Дом инвалидов — les invalides

Париж. Дом инвалидов. Наполеон

Вряд ли можно встретить француза, который не сможет сказать хотя бы пару слов о столь великом государственном деятеле, как Наполеон. Всего за несколько десятилетий он смог сделать Францию по-настоящему великой страной, которая на равных могла противостоять многим империям того времени.

Наполеон Бонапарт всегда признавался великим полководцем, который блестяще владел искусством войны. Именно при нем Франция достигла наибольшего расцвета. Память о Наполеоне и его подвигах бережно хранится во французской истории, передается из поколения в поколение. Конечно, есть и смутные моменты, которые позволяют задуматься о безупречной репутации Наполеона, однако это лишь исторические догадки. В целом Наполеона Первого Бонапарта можно назвать национальным героем Франции.

Памятник Наполеону Бонапарту в Доме инвалидов в Париже

Жизнь императора завершилась печально. Суд постановил практически безнадежное решение: ссылка на остров Святой Елены, который располагается во много морских миль от Европы. Все знали неудержимый характер Наполеона, его веру в собственные силы, целеустремленность, любовь к отчизне и власти. Однако приговор был подписан, и монарх отправился в ссылку, как оказалось, безвозвратно.

Конец жизни Наполеона можно назвать действительно трагичным. Он больше не увидел ни семью, ни верных слуг, ни преданных генералов, ни славы, ни любви. Всего за 4 года его здоровье ухудшилось до предела. Лечащий врач сосланного императора максимально точно определил диагноз – гепатит.

5 мая 1821 года вечного завоевателя не стало. Несмотря на то, что культ Наполеона был запрещен, для французов этот день стал днем скорби. Народная любовь оказалась сильнее ссылок и запретов. Так история приобрела еще одну знаменательную, феноменальную личность, а Франция потеряла одного из лучших своих правителей.

Саркофаг Наполеона в Доме инвалидов в Париже

Первоначально похороны прошли на острове Святой Елены, в так называемой Долине герани. Сам же Наполеон просил, чтобы его непременно похоронили во Франции, на родной земле. Последняя воля императора была осуществлена спустя почти 20 лет после смерти. Специальная делегация отправилась на остров за останками. После возвращения во Францию они были помещены в специальный саркофаг, выполненный из кварцита. Столь величественное решение должно было продемонстрировать уважение к личности Наполеона Бонапарта. Саркофаг был установлен в Доме инвалидов. Для такого события здесь специально сконструировали гробницу, оформлением которой занялся знаменитый французский архитектор Жан Жак Прадье. Его решением было окружить саркофаг 12 статуями вокруг и поставить две статуи, которые держат знаменитые императорские символы: скипетр, державу и корону.

Гробница Наполеона в Доме инвалидов

Сегодня увидеть все это может каждый желающий, кроме того, в расположенном на территории здания музее можно найти более подробные сведения о перевозке останков знаменитого монарха обратно во Францию.

Могила Наполеона Бонапарта

Согласно истории, Наполеон скончался в 1821 году на небольшом острове св. Елены, где и был захоронен. Его могилу венчал камень с небольшой памятной надписью.

А в конце девятнадцатого века Франция подала официальное прошение о возвращении тела императора на родину. После недолгих переговоров Великобритания дала согласие, и зимой этого же года гроб с телом Наполеона был доставлен во Францию и торжественно перенесен в Дом Инвалидов. На церемонии присутствовало огромное количество простых людей и военных.

Строительство продлилось без малого 21 год и только в 1861 году тело Наполеона Бонапарта навечно заключили в величественный саркофаг.

Собор Святого Людовика представляет собой ровную геометрическую фигуру, включающую в себя квадрат и круг. Квадратное основание венчает круглая полусфера, украшенная колоннами и узкими стрельчатыми окнами.

Однако, чтобы увидеть его, нужно спуститься на несколько ярусов вниз.

При входе в зал установлены две бронзовые статуи, в руках которых находятся главные символы власти: императорская корона, скипетр и шар, символизирующий державу.

Сам саркофаг находится в центре зала на постаменте из зеленого гранита. Внутри саркофага находятся пять гробов – три из них сделаны из дорогих пород дерева, два остальных цинковые.
На стенах крипта по кругу установлены аллегорические крылатые статуи, а в нишах можно полюбоваться барельефами, которые вещают о победах бывшего императора в государственных делах.

Священная клятва короля

В 1744 году король Людовик XV вел свои войска к победе над австрийцами, он сам стал жертвой. Его свалил недуг, и высокая температура держалась несколько дней, предвещая скорую кончину монарха. Пребывая в полубредовом состоянии и чувствуя прикосновение смерти, король взывает к Святой Женевьеве – заступнице больных и защитнице от разных напастей, которая считается покровительницей Парижа и сегодня. Он просит сохранить ему жизнь взамен на прекрасный храм, который он обещает построить в ее честь.

Людовик XV

Людовик выздоравливает, а вот его любовница – герцогиня Мари-Анн де Шатору, подхватившая от него вирусную инфекцию, умирает. Король в печали, и забывает о данной клятве, но поскольку его сердце было предназначено скорее для любви, чем для скорби, вскоре он находит новую фаворитку в лице маркизы де Помпадур и неожиданно вспоминает о намерении возвести грандиозное святилище.

Младшего брата любовницы – маркиза де Мариньи, он назначает инспектором по королевским владениям, и поручает найти опытного архитектора для проекта. Маркиз вспоминает о своем учителе Жак-Жермене Суффло, и в 1755 году тот приступает к работе над чертежами. Так, между роковой болезнью его величества с обетом святой деве и началом проекта пролегает 11 лет.

Основой прекрасному собору послужило аббатство св. Женевьевы, пользующееся у жителей столицы неизменным почтением. В нем хранились останки и рака покровительницы, к которой приходили на поклон верующие во время болезней и неурядиц в стране, а с 1229 года во времена эпидемий серебряный с позолотой гроб носили по городу.

Рака и фаланга руки Женевьевы

Однако революционеры посчитали это пережитком, недостойным прогрессивного человека, а потому на Гревской площади, которая всегда считалась традиционным местом казни, сожгли ящики с мощами святых. Чудом можно считать то, что рака и фаланга руки Женевьевы уцелели, и теперь хранятся в церкви Сент-Эстьен-дю-Мон.

Несколько раз аббатство подвергалось нападению, грабежам и пожарам, но ему всегда удавалось возродиться из пепла, пока в XIII-XIV веках не было отстроено окончательно, украшенное образами и мрамором кардиналом Ларошфуко.

Музеи Дома инвалидов

Музей планов и рельефов. Датой его основания считается 1668 год, когда военный министр Франсуа-Мишель Ле Телье стал собирать трехмерные макеты укрепленных городов, что было необходимо в военных целях. Главный акцент делался на топографических особенностях местности и городских укреплениях. Через два года Людовик XIV пожелал, чтобы коллекция находилась в Лувре.

Значительное количество макетов увидело свет в горячие 1741-1748 годы, когда Франция воевала за австрийское наследство, и после окончания боевых действий: на них изображали захваченные города. В 1754 году коллекцию обновили, а в 1777 году она переехала в Дом инвалидов, где и находится сейчас. Правда, собрание объявили историческим памятников только в 1927 году. Музей же был основан в 1943 году.

Музей армии. Возник в 1905 году вследствие слияния двух предшествующих музеев – артиллерии и истории армии. Знаменит тем, что именно ему принадлежит третья в мире по численности коллекция самого различного оружия и доспехов, уступая только аналогичным музеям в Австрии (Вена) и Испании (Мадрид). Уникальность и бесценность представленных здесь собраний в том, что ими охватывается огромнейший период времени, начиная от эпохи палеолита и заканчивая серединой XVII века. Взору посетителей предстанут порядка двух с половиной тысяч доспехов и различного оружия. Значительная их часть – отечественная (французская). Но можно увидеть и образцы, изготовленные в других странах. Например, в Оттоманской империи, в ближневосточных и дальневосточных государствах (Индии, Персии, Китае, Японии).

Музей ордена Освобождения. Основан в 1967 году. Здесь собраны экспонаты, ставшие олицетворением французского движения Сопротивления в годы второй мировой войны, а также посвященные ордену Освобождения, учрежденному лидером освободительного движения генералом Шарлем де Голлем. Коллекция занимает три галереи и шесть залов общей площадью 1000 кв. метров. В этом музее собран список членов организации, находится их обмундирование, а также оружие, средства связи, подпольная литература и сам Крест Освобождения. Имеется зал Чести, где находятся предметы, имеющие непосредственное отношение к де Голлю: в частности, его личные дневники, вещи и экипировка, записи и другие принадлежности.

Музей современной истории. Он единственный во французской столице музей, который охватывает всю историю двадцатого столетия. Его собственная история берет начало с 1914 года, когда с легкой руки промышленников Леблан открывается военная библиотека-музей, которую в 1917 году владельцы передают министерству образования. В 1925 году президент Гастон Думерг торжественно открыл в Венсенском замке вновь созданный Военный музей, получивший неофициальное название Музея современной истории. Оно официально закрепляется за ним только в 1987 году. А в Дом инвалидов музей переместился раньше, в 1973 году. Коллекция составляет 500 тысяч экземпляров. Сюда входят афиши, картины, эстампы, фотоматериалы, почтовые открытки.

129 Rue de Grenelle, 75007 Paris, France invalides.org‎

Музей Орсе в Париже – сокровищница импрессионизма

  Музей армии в Париже – история воинской славы

Похожие публикации:

Пирамида Лувра

Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г.
Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Елисейские Поля

У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров Сите – старейшая часть Парижа

Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не..

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)

…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл.
Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река Сена

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан…
За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

Поделиться ссылкой:

Маленькая хитрость

Когда лучше приходить, чтобы не попасть в длинные очереди? Ошибка многих туристов, что они стараются приехать как можно раньше, полагая, что, таким образом, они, «ранние пташки», обхитрят остальных. Однако хочу вас предупредить, что именно-то с утра дорога и парковка перед входом в Дом Инвалидов заполонена туристическими автобусами из самых разных уголков земли, так как у них программа, а в программе раннее посещение всех основных достопримечательностей, тем более тех, что находятся в шаговой доступности от Эйфелевой башни. Если хотите обхитрить всех, у вас больше шансов, если вы пообедаете пораньше (или попозже), а для визита отведете обеденное время. Отсутствие очереди не обещаю, но она будет намного короче, чем ранним утром. Время ожидания в очереди может занять у вас от 30 минут до часа ранним утром, а вот в обеденное время — 15 минут максимум.

L’hôtel national des Invalides

Неподалёку от Эйфелевой башни, почти в самом сердце, расположена историческая знаменитость столицы Франции — Дом инвалидов. В 1671 году по приказу короля Людовика XIV началось строительство приюта для ветеранов войны и тех, кто получил ранения в ее ходе. Таким образом, король хотел проявить заботу о ветеранах. Возведением заведения такого уровня, первого для Европы на тот момент, занимался архитектор при дворе короля Либераль Брюан. Дом Инвалидов официально открылся в 1677 году, однако уже в октябре 1674 он принимал первых постояльцев.

Дом Инвалидов является военным учреждением до сих пор, тут проходят публичные парады и церемонии, располагается резиденция коменданта Парижа. Там же находится Музей Армии, где хранится огромная коллекция воинского оружия, знамен, трофеев и доспехов. В центральной части комплекса находится саркофаг Наполеона, увидеть который можно только слегка нагнувшись, отдав дань уважения великому полководцу, так было задумано архитекторами. Четыре музея расположились в основных зданиях. В Музее планов и рельефов хранятся модели военных крепостей и городов, Музей Ордена Освобождения представляет выставку, посвященную героям Второй Мировой Войны, а в Музее Шарля де Голля — современная экспозиция о жизни легендарного президента.

Комплекс Дом инвалидов расположился на обширной территории в 13 гектаров и включает в себя: церковь Святого Людовика, солдатскую церковь, госпиталь, аптеки, мастерские и парк с огромными газонами. В конце XVIII века комплекс постепенно приобретает облик музея, так, в 1777 году из дворца Тюильри перенесли макеты города и других сооружений, в 1905 году открыли Музей Армии, в 1968 году начал свою работу музей ордена Освобождения, а Музей современного искусства начал функционировать с 1973 года.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

Поселенцы Дома Инвалидов

К 1710 году тут нашли приют 1 500 человек, но постепенно плотность населения становилась выше, и когда XVIII столетие подходило к концу, в доме уже обитало 4 000 жильцов. Это делало его похожим на маленький городок, в котором все подчинялись прописным законам. Попадавшие в это убежище должны были жить чуть ли не по военному уставу.

Дом Инвалид (Париж)

Поскольку пенсионеров оказалось гораздо больше, чем могло принять здание, этой чести удостаивались лишь те, чья армейская карьера насчитывала не менее 10-и лет, а с 1710 года правила еще ужесточили, и требуемый стаж стал 20 лет. Исключение составляли особые случаи: наиболее отличившихся на поле брани воинов, получивших серьезные ранения и увечья, принимали без требуемого срока выслуги.

Пенсионеров распределяли по ротам под командование офицеров и требовали четкого знания распорядка дня и правил проживания. В определенные часы прием пищи в столовой за столом, вмещающим 50 человек. Питаться или курить в спальнях категорически запрещалось, как и принимать посетителей женщин.

Никто не проводил досуг праздно. Поселенцы работали в мастерских по разрисовке гравюр, сапожных или гобеленовых. В другое время ветераны упражнялись в строевой подготовке или присутствовали на церковной службе. Стоило проштрафиться, как немедленно применялось одно из наказаний, предусмотренных на все случаи. За легкое нарушение на несколько дней могли посадить на диету из хлеба и воды, а вот за серьезный проступок – даже выселить.

Описание могилы Наполеона

Могила Наполеона Бонапарта находится под золочёным куполом собора Святого Людовика Дома инвалидов.

Громадный саркофаг размерами 4 на 2 на 4,5 метра и весом 35 тонн высечен из прочного, как алмаз, карельского порфира – двухсот тонную глыбу этого минерала царь Николай I подарил французскому правительству специально для памятника. Говорят, при этом он пошутил, что в России для Наполеона камень всегда найдётся.

Внутри саркофага находятся пять поочерёдно вставленных друг в друга гробов, хранящих тело императора: жестяной, из красного дерева, два цинковых и эбеновый. Установлена усыпальница на постаменте из зеленоватого гранита. Вокруг стоят двенадцать крылатых Побед, высеченных Жаном Жаком Прадье из особо отобранных глыб каррарского мрамора. На каменном полу видны названия городов, возле которых Наполеон одерживал победы, в том числе – Москвы.

2 апреля 1861 года тело Наполеона было навечно замуровано в саркофаг – в мундире командира гвардейцев, в ногах знаменитая треуголка. Вход в гробницу охраняют два колоссальных бронзовых стража, держащие императорскую корону, скипетр и державу.

В Доме инвалидов находится также безымянный могильный камень, под которым император лежал на острове Святой Елены. Камень можно увидеть из галереи, которая ведет в Почётный Двор, с четырех сторон окружённый корпусами Дома инвалидов.

Собор Святого Людовика

В 1676 году Людовик XIV, которого не устроил первоначальный вид часовни, возводимой в центральной части комплекса Дома инвалидов, возложил строительство церкви на Жюля Ардуэна-Марсара. Молодому архитектору удалось угодить королю. Фасад созданной им базилики восхищает симметричными линиями и изяществом конструкции, сочетающей в себе круг и квадрат.

Его выступающая вперед центральная часть отделана монументальным фронтоном, а также дорическими и коринфскими колоннами, придающими сооружению симметрию и изящество. Купол храма виден со всех городских холмов. Возле прихода разбит небольшой парк, где разноцветные клумбы гармонируют с идеально подстриженными конусами кустарников.

Внутри собор представляет собой вписанный в квадрат греческий крест. За алтарем угадываются черты солдатской церкви, выходящей на Парадный двор. Для лучшего освещения Ардуэн-Марсар использовал систему тройного купола. Во внутренней части было вырезано отверстие, сквозь которое видна роспись среднего купола. Дневной свет поступал в помещение через третье наружное покрытие.

Центральный зал имеет четыре выхода-коридора, оканчивающихся капеллами, где спят вечным сном великие люди Франции. Здесь нашли последний приют братья Наполеона, сын императора, генералы Бертран, Дюрок, маршалы Вобан, Тюренн, Леонте, Фош и автор Марсельезы Руже де Лиль. Сердце некрополя и основная достопримечательность — спроектированная архитектором Луи Висконти крипта, в которой покоится прах Наполеона.

Собор Дома инвалидов и гробница Наполеона

В отличие от своего северного соседа, Солдатской церкви, этот Собор с коринфскими колоннами, пилястрами и помпезными фресками, представляет собой великолепный образец архитектурного изыска.

Здесь, в стеклянной крипте прямо под куполом Собора, находится гробница Наполеона. Прах Наполеона I (Бонапарта) покоится в саркофаге из темно-красного гранита, в окружении статуй-стражей, символизирующих его военные победы.

Сверху крипту окружает круглая галерея, украшенная фризами с изображением гражданских достижений императора, под которыми приводятся высказывания самого Наполеона Бонапарта, отражающие его непомерное тщеславие (впрочем, часто оправданное), например: «Своей простотой мой кодекс принес больше добра Франции, чем все предшествующие законы» или «В какую бы сторону ни падала тень моего правления, везде она оставляла следы его значимости».

Тень Наполеона вновь появилась в Париже года в день, когда катафалк, доставивший его прах с острова Святой Елены в Париж, проехал по улицам города в Собор Дома Инвалидов через только что завершенную Триумфальную арку.

В то время, когда правителем Франции был представитель династии Бурбонов Луи-Филипп и племянник Наполеона Луи-Наполеон сидел в тюрьме за попытку организации переворота, предпринятую за четыре месяца до этого, бонапартисты общей численностью до полумиллиона свободно вышли на улицы, чтобы проводить своего императора в последний путь.

Виктор Гюго так говорил об этом дне: «казалось, будто весь Париж переместился в одну часть города, как вода в вазе, которую наклонили». Пожалуй, даже большее впечатление, чем усыпальница Наполеона, производит довольно простая по оформлению гробница маршала Фоша, главнокомандующего союзными войсками в Первой мировой войне, которая находится в боковой часовне у лестницы, ведущей в крипту.

В помещение часовни сквозь витражи проникает голубоватый свет, озаряющий бронзовый монумент: он изображает исполненных печали пехотинцев, которые провожают в последний путь тело своего маршала.

Это интересно: Как попасть в Мулен Руж, сколько стоит билет?

Архитектура

Собор Дома Инвалидов с его знаменитым куполом со стороны авеню Брётёй

От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт эспланада Инвалидов — огромная площадь 500 × 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с обширными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается вид на протяжённый (196 м) фасад Дома инвалидов. Перед ним установлен ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. Центральный двор состоит из пяти дворов. Прямо напротив главного входа расположен собор Святого Людовика (cathédrale Saint-Louis-des-Invalides), пример архитектуры так называемого «большого стиля» эпохи Людовика XIV, соединяющего элементы классицизма и барокко.

Купол собора

Церковь (позднее собор) Дома инвалидов в истории архитектуры занимает особое место. Его композиция представляет собой пример так называемой «французской схемы», изобретённой Ж. Ардуэном-Мансаром: крестовый план, колонные портики, барабан с «римским куполом», лантерна (световой фонарик) и шпиль на одной вертикальной оси. Такая схема соединяет многие элементы, но не имеет конкретных прототипов в классической архитектуре. Портики и купол напоминают о Греции и Италии, но шпиль и фонарь относят эту композицию к традициям зодчества Северной Европы. Со временем «французская схема» Ардуэн-Мансара стала образцовой для архитектуры неоклассицизма, например церкви Св. Женевьевы (Пантеона) Ж.-Ж. Суфло.

Фасад собора симметричен и сочетает в себе квадрат и круг. Центральная часть фасада выступает вперёд и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором, а также портиком-фронтоном и статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазево. Колоннаду двойного ордера заканчивает высокий барабан в окружении парных колонн на первом этаже и больших окон на втором, откуда, поддерживаемый консолями, расположен купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Барабан купола имеет два ряда окон, а всё сооружение венчает купольный фонарь со шпилем. Высота собора — 107 метров. Сверкающие на солнце вызолоченные трофеи купола и шпиль церкви Дома Инвалидов являются одним из высотных ориентиров панорамы Парижа.

Использованная конструкция купола создаёт проблему освещения купольной росписи, для решения которой Жюль Ардуэн-Мансар использовал конструкцию, состоящую из двух куполов, вложенных друг в друга. Внутренний купол освещается нижним рядом окон, а в его центре сделано отверстие, через которое видна центральная часть внешнего купола, на которую падает свет из невидимых изнутри окон второго ряда.

Андре Моруа писал, что, по его мнению, Дом инвалидов представляет собой «самую сущность французского искусства»: «Его длинный фасад так же великолепен, как колоннада Лувра. Таинственно отступающий вглубь купол, соединение в нём зеленоватой бронзы и золота, очарование украшающих его трофеев — всё это объединяется, чтобы придать зданию и своеобразие, и классическое совершенство».

В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. Подкупольная фреска художника Шарля де ла Фосо также была недавно отреставрирована.

Строительство и реконструкции Большого дворца

Было всего 3 года, чтобы столь масштабный проект по возведению культурного и выставочного центра обрел жизнь. На стройке работало около 1,5 тыс. рабочих, а затем 40 умельцев оформляло Большой дворец в Париже, создавая фасадную скульптуру и цветастые фризы в виде мозаики, элементов керамики, больших полотен и орнаментов.

Большой Гран-Пале в Париже

Поскольку ни одна стройка не проходит гладко, не раз возникали проблемы. В процессе оказалось, что конструкция, сотканная из камня, мрамора, стали, щебня и стекла, слишком массивная, и чтобы избежать в дальнейшем проседания почвы, ее пришлось укрепить 3 400 дубовыми сваями.

Кроме того не обошлось и без недовольств со стороны рабочих, жалующихся на условия труда и сжатые сроки – дабы уложиться во временные рамки сдачи проекта, иногда приходилось работать сверхурочно без достойной компенсации. Все это приводило к забастовкам и стычкам, что тоже замедляло процесс.

Несмотря на все преграды, завершить строительство удалось вовремя, и уже к 15 апреля 1900 г. Большой дворец принимал первых посетителей. В 1925 г. тут проходит Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. В последующие годы кто тут только не селился: парковка для автомобилей, студенческая харчевня, а созданное отделение полиции существует и поныне.

Здание приходилось несколько раз ремонтировать. В начале 40-х годов спад грунтовых вод Парижа послужил причиной для укрепления всей конструкции.

В военный период в этих стенах функционировал госпиталь, а во время оккупации фашисты проводили тут собственные пропагандистские вернисажи. Затем здание стало штабом движения Сопротивления, а в 1944 г. в момент празднования освобождения столицы от оккупантов начался пожар, повредив крышу, частично уничтожив и деформировав металлические конструкции и колонны нефа.

После очередного ремонта продолжительное время залы Гран Пале были открыты для посещений, пока в 1993 г. при прохождении экспозиции «Дизайн – зеркало столетия» одно из потолочных элементов не потеряло заклепку. Стало ясно, что настал час снова заняться реконструкцией, и неф закрывают.

На его восстановление бюджет смогли выделить только в 2000 году, когда дворец получил статус памятника архитектуры, и государственная казна решила раскошелиться. Начатые работы длились до 2005 года, и за пятилетку заново укрепили фундамент, стеклянную крышу, металлический каркас, а также квадригу авторства Жоржа Ресипона.

Дворец Гран-Пале в Париже

Казалось, бы – «перышки почищены», и Grand Palais снова может несколько лет отдыхать от перестроечной деятельности. Но нет, после наведения марафета внутри решили «припудрить» и фасад, занявшись его реставрацией. К слову говоря, сегодня ситуация не изменилась, и городские власти все время что-то улучшают и переделывают.

Поскольку Большой дворец ежегодно принимает около 2 млн. посетителей и проходит примерно 40 различных церемоний, возникла необходимость в расширении территории и улучшении функциональной структуры сооружения. Теперь обновленная ротонда Александра III стала еще изысканней, и из нее открыт проход в ресторан «Мини-Пале», кинотеатр МК2 и в неф. Ротонда Королевы превратилась в роскошное фойе, где принимают важных гостей.

Преображенный юго-восточный пассаж площадью 700 кв. м, крытый уходящим ввысь на 11 м прозрачным потолком, открылся в 2011 г., и это чудное местечко для летних мероприятий никогда не пустует. Первой организованной тут выставкой была «История видеоигр», а годом позже открылся Почетный салон, где часто выступает труппа театра «Камеди Франсэз».

Сегодня площадь дворца – 72 тыс. кв. м с нефом в 13,5 кв. м, куда беспрепятственно проникает дневной свет сквозь прозрачный купол, равных которому нет во всей Европе. Цифра – 6 000 тонн стали, которой на него ушло (это больше, чем потребовалось на возведение Эйфелевой башни), поможет представить грандиозность кровли, а еще 200 тыс. тонн камней и 60 тонн изумрудной краски.

Поскольку работы по расширению и преобразованию пространства продолжаются, посетителей ждет еще немало удивительных экспозиций и постановок.

Собор Дома инвалидов

Дом инвалидов имеет две церкви, одна из них для ветеранов, а вторая – для короля. Военный министр Людовика XIV Лувуэ дал задание архитектору Жюль Ардуэн Мансару, чтобы тот построил храм, в котором Людовик XIV мог бы молиться вместе с ветеранами, но по возможности отдельно. Архитектор создал две церкви по сторонам одного алтаря.

Церковь была возведена в ранг соборов в 1804 году.

Конечно, Солдатская церковь скромна по сравнению с Собором, но она тоже красива. В нее стоит зайти, чтобы увидеть военные трофеи, например, вражеские знамена.

Собор венчает купол диаметром 27 метров с декором из военных трофеев. На вершине — фонарь со шпилем. В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. На внутренней стороне купола удивительная по красоте фреска, выполненная художником Шарлем де ла Фосо.

Главная достопримечательность Собора — порфировый саркофаг с останками Наполеона I.

Фон

Открытый склеп, вид с первого этажа Дома Инвалидов

Вид с пола склепа на купол

В начале 1840 года правительство во главе с Адольфом Тьером назначило комитет из двенадцати членов ( Commission des douze ), чтобы принять решение о месте и очертании погребального памятника и выбрать его архитектора. Комитет возглавил политик Шарль де Ремюза и включал писателей и художников, таких как Теофиль Готье , Давид д’Анжер и Жан-Огюст-Доминик Энгр .

В апреле 1840 года Комиссия по духу организовала конкурс, в котором участвовал 81 архитектор, чьи проекты были выставлены в недавно построенном Дворце изящных искусств . После длительного процесса Луи Висконти был выбран архитектором проекта в 1842 году и завершил свой проект примерно в середине 1843 года.

Архитектура Дома и Собора Инвалидов

Как и все достопримечательности, Дом Инвалидов представляет интерес с архитектурной точки зрения. Перед его строгим фасадом выстроились 60 древних трофейных пушек – настоящая ценность и гордость Музея армии, а напротив центрального входа в жанре классицизма стоит собор Святого Людовика.

Пушки при входе в Дом Инвалидов

Основная черта стиля – уход от случайностей и следование ясным, строгим и лаконичным формам, взяв за эталон античное искусство градостроения. Хотя при короле-солнце это направление только начало развиваться, данное сооружение выдержано в сдержанных мотивах декоративного оформления, симметрии и простоте.

Это хорошо видно в дизайне фасада святилища, уходящего ввысь на 107 м и сочетающего геометрию круга с квадратом. Выступающая зона имеет два яруса, украшенных колоннами, барельефами, геральдическими лилиями Бурбонов и статуями Карла великого и Людовика XIX авторства Куазево и Кусту.

Но особенно впечатляет купол со сложной конструкцией, вдохновивший в свое время зодчих, создававших свод Капитолия Соединенных Штатов. Он словно состоит из двух слоев, где в центре внутреннего крова проделано окно, сквозь которое просматривается верхний, а также в нем есть ряд окон, и через них проникает свет, освещая купольную роспись. Свод имеет 27 м в диаметре, а его верхушку украшает высокий шпиль.

Строительство церкви длилось гораздо дольше основного здания, и свою роль сыграло то, что Людовику не по вкусу пришлась идея Брюана. В чем заключалась проблема, неизвестно, но, тем не менее, дальше правил балом Жюль Ардуэн-Мансар, который и придумал столь сложную систему куполов.

Сегодня собор Дома Инвалидов в Париже – один из наиболее привлекательных достопримечательностей столицы, прекрасно вписывающийся в городской ансамбль идеальным сочетанием строгих пропорций снаружи и роскошным оформлением внутри.

Собор в Доме Инвалидов

Фрески на потолке и стенах, природный камень и позолота делает помещение нарядным, а купол, на который в 1989 г. ушло почти 12 кг золота – настоящее произведение искусства.

При строительстве церкви не скупились на лучшие материалы, и с момента ее возведения реставрационные работы были незначительными, что свидетельствует о хорошо продуманной и собранной конструкции.

Внутри расписной стеклянный витраж делит помещение с алтарями на две части – солдатскую и королевскую, что позволяло присутствовать на службе одновременно венценосной фамилии и служивым.

Именно королевская часть превращена в пантеон, где отдыхает от земных тревог великий Наполеон Бонапарт I, его братья, сын и приближенные генералы, прославившие свои имена в боях.

Хотя солдатский приход не может тягаться в богатом убранстве с королевским, он никогда не пустовал. В свое время его заполняли ветераны, обязанные посещать все церковные мероприятия, а сегодня это место для экскурсий. Особенностью интерьера солдатской церкви является огромный орган XVII столетия.

Войти в здание можно со стороны Парадной площади, пройдясь мимо сотен массивных орудий и трофейных флагов на карнизе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector