Лувр произведения доступные всем
Содержание:
- №8. Большая Одалиска.
- Питер-Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель. XVII век.
- Листая историю дворца…
- История
- Как купить билеты в Лувр
- №5. Клятва Горациев.
- Свежие формы архитектуры и галерея мастеров
- Где находится и как добраться
- История создания
- Билеты в музей
- №2. Венера Милосская.
- Адрес достопримечательности и как добраться
- Египетские залы Лувра
- Коллекция
- Леонардо да Винчи. Мона Лиза. XVI век.
№8. Большая Одалиска.
Название: L‘Esclave mourant
Художник: Жан-Огюст-Доминик Энгр
Год: 1814
Большая Одалиска, Жан-Огюст-Доминик Энгр, 1814г.
Энгр был французским художником 19-го века, наиболее известным своими портретами. Слово «odalisque» имеет французскую форму и происходит от турецкого odalık, что означает «горничная». Обычно используется для обозначения раба и/или проститутки. Большая Одалиска была заказана сестрой Наполеона, королевой Каролиной Мюрат Неаполя. Картина черпает вдохновение в более ранних обнаженных телах, таких как Венера Урбино Тициана. Однако, в отличие от них, она имеет нереальные удлиненные пропорции и не является анатомически точной. Исследования показали, что фигура имеет невозможную кривизну позвоночника и вращение таза. Причем ее левая рука короче правой. Изначально критикуемая за анатомические отклонения, Большая Одалиска теперь известна по той же причине, так как люди считают, что отклонения носят символический характер. Например, считается, что тазовая область наложницы была специально удлинена, чтобы показать, что она в основном используется для удовлетворения плотских удовольствий султана.
Питер-Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель. XVII век.
Питер-Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель. Из цикла картин «Галерея Медичи». 394×295 см. 1622-1625. Лувр, Париж.
В Лувре Вы найдёте зал Медичи. Все его стены увешаны огромными полотнами. Это живописные мемуары Марии Медичи. Только написанные под её диктовку великим Рубенсом.
Мария Медичи стоит перед Рубенсом в умопомрачительном платье.
Сегодня художник начал писать очередную главу её жизни — «Прибытие в Марсель». Когда-то она приплыла на корабле на родину своего мужа.
Мария Медичи только-только помирилась со своим сыном, королем Франции. И этот цикл картин должен возвысить её в глазах придворных.
А для этого её жизнь должна выглядеть не заурядной, а достойной богов. Только Рубенс может справиться с такой задачей. Кто лучше него изобразит сверкающее золото корабля и нежную кожу нереид? Королевский двор обомлеет от образа реабилитировавшейся матери короля.
Попахивает дешевым романом. Художник был скован в самовыражении. Но Мария Медичи поставила условие: её «роман» должен быть написан только рукой Рубенса. Никаких учеников и подмастерьев.
Так что хотите увидеть руку мастера — идите в зал Медичи.
Листая историю дворца…
История возведения дворца Лувр уходит в далекий XII век, когда король Филиппе-Август задумал идти в крестовый поход. Чтобы в свое отсутствие защитить город от внезапного нападения врага, он приказал построить крепость. Начало ее строительства относится к 1190 году. Одна из башен крепости называлась Луврской. Версий происхождения этого названия несколько: то ли от латинского слова «люпус» (волк), то ли от старогерманского «ловар, лувер», что означало «крепость, укрепление».
Обширную территорию перед башней позже использовали под королевский замок, который впоследствии стал знаменитым дворцом мира. Как и водилось в то время, в центре крепости стоял донжон высотой 30 метров – специальная узкая башня, где хранился арсенал боеприпасов, запасы воды; откуда велось охранное наблюдение за низовьем Сены.
В 1317 году в крепость переправили государственную казну, которая ранее хранилась у главы Ордена Тамплиеров. Позже она становится королевской резиденцией, куда со двором переезжает король Карл V. Бывшая крепость несколько меняет внутренний облик «под дворцовый»: появилась парадная лестница, дворцовые помещения стали более совершенными и пространственными за счет прорубленных окон. Сюда перевозят уникальную коллекцию почти из 1000 книг и составляют дворцовую библиотеку.
Практически каждый из последующих монархов считал своим долгом дополнить или ликвидировать какие-либо постройки дворцового комплекса. Например, Франциск I посчитал, что донжон больше не нужен и приказал его разрушить. Во время правления Генриха II и его сына Карла IX ко дворцу были пристроены два новых павильона. Генрих IV Наваррский, прибыв в Париж, решил соединить построенный для Екатерины Медичи дворец Тюильри и Лувр. Сам Генрих Наваррский не пожелал жить в Луврском дворце. И хотя его увеличили в четыре раза, а оформление было достойно проживания королевской фамилии, французские короли «охладели» к Лувру и предпочитали жить в Версале.
С 1682 года работы по перепланировки и оформлению дворца были резко приостановлены. Одно время здание служило мастерскими для художников. Однако парижане все больше и больше жаловались, что там происходят беспорядки. После Великой Французской революции Лувром всерьез заинтересовался Наполеон I, облюбовав его себе, как будущую королевскую резиденцию. В 1806 году по его приказу из Лувра выгнали всех мастеров и закрыли художественные академии и научные организации. При Бонапарте начались работы по сооружению северного крыла. Для проживания же он выбрал дворец Тюильри и построил около его входа Триумфальную арку Каррузель.
Северное крыло было достроено только в годы правления Наполеона III в 1852 году. А современный облик Лувр приобрел в конце XIX столетия, как раз после пожара Тюильри в 1871. От старого королевского дворца остались лишь павильоны Флоры и Марсан, построенные при Генрихе IV. Они вошли в комплекс Лувра, и связаны с ним переходами.
История
История Лувра начинается в начале XII века, когда король Франции Филипп-Август для защиты западных границ Парижа построил мощную крепость с башней донжоном, которая использовалась как хранилище казны и королевских документов. В XIV веке король Карл V переезжает сюда из Сите, чтобы быть подальше от бунтовщиков и перестраивает крепость в королевские апартаменты.
В эпоху Возрождения также ведется реконструкция дворцового ансамбля. В 1528 году Франциск I приказал построить новый дворец, а затем каждый монарх Франции вносил свои изменения в облик строения, даже если он не жил в нем. Так, во времена Екатерины Медичи, супруги Генриха II, большая часть крепостной стены была разрушена и построена галерея, соединившая Лувр с Дворцом Тюильри.
В начале XVII века Генрих IV, испытывавший большое уважение к художникам, разрешил им жить во дворце. При Людовике XIV, переехавшим жить в Версаль, Лувр пришел в упадок и появились предложения о его сносе. К счастью, нашлись приближенные монарха, отсоветовавшие его разрушить здание.
При Наполеоне III ко дворцу было пристроено крыло Ришелье и некоторое время строение было симметричным. Во время французской революции в мае 1871 года дворец Тюильри пострадал от пожара и после проведенной реставрации Лувр приобрел современный вид.
Дворец был реконструирован в наше время при президенте Франсуа Миттеране в 1989 году. Американский архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей построил стеклянную пирамиду, подобную пирамиде Хеопса, окруженную фонтанами и тремя небольшими пирамидами. Таким образом, была создана триумфальная девятикилометровая перспектива от пирамиды Пея — олицетворения симметрии через Елисейские поля до громадной арки Дефанса, современного делового и жилого комплекса, который хорошо видно в ясную погоду из центра города.
Стеклянная пирамида стала главным входом в музей и придала Лувру некоторую современность. Кроме того, для посетителей музей стал более доступным, увеличились его внутренние размеры, что позволяет выставлять большее число экспонатов. Хотя некоторые парижане считают, что стеклянная пирамида испортила исторический вид дворца.
В настоящее время Лувр имеет три крыла, на каждом из которых по четыре этажа:
- Крыло Ришелье, расположенное вдоль улицы Риволи
- Крыло Денон — вдоль Сены
- Крыло Сюлли, окружающее квадратный двор.
Как купить билеты в Лувр
Входной билет в музей Лувр на постоянную экспозицию и все временные выставки стоит 20 евро, до 18 лет проход бесплатный. Вы можете купить билет в Лувр онлайн на официальном сайте-партнере Tripster. Данный билет (Louvre tickets online) является хитом продаж, так как гарантирует вход в Лувр без очереди по заранее приобретенным билетам.
В первое воскресенье каждого месяца можно посетить Лувр бесплатно, но что-то увидеть и насладиться экспозицией врядли.
Photo by Alicia Steels on Unsplash
Пирамида не является единственным входом в музей. Вы можете попасть в Лувр через торговый центр Каррузель, который находится на том же уровне что и касса музея. Вход в магазин находится напротив выхода со станции метро Пале Рояль.
В киосках Парижа можно приобрести буклет в которым отмечены основные шедевры Лувра. Вы сможете посмотреть их за 2 часа, но гораздо лучше это делать вместе с экскурсией.
№5. Клятва Горациев.
Название: Le Serment des Horaces
Художник: Жак-Луи Давид
Год: 1 784
Клятва Горациев, Жак-Луи Давид, 1784г.
Эта большая картина представляет сцену из римской легенды. Согласно ей, два враждующих города Рим и Альба-Лонга соглашаются направить по три бойца каждый для разрешения спора. Сторона, которая победит в конкурсе, выиграет войну. Из Рима трое мужчин — братья из семьи, известной как Горации. На картине три брата приветствуют своего отца, который держит для них мечи. Только один брат выживет в соревновании и убьет трех братьев из семьи Куриати Альба Лонга. В правом углу картины Дэвид представляет Камиллу. Она сестра братьев Гораций. Более того, она помолвлена с одним из братьев Куриати. Камилла плачет на картине, и кто бы ни победил, она потеряет любимого. Работа посвящена теме патриотизма и жертвенности для своей страны. Клятва Горациев был высоко оценена немедленно и с тех пор она остается одной из самых известных картин в стиле неоклассицизма.
Свежие формы архитектуры и галерея мастеров
В 1589 году после длительной борьбы за власть на французский трон садится Генрих IV и сразу приступает к задуманному им «Большому проекту». Он убирает остатки средневековых сооружений ради расширения внутреннего патио и соединяет с помощью Большой галереи в 210 метров Лувр и Тюильри.
Над проектом работали зодчие Луи Метезо и Жак Андруэ, отдав низший этаж под мастерские и разного рода лавки, а при Красном кардинале Ришелье тут работали типография с монетным двором. В XVII столетии галерея Лувра приютила мастеров, не вошедших в семью узаконенных цехов.
Музей Лувр (Франция)
В королевском указе значилось, что ее территория должна быть обустроена так, чтобы соответствовать потребностям великих кудесников в области живописи, ваяния, ювелирного и часового дела, создания холодного оружия, парфюмерии, коврового и восточного искусства, производства физических инструментов и труб для фонтанов.
По сути, эти мастера творили под теплым и уютным крылышком монарха. Не принадлежа ни к одной официальной школе, они могли производить товары, свободно продавать их, не отчитываясь перед цехами, а также обучать собственных учеников.
Это невероятно злило цеховщиков, которые ничего не могли с этим поделать, и от бессилия заявляли, что настоящие и честные представители своего дела никогда не согласились бы на работу при Лувре. Естественно, эти громкие заявления не имели никакой силы.
Лувр в Париже (фото)
Пока официальные цеха злорадствовали, мастера, работающие в галерее королевского дворца, процветали, создавая прекрасные образцы роскоши. Причем тут могли работать представители любых национальностей, и на огромной площади соседствовали турки с их знаменитыми расписными коврами, голландские гранильщики, множество итальянцев и фламандцев наряду с другими представителями наций.
В 1620 году зодчий Жан Лемерсье реализует личный проект по возведению главного строения Квадратного двора – павильона Часов, имевшего три арочных хода.
Поскольку места было слишком мало, он предложил увеличить площадь территории вчетверо, но исполнить задумку смогли только во время правления следующего по счету Людовика – «короля-солнце».
Людовик XIV
С приходом нового хозяина всегда грядут большие перемены. Людовик XIV не стал исключением, и с энтузиазмом взялся за благоустройство наследия с учетом индивидуального вкуса.
Сносились старые застройки, увеличивались территории, пристраивались новые корпуса, а отличительной чертой данного временного отрезка стала Восточная колоннада.
Архитектор Джованни-Лоренцо Бернини из Италии вообще предложил радикальное решение – полностью разрушить здание и возвести на его месте совершенно новое, соответствующее духу текущей эпохи. В этом можно узреть неудержимую жажду еще больше прославить свое имя при жизни и навсегда вписать его в скрижали истории, поскольку для реализации задумки он предложил собственный план.
Его затею восприняли в штыки другие архитекторы и придворные монарха, а потому ей не суждено было сбыться. Зато другие зодчие, пользуясь любимым инструментом французского двора, а именно интригами и подкупами, добивались, чтобы их планы в отношении перестройки здания находили положительный ответ.
Андре-Шарль Буль
После возведения Восточной колоннады в 1680 году король устал от столицы и Лувра, и перебрался со всем окружением в Версаль. Но галерея дворца продолжала разрастаться. Сюда стремилось все больше умельцев, а старожилы постепенно расширяли работающие конторы. Например, резчик по металлу, эбенист и мастер позолоты Андре-Шарль Буль создал семейный бизнес с четырьмя своими сыновьями, установив в мастерской 18 станков, на которых вырезались предметы из черного дерева.
Он создавал отдельные детали, а затем собирал их воедино, производя бюро и другие предметы мебели, украшенные мозаикой и изящными медными элементами; изысканные корпуса для часов; выполненные из цветной древесины книжные шкафы с встроенными зеркалами; шикарные люстры; пресс-папье.
Где находится и как добраться
Дворец-музей находится на улице Риволи на правом берегу Сены по адресу Palais Royal, Musee du Louvre, 75001 Paris, France.
До Лувра легко добраться на парижском метро. Это можно сделать несколькими способами:
- по ветке 1 нужно доехать до станции Louvre Rivoli;
- на пересечении веток 1 и 7 выйти на станции Palais Royal/Musee du Louvre.
Главный вход в Лувр расположен в стеклянной пирамиде, но есть и другие входы:
- Попасть в музей можно через торговый центр Карузель (Carrousel du Louvre) по подземному переходу. Там находится Перевернутая пирамида, а рядом с ней — вход в Лувр. Здесь почти нет очередей.
- В торговый центр Карузель можно перейти из сада Тюильри, там рядом с аркой расположены подземные входы к Перевернутой пирамиде.
- В правое крыло здания можно войти через Львиные врата.
- Вход в левое крыло открыт со стороны улицы Риволи.
В России при Екатерине II был создан музей, подобный Лувру, — Эрмитаж. Там собраны картины художников, чьи произведения выставлены в Париже.
Фотографии великих картин и скульптур и их описание легко найти в книгах, альбомах или в интернете. Но их оригиналы можно увидеть только в Лувре.
Мне нравится1Не нравится
История создания
Предпосылки к созданию музея в Лувре появились еще в середине 18 века, когда среди прогрессивных слоев парижской знати стали звучать предложения об открытии к публичному показу ценных экспонатов королевских коллекций. После заключения Людовика XVI в тюрьму во время Великой французской революции в 1792 году королевские коллекции в Лувре были объявлены национальной собственностью. Чтобы избежать мародерства и порчи предметов искусства из-за небрежного хранения, Национальное собрание издало указ о срочной подготовке музея. В августе 1793 года в Луврском дворце впервые распахнулись двери общественного музея, доступ в который был бесплатным три дня в неделю. Тогда фонды музея насчитывали всего 537 картин и около 200 различных предметов искусства. Спустя два года музей по ряду причин пришлось закрыть, но в годы правления Наполеона Бонапарта музей в Лувре получил новый шанс.
Неуклонный рост коллекций этого периода обусловлен успешными военными кампаниями Наполеона. Многие ценные произведения искусства являлись трофеями, захваченными французской армией в испанских, австрийских, голландских, итальянских владениях. После кампании в Египте в Лувр было направлено огромное количество древнеегипетских артефактов, которые впоследствии стали ядром самостоятельного отдела египетских древностей. В период восстановления власти династии Бурбонов и в годы Второй французской республики в фонды музея было добавлено около 20 тысяч экспонатов. После периода процветания, как это часто бывает, случился период упадка, который начался для Луврского музея в мае 1871 года, когда при подавлении Парижской коммуны пожар из дворца Тюильри перекинулся на Лувр. Огонь, бушевавший около двух дней, уничтожил много ценных предметов искусства и исторических интерьеров.
После Первой мировой войны из-за мирового экономического кризиса фонды музея пополнялись не слишком часто, если не считать щедрого пожертвования барона Ротшильда, который в 1930-х годах завещал Лувру несколько тысяч гравюр, рисунков и иллюстрированных книг. Во время Второй мировой войны самые ценные экспонаты музея были эвакуированы в замки Шамбор и Валансэ. После войны музей вернулся к выставочной деятельности, укрепляя за собой славу выдающегося художественного музея и одной из главных достопримечательностей Парижа. Современному музею из-за обилия экспонатов и наплыва туристов пришлось расширить свое выставочное пространство и обзавестись дополнительными галереями и музеями-спутниками в городах Ланс и Абу-Даби.
Билеты в музей
Билет можно купить в кассе, расположенной у входа в музей. Он стоит 15 евро. Можно заказать билет онлайн за 17 евро. Продажей билетов занимается не сам музей, а компании-посредники. Можно попасть в Лувр без очереди, купив билет заранее или онлайн.
Бесплатно посетить музей могут дети до 18 лет, малоимущие, люди с ограниченными возможностями и их сопровождающие, а также художники, скульпторы и граждане Евросоюза 18-26 лет. С октября до марта каждое первое воскресенье месяца всем посетителям открыт свободный вход в Лувр.
За 5 евро можно приобрести аудиогид, который подробно расскажет о каждом экспонате. Виртуальная экскурсия по Лувру через сайт музея поможет увидеть мировые шедевры всем, кто не смог приехать в Париж.
№2. Венера Милосская.
Художник : вероятно, Александрос Антиохийский
Год: между 130 г. до н.э. и 100 г. до н.э.
Венера Милосская
Считается, что эта статуя была обнаружена 8 апреля 1820 года крестьянином по имени Йоргос Кентротас. Он нашел его по частям на Милосе, греческом острове в Эгейском море. Впоследствии скульптура была подарена французскому королю Людовику XVIII, который затем передал ее в Лувр, где она выставлена по сей день. Также считается, что Афродита Милосская – это и есть Венера Милосская, которая представляет Афродиту, древнегреческую богиню любви, красоты, удовольствия и размножения. Аналогом римской богини Афродиты была Венера. Считается, что статуя была вырезана Антиохийский Александрос, скульптором эллинистического периода. Помимо обсуждаемой загадки о её недостающих руках, она изначально была украшена драгоценностями, включая браслет, серьги и повязку на голову. Однако все эти вещи давно утрачены. Венера Милосская, пожалуй, самая известная работа древнегреческой скульптуры. На неё широко ссылаются в популярной культуре. Венера Милосская сильно повлияла на современных художников, включая Сальвадора Дали. Это самая известная скульптура в Лувре.
Адрес достопримечательности и как добраться
Хотя самого замка давно нет, вы можете посетить великолепный Лувр и сад Тюильри, которые находятся по адресу: 113 Rue de Rivoli, 75001 Париж. Это соответствует первому округу столицы на правом берегу Сены.
Если воспользоваться метро, ориентируйтесь на станции: Тюильри и музей Лувр (Tuileries и musee du Louvre), к которым ведут линии 1 и 7. Как вариант, можно тем же метро добраться до площади Согласия (станция Конкорд), по линиям 1, 8 и 12.
Если предпочитаете более романтичный способ путешествовать по столице любви, к началу экскурсии по саду вас подвезут на речном трамвайчике, который курсирует по Сене, до набережной Франсуа Миттеран (François Mitterrand).
Египетские залы Лувра
Коллекция египетских древностей одна из наиболее обширных в музее и пользуется неизменным спросом у туристов. Экспонаты расположены на цокольном этаже (entresol), первом (rez-de-chaussée) и втором этажах (1-er étage).
Бесспорные хиты египетских залов Лувра:
- статуя сидящего Рамзеса II (Statue assise de Ramsès II) – крыло Сюлли, 1-й этаж, зал 324.
- «Сидящий писец» («Le Scribe accroupi») – крыло Сюлли, 2-й этаж, комната 635, витрина 10.
- фрагмент статуи знаменитого фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) – крыло Сюлли, через несколько комнат от «Сидящего писца».
- всевозможные саркофаги – крыло Сюлли, зал 321, витрина 2.
- статуи самых разных египетских богов, которые, как известно, изображались с телом человека и головой какого-либо зверя либо птицы – 1-2-й этажи крыла Сюлли, залы египетских древностей.
- статуя Сфинкса, найденная в 1825 году среди руин храма Амона в Танисе – крыло Сюлли, цокольный этаж, крипта Сфинкса, комната 338.
Кроме того, в крыле Денон советуем полюбоваться одним из древнейших женских портретов под названием «Европейка» (L’Européenne), зал № 183.
Изумительные черты лица и выразительнейшие глаза – вот что привлекает и очаровывает в этом портрете. Как ни странно, но это погребальный портрет, то есть запечатление образа почившей девушки.
Самая старая коптская икона «Христос и аббат Мена» (Le Christ et l’abbé Ména) представлена в отделе «Коптский Египет» крыла Денон на цокольном этаже. Икона, датируемая VIII веком, была обнаружена французским археологом Жаном Кледа в 1900 году во время раскопок в Среднем Египте.
Коллекция
Начало коллекции положил король Франциск, собравший дюжину картин, другие монархи тоже потрудились и расширили собрание музея.
Лувр оставался резиденцией монархов Франции до Великой французской революции. С победой якобинцев в 1693 году музей стал доступным для публики. Особенно значительный вклад в расширение коллекции музея внес Наполеон, бравший с побежденных контрибуцию в виде произведений искусства. В то время Лувр был переименован в музей Наполеона. Правда потом, во время оккупации Парижа союзниками многие ценности были ими же и украдены.
Не зря Лувр называют музеем номер один в мире — в нём хранится более 380 тысяч произведений искусства и выставлено около 35 тысяч экспонатов, музей обслуживает около 1600 сотрудников.
При входе в музей можно взять схему, где указано расположение залов и переходы между ними, а также план, с помощью которого можно найти и осмотреть самые выдающиеся произведения искусства. В переходах также указано расположение шедевров мирового искусства.
Крыло Денон — здесь экспонируется итальянская, испанская и английская живопись, французская живопись XIX века, галерея Аполлона, итальянская, испанская и западно-европейская скульптура и другие экспонаты. Среди шедевров:
- Пленник или умирающий раб — скульптура выдающегося мастера Микеланджело
- Расписанная статуя из липового дерева раскаявшейся Магдалины — Святая Мария Магдалина, скульптор Грегор Эрарт,
- Одна из выдающихся работ Леонардо Да Винчи Мона Лиза или Джоконда расположена в залах искусства итальянского Возрождения. Картина имеет небольшой размер и покрыта пуленепробиваемым стеклом. Около Джоконды, как правило, много туристов, рассматривающих улыбку Мона Лизы и фотографирующих ее
- Жак Луи Давид «Посвящение императора Наполеона I»
- Паоло Веронезе «Брак в Канне Галлилейской», работа создана по мотиву известного евангельского сюжета о превращении Иисусом воды в вино.
Крыло Ришелье представляет немецкую, фламадскую и голландскую живопись, французскую живопись XIV–XVIII веков и апартаменты Наполеона III, французскую скульптуру и другие экспонаты. Среди самых известных произведений искусств:
- На лестнице Дару находится Ника Самофракийская, статуя греческой богини Победы, созданная на острове Родос в память о победе над войском сирийского царя и найденная в 1863 году французским археологом Шарлем Шампуазо
- Николас Ролен «Мадонна канцлера»
- Ян Вермеер «Кружевница».
Крыло Сюлли — здесь экспонируется французская живопись XVI–XVIII веков, предметы искусства XVI–XVIII веков, греческие статуи и римская мозаика и другие экспонаты. Среди шедевров:
- Здесь находится знаменитая Афродита или Венера Милосская — самая загадочная из древнегреческих скульптур, относится ко II веку до нашей эры
- Жорж де Латур «Шулер с бубновым тузом».
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. XVI век.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519. Лувр, Париж.
Если Вы пойдёте в Лувр утром в будний день, то у Вас есть шанс разглядеть «Мону Лизу» поближе. Она того стоит. Потому что это первая картина, создающая иллюзию живого человека.
Флорентийская дама сидит напротив Леонардо. Он непринужденно болтает и шутит. Все для того, чтобы она расслабилась и хотя бы немного улыбнулась.
Художник уверил её супруга, что портрет жены сложно будет отличить от неё живой. И правда, как он интересно растушевал линии, наложил тени в уголки губ и глаз. Создаётся ощущение, что дама с портрета сейчас заговорит.
Часто у людей возникает недоумение: да, кажется, что сейчас Мона Лиза задышит. Но таких реалистичных портретов полно. Возьмите хоть работы Ван Дейка или Рембрандта.
Но они жили 150 лет спустя. А Леонардо был первым, кто «оживил» человеческое изображение. Этим Мона Лиза и ценна.
О картине читайте в статье «Загадка Моны Лизы, о которой мало говорят».