Сколько церквей в суздале? церкви и монастыри суздаля

Описание

Собор был возведен на мощном, усиленном фундаменте, который уходил в глубокий котлован. Храм имел шестистолпный четверик и три шлемовидные главы, венчавшие высокие барабаны (цилиндры). Предположительно, центральная глава опиралась на дополнительный постамент, а остальные главы, меньшего размера, опирались на восточные углы храма.

Впервые документально храм упоминается в Лаврентьевской летописи в 1222 году. В ней описывается, что в Рождественском соборе в Суздале по указанию великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича строится третье здание, которое окружается тремя притворами, являющимися также укрепляющими стенами.

Храм был надстроен, а затем украшен рельефной лепниной и рисунками. Фасад был декорирован различными архитектурными элементами, в том числе резьбой, и опоясан рядом арок (аркатурой). Возведение церкви длилось три года и было закончено в 1225 году. По завершении строительства епископ Симеон освятил храм, после чего он стал именоваться не Успенский, а Богородице-Рождественский собор. Суздаль уже в то время славился своими прекрасными храмами, но эта церковь особенно почиталась у верующих, так как она была построена на месте первой православной церкви города.

Суздальский кремль


Суздальский кремль.
1

Оказавшись в Суздале, каждый турист первым делом отправляется, конечно же, в Суздальский кремль. Не познакомившись с этим живописным ансамблем, будет трудно в полной мере проникнуться духом старого города, впитавшего в себя многовековую историю.

Суздальский кремль, как полагают археологи, был построен еще в X веке. Это кажется невероятным, но все основные сооружения, построенные на его территории, сохранились до наших дней. Их не постигла участь многих других храмов и исторических памятников Суздаля: они не были полностью сожжены и разорены в Смутное время или в период польской интервенции, не стали жертвой борьбы с религией при Советской власти.

Славится Суздальский кремль в первую очередь своими потрясающими религиозными объектами. Речь идет о соборе Рождества Богородицы, Никольской церкви и Архиерейских палатах. Каждое из этих сооружений интересно по-своему.

Собор Рождества Богородицы, или Рождественский собор, начал возводиться в конце XI – начале XII века, став при этом одной из первых православных церквей в Суздале. За свою историю этот величественный храм несколько раз реконструировали и перестраивали. Сегодня он выглядит отлично, несмотря на свой преклонный возраст.

Деревянная Никольская церковь, расположенная в западной части кремля, была перевезена сюда в 1960 году из села Глотово, что сравнительно недалеко от Суздаля. Это небольшая, но довольно интересная постройка XVIII века является уникальным памятником русского деревянного зодчества. Перенесение Никольской церкви на территорию Суздальского кремля спасло ее от неминуемого разрушения.

Архиерейские палаты начали строиться в XV веке, но окончательный вид комплекс приобрел лишь в начале XVIII века. Он включает в себя жилые помещения, парадные залы для официальных церемоний, Благовещенскую церковь и восьмигранную колокольню. Изначально палаты выполняли функцию резиденции суздальских епископов. В наше же время здесь размещается музейная экспозиция, посвященная Суздальскому кремлю и истории Суздальского края.

Адрес: Суздальский кремль, Кремлёвская улица, Суздаль, Владимирская область, Россия.

Достопримечательности Суздаля

Суздаль — это город-музей, здесь словно остановилось время еще в XIX веке. Отсутствие железной дороги лишило город технического развития и индустриализации. Здесь нет высотных зданий, кроме церквей и колоколен. В Суздале легко почувствовать атмосферу древнерусского города, поэтому здесь снято огромное количество кинофильмов, в том числе «Андрей Рублев» (1966 г.) Андрея Тарковского. Суздаль побывал в роли Москвы, Ярославля, Архангельска и других городов.

Наличие на небольшой территории огромного количества хорошо сохранившихся исторических зданий способствовало созданию в 1923 году Суздальского краеведческого музея. В 1958 году был создан Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ), объединивший музеи Владимира, Боголюбова и Суздаля, а впоследствии и других (Кидекша, Гусь-Хрустальный, Муромцево).

Музейщики провели масштабную реставрацию исторических архитектурных памятников Суздаля в 1960-70-х годах, был создан Музей деревянного зодчества. За успешные реставрационные работы музей получил признание и награды, в том числе международные. Огромный вклад в изучение и восстановления Суздаля сделал Алексей Дмитриевич Варганов (1905-1977) — искусствовед, архитектор-реставратор, один из основоположников Владимирской школы реставрации и первый директор объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В честь Варганова названа улица в Суздале, он стал первым почетным гражданином города.

Сейчас из пяти суздальских монастырских ансамблей музею принадлежит только один — Спасо-Евфимиевский монастырь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, именно поэтому он пока не перешел в собственность Русской православной церкви. Остальные монастыри переданы РПЦ, в каждом из них восстановлена монашеская деятельность. В 2019 году по запросу РПЦ ей были переданы Приказная изба в Покровском монастыре, где размещалась музейная экспозиция об истории монастыря и Ризоположенский храм. 

Достопримечательности Суздаля привлекают огромное количество туристов. В праздничные и выходные дни город переполнен туристами. Здесь находится большое количество отелей и гостевых домов на любой вкус, а также кафе и сувенирных магазинов. Как во многих популярных туристических городах, в Суздале цены на все неоправданно завышены.

Краткая история

Князь поклялся, что если останется в живых, то построит в Суздале иноческую обитель. Андрей Константинович сдержал обещание: в 1364 году в низине правого берега реки Каменки был заложен Покровский женский монастырь. Первоначальные деревянные постройки обители не сохранились. Нынешний ансамбль сложился в XVI веке, когда монастырь превратился в место заточения опальных жён русских царей.

Схема Покровский монастырь

Одной из его первых узниц стала жена Василия III Соломония Сабурова. Великий князь женился на Соломонии в 1505 году, выбрав её на смотринах из 500 невест, представленных ко двору с этой целью. В мире и согласии супруги прожили 20 лет, но Сабурова так и не родила наследника престола. Обвинив жену в бесплодии, Василий III решил развенчаться (то есть развестись) и заключить новый брак с литовской красавицей Еленой Глинской. В 1525 году по велению Василия III Соломонию насильно постригли в монахи под именем старицы Софии и сослали в Суздальский Покровский монастырь.

Соломония сопротивлялась, плакала и кричала, а когда ей поднесли монашеский куколь, то она начала топтать его ногами. Один из бояр даже ударил княгиню плетью, воскликнув: «Да как ты смеешь противиться воле государя!». Сабурова ответила, что не желает пострижения, и что Бог всё видит и отомстит её гонителю. Все вселенские патриархи осудили расторжение брака великого князя.

Покровский монастырь с высоты птичьего полёта

Прогневавшись, Василий III лишил митрополита Варлаама духовного сана, что случилось впервые в русской истории. А патриарх Иерусалимский Марк предсказал князю, что если тот женится во второй раз, то «будет иметь злое чадо», которое поразит мир своей жестокостью. Предсказание сбылось: от брака Василия III и Елены Глинской родился Иван Грозный. Прошло несколько месяцев, и вдруг по Руси поползли слухи, что Соломония во время пострижения была уже беременная и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. По легенде, мальчик тайно воспитывался в лесных скитах, и, возмужав, стал знаменитым разбойником Кудеяром. Соломония, опасаясь убийц, которых могла подослать вторая жена Василия, объявила, что новорождённый скончался, и инсценировала похороны. Спустя 400 лет, в 1934 году при реконструкции Покровского монастыря было обнаружено надгробие, под которым лежала тряпичная кукла, одетая в расшитую жемчугом рубашку.

Вид на постройки Покровского монастыря

Сегодня эта находка хранится в исторической экспозиции суздальского музея. По мнению некоторых исследователей, распашонка является косвенным свидетельством того, что ребёнок у Сабуровой всё-таки был. Но о настоящей судьбе старшего брата Ивана Грозного, законного престолонаследника, ничего неизвестно. Сабурова, в иночестве сестра София, через 17 лет после принятия пострига умерла и была похоронена в подклете Покровского собора. Сам Иван Грозный якобы возложил на гроб Софии пелену, сшитую его супругой Анастасией. Уже при царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, Софию почитали как святую. И по сей день в Покровский монастырь съезжаются паломники, чтобы поклониться мощам Софии Суздальской, прося святую об исцелении и даровании детей. Последовав примеру Василия III, князья и бояре также ссылали своих жён в Покровскую обитель. В усыпальнице Покровского собора обрели вечный покой супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина, первая жена князя Владимира Андреевича Старицкого и другие знатные женщины.

Приходская паломническая поездка в Суздаль. 10 апреля 2021 г.

При слове «Суздаль» в моем воображении возникает что-то исконно русское — леденцово-пряничное, со вкусом медовухи и запахом солений, побрякивающее колокольцами лошадиных упряжек и с нескончаемой вереницей куполов церквей, гармонично вплетающихся в пейзажи нашей средней полосы.

Да, собственно, так и есть. И убедиться в этом могла вся наша многочисленная (45 чел) группа прихожан храма Фёдора Ушакова и примкнувших к ним — родных, друзей и знакомых…

Небо подарило нам в этот день не только воплощение насыщенной программы, но и изумительную погоду, приветственный перезвон колоколов и даже весьма неожиданный песенный подарок в Спасо-Евфимиевом монастыре. «О, Всепетая…. » святителя Николая Сербского унеслась вместе с голосами певчих и нашими душами под высокие своды Спасо-Преображенского собора с великолепной акустикой и богатой росписью 16 века. Пожалуй, это было лучшее песнопение в моей жизни…

Поездка ставила перед нами весьма сложную задачу — посмотреть Суздаль за один день. Кто бывал здесь, скажет — это не возможно, ведь в городе 45 церквей, несколько монастырей, Кремль. И все же нам удалось сделать почти невозможное — максимально значимое и красивое было охвачено, а особо резвым и бесстрашным покорилась даже смотровая площадка 72 метровой Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря — самой высокой точки города, с которой можно было обозреть весь город с высоты птичьего полёта…

Было интересно отследить сверху уже пройденный нами путь — от Суздальского Кремля с монументально величественным собором 13 века, с росписями разных эпох; мимо 6 церквей различных архитектурных стилей, расположенных вдоль дороги; по площади и торговым рядам с изделиями народных промыслов, заготовками грибов и ягод; мимо вереницы конных экипажей к тому, что ещё предстояло посетить — два значимых для Суздаля монастыря — Покровского и Спасо-Евфимиева .

В первом — белокаменном, в котором нашли вечный покой сосланные в разное время именитые представительницы знатных фамилий, нас ждала постная трапеза в русской бревенчатой избе, добавляя национального колорита и обращая наш взор в прошлое. Второй монастырь — Спасо-Евфимиев по красоте, значимости и масштабности представленных музейных экспозиций посоперничает с Суздальским Кремлём, да и многими монастырями Руси.

Окруженный величественными крепостными стенами, он хранит в себе много тайн, раскрывают которые, унося нас в былое, различные тематические выставки.

На такое место по сути надо потратить целый день, но и за час мы успели многое. Насладившись поистине ангельским песнопением и перезвоном колоколов на внушительной звоннице, все разошлись в разные стороны.

Меня привлекла экспозиция икон, церковной утвари, украшений, шитья, исполненных в русских традиционных художественных стилях.

Честно говоря, я была потрясена великолепием коллекции и вспомнила музей икон в Екатерининском монастыре на горе Синай в нашу поездку в Египет.

Поразило обилие образов Владимирской иконы Божией Матери и редкий Корсунский образ, который по легенде был подарен князю Владимиру при крещении — не знак ли это нам — какую икону поместить в иконостас нового строящегося храма…

Церквей в городе неимоверное количество, пересчитывая увиденные по памяти, я все время сбивалась со счета — 10…15… 20, но посмотрели мы вблизи или вдали более половины в городе — 26. Поклонились мы и мощам почитаемых суздальских святых — Ефросиньи, Софии, Евфимия, первых епископов Суздаля…

Последней жемчужиной нашей поездки были церкви на выезде из Суздаля — в Михалях

Я обратила на них внимание ещё при составлении программы. Построенные в разных веках и стилях в тихом уединенном месте, восстановленные за каких-то 17 лет — они являют собой яркий пример разнообразия русского церковного зодчества и возможностей трудов человеческих во Славу Божию

Неожиданно на встречу к нам вышла хранительница этого удивительного места и провела мини-экскурсию по храму Архангела Михаила 17 века, а до храма 1904 года постройки в честь Александра Невского дошли самые стойкие, оценив псевдорусский стиль из красного кирпича с элементами мозаики и изразцов во всем его великолепии — в лучах заходящего солнца на фоне зелени сосен…

Домой мы возвращались насыщенные кислородом и впечатлениями от пешей прогулки через весь город и отягощенные сувенирами и местными вкусностями…

Наталья Стрелкова,

Фото Наталья Стрелкова, Елена Соболева

Кремль: встреча веков и стилей зодчества

Суздаль выстроен на берегах реки Каменки, притока Нерли. Он старше Москвы: первое письменное упоминание о нем относится к 999 году. Хотя официально годом основания все же считается 1024 год, когда запись о нем появляется в летописях. В августе 2018 года город Суздаль отметит свой 994-й день рождения.

Исторический центр Суздаля – всего девять квадратных километров. Можно исходить его пешком вдоль и поперек. И на каждом шагу встретятся музеи, древние монастырские стены и церкви, архитектурные памятники и внезапно открывающиеся виды – как подарок города лично тебе.

Начать прогулку стоит с Кремля. Когда-то Кремль был мощной крепостью, с кольцом земляных валов, на которых возвышались бревенчатые стены и башни. Он был построен в XI—XII вв. Внутри Кремля помещались городской собор, жилища князя и епископа. А еще там жила дружина князя, княжья свита и ближайшее окружение епископа.

Деревянные постройки Кремля сгорели во время пожара в 1719 году. От кремлевского комплекса укреплений остались земляные рвы и валы, поросшие травой, по которым сейчас гуляют туристы и на которых сидят подростки с мольбертами, поскольку виды оттуда открываются потрясающие! Но главный интерес представляют ансамбль архиерейского двора с собором Рождества Богородицы и церкви, относящиеся к комплексу Кремля.

Каменные Архиерейские палаты внутри Кремля начинали строиться в XV веке, а потом многократно перестраивались вплоть до XVIII века. Сейчас они выглядят как целый комплекс построек. Приковывает взгляд собор Рождества Богородицы – древнейшее здание Суздаля. Собор этот уникален тем, что, многократно перестроенный, он совмещает нижнюю часть, построенную в XIII веке, с верхней XVI века, причем внутри сохранились росписи разных столетий.

Каменные Успенская, Никольская и Христорождественская церкви завершают исторически сохранившийся архитектурный ансамбль Кремля. Еще один небольшой храм, стоящий на территории Кремля – деревянный Никольский (1766 г.) – был перенесен сюда в 1961 году из села Глотово Юрьев-Польского района, как образец деревянного зодчества.

Успенская же церковь построена в редком в здешних местах архитектурном стиле московского барокко. Раньше она была деревянной, но после пожара в XVII веке была восстановлена в камне, а в XVIII в верхней своей части перестроена, поэтому ее низ и верх имеют очертания, характерные для разных эпох.

Никольская церковь также построена взамен своей сгоревшей предшественницы в 1720—1739 годах. Это одноглавый храм с колокольней и соединяющей их трапезной. Гладкие стены основного объема-четверика просто и изящно украшены резными узорами. Это так называемая «летняя» церковь, имеющая парную «зимнюю»: маленькую церковь Рождества Христова (1775 год). Та и вовсе имеет самую скромную форму, напоминающую прямоугольный сруб с двускатной кровлей. Никольская и Христорождественская церковь вместе фигурируют в качестве декораций в популярном некогда фильме «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли.

Село Санино

Село Санино в 19 километрах от Суздаля славится колоритными пейзажами, историческими турнирами и чудесами, которые происходят с удивительной регулярностью. История села началась в середине XVIII века со строительства Свято-Никольского женского монастыря. Две самых ярких достопримечательности — храм Николая Чудотворца и церковь Покрова Божией Матери. Внутри прекрасно сохранились фрески работы художников из мастерской Виктора Васнецова. 

Удивительно, но в начале XXI века, когда началась масштабная реконструкция монастыря, фрески стали самостоятельно восстанавливаться, проявляясь сквозь побелку. Это одно из многочисленных чудес Санино. Другая история связана с монахиней Ангелиной, которая в годы революции сохранила на территории монастыря древние иконы, спрятав ключи от храмов в лесу. Ангелину осудили за этот поступок на 15 лет. После возвращения в монастырь она открыла кельи с иконами, а ключи с тех пор стали приносить верующим излечение от многих болезней. 

В селе ежегодно собираются любители исторических реконструкций. Гости стремятся искупаться в целебных водах источника при монастыре, считается, что они помогают при заболеваниях кожи, костей и суставов.

  • село Санино
  • Экскурсии в село Санино

Храм Воскресения Словущего из Патакино в музее деревянного зодчества

Храм Воскресения Словущего привезли в Музей деревянного зодчества из села Патакино. Церковь возвели в 1776 году, ее освятили в честь Воскресения Христова. В то время храм принадлежал помещику Ивану Акинфову. Долгое время деревянная церковь служила кладбищенским храмом, который был приписан к Троицкой каменной церкви села Патакино.

Сооружение имеет архитектурную форму корабля — алтарь, колокольня и западное крыльцо церкви выстроены вдоль одной оси. Храм Воскресения Словущего стал экспонатом Музея деревянного зодчества в 1969–1970 годах. Его восстановлением занимался архитектор Валерий Анисимов.

История Собора Рождества Богородицы в Суздале

Согласно исследованиям археологов, начало истории собора датируется 1101 г, когда началось его строительство по приказу князя Владимира Мономаха. В то время собор назывался Успенским. На тот момент это было первое и единственное каменное здание в Суздале. Для его возведения использовался материал под названием плинфа – плоский тонкий обожженный кирпич. Для фундамента применялись скрепленные цемянкой (раствор из крошки кирпича) булыжники.

Здание Успенского собора просуществовало недолго. Спустя всего 47 лет Юрий Долгорукий приказал разобрать его и возвести на этом же месте новое, из бута. Но из-за ошибок в строительстве храм вскоре начал рушиться. И в 1222 г Успенский собор был повторно разобран. Вместо него князь Георгий Всеволодович воздвиг более современный Собор Рождества Богородицы. Это было трехкупольное белоснежное здание с искусно украшенным фасадом. Новый храм полностью соответствовал модным веяниям в архитектуре того времени и задумывался как главный в городе. Поэтому при строительстве были предусмотрены хоры для князя и его приближенных.

В 1230 г лучшие мастера из Ростова и Суздали начали расписывать внутренние помещения. Примерно в это же время были установлены Золотые ворота, украшенные фигурами грифонов, львов и древнерусскими письменами. Их великолепие поражает до сих пор. Большая часть фресок до наших дней, к сожалению, не дошла. Вполне вероятно, что немалую роль в этом сыграло нашествие татаро-монголов.

Собор Рождества Богородицы – это не только храм, но и усыпальница правителей Суздали. До сих пор сохранились могилы сыновей Юрия Долгорукого, представителей знатных российских родов: Вельских, Шуйских и других.

Здание, возведенное под руководством Георгия Всеволодовича, простояло дольше остальных: до сильного пожара в 1445 г. Государству, замученному набегами, было не до восстановления храма. Таким образом, собор был забыт на долгие десятилетия. В первой половине XVI в о нем вспомнили вновь. В результате реконструкции собор стал пятиглавым, таким, как сейчас.

На этом история храма не заканчивается. В XVII в поблизости возвели искусно расписанный в середине придел св. Федора и Иоанна и колокольню. На протяжении двух следующих столетий были построены паперть и еще три придела. Это время можно считать периодом расцвета собора.

Когда к власти пришли большевики, богослужения в храме прекратились.

Золотые ворота

Золотые ворота – это уникальное произведение древнерусских мастеров, созданное в 20-30-х годах XVIII века. Ворота состоят из двух створок, каждая из которых имеет семь рядов массивных пластин, установленных в два ряда и обитых снаружи медными листами. Пластины стыкуются между собой с помощью металлических валиков. Все детали ворот покрыты золочеными рисунками с орнаментом, изображениями фантастических зверей и птиц, сюжетами на библейские и евангельские темы.

Техника изготовления золотых ворот называлась огненным золочением. На черной медной основе с помощью проволоки выполнялся рисунок, который заполнялся золотом, растворенным в ртути. После нагрева пластин ртуть испарялась, а золото навечно сливалось с медью.

Ручки дверей сделаны в виде львиных голов, держащих в пастях тяжелые бронзовые кольца.

Рождественскому собору был нанесен значительный урон во время монголо-татарского нашествия в 1238 году. Предполагают, что именно тогда были вывезены северные Золотые ворота, а южные и западные сильно пострадали и были восстановлены в конце XIII века.

Одна из достопримечательностей Суздальского Рождественского Собора — царь-фонарь XVII века. Его вес составляет 160 килограммов и использовался он во время крестных ходов.

Входоиерусалимская и Пятницкая церкви

Входоиерусалимская (на переднем плане) и Пятницкая (на заднем плане) церкви. Фото: Павел Сухов, 2015 год.

При выходе из кремля, на высоком берегу реки Каменки, с запада от Торговых рядов, ранее стояли три деревянных церкви, которые были разобраны по причине ветхости.

Каменная Входоиерусалимская церковь была построена в 1707 году. В архитектурном плане здание церкви представляет собой приниженный куб, верхняя часть фасада которого окаймлена узорчатыми килевидными арочками. Помещение перекрыто сомкнутым сводом, а четырехскатная кровля завершается пятью главами. В настоящее время это действующий храм.

Расположенная рядом Пятницкая церковь построена в 1763 году. Архитектурной особенностью данного типичного зимнего храма является восьмигранник на барабане которого установлена чеканная главка в виде фигурной вазы, являющаяся редкостью для города.

Обнесенные каменной оградой Пятницкая и Входоиерусалимская церкви, а также стоявшая между ними колокольня, составляли красивейший архитектурный ансамбль Суздаля. Колокольня и каменная ограда со Святыми воротами были разрушены в конце 30-х годов XX века.

Суздальские рекордсмены

Если внимательно посмотреть на карту города, то становится понятно, что в старину строители обладали особым эстетическим вкусом. Почти все архитектурные памятники Суздаля стоят на приметных местах. Храмы построены на возвышенностях и берегах Каменки. Они отражаются в водах небольшой реки и выглядят очень живописно. Некоторые церкви расположены на территориях древних монастырей Суздаля, другие украшают торговую часть города – Посад, а третьи – возведены на окраинах, в слободах.

Собор Рождества Богородицы в Суздальском Кремле

Самый старый храм находится на территории Суздальского Кремля. Величественный собор Рождества Богородицы был построен в 1220-е годы на месте более древней церкви XII века. Вначале храм имел три главы, но в XV столетии собор стал пятиглавым. Сегодня это действующая церковь и музей. Внутри можно увидеть знаменитые Златые врата и великолепные росписи.

Какая суздальская церковь самая высокая? Небольшой город имеет малоэтажную застройку, поэтому Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря видно издалека. Трехъярусная башня поднимается на высоту 72 м и является самым высоким церковным зданием города. Со старинной колокольни открывается отличная панорама улиц, куполов суздальских храмов, живописной долины реки Каменки и зеленых окраин Суздаля.

Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря

Собор Рождества Пресвятой Богородицы


Старейшее здание Суздаля, возведенное еще в XII векесписок объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО русского прикладного искусства первой трети XIII векафресок, датируемых временем основания собора Рождества Пресвятой Богородицы

Первоначально здание величественного храма имело три купола и было построено киевскими зодчими из плинфы – тонкого обожженного кирпича квадратной формы, широко используемого для строительства в Римской империи и Византии, а также в домонгольской Руси. Но в 1148 году здание было разобрано и возведено заново, но уже из камня. В 1222 году по приказу владимирского князя Юрия Всеволодовича собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен заново, по причине обветшания предыдущей постройки. Это здание оказалось более фундаментальным и надежным – возможно, оно сохранилось бы и до наших дней, если бы в 1445 году Суздаль не был сожжен войсками казанского хана. При восстановлении храма был сохранен исторический фундамент и нижняя часть, а вот все остальное – это результат работы зодчих XVI века. Они возвели верхнюю часть из красного кирпича и перестроили систему куполов, сделав собор пятиглавым. В 1938 году при проведении реставрационных работ удалось обнаружить скрытые за шпаклевкой элементы фресковой живописи XIII века, выполненные ростовскими и суздальскими мастерами под руководством епископа Кирилла

Культурная значимость и важность собора Рождества Пресвятой Богородицы была поднята на максимальный государственный уровень!

На сегодняшний день здание важнейшей достопримечательности Суздаля используется совместно Русской православной церковью и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Адрес: Кремлёвская ул., 10, Суздаль, Владимирская обл., 601293

История города

Суздаль впервые упоминается в летописи 1024 года. За четверть века до начала строительства крепостных сооружений на территории будущего города воздвигли деревянную церковь. Сколько в Суздале храмов было к началу 12 столетия, неизвестно. Но именно в это время город осадили булгары. Местные жители смогли защитить его. Чуть позже Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества.

В 1637 году на город совершили налет татары. Спустя семь лет случился пожар, уничтоживший часть построек. О том, сколько в Суздале церквей осталось к концу 17 века, сложно сказать. Сохранились храмы, основанные еще в Средневековье, но они, как правило, не раз реставрировались. Деревянные, построенные во времена Ивана Грозного, не уцелели.

Известно, что в 16 веке город стал одним из религиозных центров русского государства. Тогда здесь было одиннадцать монастырей. Сколько в Суздале церквей построено было в 16 столетии? Вероятно, только монастырских не менее одиннадцати.

Сколько в Суздале церквей, монастырей и храмов было разрушено в советское время? На этот вопрос есть точный ответ. В двадцатые годы было уничтожено 15 храмов.

После распада СССР белокаменные памятники Суздаля вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004-м населенный пункт получил статус городского поселения.

Суздаль входит в Золотое кольцо. Это один из самых интересных городов Владимирской области. Здесь проходили съемки таких фильмов, как «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Юность Петра», «Братья Карамазовы», «Царь».

Александровский монастырь — был построен в 1240 году Александром Невским

Александровский монастырь — мужской монастырь, который был построен еще в 1240 году князем Александром Невским. Эта обитель очень долгое время находилась под покровительством московских князей, и очень часто ее называли «большой лаврой».

Александровский монастырь — мужской монастырь, который был построен еще в 1240 году князем Александром Невским

В настоящее время сохранились два надгробия второй половины 14 века. Именно эти надписи свидетельствуют о том, что здесь, на этом месте были упокоены княгини Мария и Агриппина. С самого момента как монастырь был основан, жизнь не затихала в нем до 1764 года. Указом императрицы Екатерины второй, обитель упразднили, и сделали ее обычным приходским храмом. На территории монастыря находится монашеская община.

Самый древний архитектурный памятник, находящийся на территории обители — это храм Вознесения Господня, который был построен еще в конце XVII века на средства матери Петра первого.

Самый древний архитектурный памятник, находящийся на территории обители — это храм Вознесения Господня, который был построен еще в конце XVII века на средства матери Петра первого

Церкви, которые стоят в суздальских слободах

Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря

, на центральной улице города. ЛетняяСмоленская церковь и зимнийхрам святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.

Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)

Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.

Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.

Вид на храм Ильи Пророка

На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка

. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.

В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи

иБогоявленской церкви . Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.

Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)

Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.

На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь

. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.

Вид на Тихвинскую церковь

Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения

иЗнаменский храм . Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».

Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)

Возле Музея деревянного зодчества

, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичныйхрам Бориса и Глеба . Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.

Одноглавая Космодемьянская церковь

и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.

Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне

В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви

иНикольского храма . Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.

Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе

За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.

Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)

Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector