Вилла фарнезина
Содержание:
- Художественная ценность виллы Фарнезина
- История Виллы Фарнезина
- Расположение и расположение
- Экспозиции виллы Фарнезина в Риме
- Вилла Фарнезина
- Библиография
- Герцоги Фарнезе
- Как доехать до Виллы Фарнезина
- Интересные факты
- литература
- Индивидуальные доказательства
- Архитектура замка
- История строительства
- Фарнезе в Риме
Художественная ценность виллы Фарнезина
Сегодняшней известности вилла Фарнезина немало обязана тому факту, что Агостино Киджи был большим ценителем искусства и покровительствовал знаменитому художнику эпохи Возрождения Рафаэлю. И не только покровительствовал, но и являлся его основным заказчиком. В связи с чем именно кисти этого гениального художника принадлежит большая часть росписей на вилле Фарнезина. Самая знаменитая из них – «Триумф Галатеи», написанная на один из сюжетов «Метаморфоз» Овидия в одноименном зале виллы (Зале Галатеи), расположенном на ее первом этаже с правой стороны от входа. Это одна из тех редких фресок, на которых нимфа изображена на колеснице в форме раковины. Рафаэлем выполнены и совершенно восхитительные росписи на тему истории Амура и Психеи, которые можно увидеть на лоджии галереи, выходящей в сад.
Стоит отметить, конечно, что кроме Рафаэля над внутренним убранством виллы Фарнезина поработали Джулио Романо, Себастьяно дель Пьомбо, Иль Содома и другие известные мастера той эпохи и их ученики. По одной из легенд, нарисованная сангиной на задней стене Зала Галатеи гигантская голова юноши принадлежит Микеланджело, оставившего этот рисунок вместо записки, когда не застал Рафаэля на месте. И, как гласит та же легенда, узнав руку великого мастера, Рафаэль оставил его творение в неприкосновенности. Хотя есть версия, что это работа Себастьяно дель Пьомбо, которому принадлежат также фрески со сценами из «Метаморфоз» Овидия на люнетах в верхней части лоджии, выходящей в сад, и изображение циклопа Полифема рядом с Галатеей Рафаэля.
В Комнате Фризов можно увидеть росписи, выполненные рукой самого архитектора этой виллы – Бальдассаре Перуцци, на них изображены сцены охоты. Он же создал здесь «обманные» росписи за нарисованной на задней стене мраморной колоннадой в Салоне Перспективы, с определенной точки обзора целиком «уничтожающие» стену и создающие полную иллюзию открытости помещения. За колоннами на стенах этого салона изображены многие известные места Рима и его окрестностей: Колизей, Тибр, римские церкви и даже сама Фарнезина. И его же руке принадлежат потолочные фрески Зала Галатеи, изображающие созвездия в расположении, соответствующем дате 1 декабря 1466 года (дате рождения хозяина дворца Агостино Киджи).
Фасад виллы
В Свадебном Зале, когда-то служившем спальней для владельца виллы и его супруги, находятся фрески по сюжетам из жизни Александра Македонского, выполненные Иль Содомой. Наиболее всего среди них выделяется сцена свадьбы Александра Великого с Роксаной, из-за которой комната и получила такое название. На других фресках изображены встреча великого полководца со вдовой Дария и укрощение Буцефала. Согласно преданиям, в этой спальне некогда находилась роскошная кровать, стоившая Агостино Киджи дороже, чем строительство всей виллы. Кровать была покрыта позолотой, инкрустирована слоновой костью и щедро украшена россыпью драгоценных камней.
Последний раз фрески на вилле Фарнезина реставрировались в начале 80-х гг. прошлого века. Все перечисленные залы в настоящее время открыты для посещений.
История Виллы Фарнезина
В самом сердце очаровательного района Трастевере расположилось удивительной красоты поместье — вилла Фарнезина.
История происхождения виллы берет начало в 15 веке, когда один из богатейших людей Рима — банкир Агостино Киджи, решил возвести себе хоромы невиданной красоты. Только представьте человека, раздающего кредиты самым знатным людям Рима, начиная с римских пап и заканчивая членами таких влиятельных семей, как Медичи и Борджиа.
Конечно, Агостино обожал закатывать шумные мероприятия и удивлять своих гостей абсолютно разными и порой безрассудными драгоценностями. Например, когда у Агостино родился первенец Лоренцо — Леоне, он решил устроить знатный пир и пригласил в качестве гостей всю буржуазную элиту Вечного города, включая 14 кардиналов и папу римского. Торжество проходило в богато декорированных конюшнях и сопровождалось фантастическим шоу, а в качестве изюминки вечера, чтобы окончательно поразить своих гостей, Агостино приказал слугам избавляться от использованных драгоценных приборов, выбрасывая их из окон (этот процесс должен был повторяться при каждой смене блюд). И можно было бы назвать данный жест полнейшей глупостью и расточительностью, если бы предприимчивые слуги, работавшие в тот вечер, не подготовились и не развесили сети под окнами, чтобы выловить драгоценные столовые приборы. Ознакомившись с характером и личностью Агостино Киджи, можно представить, как он обустраивал свои покои. Давайте же перейдем к подробному их изучению.
Расположение и расположение
Расположение в городской зоне Рима
В 1500 году Виа Яникуленсис от Порта Септимиана через Порта Санто Спирито до Борго была только сухопутной дорогой с редкими зданиями. Папа Юлий II расправил дорогу и назвал ее Лунгара. В его конце, недалеко от Порта Септимиана, у семей Риарио и Фарнезе были загородные дома и виноградники. В мае 1505 года Агостино Киджи купил здесь участок земли, доходивший до Тибра, на котором позже была построена вилла.
Сегодня вилла расположена в треугольнике между улицами Via della Lungara 230 и Lungotevere Farnesina и по-прежнему окружена парком. Прежний выход к Тибру был утрачен из-за строительства защитных стен в 1880-х годах и главной дороги вдоль Тибра. На противоположной стороне улицы Виа Лунгара расширяет Палаццо Корсини , построенный в 18 — м веке , в котором Accademia Nazionale деи Lincei ( Академия наук Италии) имеет свою штаб — квартиру сегодня. Встраивание в собственность и расположение на берегу реки раскрывают старинную модель загородной виллы , которая сочетает в себе репрезентативность и уединение в частной жизни.
Сад Фарнезины
В соответствии со вкусом Чинквеченто, дворец был окружен садом на юге Giardino segreto и по направлению к Тибру, среди прочего, адаптированным к местности. декоративный сад, а также виноградники и фруктовые сады, подобные тем, которые принадлежали тем, кто был застенчивым в Риме. К северу от виллы на берегу Тибра находились лоджия или беседка и грот , тоже часть сада для развлечений того времени. Некоторые литературные источники и стихи дают представление о богатстве разнообразия цветов и растений.
Планы Перуцци недоступны для исходной садовой программы, но можно предположить, что здание и сад были спланированы как единое целое. Вдохновением для этого послужила основная концепция, единство между природой и искусством, для назидания тела и разума, идеал, к которому стремились еще в древности. С течением времени планировка сада и его размеры менялись снова и снова, о чем свидетельствуют некоторые ведуте и гравюры, созданные с течением времени .
Римская фреска в Национальном музее — Палаццо Массимо
Вероятно, в саду есть надпись XVII века, происхождение и значение которой не установлены: «Quisquis huc accedis: quod tibi horridum videtur mihi amoenum est; si placet, maneas, si taedet abeas, utrumque gratum » , примерно переведенный:« Кто бы вы ни подошли сюда: то, что вам кажется пугающим , нравится мне ». Если (вам) это нравится, вы можете остаться; если (вам) противно, можете идти — и то, и другое устраивает (меня).
Каса делла Фарнезина
→ Основная статья : Casa della Farnesina
Под садами виллы и на улице Виа делла Лунгара была обнаружена старинная вилла ранней имперской эпохи, так называемая Casa della Farnesina .
Эта система была открыта в 1880 году, когда берега Тибра укреплялись. Пока раскопана только часть виллы под садом. Считается, что эта вилла urbana была построена по случаю свадьбы Марка Випсания Агриппы и Юлии , дочери Августа . Обнаруженные в ходе раскопок настенные росписи и лепные рельефы сейчас находятся в Национальном римском музее — Палаццо Массимо.
Экспозиции виллы Фарнезина в Риме
Цокольный этаж
Лоджия Галатеи — в основном она расписана фресками Рафаэля, но свод лоджии в 1511 году расписал Бальдассаре Перуцци, изобразив гороскоп Агостино Киджи, а Себастьян дель Пьомбо оставил свой след, изобразив мифологические сцены Люнетте и Полифемо.
Лоджия Амура и Психеи — получила свое название благодаря фреске Рафаэля(1518 г.), на которой запечатлены сцены из произведения Апулея o Психеи, вдохновленной Золотым Ослом. История из книги представлена в сочетании с огромными красочными гирляндами цветов и фруктов, в центре изображен эпизод свадьбы Амура и Психеи и Совет Богов.
Фрески Рафаэля на вилле Фарнезина в Риме
Комната Фриза — этот зал виллы Фарнезина украшен широким лепным фризом, который по задумке архитектора окружает верхнюю часть стен. Автор расписанного фриза — Перуцци, изготовлено художественное украшение в 1508 году. Фрески, из которых фриз состоит, изображают подвиги Геракла(северная сторона и частично восточная сторона) и другие мифологические сцены .
Первый этаж
Зал Проспективы — оформителем этого большого зала был Бальдассаре Перуцци, который в 1519 году расписал удивительными фресками, изображающими мифологические сцены, части городской и сельской перспективы, которые просматривались между имитированными колоннами. На северной стене зала разместился большой камин Вулкан.
Фриз виллы Фарнезия
Свадебная комната Александра Великого и Роксаны — свое название она получила благодаря главной фреске, занимающей всю северную стену. Когда-то в этом помещении находилась спальня Агостино Киджи, ее стены и потолки в 1519 году расписал художник Джованни Антонио Бацци, носивший прозвище Содома. Подвесные потолки спальни, датированные XVI веком, изображают гротескные сцены и сюжеты мифологических историй.
- Адрес виллы Фарнезина: via della Lungara 230, 00165, тел. 00 39 06 680 272 68.
- Как добраться: на автобусе до Лунготевере делла Фарнезина (№№23, 125, 271,280).
- Вилла Фарнезина в Риме часы работы: понедельник — суббота, 9:00 — 14600 ( по субботам в 10:00 экскурсионные туры проводятся на английском языке, в 12:30 — на итальянском); каждое второе воскресенье месяца проводятся экскурсии (время работы — 9:00 — 17:00, экскурсия в 12:30 — требуется предварительное резервирование, сопровождается музыкой эпохи Ренесанса, в 15:00 и 16:00 — экскурсии без предварительного резервирования).
- Цена: взрослые — €6; дети 14 -18 лет и пенсионеры старше 65 лет — €5; дети 10-14 лет — € 3; дети младше 10 лет — бесплатно. Сады виллы Фарнезина — €4, аудиогид — €2. Посетители, которые имеют входной билет в музеи Ватикана (использованный в течение 7 дней) имеют существенные скидки в Villa Фарнезина.Тел. билетных касс — 00 39 06 680 272 68.
Забронируйте прямо сейчас билеты в Рим по лучшей цене!
Вилла Фарнезина
Фреска Рафаэля Санти “Триумф Галатеи” очень известна, её часто воспроизводят в альбомах по искусству Возрождения и творчеству Рафаэля. Прекрасную нимфу Галатею, в которую был влюблен великан Полифем, воспел в своей поэме Анджело Полициано, придворный поэт Лоренцо Медичи. Дельфины влекут по водной глади раковину-колесницу Галатеи, её сопровождает беззаботная свита нереид и тритонов. От фрески есть ощущение ветра и стремительного движения.Гораздо реже воспроизводятся другие фрески виллы Фарнезина, где Рафаэль трудился вместе со своей боттегой – группой учеников : Джулио Романо, Франческо Пенни, Джованни да Удине, Себастьяно дель Пьомбо и Содома.
Посмотрим на работу живописцев внимательно.
Агостино Киджи (1465—1520) был в нашем понимании олигархом. Это был могущественный банкир, представитель древнего рода из Сиены. Из семьи Киджи происходит Папа Римский, известный под именем Александра VII (1655—1667).Про Агостино ходили легенды, как он ел на золотой посуде и после каждого обеда выкидывал блюда в Тибр. Легенда , правда, продолжает : в Тибре были натянуты сети, которыми посуда доставалась обратно. У Агостино было 100 парусников, может быть не таких, как яхта Абрамовича, но по тем временам он был одним из самых богатых людей Рима.Дворец был построен архитектором и художником Бальдассаре Перуцци в 1506-10 годах. Вилла построена в облегченном, павильонном виде, открытой к саду и реке. Затем её в 1577 году её купило семейство Фарнезе, владевшее уже дворцом Фарнезе.Перуцци сам выполнил “обманные” росписи салона первого этажа с изображениями видов Рима, которые создавали видимость открытого пространства.
Рафаэль, уже в ту пору популярный художник, приглашенный работать в Ватикан, был привлечен для работы над росписями.Фотографировать в интерьере виллы разрешено и там мало туристов, поэтому рассматривать удобно. Небольшая и уютная вилла расписана столь обильно, что можно разглядывать долго, разбираясь в мифологических сюжетах росписи.
Вилла отражает характер и вкусы заказчика, в ней давались театральные представления и росписи были в некоторой мере театральным задником. Тема”Всепобеждающей любви” – основная в росписях, первый этаж – лоджия Галатеи, на втором отражена история любви Психеи и Амура и свадьба Александра Македонского.
Вилла была местом встреч Агостино Киджи с куртизанкой Империей, некоторые ученые полагают, что именно она была изображена в виде Галатеи.
И тема водного мира была выбрана не случайно : аркады, позже заложенные, выходили к реке.
Мифологические фигуры на потолке представляют собой созвездия в том порядке, в котором они встали в астрологическом гороскопе хозяина, родившегося 1 декабря 1466 года.
Античность в эпоху Возрождения была предметом вдохновения художников, языческие древние боги легко уживались с верой в Христа и этот симбиоз давал интересные результаты. Интересу к языческим богам способствали идеи неоплатоников, в первую очередь, Марсилио Фичино, который как раз написал свои комментарии к “Эросу” Платона. Радостный языческий мир, конечно, был ближе к светской части жизни человека Возрождения, для росписей в загородном дворце он вполне подходил и мифологические темы стали некоей традицией, которая прослеживалась позже долго, достаточно вспомнить наши загородные дворцы, к примеру наш Павловск с его скульптурами в парке и обилием амуров, нимф и античных героев в декоре дворца. Античные персонажи стали постепенно символами, понятными всем. Богиня Виктория – атрибутом картин и барельефов в честь побед, Венера и Амур символизировали любовь, Марс – войну и мужественность, Зевс-Юпитер- власть. Если торговую фирму сейчас кто-то называет “Меркурий”, то всем понятно почему. Именно Возрождение превратило античный Олимп в бренд.
Итак, опытный астролог легко прочтет гороскоп Агостино, который обеспечил ему такое процветание.Кентавр символизирует Стрельца, а Аполлон – солнце. Солнце в Стрельце.
А можно, не углубляясь в астрологию и мифологию, просто любоваться живописью.
Библиография
- Гайя Даммакко, Доминик Магада, Notebooks d’Italie, Великие римские дворцы , Рим, Palombi Editori,2012 г., 118 с. ( ISBN 978-88-6060-417-0 ).
- Линда Мюррей, Высокое Возрождение и маньеризм , Издания Paris, Thames & Hudson,1995 г., 287 с. ( ISBN 2-87811-098-6 ).
- Пьерлуиджи де Векки, Рафаэлло , Риццоли, Милан, 1975.
- Пьерлуиджи де Векки и Эльда Черкиари, I tempi dell’arte , volume 2, Bompiani, Milano 1999.
- AA.VV., Roma , Touring Editore, Milano 2008. ( ISBN 978-88-365-4134-8 )
- Сесилия Маццетти ди Пьетралата, Giardini storici. Природа искусственного происхождения в Roma e nel Lazio , Гангеми, Рим, 2009.
- Матильда Баттистини, Simboli e Allegorie , Electa, Милан, 2002.
- Фриц Саксл, La fede astrologica di Agostino Chigi , Reale Accademia d’Italia, Рим, 1934.
Герцоги Фарнезе
Первые упоминания о Фарнезе относятся примерно к 1210 году. Предки известного рода оставили свой след в Орвието, где были известны как синьоры де Фарнето (de Farneto). По факту их присутствия имеются документы, но существуют исторические сведения о том, что некий Пьетро был консулом в Орвието еще в 984 году. Родоначальники знатных Фарнезе были кавалеристами, принимали участие в войнах и восстаниях, участвовали в заседаниях как представители от Орвието, были епископами и дипломатами. Но перенесемся чуть позже – в 16-17 век.
В разные периоды династия Фарнезе воевала за свою Пармскую землю с самопровозглашенным императором Священной Римской империи Карлом V, с папскими и с испанцами войсками. Их союзниками были то французы и венецианцы, то герцоги Модены и Тосканы. В результате войн и распрей значение герцогства Кастро снизилось политически и экономически. В итоге – столицей владений герцогов на пару сотен лет оказалась Парма.
Образовавшиеся в 17 веке непосильные для Фарнезе задолженности перед папскими банкирами привели Кастро к разорению, а тогдашнего папу Урбана VIII, происходившего из рода Барберини, к претензиям на земли герцогства. Он требовал передачи территорий своим племянникам, но в тот раз (1641 год) на помощь династии Фарнезе пришли влиятельные семьи Медичи и Эсте. Их объединенные войска смогли победить папскую армию, после чего было подписано мировое соглашение (1644 год) и всё вернулось на места свои. Но новый папа – Иннокентий Х – буквально через четыре года вновь направил свои воинские подразделения в Кастро. Именно тогда город до основания был разрушен, ценности вывезены в Ватикан, а земли присоединены к Папской области.
Фреска с сюжетами из жизни семьи в одном из залов Палаццо Фарнезе
Дальнейшая судьба рода Фарнезе сложилась не лучшим образом. Последние два правителя умерли бездетными, поэтому род по мужской линии пресекся в 1731 году. Пармское герцогство унаследовал сын их племянница, но он был уже отпрыском короля Испании, а его мать – последней из династии Фарнезе. Вскоре Парма оказалась под властью Бурбонов.
Как доехать до Виллы Фарнезина
Поиск авиабилетов
Адрес виллы: Via della Lungara 230
От вокзала Термини: сядьте на автобус H, остановка рядом со станцией. Сойти после остановки Понте Гарибальди (остановка Piazza Belli), пройтись вдоль реки в направлении Сан-Пьетро до площади Piazza Trilussa, далее по направлению к Via di Santa Dorotea. Пройся площадь Piazza S. Giovanni della Malva, продолжайте движение по дороге и на перекрестке поверните направо, проходя под аркой Porta Settimiana. Следуйте по улице Via della Lungara до номера дома 230.
В качестве альтернативы, сядьте на метро — линия А до станции Термини (направление Баттистини), затем сойдите на остановке Лепанто, откуда вы можете сесть на автобус № 280, в направлении P.le Partigiani. Сойдите на остановке Lungotevere della Farnesina, номер 10. Спуститесь до улицы Salita del Buon Pastore, в конце которой поверните налево на улицу Via della Lungara.
Из аэропорта Фьюмичино:
На такси: Поездка на такси из аэропорта до Академии стоит около 40 евро (убедитесь, что это городское белое такси).
На поезде: сядьте на поезд до вокзала Термини, затем следуйте инструкциям выше.
Интересные факты
Подобно любому другому памятнику архитектуры палаццо переживал за свою многовековую историю периоды расцвета и упадка. Дальнейшая его судьба была напрямую связана с событиями, происходящими в жизни потомков влиятельного рода Фарнезе и представителями монарших домов Европы.
В 30-80-х годах XVII века палаццо служил резиденцией для важных особ, приближенных к императорским и королевским дворам. Так, здесь часто бывал кардинал Альфонс-Луи дю Плесси де Ришельё (Alphonse-Louis du Plessis de Richelieu), один из высших сановников Французской монархии.
Свадьба Людовика XIV
В 1660 году дворец стал местом проведения торжественного бракосочетания Марии Терезии Австрийской (Испанской), и представителя французского престола Людовика XIV, известного также как «Король-Солнце». Супруги приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Политический союз положил конец многолетней франко-испанской войне, но просуществовал не более года.
Шведская королева Кристина
В 1655 году с разрешения папы римского Александра VII в пустующем палаццо Фарнезе поселилась приехавшая в «Вечный город» королева Кристина. Примечательно, что несколькими годами ранее правительница Швеции отреклась от монаршего престола и приняла католичество. Эксцентричная, противоречивая и вместе с тем одаренная блестящими способностями Кристина, превратила палаццо в интеллектуально-культурный центр, где собирались лучшие итальянские поэты, музыканты, композиторы, ученые и художники.
В собственности у испанцев
В 1731 году умер восьмой герцог Пармы, Антонио Фарнезе (Antonio Farnese), являвшийся последним представителем могущественной династии по прямой мужской линии. После его смерти все владения семьи отошли в казну Испании. Поскольку у герцога не было детей, палаццо, наравне с другим имуществом, был унаследован Елизаветой Пармской (Изабеллой Фарнезе), связанной в то время брачными узами с королем Филиппом V, а позже – ее старшим сыном.
В 30-х годах XVIII века будущий король Испании, Карл III, перевез большую часть произведений искусства, хранившихся во дворце, в Неаполь (Napoli), и Казерту (Caserta), где располагались его резиденции.
литература
- Кристоф Луитпольд Фроммель : Архитектура эпохи Возрождения в Италии. CH Beck, Мюнхен 2009, ISBN 978-3-406-58142-7 .
- Кристоф Луитпольд Фроммель: ранние архитектурные работы Фарнезины и Перуцци (= Новые вклады Мюнхена в историю искусства). Де Грюйтер, Берлин 1961, ISBN 978-3-11-003270-3 .
- Вилла Фарнезина в Риме (= Путеводитель Mirabilia Italiae). Франко Козимо Панини, Модена 2006, ISBN 88-8290-922-0 .
- Джорджо Вазари : Le vite de ‘piú eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue, insino a’ tempi nostri. 2 тома, Джулио Эйнауди, Турин 1991, ISBN 978-88-06-17755-3 .
- Эрнст Батта: римские дворцы и виллы. Insel Taschenbuch, Берлин 1992, ISBN 3-458-33024-0 .
- Мауро Лучентини: Рим, дороги в город. Паттлох, Мюнхен, 2000 г., ISBN 3-629-01621-9 .
- Моника Курцель-Рунтшайнер: Дочери Венеры. Куртизанки Рима 16 века. dtv, Мюнхен 2001 г., ISBN 3-423-30805-2 .
- Гуида д’Италия — Рома. Туристический клуб Italiano, Милан 2006, ISBN 88-365-4134-8 .
- Клаудио Рендина: Cardinali e Cortigiane. Ньютон Комптон, Рим 2007, ISBN 978-88-541-0864-6 .
- Арнольд Эш: Дороги в Рим. Beck’sche Reihe, Мюнхен 2004 г., ISBN 3-406-51130-9 .
- Питер Мюррей: Архитектура эпохи Возрождения в Италии. Verlag Gerd Hatje, Штутгарт 1980, ISBN 3-7757-0152-4 .
- Уте Эверинг: мифологический фриз Зала-делле-Проспеттив на вилле Фарнезина в Риме. LIT Verlag, Münster 1993, ISBN 3-89473-308-X .
- Джейкоб Буркхардт : Цицерон — Второй том. Общество научной книги, Дармштадт, 1959 г.
Индивидуальные доказательства
- Фердинанд Грегоровиус: История города Рима в средние века, гл. 376.
- Пьетро Аретино Ragionamento: «О, иль белло орто; certo certo egli pò disgraziarne il giardino del Chisi in Trastevere ‘(О, прекрасный сад; он определенно может конкурировать с садом Киджи в Трастевере)
- Согласно Клаусу Бартелсу , в Freiburger Universitätsblätter Heft 163, 43-й год (2004): Говорящие камни Рима: прогулка по семи холмам и через два тысячелетия (стр. 23)
- М. Аззи Визентини: Вилла в Италии. Quattrocento e Cinquecento.
- Арнольд Эш: Пути в Рим. С. 62.
- Ч. Л. Фроммель: Ранние архитектурные работы Фарнезины и Перуцци. С. 18 ф.
- Ч. Л. Фроммель: Ранние архитектурные работы Фарнезины и Перуцци. С. 65.
- CL Фроммель: ранние архитектурные работы Фарнезины и Перуцци. С. 54.
- Le vite. Т. 2. С. 636.
- CL Фроммель: ранние архитектурные работы Фарнезины и Перуцци. С. 65 сл.
- С. Грундманн: Путеводитель по архитектуре Рим. С. 130.
- Вилла Фарнезина в Риме. Путеводитель по Mirabilia Italiae, стр. 9.
- Вилла Фарнезина в Риме. Путеводитель по Mirabilia Italiae, стр. 8.
- Le vite. Vol. 2, p. 635 ff.
- Вилла Фарнезина в Риме. Путеводитель по Mirabilia Italiae, стр. 10.
- Подготовительные рисунки и подробные этюды Рафаэля к этим фрескам сохранились в нескольких музеях: Графическая коллекция Альбертина , Вена; Шотландская национальная галерея , Эдинбург (илл.) ; Королевская коллекция Ее Величества Королевы Елизаветы II (рис.) ; Музей Тейлера , Харлем
- Вазари: Le Vite. Т. 4.
- Ч. Л. Фроммель: Ранние архитектурные работы Фарнезины и Перуцци. П. 1.
- Le vite. Т. 2. С. 685.
- Арнольд Эш: Пути в Рим. С. 62.
- Комментарий Алессандро VII. Sulla vita di Agostino Chigi il Magnifico:… ac tales tantosque adhibuit testes, quales nemo alius, vel Rex, vel Imperator, ab orbe condito ad nostrum usque aetatem
- Рисунок красным мелом как предварительный этюд к свадьбе Александра находится в коллекции графики Альбертина в Вене (инв. № 17634)
- Уте Эверинг: Мифологический фриз Sala delle Prospettive на вилле Фарнезина в Риме. С. 100.
- JW v. Гете: Письма Шарлотте Штайн. Том 2, tredition GmbH, ISBN 978-3-8424-2157-8 .
- JW v. Гете: Путешествие по Италии. Г. Grothe’sche Verlagbuchhandlung, 1870.
- Людвиг I.: Стихи. JG Cotta’sche Buchhandlung 1839.
- Стендаль: Прогулки по Риму. Пропилеи, 1921 г.
- Эмиль Золя: Рим. Том II, Немецкое издательство 1900 г.
Архитектура замка
Одним из самых значительных произведений Виньолы в жанре дворцовой архитектуры является замок Капрарола близ Витербо, построенный зодчим для кардинала Александра Фарнезе.
Сооружение Капраролы имеет свою историю, связанную с Перуцци и Сангалло.
В 1536 году Перуцци, считавшимся в то время одним из выдающихся фортификаторов, был представлен проект крепости на месте, занимаемом замком Капрарола. Проект этот однако не был осуществлен из-за смерти зодчего.
По сохранившимся наброскам видно, что Перуцци положил в основу сооружения план пятиугольной формы с остроконечными бастионами по его углам, что отвечало требованиям военно-инженерного искусства того времени.
Перуцци умер, и Антонио Сангалло в сотрудничестве с известным веронским архитектором и военным инженером Микеле Санмикели приступил к возведению на этом месте крепости.
Сходство осуществленных ими сооружений, послуживших подножием замку Капрарола, с эскизами Перуцци позволяет допустить, что зодчие руководствовались проектными набросками Перуцци. Сангалло, один из лучших знатоков военно-инженерного искусства, построил ряд крепостей правильной пятиугольной формы, и нет ничего удивительного в том, что он и для рассматриваемой крепости принял вариант Перуцци. Крепость осталась незаконченной. Впоследствии возникла идея использовать построенные уже крепостные стены для возведения загородного дворца-виллы Фарнезе. Красота окружающей природы, возвышенность участка соответствовали осуществлению подобного рода замысла. Виньоле было поручено составить проект.
Бастионы, куртины и стены недостроенной крепости Виньола использовал в качестве основания для самого дворца, стены которого как бы вырастали из нижележащих башен. Не могло быть и речи о веселой, свободно расположенной вилле. Здание должно было походить на замок. Исходя из этого, Виньола добился полного единства прежних крепостных строений с самим замком.
Замок Капрарола расположен на отроге горы и господствует над окрестностями. Величественные массивы стен с отвесными плоскостями, общий замкнутый, полукрепостной характер строения, его монолитность, лаконичная простота архитектурной проработки — все производит должный эффект. В центре здания расположен небольшой круглый двор, архитектура которого контрастна внешней суровости здания. Двор окружают два яруса галерей. Аркады нижнего этажа образованы мощными рустованными столбами, а верхнего — спаренными ионическими колоннами.
Прием круглого двора применяется в данном случае впервые: до этого архитектура Ренессанса оперировала исключительно дворами квадратной или же прямоугольной формы. По архитектурному оформлению двор прост и умерен, пропорции изящны. Единственно, что позволил себе зодчий, — расположить между колоннами овальной формы медальоны. Разбивка внутренних помещений здания так же проста и логична и во многом, видимо, подсказана Виньоле набросками Сангалло.
Одним из наиболее интересных элементов работы Виньолы следует считать симметричную планировку участка вокруг самого замка.
К главному входу в замок ведут двусторонние лестницы и пандусы. Весь участок разбит на террасы, что придает зданию еще более величественный вид. К двум задним сторонам пятиугольника, лежащего в основании сооружения, примыкают большие сады с правильной разбивкой дорожек и террас.
Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере
Смолина Н.И. «Традиции симметрии в архитектуре» — М.: Стройиздат, 1990
Всеобщая история архитектуры, том 5
Архитектура Западной Европы XV-XVI веков
Эпоха Возрождения
1967г., Москва
Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
Ожегов С.С.
«История ландшафтной архитектуры»
Архитектура-С. Москва. 2003
История строительства
История возведения старинного особняка берёт своё начало в XVI столетии. Знаменитый банкир Агостино Киджи, занимавшийся кредитованием Римских Пап и знатных граждан Вечного города, решил построить для себя загородную резиденцию. Реализация проекта виллы была поручена известному итальянскому зодчему того времени — Бальдассаре Перуцци.
Банкир Киджи покровительствовал многим художникам, среди которых был выдающийся Рафаэль Санти. Гениальный мастер живописи со своими учениками принял участие в росписи стен и потолков залов особняка. В результате каждая комната виллы наполнилась красочными фресками, иллюстрирующими классические сюжеты древних римских и греческих мифов.
В 1577 году палаццо приобрёл кардинал Алессандро Фарнезе, получивший известность, как меценат и коллекционер предметов искусства. Именно семейство Фарнезе дало название этому замечательному архитектурному чуду. На сегодняшний день особняк находится в собственности муниципалитета Рима. Здание является шедевром стиля зодчества времён Ренессанса и культурным памятником архитектуры столицы Италии.
Фарнезе в Риме
Сегодня с фамилией знаменитого рода пармских герцогов Фарнезе в Вечном городе связано несколько популярных туристических мест:
- Палаццо Фарнезе – один из лучших представителей Ренессанса. Роскошную резиденцию начал строить будущий понтифик Павел III, скупивший ряд близкорасположенных зданий. В создании Дворца принимал участие Микеланджело. В планах, которым не суждено было сбыться, присутствовало строительство моста через Тибр для соединения двух владений Фарнезе, расположенных на разных берегах реки – палаццо Фарнезе и виллу Фарнезина. Сегодня в здании расположено Французское посольство, поэтому экскурсии заказываются заранее и проводятся только по определенным дням;
Палаццо Фарнезе в Риме
Пьяцца Фарнезе (Piazza Farnese) – площадь расположена перед палаццо Фарнезе. Здесь размещены два фонтана-близнеца с монументальными бассейнами в виде античных ванн, предположительно взятых их терм Каракалла, и чашами, украшенными бутонами лилий;
галерея Фарнезе – она находится в палаццо Фарнезе, недавно отреставрирована и ждет посетителей, но лишь в специально отведенное время. В Галерее можно увидеть росписи Карраччи начала XVII века. Их ставят на одну ступень с росписью «Сикстинской капеллы»;
вилла Фарнезина – расположена в Трастевере. Ее необычный для Римских строений проект был заказан Агостино Киджи в начале 16 века, а уже через 70 лет виллу приобрели представители рода Фарнезе. Начиная с 1603 года, здесь с некоторыми перерывами размещается Национальная Академия Линчеи, но экскурсии для туристов проводятся;
сады Фарнезе – появились на территории холма Палатин благодаря кардиналу Алессандро Фарнезе, который приобрел обширный участок на месте руин императорского дворца, принадлежащего Тиберию. Великолепные террасы с необыкновенно красивой растительностью могли бы соперничать с виллой д’Эсте, если бы не были уничтожены в результате раскопок этого самого дворца. Но часть садов и кое-какие строения, все же сохранилась;
вилла Фарнезе (замок Капрарола) – ее строительство началось при папе Павле III в 20годы 16 столетия, а закончилось при его внуке – кардинале Алессандро Фарнезе. После его смерти в 1589году наследники дома Фарнезе постепенно опустошили виллу, переправив ценности в Неаполь. Объект считается одним из самых крупных итальянских проектов эпохи Возрождения. Вилла находится в небольшом городке Капрарола, расположенном в 63км от центра Рима.
Палаццо Фарнезе в Капрароле
Кроме вилл, дворцов и садов, фамилию Фарнезе носят улицы и проспект, протянувшийся вдоль Тибра, гостиницы и бары, магазинчики и кафе. Это является доказательством того, что представители рода, несмотря на титул герцогов Пармы и Пьяченцы, оставили свой след в истории Рима. В первую очередь, папа римский Павел III, кардинал и меценат Алессандро Фарнезе и, конечно же, Джулия, сыгравшая немаловажную роль в продвижении рода Фарнезе к высшим ступенькам власти.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (27)
- Сады и парки (6)
- Археологические памятники (28)
- Районы и кварталы (11)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения