Софийский собор полоцка

Между двух конфессий

Сложная судьба ждала церковь впоследствии. Несколько раз она страдала от больших пожаров. Менялась власть и зданию отводилась новая особая роль. Брестская церковная уния в 1596 году передала храм униатам. Так, в конце 16 в. он стал греко-католическим, был видоизменен его облик. Затем в ходе русско-польской войны он перешел к православной церкви, а в 1667 опять к униатам.

Но не только архитектура подверглась разрушениям и «репрессиям». Православное население было обеспокоено слишком большим давлением католических священников. Это вылилось в несколько тяжелых событий 17 в. и начала 18 века. Религиозные распри приводили не только к смене конфессий, но и к кровопролитию. Одна из таких трагедий, произошедшая в 1705 году, связана с именем Петра Первого.

Взрыв порохового склада привел к разрушению собора в 1710 году. Лишь в 1738-1950 годах перестраивать сооружение взялся архитектор Иоганн (Ян) Кристоф Глаубиц. В 1812 г. Наполеон, как и русский царь, не проявил уважения к церкви. В этих стенах он устроил конюшню. В 1839 году собор вновь стал православным. Перед Первой мировой войной его обновили, отреставрировали. В музей краеведения здание превратилось благодаря атеистической и просветительской идеологии советского строя в 20-е годы 20 в. Немцы, оккупировавшие эти земли, использовали здание как костел.

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли

Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду

PS

Юрий Визбор в известной песне точно подметил — Полоцк «со своих глядит на мир колоколен». Глядит уже без малого тысячу лет. Единое историческое пространство восточных славян не прервется, пока стоят на берегах Днепра, Волхова и Западной Двины три величественные Софии.

Почему соборы носят имя Святой Софии?

Мученица София — одна из самых почитаемых христианских святых. По одной из версий ее жития, во II в. в правление римского императора Адриана в Медиолане (совр. Милане) благочестивая вдова София воспитала в почтении к христианской вере трех дочерей — Веру, Надежду и Любовь. За то, что они открыто исповедовали учение Христа, римские власти на глазах у матери предали их пыткам, а затем мучительной казни. София погребла тела дочерей и скончалась на третий день.

Почитание мучениц широко распространилось в христианской церкви. Если имена дочерей в болгарских, а затем и древнерусских текстах были переведены на славянский язык, то София осталась в греческом варианте, хотя известно и написание ее имени как Премудрость.

Именно Премудрости Божией и посвящен культ св. Софии, который уже в VI столетии был ознаменован сооружением в ее честь величественного собора в Константинополе. Десять веков, вплоть до постройки храма Св. Петра в Риме, он был самым большим храмом христианского мира.

«Со своих глядит на мир колоколен…»

4 июля 1944 г. Красная армия освободила Полоцк.

  1. Гордиенко Э. Свет новгородской Софии // Родина. 2007. N 6. С. 40.
  2. Дук Д. Полоцку — 1150: истоки государственности на белорусских землях // Родина. 2012. N 9. С. 67.
  3. Габрусь Т.В. Полоцкий Софийский собор и полоцкая школа зодчества Хїї в. // Полоцк и Полоцкое княжество (земля) в їХ-Хїїї вв., летопись древних слоёв, Полоцк и его округа в XIV-XVIII вв., ремесло, денежное обращение и торговые связи Полоцка в Средневековье (по данным археологии, нумизматики и письменных источников), культура и просвещение в средневековом Полоцке. Минск, 2012. С. 421; Иоаннисян О.М. От Десятинной церкви до Софии Полоцкой (о становлении древнерусского зодчества) // ГЄсторыя Є археалогЄя Полацка Є Полацкай зямлЄ: матэрыялы VI МЄжнароднай навуковай канферэнцыЄ (1-3 лЄстапада 2012 г.). Ч. 1. Полацк, 2013. С. 120-144.
  4. Алексеев Л.В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры. Кн. 2. М., 2006. С. 76.
  5. Марзалюк ї. ГЄстарычная самаЄдэнтыфЄкацыя насельнЄцтва БеларусЄ Хї-ХVII стст. // ГЄстарычны альманах. Т. 5. Гародня, 2001. С. 5-6.

Месторасположение

Расположен собор в очень живописном месте на высоком правом берегу реки Западная Двина, где в нее впадает речка Полота, в честь которой и назван город. Храм святой Софии в Полоцке поражает своей нереальной красотой и величием.

Близлежащие достопримечательности:

  1. Борисов камень — 52м ,один из четырех белорусских валунов, на которых нанесены изображения крестов и древние надписи. Существует поверье, что, если прикоснуться к камню и загадать желание, оно обязательно сбудется.
  2. Памятник кривичам — 175м.
  3. Родник находится на спуске к улице Нижне-Покровская.
  4. Полоцкий краеведческий музей — 287 м.
  5. Комплекс иезуитского коллегиума — 460м.
  6. Памятник студенту — 468м.
  7. Художественная галерея — 500м.
  8. Памятник Героям Отечественной войны 1812г. — 550м.
  9. Памятник Евфросинии Полоцкой — 600м.

Адрес: Беларусь, Витебская область, г.Полоцк, ул.Замковая № 1, набережная Западной Двины.

Сайт: htt://sophia.polotsk.museum.by и эл.почта :

Режим работы:

  • с 10-00 до 17-00 каждый день, кроме понедельника;
  • в летнее время (с 1 июня по 31 августа) с 10-00 до 18-00 каждый день, кроме понедельника.

Как добраться

На привокзальной площади установлен информационно-туристический стенд с телефонами и картой города с достопримечательностями.

От вокзала и автовокзала (ул.Октябрьская, 25) можно доехать автобусом №2, от остановки «Швейная фабрика» (ул.Октябрьская, 25) до остановки «Райисполком»(ул.Толстого 6).

Пешком прямо от вокзала можно пройти по улице Гоголя до набережной реки Западная Двина (ул. Нижне-Покровская), повернуть направо и пройти 2000 м.

Что посмотреть

Помимо Софийского собора и комплекса зданий Спасо-Евфросиниевского монастыря, в Полоцке сохранилось немало исторических зданий. Примечателен комплекс зданий Богоявленского монастыря с собором XVIII века и более поздним строением братской школы. Уцелели здания бывшего иезуитского коллегиума XVIII века. В отреставрированных корпусах теперь располагаются факультеты гуманитарных наук и современных технологий Полоцкого университета. Частично сохранился Полоцкий монастырь бернардинцев и жилой корпус монастыря францисканцев. Свято-Покровская церковь была построена в 1905 году. В Полоцке сохранилась историческая застройка площади Свободы конца XVIII века. В домике Петра I действует стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской». Полоцкий горисполком занимает здание бывшего православного духовного училища, построенного в середине XIX века. В бывшем Спасо-Евфросиниевском женском епархиальном училище теперь лесной колледж. В здание бывшей лютеранской кирхи переехал краеведческий музей

Из современных храмов стоит обратить внимание на костел св. Андрея Боболи с фресками белорусского художника Владимира Кондрусевича и церковь Параскевы Полоцкой.

Свято-Богоявленский монастырь в Полоцке

Чтобы обойти полоцкие памятники, потребуется как минимум несколько часов. На маршруте встретятся важные для истории Полоцка личности. В городе хранят память о Франциске Скорине, Симеоне Полоцком, Евфросинии Полоцкой, Всеславе Чародее, зодчем Иоане, Андрее Полоцком. Над Двиной установлен памятник кривичам. Увековечены в камне герои войны 1812 года, Великой Отечественной войны, афганской войны. Город украшен и малыми архитектурными формами — миниатюрным студентом из бронзы в университетском дворике, скульптурой девочки и школьницей с часами возле детского музея.

Памятник Всеславу Чародею в Полоцке

На площадке перед Софийским собором лежит Борисов камень. Памятник эпиграфики XII века в 1981 году был поднят из Двины. Камни с высеченным крестом и надписью-просьбой о помощи были сделаны, вероятно, по заказу полоцкого князя Бориса Всеславича, княжившего на здешних землях в XI-XII веках.

Борисов камень в Полоцке

Расписание богослужений

В самом соборе не проводят Богослужения, только в день памяти Евфросинии. Но на территории расположен предел, в которой каждодневно совершают молитвы. Православная церковь открыта каждый день. Расписание предела следующее:

  • с понедельника по пятницу двери храма открыты с 06.30, когда проходят утренние службы, то в 05.45, с 16.30 Вечернее Богослужение, в том числе полунощницы;
  • в субботу и воскресенье храм открыт с 06.30 и с 22.20;
  • службы бывают полиелейными, акафисты Господу и Пресвятой Богородицы;
  • перед Литургией проходит исповедь;
  • каждый день проводятся уставные службы, панихиды, читают Неусыпаемый Псалтирь;
  • молебны с акафистами рядом с мощами преподобной.

История Софийского собора

Уникальность храма заключается не только в его самобытности, но и непростой судьбе. Возведение охватило период между 1044 и 1060 годами, в пик правления князя Всеслава Чародея.

Строительство собора велось по архитектурному плану, схожему с одноимёнными соборами в городах Киева и Новгорода, по прообразу храма в Константинополе. Стены возводились на правом берегу Западной Двины руками горожан, а также великих архитекторов и мастеров из Византии. Первое упоминание о святыне появляется в летописях «О полку Игореве», а также «Житии Евфросинии Полоцкой».

Собор олицетворял собой могущество и важную роль религии, стал православным достоянием, куда приходили горожане за успокоением, культурой и просвещением. В его стенах располагалась библиотека и архив с огромным разнообразием книг, казначейство, магистрат, усыпальница, а также проводились встречи послов и оберегались коллекции духовных святынь.

В начале XVII века великий собор пострадал от нескольких пожаров, но его стены были восстановлены в ходе реконструкции. Восстановлением храма занималась униатская церковь, в распоряжение которой собор был передан после заключения Брестской унии.

Дальнейшая судьба собора переживала нелёгкие времена затяжных войн и сражений. В годы Северной войны помещения храма использовались в качестве склада оружия и боевой амуниции, а в 1710 его стены были подорваны, что привело к катастрофическим разрушениям.

Благодаря поддержке архиепископа Флориана Грибницкого и архитектора Яна Криштофа Глаубица собор был отстроен практически заново. В его архитектуре использовались особенности стиля позднебелорусского барокко. А в начале XX века были отреставрированы святые образы, изображённые на стенах святыни.

В 1924 году двери церкви были закрыты для богослужения. Вместо этого в её помещениях начал свою деятельность краеведческий музей.

В период немецкой оккупации во времена Второй Мировой войны Софийский собор вновь начал свою работу, а в 1969 году вновь был закрыт на реставрацию.

Архитектура

Архитектура Софийского собора является моделью градостроительства Древней Руси. От одноимённых храмов в Киеве и Новогрудке собор перенял такие элементы архитектуры, как свод крестово-купольного типа, характерный для христианских храмов Византии, а также галерею и 5 нефов.

Однако Софийской собор имеет очень много уникальных особенностей строительства, которых не встретишь ни в одном подобном храме мира. В его интерьере появилась так называемая вима – алтарное возвышение. Сам же храм является семиглавым, что в христианстве символизирует семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Полоцкий храм имеет одноапсидную базилику, а также две симметричные башни, возвышающиеся на 50 м над Двиной.

Богатый белый интерьер святилища украшен золотом, лепниной и фигурными карнизами, арками и величественными колоннами, а стены расписаны святыми изображениями Троицы Невозаветной и «Спасом Нерукотворным», а также копией знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

https://youtube.com/watch?v=G_lHV_kPY1s

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

Детский музей Полоцка

Экспонаты этого музея, расположенного в архитектурном памятнике конца XIX – начала XX веков, не только можно, но и нужно трогать.

На 208 квадратных метрах находится почти тысяча самых разных предметов. Механические часы, весоизмерительные приборы, старинные марки, самовары, поддужные колокольчики, пластинки и проигрыватели – для нынешних детей это загадочные вещи, об истории происхождения и назначении которых детям рассказывают экскурсоводы музея.

Вторя часть экспозиции – это игрушки и детские книги авторства Барто, Чуковского и других классиков советской литературы. Все можно полистать, со всем можно поиграть.

Есть отдел, посвященный эпохе Великих географических открытий. Часто проходят выставки частных коллекционеров – провести такую выставку может любой желающий.

22 ответа на вопрос, куда поехать, чтобы и малышне было весело, и родители не заскучали.

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ

  СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В ПОЛОЦКЕ — памятник архитектуры XI—XVIII веков, самая первая каменная постройка на территории Белоруссии.

  Возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. В таком виде сохранился до нашего времени.

  После многочисленных разрушений и перестроек от древнего собора XI в. остались фундамент, нижние части стен и опорных столбов, и только восточная апсида поднимается на высоту около 12 м. При возведении собора в XI в. в качестве строительного материала использовали плинфу – плоский кирпич, рецепт изготовления которого как и технологию кладки завезли сюда византийские мастера. Кладка собора велась в классической для архитектуры Византии технике с «утопленным рядом», когда каждый второй ряд плинфы был спрятан, утоплен вглубь стены и сверху затирался цемянкой. И таким полосатым, неоштукатуренным храм был с внешней стороны в XI веке, а внутри стены были оштукатурены и расписаны фресками.

  После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара и частичного разрушения 1607 года собор был в запустении, в 1618 году униатский архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.

  В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.

  11 июля 1705 года, во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт российской армией (царь Пётр I передал собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся репрессии).

  Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Св. Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: «В том же  году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам  убил 4 базилиан в Полоцке».

  По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов».

  Во время Северной войны 1700—1721 годов в притворе храма размещался пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года.

  Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня.

  После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным.

  В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

  В 1985 году в соборе чехословацкой органостроительной фирмой «Rieger Kloss» был сооружён орган. Первый концерт был дан 2 мая 1985 года органистом Олегом Янченко.

  Сейчас собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.

Почему соборы носят имя Святой Софии?

Мученица София — одна из самых почитаемых христианских святых. По одной из версий ее жития, во II в. в правление римского императора Адриана в Медиолане (совр. Милане) благочестивая вдова София воспитала в почтении к христианской вере трех дочерей — Веру, Надежду и Любовь. За то, что они открыто исповедовали учение Христа, римские власти на глазах у матери предали их пыткам, а затем мучительной казни. София погребла тела дочерей и скончалась на третий день.

Почитание мучениц широко распространилось в христианской церкви. Если имена дочерей в болгарских, а затем и древнерусских текстах были переведены на славянский язык, то София осталась в греческом варианте, хотя известно и написание ее имени как Премудрость.

Именно Премудрости Божией и посвящен культ св. Софии, который уже в VI столетии был ознаменован сооружением в ее честь величественного собора в Константинополе. Десять веков, вплоть до постройки храма Св. Петра в Риме, он был самым большим храмом христианского мира.

ВЗГЛЯД ИЗ ДРУГОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Оригинальная постройка

Возведение храма связано с переносом центра города со старого городища. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его фрагменты: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора сходно с одноимёнными храмами Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.

К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода — это отсутствие галерей. Храм имел три апсиды, а не пять. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающимися на 1 промежуточный столб. Есть вима (дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства), характерная для Византии.

Храм, подобно новгородскому, был расписан только фресками, тогда как в Киеве сочетались фресковая и мозаичная декоративная отделка храма. Строительством всех трех храмов, вероятно, занималась приглашённая из Константинополя артель. Главная идея храма — это вхождение жителей Полоцкой земли во Вселенскую церковь, напоминание о Софийском Соборе Константинополя, символ могущества княжеской власти.

Топ достопримечательностей (29)

по алфавиту
   по популярности  

Музей белорусского книгопечатания3

Музей белорусского книгопечатания в Полоцке был открыт 8 сентября 1990 года к
500-й годовщине со дня рождения белорусского первопечатника, философа,
просветителя Белоруссии Франциска Скорины. Экспозиция музея располагается в
бывшей Братской школе Полоцкого Богоявленского монастыря.

Музей традиционного ручного ткачества Поозерья3

Музей традиционного ручного ткачества Поозерья открылся в 1998 году в городе
Полоцке. Музей ставит задачи сбора информации о древнейшем традиционно женском
белорусском прикладном искусстве – ручном ткачестве, прядении, вышивке,
плетении.

Бывший иезуитский монастырь2

Иезуитский коллегиум в Полоцке был основан в XVI веке в царствование Стефана
Батория. Полоцк – традиционно православный город был захвачен в ходе Литовской
войны в 1579 году. Для того, чтобы утвердить в нем католичество – основную веру
Великого княжества Литовского, король обратился к иезуитскому духовенству с
просьбой основать в Полоцке монастырь и коллегиум.

Покровская церковь2

Покровская церковь, или храм Покрова Пресвятой Богородицы, был построен в
Полоцке в 1781 году при кладбище. Небольшая деревянная церквушка вскоре
приобрела большую популярность и стала выполнять роль собора.

Художественная галерея2

Художественная галерея размещается в одном из корпусов бывшего иезуитского коллегиума, памятника архитектуры XVIII в. Общая площадь музея составляет 900 кв.м. В экспозиции галереи представлены коллекции культового прикладного искусства XII–XIX вв.

Музей истории архитектуры Софийского собора1

Музей истории архитектуры Софийского собора находится в храме, построенном на
месте когда-то взорванного древнего Софийского собора.
В год крещения Руси были заложены три Софийских собора в трех главных русских
городах – Киеве, Новгороде, Полоцке.

Памятник двадцати трем воинам-гвардейцам1

Памятник 23 воинам-гвардейцам установлен в 1989 году. Памятник представлен в виде группы солдат, противостоящих противнику, и стела с именами погибших, с вершины которых в небо улетают бронзовые журавли.

Памятный знак «Полоцк – географический центр Европы»1

Памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» был установлен во время
празднования дня города Полоцка 31 мая 2008 года. Во время торжественного
открытия памятного знака, мэру Полоцка Владимиру Точило был вручен сертификат с
точными расчетами координат географического центра Европы.

Часовня в память погибшим в Афганской войне1

Часовня-памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане,
установлена в городе Полоцке в тихом мирном сквере на проспекте Франциска
Скорины.
Более 300 молодых ребят жителей Полоцка воевали в Афганистане.

Всего: 29
Загрузить еще…
Осталось: 9

Как добраться

На площади возле вокзала стоит информационный стенд, где указаны разные контакты и карта города с интересными местами. От вокзала и автовокзала по улице Октябрьская, 25 отправляется автобус № 2. На нем доезжают до остановки «Швейная фабрика», если паломник едет с автовокзала или до остановки «Райисполком» при поездке с вокзала, расположенного на ул. Толстого.

Гость может совершить пешую и прогулку и добраться до памятника архитектуры самостоятельно. От вокзала нужно пройти по улице Гоголя до набережной Западной Двины по ул. Нижне-Покровская. Затем сворачивают направо и проходят 2 км.

Информация для паломников и туристов

Церковь находится в невероятно красивом месте на правом побережье Западной Двины, где в нее впадает река Полота. Храм Софии привлекает своим великолепием. В Полоцке расположено много исторических и архитектурных памятников, основная масса принадлежит православной вере. Комплекс состоит из культовых сооружений, построенных по просьбе Ефросиньи.

Борисов камень у Софийского собора

Неподалеку от собора расположены следующие достопримечательности:

Борисов камень на расстоянии 52 метров, это один из 4 белорусских валунов, на которые нанесены картинки крестов и древние надписи;родник расположен при спускании к Нижне-Покровский улице;памятник студенту в 468 м;Полоцкий краеведческий музей;художественная галерея в полукилометре;монумент героям Отечественной войны 1812 г.;памятник кривичам находится в 175 метрах;памятник Ефросинии Полоцкой.

Полоцкий собор — историческая и архитектурная гордость, храм уважают все православные. Церковь по своей ценности, значимости и почитанию верующих стоит наравне со многими знаменитыми соборами.

Интересные факты

Софийский собор в Полоцке — одно из древнейших сооружений в Беларуси. При храме расположен концертный зал, в котором каждый год проводят свыше 300 концертов камерной и органной музыки. Чтобы самостоятельно посетить музей, посетителям предлагают аудиогид на белорусском, английском и русском языках. Также им вручают путеводитель с планом церкви и картой города.

В стенах Собора размещается музей истории архитектуры. Стал принимать первых гостей в 1987 году, а в 1983 г. открыли концертный зал. В музее находятся экспозиции, знакомящие прихожан с возникновением и развитием храма, его перестройках, реставрациях. Здесь имеются уникальные предметы — дошедший до 21 века фундамент и древние росписи 11 века.

Софийский собор в Полоцке

  • https://ikona-i-molitva.info/sofijskij-sobor-v-polocke/
  • https://posmotrim.by/article/sofiyskiy-sobor-polock.html
  • http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/sofijskij-sobor-v-polotske.html

Биография

Русскими летописями не упоминается — известна только из западных источников: сочинения Саксона Грамматика, «Саги о Кнютлингах», генеалогии датских королей, «Обзора саг о датских канунгах», свода саг «Красивая кожа», датских анналов. Некоторые скандинавские источники дают её имя искажённым — Суфия, Сифия.

Место её рождения неизвестно. Происхождение княжны было дискуссионным в историографии: традиционно считается, что София — дочь Володаря Глебовича и Рыксы, дочери Болеслава Кривоуста; наиболее аргументированно это доведено Я. Галеном. Баумгартен и Пашуто предполагали, что София — дочь новгородского князя Владимира Всеволодовича, но в этом случае нужно допустить, что Вальдемар I вступил в брак с двоюродной племянницей. Подробный обзор точек зрения на происхождение Софии содержится в работах Т. Джаксон.

После того, как её мать Рыкса вышла замуж за шведского короля Сверкера I, она последовала за ней и была принята при шведском дворе.

София вышла замуж (23 октября 1157 года в Виборге) за датского короля Вальдемара I, правнука Владимира Мономаха; запись о браке содержит летопись XII века «Славянская хроника» Арнольда из Любека и Саксона Грамматика.

Политический контекст этого брака, как и связи полоцко-минских князей через Софию с династиями герцогов Брауншвейгских и ландграфов Тюрингских, не изучены. Возможно, этот брак имел целью укрепления союза Дании со Швецией.

София была обручена с Вальдемаром с 1154 года и в том же году прибыла в Данию, но свадьба оказалась возможной только через три года, так как она была признана недостаточно взрослой, для того чтобы выходить замуж. На это время её отставили под присмотром женщины по имени Бодил. Так как она не имела никакой собственности в Дании, ей было обещано 1/8 часть поместий её сводного брата Кнуда V. Свадьба состоялась только после того, как Вальдемар смог победить своего противника в борьбе за престол Свена III.

Собор Рингстеда, где похоронена София Владимировна

София принимала активное участие в тогдашней общественной жизни Дании. Саги изображают её красивой, но властной и жестокой женщиной. Так, согласно им она повелела сжечь в бане любовницу своего мужа Туве и ранила его сестру Кирстен.

У королевы было два сына и шесть дочерей. Пережила своего мужа (умершего в 1182 году).

Овдовев, в 1184 году вышла за Людвига III, ландграфа Тюрингии, который был моложе её на 10 лет. София приехала в Тюрингию с большой свитой. Однако перед тем, как отправиться в Третий крестовый поход Людвиг изгнал её. В 1190 году она развелась с ним и вернулась в Данию.

Похоронена рядом со своим первым мужем в королевской усыпальнице города Рингстед.

Есть два её поздних портрета (1580 и 1757 годы)[источник не указан 1084 дня ()].

Горел и возрождался из руин

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым. И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы. В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

Софийский собор на территории новгородского Кремля. Заложен в 1045 году по велению князя Владимира, сына Ярослава Мудрого. Фото: РИА Новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector