Судоходные каналы: 10 самых знаменитых сооружений в мире
Содержание:
- Потери воды из каналов
- Лена
- Судоходные каналы по основным функциям
- Расчёт каналов
- Волго-Донской канал сегодня
- Каналы — Искусственные водные пути в России и за Рубежом
- Что такое навигация маломерных судов
- Волго-Донской судоходный канал
- Среднегерманский канал
- Бесплатные каналы на популярных спутниках – список каналов в свободным доступом
- Другие спутники
- Таблица самых крупных рек РФ
- Сооружения на каналах
- Река Дон
- Панамский канал (Панама)
- Первые искусственные водные пути
- Ответственность судоводителя за нарушение правил навигации маломерных судов
- Волго-Донской судоходный канал
- Енисей
Потери воды из каналов
Потери воды из каналов обусловлены как её испарением с поверхности открытых каналов, так и её фильтрацией через стенки и дно русла. При этом потери на испарение в большинстве случаев весьма малы, тогда как потери на фильтрацию могут достигать очень больших величин, заметно снижающих экономическую эффективность канала. Вдобавок к этому обводнение близлежащего грунта может привести к заболачиванию местности, при просадочных грунтах — к деформациям канала и разрушению сооружений, в горных условиях — к опасным обрушениям и селям.
Без подпора в необлицованном канале | С подпором в необлицованном канале | Без подпора в облицованном канале | С подпором в облицованном канале |
---|---|---|---|
1 — начальный уровень грунтовых вод 2 — граница растекания 3 — фронт движения зоны обводнения 4 — капельный поток |
Различают две стадии фильтрации: свободную и с подпором. При несвободной фильтрации с подпором фильтрационный поток из канала соприкасается с грунтовым потоком и подпирается им.
Бороться с фильтрацией можно как устройством облицовки дна и русла, так и снижением водопроницаемости грунта русла, что можно достичь механическим уплотнением и кольматажем — заполнением пор грунта мелкими частицами, например, для песчаных грунтов может применяться их кольматаж глинистыми и илистыми грунтами. Особым способом снижения водопроницаемости является способ добавления в грунт канала специальных материалов. Сюда можно отнести искусственное осолонение грунта, искусственное оглеение, нефтевание и т. п., однако такие методы ведут к загрязнению водного потока.
Лена
Река Лена
Самая длинная река в России, начинает путь в районе Байкальского хребта и отдает воды морю Лаптевых.
Место истока — высокогорное озеро с соответствующей табличкой на берегу. Лена протекает в условиях вечной мерзлоты, на большей части пути ее окружают болота и непроходимая тайга. Протяженность русла составляет 4400 км, акватория занимает 2 490 000 кв. км.
Питание русла осуществляется за счет снега и сезонных дождей.
Ввиду резко-континентального климата Лена 7-9 месяцев скована льдом. Формирование покрова начинается в сентябре-октябре. Вскрывается река в мае.
Навигационный период недолгий, но в летние месяцы наблюдается активное судоходство. Это круизные, пассажирские и грузовые суда. Встречаются экстремалы на плотах и байдарках.
Лена сохранила природную чистоту воды. Природа позаботилась так, что человек не смог ее победить. Это самая протяженная река в России, на которой нет ни одной ГЭС или плотины. Также она вошла в перечень десяти крупнейших рек планеты.
Лена привлекает туристов необычной достопримечательностью — Ленскими столбами. Скалы до 100 метров в высоту нависают над водой.
Судоходные каналы по основным функциям
Судоходные каналы по основным функциям бывают:
- соединительные каналы между судоходными реками и морями (Суэцкий, построенный в 1869, Панамский (1914) каналы и др.);
- обходные (обводные) каналы, проходящие в обход труднопроходимых участков открытых водоемов, например, озёр и морей (каналы Онежский, Приладожский, Береговой Мексиканский и др.), или в обход участков рек с порогами;
- выпрямительные каналы — для уменьшения извилистости реки и сокращения длины водного пути (, ;
- подходные каналы — судоходные подходы с моря, озера или реки к населённым пунктам, внутренним портам, промышленных предприятий, сельскохозяйственных районов (Морской канал в Санкт-Петербурге, Манчестерский канал и др.).
Обходные, выпрямительные и подходные каналы строят обычно открытыми (нешлюзоваными). Почти все соединительные каналы — шлюзованные, из-за значительной, разности уровней в реках (морях), соединяемых, а также из-за необходимости уменьшения объёмов земляных работ при проведении каналов через водоразделы. Вода в шлюзованные каналы подается самотеком (самотечные каналы) или насосными станциями (машинные каналы).
Уэллендский канал в Канаде протяжённостью 42 км связывает озеро Онтарио с озером Эри восьмью шлюзами, позволяя кораблям обходить Ниагарский водопад высотой 51 м
Судоходные каналы характеризуются значительной протяженностью (например, длина берегового канала в США от Нью-Йорка до полуострова Флорида около 1,8 тыс. Км, Беломорско-Балтийского канала — 227 км, Днепровско-Бугского канала — 196 км, Суэцкого канала — 171 км, Панамского канала — 81,6 км) и большими размерами поперечного сечения (ширина по зеркалу Суэцкого канала 120—150 м, глубина 12-13 м).
Каналы существенно улучшили связь между океанами, и с момента их открытия отпала необходимость плыть вокруг материков, чтобы попасть с Атлантики до Тихого океана или с Средиземноморья до Индийского океана.
Шлюз на обводном канале дамбы.
Расчёт каналов
В общем случае небольшие каналы рассчитываются в предположении равномерного движения воды. Для определения скорости и расхода используют формулы Шези:
- V=CR⋅I ,{\displaystyle V=C{\sqrt {R\cdot I}}~,}
- Q=ωCR⋅I ,{\displaystyle Q=\omega C{\sqrt {R\cdot I}}~,}
где:
- V{\displaystyle V} — средняя скорость потока, м/с;
- Q{\displaystyle Q} — средний расход воды, м³;
- C{\displaystyle C} — коэффициент сопротивления трения по длине (коэффициент Шези), м0,5/с, являющийся интегральной характеристикой сил сопротивления;
- R{\displaystyle R} — гидравлический радиус, м;
- I{\displaystyle I} — гидравлический уклон, который при равномерном движении потока со свободной поверхностью равен уклону свободной поверхности;
- ω{\displaystyle \omega } — площадь живого сечения, м².
Расход воды в канале определяется водохозяйственными расчётами. Задача сводится к определению сечения канала и его размеров при сравнительно узком диапазоне возможной скорости потока. Узость диапазона скорости диктуется тем, что русло с, одной стороны, не должно размываться, а с другой — не должно заиливаться. Расчёт предельных скоростей по заиливанию и размыванию является сложной задачей и решается приближёнными методами. Для большинства материалов размывающие скорости определены и приводятся в соответствующих таблицах в зависимости от глубины потока.
Учёт русловых процессов
Многие крупные каналы по своей сути представляют собой искусственные реки. Часто они не имеют укрепления дна и откосов, что обуславливает протекание русловых процессов, свойственных обычным рекам. Это становится наиболее очевидным при использовании в строительстве каналов русел естественных водотоков. Большая протяжённость каналов, большие расходы воды, влияние стока с прилегающего бассейна, — всё это делает расчёт каналов сложной гидротехнической задачей.
Волго-Донской канал сегодня
Значение Волго-Донского канала трудно переоценить. В то время, как многие великие стройки коммунизма медленно зарастают ковылем и лопухами, канал продолжает работать с полной загрузкой, обеспечивая дешевую и эффективную транспортную и туристическую систему.
Волгодон давно компенсировал стране и народу те гигантские жертвы, которые были принесены при его строительстве. Затопив огромные площади плодородных земель, канал принес воду на ранее засушливые территории, сделав их плодоносными. Оросительные каналы Волгодона действуют и сегодня.
Размеры канала впечатляют. Его длина – 101 км, глубина доходит до 3,5 м, количество шлюзов – 13. Инфраструктура Волгодона включает в себя три водохранилища – Варваринское, Береславское и Карповское. По обеим сторонам канала расположены рабочие поселки, в которых проживает обслуживающий водную артерию персонал.
Каналы — Искусственные водные пути в России и за Рубежом
Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза;
Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада;
Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями;
Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.
Если Вам понравился какой-либо маршрут — Вы можете выбрать маршрут его плавания и забронировать путевку.
Желаем Вам приятного путешествия!
Что такое навигация маломерных судов
Прежде всего предлагаем разобраться в сути понятия «навигация». По своему происхождению этот термин больше связан с экономикой и торговлей, т.к. в широком смысле под навигацией принято подразумевать движение крупных коммерческих и пассажирских судов по водным каналам. Но со временем понятие «период навигации» также распространилось на небольшие любительские лодки, рыбацкие катера, спортивные яхты и гидроциклы. Таким образом, сегодня навигация – это передвижение любых судов по водным путям.
Что же касается конкретно сроков, то они связаны с безопасностью коммерческого или пассажирского судоходства, а также навигации маломерных судов. Дело в том, что в Российской Федерации природные условия зачастую не позволяют эксплуатировать водные каналы в течение всего года. Поэтому важнейшей задачей государства является обеспечение безопасного использования водных путей. С этим моментом связаны многие нормативные акты, но для владельцев маломерного транспорта наиболее существенными считаются два документа:
- Распоряжение Федерального агентства речного и морского транспорта («Росморречфлот») об установлении сроков работы судоходных гидротехнических сооружений на текущий год.
- Постановление регионального правительства о правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
Первый акт регламентирует использование шлюзов на реках и судоходных каналах. Так что если вы выходите на водоемы с подобными гидротехническими сооружениями, то следует придерживаться тех сроков, которые указаны в данном распоряжении.
В большинстве же случаев навигация маломерных судов связана именно с областными постановлениями. Гидротехнические сооружения используются на малом количестве водоемов, а вот воздействию метеорологических условий и природных стихий подвержены все объекты. И в таком случае задача обеспечения безопасности ложится уже «на плечи» местного правительства. Поэтому именно региональные власти утверждают открытие навигации для маломерных судов или запрет на использование водных объектов для плавания.
О том, что конкретно влияет на установление этих сроков, и какие даты характерны для большинства регионов РФ, подробно расскажем в следующем разделе.
Волго-Донской судоходный канал
От Волгограда до Калача-на-Дону протянулся один из каналов России — Волго-Донской имени В. И. Ленина. Он соединил две крупнейшие реки — Волгу и Дон. Русло простирается примерно на 101 км, из которых 45 километров приходится на водохранилища. Минимальная глубина судоходного канала составила 3,5 метра.
Для полного преодоления водного пути из Волги в Дон кораблям приходится столкнуться с прохождением тринадцати шлюзных сооружений. Они представляют собой Волжскую и Донскую шлюзовые лестницы. Высота первой достигает 88 метров и включает в себя девять однокамерных однониточных шлюзов, а вторая поднимается на 44,5 метров и состоит из четырех шлюзов аналогичной конструкции.
Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами колеблется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. Канал проложен по Береславскому, Варваровскому и Карповскому искусственным водохранилищам. Время прохождения водной акватории судами составляет 10-12 часов.
Среднегерманский канал
Свой судоходный путь существует и в Германии
Он носит название Среднегерманский канал и является важной полноводной артерией, соединяя Рейн через водотоки Дортмунд-Эмс и Рейн-Херне с крупными реками государства, в числе которых Везер, Эльба, Эмс, Одер, а также несколько озер
Длина Среднегерманского канала — 325,7 км. Он популярен крайне живописными прибрежными видами, которые притягивают сюда большое количество людей. Помимо окрестностей ценители зеленого ландшафта могут также наслаждаться красотой мостов и экзотическими строениями, предназначенными для переправы судов. Наиболее популярны на канале Минденский и Магдебургский протоки, которые и по сей день притягивают к себе толпы туристов и ценителей прекрасного.
Реферат на тему:
Бесплатные каналы на популярных спутниках – список каналов в свободным доступом
Спутник Astra – список частот и бесплатных русских каналов
Спутник «Astra» не является единственным в своем роде, он вещает на несколько разных территории, а всего спутников четыре. Один спутник серии «Astra» популярен на территории Украины, его используют местные телеканалы.
Используются частоты:
- 12360 V;
- 12437 V;
- 11766 H;
- 12322 V;
- 12380 H;
- 12734 H;
- 12130 V;
- 12341 H;
- 12303 H;
- 12245 V;
- 12284 V;
- 12073 H;
- 11747 V.
Список бесплатных русскоязычных каналов:
- UkrLive;
- Интер + * (требуется BISS ключ: 12 34 AC F2 12 34 AC F2 / ID:1EF6);
- Надия ТВ (требуется BISS ключ: 11 22 33 00 44 55 66 00 / ID:1B03);
- Киев ТВ;
- Апостроф ТВ;
- Дом ТВ;
- ТВ 5;
- Прямий;
- Макси ТВ;
- 5 Канал;
- ICTV UA;
- UA Культура;
- 4 Канал;
- 8 Канал Int;
- Украина 24 HD;
- Униан ТВ;
- Белсат ТВ;
- Обоз ТВ;
- Украина 24;
- 1+1 International (требуется BISS ключ: 1A 2B 3C 00 4D 5E 6F 00 / ID:17ED);
- Science Europe;
- Kyiv Live;
- ID Xtra Europe;
- Sirius TV;
- Сварожичи;
- TLC Pan Regional;
- 5 канал HD;
- Донбасс;
- Донбас онлайн;
- Украина24;
- GunAz TV;
- Журнал ТВ HD;
- Винтаж ТВ;
- Animal Planet Europe;
- Глас;
- 5 канал;
- Рада;
- 34 канал (требуется BISS ключ: A5 EB 22 B2 57 6F 75 3B / ID:0B67);
- Sonata TV;
- Розпакуй;
- Зоряний;
- Винтаж;
- Новый христианский;
- Натали;
- Эспресо ТВ;
- Караван ТВ;
- Рада;
- Интер +;
- Аверс;
- Сонце ТВ;
- Центральный;
- Discovery Europe.
Спутник Amos – частота и список бесплатных русских каналов
Как и предшественник, «Amos» транслирует в основном на Украину, однако имеет и румынские, израильские и венгерские телеканалы.
Используются частоты:
- 11175 H;
- 12340 H;
- 12411 H;
- 11140 H.
Список бесплатных русскоязычных каналов:
- ATR SD;
- Прованс;
- Lale SD;
- ATR HD;
- News 24;
- Миледи ТВ;
- UA Донбасс;
- Черноморская ТРК;
- 12 канал;
- Эко ТВ;
- ОТБ Галичина;
- UA Закарпаття;
- UA Культура (требуется BISS ключ: 10 06 10 26 11 07 12 29 / ID: 9);
- Донеччина TV;
- 8 канал (требуется BISS ключ: 22 22 22 66 22 22 22 66 / ID:C);
- Бутик ТВ;
- Прямой HD;
- Прямой SD;
- UA Крым;
- Наш;
- 5 Канал SD;
- UA Первый (требуется BISS ключ: 10 06 10 26 11 07 11 29 / ID:D);
- ICTV UA;
- Первый Деловой;
- ЧП Инфо;
- Geniune TV;
- Перший Західний HD;
- Малятко ТВ;
- Теле Всесвiт;
- 4 канал;
- Odesa Live.
Спутник ABS
Основную популярность спутник имеет на территории Евразии, он покрывает почти всю ее площадь.
Используются частоты:
- 11045 H;
- 11559 V;
- 10985 H;
- 11531 V;
- 11473 V;
- 11920 V;
- 11490 V;
- 12653 V;
- 12160 V;
- 12100 V;
- 11665 V;
- 11605 V.
Список бесплатных русскоязычных каналов:
- ТНТ 4;
- Пятница;
- Звезда;
- Вместе РФ;
- Shopping TV;
- 2×2;
- Москва 24;
- Мир 2;
- Союз;
- РБК;
- Мир HD;
- ТНТ;
- Точка ТВ;
- Конный мир;
- Телеканал 360;
- Калейдоскоп;
- ТНТ +7, +4;
- Мир;
- RU TV;
- Мой мир;
- ТНТ +2;
- Беларусь 24;
- 8 канал;
- ТВ3 +4, +2;
- TV SHOP;
- Москва доверие;
- ТРО;
- Fashion TV;
- Мир +4.
Русские каналы на Hotbird
Этот спутник передает информацию на большинство европейских стран. Платные пакеты могут предложить иностранные каналы, а русскоязычные имеют открытый доступ.
Используются частоты:
- 11566 H;
- 12597 V;
- 12399 H;
- 11034 V;
- 11393 V;
- 12226 V;
- 10815 H;
- 11179 H;
- 12476 H;
- 11334 H;
- 12149 V;
- 11727 V;
- 11623 V;
- 10992 V;
- 11240 V;
- 12520 V;
- 11662 V;
- 11219 H;
- 11296 H;
- 12577 H;
- 10758 V;
- 11747 H;
- 12539 H;
- 11642 H;
- 10930 H;
- 11075 V.
Список бесплатных русскоязычных каналов:
- ТНТ;
- Нтв Мир;
- Русский Бестселлер;
- TV RUS;
- СТС;
- ОРТ HD;
- РБК;
- 8 TV RU;
- Настоящее время;
- ОРТ (1 канал);
- Новый мир;
- Euronews;
- RU-TV;
- Россия 24;
- Шансон;
- Союз;
- Вести;
- РТР Планета;
- MusicBox Russia;
- К+ и некоторые другие.
Бесплатные русскоязычные каналы на спутниках HOTBIRD13E, ASTRA 31.5E на 2021 год в свободном доступе по состоянию на июль:
Watch this video on YouTube
Спутник Ямал
Данный спутник имеет несколько физический вариаций. Каждый передает информацию разных телеканалов с общим доступом.
Используются частоты:
- 11650 H;
- 11265 H;
- 11385 H;
- 3675 L;
- 3588 L;
- 10972 H;
- 3595 L;
- 3969 L;
- 12719 V;
- 11471 V;
- 3645 L;
- 11669 H;
- 3600 L;
- 11485 V;
- 11241 V;
- 3582 L.
Список бесплатных русскоязычных каналов на спутнике Ямал:
- “Россия24”;
- “Домашний”;
- “Россия2”;
- “НТВ”;
- “ТНТ”;
- “Перец”;
- “РЕН-ТВ”;
- “ТВ3”;
- “Звезда”;
- “НТВ”;
- “Ю”;.
- “Дисней”;
- “СТС” и некоторые другие.
На каком спутнике больше всего бесплатных русских каналов на 2021 год – что предлагают в свободном доступе популярные спутники:
Watch this video on YouTube
Другие спутники
Актуальность сигнала со спутников полностью зависит от территориального местоположения.
К примеру, Дальний Восток на территории России использует отдельный спутник «Экспресс» с выделенными частотами.
Он поддерживает как платные, так и пакеты с бесплатным доступом, однако время трансляции смещено на местное. А спутник «Бонум» распространяет услуги спутникового телевидения на Сибирь и близлежащие регионы.
На каких спутниках большинство русскоязычных каналов в свободном доступе
Когда есть необходимость в бесплатных русскоязычных каналах, а также их количестве, следует выделить оставшиеся спутники: «Интелсат», «АзерСпейс», «Горизонт». Спутник «Интелсат» достаточно популярен из-за достаточного разнообразия радиостанций.
Также, некоторые русские телеканалы присутствуют в списке спутника «Азиасат», но он так и не обрел широкого распространения в странах СНГ.
Настройка русскоязычных и украинских каналов на спутнике:
Watch this video on YouTube
Территориальное расположение и личные предпочтения — это главное, что следует учитывать при поиске русскоязычных телеканалов. Если преследовать цель экономии денежных средств, то, конечно, можно время от времени менять настройки ресивера.
Однако, нужно быть готовым к тому, что каналы будут периодически исчезать Чтобы их вернуть, придется вызывать специалиста, который потребует определенную сумму за свои услуги.
Даже спутниковые решения не могут обеспечить бесплатное телевидение одновременно с качественной картинкой и звуком. Оборудование очень зависимо от погодных условий, а также всегда есть шанс возникновения внезапных помех. Каждая поломка будет обходиться в копеечку.
Таблица самых крупных рек РФ
Название реки | Длина на территории России, км | Общая длина, км | Бассейн, км² | Расход воды, м³/с | Место впадения (Устье) |
р. Лена | 4400 | 4400 | 2,49 млн | 16350 | Море Лаптевых |
р. Обь | 3650 | 3650 | 2,99 млн | 12492 | Карское море |
р. Волга | 3530 | 3530 | 1,36 млн | 8060 | Каспийское море |
р. Енисей | 3487 | 3487 | 2,58 млн | 19800 | Карское море |
р. Нижняя Тунгуска | 2989 | 2989 | 473 тыс | 3680 | р. Енисей |
р. Амур | 2824 | 2824 | 1,86 млн | 12800 | Охотское море |
р. Вилюй | 2650 | 2650 | 454 тыс | 1468 | р. Лена |
р. Колыма | 2129 | 2129 | 643 тыс | 3800 | Восточно-Сибирское море |
р. Урал | 1550 | 2428 | 231 тыс | 400 | Каспийское море |
р. Дон | 1870 | 1870 | 422 тыс | 900 | Азовское море |
Мне нравится5Не нравится
Сооружения на каналах
Строительство каналов почти всегда требует устройства дополнительных сооружений, которые можно разделить на несколько категорий:
- водопроводящие сооружения;
- сопрягающие сооружения;
- сооружения, регулирующие общий режим канала.
Водопроводящие сооружения
Водопроводящими сооружениями могут заменяться отдельные участки каналов как по экономическим, так и техническим причинам. К таким сооружениям относятся лотки, трубы, туннели, акведуки, дюкеры, селеспуски и пр.
В тех случаях, когда грунтовые условия не позволяют устроить надёжное русло канала или рельеф местности, где проходит участок трассы канала, слишком сложный (сильно пересеченная местность, горные склоны и т. п.) целесообразно использование лотков. Лотки также представляют собой искусственные русла, однако они располагаются на поверхности земли или же устраиваются над землёй на опорах. Лотки могут выполняться из дерева, железобетона, металла и прочих материалов. Движение воды в лотках безнапорное. Иногда лотки сверху защищают каким-либо покрытием, что приближает их по своей сути к трубам. Площадь сечения лотка обычно меньше, чем канала, в связи с этим им придают больший уклон. Пропускная способность лотка рассчитывается из его интерпретации как водослива с широким порогом в канал.
Акведуки устраивают в местах пересечения каналом какого-либо препятствия: реки, оврага, дороги и т. п. От лотка на опорах акведук отличает капитальная конструкция. В этом плане акведуки ближе к мостам, в то время как лоток может выполнять функции пролётного строения.
Трубопроводы позволяют пропустить воду канала под каким-либо препятствием, а также используются при неблагоприятных климатических условиях на участке прохождения канала. Трубопроводы могут располагаться как под землёй, так и быть открытого типа с возможностью непосредственного доступа. Режим движения воды в трубопроводах обычно напорный.
Если необходимо пропустить под каналом какой-либо водоток, сооружается дюкер. Его конструкция и расчеты аналогичны трубам, применяемым при пересечении водотоков насыпями автомобильных и железных дорог.
Сопрягающие сооружения
При большом уклоне местности скорость воды в канале может достичь недопустимых значений. В связи с этим приходится устраивать участки каналов с разницей по высоте. Для соединения таких участков применяются сопрягающие сооружения, к которым в общем случае относятся быстротоки и перепады.
В перепадах вода часть пути движется по сооружению, а часть пути падает. В ступенчатых перепадах энергия падающей воды гасится специальными устройствами. В консольных перепадах падающая вода образует в месте падения воронку, которая постепенно достигает такой глубины, при которой энергия падения полностью гасится и размыв прекращается. Консольные перепады требуют меньших затрат на обустройство в силу саморегуляции, однако их расчёт менее точен и требует допуска фазы неопределённого режима, пока размер воронки не достигнет нужных величин.
Быстротоки представляют собой лотки с большими уклонами, в которых вода движется со скоростью больше критической. Скорость, однако, не должна превышать допускаемой для материала дна и стенок. Для снижения скорости возможно применение повышенной шероховатости лотка в виде разнообразных выступов, ступеней и порогов. В конце быстротока устраиваются водобойные колодцы для гашения скорости потока.
Для сопряжения разных по высоте участков каналов используют также насосные станции.
Сооружения, регулирующие общий режим канала
К таким сооружениям относятся шлюзы-регуляторы и вододелители, аварийные заграждения, водосбросы и водоспуски, шугосбросы.
Шлюз-регулятор — это плотина, оборудованная затворами. В её функции входит регуляция расхода воды в самом канале, а также в ответвлениях от него. Аварийные заграждения представляют собой пороги, оборудованные затворами. В необходимом случае с их помощью может быть произведена изоляция отдельных участков канала.
Река Дон
Эта река является свидетелем истории, так как у ее вод происходило немало исторических событий. Дон является одной из древнейших рек не только России, но и мира. Специалисты говорят, что ее возраст более 23 миллионов лет. Также специалисты утверждают, что Дон много веков собирал в себя воды со всей российской равнины.
Древние греки и римляне называли эту реку «Танаисом». Мало кто знает, но именно у этих вод находились лагеря знаменитых амазонок. Эти мужественные воительницы не раз встречались у реки Дон с не местными наездниками для кровавой битвы.
Река Дон настолько великая, что в других странах реки тоже назвали «Доном»:
- Дон в Абердине, Шотландское графство.
- Дон в Йорке, Английское графство.
Панамский канал (Панама)
- Длина: 77 км
- Соединяет: Карибское море и Тихий океан
Необходимость соединения Тихого и Атлантического океанов была очевидна всем путешественникам и торговцам ещё с VI века. Несмотря на то, что такое грандиозное сооружение в те времена было невозможно осуществить, король Испании Филипп II предусмотрительно наложил вето на проектирование.
В 1879 году Франция попробовала захватить инициативу и даже получила от правительства Колумбии концессию на строительство. Но работы шли ни шатко ни валко, и подрядчик разорился с международным скандалом.
В 1904 году за дело взялось правительство США. И открытие в 1914 году Панамского канала ознаменовало свершение одного из самых амбициозных в истории человечества проектов.
Первые искусственные водные пути
Первым
искусственным водным путем, созданным
в России, была Вышневолоцкая система. История ее строительства представляет
безусловный интерес и заслуживает более подробного освещения.
История строительства водного пути
началась 12 января 1703 года, когда Пётр I подписал указ о строительства канала
между реками Цной и Тверцой. Руководство строительством было возложено на
царского стольника князя М. П. Гагарина; техническое руководство
осуществляли пять голландских мастеров во главе с Адрианом Гаутером.
Строительство канала длиной 2811 м и шириной 15 м с двумя шлюзами
было закончено весной 1709 года. Сначала канал получил имя Гагаринского (в
честь князя М. П. Гагарина), а затем Тверецкого.
Это была первая дорога из Москвы в
столицу, и уже после её постройки с 1712 года по указанию Петра I началось
строительство столичного тракта между Москвой и Санкт-Петербургом, который взял
на себя часть пассажирских и грузовых перевозок того времени.
Уже летом 1709 года стало ясно, что
канал построен неправильно: воды для свободного хода судов не хватало. Доводку
проекта осуществил инженер-конструктор М. И. Сердюков, также
известный как Бароно Имегенов, бурят по национальности. 26 июня 1719 года Пётр
I издал указ об отдаче М. И. Сердюкову в содержание Вышневолоцкого
судоходного пути. Среди предпринятых Сердюковым мер были починка шлюзов, чистка
канала, воды реки Шлины были направлены в Цну. В 1722 году был построен
Цнинский канал длиной 1280 м, построен шлюз, что позволило обойти опасный
для судоходства рукав реки Цны. На Цне была выстроена плотина.
В 1774 году Вышневолоцкая водная
система была выкуплена государством у потомков М. И. Сердюкова. После
этого водная система была серьёзно перестроена с целью повышения уровня воды:
деревянный бейшлот был заменён гранитным, повышены дамбы и др. Позже, в начале
XIX века были построены Мариинская и Тихвинская водные системы, которые стали
новыми водными дорогами из центральной России в Санкт-Петербург.
В 1943—1947 годах была осуществлена
очередная реконструкция Вышневолоцкой водной системы, в ходе которой был
построен пятикилометровый Ново-Тверецкий канал, увеличена до 109 км² площадь
водохранилища. Данные изменения были произведены для увеличения обводнения
верховьев Волги.
Рис. 1. Отражение
Богоявленского собора в водах Цнинского канала.
Система использовалась для массового
транзитного судоходства до конца XIX века. В 1870 году через водную систему
прошло 805 судов, в 1872 — только 406, потом дошло до двух сотен (в начале
XIX века ежегодно проходило свыше 4000 судов). К началу 1890-х годов движение
по системе к Петербургу прекратилось. Сказалась конкуренция со стороны
Николаевской железной дороги и более удобной Мариинской водной системы. В
дальнейшем Вышневолоцкая водная система использовалась только для местного
движения и сплава леса (в том числе и до Петербурга).
Рис. 2. Вышневолоцкая плотина
Ответственность судоводителя за нарушение правил навигации маломерных судов
И отдельно хотелось бы поговорить на тему соблюдения владельцами маломерных судов установленных сроков навигации. Это достаточно «болезненная» тема, часто всплывающая на различных водномоторных форумах.
Дело в том, что фактически в Российской Федерации нет такого нормативного акта, который бы однозначно заявлял, что хождение по рекам и озерам в период между официальным закрытием и открытием навигации запрещен. Не найти такую точную формулировку ни в Правилах плавания, ни в Кодексе Внутреннего Водного Транспорта, ни в Правилах пользования маломерными судами. Лишь федеральные или региональные власти, согласно 25 статье Водного кодекса РФ, могут запрещать использование водных объектов для плавания, при наличии угрозы жизни или здоровью человека.
На этой законодательной базе и основываются Постановления региональных правительств об открытии и закрытии навигации на маломерных судах. Соответственно, выход на воду в неустановленные областным постановлением сроки закономерно считается нарушением административного порядка. А совершенное правонарушение, естественно, влечет за собой административную ответственность. В частности, за управление судном (в том числе маломерным, поставленным на государственный учет) с нарушением ограничений по району или условиям плавания Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» предусматривает наложение на судовладельца штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Возможно будет интересно: Как снять с учета маломерное судно — заявление на исключение судна из реестра
Да, в статье 11.8 КоАП РФ не используется прямая формулировка «за нарушение сроков навигации», но строка про «нарушение ограничений условий плавания» вполне подходит под данный случай. Так что споры о правомерности наказания за выход на воду в период, когда установлен запрет навигации маломерных судов, совсем не уместны. Тем более что ограничения оправданы действительно высоким риском для здоровья и жизни всех пассажиров судна.
Есть немало горьких примеров, когда даже тихая и спокойная на вид гладь воды таит в себе суровые опасности. Например, не всегда можно с поверхности разглядеть коряги и бревна, которые сносит по течению с подтопленных территорий. А если водоем частично покрыт льдом, то и речи быть не может об эксплуатации маломерного судна! Осколки льда могут нанести непоправимый ущерб корпусу судна, в результате чего судоводитель и пассажиры окажутся в ледяной воде, которая способна за считанные минуты лишить человека сил к сопротивлению и плаванию. А ледовые заторы под влиянием течения и вовсе способны смести маломерное судно с места дислокации и утащить вслед за собой.
Так что сроки навигации маломерных судов – это не тема для дискуссий и шуток. И если вы дорожите своей жизнью, а также цените безупречное состояние плавсредства, то никогда не идите на риск и старайтесь соблюдать установленные государством правила пользования водными объектами. Уж лучше переждать студеную зимнюю пору, надежно законсервировав судно вместе с лодочным мотором, а уже по весне с удовольствием выходить на воду при комфортных и самое главное безопасных погодных условиях.
Добрых и безопасных навигационных путей!
Волго-Донской судоходный канал
От Волгограда до Калача-на-Дону протянулся один из каналов России — Волго-Донской имени В. И. Ленина. Он соединил две крупнейшие реки — Волгу и Дон. Русло простирается примерно на 101 км, из которых 45 километров приходится на водохранилища. Минимальная глубина судоходного канала составила 3,5 метра.
Для полного преодоления водного пути из Волги в Дон кораблям приходится столкнуться с прохождением тринадцати шлюзных сооружений. Они представляют собой Волжскую и Донскую шлюзовые лестницы. Высота первой достигает 88 метров и включает в себя девять однокамерных однониточных шлюзов, а вторая поднимается на 44,5 метров и состоит из четырех шлюзов аналогичной конструкции.
Габариты шлюзовых камер — 145×18 метров. Расстояние между шлюзами колеблется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. Канал проложен по Береславскому, Варваровскому и Карповскому искусственным водохранилищам. Время прохождения водной акватории судами составляет 10-12 часов.
О местонахождении очередного судоходного канала можно смело догадаться по его названию — это Панамский канал, который распростерся на территории небольшой и удивительной по своей красоте страны, расположенной сразу в двух частях света, — Панаме. Канал признан одной из ее важнейших достопримечательностей. Кроме того, он позиционируется как уникальный памятник настойчивости и героизму людей, его построивших.
Судоходный канал создавался для сокращения протяженности морских путей, следуя по которым, приходилось огибать Южноамериканский континент.
С учетом рельефа местности искусственное русло проложено не по прямой, а изгибается, поэтому его длина составляет 81,5 километров. Около 65 километров построили по суше, а остальные 16,4 км для возможности судов добраться к большим глубинам проложены по дну Панамской и Лимонской бухт. Общая ширина — 150 м, в шлюзовых камерах она составляет 33 м, а глубина — 12 м. 12 июня 1920 года канал был официально открыт.
Наименьшей протяженностью характеризуется самый узкий судоходный канал в мире — Коринфский. Он расположен на территории знаменитой Эллады и был возведен на Коринфском перешейке для соединения двух морей — Эгейского и Ионического. Канал дал возможность сократить морской путь на 400 км за счет отмены необходимости обходить полуостров Пелопоннес. В тоже время искусственное русло отделило вышеназванный полуостров от материка.
Коринфский канал был построен за 12 лет, в период с 1881 по 1893 год. В строительстве было задействовано около двух с половиной тысяч рабочих, которых набирали по всей Греции. Длина водного маршрута, проложенного сквозь материк и имеющего сходство с глубоким каньоном, приближается к шести километрам, а высота отвесных стен достигает 76 м. Ширина канала на уровне моря составляет 25 метров, а на морском дне — 21 м.
Спустя столетие после завершения строительства он несколько потерял свое экономическое значение из-за своей ширины. Указанному факту способствовали и размывы стен, возможность оползней, а также строительство больших океанских судов, ширина которых превышает 20 метров. Последнее делает невозможным их проход по каналу. В настоящее время самый узкий судоходный канал превратился в туристический аттракцион для круизных лайнеров и небольших катеров.
Завораживающее зрелище — по безжизненной пустыне медленно плывут гигантские корабли и танкеры! А все это благодаря Суэцкому каналу, который соединил Красное и Средиземное море и условно разделил два материка Африку и Евразию. Водная магистраль расположилась на территории современного Египта, к западу от Синайского полуострова. Ее протяженность составляет 160 км, ширина в нижних точках варьируется в пределах 45-60 метров, а по глади воды достигает 350 м.
Открытие канала во второй половине ноября 1869 года позволило морским судам двигаться между Европой и Азией более коротким путем, минуя обход Африканского континента. Изюминкой канала является то, что он простирается по ровному рельефу местности, где нет необходимости возведения шлюзов, поэтому морская вода свободно перемещается по нему.
Енисей
Еще одна река, впадающая в Карское море, – Енисей, протяженность которого 3487 километров, а площадь акватории – 2 580 000 километров квадратных, что дает ему право занимать второе место в рейтинге самых больших рек России.
Ежегодно Енисей пополняет Карское море на шестьсот кубических метров воды, а это в три раза превышает сток матушки-Волги и суммарный сток всех европейских рек.
Такие характеристики позволили построить на Енисее целых три гидроэлектростанции: Саяно-Шушенскую, Красноярскую и Майнскую.
Амазонка, Нил, Янцзы, Миссисипы и наш Енисей – именно так выглядит пятерка крупнейших мировых рек по длине водной системы. Енисей вобрал в себя Ангару, Байкал, Селенгу и несколько рек Монголии и поэтому гордо носит звание – самая большая река в России по водоизмещению.
Начало свое Енисей берет на территории Монголии с реки Идэр в Хангайских горах. Чистоводный Енисей начинается в городе Кызыл и до впадения в Карское море плавно протекает целых 3487 километров. Уникален Енисей еще и тем, что разделяет собой Сибирь на две части: Западную и Восточную.
Надо упомянуть, что на тувинском языке Енисей носит название Улуг-Хем, что переводится как «Великая река». Самая большая ширина реки Енисея доходит до пятисот метров, а глубина акватории в некоторых местах достигает 12 метров.