К вопросу о монголоидных компонентах у башкир

Под властью монголов и русских

В IX веке происходит переселение некоторых башкирских племён в Венгрию. Причиной перехода на новые территории стал поиск новых земель, натиск сильных племён, что старались завоевать покорённые пространства.

Правда, башкиры не стали изгнанниками во время этого переселения. Он не утратили национальной идентичности, хотя вынуждены были смешаться с некоторыми венгерскими этносами.

Башкиры, оставшиеся на своей исконной родине, вынуждены были отражать атаки татаро-монгольских завоевателей. Кочевые народы сражались друг с другом около 14 лет, но башкиры отвоевали право на независимость. С распадом Золотой Орды земли башкир становятся часть Ногайской орды и Казанского ханства.

Снимок Карла Андреевича Фишера «Башкиры Оренбуржья», 1870 год

Присоединение башкирских территорий к Российскому государству не было единовременным. В 1554 году подданными России стали племена, проживающие на северо-западе и западе Башкортостана. Ивану Грозному удалось присоединить остальные земли.

Русский царь предложил башкирам добровольно стать вассалами России. И если прежде подобное соглашение заключалось с монголами, то теперь башкирский народ охотно откликнулся на это предложение.

Башкирская знать осознавала, что поддержка Руси станет важной основой развития для своего народа, а также это гарантировало защиту от воинственно настроенных соседних племён. Но и сами башкиры внесли вклад в развитие истории России

Многие из них принимали участие в Польской и Русско-Шведской войнах.

Франц Рубо «Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II»

Уклад башкирской семьи

В башкирских семьях однозначным главой выступает мужчина. Задача женщины – хранить уют, заниматься домашними делами, быть скромной и придерживаться основных правил для замужних дам. 

Например, нельзя разговаривать с посторонними мужчинами. В старину, замужние женщины носили на голове платок, из-за чего их можно было легко выделить в толпе. Сегодня этого обычая придерживаются далеко не все башкирки. 

Встречая мужа вечером, женщине не стоит расспрашивать его, где он был в течение дня, с кем общался. Башкиры считают, что при необходимости мужчина сам расскажет жене об этом.

Измена является самых страшным грехом женщины. Мужчина же мог брать в жёны несколько женщин, однако предварительно нужно было посоветоваться со старшей супругой. Именно её слово являлось решающим, старшая жена оставалась самой авторитетной среди женщин, независимо от того, сколько их было – две или три.

В жизни современных башкир семья играет не менее важную роль, чем для их предков. С детства в подрастающем поколении воспитывают уважение к пожилым людям, молодёжь стремится помогать своим старшим родственникам. 

Многие башкиры знают свою родословную до седьмого колена (а то и дальше). Это – не просто дань традиции и интерес к своему происхождению. Готовясь к бракосочетанию, каждая родословная тщательно проверяется, ведь жених и невеста не должны оказаться родственниками.

Не менее значимое событие – появление ребёнка в башкирской семье. Его наречение сопровождается сложным ритуалом. Если отец знает правила чтения молитвы, то имя даёт малышу он, в ином случае для обряда приглашают имама. В день появления ребёнка на свет башкиры приносят жертву, корбан. Если родилась девочка, режут одного барана, мальчик – двух.

Башкирская семья

За долгое время в традициях башкир произошло не так много перемен. Конечно, современная жизнь и её особенности нашли отражение в некоторых обрядах, однако большинство ритуалов продолжают оставаться неизменными уже несколько столетий. Такая преданность своей культуре достойна искреннего уважения.

Язык и письменность

Национальный язык — башкирский. Относится к кыпчакской группе тюркских языков. Основные диалекты: южный, восточный и северо-западный. Распространён на территории Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской, Тюменской, Свердловской, Курганской, Самарской, Саратовской областей, Пермского края, Республики Татарстан и Удмуртии, а так же в Казахстане.

По данным переписи 2002 года из 1 673 389 башкир в России 1 192 950 человек владеют башкирским языком (или 71,2 % от всего количества башкир), 524 399 человек владеют татарским языком (31,3 % от всего количества башкир). В Республике Башкортостан из общего количества башкир (1 221 302 человек) башкирским языком владеют 912 204 человек (74,69 % башкир в Республике Башкортостан), а татарским — 449 207 (36,78 % башкир в Республике Башкортостан).

Как провожали умершего?

Процесс погребения у башкир состоял из нескольких этапов:

  • Ритуалы, связанные с охраной усопшего.
  • Подготовка к похоронам.
  • Проводы погибшего.
  • Погребение.
  • Поминальный обед.

К человеку, страдающему от сильной болезни и находящемуся на грани смерти, приглашают муллу, он возносил молитву из Корана. Считалось, это облегчает муки и отгоняет нечисть.

Усопшего располагали на твердой поверхности, руки вытягивали вдоль тела. На грудь поверх погребального одеяния укладывали лист бумаги с молитвой. Покойных опасались и приставляли к ним специальную охрану. С похоронами никогда не затягивали, от тела старались избавиться в кратчайшие сроки. Например, если человек скончался после обеда, погребение проводилось в первой половине следующего дня.

Один из пережитков язычества – принесение покойному милостыни, которую потом раздавали нищим.

В процессе обмывания участвовало от четырех до восьми человек. Их впоследствии одаривали дорогими презентами. Вначале осуществляли ритуальное омовение, затем тело мыли, обливали водой и насухо вытирали. После этого покойного оборачивали в три слоя савана, пошитого из крапивной или конопляной материи. Между слоями вставляли листочки с аятами из Корана.

Саван перевязывали тканевыми полосками в области головы, на коленях и поясе. Женщин до оборачивания материей одевали в штаны и нагрудник, на голову повязывали платок.

Покойного выносили ногами вперед, чтобы он не вернулся в дом. Всем, кто обещал молиться за усопшего дарили скот или деньги. Когда до погоста оставалось сорок шагов читали специальную молитву – йыназа намаз. В могилу опускали с помощью полотенец, нишу прикрывали досками, чтобы земля не попала на тело.

После погребения все садились вокруг могильного холмика, имам читал молитву, нищим раздавали милостыню. Заключительным этапом похорон становился поминальный обед. Его проводили в день погребения, на третьи, седьмые и сороковые сутки. Также стол накрывали на годовщину.

Помимо национальных яств, обязательно готовили жареные блюда, поскольку башкиры верили, что подобный аромат отгоняет нечисть. На первых поминках после завершения обеда вновь раздавали милостыню всем, кто принимал участие в погребении. Вручали рубахи, нагрудники, мотки ниток и т.д.

Главный поминальный обед устраивали на сороковины. Считалось, что до этой даты душа неприкаянно бродит по земле вокруг родного дома. А после сорока дней окончательно покидает этот мир. Поэтому на обед приглашали родственников и муллу, который читал специальную молитву. В этот день обязательно забивали барана и готовили национальные яства.

Язык и письменность

Наречие этноса относится к категории тюркских языков. На башкирском говорят практически семьдесят процентов всех жителей республики. Основная часть населения прекрасно владеет русским языком. Некоторые башкиры неплохо изъясняются и на татарском.

В истории этноса имеется несколько типов письменности. До принятия ислама использовали рунический вариант, на смену ему пришла арабская вязь. До девятнадцатого века башкиры писали и читали на старотюркском языке.

Однако в скором времени остро встал вопрос об отсутствии уникальной письменности. В результате сначала на кириллице, затем на базе арабских символов было создано несколько вариантов алфавита.

В окончательном виде азбука сформирована в 1950 году. В составе башкирского алфавита сорок две буквы. Тридцать три из них соответствуют кириллице.

Население и площадь поселения

Районы с высокой численностью башкирского населения в Республике Башкортостан и прилегающих территориях Приволжского и Уральского федеральных округов

Молодые башкиры в идеализированных национальных костюмах в шапках из меха лисицы .

Всего в мире насчитывается около 1,8 миллиона башкир.

Из них 1 584 554 человека проживают в России (по данным переписи 2010 г.), где они составляют второе по численности этническое меньшинство после татар (с большим отрывом) и даже опережая чувашей и чеченцев .

Около 68 процентов башкир (1 172 287 по переписи 2010 года) в настоящее время живут как вторая по величине группа населения в Российской автономной республике Башкортостан, остальные — в соседних Челябинской , Оренбургской и Пермской областях , а также в Татарстане , Курганской области и меньшие группы в Самарской , Саратовской , Свердловской областях, а также в Ханты и Мансийском автономном округе (также называемом «Югра»).

Число башкир, как и большинства других этнических групп в России, сокращается. В предыдущей Всероссийской переписи населения 2002 года было учтено 1 673 389 башкир.

В других постсоветских государствах проживают сравнительно небольшие группы, в основном иммигранты:

  • 41000 в Узбекистане ,
  • 24000 в Казахстане (1999),
  • 5000 в Таджикистане ,
  • 4300 в Украине (2001 г.),
  • 3300 в Кыргызстане ,
  • 2600 в Туркменистане ,
  • 1300 в Беларуси ,
  • 700 в Латвии и
  • 400 в Литве .

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир  таких крупных битв не было.

Древняя Казань

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Салават Юлаев

Характер

Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям.
Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев.
Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении. Женщине же надлежало хранить верность — измена каралась строго.
Башкиры щепетильны к детям. При рождении ребенка женщина становилась подобной царице. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.
Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки.

Башкиры

— тюркский народ, говорящий на башкирском языке. Общая численность примерно 1.6 миллионов человек. Один из титульных народов России. Основное население субъекта РФ — Башкортостан, который находится — на юге Урала. Образование Республики относится к 11.10.1990 года. Окончательно название — Республика Башкортостан принято 11.10.1992 г. Общая площадь земель Республики составляет 142,9 кв.км., что 0,79% от всей площади России. Население – 4 млн. 052 тыс. чел., плотностью 28,4 чел. на кв. км. (при плотности в стране — 8, 31 чел.на кв. км). Столица г. Уфа, население 1 мл. 99 тыс.чел. По составу населения республики: русские — 36,28%, башкиры -29,78%, татары -24,09%, а так же представители чувашии, марий — эл, украины, мордовии, германии.

Материалы и отделка

Для башкирского народа особое значение имеет материал, из которого изготавливается национальный костюм. Скупиться на ткань не принято, стараются применять качественную, натуральную основу. Люди из зажиточных семей носят наряды из белого атласа, дорогого бархата, шелка, сатина.

Популярностью пользовались изделия из хлопчатобумажной ткани. Башкиры, которые жили небогато, для изготовления одежды применяли овчину, домашний войлок и сукно. Часто используются крапивные и конопляные холсты.

Для декора костюма используют нагрудники, наспинники, различные подвески, браслеты, серьги. Данные изделия создаются из монет, вышивок, металлических пластин, бисера, раковин. В последнее тысячелетие стали активно применяться кораллы.

Принятие ислама

Первые мусульманские захоронения, обнаруженные на территории республики, датируются восьмым веком. Если судить по предметам, размещенным в могиле, то можно сделать вывод о том, что покойные были пришлыми.

На ранней стадии обращения к исламу (примерно в десятом столетии) огромную роль сыграли миссионеры государств Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали в Башкортостан из поселений, расположенных на территории Средней Азии. Основной поток миссионеров шел из Бухары. Это предопределило то, какой религии придерживаются современные башкиры.

В Бухарском царстве исповедовали суннитский ислам, в котором переплелись суфийские и ханифитские представления о трактовке Корана. Однако западные соседи противились подобному толкованию религии.

Когда в десятом столетии миссионеры стали проповедовать ислам, башкиры и волжские булгары, на удивление спокойно это восприняли. В то время как крещение Руси вызвало с их стороны яростное сопротивление.

Языческому народу было сложно перестроить собственное мировоззрение. А вот башкирское понятие о религии гармонично соединилось с представлением о едином Боге, которое прописывалось в Библии. С этого момента Тенгри стал ассоциироваться с Аллахом.

Традиционный костюм и тип внешности

Башкирский народ славится своей многослойной одеждой, причем одеяния мужчин и женщин не слишком различаются. В костюмы входили шаровары, нательные сорочки и несколько халатов либо кафтанов.

Независимо от времени году башкиры носили многослойные одеяния, которое отличалось плотностью материи. Чем праздничней считался наряд, тем больше надевалось халатов.

Для пошива одежды использовали шерсть, мех, сукно, грубый холст, кожу. Состоятельные башкиры могли позволить себе привезти дорогостоящие ткани. В отличие от женского наряда, одеяние мужчин имело прямой крой и подпоясывалось особым кушаком.

Одежда девушек была приталенной и украшена большим количеством вышивок, выполненных золотыми и серебряными нитями. В зависимости от региона различались головные уборы. Это могли быть меховые шапки-ушанки, тюбетейки у мужчин. Женщины носили буреки, платки и тыкию. В качестве обуви использовали сапоги либо лапти.

Народ башкиры отличается по внешнему виду, но основная часть жителей Республики представлена темноглазыми брюнетами со смуглой кожей. У этноса существует внутреннее подразделение людей на степной и горный тип внешности.

Первый характеризуется средним ростом, широким лицом, прямым носом и крупной головой круглой формы. Горные башкиры были высокорослыми, имели вытянутое лицо и большой нос.

История народа

Впервые упоминания о нации встречаются в летописях Геродота и Клавдия Птолемея. «Отец истории» называл башкир аргиппеями, а вот китайские хроники причисляли их к племенам гуннов. В седьмом столетии встречалось упоминание о Бей-Дин и Бо-Хан, которые идентифицируются как башкиры и волжские булгары.

Примерно в 840 году арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман посетил Уральский хребет и детально рассказал о быте его обитателей. Он описывал их как независимых кочевников с воинственным характером. Упоминал Саллам и о вероисповедании анимизм, которого придерживались древние башкиры.

В их религии было двенадцать божеств, главным считался Дух неба. В верованиях национальности встречались элементы тотемизма и шаманизма.

Культура башкир

Башкирский народ являясь коренным населением Южного Урала, которое вело кочевой образ жизни, стало играть одну из ведущих ролей в земледельческом устройстве Русского государства. Соседство с Россией оказало важную роль в развитии народа.

Башкирское население не переселялись из других местностей, а сформировались по очень сложному историческому саморазвитию. В 7- 8 веках до нашей эры в горах Урала жили племена Ананьиров, по мнению ученых прямые предки тюркских народностей из которых вышли : коми-пермяки, удмурты, марийцы, а потомкам уже этих народностей приписывают происхождение чувашии, волжских татар, башкир и многих других племен проживающих на Урале и Поволжье.

Семьи башкир жили в юртах, которые перевозились на новые пастбища вслед за стадами животных. Но народ жил не только скотоводством, их увлечением была охота, рыболовство, ботничество (сбор меда). Вплоть до XII века башкирский народ объединялся родовыми общинами, которые собирались в племена. Племена зачастую враждовали между собой за территории пастбищ, рыбалки, охоты. Вражда между племенами приводила к изоляции браков в границах племен и в некоторых случаях приводила к смешению крови. Это послужило причиной упадка родового строя и значительно ослабило племена, чем пользовались булгарские ханы, подчиняя себе племена башкир и насильно навязывая исламскую религию. Кочевой образ жизни отразился на своеобразии быта, национальных костюмах.

Индивидуальные доказательства

  1. Эрхард Штёльтинг: Мировая держава распадается . Национальности и вероисповедания в СССР. Eichborn Verlag, 1990, ISBN 3-8218-1132-3 , стр. 157.
  2. Доступно по адресу:
  3. ^
  4. Р. Н. Рахимов: История тептярских конных полков, 1790-1845 . РИЦ БашГУ, Уфа, ISBN 978-5-7477-2103-6 , стр.240 .
  5. Сравните SD Kurmanajewa; Юсупов Р.М.: в: Башкирская энциклопедия (онлайн-версия) Уфа 2019.
  6. ср. Б.
  7. Гарипов Т. М., Кузеев Р. Г. Башкиро-мадьярская проблема. // Археология и этнография Башкирии. Т.И. Уфа, 1962, С. 342-343
  8. Р. Г. Кузеев Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.Наука, 1974.
  9. Муратов Б. А. Скифо-сарматский этнический компонент в истории и этногенезе башкир // Тезисы XXXVIII Урало-Поволжской археологической студенческой конференции (31 января — 3 февраля 2006 г.). — Астрахань: «Астраханский университет», 2006.
  10. Данилко, Елена Сергеевна; Абрамичева, Кристина Игоревна; Кусеев, Раиль Гумерович: Башкиры . В: Данилко Елена Сергеевна, Кузеев Раиль Гумерович (ред.): Серия Народов и Культуры . Наука, Москва, 2015, ISBN 978-5-02-039182-6 , с.662 .
  11. Гайсина Г. Р. 2007: Исторические корни башкирско-персидских языковых взаимоотношений // Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН / И. Г. Илишев и др. (ред.). Уфа, 65.
  12. Аминев З. Г., Ямаева Л. А. 2011: Древнеиранский компонент традиционной культуре башкир // Панорама Евразии. 1 (7), 41-47
  13. Сравните SD Kurmanajewa; Юсупов Р.М.: в: Башкирская энциклопедия (онлайн-версия) Уфа 2019.

Салават Юлаев

Начнём наш список с легендарной личности, известной далеко за пределами Башкирии. Национальный герой, поэт-сказитель родился в 1754 году в деревне Текеево.

Активный участник Крестьянской войны, верный сподвижник Емельяна Пугачёва. После пленения Салавата отправили вместе с отцом на вечную каторгу. Местом каторги стал один из островов Балтики. Умер он в 1800 году, проведя в неволе 25 лет.

Салават — любимец башкирского народа. Любили и уважали его за смелость, а также за чудесные сказки, которые он сочинял сам. Его образ широко отражён в башкирском и русском фольклоре. В столице Башкирии играет хоккейный клуб, носящий имя национального героя.

2

Башкирские воинские формирования

В ходе истории из башкир неоднократно формировались национальные воинские формирования, в основном кавалерийские.

С 1855 года в Башкирии было создано Башкиро -мещерякское войско (также Башкирское казачье войско) — нерегулярное формирование, подобное казачьим войскам на территории Оренбургской губернии , которое состояло из отдельных башкирского и мещеряцкого войн, а затем и в Teptyar полки включены в их состав.

В годы Великой Отечественной войны 112- я Башкирская кавалерийская дивизия была сформирована в Уфе в декабре 1941 года по национально-региональному принципу. Большинство призывников прибыли из сельской местности Башкирской АССР. Татары также принадлежали к дивизии в меньшей степени. На рубеже 1942/1943 годов дивизия участвовала в боях за города Чернышковский и Морозовск Донецкой области. В этих боях дивизия понесла большие потери. В середине января 1943 года дивизия пополнилась. В феврале 1943 года в составе 8-го кавалерийского корпуса дивизия совершила рейд в тылу немцев у Ворошиловграда . Командир дивизии генерал-майор Минигали Шаймуратов погиб в результате обстрела между селами Петровское и Хулино. В Башкортостане Минигали Шаймуратов — национальный герой. В его честь установлено множество памятников.

Юрматы и еней

— ученые полагают, что названия этих башкирских племен идентичны этнонимам «дьярмат» и «енё», зафиксированным византийским историком в составе венгров. Посланник короля Франции и папский легат именовали Башкирию «Великой Венгрией», потому что именно там, по их мнению, жили предки европейских венгров

— юрматынские аулы расположены в центральной и юго-западной части Республики Башкортостан

— аулы енейцев — на северо-западе исторической Башкирии. Большая часть енейских селений в 1920 году оказалась на территории Татарской АССР

— из числа юрматынцев вышло большое число героев. Например, Кильмяк Нурушев — один из предводителей башкирского восстания 1735-1740 годов, который нанес поражение Вологодскому драгунскому полку и едва не разгромил отряд генерала Румянцева. Слава о его подвигах разнеслась на тысячи верст вокруг

— башкиры-юрматынцы дали наибольшее число видных участников башкирского национального движения начала XX века. Среди них — Амир Карамышев, командир первого башкирского кавалерийского полка

— из рода кай, некогда вошедшего в состав племени юрматы, происходил лидер башкирского национального движения и основатель Башкирской Республики Ахмед-Заки Валиди

— юрматынцы считались самыми патриотичными людьми, для которых защита Родины и духовных ценностей народа были священным долгом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector