Берлинская стена: история строительства и падения
Содержание:
- Мемориальный комплекс
- Берлинская стена сейчас
- Варианты перехода
- Небольшая «Берлинская стена» разделила деревню
- Последний суд над офицерами Стены
- История Берлинской стены
- Как добраться
- Почему Берлинская стена рухнула за одну ночь?
- Антифашистский оборонительный вал
- Где это находится в Берлине?
- 155 километров раздора
- История строительства
- История
- Она все еще разделяет Германию сегодня
- Самый массовый побег был совершен через тоннель
Мемориальный комплекс
Комплекс на Бернауэр штрассе — самый крупный мемориал, посвященный истории создания и разрушения Берлинской стены. Именно здесь туристы и жители города могут проникнуться атмосферой двух разделенных территорий, почтить память погибших на этой границе людей.
Мемориальный комплекс, торжественно открытый в 2010 году, включает в себя:
- пограничную полосу длиной 1,4 км со сторожевой башней, остатками заграждения и защитными конструкциями;
- музей, в состав которого входит библиотека и архив с документами (не для публичного доступа);
- смотровую площадку — находится в здании музея, позволяет в подробностях изучить территорию;
- часовню Примирения — построена на месте готической церкви, которую взорвали при строительстве стены;
- памятные кресты, стену с фотографиями и датами смерти жертв Берлинской стены («окно поминовения»).
Вход на территорию мемориального комплекса бесплатный, осматривать пограничную полосу можно круглосуточно. Музей работает по определенному расписанию, которому подчиняется и смотровая площадка. Вход туда также бесплатный.
Берлинскую стену называют стеной позора. Ее 28-летнее существование вписало немало трагичных страниц в историю Германии, да и всего мира. И даже 1,4 км пограничной полосы, сохранившейся в мемориальном комплексе, достаточно, чтобы хоть немного понять ужас тех, кого надолго разделили буквально за одну ночь.
Берлинская стена сейчас
После того как границу между западной и восточной частью Берлина открыли, стену начали разбирать по кусочкам. Каждый хотел оставить себе сувенир на память, некоторые любители современной истории даже вывозили целые блоки стены. Сейчас остатки Берлинской стены — это исторический памятник, который находится под защитой государства.
Сегодня на улицах Берлина остаются лишь несколько оригинальных участков стены. Один из них был превращён в самый большой объект уличного искусства в мире. Длиной 1,3 км. Мы с большим интересом поехали посмотреть, как выглядит Берлинская стена сейчас.
Яркие граффити украшают высоченную бетонную стену. Теперь здесь целый мемориальный комплекс «East Side Gallery». Он располагается на улице на ул. Мюлен-штрассе (Mühlenstraße) в берлинском районе Фридрихсхайн (Friedrichshain) по которой проходила граница между ГДР и Западным Берлином. Ее создали 118 художников из 21 страны в 1990 году, расписав Берлинскую стену кистью и баллончиками для граффити. К 20 годовщине падения Берлинской стены была тщательно отреставрирована «Галерея восточной стороны» (East-Side-Gallery).
До этих пор можно полюбоваться на знаменитое граффити Берлинской стены, которое создал Дмитрий Врубель «Братский поцелуй» Брежнева и Хонеккера. После падения стены, когда Брежнева не было среди живых, художник Врубель, начал работу над созданием этого известного творения. Внизу «картину» обрамляет надпись «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви».
Историческому поцелую в этом году исполниться 36 лет. За десять лет до падения Берлинской стены, в октябре 1979 года, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и генеральный секретарь ЦК СЕПГ Эрик Хонеккер закрепили братскую любовь между СССР и ГДР долгим и крепким поцелуем. После этого стало модным среди лидеров целовать друг друга, в знак сближения политических отношений.
После разрушения стены многие фрагменты были проданы любителям современного искусства. Их можно увидеть в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли, в офисе корпорации Microsoft, в музее Рональда Рейгана. Кроме того, многие немцы запаслись кусочками стены для личной коллекции или будущего обогащения. Ведь через пару сотню лет их можно будет продать за внушительную сумму. В Киеве возле, посольства Германии также есть фрагмент Берлинской стены.
Варианты перехода
Посещать Западный Берлин можно было только по специальному разрешению. Свободно могли проходить лишь пенсионеры. Из-за этого часто попадались беглецы. Вариантов было множество:
- 28 человек сбежали по тоннелю, который вырыли сами;
- перелетали на воздушных шарах из нейлона;
- совершали полеты на самодельных дельтапланах;
- переползали по веревке, которую перекинули через дома;
- стену таранили бульдозером.
Во время холодной войны пропускали граждан ГДР за деньги, операцию осуществлял адвокат Вольфганг Фогель. С 1964 по 1989 с его помощью сбежали 215 000 человек из Восточного Берлина и 34 000 политических заключенных из тюрем этой части города. Западная столица заплатила за это более 3,5 млрд марок.
В 2007 в архивах «Штази» нашли приказ от октября 1973, согласно которому патрульные и пограничники должны были расстреливать всех беглецов независимо от пола и возраста. Количество жертв в разных источниках отличается — от 645 до 1245.
При этом беженцы сами убивали пограничников, пытаясь выбраться из города. Обычно такие сражения заканчивались арестом жителей ГДР. А в 1966 патрульным пришлось убить двух детей — десяти и тринадцати лет. Из Западного Берлина в Восточный также пытались попасть люди. Но по ним не разрешено было стрелять, хотя пойманных отправляли в тюрьму на десять лет согласно статье в Уголовном кодексе ГДР.
Небольшая «Берлинская стена» разделила деревню
После разделения Германии речушка Таннбах, протекающая через село Мёдларойт, находящееся на границе современных Баварии и Тюрингии, использовалась как граница между зонами, контролируемыми США и Советским Союзом. Первоначально жители деревни не понимали того, что часть Мёдларойта находится в ФРГ, а другая — в ГДР, поскольку они могли свободно пересекать границу, чтобы посещать членов семьи в другой стране. Деревянный забор, возведенный в 1952 году, частично ограничил эту свободу. Затем, в 1966 году, эта свобода была ограничена еще больше, когда забор заменили цементными плитами высотой 3 метра — такими же, которые использовались для разделения Берлина. Стена не позволяла жителям деревни перемещаться между двумя странами, фактически разделив семьи. На Западе эту деревню называли «Маленький Берлин». Однако бедственное положение сельских жителей не закончилось на стене. Власти Восточной Германии также добавили электрические заграждения, после чего из деревни стало трудно даже выехать. Часть стены все еще стоит сегодня, в комплекте с несколькими сторожевыми башнями и постами. А сама деревня остается разделенной между двумя федеративными землями.
Последний суд над офицерами Стены
9 ноября 2004 года Германия отпраздновала пятнадцатую годовщину падения Берлинской стены: экс-канцлер Гельмут Коль выступил в Берлине с торжественной речью, отметив смелость движения за гражданские права в ГДР и его приверженность идеалам ненасильственного сопротивления. Ему вторил еще один бывший канцлер Герхард Шредер, назвавший эту дату «днем радости для воссоединенного немецкого народа».
В тот же день Берлинский окружной суд тихо поставил точку в длинной череде процессов над охранявшими Стену стрелками — в Германии эти суды известны как Mauerschützenprozesse.
На этот раз обвинительный приговор вынесли четверым офицерам инженерных войск ГДР, ответственным за установку и обслуживание противопехотных осколочных мин типа SM-70 на границе с Западной Германией. Суд признал пожилых уже подсудимых виновными в содействии в умышленном убийстве и нанесении тяжких увечий: пытаясь бежать из ГДР, четверо студентов подорвались на такой мине — лишь один из них выжил и, несмотря на ранения, смог все же попасть на Запад.
Судья Габриеле Штробель не стала отправлять офицеров в тюрьму, ограничившись условными сроками. Мотивируя свое решение, она сослалась на возраст подсудимых, состояние их здоровья и «обстоятельства объединения Германии», пояснив, что такой приговор — уже достаточное наказание для бывших офицеров, которым «последние восемь лет пришлось жить с предъявленным обвинением».
После оглашения приговора главный прокурор Берлина Бернхардт Янтц с негодованием обратился к немногочисленным журналистам: «Чего же тогда стоит жизнь человека, если больше не подвергается наказанию?».
История Берлинской стены
1. Возведение Берлинской стены
До 1961 года граница восточной и западной части Берлина была открыта, жители имели возможность беспрепятственно выезжать из страны. Массовые выезды граждан были протестом, против социалистического режима ГДР. В те годы восточную часть Берлина оставили много молодых и перспективных кадров. С каждым годом эмигрантов становилось всё больше и больше. В связи с этим демографическая и экономическая ситуация ГДР ухудшалась.
На фоне обострения конфликта между двумя военно-политическими блоками — НАТО и странами Варшавского договора, руководством социалистического лагеря было принято решение о возведении Берлинской стены.
Возведение Берлинский стены началось нежданно ночью 13 августа 1961 года. Бетонная стена и колючая проволока разделила город на две части – Западный и Восточный Берлин. В этот день жители обеих частей Берлина проснулись и увидели, что разделительная линия оцеплена, и полным ходом идёт подготовка к строительству постоянного сооружения. Люди на востоке растеряно смотрели на всё это и понимали, что убежать уже не получится.
Утром 14 августа десятки тысяч человек собрались возле Бранденбургских ворот по обе стороны границы, но все попытки пересечь её пресекались полицией ГДР. Люди не смогли отправиться на работу, с гостей домой, Берлинская стена проходила через улицы и дома. За одну ночь стена на десятилетия разделила немцев.
Общая длина Берлинской стены составила 155 километров, из них 45 километров пролегало в черте города, разделяя иногда одну улицу на две части. По всему периметру была проложена колючая проволока, бетонная стена высотой в 3,6 метра и 302 наблюдательные вышки остановили массовую эмиграцию в ФРГ. Таким образом, Восточногерманское правительство закрыло границы между Восточным и Западным Берлином, что дало возможность остановить отток людей и средств в другую Германию, восстановить контроль над своей территорией, своим населением и экономикой, укрепить свое положение и создать основы для самостоятельного развития своей республики.
Не смотря на стену и множество ограничений, вдоль ограждения было несколько КПП, которые позволяли перемещаться по Берлину. Самым известным из них является Пропускной пункт Чарли, который пропускал людей с Западного и Восточного Берлина.
Однако попытки побегов продолжались и дальше. Они требовали уже более продуманного подхода, так как от этого уже зависела жизнь человека. По мере ужесточения контроля беглецы изобретали новые планы, чтобы пересечь непреступную стену. Они прятались в музыкальные колонки, автомобильные тайные отсеки, поднимались в небо на воздушных шарах и самодельных мотодельтопланах, переплывали реки и каналы. Наиболее запоминающимся и массовым побегом стал побег через прорытый тоннель, длина которого составляла 140 метров. Перебраться по нему смогли 57 человек.
2.Падение Берлинской стены
Берлинская стена просуществовала до 9 ноября 1989 года. Никто не мог предсказать, того что она перестанет существовать в это время, но когда Венгрия открыла границы с Австрией, стена потеряла смысл. Люди не знали, чем всё это закончится, всё случилось спонтанно!
Сотни тысяч жителей восточного Берлина, услышав новость о том, что пропускной режим упрощается, пошли к Берлинской стене. Пограничники, не получившие приказов, как вести себя, сначала пытались оттеснить толпу, но затем, уступая массовому напору, вынуждены были открыть границу. Встречать гостей с востока вышли тысячи жителей западного Берлина.
Происходящее напоминало народный праздник. Счастье наполняло их сердца, ведь это было не только объединение страны. Но и воссоединение семей, которые были разделены границами ФРГ и ГДР.
Как добраться
Чтобы понять, что из себя представляет Берлинская стена, посети галерею на открытом воздухе East Side Gallery. Она демонстрирует самый большой сохранившийся участок бывшей границы длиной 1316 м.
Мост Oberbaumbrücke. Фото: federico neri/Shutterstock
Чтобы добраться до галереи, нужно приехать на вокзал Berlin Ostbahnhof. Рядом с вокзалом есть автобусная остановка, тебе нужны автобусы 240, 347 и N40. Для пользования общественным транспортом в Берлине можно оформить Berlin Welcome Card. Билеты по этой карте действуют без ограничений на количество поездок в течение двух дней. Стоимость билета составляет 20 €.
От вокзала нужно идти в сторону моста Oberbaumbrücke. По дороге к галерее расположен многофункциональный стадион «Мерседес-Бенц Арена».
Почему Берлинская стена рухнула за одну ночь?
Падение Берлинской стены
Конечно же, все началось задолго до ночи падения стены. И не в Восточном Берлине, население которого было вполне довольно спокойной и благоустроенной жизнью:
ГДР была наиболее развитой державой социалистического блока.
Дело сделали агенты Запада. Со всей страны они съезжались в Лейпциг. Активисты так называемой «мирной революции» 1989 года Оливер Клос в 1982 году переехал в Лейпциг из Дрездена и, несмотря на атеистические убеждения, поступил на теологический факультет Лейпцигского университета.
Второй подрывной силой ГДР были «защитники природы»: индустрия ГДР заботилась об экологии не меньше, чем ФРГ, но зеленые всегда были главным оружием Запада для организации цветных революций.
В 1988 году вокруг протестантской общины церкви святого Николая в Лейпциге стали группироваться «несогласные» и агенты Запада. Сборы проходили по понедельникам, люди быстро перестали помещаться в храме и вышли на площадь.
«Штази» уговаривало воинственных демонстрантов разойтись, применяло законные методы для разгона толпы, но бунтующих агентов это не останавливало. Символом «мирной революции», как ее теперь называют на Западе, были свечи: если несешь в руках священный огонь, в них нет место оружию.
Люди требовали «демократических выборов» и «безвизовый проезд до Гавайев». В понедельник 9 ноября 1989 берлинцы узнали, что в Лейпциге происходит «стотысячная демонстрация». Реальное число демонстрантов сейчас оценивается как 10-20 тысяч человек.
Интересно, что агенты и диссиденты (читайте «Родина на всех одна: Лосев, либералы и ГУЛАГ») и не мечтали сломать стену:даже для них ее падение было шоком.
Это было решение главы СССР (читайте «Время строить и время разрушать») Михаила Горбачева, который просто предал власти ГДР и всех граждан этой страны, которые хотели остаться в независимом государстве. Эффектное падение стены началось по решению нескольких лиц и поэтому всех шокировало: в это не могли поверить ни в СССР, ни на Западе.
В Лейпциге символом победы Запада над Востоком стал момент, когда демонстранты заняли здание «Штази».
Антифашистский оборонительный вал
В ГДР стена долгое время именовалась Антифашистским оборонительным валом. Что намекало на необходимость возведения этого укрепления с целью защиты от попыток западногерманских «фашистов» помешать народоправию в ГДР. В Западной Германии её долгое время именовали Позорной стеной. Это продолжалось на протяжении 10 лет. В начале 70-х ГДР и ФРГ признали друг друга и начался постепенный процесс разрядки. Поэтому обидные друг для друга именования стены стали исчезать из официальных заявлений.
Однако стена оставалась и даже совершенствовалась. Поначалу это были незначительные укрепления. На отдельных участках дело ограничивалось простыми спиралями Бруно из колючей проволоки, которые можно было перепрыгнуть при должной сноровке. Поэтому основные заградительные функции выполняли солдаты армии ГДР, которые имели право стрелять на поражение в нарушителей границы. Правда, это правило распространялось только на восточных берлинцев. Западные берлинцы, желавшие проделать путь в обратном направлении, не обстреливались. Хотя гораздо большее распространение получило бегство с востока на запад, отдельные случаи бегства в противоположном направлении также происходили.
Впрочем, чаще всего прыгуны через стену, как их называли, не имели никаких политических и экономических мотивов. В основном это были нетрезвые молодые люди, которые из хулиганских побуждений или чтобы впечатлить друзей демонстрацией своей удали перебирались через стену. Чаще всего их задерживали и после допроса выдворяли обратно.
Несмотря на постепенное сближение двух Германий стена вскоре превратилась в настоящий шедевр фортификации. К концу 70-х годов она стала практически непреодолимым препятствием. Если смотреть со стороны Восточного Берлина, то сначала потенциальным беглецам необходимо было преодолеть бетонную стену либо заграждения из колючей проволоки. Сразу за ними начинался сплошной ряд противотанковых ежей. Миновав их, беглецы вновь оказывались перед заграждением из колючей проволоки, которая была оборудована сигнализацией, оповещавшей патрули о нарушении границы.
Дальше располагалась зона патрулирования, по которой передвигались пешие и автомобильные охранники. За ней располагался заградительный ров, глубиной от трёх до пяти метров. Потом следовала контрольно-следовая полоса из песка, которая освещалась мощными фонарями, расположенными через несколько метров друг от друга. И, наконец, стена из бетонных блоков высотой 3,6 метра, на вершине которых устанавливались цилиндрические барьеры из асбестоцемента, чтобы не дать возможности зацепиться. В дополнение ко всему через каждые 300 метров располагались сторожевые вышки. На отдельных участках устанавливались даже противотанковые укрепления.
Пожалуй, это единственный в истории случай, когда столь основательный заградительный барьер был построен с целью воспрепятствовать бегству своих граждан, а не для того, чтобы защитить от вторжения незваных гостей.
Общая протяжённость стены составляла 106 километров. Бетонные блоки устанавливались на всём её протяжении, однако настолько хорошо она была укреплена только в самых потенциально опасных местах. В остальных частях какие-то элементы отсутствовали. Где-то не было колючей проволоки, где-то земляных рвов или сигнализации.
Дома, примыкавшие к пограничному заграждению, первоначально были выселены, а все окна и двери забетонированы. Позднее их и вовсе снесли.
Правом свободного перемещения по городу обладали только пенсионеры. А вот экономически активное население восточной части Берлина должно было получить специальный пропуск, который, однако, не разрешал постоянное проживание в другой части города. Между тем уже к моменту возведения берлинской стены уровень жизни в западной части Германии превышал показатели ГДР. И в дальнейшем этот разрыв только увеличивался.
Поток беглецов с возведением стены поредел, но не иссяк. Немцы шли на самые невероятные ухищрения, чтобы миновать стену. Они рыли огромные подземные туннели, использовали для бегства дельтапланы и воздушные шары. В связи с этим в уголовный кодекс была введена статья, карающая бегство из республики тюремным заключением.
Где это находится в Берлине?
На карте обозначено расположение наиболее популярных у туристов мест в Берлине.Достопримечательности и интересные места.
Бранденбургские ворота
Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor), самый известный символ Берлина. Были построены в 1788—1791 годах. Расположены в центральной части города, на Парижской площади. Рядом с Бранденбургскими воротами проходит много интересных мероприятий в дни проведения праздников.
Ближайшая станция метро «Brandenburger Tor».
Рейхстаг
Здание Рейхстага — одна из туристских достопримечательностей Берлина. В здании размещается парламент Германии (Бундестаг). Здание было построено в 1894 году. По стеклянным куполом здания имеется смотровая площадка (купол открыт для посещения туристов, необходима предварительная запись на сайте Бундестага). Ссылку вы .
Адрес: Deutscher Bundestag, Öffentlichkeitsarbeit, Platz der Republik 1, Берлин.
Ближайшая станция метро: «Bundestag».
Берлинская телебашня
Телевизионная башня (Fernsehturm) является одной из достопримечательностей Берлина, самым высоким сооружением в городе. Башня имеет высоту 368 метров и видна из многих частей города. На телебашне (на высоте 203 метра) имеется ресторан и смотровая площадка для туристов.
Ближайшая станция метро: «Alexanderplatz».
Остатки Берлинской стены
Берлинская стена является одной из достопримечательностей Берлина. Это напоминание о тех временах, когда страна была разделена на части. Стена была почти полностью разрушена в 1990 году. В разных частях города остались фрагменты этой стены.
На улице Бернауер Штрассе (Bernauer Straße 119) находится мемориал Берлинской стены (Gedenkstätte Berliner Mauer). По этой улице проходил участок границы между западным и восточным Берлином.
East Side Gallery это участок Берлинской стены который является своеобразной художественной галареей под открытым небом. Художники из разных стран написали свои картины прямо на стене. Находится на улице Мюленштрассе (нем. Mühlenstraße).
Ближайшая станция метро: «Warschauer straße».
Остров Музеев
В северной части острова острова Шпрееинзель на реке Шпрее расположено несколько известных музеев Берлина (Музей Боде, Пергамский музей, Национальная галерея, Старый музей, Новый музей). Это место известно как «Музейный остров». Рядом расположен также Берлинский собор.
Ближайшие станции: метро U6 — станция Friedrichstraße, поезда S1, S2, S25 — станция Friedrichstraße, поезда S5, S7, S75 — станция Hackescher Mark.
Берлинский зоопарк
Берлинский зоопарк (Zoologischer Garten Berlin) является один из самых больших и лучших зоопарков Европы. На территории зоопарка имеется также аквариум с представителями речной и морской фауны. Ближайшая станция метро Zoologischer Garten.
Адрес: Zoologischer Garten Berlin AG, Hardenbergplatz 8, Берлин.
Парк отдыха Марцан – Сады мира
Парк сады мира (Garten der Welt) расположен на территории парка отдыха Марцан, отностительно далеко от центра города. На территории парка “Сады Мира” созданы участки парков в стиле разных стран: японский, китайский, корейский, арабский, итальянский.
Адрес: Eisenacher Straße 99, Берлин, Германия.
155 километров раздора
Общая длина Стены составляла 155 километров, из которых только 43 км проходили по территории собственно Берлина, а остальные приходились на пригороды. Те, кто никогда не видел Берлинскую стену, представляют ее себе в виде бесконечного бетонного забора с колючей проволокой наверху. В действительности Стена представляла собой сложное инженерно-фортификационное заграждение, включавшее и участки из бетонных блоков с закругленным навершием (чтобы никто не мог зацепиться за стенку и преодолеть ее), и заграждения из перевитой колючей проволоки, и участки металлического забора. Но непреодолимой или почти непреодолимой Берлинскую стену делали не сами заборы, а то пространство между ними, которое патрулировалось восточногерманскими пограничниками: с контрольно-следовой полосой, металлическими противотанковыми «ежами», яркими фонарями и участками колючей проволоки под напряжением.
Конечно, такой сложной структура Стены была не везде, а только на самых «побегоопасных» участках. Но в целом несанкционированное проникновение на западноберлинскую территорию стало почти невозможным. Тем, кто получал соответствующие разрешения, требовалось пройти через один из тринадцати контрольно-пропускных пунктов (к 1989 году из них действовали только три) и через них же вернуться назад, поскольку правом проживания на территории Западного Берлина восточные немцы не обладали.
Восточногерманские солдаты патрулируют границу с Западным Берлином незадолго до начала строительства Берлинской стены
Проще всего приходилось пенсионерам ГДР: они обладали правом свободного перемещения между частями Берлина. И это еще раз подтверждает версию о том, что важнейшей причиной для строительства Берлинской стены стали все-таки экономические, а не идеологические мотивы.
Как только появилась Стена, начались и побеги через нее. Жители ГДР не собирались мириться с невозможностью отправиться за лучшей жизнью. Первым беглецом стал 19-летний пограничник Конрад Шуман, который перепрыгнул через колючую проволоку днем 15 августа 1961 года. С того дня и до падения Берлинской стены через нее сумели перебраться тысячи человек, причем далеко не все из них шли с востока на запад — были и такие, кто шел с запада на восток. По ним, в отличие от беглецов из ГДР, восточногерманские пограничники не имели права открывать огонь, а всячески способствовали таким перебежчикам.
Вид на укрепленный участок Берлинской стены в городской черте со стороны Западного Берлина
Те же, кто стремился в Западный Берлин, рисковали не только свободой, но и жизнью: приказ прямо требовал от пограничников ГДР открывать огонь на поражение по всякому, кто рвался на Запад. По разным данным, число таких жертв может составлять от 140 (подтвержденные документально случаи гибели) до 1300 человек, еще около двухсот были ранены. Свыше 3000 перебежчиков были задержаны и получили тюремные сроки: в уголовном законодательстве Восточной Германии существовала отдельная статья, предусматривавшая наказание за попытку бегства из страны.
И все-таки гораздо больше перебежчиков сумели воплотить свою мечту и перебраться в Западный Берлин. Число успешных побегов через Берлинскую стену составляет 5075.
Демонтаж секции Берлинской стены возле Бранденбургских ворот, 21 декабря 1989 года
А 9 ноября 1989 года «перебежчиками» стали все жители Восточной Германии: правительство ГДР приняло решение о свободном праве граждан на выезд, и Стена потеряла свой смысл. В течение нескольких месяцев ее разрушили до основания, сохранив лишь некоторые небольшие участки в качестве памятников эпохе холодной войны, одним из самых ярких символов которой и была Берлинская стена.
История строительства
Ночью 13 августа 1961 года в восточной части города появилась колючая проволока. Далее вооруженные войска заблокировали транспортные артерии и установили шлагбаумы. К 15 августа была оцеплена вся линия границы. Появились первые блоки. Создавая железобетонную конструкцию, строители перекрывали улицы, замуровывали окна близлежащих домов, обрезали провода и заваривали трубы. Стена не знала преград — она проходила через станции метро, трамвайные линии, железнодорожные переезды и реку Шпрее.
Расположенные на пути Бранденбургские ворота обнесли ограждением со всех сторон, сделав главный символ Берлина недоступным как для западных, так и для восточных жителей города. С 1962 по 1978 год сооружение достраивали и переоборудовали. С каждым разом стена приобретала все более зловещие очертания.
История
В 1949 году Германия была разделена между странами — победителями во Второй мировой войне. 23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ), 7 октября того же года — Германская Демократическая Республика (ГДР).
До 1961 года между республиками не было физической границы и перемещение между двумя частями Берлина было свободным. Жители города посещали родственников на другой стороне, каждый день ездили на работу или учёбу. Ежедневный поток людей через 94 действующих пропускных пункта составлял 400 тыс. человек.
Фото: Vincenzo De Bernardo/Shutterstock
В 1957 году правительство Западной Германии ввело в действие доктрину, предусматривающую автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.
В ответ на это в ноябре 1958 года правительство Восточной Германии объявило об отмене международного статуса города. В результате Берлинского кризиса в августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещение гражданами ФРГ Восточного Берлина.
Ситуация усугубилась летом 1961 года, когда правительство ГДР поставило задачу догнать и перегнать ФРГ. В связи с этим были увеличены производственные нормы, усилилась насильственная коллективизация, а более высокая зарплата и лучшие условия труда побуждали всё больше людей на переселение в Западную Германию.
Правительство ГДР не собиралось мириться с сильнейшим оттоком молодого населения, поэтому 12 августа 1961 года Советом министров было принято постановление о закрытии границы между Восточным и Западным Берлином. Утром 13 августа на границе с ФРГ были установлены временные ограждения под охраной пограничников.
Фото: hanohiki/Shutterstock (слева), Abel Tumik/Shutterstock (справа)
Все коммуникации, линии метро и другие транспортные пути были оборваны. Стену построили всего за 10 дней. Для жителей Западной Германии и иностранных граждан въезд на территорию города был разрешён, но для жителей Восточной Германии пересечение границы запрещалось, а в случае побега пограничники имели право применить оружие.
Подобная ситуация не могла сохраняться вечно, и 9 ноября 1989 года правительство ГДР объявило о свободном праве своих граждан на беспрепятственное пересечение границы. Дальнейшее существование стены потеряло свой смысл, и в течение нескольких месяцев она была разрушена до основания. Сохранились лишь некоторые небольшие участки в качестве памятника прошедшей эпохи холодной войны.
Она все еще разделяет Германию сегодня
Разделение Германии и Берлина заключалось не просто в строительстве стены. Это была идеология, и ее последствия все еще ощущаются и сегодня. Во-первых, Западная Германия была капиталистической, а Восточная Германия была коммунистической. Это само по себе повлияло на политику каждой страны. Восточный Берлин от западного Берлина можно отличить даже на фотографии из космоса, сделанной астронавтом Андре Кюйперсом на Международной космической станции в 2012 году. На ней четко виден бывший Восточный Берлин с желтым освещением и бывший Западный Берлин с зеленоватым освещением. Резкое различие было результатом применения различного типа уличных фонарей, используемых в обеих странах (свет в Западной Германии более экологичен, чем в Восточной Германии). Сегодня в Восточной Германии средняя заработная плата ниже, чем в Западной Германии. Поскольку многие фабрики в Восточной Германии не могли конкурировать со своими западными коллегами после того воссоединения, они просто закрылись. Это привело к тому, что в Западной Германии в большинстве отраслей промышленности были вынуждены увеличить заработную плату для привлечения талантливых рабочих. Следствием этого является то, что люди, ищущие работу в восточной части страны, предпочитают мигрировать в западную, чтобы найти ее там. Хотя это привело к снижению уровня безработицы в Восточной Германии, это также создало «утечку мозгов». Если говорит о положительной стороне, Восточная Германия производит меньше мусора, чем Западная Германия. Это также является следствием дней коммунизма, когда восточные немцы покупали только то, что им было абсолютно необходимо, по сравнению с западными немцами, которые были не такими экономными. В Восточной Германии также лучше уход за детьми, чем в Западной Германии. Восточные немцы также имеют более крупные фермы.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook
Самый массовый побег был совершен через тоннель
3−4 октября 1964 года через вырытый под Берлинской стеной тоннель сумели сбежать 57 жителей Восточного Берлина. Это был самый массовый единовременный побег через бетонную преграду.
Как и во многих других случаях подземных побегов, вырыть 145-метровый тоннель помогли западные берлинцы. Среди них был и студент-физик Райнхард Фуррер, позже ставший известным немецким ученым и астронавтом.
Беглецов «Тоннеля 57» поднимают с двухметровой глубины на территорию Западного Берлина, 3-4 октября 1964 / Фото: BStU
На исходе операции войска ГДР обнаружили беглецов и вход в туннель. Завязалась перестрелка, в ходе которой один из восточнонемецких пограничников по ошибке выстрелил в своего коллегу, унтер-офицера Эгона Шульца. Ранение оказалось смертельным, однако в ГДР скрыли правду о гибели Шульца. Было объявлено, что он погиб от рук перебежчиков и создан культ вокруг имени пограничника — именем Шульца назвали улицы и учебные заведения. После воссоединения Германии большинству этих объектов вернули прежние названия.