859,храм артемиды эфесской: кратко

Немного о деталях

Храм Артемиды Эфесской располагался на территории современной Турции. В античные времена здесь был процветающий полис, в нем велась торговля, проживали выдающиеся философы, скульпторы, живописцы. В Эфесе почитали Артемиду, она была покровительницей все даров, которые преподносили животные и растения, а также помощницей в деторождении. Именно поэтому в честь нее был составлен масштабный план строительства храма, который по тем временам было непросто возвести.

В итоге святилище получилось довольно большим, с шириной 52 м и длиной 105 м. Высота колонн составляла 18 м, всего их насчитывалось 127. Считается, что каждая колонна была подарком одного из царей. Сегодня увидеть чудо света можно не только на картинке. В Турции воссоздан великий храм в уменьшенном виде. Для тех, кому интересно, где расположена копия, можно посетить парк Миниатюрк в Стамбуле.

Храм богине плодородия возвели не только в Эфесе, ведь строение с таким же названием было на острове Корфу в Греции. Этот исторический памятник был не таким масштабным, как эфесский, но также считался выдающимся произведением архитектуры. Правда, на сегодняшний день и от него мало что осталось.

Другие храмы Артемиды

Храмы Артемиды были разбросаны по нескольким странам, в первую очередь по Греции и Турции. Также были обнаружены святилища и в Иордании. Всё это доказывает значимость богини для греков и народов других земель. Хоть и они тоже сейчас представляют из себя руины, но былое величие видно и в них.

Среди других наиболее известными были храмы Артемиды:

  • храм богини Артемиды Левкофрины – город Магнесия-на-Меандре, Турция;
  • храм Артемиды в древнем городе Сарды, ранее столица Лидии; теперь находится рядом с турецким городом Измир;
  • храм Артемиды Гемеры на острове Пелопоннес;
  • храм на острове Корфу в Ионическом море, Греция;
  • святилище Артемиды Орфии в Спарте;
  • храм в древнем городе Герасе (современный Джараш) в Иордании.

Храм Артемиды в Дажраше, Иордания.

Реконструкция

Александр Македонский распорядился реконструировать храм Артемиды в Эфесе — чудо света Древнего мира. Пожертвования на него брались из всех уголков Греции. Отстраивал здание Александр Дейнократ. Он решил оставить тот же макет храма, при этом приподняв его еще на один уровень выше.

Император хотел, чтобы его имя оказалось на самом святилище. Он предложил горожанам полностью заплатить за реконструкцию в обмен на эту услугу. Эфесцы отказали, аргументировав тем, что бог не может строить храм себе подобным.

Взялись за восстановление прекрасной конструкции и новые художники, скульпторы. Они использовали в своей работе мрамор. Теперь колонны были длиной в двадцать метров. Их делали из больших каменных блоков, что в итоге соединялись вместе.

Храм Артемиды в Эфесе – третье из всемирно признанных семи чудес света

В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес. Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.

Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы. Это к Юго-западу от Измира, к югу от Бурсы, к северу от Мармариса и к востоку от Памуккале.

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии еще в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона.

Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.

Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Жители Эфеса вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.

Крылатая Артемида [ править ]

Архаическая крылатая Артемида, представленная во многих бывших ветеранов с 8-го по конец 6-го века, дольше всех оставалась здесь как Артемида Ортия. Куклоподобные фигуры богини Артемиды постоянно выставляются с набором крыльев, вместо того, чтобы держать животное в ее руках или рядом с ней. От одной фигурки к другой можно наблюдать множество различий, наиболее важным из которых является дизайн крыльев, а также «поло», однако ни то, ни другое не имеет значения. Тело фигурки постепенно уменьшалось в деталях с течением времени, особенно в структуре крыльев, после чего исчезли голова, палкообразные ноги и новый треугольный каркас. Иногда обнаруживалось, что на некоторых из фигурок, созданных около 600 г. до н.э., в предлагаемых произведениях были написаны послания, посвященные Артемиде Ортии.

Диамастигоз править

Культ Ортии породил διαμαστίγωσιςдиамастигоз (от διαμαστιγῶ / diamastigô , «жестко бить»), где éphēboi подвергались порке, как описано Плутархом , Ксенофонтом , Павсанием и Платоном . На алтарь складывали сыры, взрослые охраняли их плетьми. Молодые люди попытаются поймать их, не боясь кнутов. Это было сделано для того, чтобы подготовить мальчиков в раннем возрасте к жизни, с которой они столкнутся как взрослые, так и солдаты. Это считалось обрядом посвящения.

В римский период, согласно Цицерону , ритуал превратился в кровавое зрелище, иногда до смерти, со зрителями со всей империи. Амфитеатр должен был быть построен в 3 веке нашей эры для размещения туристов. Либаниос указывает, что это зрелище привлекало любопытных еще в 4 веке нашей эры.

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн — Скопас;
  • украшение алтарной части — Пракситель;
  • росписи и фрески — Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Улица Куретов

Улица Куретов — это одна из трех главных улиц Эфеса между Агорой и Библиотекой Цельса. Эта улица получила свое название от священников, которые возглавляли культовые мероприятия в Храме Артемиды, позже называвшихся Куретами. Их имена были написаны в Пританей.

Улица Куретов в Эфесе

Улица Куретов примечательна рядом интересных сооружений. Здесь расположены колонны, фризы, пьедесталы из камня, подиум, статуи, капители и руины торговых павильонов и жилых домов.

По обе стороны улицы расположены руины античных построек.

На мраморной стене, находящейся на улице Куретов, можно увидеть гравировки значимых для жителей законов Эфеса.

Мраморная стена с выгравленными на ней городскими законами

На пустых пьедесталах когда-то стояли статуи и сохранились надписи, выгравированные на камне. На этой и других улицах города размещались ямы, накрытые решётками, куда помещали осуждённых за тяжелые преступления.

Улица Куретов (вид от храма Адриана в сторону Одеона)

В самом начале улицы можно увидеть античное помещение — это латрина (общественный туалет). Это были платные общественные туалеты города.

В центре находится открытый бассейн, а туалеты расположены вдоль стен. Колонны вокруг бассейна поддерживали деревянный потолок. Под туалетами была водосточная система.

Античный туалет в одном из зданий Эфеса на улице Куретов

Туалет из мрамора, в сиденьях прорезаны круглые отверстия, а спереди — щели в форме замочной скважины. «Деньги не пахнут», именно здесь впервые была произнесена эта фраза.

Туалеты входили в комплекс бань — Scholastica Baths.

Бани имели такую структуру:

  • раздевалка (apodyterium) с десятью кабинами,
  • холодная комната (frigidarium) с бассейном,
  • теплая комната (tepidarium) для отдыха,
  • горячая комната (caldarium) с развитой системой отопления.

Второй этаж использовался для массажа и скраба в качестве терапии.

Бани — Scholastica Baths

Бани использовали не только для омовения, но и для общения и обсуждения актуальных тем

Важность обсуждения в бане — это известное и эффективное развитие римской философии

Монумент Меммиуса, г. Эфес, Турция (Memmius Monument)

Мавзолей Меммиуса, этот памятник построен в эпоху императора Августа в I в. н.э. в честь Меммиуса, одного из внуков римского диктатора Суллы. В IV веке н.э. на северо западе от памятника был добавлен большой фонтан.

Восстановление

Храм Артемиды в Эфесе восстановлен был довольно быстро – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.
Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).

Эфесская Артемида

Богоматерь Эфесская, 1 век нашей эры, Археологический музей Эфеса.

Гравюра XVIII века римской мраморной копии греческой копии утраченного геометрического периода xoanon

С греческой точки зрения Эфесская Артемида является отличительной формой их богини Артемиды . В греческом культе и мифе Артемида является близнецом Аполлона , девственной охотницы, которая вытеснила титана Селину как богиню Луны . В Эфесе богиня, которую греки связывали с Артемидой, почиталась в архаическом, доэллинском культовом изображении , вырезанном из дерева ( ксоанон ) и украшенном драгоценностями. Черты лица больше всего похожи на ближневосточных и египетских божеств и меньше всего на греческих. Тело и ноги заключены в сужении колонного , как термин , из которого торчит богиня нога. На монетах, отчеканенных в Эфесе, богиня носит фресковую корону (как городские стены), атрибут Кибелы как защитницы городов (см. Поло ).

Традиционная многогрудная интерпретация фонтана Дианы Эфесиной XVI века , Вилла д’Эсте , Тиволи , Италия

Традиционная интерпретация овальных предметов, покрывающих верхнюю часть Эфесской Артемиды, заключается в том, что они представляют собой множественные груди, символизирующие ее плодородие. Эта интерпретация началась в поздней античности и привела к обозначению эфесской богини как Диана Эфезия Multimammia и другим связанным описаниям. Эта интерпретация уходит корнями в христианские нападки Минуция Феликса и Иеронима на языческую народную религию, и современные исследования поставили под сомнение традиционную интерпретацию, согласно которой статуя изображает многогрудую богиню. Факты свидетельствуют о том, что овальные предметы вообще не предназначались для изображения части анатомии богини. В некоторых версиях статуи кожа богини была окрашена в черный цвет (вероятно, имитируя состаренное дерево оригинала), в то время как ее одежда и регалии, включая так называемые «груди», были оставлены неокрашенными или отлиты в разные цвета. . Роберт Флейшер предположил, что вместо грудей овальные предметы были украшениями, которые церемониально вешали на оригинальную деревянную статую (возможно, яйца или мошонки принесенных в жертву быков) и которые были включены в качестве резных деталей на более поздних копиях. «Грудь» Эфесской леди, как теперь выясняется, вероятно, была основана на каплях в форме янтарной тыквы, эллиптических в поперечном сечении и просверленных для подвешивания, которые были повторно обнаружены во время археологических раскопок 1987–1988 годов. Эти предметы остались на месте, где древняя деревянная статуя богини была захвачена наводнением 8-го века. Таким образом, эта форма украшений была разработана еще в геометрический период .

На монетах она опирается либо рукой на посох из переплетенных змей, либо на стопку уробороев , вечной змеи с хвостом во рту. По некоторым сведениям, госпожу Эфесскую посещали священники-евнухи, которых называли «Мегабизой»; это могло быть собственное имя или титул. Практика ритуального самоуничижения как квалификации для служения божеству обычно отождествляется с нищенствующими священниками Кибелы, евнухами, галли . Мегабизой Эфесской Артемиды помогали молодые девственницы ( кораи ).

Вотивная надпись, упомянутая Флоренс Мэри Беннетт, которая датируется, вероятно, 3-м веком до нашей эры, связывает Эфесскую Артемиду с Критом: «Целителю болезней, Аполлону, Подателю света смертным, Евтихий устроил вотивное приношение критской леди из Эфеса, Светоносной «.

Греческие обычаи синкретизма ассимилировали всех чужеземных богов в рамках той или иной формы олимпийского пантеона, знакомого им — в греческой интерпретации — и ясно, что в Эфесе отождествление с Артемидой, которое ионийские поселенцы сделали из «Эфесской госпожи», было тонким. . Тем не менее, более поздние греки и римляне отождествляли ее как с Артемидой, так и с Дианой, а в древнем Риме существовала традиция, отождествлявшая ее и с богиней Исидой.

Христианский подход расходился с синкретическим подходом язычников к чужим богам. Христианская надпись в Эфесе указывает на то, почему на этом месте так мало осталось:

Утверждение, что ефесяне думали, что их культовый образ упал с неба, хотя это был известный миф о происхождении в других местах, известно только в Эфесе из Деяний 19:35:

Линн ЛиДонничи отмечает, что современные ученые, вероятно, будут больше озабочены происхождением Эфесской леди и ее иконологией, чем ее приверженцы в какой-либо момент времени, и склонны создавать синтетическое описание Эфесской леди, собирая воедино документы, которые насчитывает более тысячелетия своего происхождения, создавая фальсифицированную, единую картину, как неизменную икону.

Библиография [ править ]

  • Маски и девушки: женщины и святилище Артемиды Ортии, Торин Саддаби, журнал для студентов бакалавриата по истории и классике: осень 2014 г., ТОМ 6 NO 1M.
  • (на французском языке) Эдмон Леви , Спарт: политическая история и социальное право, Сеуил, коллекция «Очки истории», Париж, 2003 г. ISBN 2-02-032453-9 
  • Роббинс, Эммет. «Геракл, гипербореев, и Hind: Пиндар » OL» 3″, Phoenix 36 +0,4 (Winter 1982), стр 295-305.
  • Р. М. Докинз (редактор) Святилище Артемиды ОРТИИ В СПАРТЕ (1929).
  • Докинз, Р.М. (Ричард МакГилливрей), Святилище Артемиды Ортии в Спарте. (1929), Общество содействия эллинистическим исследованиям, стр. 1871–1955.
  • Ллойд-Джонс Хью, Артемида и Ифигния Журнал эллинистических исследований. (1983), 103, стр. 87–102.
  • Храмы, звезды и ритуальные пейзажи, потенциал археоастрономии в Древней Греции. Американский журнал археологии, 115 (1) стр. 55.
  • Аристид, Элий, Аристид в четырех томах. Издательство Гарвардского университета. (1973).
  • Томпсон М.С., Азиатская или Крылатая Артемида. (1909). Журнал эллинистических исследований, 29 (1), стр. 286–307.
  • Фишер-Хансен, Тобиас; Поульсен, Брайт, От Артемиды до Дианы: Богиня человека и зверя. (2009). Музей Tusculanum Press.
  • Reesor, Margaret E; Либаниос, Шоулер Бернар, Либаниос. Дискурс Мораукс. De l’insatisfaction (Discours 6) (1975). Классический мир 69 (3) с. 212.
  • Салапата, Джина. Чем больше, тем лучше? Подношения по обету в наборах.
  • Маскетт, Горгина. Подношения по обету из святилища Артемиды Ортии, Спарта, в собраниях Ливерпуля. (2014). Ежегодник Британской школы в Афинах, 109 (1), стр. 159–173.
  • Гимацидис, Стефанос. Пир и подношение богам в древнегреческих святилищах: монументализация и миниатюризация в керамике. (2011). Pallas Revue d’etudes antiques, 86 (1), стр. 75–96.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Леви, Эдмонд. (2003). Sparte: histoire politique et sociale jusqu’à la conquête romaine . Эд. дю Сеуил. ISBN 2-02-032453-9. OCLC  883580938 .
  2. ^ a b Докинз, Р.М. (Ричард Макгилливрей), 1871-1955. (1929). Святилище Артемиды Ортии в Спарте . Общество содействия эллинистическим исследованиям. OCLC 1053653624 .
  3. ^ Роббинс, Эммет (1982). «Геракл, гиперборейцы и лань: Пиндар», О.Л. «3». Феникс . 36 (4): 295–305. DOI10.2307 / 1087789 . ISSN 0031-8299 . JSTOR 1087789 .
  4. ^ a b c d Ефросини Буцикас; Клайв Рагглз (2011). «Храмы, звезды и ритуальные пейзажи: потенциал археоастрономии в Древней Греции». Американский журнал археологии . 115 (1): 55. DOI10,3764 / aja.115.1.0055 . JSTOR 10.3764 / aja.115.1.0055 .
  5. ^ RM ДОКИНЗ (1929). Р. М. Докинз (ред.) Святилище Артемиды ОРТИИ В СПАРТЕ .
  6. ^ a b c Ллойд-Джонс, Хью (1983). «Артемида и Ифигения». Журнал эллинистических исследований . 103 : 87–102. DOI10.2307 / 630530 . ISSN 0075-4269 . JSTOR 630530 .
  7. ^ Suddaby, Toryn (2014). «Маски и девушки: женщины и святилище Артемиды Ортии» . Созвездия . 6 (1). DOI10,29173 / cons24110 . ISSN 2562-0509 .
  8. ^ a b c d e f g «Святилище Артемиды Ортии в Спарте, Общество содействия греческим исследованиям; дополнительный документ № 5, стр. 10» . www3.lib.uchicago.edu . Проверено 29 октября 2019 года .
  9. ^ a b c Аристид, Элий. (1973). Аристид в четырех томах . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-99505-8. OCLC  649347 .
  10. Перейти ↑ Thompson, MS (1909). «Азиатская или Крылатая Артемида». Журнал эллинистических исследований . 29 (2): 286–307. DOI10.2307 / 624687 . ISSN 0075-4269 . JSTOR 624687 .
  11. ^ Фишер-Хансен, Тобиас; Поульсен, Бирте (2009). От Артемиды до Дианы: богиня человека и зверя . Музей Tusculanum Press. ISBN 9788763507882.
  12. ^ Reesor, Маргарет Е .; Либаниос; Шоулер, Бернард; Либаниос; Шоулер, Бернард; Либаниос; Шоулер, Бернард; Либаниос; Шоулер, Бернард (1975). «Libanios. Discours Moraux. De l’insatisfaction (Discours 6)». Классический мир . 69 (3): 212. DOI10,2307 / 4348406 . ISSN 0009-8418 . JSTOR 4348406 .
  13. ^ a b Салапата, Джина. «ЧЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛУЧШЕ? ГОЛОСОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В НАБОРАХ» . Ascs.org.au .
  14. ^ a b c d Маскетт, Джорджина (2014). «Подношения по обету из святилища Артемиды Ортии, Спарта, в коллекциях Ливерпуля». Ежегодник Британской школы в Афинах . 109 : 159–173. DOI10.1017 / S0068245414000057 . ISSN 0068-2454 . JSTOR 44082091 .
  15. ^ Gimatzidis, Стефанос (30 октября 2011). «Пир и приношение богам в древнегреческих святилищах: монументализация и миниатюризация керамики» . Паллада. Revue d’études Antiques (86): 75–96. DOI10,4000 / pallas.2099 . ISSN 0031-0387 .
  16. ^ Коллекция Британского музея

Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской

Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.

А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.

Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено, а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.

О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.

Богатства, хранящиеся в храме

В святилище Артемиды были собраны огромные богатства. Прежде всего, это были сбережения и драгоценности как граждан Эфеса, так и граждан других малоазиатских городов. Богатые дары преподносили богине посетители храма. Это были картины известных мастеров античного мира.

Они хранились в специальном здании, которое располагалось вблизи храма. Надо отметить, что эта картинная галерея славилась в античные времена не меньше чем известное собрание картин, находящееся в Афинских Пропилеях.

Известно, что во втором веке нашей эры, римский всадник Вибий Салютарий преподнес храму щедрый подарок – большую сумму денег. А также золотое изображение Артемиды с серебряными оленями. И еще две серебряные статуи Артемиды с факелами. Эфесцы очень дорожили этими подарками.

В те дни, когда проходили заседания народного собрания и гимнастические состязания, эти статуи под усиленной охраной привозили в театр. Там устанавливали их на высоком постаменте, чтобы все присутствующие могли видеть, восхищаться и гордиться богатствами своего знаменитого святилища. Таким образом, «Храм Артемиды в Эфесе» представлял собой и знаменитый музей Древнего Мира.

Где находится храм Артемиды и как до него добраться?

Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.

Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.

Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.

Музеи Греции и Италии

Многие старинные статуи из храма Артемиды были позже вывезены в музеи Греции и Италии, как стран, где эта богиня когда-то почиталась. И самая первая статуя, о которой стоит упомянуть – эта Артемида Эфесская, когда-то находившаяся в одном из Семи чудес света, в храме богини Артемиды Эфесской.

Храм со статуей, сделанной из чёрного дерева и украшенной драгоценностями, привлекал к себе всех гостей. В Эфесе был религиозным, торговым и делом центром.

Сама статуя храма не была похожа на обычные греческие скульптуры, гибкие, прекрасные и полные изящества. По некоторым текстам, она упала с небес. Артемида Эфесская обладала чёткими, прямыми линиями, отличалась застылостью. Ноги были крепко прижаты друг к другу. В результате получалась фигура, которая сужалась книзу.

Культ богини Артемиды Эфесской отличался от аналогичных в других районах Греции. Она была в первую очередь богиней плодородия, зверей, природы, покровительницей всего живого. Поэтому они изображалась многогрудой богиней. Артемида Эфесская имела на груди множество украшений, похожих на гроздья винограда, но многие историки считают их сосцами. Они указывают на плодовитость богини.

Сама статуя Артемиде была утрачена. Но её копия хранится в Национальном археологическом музее Неаполя, Италия.

Копия Артемиды Эфесской в Национальном археологическом музее Неаполя, Италия.

Самым большим музеем Греции по праву считается Национальный археологический музей Афин. Именно там находится прекрасная белоснежная скульптура Артемиды из паросского мрамора. Этот материал считался одним из самых совершенных сортов мрамора и добывался на острове Парос в Эгейском море. Сама скульптура датируется примерно 100 годом до н.э. и относится к эпохе эллинизма.

Скульптура тщательно проработана, ноги её расположены так, будто богиня куда-то идёт, буквально «летит» изящно над землёй, а её одежды развеваются. Большая часть статуи богине Артемиде сохранилась, но всё же часть рук отсутствует. Их сделали съёмными, а позже эти части тела оказались утеряны. Но Артемида по-прежнему поражает воображение, её лицо полно вдохновлённой красоты, а причёска из кос добавляет изящества.

Артемида из паросского мрамора, Национальный археологический музей Афин.

Статуя Артемиды в Национальном археологическом музее Афин вблизи.

В Археологическом музее г. Пирей, Греция хранятся одни из немногих оригинальных статуй греческих мастеров. Среди них – две бронзовые статуи Артемиды, принадлежащие к разным эпохам.

Бронзовый оригинал статуи Артемиды в Археологическом музее г. Пирей, Греция.

Вторая бронозовая Артемида в Археологическом музее г. Пирей, Греция.

Капитолийский музей в Риме, Артемида Эфесская.

Капитолийский музей в Риме. Фото копии Артемиды Эфесской в полный рост.

Капитолийский музей, Рим. IV до н.э. Бюст Артемиды.

Проделки Герострата

Храм Артемиды простоял около века, пока с ним не случилось несчастье. В 356 г. до н.э. некий гражданин греческого происхождения решил стать всем известной личностью. Ночью он поджег храм, который сразу превратился в руины. Этого человека поймали и признали психически нездоровым. За преступление Герострат был приговорен к казне городским собранием, которое также постановило удалить все упоминания об этом имени из исторических документов.

Герострат ночью поджег храм Артемиды.

У греков существует объяснение, почему богиня Артемида допустила пожар в своем храме. Она не могла предотвратить это несчастье, потому что находилась в Македонии на родах царицы. В эту ночь на свет появился великий завоеватель Александр Македонский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector