Религия германии: история и современность

Влияние религии на повседневную жизнь граждан Германии

Современный мир способствует развитию облачных коммуникаций, что приводит к стиранию различий между расами и вероисповедованием, приоритетной становится сама личность человека, а не его религиозная принадлежность к той или иной конфессии. Большая часть населения страны причисляет себя к представителям определенной религии, но в обычной жизни религиозные аспекты не доминируют над общепринятыми социумными нормами. В государственных школах страны проводятся уроки религии, их ведут представители католической и лютеранской церкви. Если родители несовершеннолетнего ученика или он сам принадлежит в другой конфессии, либо не исповедует никакую религию, то посещения таких занятий не обязательно, их заменяют на уроки этики. Однако в стране есть религиозные праздники, такие как 31 октября – День Реформации, его предложили ввести на землях Ганновера, Любека, Гамбурга и Бремена. Такой вопрос был поднят в связи с неравным количеством праздничных дней, чем в католических землях.

Традиционно, воскресные дни считаются днями посещения церкви и по воскресеньям трудно найти в стране работающие магазины, даже те, кто не посещает церковь, проводит этот день в кругу семьи и своих друзей.

Религия в жизни современной Германии

В жизни современных немцев религия играет второстепенную роль. Многие по традиции продолжают посещать церковь, но в повседневной жизни религиозные предписания и установки большинством населения не соблюдаются. Это касается не только христиан, но и мусульман, и представителей других религий.

Исламизация страны имеет место, но ее роль в настоящее время сильно преувеличена средствами массовой информации. Просто наиболее ортодоксальные приверженцы различных религий более заметны и активнее дают информационные поводы для упоминания в прессе.

Современный религиозный состав Германии в процентах выглядит следующим образом:

  • до 72 % населения являются христианами различных конфессий. В общем составе населения страны примерно 31 % жителей ФРГ – католики, 33 % – протестанты, 1 % – православные, 7,5 % – приверженцы других христианских течений. Что касается православных, то это не только выходцы из бывшего СССР: православие распространено в бывшей Югославии, Румынии, Греции и других странах.
  • 2,2 % населения исповедуют ислам.
  • 0,1 % – приверженцы иудаизма.
  • 1,3 % – последователи других религий и религиозных групп.
  • остальное население страны, а это около 24 %, не придерживается никаких религиозных взглядов. Эти люди делятся на атеистов, которые уверены, что Бога нет, и агностиков, которые убеждены, что доказать наличие или отсутствие Бога невозможно, поэтому сам вопрос о его существовании не имеет никакого значения.

Статистические данные, в зависимости от организаций, проводивших исследования, сильно отличаются. Ряд организаций указывает, что до 57 % населения страны вообще не посещают церковь и не придерживаются обрядов, причем в восточных землях доля таких людей составляет 70 % населения.

Согласно статистическим данным, наиболее религиозно население небольших городов и сельских населенных пунктов. Католицизм больше распространен на западе и юге государства, евангелисты различных конфессий преимущественно живут на севере и востоке страны.

Атеизм же наиболее распространен в крупных городах и по всей территории восточных земель.

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи. В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации. В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения. Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Семейный быт немцев в США

В области семейного быта немецкая группа тоже имела характерные особенности, хотя далеко не отличалась таким своеобразием, как некоторые другие иммигрантские группы конца XIX в., например итальянцы. Развернувшееся в США после гражданской войны движение за женское равноправие не нашло большого отклика в немецкой группе. Большая часть немецкой прессы высказывалась против предоставления женщинам избирательных прав и отстаивала традиционные взгляды, по которым единственное поле женской деятельности — семья, удел женщины — дети, кухня и церковь (Kinder, Kiiche, Kirche — пресловутые 3 «К») и т. п. Газеты полиберальнее добавляли, что женщинам нельзя голосовать, потому что они религиозны и недостаточно образованны. Немногочисленные немки-суффражистки — Матильда Аннеке и другие — не снискали себе популярности. Видимо, роль женщины в немецко-американской семье не претерпела больших изменений, хотя часть женщин имела самостоятельный заработок, многие — вне дома. Выше уже говорилось о немецких девушках — текстильщицах и служанках.

Против женского движения выступала, разумеется, церковь. Печатный орган крупнейшей религиозной организации американских немцев, Миссурийского лютеранского синода, убеждал верующих голосовать против женского равноправия, так как оно разрушает семью и мешает деторождению.

Что касается последнего обстоятельства, то рождаемость в немецких лютеранских семьях была выше, чем в среднем по США. Вероятно, ограничение рождаемости в этом кругу в XIX в. практиковалось мало, если не считать американизированной верхушки, следовавшей примеру богатых американских семей. Однако с 1885 до 1913 г. рождаемость среди лютеран, если судить по регистрации крещений в церквах Миссурийского синода, упала с 58 до 37 на тысячу. Меньше становилось детей (после 1890 г.) даже в семьях пасторов Миосурийского синода. В 1908 г. лютеранский журнал (кстати, выходивший на английском языке), проанализировав изменения в численности учеников лютеранских приходских школ, с печалью констатировал, что тенденция к малочисленным семьям, отличавшая прежде только «янки», распространилась теперь и на немцев-лютеран. Школьники 1908 г. родились на рубеже веков или несколько раньше. Это обстоятельство, как и другие приведенные выше данные, свидетельствует о том, что планирование семьи получило уже в конце XIX в. немалое распространение среди немцев-лютеран, а рождаемость у них снижалась, как и у прочего американского населения. Ассимиляция сказалась здесь в важнейшей бытовой сфере. Правда, на немцев-католиков американские нравы в этой области не могли так подействовать, но это относится к католикам любой национальности.

Религиозные процессы Германии в наши дни

Сегодня религия Германии не представлена единой или основной церковью. Лидирующие позиции делят между собой католики и лютеране. Каждая из этих конфессий объединяет чуть больше 30% населения. Еще около 30% жителей данной страны считают себя атеистами и агностиками. Оставшееся меньшинство делят между собой мусульмане, христиане иных конфессий и представители других религиозных течений.

Необходимо также заметить, что в современной Германии имеет место значительный отток прихожан из христианских церквей. И протестантизм, и католичество, и даже все более популярное в Европе православие за последние несколько лет существенно потеряли в весе. Вместе с тем, в немецком обществе наблюдается активизация мусульманской пропаганды. Язычество и буддизм не занимают выдающихся позиций, хотя и приобретают популярность у молодежи. Таким образом, основными религиозными тенденциями современной Германии можно считать динамичную исламизацию и атеизацию населения.

Основным вероисповеданием в Германии является христианство. В конце 2016 года доля христиан составляла 58-59% всего населения, из которых около 55% приходилось на представителей двух конфессий – католиков и протестантов. Количество тех и других примерно одинаково (разница менее 2%), а вот распределение по землям неравномерно – если юг и запад являются преимущественно католическими, то север протестантским.

На востоке страны население по большей части причисляет себя к атеистам и агностикам, что вполне объясняется длительным нахождением этих территорий под влиянием советской идеологии.

Православные составляют от 1,9-2,7%. Остальные христиане: баптисты, пятидесятники, методисты, свидетели Иеговы, адвентисты 7 дня, меннониты, мормоны и т.д. – в общей сложности около двух десятков конфессий.

Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Все другие религиозные общины вместе взятые составляют менее 1% жителей страны: буддисты, езиды, иудеи, индуисты, сикхи, бахаи и др.

35% населения вообще не причисляют себя к какой-либо общине.

Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно. На основании этих сведений Финансовая служба каждой федеральной земли взимает церковный налог, который составляет 2-3% от дохода. Однако не все религиозные общины пользуются правом взимания такого налога.

Вероисповедание

Германия – это родина протестантский Реформации, однако из-за политической раздробленности Священной Римской империи в 16 веке многие территории остались верны римскому католицизму. В настоящее время 34% населения считают себя приверженцами евангелической (протестантской церкви), 34% – католиками. Многие немцы вообще не причисляют себя ни к какой вере.

Это особенно относится к жителям бывшей Восточной Германии, где в 1989 году количество прихожан евангелической церкви составляло менее 400 тысяч человек (при обще численности населения 16,5 миллионов), в католической же церкви было всего 921 тысяча прихожан. Начиная с 1990 года, евангелическая церковь потеряла еще больше верующих.

Евангелическая церковь – это единая протестантская церковь, которая соединяет в себе лютеран, реформаторских протестантов и представителей других религиозных течений. Реформаторские протестанты придерживаются кальвинизму, в то время как Организация Объединенных протестантов объединяет в своем вероучении лютеранство и кальвинизм.

Приверженцев других протестантских конфессий в Германии ничтожное количество. Большая часть католиков живет в Рейнских землях и в Южной Германии, а протестанты обитают в основном в северных и центральных районах страны.

В 1933 году насчитывалось более 500 тысяч евреев, которые проживали в пределах границ Германской империи. В период между 1933 и 1945 годами немецкие евреи, наряду с евреями стран Восточной Европы, пали жертвами антисемитской политики геноцида нацистов. По оценкам, в Германии в 1997 году проживало 67 тысяч человек еврейской национальности. Самые крупные еврейские общины находятся во Франкфурте-на-Майне и в Берлине.

В послевоенный период в Германию начали прибывать иммигранты из Северной Африки и Западной Азии. В 1987 году, по оценкам, насчитывалось 1700000 мусульман, живущих в Западной Германии.

Представители церкви

В немецком обществе с уважением относятся к протестантским и католическим пасторам и священникам. В местных общинах священники входят в группу местной знати, которая также включает в себя чиновников, бизнесменов и должностных лиц учебных заведений. Римскую католическую церковь олицетворяют представители местного уровня церковной иерархии.

Ритуалы и святые места Германии

От маленьких деревень до больших городов – местные церкви есть практически в каждом населенном пункте. Немецкие церкви представляют собой впечатляющие архитектурные сооружения. Католические области – Рейнская Бавария, Баден-Вюртемберг, как правило, усеяны храмами и часовнями.

Несмотря на начавшийся в 19 веке процесс секуляризации, церковь сохранила свое значение в жизни общества. В 1840-х годах сформировалось народное движение за завершение строительства Кёльнского собора, которое было начато еще в Средние века. При поддержке жителей Кёльна, католической церкви и прусского короля (который был протестантом), работа по строительству началось в 1842 году и закончилась в 1880 году.

Различные церемонии и фестивали, которые сопровождали процесс строительства, указывают, что Кёльнский собор служил не только в качестве церкви, но и национального памятника.

Национальное собрание 1848 года, на котором была принята Конституция объединенной Германии, прошло в Церкви Святого Павла во Франкфурте. (национальное и конституционное движение окончилось неудачей, когда прусский король отказался от императорской короны, которая была ему предложена представителями национального собрания). Одним из центров народного движения, который привел к падению ГДР, была церковь Святого Николя в Лейпциге.

С конца 19 века церкви и другие исторические здания Германия стали объектами программы Denkmalpflege – сохранения культурного наследия. Кладбища и военные мемориалы находятся где-то между святыми местами и историческими памятниками. Во всех населенных пунктах страны есть кладбища, на которые приходят родственники умерших во время специальных дат и праздников.

Повсеместно распространены военные мемориалы, посвященные Первой мировой войне. С памятниками Второй Мировой войне дело обстоит по-другому. Концентрационный лагерь Бухенвальд, расположенный возле Веймара, с начала 1950-х годов является памятником, посвященным жертвам нацистского режима. Смерть и жизнь после смерти

«Лучше смерть в аду, чем возвращение в Штеттин»

Наряду с донесениями официальных лиц о бедственном положении переселенцев, РВИО обнародовало и документы с выдержками из писем самих немцев, которые в то время собирались органами военной цензуры в Германии. Согласно их данным, только с марта по апрель 1946 года были зафиксированы 97 писем с жалобами немецких граждан, выдворенных из Польши, на насилие и притеснение со стороны поляков.

«В период оккупации Силезии русскими людям там жилось хорошо, они не нуждались в продуктах питания и т. д. А с июля месяца, когда на их место пришли поляки, всё пошло колесом. В Бреслау поляки выгнали немцев из квартир, крадут мебель и бесплатно заставляют выполнять непосильную работу… Нельзя же Силезию превращать в камеру пыток! Увидев на улице раненого, поляки убивали его. Родственников умерших грабили прямо на кладбищах, отнимая у них, помимо платья, даже цветы и венки», — писал в марте один из жителей города Цвиккау в Саксонии, Петер-Павел Рихтер, кардиналу Конраду фон Прайсингу, епископу Берлина.

«Вся Силезия выглядит безотрадно. Немцы там только прозябают, продукты там не выдаются, дети попрошайничают на улице, взрослые пытаются работать у поляков или русских, а кто близок к голодной смерти, тот кончает жизнь самоубийством. Куда ни взглянешь, везде неизмеримые страдания: войско бездомных, голодающих, мёрзнущих, людей без занятий, разлучённых… И не знаешь, где закончится это перечисление», — отмечала Ютта Бернен.

В связи с подобными сообщениями советский посол в Польше Виктор Лебедев в шифртелеграмме Иосифу Сталину, а также руководству Наркомата иностранных дел СССР доложил о сделанном представлении польским властям о недопустимости негуманных условий, в которых осуществляется вывоз немецких переселенцев.

Как отметили в РВИО, наиболее массовое переселение немцев пришлось на 1946—1947 годы, когда Польшу покинули до 2,3 млн человек. При этом в докладных записках отражено ужасающее состояние людей, прибывавших в зону советской оккупации. Так, отмечалось, что переселенцы приезжают больными дизентерией, чесоткой, брюшным тифом, обмороженными из-за поездки в неотапливаемых вагонах и истощёнными.

Также по теме


«Об этом нельзя молчать»: Минобороны запустило проект о жертвах нацизма в годы ВОВ

Минобороны России запустило проект «Забвению не подлежит», приуроченный к Международному дню освобождения узников фашистских…

«Если со стороны польских властей не будут приняты срочные и эффективные меры к устранению вышеперечисленных недостатков, противоречащих решению Потсдамской конференции о гуманном способе переселения и существующих соглашений об условиях переселения, мы будем вынуждены… ставить вопрос о прекращении приёма немцев из Польши в нашу зону», — следует из доклада начальника управления комендантской службы Советской военной администрации в Германии, гвардии генерал-майора Сергея Горохова, датированного декабрём 1946-го.

При этом отмечается, что поляки в первую очередь выдворяли из страны нетрудоспособных граждан. Так, по свидетельству советских офицеров, из Польши приходили эшелоны, полные женщин, детей и людей преклонного возраста. Трудоспособное немецкое население Варшава стремилась максимально долго удерживать на своих новых территориях из-за дефицита польских работников и необходимости восстанавливать хозяйство страны.

Религия в Германии: цифры

  • Атеисты – около 27 миллионов человек
  • Последователи Римско-католической церкви — 24 миллиона человек
  • Евангелисты – 23,6 миллиона человек
  • Мусульмане – порядка 4 миллионов человек

Стоит отметить, что в восточных регионах страны на территории, которая ранее принадлежала ГДР, в связи с проводимой просоветским правительством явной антицерковной политикой, верующих на сегодня не так много. Лишь 12% восточных немцев считают себя верующими, тогда, как 68% жителей востока страны причисляют себя к атеистам. Иначе обстоит ситуация на западе Германии. Здесь только 15% бюргеров не обладают религиозной принадлежностью. А вернее, они официальным образом не принадлежат ни к одной из церквей. Заметим, что при регистрации по месту жительства в Германии необходимо заполнить анкету, в которой присутствует графа об исповедуемой религии. Однако заполнение этой графы – дело добровольное, и никто не мешает информацию о вероисповедании оставить в тайне.

Из прочих заметных в Германии религий следует выделить иудаизм и православие. Особое место в современной Германии принадлежит исламу. Эта религия в Германии собирает все больше приверженцев, и они занимают на сегодня третье место по численности после протестантов и католиков. При этом из этнических немцев мало кто является мусульманами. А вот приехавшие в страну в 60-х годах гастарбайтеры из Турции, впоследствии осевшие в Германии, основали тут одну из самых больших в Европе мусульманских диаспор. Узнать больше о количестве мусульман в Германии можно из нашей статьи.

Обостряет ситуацию с традиционным для Германии христианством тот факт, что всё большее количество немцев официально отказываются от католического и протестантского вероисповедования в пользу того же мусульманства или становясь атеистами. Для церкви такое положение вещей крайне неблагоприятно, в том числе и с материальной стороны. Каждый верующий, кто официально указал в анкете свою принадлежность к двум основным христианским конфессиям, обязан уплачивать налог на церковь. Это не дополнительный сбор, и на совокупных доходах бюргера он не отражается, просто часть обязательно подоходного дохода в этом случае уходит не в государственный бюджет, а церкви. Из этих средств финансируется большое количество социальных проектов и программ, в том числе дома престарелых и детские сады. И чем меньше жителей страны указывают своё вероисповедание, тем меньше средств церкви получат на эти нужды. Тем не менее, по воскресеньям и большим христианским праздникам возле церквей по-прежнему много народу. В храм на службы ходят все верующие, правда, время от времени. И, конечно же, особенно много людей бывает в церкви на Пасху и Рождество. Эти праздники у жителей Германии являются наиболее любимыми.

Что касается количества церквей в Германии, то их в весьма много. Шпили огромных храмов или небольших церквей возвышаются и в центральных районах больших мегаполисов, и над небольшими немецкими городками. Услышать колокольный звон можно в начале каждого часа в любом из населённых пунктов страны. Всего в Германии функционирует порядка 50 тысяч церквей.

web hosting services

Роль религии в жизни страны

Значительной роли в повседневной жизни жителей Германии религия не играет. Приоритетом для нынешнего руководства страны является сам человек, а не его вероисповедание.

Правда, в школах Германии существуют уроки религии. Эти занятия проводят исключительно католики и лютеране. Учащиеся-атеисты и представители иных религий обязаны вместо них посещать уроки этики.

Есть и вопросы, которые, имея религиозную форму, прямого отношения к религии не имеют. Так, в 2021 году в Ганновере, Любеке, Гамбурге и Бремене было принято решение о необходимости объявления Дня Реформации – 31 октября – праздничным днем.

Несмотря на кажущуюся религиозную составляющую основная идея этого состоит в том, что в восточных землях меньше праздников, чем в западных, где нерабочими днями является ряд католических праздников. Любек и Гамбург предложение уже утвердили, Ганновер и Бремен ожидают принятия решения.

Наиболее заметно влияние религии на жизнь Германии по воскресеньям. В этот день практически нельзя найти работающий магазин – ортодоксы в правительстве считают, что этот день должен быть посвящен семье и церкви, а не покупкам.

Церковный налог

Конституция страны причисляет различные религиозные организации к гражданско-правовым корпорациям. Это позволяет таким организациям взимать со своих членов налоги, которые расходуются на различные, в первую очередь, благотворительные аспекты деятельности религиозных общин.

Налог уплачивается одновременно с подоходным налогом. Его размер составляет 2-3 % от дохода.

Чтобы налог начали взимать, плательщик должен добровольно заявить о своей принадлежности к общине. Возможно, именно с этой особенностью законодательства связан такой высокий процент официальных атеистов в Германии.

Религиозные памятники Германии

Несмотря на атеистический настрой населения Германии церквей различных религиозных конфессий в стране очень много. Особенно это заметно в небольших городках с малоэтажной застройкой: в церквях проходят службы, на службах присутствуют прихожане, периодически слышен колокольный звон.

В ФРГ большое количество церковных сооружений, которые являются памятниками истории и культуры. К таким сооружениям относятся:

  • католический Кельнский собор;
  • протестантский Ульмский собор;
  • Имперский собор в Аахене, в котором короновались императоры Священной Римской империи;
  • Базилика 14-ти святых помощников в Баварии;
  • Старая капелла в Регенсбурге;
  • Коллегиальная церковь св. Стефана в Майнце.

Список потрясающих памятников церковной архитектуры и истории можно продолжать почти бесконечно – в каждом немецком городке вы обязательно обнаружите прекрасную церковь.

Странные обычаи

В то время как в Германии на протяжении конца XVIII – XIX вв. происходила эволюция нравов и семьи, поволжские немцы в начале ХХ века сохраняли весьма патриархальный быт. Этнографы отмечали, что в семьях колонистов очень сильно развиты власть главы семьи, послушание младших старшим, весьма строги нравы. Это было заметно при сравнении не только с немцами Германии, но и с русским крестьянством пореформенной поры.

Современники наблюдали и большую религиозность поволжских немцев. При этом конфессиональный состав колонистов мало отличался от такового в Германии, за исключением того, что среди них была выше доля протестантов – до трёх четвертей, из которых больше половины лютеран. Примерно четверть составляли католики.

Примечательными были некоторые обычаи и привычки, обретённые немцами на новой родине. Основные праздники приходились на воскресенья осенью, когда заканчивались полевые работы. Эти праздники («кирмесы» по-местному) были спланированы так, чтобы жители соседних сёл могли за осень несколько раз побывать друг у друга в гостях. Кирмесы отмечались, как масленица у русских – с обилием еды и выпивки. Причём поволжские немцы налегали в основном на водку, а столь излюбленного на их родине пива здесь пили мало.

Среди поволжских немцев до середины ХХ века сохранялся обычай, давно исчезнувший в самой Германии – «венчание покойников» (Totenhochzeit). Суть его была в том, что любого умершего человека, не состоявшего при жизни в браке, хоронили в брачном наряде (женщин – в подвенечном платье). Этот обычай, в отличие от Германии, соблюдался независимо от возраста скончавшегося, даже в отношении маленьких детей.

Католицизм — одна из двух крупнейших конфессий Германии

Католические и протестантские религиозные общины Германии — самые многочисленные. Именно поэтому католицизм в этой стране считается одной из самых древнейших и крупнейших христианских конфессий.

29,9%

столько на 2007 год в Германии было католиков

По состоянию на 2007 год в рядах Католической церкви насчитывалось 24 170 745 прихожан, что соответствует 29,9 % населения. Работает 27 епархий (20 епархий и 7 архиепархий) Все диоцезы сгруппированы в семь церковных провинций.

Шильдик: церкви в Вайнгартене. Христианство доминирует в современной Германии. Фото: upload.wikimedia.org

Католическая церковь в Германии имеет статус публично-правовой корпорации. Это означает, что она имеет право взимать со своих прихожан церковный налог. Католическая церковь Германии называет его в качестве главной составляющей своего бюджета.

Что же касается истории католичества, то первые католические епархии на территории современной Германии возникли сразу после превращения христианства в государственную религию Римской Империи.

Среди них можно назвать: епархии Кёльна (провинция Германия II), Майнца, Вормса, Шпайера (провинция Германия I), Трира (провинция Белгика I) и Аугсбурга (Провинция Реция II).

29,9 %

столько жителей Гармании — католики

Аугсбургский религиозный мир (1555) и Вестфальский мир (1648) разделили страну на две зоны — католическую и лютеранскую.

В 1921 году между Ватиканом и Германией были установлены дипломатические отношения, через восемь лет дипломатические отношения были установлены между Ватиканом и Пруссией, в 1929 году между ними заключён конкордат.

После уничтожения войсками союзников в 1945 году фашисткой Германии, католические епископы Вармии и Бреслау перенесли свои кафедры в ФРГ, оставшиеся канонники назначили епархиальных администраторов, вошедшие в Конференцию католических епископов Польши.

Кёльнский собор. Кёльнский собор считается символом католичества в современной Германии. Фото: upload.wikimedia.org

После объединения ФРГ и ГДР в 1994 году апостольские администраторы Эрфурта, Магдебурга и Гёрлица были преобразованы в епархии.

Берлинская конференция католических епископов самораспустилась, епархия Берлина стала архиепархией совместно с епархиями Дрездена-Мейссена и Гёрлица образовали Церковную провинцию Берлина.

Апостостольская администратура Шверина была объединена с частью Епархии Оснабрюка в Архиепархию Гамбурга, образовавшую вместе с епархиями Оснабрюка и Хильдесхайма Митрополию Гамбурга.

В настоящее время католическая община Германии переживает не лучшие времена, так как испытывает на себе давление представителей других религиозных конфессий и, в первую очередь, ислама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector