталами расположена так называемая “галерея царей“, представленная 28 статуями иудейских правителей. Она пострадала сильнее всего во время революции, и в процессе большой реставрации в XIX веке все разрушенные статуи были заменены на новые.

Любопытно, что уже 1977 году, во время строительных работ под одним из парижских домов, были найдены оригинальные скульптуры, утраченные в годы революции. Впоследствии выяснилось, что будущий владелец дома в разгар революционных волнений выкупил несколько статуй, заявив, что они нужны ему для фундамента. В действительности этот человек сохранил изваяния под своим домом – видимо, “до лучших времен”. Сегодня эти статуи хранятся в музее Клуни.

Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни, взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.

Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады, их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.

Витражи собора

Неповторимый и характерный облик собору придают витражи, выполненные из разноцветных стекол. Они несут частицу «божественного света». Наполняют интерьер необычайной красотой, создают душевный трепет и заставляют восхищаться искусством величайших мастеров.

В храме 110 витражей, каждый заменяет настенную роспись. Самая знаменитая витражная мозаика находится с южной стороны. Огромное окно, изображающее розу, практически в первозданном виде сохранилось до наших дней. На витраже изображен Иисус Христос, в окружении святых.

Красота кафедрального собора поражает многие умы, он признан величайшим шедевром и занесен в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

События и лица в истории

Жан де Шелль (Jehan de Chelles)

На протяжении двух веков над архитектурным ансамблем работало много зодчих, но наиболее известными стали имена Жан де Шеля и Пьер де Монтрея. Жан приступил к работе в 1258 г., и его детище, это примыкающие к нефу фасады и ворота с южной и северной стороны, о чем сообщает табличка на южном боковом фасаде.

После смерти Жана, в 1265 г. на смену пришел Пьер, известный человек времен «лучистой готики», которого называли доктором каменных дел.

Периодически внутренний интерьер менялся, дополнялся или реставрировался.

В годы 1708 – 1725 дизайнер и архитектор времен раннего рококо – Роберт де Кот, изменил внешний вид пространства перед основным алтарем – соборным хором. В 1711 г. он извлек из-под престола элементы колонны Столпа корабельщиков, которую некогда поставила корабельная корпорация из Лютеции. На это место были установлены новый главный алтарь и скульптуры.

На краю гибели

Далее свои коррективы внесла Французская революция. Робеспьер, как один из наиболее влиятельных ее участников, выдвинул требование выплатить откупные Конвенту на все будущие революции, если город не желает, дабы «твердыня мракобесия была снесена».

Собор в Париже

Однако это не повлияло на решение Конвента в 1793 г., решившем, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли». При этом Робеспьер получил немалое удовольствие, отдавая приказы обезглавить монархов, выстроившихся в галерее и представляющих царей Ветхого Завета.

Не пощадили революционеры и остальную архитектуру, уничтожая витражи и грабя дорогую утварь. Вначале приход был объявлен Храмом разума, позже центром Культа Высшего Существа, пока помещение не отдали под склад продовольствия, а затем совсем потеряли к нему интерес, оставив во власти забвения.

Собор в Париже (фото)

Не удивляйтесь, видя статуи королей целыми и невредимыми – в середине XIX столетия ансамбль был восстановлен. Когда в 1977 г. велись реставрационные работы, часть царей была обнаружена в захоронении под частным домом. Его хозяин в свое время выкупил скульптуры, будто бы для фундамента, сам же похоронил их с почестями, а затем поставил над ними дом, скрыв могилы сверженной власти.

Главный фасад

Галерея Ветхозаветных царей

Фигуры, расположенные над воротами главного фасада и представляющие 28 поколений Царей Иудеи, предков Богоматери и Христа, были установлены в начале XIII века. Каждая из них достигает 3,5 метров в высоту.

Во времена Средневековья они были богато раскрашены и очень скоро стали восприниматься прихожанами как короли Франции. Это искаженное восприятие привело к тому, что в неспокойные годы Французской революции фигуры были обезглавлены и извержены.

Короли заняли свое место после реставрации Виолле-ле-Дюка в XIX веке. В 1977 году в процессе раскопок были обнаружены фрагменты оригинальных фигур, которые сейчас можно увидеть в музее Клюни.

Балкон Богородицы

Балкон над галереей называется «балкон Богородицы». Статую Девы Марии в центре, окружают статуи Адама и Евы, добавленные во время реставрации. Два витражных окна и большая роза, диаметром почти 10 метров, посередине.

Верхняя галерея

Элегантная верхняя галерея, украшенная стройными колоннами, служит основанием двух башен, уравновешивая их своей легкостью.

Нижний горизонтальный ряд фасада

Три больших портала формируют нижний горизонтальный ряд фасада. Центральный портал известен, как портал «Страшного Суда» выше и шире двух остальных: южного портала «Святой Анны» — матери Богородицы, расположенного справа. И портала Богородицы – покровительницы собора или северного портала, расположенного слева.

Портал Святой Анны

Портал святой Анны был оформлен самым первым, приблизительно в 1200 году. Для его украшения использован тимпан, изготовленный 50-ю годами ранее для собора Сент-Этьен. Над тимпаном, в заостренных обрамляющих дугах, представлены картины божьего суда: ангелы, короли, пророки и священники воспевают славу Господа.

В центре портала находится Дева Мария с младенцем, выполненная в романском стиле. Она изображена сидящей на троне под балдахином, в короне и со скипетром, держащей на руках своего сына. С двух сторон трон Марии окружают ангелы. Слева от Марии епископ, справа коленопреклоненный король.

Два фриза портала были выполнены в разные периоды в разных стилях. Верхний фриз представляет картины из жизни святой Анны и Богородицы. Нижний рассказывает о приходе Христа на землю, начиная от Благовещения до Богоявления.

Портал Богородицы

Портал Богородицы появился в период с 1210 по 1220 год, уже после портала Святой Анны. Создатели хотели сделать этот портал выдающимся, отличным от остальных. Треугольный фронтон, венчающий скульптурную композицию над воротами, притягивает взгляд.

В центре нижнего фриза расположен Ковчег Завета. Его окружают три пророка слева и три Ветхозаветных короля справа.

На верхнем фризе Богородица на смертном одре в окружении самого Иисуса и двенадцати апостолов. Два ангела бережно переносят ее в рай.

Над двумя фризами располагается тимпан – декоративный элемент, украшающий ворота. Он является логическим продолжением фриза. Богородица уже в раю. Мы видим ее сидящей на одном троне с Иисусом. Ангел коронует Марию, а Иисус благословляет и передает скипетр. Ангелы, пророки, короли Божьего суда взирают на нее с архивольтов, заостренных дуг, обрамляющих фронтон.

Портал страшного суда

Центральный портал страшного суда занял свое место в последнюю очередь. На нижнем фризе, сразу над дверьми, изображена сцена воскрешения мертвых. Они восстают из своих могил и направляются к архангелу Михаилу, изображенному на верхнем фризе. Он взвешивает душу усопших, определяя по их земным делам и любви к Богу, кто направится в рай по правую руку от Христа и слева от нас, а кто в ад за дьяволом. Лица грешников иcкажены ужасом и отчаянием.

На тимпане, над двумя фризами, на троне величественно восседает Христос, возглавляя страшный суд. Руки Иисуса обращены к входящим. Он демонстрирует свои раны, а два ангела по обеим сторонам от него держат реликвии страстей христовых: распятие, гвозди и копье.

Справа и слева от ворот 12 апостолов, каждый из которых стоит над медальоном с изображением грехов и добродетелей.

Тайны барельефов

На фризах над воротами библейские сцены, ангелы, пророки, Богоматерь и Иисус, украшают христианский храм. Серия барельефов изображающие знаки зодиака и виды работ, соответствующие зодиакальным месяцам вызывают удивление.

На всех порталах можно найти таинственные знаки. Ответ на которые таит в себе алхимия. Например, телец и овен указывают на два весенних месяца, когда нужно начинать лабораторные операции. Если подняться на башни можно увидеть алхимика Нотр-Дам.

Трагедия Франции – пожар

Вечером 15 апреля 2019 года в мансарде храма начался пожар, который назвали трагедией всей Франции. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Шпиль высотой 96 метров обрушился, повредив в трех местах центральный неф. Борьбу с огнем вели пожарные расчеты из 400 человек.

Парижане, стоя на коленях, молились о благополучном исходе. Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел, пострадали и внутренние помещения. Пожарные спасли обе колокольни. Пламя не затронуло и главные святыни.

Президент Франции, прибывший на место пожара вместе с супругой, пообещал полностью восстановить реликвию: собор досконально изучен и сохранены старинные чертежи. Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет.

На реконструкцию собора выделил средства владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино, обещавший пожертвовать 100 миллионов евро.

Записи

Альбомы в ролях
1997: концептуальный альбом
1998: оригинальный Парижский состав , концерт во Дворце конгрессов
2000: Лондонский студийный альбом
2001: Французский студийный альбом
2001: Парижский актерский состав (Концерт в The Théâtre Mogador )
2001: оригинальный испанский состав
2001: оригинальный итальянский актерский состав
2002 : итальянская Cast, Живая в Арене ди Верона
2002: Оригинальный русский Cast
2002: французский студийный альбом с Les Choeurs де Франс
2005: корейский тур Cast
2008: Оригинальный корейский Cast
2009: Оригинальный Парад Россией Cast
2010: Оригинал фламандского отлитые
2017: Париж Cast (жить)

Инструментальные альбомы
1999: Оркестровая версия I Fiamminghi
2000: Фортепианная версия Алана Лапойнта
2003: Инструментальная версия итальянского актерского состава
2008: Инструментальная версия русского актерского состава

Видеозаписи
1999: Концерт во Дворце Конгрессов
2001: Концерт на Арена ди Верона
2002: Концерт на Первом канале Россия
2008: Концерт в Центре Седжон

История повторяется?

Для нашего небольшого расследования будет очень актуально вспомнить про другой легендарный собор Франции — Реймсский. По мистическому совпадению он загорелся почти так же, как Нотр-Дам и пережил очень похожие повреждения. 

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — История Нотр-Дама: от друидов до пожароопасного апреля

В сентябре 1914 года, в ходе 1-ой Мировой войны, храм в Реймсе подвергался обстрелу немецкой артиллерией. Один из снарядов попал в строительные леса и начался пожар практически по сценарию, погубившему и парижского собрата.

Свинцовая крыша Реймсского собора расплавилась, обрушились перекрытия, были утрачены витражи, монументальная фигура Христа, статуи и другие элементы интерьера. По историческому памятнику нанесли сокрушительный удар, оправиться от которого в полной мере не удалось до сих пор.

Алтарь

Алтарь выполнен в иной форме, чем весь собор в целом. Пышный барочный стиль нового алтаря резко контрастирует со строгой, элегантной готикой. Эта неожиданная дисгармония придает собору особый шарм. Вряд ли современники Людовика XIV разделили бы эту точку зрения.

Вот как описывает новый алтарь Виктор Гюго: «А кто подменил древний готический алтарь, пышно уставленный раками и ковчежцами, тяжелым каменным саркофагом, украшенным головами херувимов и облаками, похожим на попавший сюда архитектурный образчик церкви Валь-де-Грас или Дома инвалидов? Кто так нелепо вделал в плиты карловингского пола, работы Эркандуса, этот тяжелый каменный анахронизм? Не Людовик ли XIV, исполнивший желание Людовика XIII?».

Несколько скульптур работы Гейома Кусту расположены в глубине алтаря. Одна из них «Пьета», с обеих сторон скульптурная группа окружена статуями королей Людовика XIII, выполненная Николя Кусту и Людовика XIV, скульптора Антуана Куазевокса. Серия из 6 бронзовых ангелов, с орудиями страстей христовых, довершают композицию.

Заключение

Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.

Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.

Более подробное описание и фото всех скульптур, витражей, а также качественное описание и фото интерьера Собора, любой пользователь может найти на официальном сайте www.notredamedeparis.fr. Кроме этого на веб-сайте можно просмотреть и другие уникальные фото, а также узнать полезную информацию о Соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector