Музеи петропавловской крепости, санкт-петербург (с фото и описаниями)

Контакты

Официальная группа ГМИ есть и в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/club81419567. Там же есть и странички отдельных музеев и выставочных площадок комплекса.

Уточнить актуальную информацию о режиме работы музеев можно по телефонам единого информационного центра 8 (812) 330-64-31 и 8 (812) 230-64-31.

Читайте далее:

16.05.18 В «Ночь музеев» автобусы и метро будут работать круглосуточно

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Десятки купелей для крещенских купаний в Санкт-Петербурге подготовили в 2020 году

Ретро-состав метрополитена Санкт-Петербурга вновь выйдет на линию

История

В начале 18 века после победы над шведами в Северной войне необходимо было защитить завоеванные земли и построить крепость. 27 мая 1703 года, в день Святой Троицы, по чертежу Петра Первого на небольшом острове, в устье Невы, закладывается крепость. Остров назывался Заячий (в переводе с финского) или Веселый (со шведского) и по форме представлял собой вытянутый шестиугольник. Руководил строительством князь Александр Меншиков. Первоначально сооружения были земляными и деревянными. В октябре 1903 года строительство было завершено.

После большого наводнения часть укреплений была размыта. И с 1706 года под руководством Доминико Трезини начинается строительство каменных сооружений, которое велось долгие годы и закончилось уже после смерти Петра Первого. Одновременно строилась церковь святых апостолов Петра и Павла. Позже она перестраивается в каменный Петропавловский собор.

В 1731 году собор приобрел статус кафедрального храма и стал усыпальницей дома Романовых. Здесь похоронены русские цари, начиная с Петра I до Николая II.

До 20 века Петропавловская крепость выполняла и функцию тюрьмы, куда помещались без суда (только по царскому решению) особо опасные государственные преступники. Одним из первых узников стал царевич Алексей, сын Петра I. Здесь побывали Радищев, декабристы, братья Бестужевы, Чернышевский.

Куртины, равелины, кронверк, бастионы Петропавловской крепости

Крепость повторяла форму острова. По ее углам располагаются пятиугольные укрепления — бастионы. Сначала они были дерево-земляными, а затем возводятся каменные сооружения. Высота стен доходила до 12 метров, а ширина — 20 метров (5-6 метров кирпичной стены снаружи и изнутри, между ними — толчёный кирпич). На каждом бастионе было установлено по 50-60 орудий. Свои названия бастионы получили по именам помощников Петра Первого, каждый из которых следил и помогал в строительстве своего бастиона. Это Меньшиков бастион, Головкин бастион, Зотов бастион, Трубецкой бастион, Нарышкин бастион и Государев. В заложении Государева бастиона участвовал Пётр I, а курировали строительство князь Меншиков и царевич Алексей.

Между бастионами построены стены (куртины). Петровская, Невская, Васильевская, Никольская и Кронверкская куртины имеют ворота с одноименными именами. Главный въезд был через торжественные Петровские ворота, Екатерининская куртина — глухая. В стенах располагались казематы, где хранилось оружие, располагались солдаты. Для вылазки за пределы крепостных стен были устроены подземные ходы (сортии) и в стенах — тайные ходы (паттерны).

С Нарышкиного бастиона в 12 часов стреляет пушка. Ее выстрел — один из символов Петербурга.

Для защиты с моря с двух сторон построены дополнительные укрепления в форме треугольников – равелины : Иоанновский равелин (в честь старшего брата Петра I) и Алексеевский равелин (в честь отца Петра Первого).

Для защиты с суши строится земляной вал в форме короны — кронверк (крон — корона, верк — крепость). На эшафоте кронверка были казнены руководители декабристов — П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин. Здесь установлен барельеф с их профилями. На другой стороне обелиска высечены строки стихов А. С. Пушкина:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Два моста — Иоанновский и Кронверкский — соединяют Заячий остров с Петроградским. Позже построены Монетный двор, где чеканили монеты и Ботный домик, где раньше хранился ботик (лодка) Петра Первого.

Колокольня и шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
На месте деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла по проекту архитектора Доменико Трезини был построен Петропавловский собор. Это самое красивое здание Петропавловской крепости. В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновилась богослужения в праздник храма. Его высота — 122,5 метров, высота шпиля Петропавловского Собора — 40 метров, высота летящего ангела — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота.

История

Воодушевленный первыми взятиями шведских крепостей в Северной войне — Орешек и Ниеншанц, Пётр I решил в срочном порядке возвести новую крепость прямо на берегу, чтобы иметь возможность давать отпор врагу издалека — при первом появлении шведских кораблей на горизонте. Изучив местность, Пётр совместно с инженером Жозефом Гаспар Ламбером де Гереном, завербованным князем Григорием Долгоруким в Польше незадолго до того, чертит схему для строительства на острове Енисари (Заячьем). А великий Пушкин об этом событии спустя сто лет напишет: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. Ламбер вскоре сбежал в Европу. Царь же стал опираться на советы другого иностранца — архитектора Доменико Трезини. Потому-то главная ценность исторического комплекса — Петропавловский собор — выглядит несколько на западный манер со своим длинным шпилем вместо купола. В свое время это была самая высокая постройка на Руси. Однако, строительство крепости шло не быстро. Сколько безымянных русских крестьян и пленных шведов сложили свои жизни тут во славу столицы российской империи? Одному богу ведомо…

Бастионы крепости

Задумка Петра I была по-военному грамотной, но Петропавловской крепости было не суждено принять участие в битвах, не смотря на то, что в строительство гранитных стен бастионов даже вкладывали свои средства вельможи царя. По сей день эти бастионы носят имена этих приближённых, кроме Государева бастиона: Нарышкин бастион, Меньшиков, Трубецкой, Головкин и Зотов. Безусловно, все они имеют историческую ценность. Но пользуется наибольшей популярностью ныне Нарышкин, в связи с тем, что с него ежедневно в полдень стреляет пушка.

Политика

Главной сутью Петропавловской крепости после окончания строительства стало наказание высокопоставленных особ. И первым, кто после многочисленных придворных интриг попал в узники тюрьмы, стал старший сын Петра I — Алексей Петрович. Обвинённый в измене родине, он хитростью был препровождён из Австрии в застенки Санкт-Петербургского подземелья. После суровых пыток, отрекшись от наследования престола, он здесь же и скончался. Другими знаменитыми политическими узниками, заключенными в Петропавловскую крепость, были декабристы. Напротив крепости находилось место казни зачинщиков бунта. Сейчас там девятиметровый обелиск, на котором в профиль — барельеф пяти восставших дворян.

Музей в Петропавловском соборе

Помимо архитектуры и внутреннего убранства собора, захоронений монарших особ посетители могут увидеть несколько экспозиций, которые дают представление об истории достопримечательности. В галерее, соединяющей собор и усыпальницу, находятся царские комнаты с отреставрированными интерьерами. Они строились параллельно с возведением усыпальницы, в них члены императорской семьи отдыхали во время посещения собора. Царские комнаты созданы по проекту архитектора Леонтия Бенуа, они состояли из приемной, гостиной, курительной и комнаты отдыха для дам. Для обстановки комнат была использована мебель, изготовленная на известной фабрике Мельцера.

К сожалению, в советское время отделка стен и обстановка были утрачены, частично восстановить интерьеры удалось благодаря сохранившемуся проекту архитектора. В наши дни экспозиция состоит из двух комнат, в которых размещены портреты монарших особ, живописные виды города в XIX веке. Также представлены религиозные экспонаты — предметы облачения священнослужителей, церковная утварь, икона на ткани. Есть экспонаты, связанные с традициями захоронения и почитания памяти членов императорской семьи.

Разработана также экскурсионная программа с осмотром экспозиции, находящейся в колокольне. Она рассказывает об истории ее строительства и реставрации, демонстрирует чертежи и фотографии. Посетителей знакомят с коллекцией колоколов, уникальным колокольным инструментом, рассказывают о знаковых деталях архитектуры колокольни — ангеле на шпиле и курантах. Кроме того, с колокольни открывается прекрасный вид на город.

Константин

История крепости

27 мая 1703 года была заложена дерево-земляная крепость на Заячьем острове. Планировка крепости предусматривала многоуровневую защиту со всех сторон. Шесть боевых бастионов – Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин и Меншиков — были соединены куртинами – стенами настолько широкими, что на них легко можно было заводить одновременно несколько пушек: толщина стен достигала 20 метров.

Иоанновские ворота

С западной и восточной стороны были возведены Иоанновский и Алексеевский равелины, защищавшие подступы к крепости с воды. С севера, вне территории Заячьего острова был построен кронверк – дополнительное фортификационное сооружение для защиты с суши.

На территорию крепости вели несколько ворот в стенах куртин, главными из которых были Петровские. Созданные по проекту Трезини парадные ворота украшены резным панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», символизирующим победу России над Швецией в Северной войне.

Петровские ворота

В течении двадцати лет в центре крепости под руководством Трезини строился главный храм города – собор святых Петра и Павла. В 1732 году, после завершения строительства здесь был погребен сам Петр I, а в дальнейшем и все правившие представители династии Романовых.

В 1730-е годы зародилась традиция сверять полуденное время выстрелом из пушки с Нарышкина бастиона. Традиция эта соблюдается до сих пор.

Не участвовавшая в боях крепость использовалась практически с начала своего существования как политическая тюрьма. Здесь был заключен под стражу и погиб при невыясненных обстоятельствах сын Петра I – царевич Алексей. В дальнейшем на период проведения следствия здесь содержались декабристы и народовольцы. В разное время в тюрьме побывали писатели Радищев, Достоевский, Чернышевский, Горький.

В течение всего XVIII века крепость постепенно перестраивалась в камне. В 1780-х годах часть крепости облицевали гранитом. В это же время был оформлен парадный вход в крепость со стороны Невы — Невские ворота. Неофициальное название их – «Ворота Смерти»: именно через них на Комендантскую пристань вели заключенных для отправки на расстрел в Шлиссельбург. В арке ворот находится шкала с отметками самых сильных наводнений Петербурга.

Особая страничка в истории крепости – Октябрьская революция 1917 года. Со стен Петропавловки были произведены выстрелы в сторону Зимнего дворца во время его штурма. В тюрьму Трубецкого бастиона после победы большевиков были заключены и члены Временного правительства. В 1914—1917 годах крепость носила название Петроградская.

В период Красного террора на территории крепости производились массовые расстрелы.

Однако этим варварским планам не суждено было сбыться, и крепость сохранили. С 1920-х годов здесь открылся музей.

Архитектура

Петровские ворота кажутся несколько тяжеловесными, на первый взгляд, в то же время они величавы и очень нарядны, а это одна из изюминок стиля барокко. Символизм играет важную роль в архитектуре данного стиля. Каждая деталь убранства имеет своё значение, благодаря чему сооружение можно читать как книгу.

Символизм барокко

В XVIII веке людям был доступен язык аллегорий. Современные искусствоведы расходятся в трактовке деталей, но все они сходятся во мнении, что Петровские ворота — Триумфальная арка, где все горельефы и барельефы, статуи и изображения прославляют победы России.

Современники могли интерпретировать сюжет так: крепость — это камень, которым апостол Пётр поразит каждого, кто будет покушаться на неё. Имя Пётр по-гречески означает — «камень». В Священном Писании есть слова о том, что апостол Пётр — это камень, на котором Христос построит Церковь свою и врата ада не одолеют её. Весь ансамбль создан как похвала стойкости и неприступности крепости, как символ веры в полную победу России над Швецией.

Поскольку деревянные ворота были возведены ещё до Полтавской битвы, Петровские ворота можно считать памятником военным успехам русской армии, в первую очередь, на берегах Невы и Финского залива. Эти события и поспособствовали строительству Петропавловской крепости.

Размещение на воротах герба России подчеркнуло важность крепости и молодой столицы — Санкт-Петербурга в жизнедеятельности государства первой четверти XVIII столетия

Значение главного горельефа

В центре панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптор Кондрат Оснер изобразил крепость на скале, над которой клубятся облака, а в них летают крылатые демоны. Бородатый мужчина падает головой вниз с облаков прямо на крепость. Это языческий жрец или волхв Симон. Согласно легенде, он порочил и оскорблял апостола Петра. Поддерживаемый демонами волхв пытался летать.

Но апостол Пётр своей молитвой рассеял бесов, и Симон был низвергнут на землю с «великим шумом». Он падает, а люди внизу наблюдают за его позором. Человек в одежде древнеримского полководца стоит перед крепостью. Скульптор, возможно, так изобразил Петра, а может быть — простого воина-защитника крепости. 

Фрагмент из книги Елены Лелиной «Петропавловская крепость»:

В нижней части горельефа, в центре, изображён первоначальный собор Петра и Павла на фундаменте из мощных каменных глыб, справа и слева от него стоят люди, взирающие на низвержение Симона волхва.

Изображение Бога Саваофа на фронтоне Петровских ворот можно отнести к символу Бога как Всемогущего Владыки всех сил неба и земли. Подразумевается, что Саваоф сверху благословляет то, что запечатлено на огромном горельефе «Низвержение Симона Волхва апостолом Петром». Для молодого царя свержение волхва апостолом – важнейшее событие, и оно должно было благословляться Свыше.

Утраченные скульптуры

Помимо вышеперечисленного, в скульптурное убранство Петровских ворот входили ещё 7 статуй, которые не сохранились. Среди них центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами.

Ценность ворот

Петровские ворота Петропавловской крепости — старейшие триумфальные ворота Северной столицы, единственный сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко, объект культурного наследия народов РФ федерального значения.

Общий вид Триумфальной арки XVIII века не перестаёт восхищать. Петровские ворота и сегодня выглядят нарядными

Важно, что своим величием они поражают буквально каждого, кто входит в них, давая прочувствовать победоносный дух времён Петра Великого

Музеи Петропавловской Крепости

Сама крепость – это часть огромного Музея истории Санкт-Петербурга. Но на ее территории можно посмотреть несколько совершенно уникальных и интересных музеев. Чтобы посмотреть их все, не хватит и целого дня, а то и нескольких.

Здесь, к примеру, есть выставка истории крепости. По чертежам, макетам и археологическим находками можно представить себе, как выглядела крепость раньше, и как ее строили.

Очень красивый Музей старого Петербурга, где выставлены фарфоровые сервизы императорского завода с видами Северной Пальмиры, как называли Питер.

Специальная выставка для детей называется «Улица времени». Она интерактивная, с макетом пристани и торговых кораблей, которые причаливали к ней в петровские времена. Можно даже подержать в руках некоторые товары.

А Комендантский дом с историей жизни дореволюционного Петербурга! Есть даже Музей пыток, хотя он на любителя. Одним словом, на все это нужно выделить время, чтобы погулять и осмотреть все обстоятельно, не «галопом по Европам». Но самые интересные, на мой взгляд, музеи – это истории денег, космонавтики и керамики.

Музей истории денег

Этот музей находится прямо за Петропавловским собором. Его можно посетить самостоятельно или с экскурсией. Последний вариант гораздо интереснее. Но имейте в виду – если вы хотите послушать экскурсию, то вместе с билетом вам выдадут наклейку, которая должна быть на видном месте. Иначе гид вас не допустит. Экскурсия длится приблизительно час.

В музее можно узнать историю денег как она есть – от первых монет до кредитных карт. Ведь мы часто держим деньги в руках, и даже не задумываемся, как они появились. Оформление музея – потрясающее. Он очень современный, непохожий на привычные экспозиции. Смотреть и слушать необычайно интересно. Сам музей состоит из двух зданий, так что не пропустите второе.

В экспозиции даже есть пятикилограммовые золотая и серебряная монеты, которые можно подержать в руках. После экскурсии туристов отпускают просто бродить по музею и разглядывать монеты. Если они слишком мелкие, то на стендах есть интерактивный экран, где их можно рассматривать в увеличенном виде.

На втором этаже проводятся разные викторины, к примеру, как отличить фальшивую банкноту от подлинной. Можно даже поучаствовать в мастер-классе монетного двора и напечатать собственные деньги. Ну, и посмотреть на интересные инсталляции, к примеру, башню из миллиона рублей монетами.

Музей космонавтики спб петропавловская крепость

Этот музей просто необычайный для такого старинного места. Правда, первые два зала могут разочаровать обычного посетителя – там, в основном демонстрируются документы. Но если пойти дальше, то увидите скафандры, ракетную технику и двигатели (от самых первых до современных), а также разделы, посвященные космонавтам.

Но главное отличие этого музея от подобных экспозиций, посвященных космонавтике, это  внимание к обычному быту, в котором живут покорители космоса. Вы увидите столовую, еду для космонавтов и даже туалет! И в этом музее дают подержать в руках экспонаты

Это железный метеорит, очень тяжелый.

А если вы посмотрите в интерактивный экран, то увидите, как проходит повседневная жизнь в космосе. Здесь будет очень интересно детям, да и прочих посетителей он не оставит равнодушными. Ведь часто мы не имеем ни малейшего представления о том, как люди живут на космических станциях.

Музей керамики

Это один из новых музеев Петропавловской крепости. Называется он «Керамарх», потому что посвящен не простой керамике, а архитектурной. То есть, здесь выставлена резная декоративная плитка, художественная облицовка печей, старинные кирпичи, черепица, камины отличной сохранности, удивительной красоты изразцы и даже целые фрагменты фасадов зданий. Экспонаты собраны как из частных коллекций, так и из фондов крупных музеев.

В «Керамархе» можно посмотреть, как развивался интерьер российских зданий, в том числе домов знатных и богатых людей, а также церквей и мечетей, начиная с 18 века. Музей небольшой, но интерактивный. Некоторые печи и камины можно открывать, а изразцы трогать руками. Он нравится детям. А взрослые ценят грамотные и понятные тексты, которые на пальцах объяснят, чем одна архитектурная деталь отличается от другой. Материал в музее подан превосходно.

Экспозиция музея помогает обычным людям постичь секреты керамического декора и учит отличать керамические архитектурные детали от гипсовых или металлических, хотя они бывают очень похожи. Музей устраивает мастер-классы для детей, где их обучают обминать глину, делать плитки со сказочными птицами, львиные маски и многое другое.

Кронверк

За Кронверкским проливом, на территории Петроградской стороны можно увидеть еще одно историческое строение, изначально относящееся к Петропавловской крепости. Это многоугольное оборонное сооружение в форме короны, построенное в 1705 году на расчищенной от леса территории Березового острова, называется Кронверком (короной). Оно предназначалось для дополнительной защиты крепости со стороны суши, ибо другие стороны Заячьего острова были защищены Невой и топкими болотами.

Кронверк на Петроградской стороне

Первоначально Кронверк был выполнен в деревянно-земляном варианте, а в середине 18 века его обновляют в деревянном виде, но уже на каменном фундаменте. Именно здесь, в Кронверке, в 1826 годы были казнены приговоренные к смерти декабристы.

Нарастающее мировое революционное движение 19 столетия вновь вызвало потребность в этом укрепленном сооружении. И в середине 19 века на каменном фундаменте Кронверка создается краснокирпичное монументальное сооружение Артиллерийского арсенала, которое сегодня видят туристы с северного берега Заячьего острова. Это сооружение очень напоминает средневековые замки, ибо выполнено оно в готическом стиле. В Арсенале хранилось не только оружие, но и знамена и прочая военная атрибутика. Поэтому вполне логично, что к 1872 году Арсенал превратился в Артиллерийский музей с богатой экспозицией имеющихся там экспонатов.

Артиллерийский музей в Кронверке

В период Великой Отечественной войны здесь ремонтировались танки. А в мирное время, после реконструкции здания, Артиллерийский музей, объединившись с Военно-инженерным музеем, значительно расширил свои экспозиции и стал называться Военно-историческим музеем артиллерии. При желании и наличии времени этот музей интересно посетить, тем более, что находится он на территории Александровского парка, где можно отлично провести время. А память о самом укреплении петровских времен сохранилась в названии Кронверкской набережной, Кронверкского проспекта, Кронверкского моста и т.д.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Внутренняя территория Петропавловской крепости

Внутреннюю территорию Петропавловской крепости занимают несколько построек петровского времени. Особой популярностью среди них пользуются Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница и Комендантское кладбище.

Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница

Первым зданием, построенным внутри Петропавловской крепости, была Петропавловская церковь.

Ее возвели в 1703 году. Сначала храм был деревянным. Только в 1712 году в крепости началось строительство каменного Петропавловского собора. Проект храма разработал итальянский архитектор Трезини. Завершилось строительство в 1733 году. Собор был назван в честь святых апостолов Петра и Павла. До 2012 года он являлся самым высоким зданием города. Его высота составляет 122,5 м.

По внешнему виду собор совсем не похож на русские православные купольные и шатровые церкви, увенчанные крестами. Вместо традиционного креста 40-метровый шпиль собора венчает фигура ангела с крестом в руках.

Петропавловский собор во времена Петра I использовалась как царская усыпальница. Ранее эту роль играл Архангельский собор Московского Кремля. В Петропавловском соборе покоятся все российские императоры и императрицы, начиная с Петра I до последнего из династии Романовых Николая II, расстрелянного большевиками в Екатеринбурге в 1918 году вместе со своей семьей. Здесь же нашли покой прислуга и лейб-медик Николая II. Они до последнего момента сопровождали царя в ссылке и тоже были расстреляны большевиками .

Рядом с Петропавловским собором в 1908 году была возведена Великокняжеская усыпальница. В ней покоятся не коронованные члены царского дома. Усыпальницу с Петропавловским собором соединяет крытый переход. В нем находятся комнаты отдыха императорской семьи — Царские комнаты.

Комендантское кладбище и комендантский дом

Около собора располагается Комендантское кладбище с девятнадцатью захоронениями комендантов крепости. Это одно из старейших кладбищ Санкт-Петербурга. Первым здесь в 1720 году был похоронен один из ближайших сподвижников Петра I  генерал-лейтенант Р.В. Брюсс. Он являлся первым комендантом Петропавловской крепости.

Комендант распоряжался крепостным гарнизоном и вспомогательными службами крепости. В 1743-1746 годах для коменданта напротив Петропавловского собора возводится Комендантский дом. В XIX веке в этом здании проходило следствие по делу декабристов, затем петрашевцев, народников и т.д. Во время революции 25-26 октября 1917 года в нем размещался штаб Петроградского Военно-революционного комитета.

Другие сооружения Петропавловской крепости

В 1748-1749 годах для служащих инженерного ведомства, осуществлявших строительные работы в крепости, был построен Инженерный дом.

В 1762-1765 годах в крепости для ботика (небольшое судно) Петра I, «дедушки русского флота», строится Ботный дом. В настоящее время в нем хранится копия ботика Петра Великого, изготовленная к 300-летию Российского флота. Подлинник судна находится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

В 1800-1805 годах в крепости строится здание Монетного двора. Он и сегодня производит большую часть разменной монеты в России. До возведения этого здания монеты чеканились в помещениях Трубецкого и Нарышкина бастионов.

В XVIII-XIX веках на территории крепости строились и другие сооружения. Это здания Главного казначейства, штабс-офицерского дома, артиллерийского цейхгауза, каретника и других.

В 1991 году в Петропавловской крепости появился необычный памятник основателю Санкт-Петербурга Петру I скульптора М.М.Шемякина. Памятник копирует «Восковую персону» — фигуру царя итальянского скульптора Расстрели. Персона создана в 1725 году после  смерти Перта I и передана в Эрмитаж.

Каждый день в полдень Петропавловская крепость напоминает о себе жителям и гостям Санкт-Петербурга пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Эта традиция сохранилась здесь с 1730 года.

К счастью, мрачная история пыток и казней в казематах и тюрьмах крепости ушла в далекое прошлое…

Гробницы в Петропавловской крепости

Крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.

Екатерина II

На находящейся в Петропавловском соборе могиле Екатерины Великой не хватает эпитафии, которую императрица собственноручно сочинила при жизни. «Вступив на Российский престол, она желала добра и старалась доставить своим подданным счастие, свободу и собственность,» — так писала о себе государыня. Ее смерть была такой же бурной и окутанной сплетнями, как и жизнь. 

Но наиболее трагично то, что сын Павел, унаследовавший корону, приказал похоронить мать рядом с доставленным из Александро-Невской лавры и коронованным им лично телом убиенного Петра III. Сокорованные бывшие супруги в течение 4 дней начала декабря 1796 года лежали рядом в траурном шатре Зимнего дворца, а затем были перемещены в собор для предания земле. 

«Подумаешь, что эти супруги провели всю жизнь вместе на троне, умерли и погребены в один день,» — написал об этом событии Николай Греч.  

…В общий перечень не входит только Петр II, упокоенный в Архангельском соборе Кремля, а также убитый в крепости Орешек Иоанн VI Антонович. После захоронения в 1831 году по требованию Николая I его брата Константина Павловича на территории храма начинают отпевать и членов императорской фамилии.   

Екатерина Михайловна, великая княгиня

Внучка Павла I нашла свой последний приют в соборе 4 (16) мая 1894 года, скончавшись после длительной болезни. Великая княгиня была известна своей благотворительной деятельностью в России, содействием женскому образованию и консервативными взглядами. 

После смерти заупокойная лития проводилась в ее доме — Михайловском дворце. В погребении в императорской усыпальнице принимал участие Александр III. Имя Екатерины Михайловны вошло в историю как образец человеколюбия и заботы о ближнем.  

…В связи с переполненностью Петропавловского собора рядом в 1897 — 1908 годах возвели Великокняжескую усыпальницу, соединенную с ним крытой галереей. В ней за период с 1908 по 1915 год появились могилы 13 человек, 8 из которых были перезахоронены из собора. С 1992 года традиция возобновилась, и до настоящего времени добавилось 4 погребения членов и приближенных к императорской семье. 

Императорские гробницы

Гробницы внутри собора

Надгробия в честь захоронения царя Николая II и его семьи в часовне Святой Екатерины

В соборе находятся останки почти всех российских императоров и императриц от Петра Великого до Николая II и его семьи, которые были окончательно похоронены в июле 1998 года. Среди императоров и императриц, похороненных здесь, была Екатерина Великая , императрица России. 34 года.

Из постпетровских правителей здесь не похоронены только Петр II и Иван VI . Петр II похоронен в соборе Архангела Михаила в Московском Кремле ; Иван VI был казнен и похоронен в крепости Шлиссельбург или Холмогоры (предполагаемая находка в Холмогорах в 2010 году, в настоящее время проводится судебно-медицинская экспертиза).

28 сентября 2006 года, через 78 лет после ее смерти, императрица России Мария Федоровна была перезахоронена в Петропавловском соборе. Жена царя Александра III и мать Николая II (последнего русского царя) Мария Федоровна умерла 13 октября 1928 года в ссылке в своей родной Дании и была похоронена в соборе Роскилле в Дании. В 2005 году правительства Дании и России договорились, что останки императрицы должны быть возвращены в Санкт-Петербург в соответствии с ее желанием быть похороненной рядом с мужем.

Колокольня и шпиль Петропавловского собора

В архитектуре собора доминирующим элементом является колокольня, ее высота составляет 122,5 метра. Такое величественное сооружение должно было подчеркивать значимость новой столицы — Санкт-Петербурга. Кроме того, постройка служила наблюдательным пунктом, отсюда можно было увидеть приближение неприятеля. Часть колоколов сооружения сохранилась с XVIII века. В колокольне установлен карильон — музыкальный инструмент, состоящий из колоколов, на нем можно исполнять различные музыкальные произведения. В Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

Константин

Колокольня Петропавловского собора состоит из нескольких ярусов, ее шпиль украшает парящий ангел. Первая фигурка ангела была уничтожена в результате удара молнии, другая сильно пострадала от урагана. Спустя несколько десятилетий сильный ветер повредил фигуру и заставил крест накрениться. Тогда кровельный мастер Петр Телушкин во время реставрационных работ проявил смелость и мастерство, поднимаясь к вершине на веревочной лестнице. Изначально шпиль был деревянным и только во второй половине XIX века каркас шпиля заменили на металлический. Также поменяли крест с ангелом, так как система крепления старого не подходила к созданной конструкции.

Архитектура

Нынешнее здание, первая каменная церковь в Санкт-Петербурге, было спроектировано Трезини и построено между 1712 и 1733 годами. Его расписанный золотом шпиль достигает высоты 123 метра (404 фута), а на его вершине изображен ангел, держащий крест . Этот ангел — один из важнейших символов Санкт-Петербурга.

В архитектуре собора также присутствует уникальный иконостас (ширма, отделяющая неф храма от святилища ). В Восточной Православной церкви иконостас обычно представляет собой плоскую стену или ширму с тремя дверьми, центральные Святые врата используются только для очень торжественных входов , а две боковые двери, через которые духовенство и другие входят в святилище и покидают его. Однако у св. Петра и Павла иконостас возвышается, образуя своего рода башню над святилищем.

Собор имеет типичный фламандский карильон , подарок фламандского города Мехелен , Фландрия .

Великокняжеская усыпальница

Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной при соборе для погребения великих князей — членов дома Романовых.

Если в самом соборе погребены коронованные представители Российского Императорского дома, то в Великокняжеской усыпальнице — особы, имевших титул великих князей и княгинь, а также князья императорской крови и члены породнившейся с Романовыми семьи Богарне, имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.

Великокняжеская усыпальница была построена в 1896-1906 годах архитекторами Д.И. Гримм, А.О Томишко и Л.Н. Бенау. Освящена в качестве предела святого благородного великого князя Александра Невского.

С 1954 года Великокняжеская усыпальница входит в музейный комплекс истории Петербурга.

Из Петропавловского собора в Великокняжескую усыпальницу ведет крытый переход — галерея (коридор), вдоль которого расположены бывшие царские комнаты для ожиданий.

В 1908-1915 годах в усыпальнице состоялось пять погребений и восемь захоронений были перенесены из Петропавловского собора.

В 1992 году здесь был погребен правнук Александра II — великий князь Владимир Кириллович, а в 1995 году из Кобурга в усыпальницу перенесен прах его родителей.

Фото выхода из собора — галерея, связывающая собор и усыпальницу

Режим работы Петропавловской крепости и ее музеев

В Берлине есть свой «Остров музеев», в Петербурге это определение прекрасно подойдет к Петропавловке. Все постоянные музеи и выставки крепости перечислены на ее . Все временные экспозиции вы найдете .

Расписание работы самой Петропавловской крепости следующее: — весь Заячий остров, то есть территория вне стен крепости, открыт с 6:00 до 21:00; — сама крепость (но не музеи) открыта с 10:00 до 21:00 (пускают на вход, однако, только до 20:00).

Часы работы музеев и других подразделений .

Обратите внимание, что не все экспозиции, приведенные по указанным ссылкам, проходят в самой Петропавловке, смотрите местоположение каждого объекта внизу под его названием. Дело в том, что в «Музей истории города» входит не только крепость, но и ряд других заведений

Описывать все выставки нет никакой возможности и надобности, мы кратко заметим, что среди них есть такие, которые будут интересны: — подросткам; — увлекающимся историей России; — фанатам Дома Романовых, в том числе семьи предпоследнего императора Николая II (последним был его брат Михаил), которая похоронена, согласно официальной версии, в Петропавловском соборе; — православным; — поклонникам темы мучений и истязаний, для них есть специализированная выставка, посвященная пыткам; — любителям техники и естествознания; — поклонникам дизайна, особенно мебели (подробнее здесь) и одежды; — фотографам; — фанатам восковых фигур.

О посещении Петропавловского собора и Великокняжеской усыпальницы, тюрьмы Трубецкого бастиона, Невской панорамы, выставки «Тайны да Винчи», «Истории Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918» и о том, с какой точки лучше всего смотреть на полуденный выстрел из пушки, мы напишем подробно в следующих публикациях. Кроме того, в выходные дни летом проводится развод почетного караула — очень красивое, торжественное и бойкое зрелище.

В самом конце этого материала вы найдете рекомендуемый нами маршрут и расписание для двух взрослых человек, посещающих Петропавловку впервые.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector