Религии в башкирии
Содержание:
- Отечественная война 1812 года
- Уклад башкирской семьи
- Большой исход к Дунаю
- Фольклор
- Краткий экскурс в историю
- Уфа — самый населенный город Башкирии
- Социальная структура в досоветское время
- Характер
- Музыка
- Тенгрианство (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Отношение к детям
- Возрастно-половой состав населения Башкирии
- Язык и вероисповедание
- Религия
- Географическое положение
- Традиционные религии народов России
- Язык
- Что за народ — башкиры?
- Что за народ – башкиры?
- Распределение населения
- Традиционные занятия
- Цифры
- Ляйсан Утяшева
- Как провожали умершего?
Отечественная война 1812 года
Во все годы существования в составе Российской Империи башкиры несли военную службу и участвовали в сражениях. Не стала исключением и Отечественная война 1812, и заграничные походы следующих двух лет. В боях того времени участвовало 28 башкирских полков, каждый из которых насчитывал 500 человек. В Лейпцигском сражении они проявили особый героизм, а 9 полков даже вошли в Париж как часть союзной армии. Эпоха нашла отражение в народном творчестве: в народных песнях «Эскадрон», «Любизар», «Кахым туря», «Баик» звучат следы войны. За проявленную в боях отвагу башкирских солдат поблагодарил лично главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов.
В XIX веке, несмотря на изменяющийся состав областей, где проживали башкиры, их жизнь оставалась относительно спокойной, самоуправление осуществлялось благодаря сельским и юртовым обществам. В области землепользования у них сохранялось вековое преимущество перед бывшими русскими крепостными: на душу населения приходилось не 15, а целых 60 десятин земли.
На территории Уфимской губернии развивалась восковая, жировая, силикатная и кожевенная промышленность, строились горнодобывающие промышленные предприятия. В 1861 году начал функционировать зимний театр.
Во время голода 1891—1892 годов Уфимская губерния сильно пострадала. Сильнейший неурожай вызвал рост цен на продовольствие, к этому добавился эпидемический кризис — в те годы многие заболели тифом и холерой. Регион оправлялся от потерь медленно: сказывалась сложная внешне- и внутриполитическая обстановка на рубеже XIX—XX веков.
Уклад башкирской семьи
В башкирских семьях однозначным главой выступает мужчина. Задача женщины – хранить уют, заниматься домашними делами, быть скромной и придерживаться основных правил для замужних дам.
Например, нельзя разговаривать с посторонними мужчинами. В старину, замужние женщины носили на голове платок, из-за чего их можно было легко выделить в толпе. Сегодня этого обычая придерживаются далеко не все башкирки.
Встречая мужа вечером, женщине не стоит расспрашивать его, где он был в течение дня, с кем общался. Башкиры считают, что при необходимости мужчина сам расскажет жене об этом.
Измена является самых страшным грехом женщины. Мужчина же мог брать в жёны несколько женщин, однако предварительно нужно было посоветоваться со старшей супругой. Именно её слово являлось решающим, старшая жена оставалась самой авторитетной среди женщин, независимо от того, сколько их было – две или три.
В жизни современных башкир семья играет не менее важную роль, чем для их предков. С детства в подрастающем поколении воспитывают уважение к пожилым людям, молодёжь стремится помогать своим старшим родственникам.
Многие башкиры знают свою родословную до седьмого колена (а то и дальше). Это – не просто дань традиции и интерес к своему происхождению. Готовясь к бракосочетанию, каждая родословная тщательно проверяется, ведь жених и невеста не должны оказаться родственниками.
Не менее значимое событие – появление ребёнка в башкирской семье. Его наречение сопровождается сложным ритуалом. Если отец знает правила чтения молитвы, то имя даёт малышу он, в ином случае для обряда приглашают имама. В день появления ребёнка на свет башкиры приносят жертву, корбан. Если родилась девочка, режут одного барана, мальчик – двух.
Башкирская семья
За долгое время в традициях башкир произошло не так много перемен. Конечно, современная жизнь и её особенности нашли отражение в некоторых обрядах, однако большинство ритуалов продолжают оставаться неизменными уже несколько столетий. Такая преданность своей культуре достойна искреннего уважения.
Большой исход к Дунаю
В девятом веке предгорья Урала в поисках лучших пастбищ покинули не только древние мадьяры. К ним присоединились и некоторые башкирские племена – кесе, еней, юрматы и некоторые другие. Эта кочевая конфедерация сначала осела на территории между Днепром и Доном, образовав страну Леведию. А в начале десятого столетия, под предводительством Арпада, она начала продвижение далее на запад. Перевалив через Карпаты, кочевые племена завоевали Паннонию и основали Венгрию. Но не следует думать, что башкиры быстро ассимилировались с древними мадьярами. Племена разделились и стали жить по обоим берегам Дуная. Верования башкир, которые успели исламизироваться еще в Приуралье, стали постепенно заменяться единобожием. Арабские хроники двенадцатого века упоминают, что на северном берегу Дуная обитают христиане-хункары. А на юге Венгерского королевства живут башгирды-мусульмане. Главным городом у них был Керат. Конечно, ислам в сердце Европы не мог существовать долго. Уже в тринадцатом столетии большинство башкиров перешло в христианство. А в четырнадцатом мусульман в Венгрии не оказалось совсем.
Фольклор
Самым значительным народным праздником у башкир был йыйын (см. Джиен), общий для нескольких деревень, а в далеком прошлом – для всего племени, рода. До XVIII в. каждая из четырёх областей (даруг) Башкирии в середине лета проводила свой джиен, на котором решались различные общественные вопросы, совершались торговые сделки на ярмарке, брачные сговоры, устраивались пиршества, состязания.
По наиболее важным вопросам созывался общенародный джиен. Ему предшествовали менее масштабные празднества – Һабантуй (см. Сабантуй), Бәйге, Майзан, которые проводились либо в канун сева, либо после завершения весенних работ. Женщины и дети отмечали прилет грачей праздником Каргатуй.
Для всех этих праздников характерны общая трапеза, спортивные состязания, массовые игры. Иногда они сопровождались коллективными молениями на местных кладбищах.
Определенную роль в общественном быту играли мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам.
Башкирские народные обряды, как календарные, так и семейные (свадебные, родинные, похоронно-поминальные), представляют сложное переплетение традиционных и мусульманских верований.
Краткий экскурс в историю
Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.
У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.
Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.
Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.
Древняя Казань
Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.
Салават Юлаев
Уфа — самый населенный город Башкирии
Столица Республики Башкортостан входит в десятку самых благоустроенных и перспективных городов нашей страны. Уфа — самый просторный мегаполис. На каждого жителя приходится почти 700 кв. м пространства. Показатель плотности населения здесь существенно превышает средний по всему субъекту. Кстати, слово «Уфа» в башкирском написании напоминает три перечеркнутых линиями круга и выглядит вот так ӨФӨ. Из-за внешнего вида букв местный вокзал и аэропорт в шутку назвали «Тремя шурупами» или «Тремя таблетками».
На конец 2021 года столица Башкирии занимала восьмую строчку рейтинга численности населения среди 13 российских городов-миллионников.
Уфа дважды занимала второе место в номинации на звание лучший российский город для бизнеса.
Социальная структура в досоветское время
В рейтинговой таблице получено служебное дворянство России Башкир Тархан / бий Фахретдин Ишмухаметович Уметбаев (р. 1831)
У башкир, как и у некоторых обществ Средней Азии и Кавказа, всадник в доспехах , в основном представители низшего дворянства, просуществовал до начала XIX века . Иллюстрация 1812 г.
Со времен средневековья в племенном объединении башкир сложились иерархические классовые различия. Поместьями башкирского общества были:
- высшее дворянство из некоторых аристократических семей, в основном татаро-монгольского происхождения ( мирза ),
- вожди племен ( бий или тарчан ),
- низшее дворянство в военной свите ( асабэ ),
- свободные крестьяне ( ясаклы ),
- эти бедные фермеры ( tipter ), этническая группа, гетерогенная
- безземельные крестьяне ( сравнимые с батраками-батраками) и
- группы кочевников ( таснак ).
Многие политические вопросы дворяне уже решали исключительно, но в консультации друг с другом. Тем не менее, в отличие от соседних татар, башкиры не создали централизованного государства под одним правителем. В 17/18 Век под Кучук Султан и его сыновья в сопротивлении России тенденция к централизации, но это длилось недолго.
(Tipter Teptyar ) имущество состояло из безземельных людей этнически гетерогенного происхождения , которые осели на башкирских землях, большинство из которых были татары, которые бежали на востоке башкир от несуществующего Казанского ханства . Но в этой группе встречаются и представители соседних финно-угорских народов. За право пользования своей землей они платили башкирским помещикам земельную ренту. В результате восстаний XVIII века эта обязанность платить была снята, и тептяры превратились в свой собственный военный класс.
Характер
Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям.
Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев.
Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении. Женщине же надлежало хранить верность — измена каралась строго.
Башкиры щепетильны к детям. При рождении ребенка женщина становилась подобной царице. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки.
Музыка
Баширский музыкант около 1900 года с Кураем
Башкиры культивируют своего рода обертонное пение , которое называется узляу и встречается в восточной части Центральной Азии аналогично монголам и тувинам . Как и татары , в народной танцевальной музыке они играют на пастушьей флейте курай, длиной до 80 сантиметров, с четырьмя отверстиями для пальцев и одним отверстием для большого пальца. Хорошо известна сольная версия башкирской народной песни «Песнь журавлей» на курае . Курайский предпочтительно состоит из ствола зонтичных принадлежащего рода Камчатка Pleurospermum ( Pleurospermum uralense сделано). Цветет растение в июле. Осенью стебель обрезают и сушат.
Другие музыкальные инструменты, на которых играют в народной музыке, — это диатонический баян баяна , который похож на русский гармон , и арфа кубыз бейли . Они вместе играют в небольших ансамблях на мандолине и скрипке . Пентатоническая тональная система характерна для малых этносов Урала .
Тенгрианство (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Но вернемся к ранним временам, до исхода части кочевых племен с Урала. Рассмотрим более подробно верования, которые тогда исповедовали башкиры. Религия эта называлась Тенгри – по имени Отца всего сущего и бога неба. Во Вселенной, по мнению древних башкиров, существует три зоны: земля, на ней и под ней. И в каждой из них была явная и невидимая часть. Небо делилось на несколько ярусов. На самом высшем обитал Тенгри-хан. У башкир, не знавших государственности, было, тем не менее, четкое понятие о вертикали власти. Все остальные боги были ответственны за стихии или явления природы (смену времен года, грозу, дождь, ветер и т.д.) и безоговорочно подчинялись Тенгри-хану. Древние башкиры не верили в воскрешение души. Но они считали, что настанет день, и они оживут в теле, и будут жить дальше на земле заведенным мирским укладом.
Отношение к детям
Башкиры стремятся к большим семьям, поэтому у них всегда много детей. Женщинам в положении запрещалось заниматься тяжелой работой, все ее прихоти и капризы исполнялись без лишних споров.
Вынашивая младенца, девушке предписывалось смотреть только на красивые вещи и симпатичных людей. Увидев что-то страшное или безобразное, следовало незамедлительно отвернуться или закрыть глаза.
Чтобы процесс родов прошел без осложнений, будущий папа приговаривал: «Разродись скорей, жена моя!». Человека, который первым оповещал отца о появлении на свет малыша, щедро осыпали подарками.
После рождения младенца семейство с размахом отмечало праздник «бишектуй», посвященный первой колыбели.
Возрастно-половой состав населения Башкирии
Общероссийский показатель соотношения женщин и мужчин составляет примерно 1,1. Причем в раннем возрасте количество мальчиков превосходит число девочек, но с возрастом картина меняется на противоположную. Рассматривая население Башкирии, можно увидеть, что данная тенденция здесь сохраняется. В среднем на каждую тысячу мужчин приходится 1139 женщин.
Распределение населения по возрастам в Республике Башкирия выглядит следующим образом: моложе трудоспособного – 750 тысяч человек, старше трудоспособного – 830 тысяч человек, трудоспособного возраста – 2,4 миллиона человек. Таким образом, на 1000 человек трудоспособного возраста приходится около 600 человек молодого и пожилого возраста. В среднем это соответствует общероссийским тенденциям. Половозрастная модель Башкирии позволяет отнести регион к стареющему типу, что говорит о будущем усложнении демографической и экономической ситуации в регионе.
Язык и вероисповедание
В национальных регионах всегда стоит проблема сохранения религии и языка, не исключение и Башкирия. Вероисповедание населения – важная часть национальной идентичности. Для башкир исконной верой является ислам суннитского толка. В советские времена религия была под негласным запретом, хотя внутрисемейный уклад часто все-таки строился по мусульманским традициям. В постперестроечные времена в Башкирии начинается возрождение религиозных обычаев. За 20 лет в регионе было открыто более 1000 мечетей (в советское время их было всего 15), около 200 православных храмов и несколько культовых заведений других конфессий. И все же доминирующей религией региона остается мусульманство, этой религии принадлежит около 70 % всех церквей республики.
Язык – важная часть национального самосознания. В Башкирии в советское время не было специальной языковой политики. Поэтому часть населения начала утрачивать родную речь. С 1989 года в республике ведется специальная работа по возрождению национального языка. Введено обучение в школе на родном языке (башкирском, татарском). Сегодня 95 % населения владеют русским языком, 27 % владеют башкирским, 35 % — татарским.
Религия
По религиозной принадлежности башкиры — мусульмане суннитского направления.
С X века среди башкир распространяется ислам. Арабский путешественник Ибн Фадлан ещё в 921 году встретил одного из башкир, исповедующего ислам.
По мере утверждения ислама в Волжской Булгарии (в 922 году) ислам распространился и у башкир. В шежере башкир племени Мин, проживающих по реке Дёме, говорится о том, что они «посылают в Булгарию от своего народа девять человек, чтобы узнать, что такое вера Магометанская». В предании об излечении ханской дочери говорится, что булгары «послали своих учеников-табигинов к башкирам. Так ислам распространился среди башкир в долинах Агидели, Ика, Дёмы, Таныпа».
Заки Валиди приводил сообщение арабского географа Якута аль-Хамауи о том, что в Халбе тот встретил башкира, прибывшего на учебу.
Окончательное утверждение ислама среди башкир произошло в 20-30-ые годы XIV века и связано с именем золотоордынского хана Узбека, который утвердил ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.
Венгерский монах Иоганка, побывавший в 1320-е годы среди башкир, писал о башкирском хане, фанатично преданном исламу.
К древнейшим свидетельствам введения ислама в Башкортостане относятся развалины памятника близ посёлка Чишмы, внутри которого лежит камень с арабской надписью, гласящей, что здесь покоится Хусейн-Бек, сын Измера-Бека, скончавшийся в 7 день месяца мухаррем 739 года хиджры, то есть в 1339 году. Есть также свидетельства того, что ислам на Южный Урал проникал и со Средней Азии. Например, в башкирском Зауралье, на горе Аушташ в окрестностях деревни Старобайрамгулово (ныне в Учалинском районе) сохранились захоронения двух древних мусульманских миссионеров, датируемые XIII веком.
Распространение ислама среди башкир заняло несколько столетий, и завершилось в XIV—XV веках.
Географическое положение
Башкортостан находится на границе Европы и Азии. Территория республики составляет чуть более 143 тысяч кв. км и охватывает часть Восточно-Европейской равнины, горной системы Южного Урала и возвышенности Зауралья. Столица региона – Уфа — является самым крупным населенным пунктом республики, остальные города Башкирии по численности населения и размерам территории сильно уступают ей.
Рельеф Башкортостана чрезвычайно разнообразный. Самая высокая точка региона – хребет Зигальга (1427 м). Равнины и возвышенности хорошо подходят для ведения сельского хозяйства, поэтому население Башкирии издавна занимается скотоводством и растениеводством. Республика богата водными ресурсами, здесь размещаются бассейны таких рек, как Волга, Урал и Обь. По территории Башкирии протекает 12 тысяч рек разного размера, здесь размещается 2700 озер, преимущественно родникового происхождения. Также здесь создано 440 искусственных водоемов.
Регион располагает большими запасами полезных ископаемых. Так, здесь обнаружены месторождения нефти, золота, железной руды, меди, природного газа, цинка. Башкирия находится в зоне умеренного пояса, на ее территории немало смешанных лесов, лесостепей и степей. Здесь выделены три крупных заповедника и несколько природных заказников. Башкортостан граничит с такими субъектами Федерации, как Свердловская, Челябинская и Оренбургская области, с Удмуртией и Татарстаном.
Традиционные религии народов России
Несмотря на то, что многие россияне уверены, что Россия — исконно христианская держава, это не так. Христианство начало распространяться на территориях, которые сейчас входят в состав РФ, в первой половине второго тысячелетия нашей эры, причем в восточные регионы России и Сибирь христианские миссионеры пришли еще позже — в 1580-1700х годах. До этого народы, проживающие на территории современной РФ, верили в языческих богов, и в их религиях было много признаков древнейших верований мира — анимизма и фетишизма.
Славянские племена, населявшие в дохристианскую эпоху территории западной России, были, как и все славяне, язычниками, и поклонялись ряду богов, отождествляющих стихии, природные и социальные явления. По сей день в разных регионах России сохранились памятки языческой славянской культуры — вырезанные из дерева статуи древних богов, остатки капищ и др. Финно-угорские народы, населяющие Западную Сибирь, как и славяне, были язычниками, однако в их верованиях преобладали анимизм и шаманизм. А вот на дальнем востоке, который в дохристианскую эпоху был малозаселенным, проживали племена, на культуру и религию которых оказали значительное влияние восточные религии — буддизм и индуизм.
Язык
Башкирский язык является тюркским языком , в кыпчакских группы. Он имеет три основных диалекта: южный, восточный и северо-западный, расположенный на территории Исторического Башкортостана .
России перепись 2010 года записала 1,152,404 башкирских колонки в Российской Федерации . Башкирский язык является родным для 1 133 339 башкир (71,7% от общего числа башкир, считающих родным язык). Татарский язык был сообщен как родной язык до 230,846 башкир (14,6%) и русского языка как родного языка до 216 066 башкир (13,7%). Большинство башкир двуязычны по- башкирски и по- русски .
Первое появление «башкирского» языка датируется IX веком нашей эры , в виде каменной надписи с использованием рунического алфавита, скорее всего, этот алфавит происходит от енисейского варианта древнетюркского рунического письма . Эта архаическая версия башкирского языка была бы более или менее диалектом прото-кипчакского языка, однако с тех пор башкирский язык претерпел ряд сдвигов гласных и согласных, которые являются результатом общей литературной истории. с идельско-татарским языком с момента образования Куманско-кипчакской конфедерации , когда огурические волжские булгары начали получать влияние кипчакских тюрков и стали идельскими татарами , скорее всего, между 10 и 11 веками.
Сегодняшние разговорные тюркские языки, которые могут больше походить на протокиыпчакские языки, на которых говорили башкиры в свое время, вполне могут быть ногайским и карачаево-балкарским языками.
Из ковчега времени примерно 900 лет назад башкирский язык и идельский татарский язык, ранее являвшиеся совершенно разными языками, «растворились» в серии диалектов общего «волжского кипчака» или «волжских тюрков» , идельских татар и Крутые башкиры были и всегда были двумя народами совершенно разных по происхождению, культурам и самобытности, но из-за общей общей литературной истории в ковчеге, насчитывающей 900 лет, эти два языка превратились в общий язык, на котором говорят на разных диалектах с особенностями в зависимости от люди, которые их говорили.
Например, диалекты, на которых говорят башкиры, имеют тенденцию иметь акцент, который больше всего напоминает другие кипчакские языки, такие как кыргызский , казахский , ногайский , каракалпакский и многие другие языки подгруппы кипчаков , в то время как диалекты, на которых говорят татары Идель, имеют акценты больше напоминают исходный огурический волго-булгарский язык, на котором говорили до нашествия половцев .
В начале 20-го века, особенно во время русской революции , когда Башкортостан и Татарстан стали двумя разными республиками, башкирский и идельский татарский язык были определены как два отдельных литературных языка, каждый из которых основан на самых разных диалектах Поволжья. Кипчакский язык, на котором говорят башкирские и идельские татары .
Кириллица — официальный алфавит башкирского письма.
Что за народ — башкиры?
Это автохтонное население одноименной исторической области. Если составляет более четырех миллионов человек, то этнических башкиров в ней проживает всего 1172287 человек (согласно последней переписи 2010 года). Во всей Российской Федерации насчитывается полтора миллиона представителей этой народности. Еще около ста тысяч выехали за рубеж. Башкирский язык выделился из алтайской семьи западнотюркской подгруппы давно. Но письменность вплоть до начала ХХ века у них была на основе арабской вязи. В Советской Союзе «указом сверху» ее перевели на латиницу, а в годы правления Сталина — на кириллицу. Но не только язык объединяет народ. Скрепляющим фактором, позволяющим сохранить свою идентичность, является и религия. Большинство верующих башкир — мусульмане-сунниты. Ниже мы более подробно рассмотрим их религию.
Что за народ – башкиры?
Это автохтонное население одноименной исторической области. Если население Республики составляет более четырех миллионов человек, то этнических башкиров в ней проживает всего 1172287 человек (согласно последней переписи 2010 года). Во всей Российской Федерации насчитывается полтора миллиона представителей этой народности. Еще около ста тысяч выехали за рубеж. Башкирский язык выделился из алтайской семьи западнотюркской подгруппы давно. Но письменность вплоть до начала ХХ века у них была на основе арабской вязи. В Советской Союзе «указом сверху» ее перевели на латиницу, а в годы правления Сталина – на кириллицу. Но не только язык объединяет народ. Скрепляющим фактором, позволяющим сохранить свою идентичность, является и религия. Большинство верующих башкир – мусульмане-сунниты. Ниже мы более подробно рассмотрим их религию.
Распределение населения
Россия – преимущественно аграрная страна, около 51 % числа россиян живут в сельских поселениях. Если оценивать население городов Башкирии (2016 год), то можно увидеть, что в них проживает около 48 % населения, т. е. 1,9 миллиона человек из общего числа в 4 миллиона. То есть регион укладывается в общероссийскую тенденцию. Список городов Башкирии по численности населения выглядит следующим образом: самый крупный населенный пункт – это Уфа (1 млн 112 тысяч человек), остальные поселения значительно меньше по размеру, в пятерку лидеров также входят Стерлитамак (279 тысяч человек), Салават (154 тысячи), Нефтекамск (137 тысяч) и Октябрьский (114 тысяч). Прочие города относятся к числу малых, их численность не превышает 70 тысяч человек.
Традиционные занятия
Основой традиционного хозяйства башкир было скотоводство. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, в южных и восточных районах – верблюдов.
С XVII в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия. В северо-западных районах уже с XVIII в. земледелие становится основным занятием населения, однако повсеместный переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершен лишь к началу XX в. К этому времени переложная и подсечная системы уступают место залежно-паровой и трехпольной, увеличиваются посевы яровой пшеницы, овса, озимой ржи, крупяных (гречиха, просо) и технических (лен, конопля) культур; появляется огородничество.
Охота (в степных районах – облавная) и рыбная ловля продолжают играть вспомогательную роль; на базе бортничества развивается пчеловодство.
Наиболее распространенные ремесла и промыслы – обработка животного сырья, дерева, ручное ткачество, кузнечно-ювелирное дело; на реке Илек занимались добычей соли.
В XVII – первой половине XVIII вв. начинается промышленная эксплуатация рудных месторождений края, а к концу XVIII в. Урал уже становится основным центром российской металлургии.
Постепенно включается в сферу промышленного производства и коренное башкирское население – участвует в изыскательских работах, разрабатывает рудные залежи, занимается подсобной и сезонной работой по заготовке сырья, топлива и др.
Цифры
Согласно статистике, в 2021 году более 30% населения проживают в столице Башкортостана — городе Уфе, а также в Уфимском муниципальном районе. Значительная плотность сельского населения наблюдается в таких муниципалитетах, как Уфимский (37 чел./км²), Кармаскалинский (30 чел./км²), Чишминский (29 чел./км²) и Туймазинский (27 чел./км²). Менее плотно заселены Зилаирский, Белорецкий и Бурзянский районы (3-4 чел./км²).
Население городов Башкирии на 1 января 2021 года
Все население, человек | |
ВСЕГО ПО РЕСПУБЛИКЕ | 4038151 |
Городские округа | 1978359 |
г. Уфа | 1140273 |
г. Стерлитамак | 276394 |
г. Салават | 150500 |
г. Нефтекамск | 142255 |
г. Октябрьский | 114100 |
г. Кумертау | 63308 |
г. Сибай | 61817 |
г. Межгорье | 15493 |
г. Агидель | 14219 |
Муниципальные районы | 2059792 |
Туймазинский | 130977 |
Белорецкий | 99698 |
Белебеевский | 95653 |
Уфимский | 99567 |
Ишимбайский | 85939 |
Мелеузовский | 81069 |
Ляйсан Утяшева
Список закрывает, пожалуй, самая известная в России башкирка. Ляйсан уроженка небольшого башкирского городка Раевский, но в её жилах течёт русская, польская, татарская кровь.
Родители хотели видеть дочь балериной, но, когда ей исполнилось 4 года, девочка стала заниматься художественной гимнастикой. Двукратная чемпионка Европы, неоднократный победитель международных турниров. В 2006 году ушла из большого спорта. Причиной столь раннего ухода стала тяжёлая травма колена.
После завершения спортивной карьеры Ляйсан Утяшева стала популярной телеведущей. Вышла замуж за искромётного шоумена Павла Волю. Сейчас известная семья воспитывает красавицу дочь Софию.
Как провожали умершего?
Процесс погребения у башкир состоял из нескольких этапов:
- Ритуалы, связанные с охраной усопшего.
- Подготовка к похоронам.
- Проводы погибшего.
- Погребение.
- Поминальный обед.
К человеку, страдающему от сильной болезни и находящемуся на грани смерти, приглашают муллу, он возносил молитву из Корана. Считалось, это облегчает муки и отгоняет нечисть.
Усопшего располагали на твердой поверхности, руки вытягивали вдоль тела. На грудь поверх погребального одеяния укладывали лист бумаги с молитвой. Покойных опасались и приставляли к ним специальную охрану. С похоронами никогда не затягивали, от тела старались избавиться в кратчайшие сроки. Например, если человек скончался после обеда, погребение проводилось в первой половине следующего дня.
Один из пережитков язычества – принесение покойному милостыни, которую потом раздавали нищим. |
В процессе обмывания участвовало от четырех до восьми человек. Их впоследствии одаривали дорогими презентами. Вначале осуществляли ритуальное омовение, затем тело мыли, обливали водой и насухо вытирали. После этого покойного оборачивали в три слоя савана, пошитого из крапивной или конопляной материи. Между слоями вставляли листочки с аятами из Корана.
Саван перевязывали тканевыми полосками в области головы, на коленях и поясе. Женщин до оборачивания материей одевали в штаны и нагрудник, на голову повязывали платок.
Покойного выносили ногами вперед, чтобы он не вернулся в дом. Всем, кто обещал молиться за усопшего дарили скот или деньги. Когда до погоста оставалось сорок шагов читали специальную молитву – йыназа намаз. В могилу опускали с помощью полотенец, нишу прикрывали досками, чтобы земля не попала на тело.
После погребения все садились вокруг могильного холмика, имам читал молитву, нищим раздавали милостыню. Заключительным этапом похорон становился поминальный обед. Его проводили в день погребения, на третьи, седьмые и сороковые сутки. Также стол накрывали на годовщину.
Помимо национальных яств, обязательно готовили жареные блюда, поскольку башкиры верили, что подобный аромат отгоняет нечисть. На первых поминках после завершения обеда вновь раздавали милостыню всем, кто принимал участие в погребении. Вручали рубахи, нагрудники, мотки ниток и т.д.
Главный поминальный обед устраивали на сороковины. Считалось, что до этой даты душа неприкаянно бродит по земле вокруг родного дома. А после сорока дней окончательно покидает этот мир. Поэтому на обед приглашали родственников и муллу, который читал специальную молитву. В этот день обязательно забивали барана и готовили национальные яства.