Здание мариинского театра

Содержание:

Классическое наследие в репертуаре

Сценическая площадка Мариинского театра прославилась в истории театрального искусства России, как место проведение премьерных спектаклей классиков балетного и оперного жанра. В 19 – нач.20 в. артисты Мариинки были задействованы в первых постановках:

  • балетов – «Конёк-Горбунок», «Золотая рыбка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана», «Петрушка»
  • опер – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Каменный гость», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Борис Годунов», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Князь Игорь»

В советский период творческий багаж театральной труппы пополнялся спектаклями, пронизанными революционным духом и отвечающим требованиям социалистического реализма. Однако классические произведения не были забыты. Ежегодная афиша Мариинского театра обязательно включает, наряду с премьерами, полюбившиеся зрителям постановки из минувшего репертуара. На сцене Мариинки по-прежнему показывают «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен» и т.д.

Влияние идеологии

Первой постановкой театра после переезда стала опера Глинки «Жизнь за царя». Она осталась в репертуаре и до наших дней. В советское время спектакль также регулярно играли, но по идеологическим причинам он был переименован в «Иван Сусанин».

Интересно то, что для оперы Глинки эта идеологическая смена названия была не первой. Изначально композитор хотел назвать свое произведение именно так, как и было в советское время, – по имени главного героя. Это подтверждают все его сохранившиеся черновые записи.

Мариинский театр в то время входил в состав Императорских театров, которые существовали за счет казны, и для всех них в качестве директора назначался государственный чиновник, который мог вносить корректировки в театральный репертуар. Он посчитал название «Иван Сусанин» не достаточно патриотичным и призвал композитора выбрать новое. Так опера стала называться «Жизнь за царя».

А после распада СССР «Ивана Сусанина» вновь переименовали в «Жизнь за царя».

Мариинский театр сегодня

Хотя эта ложа официально не называлась «Царской ложей», именно в ней император и его семья всегда сидели, посещая спектакли в театре.

Под руководством Юрия Темирканова , главного дирижера с 1976 по 1988 год, Оперная труппа продолжала ставить новаторские постановки как современных, так и классических русских опер. Работая отдельно от балетной труппы театра, с 1988 года обе труппы находятся под художественным руководством Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя всего театра.

Оперная труппа вступила в новую эру художественного совершенства и творчества. С 1993 года влияние Гергиева на оперу было огромным. Во-первых, он реорганизовал деятельность компании и установил связи со многими крупнейшими оперными театрами мира, включая Королевский оперный театр, Ковент-Гарден , Метрополитен-опера , Оперу Бастилии , Ла Скала , Ла Фениче , Израильскую оперу , Вашингтонскую национальную оперу. и Опера Сан-Франциско . Сегодня оперная труппа регулярно гастролирует по большинству этих городов.

Гергиев проявил новаторство и в русской опере: в 1989 году прошел Всероссийский фестиваль Мусоргского, на котором были представлены все оперные произведения композитора. Точно так же многие оперы Прокофьева были представлены с конца 1990-х годов. Оперы нерусских композиторов стали исполняться на их родных языках, что помогло оперной труппе приобщиться к мировым тенденциям. Ежегодный международный фестиваль « Звезды белых ночей » в Санкт-Петербурге, начатый Гергиевым в 1993 году, также сделал Мариинский район культурной картой мира. В том же году, отдавая дань уважения имперским истокам Мариинского театра, была поставлена
пьеса Верди « Форза дель судьбы» , премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге в 1862 году, с оригинальными декорациями, костюмами и декорациями. С тех пор для «Фестиваля белых ночей» стало характерно представлять премьеры предстоящего сезона компании в этот волшебный период, когда с приближением летнего солнцестояния темнота практически исчезает.

В настоящее время компания вносит в свой список 22 сопрано (из которых, возможно, наиболее известна Анна Нетребко ); 13 меццо-сопрано (с Ольгой Бородиной, знакомой американской и европейской публике); 23 тенора; восемь баритонов; и 14 басов. Во главе с Гергиевым есть руководитель администрации сцены, режиссер, постановщики и ассистенты, а также 14 концертмейстеров.

Концертный зал Мариинского театра

Соседний Концертный зал Мариинского театра, спроектированный французским архитектором Ксавье Фабром, открылся весной 2007 года. Он рассчитан на 1100 зрителей.

Где находится Мариинский театр

Рождение любого театра связано, прежде всего, с первыми удачными спектаклями и актерами, принимавшими участие в них. Санкт-Петербургский Мариинский театр с его богатейшей историей известен во всем мире. На его сцене выступало 3 поколения актерских трупп: императорские, советские и современные российские коллективы. Под сводами театра раздавались аплодисменты дирижерам, композиторам, танцовщицам, певицам. Нет сомнений, что Мариинка будет радовать поклонников оперы и дальше.

Начало

Праотцом Мариинского театра является Большой Каменный театр, который был построен еще во времена Екатерины Великой в 1783 году. Императрицы приказала выстроить на одной из улиц города театральную площадку, которая должна была стать культурным центром города. Собственно так и появилась первая стационарная сцена. Известный архитектор того времени Антонио Ринальди вложил в театр всю свою душу. На самой современной в конце 18 века сцене Европы выступали русские, английские, французские итальянские коллективы. Кроме того под сводом Большого каменного театра часто проводились различные творческие вечера, играла музыка, собиралась знать. Во времена правления Павла театр несколько поменял свой внешний вид – постарался архитектор Том де Томон. Впрочем, спустя несколько лет в новогоднюю ночь 1811 года пожар полностью уничтожил театр. Вновь занавес Мариинки раздвинулся только в 1818 году.

Появление Мариинского театра

Как бы там ни было, но Мариинский театр, к которому мы привыкли, появился гораздо позже своего прародителя. Назван театр был в честь жены Александра Второго Марии Александровны. В роли архитектора выступил Альберто Кавос. На площади театрального комитета до Мариинки стоял театр-цирк. При строительстве Кавос со своей командой подумал также и об акустической составляющей театра. Дабы придать звуку сочности под оркестровую яму насыпали массу битого хрусталя. Таким образом, музыке был придан серебреный оттенок.

Советы зрителям. Интересные факты

  • Лучшие места для оперы находятся на 3 ярусе. Объясняется это тем, что звуковая волна распространяется прямиком на 3 ярус.
  • Балет лучше всего смотреть из ложи бельэтажа. По большому счету эти места ничем не отличаются от режиссерского места – вся сцена на виду.
  • До 1914 года зал был выполнен в малиново-красных тонах. Позже занавес сменили на голубой, и он стал похож на точную копию мантии Александры Федоровны – супруги последнего русского императора.
  • Внутреннее убранство театра украшено золотой лепниной. В глаза также бросается огромная бронзовая люстра весом почти в 2500 килограмм. Состоит она из такого же количества хрустальных подвесок. До электрической люстры на 250 лампочек Мариинский театр освещала сначала масляная люстра, а затем газовая. Из-за первой сгорел Большой Каменный Театр, а от второй отказались в пользу современной электрической люстры.
  • Потолок Мариинского театра представляет собой огромную картину. Итальянскому живописцу Дузи удалось максимально правдоподобно изобразить на потолке амуров, нимф и изображения дюжины русских драматургов.

Легендарные личности Мариинки

На сцену Мариинского театра в разное время поднимались такие легенды оперы и балета, как Анна Павлова, Галина Уланова и даже Матильда Кшесинская. Последний русский царь, будучи еще мальчишкой, частенько в антракте забегал к Кшесинской через потайную императорскую дверь. Свою жизнь с Мариинкой связали позже Рудольф Нуриев и Михаил Барышников, Вацлав Нижинский и Джордж Баланчин, Петр Ильич Чайковский и Михаил Иванович Глинка.

Мариинский театр находится на Театральной площади в центре города. Кассы работают каждый день с 11 утра до 6 вечера.

Театр в новом здании

Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 г
. Это снова была опера «Жизнью за царя» М.И. Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы К. Лядова
. В 1863 г. главным капельмейстером театра стал Э. Направник
. С его именем связаны постановки самых значительных опер в истории русской музыки: «Борис Годунов» Мусоргского
, «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова
, «Князь Игорь» Бородина
, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского
, «Демон» Рубинштейна
, «Орестея» Танеева
… В начале ХХ в. в репертуаре театра появились оперы Вагнера
(среди них тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Рихарда Штрауса
, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова
, «Хованщина» Мусоргского

Смены названий

Театр назвали в честь супруги императора Александра II Марии Александровны, которая известна своей благотворительной деятельностью, учреждением в России Красного Креста и всесословных женских гимназий. Ее увековечили не только в названии театра, но и в его занавесе. Он был смоделирован в 1914 году художником Александром Головиным таким образом, что его орнамент совпадал с узором платья императрицы.

После революции театр переименовали в Государственный академический театр оперы и балета, а в 1935 году еще раз сменили название, присвоив ему имя Сергея Кирова. В 1992 году после распада СССР театру вернули историческое название.

История Театральной площади в Санкт-Петербурге

Таатральная площадь в Санкт-Петербурге — одна из самых старейших в городе. Она появилась спустя 30 лет после основания Северной столицы в 1730-х годах и была известна как Брумбергская, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, расположенных недалеко.

Летом 1766 года во времена правления Екатерины II на Дворцовой площади устраивали гуляния, маскарады для знати. Там были сооружены «карусели» (амфитеатры для конных игр). После  завершения праздника гуляния было решено перенести в район Коломны, на территорию, примыкающую к Крюкову каналу. Теперь здесь горожане могли покататься на качелях и каруселях, посмотреть на выступления комедиантов, прогуляться. Площадь называли Карусельной.

В 1773 году по указу императрицы Екатерины II был учрежден театр, который здесь строился с 1775 по 1783 гг. по проекту А. Ринальди. Это было первое в России монументальное здание — Каменный театр. Долгое время театр оставался самым крупным в Европе. А площадь стали называть площадью Каменного театра, или Большой площадью перед каменным театром.

В начале XIX века, когда театр был перестроен по проекту архитектора Ж. Тома де Томона, за ней закрепляется ее нынешнее  название — Театральная.

Сильный пожар 1811 год практически уничтожил Большой театр. Вот как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены — все один партер». Здание Каменного театра полностью перестраивается для Петербургской консерватории (архитектор В. В. Николя). Инициатива основания ее в 1862 году принадлежит Рубинштейну. Это самое старое высшее музыкальное учебное заведение в стране.

На противоположной пустующей стороне во время правления Николая I строится  деревянный Театр-цирк (архитектор А. К. Кавос). Но спустя 10 лет в 1859 году, здание сгорело. Под руководством того же архитектора цирк перестроен в Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

Царская ложа и ложа министра императорского двора имели самостоятельные парадные вестибюли, фойе и лестницы. Оформление и убранство театра были впечатляющими. Новый театр открылся 2 октября 1860 года премьерой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».

Конфуз с осликом

В конце 70-х – начале 80-х годов в спектакле «Дон Кихот» были задействованы настоящие животные – конь и осел, которые предназначались для главных действующих лиц. Выдрессированные животные послушно ходили по сцене и перевозили всадников.

Однажды артист, игравший Дон Кихота, так вошел в роль, что пришпорил коня прямо во время спектакля, а тот взвился и попытался сбросить наездника. Дрессировщик быстро увел коня за кулисы, а зрители решили, что так и было задумано.

Гораздо более неприятный конфуз произошел в 1980 году, когда конь-артист заболел, поэтому для спектакля пришлось арендовать парнокопытное в одной из спортивных секций города.

За полтора столетия Мариинка несколько раз перестраивалась. Фото – Музей печати и издательского дела

Уже во время спектакля выяснилось, что театру дали не коня, а лошадь: кобыла так очаровала своего напарника по сцене, осла, что тот решил не терять времени и перейти к активным действиям. Одним движением он сбросил с себя Санчо Пансу, подбежал к лошади и взгромоздился на нее, а та и не возражала. Под хохот музыкантов из оркестровой ямы занавес был закрыт, а спектакль пришлось отменить на глазах у изумленной публики.

Консерватория

На Театральной площади Санкт-Петербурга, прямо напротив знаменитого Мариинского театра, расположено здание Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (ул. Глинки, 2). История этой постройки такова.

В 1896 г. старые стены Большого Каменного театра снесли, а на освободившемся участке поставили здание Консерватории в стиле эклектики. Автором проекта выступил архитектор В.В. Николя, соорудивший здание в объёмах, близких к старой постройке. Причём автор устроил два главных фасада: северный – со стороны проспекта Римского Корсакова, и южный – со стороны улицы Союза Печатников.

В 1912 г. архитектор Т.Я. Бардт реконструировал Большой зал и переделал южный фасад Консерватории. Зал лишился богатой отделки, как и фасад, ставший более простым. Царский подъезд зодчий выделил ионическими колоннами и небольшим фронтоном, украшенным лепниной.

На площадке главной лестницы установлена мраморная доска в память о Военно-морском факультете, существовавшим в Консерватории с 1940 по 1956 г. В 1970 г. в здании открыли мемориальную доску студентам, аспирантам и педагогам, погибшим в Великую Отечественную войну. На другой мемориальной доске увековечены имена выпускников Консерватории, ставших впоследствии знаменитыми. Например, первым выпускником в 1865 г. стал П.И. Чайковский. С 1871 по 1908 г. здесь преподавал Н.А. Римский-Корсаков, чьим именем Консерватория и названа.

—>

С левой стороны 30 ноября 1952 г. открыли памятник Н.А. Римскому-Корсакову. Авторами бронзовой скульптуры выступили скульпторы В.Я. Боголюбов и В.И. Ингал. Интересно, что для создания постамента памятника композитору авторы проекта использовали гранит, оставшийся от конной статуи императора Александра III, ранее стоявшей на Знаменской (ныне – Восстания) площади.

Императрица Мария Александровна

Ф. Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны»

Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская.

По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища. Она основала бесчисленное количество приютов, богаделен и пансионов, положила начало новому периоду женского образования в России, учредила открытые всесословные женские учебные заведения (гимназии), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. Она организовала Красный Крест в России, на расширение деятельности которого во время Русско-турецкой войны отдала много сил, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.

Императрица Мария Александровна при поддержке супруга Александра II
основала крупнейший в Петербурге и всей России театр (Мариинский) и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. И школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства императорской фамилии, лично государыни, и, по настоянию императора Александра II, носили ее имя. Театр носит её имя и теперь. В фойе театра установлен бюст императрицы Марии Александровны.

Генеральная реконструкция театра

Она была осуществлена в 1968–1970 гг. по проекту С. Гельфер, в результате левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

Юрий Темирканов

С 1976 по 1988 г. художественным руководителем и главным дирижёром театра был Юрий Темирканов
. Под его руководством в театре были осуществлены постановки «Война и мир» С. Прокофьева
(1977), «Мёртвые души» Р. К. Щедрина
, «Пётр I» (1975), «Пушкин» (1979), «Маяковский начинается» (1983) А. Петрова
. Юрий Темирканов
ыступил одновременно и как режиссёр: он поставил оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского
. С оркестром этого театра в 1987 г. он выступает в Лондоне с постановками этих опер, а также оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского
.

Валерий Гергиев

В 1988 г. главным дирижером театра стал Валерий Гергиев
. 16 января 1992 г. театру было возвращено его историческое название – Мариинский
. А в 2006 г. труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал
на улице Декабристов.

Концертный зал Мариинского театра

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 декабря:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru — промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma — промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод — AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

  • Осип Петров
  • Федор Шаляпин
  • Медея и Николай Фигнер
  • Софья Преображенская
  • Леонид Собинов

В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.

Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга

Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.

История возникновения

В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.

В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.

Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.

В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.

В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».

На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.

Архитектура и стиль театра

Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.

Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.

Внутреннее обустройство главного здания

Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.

Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.

Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.

Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.

Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.

Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам

Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.

Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.

Усовершенствование театра

В 1836 г. архитектор А. Кавос
(сын композитора) заменил купольное перекрытие театрального зала плоским, убрал в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придал залу форму подковы, увеличил его длину и высоту, в результате число зрителей увеличилось до двух тысяч. 27 ноября 1836 г. состоялось первое представление в перестроенном театре – это была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и Театра-цирка, где продолжались выступления балетной труппы и итальянской оперы. В 1859 г. Театр-цирк сгорел, на его месте А. Кавос построил новый театр. Именно этот театр и стал называться Мариинским
в честь императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II и матери императора Александра III
.

Литература[править | править код]

  • Театр оперы и балета имени С. М. Кирова / составитель Т. С. Крунтяева; авторы очерков А. М. Соколова, Я. И. Лушина, А. К. Кенигсберг; общая редакция В. Н. Гурков; научный редактор А. С. Розанов. — Л.: Музыка, 1983. — 240 с. — 20 000 экз.
  • Пантеон и репертуар русской сцены / Ф. Кони. — Петербург: СПб., 1850.
  • Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. — М.: Искусство, 1987. — 556 с. — 25 000 экз.
  • В. А. Теляковский. Дневники директора императорских театров. 1901—1903. Санкт-Петербург / Под общ. ред. М. Г. Светаевой. Подгот. текста С. Я. Шихман и М. А. Малкиной. Коммент. М. Г. Светаевой и Н. Э. Звенигородской при участии О. М. Фельдмана. — М.: АРТ, 2002. — 702 с.
  • В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1903—1906 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. А. Малкиной и М. В. Хализевой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. — М.: АРТ, 2006. — 928 с.
  • В. А. Теляковский. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1906—1909 / Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. В. Хализевой и М. В. Львовой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. — М.: АРТ, 2011. — 928 с.
Пресса
  • Алексей Конкин. . «Российская газета» — вып. № 5320 (241) от 25 октября 2010. Дата обращения: 22 февраля 2011.
  • Мария Табак. . РИА Новости (02.08.2011). Дата обращения: 22 февраля 2011.
  • . РИА Новости (19.01.2011). Дата обращения: 22 февраля 2011.
  • . Дата обращения: 22 февраля 2011.
  • . РГРК «Голос России» (13.07.2010). Дата обращения: 22 февраля 2011.
  • . Энциклопедия «Кругосвет». Дата обращения: 24 сентября 2011.

Площадки

Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:

  • Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
  • Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
  • Владивостоке – 1 (приморская)

Основное здание Мариинского театра

Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.

Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:

  • Э. Фрачиоли
  • А. Головин

Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.

Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:

  • ширина – 30 м
  • глубина – 20 м
  • высота – 24-25 м

Вторая сцена

Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:

  • вместимость зала – 2 тыс.чел
  • площадь – 80 тыс.кв.м
  • этажей – 7

Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.

Концертный зал (третья сцена)

Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.

Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:

  • архитектор К.Фабр (Франция)
  • инженер Тойота (Япония)

Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:

  • объем -1,3 тыс. куб.м
  • вместимость – 1110 мест
  • длина – 52 м
  • ширина – 24 м
  • высота – 14 м

В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.

Приморская сцена

Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.

Корпус имеет 2 зала:

  • Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
  • Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.

В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.

Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.

Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:

  • ширина – 14 м
  • высота – 12 м

Северо-Осетинская государственная филармония

С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.

Первая постановка

Театр был открыт оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».  Спектакль остался в репертуаре до советского времени, правда, по идеологическим соображениям ему поменяли название на «Иван Сусанин».

Занавес, повторяющий рисунок на шлейфе императрицы

Любопытно, что позже выяснилось – именно так хотел озаглавить  произведение и сам Глинка –  это значится во всех рукописях композитора. В свое время он не смог это сделать также … из-за идеологии: директор Императорских театров Степан Гедеонов посчитал, что опера должна называться более патриотично, чем просто именем главного героя.

Уже в наши дни вариант Гедеонова опять вернули – и сейчас прославленная опера значится в программках Мариинки  как «Жизнь за царя».

Театр имени императрицы

На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.

Мариинский театр в XIX веке

Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского. На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию. Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста

В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов. После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время

Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.

Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день. В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.

Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.

Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции. В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей. Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.

В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.

Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.

Площадки[править | править код]

Основное здание (слева) и вторая сцена Мариинского театра

  • Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, д. 1)
  • Вторая сцена Мариинского театра (Мариинский-2), (ул. Декабристов, д. 34). Торжественное официальное открытие и гала-концерт состоялись 2 мая 2013 года
  • Концертный зал Мариинского театра (третья сцена и камерная сцена), (ул. Декабристов, д. 37 и ул. Декабристов, д. 39)
  • Приморская сцена Мариинского театра (Владивосток, ул. Фастовская, д. 20)
  • Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ, улица Тхапсаева, 18)
  • Северо-Осетинская государственная филармония (Владикавказ, улица Миллера, 34)

В межсезонье театр предоставляет свою сцену под выступление других коллективов. Работает Высшая школа музыкального и театрального искусства Мариинского театра.

Что будет дальше?

В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Новая Мариинка. 2013 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector