Августовский канал

Фестивали и праздники

Этот уголок Гродненского района всегда был труднодоступным для туристов, так как находился в приграничной зоне. Теперь ситуация принципиально изменилась – здесь взят курс на развитие туризма. А какой туризм без праздников и фестивалей?

Для такого маленького и незаметного в масштабах страны местечка, здесь поистине масса фестивалей. Самые интересные из них проходят в теплое время года в районе шлюза «Домбровка». Так, например, в мае сюда стоит приехать на фестиваль народного творчества «Августовский канал приглашает друзей». На нем выступают народные ансамбли, работают аниматоры, представляют себя местные подворья. А в августе «Домбровка» принимает гостей на фестивале «Августовский канал в культуре трех народов». Участники действа устраивают необычные спортивные состязания, например, «плавание на чем попало», делятся традициями, песнями, и просто общаются.

Кстати, ближайший фестиваль водного туризма «Неманская весна», который проходит здесь уже три десятилетия подряд, состоится 1-2 апреля, так что покупайте скорее билеты и бронируйте места в ближайших гостиницах и агроусадьбах — здесь будет интересно! А в конце лета в развитие движения «Рок за спорт» впервые пройдет «Рок-август» с участием звезд мирового уровня — первое музыкальное мероприятие такого масштаба в безвизовой зоне на канале. Это отличный шанс насладиться сразу и природой, и музыкой, не выезжая за пределы своей страны. 

Катание на теплоходе

Если наблюдать за неспешно проплывающими за бортом пейзажами хочется без физической нагрузки, стоит воспользоваться услугами местного теплохода. Теплоход «Неман» в теплое время года работает практически ежедневно — его бронируют организованные группы и туроператоры, но в выходные есть несколько рейсов, на которые может попасть любой желающий. 

В 2017 году открытие водного сезона состоится 14 апреля, но для больших групп при отсутствии природных катаклизмов могут сделать исключение, ведь «Неман» уже готов к плаванию. Правда, есть небольшая особенность — точного расписания рейсов нет, поскольку очень часто теплоход забронирован организованными группами. Чтобы попасть на борт, нужно позвонить по номеру 8 044 555-36-40 и рассказать о своем желании. Вам сообщат, когда планируется ближайший свободный рейс или помогут присоединиться к туристической группе. Билет для взрослого стоит 8 рублей, а маленькие дети, не занимающие отдельного места, катаются бесплатно.

Интереснее всего попасть в рейс со шлюзованием — уникальный четырехкамерный шлюз в районе вышеупомянутой деревни позволяет за четыре этапа преодолеть почти десятиметровый перепад высоты, правда растянется это удовольствие на целый час.

Это интересно: Как попасть в римскую оперу?

«Трудно с современными видами оплаты»

Основное развлечение на Домбровке – шлюзование. Часть туристов катались на теплоходе «Неман» и прошли шлюз, остальные – смотрели со стороны. Мы расспросили людей о впечатлениях от отдыха на Августовском канале:

Большинство отдыхающих привлекает, конечно же, природа:

Приехали с подругой прогуляться, зарядиться от природы душевным спокойствием. Нам всего здесь хватает. Между собой называем канал «местом силы». По общепиту бы еще добавили чего-то  интересного» – рассказали отдыхающие.

Есть и те люди, кого не отталкивают недостатки в инфраструктуре:

«Нас поразила природа. Очень хорошо задуманы беседки для отдыха. Захотелось вернуться с мангалом и шашлыками. Катамараны есть – развлечение для ребенка. Хотим посмотреть как происходит шлюзование, никогда не видели. В целом хочется вернуться сюда. Мы любители поездить, посмотреть новое. У нас всегда есть желание вырваться из города» – поделилась еще одна семья туристов.

Стоимость аренды на Августовском канале:

Велосипед (1 час) – 5 рублей , водный велосипед (1 час) – 10 рублей;

Лодка весельная (1 час) – 10 рублей;

Билет на теплоход «Неман» – 8 рублей (детям до 5 лет – бесплатно);

Катание на моторной лодке «Славутич» (30 мин.) – 15 рублей;

Беседка – от 3 рублей за 1 час.

На «Домбровке» — тишина

Популярное у туристов место встречает молчанием. Нет ни машин, ни туристических автобусов, ни велосипедистов, которые приезжают из Польши через пункт пропуска «Лесная — Рудавка». Границы пока на замке: коронавирус! Массовые мероприятия, разнообразившие тихую жизнь канала, отменили.

Возле пункта проката нас встречает Наталья Конюшок, хозяйка усадьбы «Тартак», что в 500 метрах от шлюза. Из-за эпидемии отменились свадьбы, корпоративы, веломарафон, после которого велосипедисты часто оставались в усадьбе с ночёвкой. Поэтому пока Наталья работает в пункте проката.

Недавно на «Домбровке» появилась мини-станция по обслуживанию велосипедов. Можно подкачать колёса и воспользоваться ключами.

Экономика

Августовский шлюз — пятый шлюз на канале.

После завершения строительства Августовский канал оставался внутренним водным путем местного значения, который использовался для коммерческого судоходства и транспортировки древесины к реке Висла и Неман и обратно . Канал использовался для транспортировки муки, соли, зерна, мела, гипса и т. Д. В Августове был построен большой порт в дополнение к нескольким буксирным путям, по которым лошади буксировали баржи вверх по течению. Канал был рассчитан на проход судов длиной до 40 м, шириной до 5 м и способными перевозить до 10 тонн груза.

Во второй половине XIX века железнодорожная сеть, например, рядом с железнодорожной веткой Санкт-Петербург — Варшава , начала заменять канал в качестве основного средства транспортировки товаров. Канал постепенно пошел в упадок, с 1852 года по нему сплавлялись только лесоматериалы, а с середины 1860-х годов русло канала было забито.

С конца 1920-х годов канал впервые стал туристической достопримечательностью. Это был живописный туристический маршрут, предоставляющий прекрасные возможности для занятий спортом для каноистов, моряков и лодочников. После Второй мировой войны польская часть канала была восстановлена.

В настоящее время канал предлагает множество достопримечательностей и туристических достопримечательностей. Его непревзойденная красота проистекает из природных качеств ландшафта с хвойными лесами и озерами, особенно вокруг рек Бебжа и Нетта, и он проходит через Августовский первобытный лес с запада на восток. Самым большим развлечением является плавание по водному пути на каяке, каноэ, рыбацкой лодке или моторной лодке. Также можно посетить часть канала и Августовские озера на пассажирском теплоходе.

ПРОГРАММА

1 день

07.00 – отправление группы из Минска. Путевая информация.

10.00 —прибытие в Лиду-старинный белорусский город (первое упоминание относится к XIVв).

Обзорная экскурсия по Лиде. Город по праву гордится самым монументальным в Беларуси замком, заложенным почти семьсот лет тому назад (1323) великим князем Гедимином.

 Экскурсия в Лидский замок.Свободное время.Отъезд в Гродно.Прибытие в 13.30.Расселение в гостинице.Обед.

  Автобусно-пешеходная экскурсия по Гродно.Этот удивительный город не только один из красивейших городов Беларуси, но и очень древний. Первое упоминание в летописях -1005 г, а датой возникновения города считается 1128 г.Гродно очень часто называют городом-музеем, так как в городе много хорошо сохранившихся исторических и архитектурных памятников прошлых веков. С ними Вы и познакомитесь во время автобусно-пешеходной обзорной экскурсии по Гродно. Начнем наше путешествие с центра города, здесь находится один из самых знаковых и величественных сооружений Гродно-Кафедральный собор Св.Франциска Ксаверия. Построен был собор в 17 веке. Оригинальная архитектура и богатое убранство внутри храма: старинные фрески, самый высокий в Европе алтарь, украшенный статуями святых-все это представляет уникальную художественную ценность.Побывав в  Фарном костеле, отправляемся к Старому замку-бывшей резиденции короля. Это целый комплекс различных сооружений: оборонительных, дома знати, культовые сооружения. Экскурсовод расскажет о строительстве замка, о жизни и о тайнах смерти короля Стефана Батория.Осмотрим мы и Новый замок,где про­хо­ди­ли дра­ма­ти­че­ские со­бы­тия вто­ро­го и тре­тье­го раз­де­лов Ре­чи Поспо­ли­той — так на­зы­ва­е­мый «мол­ча­ли­вый сейм».Рядом с Замковой горы, на высоком берегу Немана, находится одна из старейших церквей Беларуси- Борисоглебская или Коложская церковь, которая была построена в 12 веке. После осмотра храма, пройдемся по улице Советской-это музей под открытым небом. Улица застраивалась в 19-20 веке, здесь много интересных зданий.Вся улица вымощена плиткой и только для пешеходов. Здесь вы сможете сделать замечательные фото на память и купить сувениры, а затем зайти в кафе и выпить чашечку кофе, ведь Гродно считается кофейной столицей Беларуси.А затем не­боль­шой КОНЦЕРТ ОР­ГАН­НОЙ МУЗЫКИ в Лютеранской Церкви св. Иоан­на. На на­сто­я­щем механическом органе Вы услы­ши­те раз­лич­ные произведения — от клас­си­ки до джа­за. Этот кон­церт поз­во­лит Вам до­стой­но завершить на­сы­щен­ный впе­чат­ле­ни­я­ми день… Ноч­лег в Грод­но.

2 день

Завтрак.Выселение с гостиницы.Переезд на Августовский канал.По дороге мы побываем в небольших местечках и увидим величественные храмы и костелы,дворец Воловичей в Святске.И вот, наконец, цель нашего путешествия-Августовский канал.Удивительное гидротехническое сооружение 19 века,которое связало две реки Вислу и Неман.После того как гид расскажет об истории строительства Августовского канала,отправляемся на теплоходе на прогулку по каналу.Красивая природа,шлюзы,разводные мосты и великолепные фото на память-отличный отдых.

Возвращение в Гродно.Обед.Продолжение экскурсии по городу.Свободное время.Отъезд в Минск в 17.00.Прибытие около 21.30.

Международные фестивали и праздники на канале

Августовский канал расположен на границе трех стран: Беларуси, Польши и Литвы. Каждый год тут проводится много интересных мероприятий и фестивалей. Именно это и привлекает в этот край туристов со всего мира.

Ежегодно, в мае, проходит праздник народного творчества «Августовский канал приглашает друзей», на котором можно познакомиться ближе с белорусской культурой, овладеть разными ремеслами, отведать блюда национальной кухни.

А в конце лета, вблизи шлюза Домбровка, проходит фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов», куда съезжаются самобытные фольклорные коллективы, музыканты, мастера, представляющие свое национальное искусство. В этом году ПРООН в Беларуси провела велопробег (Bike4SDGs) в партнерстве с 17-ым фестивалем народного творчества.

500 участников из более чем 20 стран мира присоединились к велопробегу в поддержку развития туризма, продвижения здорового образа жизни, популяризации «зелёной» мобильности, инклюзивного общества и партнерства.

Участники раскрыли для себя туристический потенциал Августовского канала, проехав 18,5 км на велосипедах и 6 км на байдарках вдоль живописных исторических мест уникального гидротехнического сооружения XIX века.

Все гости смогли не только укрепить здоровье, узнать много интересного об истории и культуре региона, но и провели большую часть дня без автомобиля, что благоприятно для окружающей среды.

Традиционно к велопробегу присоединились люди с инвалидностью. Благодаря этой инициативе ООН, на маршрут вышли более 20 велосипедистов-колясочников, многие из которых успешно пересекли финишную линию в деревне Радзивилки. Остановочные пункты были организованы на территории местных агроусадеб, где велосипедисты могли отдохнуть и насладиться красотой местных пейзажей.

Достопримечательности на Августовском канале и в его окрестностях

Сегодня на Гродненщине сохранилось множество памятников истории и архитектуры, особенно в окрестностях Августовского канала.

Интересно будет увидеть Домик смотрителя шлюза в стиле русский ампир, построенный в деревне Немново в 1830 году. А сам музей Августовского канала расположился в здании бывшей корчмы. Здесь можно  посмотреть старинные карты местности и схемы канала, рукописные документы, фотографии и предметы быта XIX века.

Для тех, кто не хочет ограничиваться только одним Августовской каналом, можно исследовать достопримечательности в окрестностях на машине или пешком. Маршрут можно начать со шлюза «Домбровка» и далее, через оборонительные сооружения линии Молотова (1939-1941) и агроусадьбу «Тартак», проследовать в городской поселок Сопоцкин, в котором будет интересно посмотреть костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича, а также увидеть усыпальницы князя Гурского и Дьяконской на старинном кладбище.

По дороге в Гродно можно заехать в дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск, который построен по проекту итальянца Джузеппе де Сакко.

Также стоит посетить красивейший усадебно-парковый комплекс Друцких-Гурских с водной системой XIX века и броваром в деревне Радзивилки.

Агроусадьбы и беседки

Если вы предпочитаете комфортный и спокойный отдых, остановитесь в одной из местных агроусадеб. В окрестностях канала их порядка пятнадцати, причем все в пешей доступности до воды. Популярностью у туристов пользуются «Августовский гастинец», «Тартак», «Аннета», «Августовский закуток», «На Августовском канале», гостиница «Сопоцкин» и многие другие.

Набор развлечений, в общем-то, стандартный: баня, шашлыки, конные прогулки, квадроциклы, национальная кухня. В одной из усадеб есть небольшой музей, другая может похвастать собственным экскурсоводом, третья обещает незабываемые рыбалку и охоту.

Если коммерческое гостеприимство не вызывает доверия, можно самостоятельно забронировать беседку с мангалом или садовый домик на берегу канала — обойдется дешевле, но добывать пропитание и развлекать себя придется без посторонней помощи. Стоимость аренды беседок, рассчитанных на 15-50 человек, начинается от 8 рублей в час, а садового домика — от 6 рублей.

Как видите, Августовский канал — место уникальное во всех смыслах

Неважно, белорус вы или иностранец, поклонник активного отдыха или пассивного, фанат национального колорита или международных изысков — приезжайте и вы отдохнете так, что захотите возвращаться снова и снова!

Историческая экскурсия

Для тех, кто предпочитает культурный и познавательный отдых активному, вокруг Августовского канала также достаточно интересных мест – десятки уникальных исторических и архитектурных памятников, что превращает канал и его окрестности в уникальный экологический и историко-культурный регион.

Помимо самих шлюзов, домика смотрителя, небольшого музея Августовского канала, дотов, оставшихся от «Линии Молотова», которые находятся в пешей доступности, немало достопримечательностей и в ближайших населенных пунктах.

Дворцово-парковый комплекс Воловичей в Святске, костел в Сопоцкине, усадьба Гурских в Радзивилках и многое другое будет интересно посетить поклонникам отечественной истории.

Все это можно осмотреть самостоятельно, а можно отдать предпочтение организованности и комфорту и выбрать автобусную экскурсию, стартующую в Гродно, либо похожий маршрут, но с водной составляющей.

Велопрогулка

В период реставрации канала и последующие годы по его берегам было проложено несколько велосипедных маршрутов. Выглядят они очень цивилизованно — дорожки с разметкой и указателями, специальные карты, скамейки и урны на протяжении всего пути радуют путешественников. Если у вас нет возможности или желания везти стального коня с собой, то можно арендовать его на месте, вот только в летние выходные велосипедов чаще всего на всех не хватает.

Прокат велосипедов осуществляется в отделении «Белпочты», с собой нужно иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. По берегам проложено четыре веломаршрута: «Августовский шлях», «Лисья гора», «Путем магната Воловича» и «Линия Молотова».

Каждый маршрут имеет свою тему, свои интересные точки. А вот уровень сложности и протяженность их такова, что даже самый неопытный путешественник не утомится и не заблудится. Проблема может возникнуть только с провиантом — запас воды и перекус лучше брать с собой, поскольку с инфраструктурой по берегам канала пока все сложно, хотя работа в этом направлении ведется. Кстати, веломаршруты на белорусской части Августовского канала планируется включить в европейскую велосипедную сеть.

Кстати, с 2010-го каждый год по живописным окрестностям Августовского канала вдоль государственной границы Беларуси с Польшей и Литвой проходит ежегодный международный любительский веломарафон «Суседзі», в котором может принять участие любой желающий.

Немного из истории…

Августовский канал – уникальное гидросооружение, которое начали строить почти 200 лет назад: «Iдэя стварэння Аўгустоўскага канала належыць графу Францiшку Друцкаму Любецкаму. Яна была прапанавана ў 1824 годзе: злучыць мiж сабой рэкi Вiслу i Неман i вывесцi iх да Балтыйскага мора. Адразу, у гэтым жа годзе, iдэю адобрыў iмператар Расiйскай Iмперыi Александр I i распачалося будаўнiцтва.

Яно спынiлася ў 1830 годзе ў сувязi з Лiстападаўскiм паўстаннем, якое працягнулася да 1831 года, i потым было задушана. Аднавiлася будаўнiцтва ў 1833 годзе i скончылася у 1839. Выкарыстоўвалi канал дзеля таго, каб перапраўляць розную прадукцыю: кшталту муку, крэйду, вугаль i гэтак далей.

У Аўгустове, якi зараз знаходзiцца у Польшчы, быў распаложаны вельмi буйны порт з конямi. Яны дапамагалi цягнуць у цяжка прахадзiмых месцах суда i далей развазiлi дастаўленую прадукцыю. Заняпад Аўгустоўскага канала адбываецца ў другой палове ХIХ стагоддзя, калi яго выкарыстоўвалi толькi для перапраўлення дрэва.

Падчас Другой сусветнай вайны варта адзначыць, што канал быў трохi панiшчаны. Яго пашкодзiлi i ўзарвалi, нават, тры аб’екты пераправы. Да 1970 года канал быў цалкам занятбалы i толькi з атрыманнем незалежнасцi Беларусi ён пачаў адбудоўвацца» – рассказал Алексей Кайрис, магистр исторических наук.

Также, Алексей отмечает, что процесс обновления еще продолжается. И надеется, что в будущем Августовский канал будет более приспособленным,  исторически обновленным и информационно освещенным для привлечения как иностранных, так и внутренних туристов. Особенно, с учетом того, что наша туристическая зона является безвизовой.

Авторы: Диана Абраменко, Виктория Якушева, Лариса Сыроваткина, Людмила Ровдо.

Следите за нами в Telegram , Viber и Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot

Экономика и туризм

Канал был предназначен для обеспечения связи с портами Балтийского моря, находящимися под контролем России. В конце концов, канал не был достроен, и оставалось только соединение между Вислой и Неманом. Он обеспечивал транспортировку лошадьми сельскохозяйственной и лесной продукции. Он мог вместить здания длиной 40 метров, шириной 5  метров и перевозить до 10 тонн грузов.

Его туристическое призвание началось уже между двумя мировыми войнами из-за разрушений во время Первой мировой войны , конкуренции со стороны железной дороги, которая все еще развивалась, и ее более быстрых возможностей тяжелого транспорта, которые она предлагала. Это туристическое призвание продолжается, несмотря на пограничные проблемы между различными европейскими регионами.

Канал также расположен в восточной части Мазурского региона озер и девственных лесов Августова  (en), которые являются привлекательными для туристов местами на пересечении трех стран: Польши, Литвы и Беларуси.

ПРОГРАММА ТУРА

Гродно — самый красивый город Беларуси! Аромат его старины невозможно спутать ни с чем. Он привольно и роскошно расположился на Замковой горе, там, где Неман делает крутой поворот к литовской границе… Следуя по этому маршруту, путешественник сможет припасть к животворной кринице прошлого, из которой веками черпали силы старинные поселения Понеманья — края замков, рыцарей и поэтов.

Удивительной красоты пейзажи и история многочисленных населенных пунктов, расположенных вблизи дороги в ГРОДНО, оставят у путешественника яркие воспоминания. Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по городу-музею. В его историко-культурном наследии ведущую роль доныне играют замечательные архитектурные ансамбли различных эпох и стилей. Постройки гродненской архитектурной школы XII в. соседствуют со зданиями модернистов и конструктивистов XX в. А кроме того, готика, ренессанс, зрелое барокко и строгий классицизм… В прошлом город выполнял роль столицы Речи Посполитой, с ним связаны судьбоносные события нашей истории. Королевский готический замок (т. н. СТАРЫЙ ЗАМОК) возник во времена Витовта. В конце XVI в. король Стефан Баторий перестроил его в ренессансный дворец, сыгравший значительную роль в истории государства. Сейчас замок на реконструкции — возвращает свой первоначальный королевский облик! Рядом находится НОВЫЙ ЗАМОК (XVIII в.), где проходили драматические события второго и третьего разделов Речи Посполитой — так называемый «молчаливый сейм». Оба замка живописно раскинулись на высоком берегу Немана. В Гродно также множество костелов и церквей; здесь находится самая старая церковь Беларуси — Коложская, построенная еще в XII в. Самый монументальный и изысканный гродненский костел — Фарный (бывший иезуитский) поражает величием фасада и скульптурным богатством интерьера. На улицах, расходящихся во все стороны от бывшей Рыночной площади, сохранились многочисленные монастыри — католические (бернардинский, бригитский, францисканский) и православный Рождества Богородицы, а также особняки знати и рядовая застройка. На самой изысканной пешеходной улице города — Советской — Вы увидите старинную рядовую гражданскую застройку города и поймете, что такое «человеческий» масштаб в архитектуре. Здесь же уютные кафе с изысканными интерьерами и знаменитыми гродненскими угощениями…

Выезд на Августовский канал. По дороге увидим достопримечательности этой части Гродненщины: старинные местечки, стройные силуэты костелов и церквей; В де­рев­не СВЯТСК со­хра­нил­ся дворцово-парковый ан­самбль Ва­ло­ви­чей, созданный в 1779 г. по про­ек­ту ита­льян­ско­го ар­хи­тек­то­ра Джу­зеп­пе Сак­ко. Дворец со­еди­нил в се­бе ба­рок­ко и клас­си­цизм. Пейзажный парк с че­тырь­мя пру­да­ми и неоготической каплицей оттеняет кра­со­ту двор­ца, наполняя его живым ды­ха­ни­ем при­ро­ды. Сейчас здесь заканчиваются реставрационные ра­бо­ты; осмотр двор­ца сна­ру­жи. А в жи­во­пис­ в живописном городке Сопоцкин осмотрим изящный костел Вознесения Девы Марии 1789 г. АВГУСТОВСКИЙ КАНАЛ — выдающееся гидротехническое сооружение XIX века, один из крупнейших каналов Европы, включенный в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман. Его общая длина составляет более 100 км, из них 22 км проходит по территории Беларуси. Уникальные гидротехнические сооружения канала и непревзойденной красоты природные ландшафты привлекают сюда тысячи туристов. Здесь нас ожидает ПРОГУЛКА НА ТЕПЛОХОДЕ по Августовскому каналу. Большое количество шлюзов и разводных мостов добавляют к прекрасным ландшафтам некоторую техногенную изюминку… Незабываемые впечатления и прекрасные фотографии Вам гарантированы!

В стоимость входит:

  • Проезд автобусом туркласса
  • Экскурсия по маршруту
  • Экс­кур­сия в Коложскую цер­ковь
  • По­се­ще­ние Фар­но­го ко­сте­ла в Грод­но
  • Осмотр двор­ца Ва­ло­ви­чей в Святске (сна­ру­жи, без за­хо­да)
  • Осмотр ко­сте­ла Воз­не­се­ния Де­вы Ма­рии в Со­поц­ки­не
  • Катание на теплоходе по Августовскому каналу
  • Обед
  • Фирменный сувенир

Примечание: Туристическое агентство оставляет за собой право изменять порядок посещения объектов (экскурсий) и вносить некоторые изменения в программу без уменьшения объема и качества услуг. Фирма не несет ответственности за задержки, связанные с погодными условиями, пробками на дорогах, ситуациями форс-мажора, а также другими, независящими от фирмы обстоятельствами.

Размещено: 30.07.2021

История канала

Один из крупнейших европейских каналов появился в XIX веке, и на тот момент представлял торжество передовых технологий. Он соединил Неман и Вислу, начинаясь от Августова и почти доходя до Гродно. Для него было проложено 45 км. искусственного русла. Полная протяженность составляет 102 км. Средняя глубина русла составляет 2 м. Основная часть шлюзов и самого водного пути пролегает по территории Польши.

Августовский канал на карте Белоруссии идет в сторону Гродно, его протяженность не превышает 22 км. Через несколько лет наступит юбилей, в 2024 году исполнится ровно 200 лет с момента, когда было начато строительство. Оно длилось 15 лет, авторство проекта принадлежало Игнатию Протзинскому. После высочайшего одобрения императора Александра I на строительстве задействовали 7 тыс. рабочих. Уникальность канала в его рукотворном русле. Система включает:

  • 25 плотин;
  • 14 мостов;
  • 18 шлюзов;
  • 24 технических станции.

Стоимость сооружения превысила 1,5 млн. Пор нему сплавляли древесину, товары для экспорта. Августовский канал в Гродно быстро потерял транспортную ценность после начала развития железнодорожного сообщения. Гораздо выгоднее и безопаснее стало переправлять грузы по суше во вместительных вагонах. После этого началось развитие туристического направления.

Удивительные в своей первозданной красоте места, обилие птиц и животных, включая редкие виды, создало устойчивый интерес к путешествиям по каналу, пешеходным тропам вдоль его берега.

Начало туризма

Первые маршруты открылись в 1909 году, позже пешие прогулки сменились более удобными конными. Первая мировая война пощадила Августовский канал, повреждения были незначительными. После реставрации сооружений туризм стал развиваться с удвоенной силой. Прогулки по берегу дополнились круизами на колесных пароходах, открылись яхт-клубы, начали осваивать русло байдарки. Описание Августовского канала в Беларуси внесли в туристический путеводитель.

Вторая мировая война принесла огромные разрушения, по берегу проходила линия сопротивления, с того времени остались фрагменты дотов и окопов. Большинство гидротехнических сооружений пришлось восстанавливать из руин. В 2004 году Августовский канал был внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Обновление канала

По решению правительства Белоруссии была начата масштабная реставрация. В рамках работ очистили русло, убрали или укрепили обрушившиеся участки берега, восстановили часть мостов, переоборудовали шлюзы. Разводные мостики и информационные таблички обновили, сохранив первоначальны вид. Открыли сезонный пункт пропуска для байдарок и пеших маршрутов.

Кому теплоход?

В будние дни прокат на «Домбровке» почти не востребован: лодки, катамараны, велосипеды, которые пользовались спросом, простаивают. Шлюз оживает на выходных, когда прибывают гродненцы.

Аренда лодки или катамарана стоит 10 рублей, велосипеда — 5 рублей в час. Есть карта с веломаршрутами — выбирай и катайся. Можно устроить пикник в беседках или под навесами (садовый домик стоит 3 рубля в час, навес с мангалом — 6 рублей).

Нет огромных очередей на теплоход «Неман», на котором любили плавать по каналу «безвизовые» туристы, приезжавшие автобусами. Можно свободно купить билет (8 рублей, дети до 5 лет бесплатно), главное — дождаться ещё с десяток желающих.

Есть где остановиться с палаткой. Поляна для кемпинга находится в начале деревни Рынковцы: надо повернуть налево и спуститься к каналу. Впрочем, мест для дикого отдыха хватает.

Как добраться до Августовского канала

Один из основных вопросов : как доехать? Рассказываем.

Расстояние от Гродно до канала чуть больше 30 км. Добраться можно несколькими способами: автомобиль, велосипед, автобус. Однако, последний ходит редко, что создает неудобства у желающих отдохнуть на канале.

Гродно – Немново.

Время отправления:

Среда, суббота, воскресенье – 08:45 ( стоимость – 4 руб.94 коп.);

Среда, пятница, суббота, воскресенье – 18:10 (стоимость – 5 руб. 23 коп.);

Гродно – Горячки (стоимость до ост. Соничи – 4 руб. 08 коп.);

Ежедневно( кроме воскресенья) – 05:40;

Ежедневно – 13:35;

Среда, пятница, суббота, воскресенье – 18:10.

Гродно – Калеты (стоимость – 4 руб. 34 коп. )

Суббота  – 8:00, 17:20

Круизы

Начало водным прогулкам было положено в начале XX века, когда по каналу начали курсировать 2 колесных парохода. Эстафету приняли теплоходы «Ольга Соломонова», берущая на борт до 100 человек и «Неман», грузоподъемность которого вполовину меньше. Прогулка на большом теплоходе рассчитана на 1 день, за это время он проходит около 20 км., путешествие начинается от Гродно. Во время поездки можно в деталях рассмотреть мосты, шлюзы, дома смотрителей, станции обслуживания.

«Неман» арендуется для часовых прогулок, на нем часто проводятся экскурсии по каналу, сопровождаемые яркими и образными рассказами гидов о видах животных и птиц, тонком балансе, на котором держится равновесие экосистемы заказника «Гродненская пуща». Стоимость часовой прогулки около 70-80 руб.

Также туристы могут арендовать катамаран, водный велосипед, пройти по пешеходным маршрутам и отдохнуть в мини-гостинице. Самыми популярные водными маршрутами для байдарок, яхт и прогулочных катеров считаются:

  • Августовское колечко;
  • Неизвестная Европа;
  • Августовский канал – Беловежская пуща.

Они разные по протяженности, сложности и стоимости, но каждый из них дает уникальную возможность увидеть нетронутую природу, бережно сохраняемую для потомков.

Катание на теплоходе

Если наблюдать за неспешно проплывающими за бортом пейзажами хочется без физической нагрузки, стоит воспользоваться услугами местного теплохода. Теплоход «Неман» в теплое время года работает практически ежедневно — его бронируют организованные группы и туроператоры, но в выходные есть несколько рейсов, на которые может попасть любой желающий. 

В 2017 году открытие водного сезона состоится 14 апреля, но для больших групп при отсутствии природных катаклизмов могут сделать исключение, ведь «Неман» уже готов к плаванию. Правда, есть небольшая особенность — точного расписания рейсов нет, поскольку очень часто теплоход забронирован организованными группами. Чтобы попасть на борт, нужно позвонить по номеру 8 044 555-36-40 и рассказать о своем желании. Вам сообщат, когда планируется ближайший свободный рейс или помогут присоединиться к туристической группе. Билет для взрослого стоит 8 рублей, а маленькие дети, не занимающие отдельного места, катаются бесплатно.

Интереснее всего попасть в рейс со шлюзованием — уникальный четырехкамерный шлюз в районе вышеупомянутой деревни позволяет за четыре этапа преодолеть почти десятиметровый перепад высоты, правда растянется это удовольствие на целый час.

Водное пересечение границы: Беларусь-Польша по Августовскому каналу

По шлюзу Кужинец проходит белорусско-польская государственная граница, где с 2005 года был открыт международный пункт пропуска через границу (только для путешественников на лодках и байдарках) «Лесная-Рудовка».

В 2014 году после реконструкции последнего шлюза на польской стороне открылся водный маршрут и для моторных яхт Августов – Гродно – Друскининкай.

С осени 2016 года гражданам нескольких десятков государств, включая все страны Западной Европы, разрешается посещать территорию Августовского канал без виз по специальной туристической путёвке, приобретённой через интернет не поздней, чем за 24 часа до въезда в Беларусь. Срок такого безвизового пребывания — не более 5 дней.

История строительства

Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому государственному деятелю, министру польской экономики, князю Франциску-Ксаверию Друцкому-Любецкому (1779—1846). В 1821 году Пруссия в одностороннем порядке ввела запретительные таможенные пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию, практически заблокировав доступ к морю торговцам. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к российским портам в Курляндии. В 1824 году проект канала общей длиной в 395 км был представлен императору Александру I, который в том же году его одобрил.

Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский (1792—1850). В 1826 году он был арестован из-за нелояльности, а впоследствии занимал высокий пост у польских революционеров после «ноябрьского восстания». Основные работы между тем были закончены к 1830 году. Во время польской революции (1830—1831) вплоть до её подавления работы не велись. Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана. Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов.

Последняя часть канала («Виндавская»), которая должна была бы соединить новый торговый путь с курляндским портом Виндава (ныне латвийский Вентспилс), не была построена — способствовало этому Польское восстание 1830 года («ноябрьское»). А главное — с 1837 года в России стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались. Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно. По каналу ходили деревянные баржи «берлины», против течения их вели по «тягловым» дорогам либо с помощью конной упряжки, либо (крайне редко) баржу тянули бурлаки.

Августовский канал в Польше

Между мировыми войнами канал впервые стал туристическим объектом. На шлюзе Домбровка (польск.) ежегодно с большим размахом проходил так называемый «Праздник моря». По маршруту Гродно-Августов-Гродно регулярно курсировали два пассажирских колёсных парохода. Вдоль Канала пролегал престижный туристический маршрут, обеспечиваемый превосходными условиями для плавания на лодках и байдарках. Во время боевых действий Второй мировой войны гидротехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток (53°52′13″ с. ш. 23°40′17″ в. д.HGЯO). Отступая, немецкие войска взорвали 3 шлюза, 8 плотин и несколько мостов. После войны польская часть канала была восстановлена и использовалась в туристических целях; белорусская часть оставалась в запустении. В 2004—2006 годах были проведены реставрационные работы и на белорусской части Августовского канала.

В 2005 году на канале был открыт международный пункт пропуска через границу только для путешественников на лодках и байдарках «Лесная-Рудовка». В октябре 2008 года пограничные власти Польши и Белоруссии договорились о скорейшем открытии этого погранперехода также для пешеходов и велосипедистов.

В своё время Канал был технологическим чудом, так как имеет большое количество шлюзов, добавляющих к прекрасным природным ландшафтам некоторую техногенную изюминку. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман и обеспечивал связь с Чёрным морем на юге через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector