История и современность города троя

Замечания

  1. Такие, как у царей Спарты ( Диодор 1: 5).
  2. FGrHist 70 F 223
  3. FGrHist 595 F 1
  4. Хронография FGrHist 241 F 1d
  5. FGrHist 566 F 125
  6. FGrHist 239, §24
  7. Bios Hellados
  8. Истории 2145.
  9. FGrHist 242 F 1
  10. FGrHist 76 F 41
  11. Обзорная таблица С. в Дитрих Коппенхёфер, Троя VII — попытка синопсиса, включая результаты 1995 г. , в: Studia Troica 7 (1997), стр. 341–346, особенно стр. 346, вкладка Оценки, сделанные для конца Трои VIIa устаревшие (1260 г. до н.э.) лежат между 1185 и 1140 гг. До н.э. До н.э., или — как исключение вниз — в конце уровня SH III C (начало XI в.) Сам Коппенхёфер берет в 1180 г. до н.э. Отсюда следует Сандарс и Гензель.
  12. Аполлодор Epitome Е.3.2
  13. Фукидид 1.11.

История Трои, «рассказанная» археологическими слоями

Дальнейшие археологические исследования Шлимана показали, что время возникновения Трои берет начало еще с эпохи неолита. На сегодня установлено девять археологических слоев, соответствующих определенным эпохам. Сам холм Гиссарлык — частично искусственного происхождения, образован в результате многовековой человеческой деятельности. Местность, где он находится, всегда представляла экономический и стратегический интерес: была связующим звеном между Европой и Азией, что объясняет древность самых ранних найденных здесь предметов.

Стены Трои II-III

Археологические слои позволяют увидеть эволюцию города, а также попытаться зафиксировать доказательства эпических событий.

  1. Первый слой называется Кумтепе, или Троя 0. Это неолитическое поселение, существовавшее в здешних окрестностях около семи тысяч лет назад. Слой представляет для археологов особый интерес, так как это поселение старше, чем другие в этом регионе. Местные жители уже были знакомы с медью, которая появилась в Европе только спустя две тысячи лет.
  2. Троя I (3000–2600 гг. до н. э.). Первое поселение, возведенное непосредственно на холме Гиссарлык. Это было укрепление диаметром 100 м, застроенное довольно примитивными жилищами из глиняных кирпичей. Погибло от пожара.
  3. Троя II (2600–2300 гг. до н. э.). Поселение выглядит уже более развитым и богатым. Знаменитый «клад Приама» (оружие, медные украшения, части драгоценных украшений, золотых сосудов, могильных плит раннеисторического периода) современные археологи датируют именно этим периодом. Носители этого культурного слоя также известны как западно-анатолийская цивилизация. В конце III тыс. до н. э. эта высокоразвитая культура была также уничтожена во время пожара.
  4. Троя III–IV–V (2300–1900 гг. до н. э.). Период упадка, ничем не примечателен в истории древнего города.
  5. Троя VI (1900–1300 гг. до н. э.). Время, когда наибольшего расцвета достигает цивилизация хеттов, под влияние которой и попадает Троя под именем Тариус (известно из хеттских записей). В этот период город увеличился в диаметре вдвое. Однако стал жертвой сильного землетрясения около 1300 г. до н. э.
  6. Троя VII-A (1300–1200 гг. до н. э.). К этому периоду исследователи относят легендарную Троянскую войну. Современные археологи считают причиной гибели города также землетрясение (а не пожар, что свидетельствует не в пользу реальности Троянской войны). Позже афиняне разграбили и разрушили это поселение.
  7. Троя VII-B (1200–900 гг. до н. э.). Полуразрушенная Троя была захвачена фригийцами — народом, переселившемся сюда с территории южных Балкан около 1200 г. до н. э.
  8. Троя VIII (900–350 гг. до н. э.). В этот период город населяют греки. Территория его входила в состав Персидской империи, и бытует мнение, что ахеменидский царь Ксеркс посещал Трою и принес здесь в жертву более чем 1000 голов скота. От этого периода здесь остались колонны, здания и даже амфитеатр.
  9. Самый верхний слой Троя IX (350 г. до н. э. — 400 г. н. э.). Троя представляла собой крупный центр эллинистической эпохи, который был разрушен варварами с востока и севера.

Как можно увидеть, Троя была свидетелем многих культур и событий, и независимо от того, развернулась ли осада Трои, описанная Гомером, именно здесь, главное, что Гиссарлык, на данный момент раскопанный почти полностью, — уникальный памятник, который может поведать и о культурах доисторического периода, и о загадочных хеттах, и, возможно, о Троянской войне.

Улица Трои античного периода, слой Троя VIII

Как добраться

В Стамбул организованы регулярные рейсы авиакомпаниями Aeroflot и Turkish Airlines (от €250), однако дешевле лететь самолетом Air Moldova (от €180). В высокий туристический сезон можно купить билет до Антальи на чартер по относительно низкой цене (от €100) или лететь с пересадкой в Киеве (от €150). В Стамбуле есть возможность присоединиться к организованной экскурсии в Трою (около €60), альтернатива для самостоятельных туристов — поездка на автобусе из Стамбула до города Чанаккале (около €15), где нужно пересесть на автобус, идущий до развалин Трои (около €2).

Протесилай

Когда греки подплывали к Трое, троянцы сильной ратью вышли им навстречу в намерении не допустить их высадиться на берег. Предводителем троянцев был Гектор, старший сын Приама, мужественнейший и великодушнейший из всех героев Илиона; сам Приам был стар и слаб и не мог лично участвовать в войне. Грекам было сказано от оракула, что тот из них, кто первый вступит на троянскую землю, погибнет. Знал это фессалиец Протесилай и решился пожертвовать собой; все другие ахейцы страшились и медлили сходить с кораблей, а он бестрепетно ступил первый на землю Трои и тут же пал, пораженный копьем Гектора. Когда весть о смерти Протесилая дошла до юной супруги его Лаодамии, она впала в безутешную скорбь и стала молить богов преисподней, чтобы возвратили они ей супруга хоть на три часа – хоть бы три часа только провести ей на земле с нежно любимым супругом! И боги аида вняли мольбам ее: Гермес отвел Протесилая на землю. Когда же пришло ему время снова возвратиться в обитель теней, Лаодамия умерла вместе с ним. На фессалийском берегу Геллеспонта, против Трои, показывали впоследствии место, где был похоронен юный царь с супругой; на их могиле росли вязы: весенней порой ветви деревьев, обращенные в сторону Илиона, раньше других ветвей покрывались зеленью и цветами; но зелень и цветы быстро увядали и падали на землю, напоминая ранним увяданием своим о безвременной смерти благородного героя.

Древний мир и дата образования Трои

Перед появлением легендарной Трои на полуострове Троада было расположено древнейшее постоянное поселение Кумтепе. Его датой основания принято примерно считать 4800 год до нашей эры. Жители древнего поселения, в основном, занимались рыбной ловлей. Также в рацион поселенцев входили устрицы. В Кумтепе покойников предавали земле, но без каких-либо погребальных даров.

В районе 4500 года до нашей эры поселение было заброшено, однако около 3700 года до нашей эры снова возрождено благодаря новым колонистам. Новое население Кумтепе занималось скотоводством и земледелием, а также проживало в больших домах с несколькими помещениями. Козы и овцы разводились жителями поселения не только для получения мяса, но также ради молока и шерсти.

История Трои берет свое начало с 3000 года до нашей эры. Укрепленный населенный пункт был расположен в Малой Азии на полуострове Троада. Город находился в плодородной холмистой стране. В месте, где находилась Троя, с двух сторон города протекали реки Симоис и Скамандр. Также имелся свободный доступ в Эгейское море. Таким образом, Троя на протяжении своего существования занимала очень выгодное географическое положение не только в экономической сфере, но также в плане обороны в случае возможного нашествия врагов. Не случайно город в Древнем мире, в эпоху бронзы именно поэтому стал ключевым центром торговли между Востоком и Западом.

Миф и реальность

Гомер

В VIII—VII вв. до н. э. были написаны два величайших произведения древнегреческой литературы — «Илиада» и «Одиссея». Их авторство приписывали поэту Гомеру, которого изображали слепым старцем. При создании «Илиады» и «Одиссеи» он использовал древние эпические песни, восходящие к микенской эпохе XIV— XIII вв. до н. э.

В эпоху античности достоверность гомеровских поэм и реальность Троянской войны не ставились под вопрос. Однако в Новое время историчность поэм Гомера стала подвергаться сомнению. Высказывалось мнение, что их сюжет является вымыслом поэта, а потому они не могут привлекаться в качестве исторического источника.

Но в 70—90-х гг. XIX в. Генрих Шлиман вместе с помощником Вильгельмом Дерпфельдом раскопал на северо-западе Малой Азии холм Гиссарлык — под ним и находились остатки древнего города. Указания античных источников позволили Шлиману определить, что этот город и есть Троя. Город располагался в чрезвычайно удобном месте — на пересечении древних торговых путей, проходивших из Европы на Восток. Но самое главное, он контролировал пролив, который вёл из Средиземного в Мраморное и Чёрное моря. Это выгодное расположение сосредоточило в руках царей Трои огромные богатства, которые они получали от контроля над торговыми путями.

Критики историчности гомеровских поэм ссылались также на то, что размеры Трои, описанной Гомером, во много раз превосходят город, найденный Шлиманом. Поэтому они отказывались верить, что под холмом Гиссарлык лежит гомеровская Троя. Однако недавние раскопки немецких археологов привели к ошеломляющим результатам. Оказалось, что Шлиман обнаружил только акрополь гомеровской Трои. Сам же город был намного больше — в конце XIII в. до н. э. его площадь достигала 200 тыс. кв. м. Это сопоставимо с размерами таких городов Древнего Востока, как Вавилон и столица царства хеттов — Хаттуса, население которых уже тогда насчитывало десятки тысяч жителей. В этот период Троя, населённая лувийцами, близкими по языку хеттам, а также фракийцами и фригийцами, была процветающим городом — столицей государства, занимавшего северо-запад Малой Азии.

Батальная сцена на античном блюде

Сомнения в вопросе историчности Троянской войны помогли снять и ближневосточные письменные документы. В начале XX в. в Малой Азии были обнаружены рукописи цивилизации хеттов. После дешифровки хеттского языка в руках учёных оказалось много данных о внешней политике, которую проводили хеттские цари в Малой Азии. В документах имеется название государства ахейских греков со столицей в Микенах, которое в них именуется Аххиявой.

В XIV—XIII вв. до н. э. хеттские цари то воевали с правителями Аххиявы за господство на западе Малой Азии, то заключали мирные договоры. Но главным камнем преткновения была Вилуса. Сегодня доказано, что хеттское название Вилуса полностью соответствует гомеровскому Илиону, поскольку в XIV—XIII вв. до н. э. в Греции оно звучало как Вилиос.

За время до XIII в. до н. э. отношения между хеттами и ахейцами прошли многие стадии — от военных столкновений до мирного сосуществования. Однако к началу XIII в. до н. э. они резко ухудшились. Причиной этого, видимо, стало открытое вмешательство хеттского царя Мува-талли в дела города Вилусы-Илиона. Муваталли поддержал в борьбе за власть местного царя Алаксандуса, который не обладал легитимными правами на престол.

Хеттское имя Алаксандус является калькой с греческого имени Александр. Напомним, что второе имя царевича Париса, похитившего Елену, было Александр.

До нас дошёл договор на глиняной табличке, заключённый между двумя царями. Согласно ему, хеттский царь брал Алаксандуса под свою защиту, а тот в случае войны обязывался предоставить хеттам воинские контингенты.

Самые значащие герои войны и их дальнейшие судьбы

По рассказам хитрый Одиссей не хотел идти воевать и прикинулся сумасшедшим, который работал на поле плугом и сеял соль, ему прямо под плуг положили младенца и он остановился. Так поняли, что он притворяется и забрали на войну, в конце которой, он выжил и отправился домой. Ахилла нашли переодетым в платье среди девочек, потому что его там спрятала мать, дабы уберечь, но мальчик рос, и его храбрость взяла вверх. Когда перед группой девочек положили кучу кукол и оружие, Ахилл первый схватил копье. Так узнали об обмане и забрали его воевать.

Илиада Гомера

Во время одного из боев на Троянской войне Ахилла ранили в пятку и он умер, потому что это было единственное уязвимое место у него. Менелай со своей женой Еленой оказался в Египте, куда их отнесло бурей, когда разбились корабли о скалы. Были предположения, что Елена никогда не была в Трое, а Парис похитил призрака Елены, которого создали боги для обмана. Агамемнон вернулся домой, где был убит своей женой и ее любовником.

Падение Трои и судьба Елены

По приказу царя Приама Елена стала супругой одного из его сыновей, царевича Деифоба, что являлся братом покойного Париса. Почти двадцать лет женщина провела в Трое, она находилась в городе и в тот день, когда грекам удалось хитростью проникнуть за городские стены и сломить сопротивление троянцев. 

Вергилий рассказывает, что в ночь падения Трои Елена скрывалась в храме Весты. Менелай, ворвавшийся в здание, хотел расправиться с женой, но выронил меч, увидев её красоту. Греки решили забросать Елену, из-за которой началась кровопролитная война, камнями, но выронили их, как только женщина обернула к соотечественникам своё лицо.

Менелай сумел простить супругу, но после его смерти Елена прекрасная была изгнан из Спарты. О гибели красавицы, как и о её рождении, сложено немало противоречащих друг другу преданий. 

Образ Елены Прекрасной вдохновлял многих художников

Одна из версий: жены воинов, погибших под Троей, казнили Елену, лишившуюся своего могущественного мужа. Не исключено, что это было действительно так.

Поразительно, но древние греки старались придумать, что было с их знаменитой героиней после её смерти. За два тысячелетия до нашей эры стало популярным предание о том, что Елена Прекрасная и красавец-воин греческой армии Ахилл обрели бессмертие и стали влюблённой парой. Историю этой женщины можно считать поистине бесконечной, ведь и в наше время она продолжает вдохновлять художников, писателей, режиссёров.

Культурные слои Трои

Троя I

Самые древние археологические следы Трои датируются 2900 – 2500 гг. до н. э. Троя I была маленьким поселением и даже в самом расцвете своего существования имела в диаметре всего 100 м. Несмотря на свой скромный размер, Троя I имела крепость с  массивными стенами, воротами и башнями сложенными из неотесанного камня. Это поселение просуществовало почти пять веков и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.

Вид на пролив Дарданеллы (Геллеспонт) из Трои

Троя II

Несмотря на то, что Троя I разрушилась пожаром, возникшая на месте пепелища Троя II представляет собой возрождение погибшего города. Второй культурный слой Трои (2500-2300 гг. до н.э.) один из наиболее впечатляющих археологических памятников раннебронзового века. В этом слое было обнаружено много кладов, в том числе и клад обнаруженный Шлиманом который он поспешно назвал “Кладом Приама”. Все эти клады из золота, серебра, бронзы и меди говорят об активной торговой деятельности в городе. Однако, и Троя II разрушилась, но в результате внезапного нападения, о чём говорят обнаруженные следы намеренного разрушения.

Остатки мегарона (простой тип храма) Трои II – 2-е тысячелетие до н. э.

Троя III, IV и V

Троя III, IV и V уже более крупные поселения, существовавшие с 2300—1800 гг. до н. э. На протяжении веков цитадель города разрослась, но конкретных следов развития города не наблюдются, наоборот обнаружены следы упадка города. В этих поселениях уже наблюдаются группы небольших домов, стоящими впритык один к другому, разделенные маленькими улочками. Троя V снова была уничтожена пожаром.

В юго-западной части Трои находится святилище с колодцами

Троя VI и VII

В этот период в Трои построен новый царский дворец-цитадель. По своему размеру новая цитадель превосходила не только старую, но и любую другую в западной Малой Азии. Сложены из обтесанного камня и усилены массивными башнями новые крепостные стены города имели в толщину от 4 до 5 м. Всё это свидетельствует о богатстве, расцвете и могуществе Трои в этом периоде. Но большие вертикальные разломы на крепостной стены в VI-ом культурном слое Трои (1800-1250 гг. до н.э.), свидетельствуют о том что произошло сильное землетрясение. После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь. Троянская война и события, упомянутые Гомером в “Илиаде” относятся либо к Трои VI либо к Трои VII (1250-1025 гг. до н.э.).

Крепостные стены Гомеровской Трои (Троя VI или VII)

Троя VIII и IX

По мнению современных ученых, заброшенную после войны Трою греки заселили спустя 250 лет, то есть во времена жизни Гомера. Поначалу на месте старой Трои возникло небольшое поселение, потом город разросся. На территории Трои был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений (900-85 гг. до н.э.). По словам Арриана (древнегреческий историк и географ), Александр Македонский совершил паломничество в Трою и посетил храм Афины. От храма Афины до нас дошло лишь несколько фрагментов алтарей и мраморные обломки. С ростом могущества Римского государства возникла легенда о том, что именно потомки троянца Энея основали Рим. Поэтому и римляне чтили Трою. Гай Юлий Цезарь приказал расширить храм Афины, после своего визита туда в 48 г. до н.э. Пришедший ему на смену Август также приказал построить в “священном Илионе»  боулевтерион (зал совета) и одион для проведения музыкальных выступлений.

Одеон Трои был построен в римский период – Троя IX

Эхо катастрофы

А есть ли у поэмы ценность как у исторического источника? Вообще, что стало её основой? Шлиман воспринялИлиаду» как хронику. А мнения исследователей последних двух веков расходятся ещё более кардинально, чем описания греческих авторов тех событий. Нынешние взгляды наИлиаду» лежат в диапазоне от описания действительно когда-то состоявшегося похода на Трою до переселения греков на побережье Малой Азии и их двухвековой борьбы с местным населением.

Следует помнить, что историчность Троянской войны не доказана, иИлиада» может быть настолько же достоверной, как иОдиссея», с её циклопами и сиренами.

Возможно, весь эпический троянский цикл — это отражение одной из страниц катастрофы бронзового века. Существовавший тогда в Средиземноморье мир в XII век до нашей эры внезапно погрузился в хаос, кровавые приливы которого почувствовали и в Древнем Египте, и в Хеттской державе. В пламени пожаров сгорели не только города, но и целые цивилизации. Даже падение римской цивилизации в V в. н. э. не стало такой катастрофой — в XII веке до н. э. в Древней Греции забыли письменность, и спустя несколько веков пришлось изобретать её заново. Наступилитёмные века» — цивилизация там вернулась кнулевому уровню».

Пожар Трои». Художник: Керстиан де Кейнинк

Именно поэтому песни Троянского цикла несколько веков передавались из уст в уста, обрастая новыми подробностями.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой авантюрный план, согласно которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины.

Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос. Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою.

Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!

Три дня стучали топоры в старательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоял огромный деревянный конь.

Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу

Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то советовал бросить коня в море, кто-то – сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня.

Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон.

Но Лаокоона никто не слушал

Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем

Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня.

А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А посему надо поскорее установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на обусловленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город.

Перед войной[]

По версии народного сказания, на свадьбе Пелея и Фетиды, чествовать которых были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды; эта последняя богиня, оскорбленная оказанным ей пренебрежением, бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Последовал спор между Герой, Афиной и Афродитой. Они попросили Зевса рассудить их . Но тот не хотел отдавать предпочтение кому-то из них, потому что самой прекрасной считал Афродиту, но Гера приходилась ему супругой, а Афина— дочерью. Тогда он отдал суд Парису.

Парис отдал предпочтение богине любви, и та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги царя Менелая Елены. Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом. Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея. Парис обольстил Елену, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену. По пути они посетили Сидон.

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. Это согласие было дано предводителями отдельных народов в силу клятвы, которою ранее связал их отец Елены, Тиндарей. Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай, Ахилл, два Аякса (сын Теламона и сын Оилея), Тевкр, Нестор, Одиссей, Диомед, Идоменей, Филоктет и Паламед.

Троянская война

Город Троя или государство Троя, прежде всего, известно человечеству Троянской войной, подробно описанной Гомером в эпических «Илиаде» и «Одиссее», а также во многих догомеровских эпосах.

Ученые изучают эти эпосы, и как исторические трактаты, и как художественные произведения. Они давно отметили, что многие описанные в них события существовали в исторической реальности.

Гомер и более поздние авторы «Илиады» и «Одиссеи» при описании событий Троянской войны ввели в произведения действительно существовавших и вымышленных героев. А случилось война, по мнению историков, на рубеже XIII-XII вв. до н. э.

1. Повод для войны

Согласно эпосу, поводом для объявления войны послужило похищение Елены царевичем Трои Парисом. В результате этого происшествия цари Древней Спарты и Микен стали уговаривать других греческих царей идти войной на Трою.

По преданию под предводительством микенского царя Агамемнона на войну собралось 100 000 воинов, которые более чем на 1 000 кораблей добрались до Малой Азии и расположились в Троянской долине.

2. Начало войны

Царевич Парис не согласился отдать Елену и помириться. А войска Агамемнона не смогли сходу взять столь укрепленный город. Поэтому они остановились под Троей и для пропитания опустошали окрестные поселения.

Так продолжалось девять лет, ровно столько, сколько по предсказанию должна была длиться Троянская война. Войска Агамемнона от безделья начали ссориться между собой. Наконец, назначили время битвы троянцев с войском греческого царя.

3. Троянская битва

Битва началась с поединка между Парисом и Менелаем за честь похищенной Елены и ее сокровища. В итоге Парис потерпел поражение, и Менелай едва не убил его, после чего, наконец, началось первое сражение Троянской войны.

Троянцы начали выигрывать битву, и Агамемнон решил бежать с поля боя. Однако его войска снова потеснили войска Париса и подошли к стенам Трои. Троянцы не сдавались и ворвались в военный лагерь греков. Никто из участников битвы не уступал.

4. Троянский конь

На помощь Парису пришло войско эфиопов во главе с царем Мемноном, но в итоге эфиопский царь погиб от оружия противника. Ахилл и Одиссей поняли, что Трою можно взять не силой и храбростью, а только хитростью.

Для этого Элей построил огромного деревянного Троянского коня, внутрь которого спрятались Одиссей и самые храбрые воины Агамемнона. Остальное его войско сделало вид, что покинуло поле битвы и ушло на кораблях.

Троянцы вышли из города и осмотрели Троянского коня. По совету предателя они ввели его в Трою на акрополь и посвятили его Афине. Ночью из коня вышли Одиссей с воинами, они открыли ворота и вместе с вернувшимся войском овладели городом.

Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Легенда о троянском коне

Воины низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои.

Из описаний Гомера можно представить обстановку, в которой проходило единоборство.

Происходило это так

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность.

Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

За боевыми колесницами, прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками.

Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих».

Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались.

Маневр на поле боя еще не применялся, однако уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Сражение Менелая и Париса

На следующий день троянцы, узнав о расколе в греческом лагере, вышли на равнину, где им предстояло сражение с греками. Вот только каждая из сторон хотела избежать больших потерь, а потому решили, что исход битвы определит поединок Париса и Менелая. Победителю достанутся и Елена Прекрасная, и слава триумфатора.

Здесь хочу отметить, что Парис, в отличие от Менелая, никогда не демонстрировал блестящих навыков воина. Царевич был достаточно изнеженным и слабым, а потому неудивительно, что едва не погиб в бою со столь могучим противником. Спасением Париса стало появление Афродиты, что унесла его за стены Трои.

Жак Луи Давид «Елена Прекрасная и Парис», 1788 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Поражение потерпел Парис, а потому Менелай требовал вернуть ему супругу, Елену Прекрасную, однако троянский царевич наотрез оказывался выполнять условия этого договора.

Между греками и троянцами установилось хрупкое перемирие, однако оно было нарушено лучником Пандаром, что выпустил стрелу в Менелая. Это и можно считать началом решающей фазы военного конфликта.

Троянская война

Результаты Троянской войны

Войско Менелая не сразу достигло Трои, они несколько раз ошибались и попадали в неприятности. В конце концов, добравшись до цели, начинается 41 день противостояния троянцев и греков, описанный в древней Илиаде. Большинство этого времени было посвящено препирательству между Менелаем и Ахиллесом – самым сильным и знаменитым воином того времени. Его суть была в том, что греческий царь отобрал у Ахилла часть его награды – рабыню Брисеиду. Споры между людьми привели и к соперничеству между Богами, которые постоянно меняли свои пророчества и победителя войны. В итоге, с помощью хитрого трюка – троянского коня, грекам удалось победить. Они смастерили большую деревянную статую бога и, оставив ее у ворот, скрылись. Троянцы приняли ее за дар в честь своей победы, внесли в город и устроили празднование. Когда наступила ночь, из коня выбрался отряд греков, открыл ворота изнутри и впустил основные силы нападающих. Они подчинили город за одну ночь, в которую пала знаменитая Троя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector