Монастыри в суздале

Архитектура и переделка

Спустя 8 лет интерьер храма по новой расписывают фресками, а пол выкладывают терракотовой плиткой. Во время нашествия казанского хана в 1445 году церковь сгорела, а ее своды обрушились. В таком состоянии храм простоял до 1530 года, когда по царскому указу Василия III остатки здания разобрали до арочно-колончатого пояса (аркатуры), а затем надстроили заново.

Было возведено пять глав с высокими барабанами из кирпича, также были сделаны узкие и вытянутые световые окна. Именно в таком виде Рождественский собор в Суздале с небольшими переделками, сделанными в XVII-XVIII веках, сохранился до настоящего времени.

Епископ Серапион в 1634 году распорядился по новой внутри расписать храм, а спустя два года возводится придел во имя Св. Федора и Иоанна. В храме сохранились Златые Врата, которые являются уникальным творением декоративного искусства местных мастеров.

Смоленский храм

Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.

Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.

Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.

История Александровского монастыря в Суздале

Монастырь был основан еще в 13 веке. По ряду данных основал его сам Александр Невский. Как гласят летописи, он завещал построить обитель перед сражением с немецкими рыцарями в 1240 году. И он же в итоге построил первую деревянную церковь будущего комплекса. Правда, строение это до наших дней не сохранилось, уцелели только сведения о нем. В различные периоды своей истории, в том числе в 14 веке, деятельности монастыря сочувствовали и симпатизировали правители. Именно поэтому он получал в ведение земли и угодья. Предполагается, что именно в это время монастырь стали называть «Большой лаврой». У него было благотворительное предназначение.

В монастыре получали кров и пропитание вдовы и сироты, которые после набега врагов на Суздаль оставались без кормильцев. К сожалению, все сооружения того периода истории комплекса уже утеряны. Причиной тому агрессивные действия польско-литовских захватчиков, усилиями которых в начале 17 века Суздаль был буквально разорен. Конечно, серьезно пострадал и Александровский монастырь, который был практически уничтожен. Некоторые строения были возведены в скором времени, но и они простояли недолго.

Ближе к концу 17 века началось полноценное восстановление обители. Сама царица Наталья Кирилловна преподнесла средства на эти работы.В 1695 году на территории монастыря построена Вознесенская церковь. При этом воздвигли ее именно на месте, где раньше находился деревянный шатровый храм. Церковь построена в характерном для того времени стиле. Он монументален и строг. Архитекторами использован высокий четверик с двумя ярусами окон, увенчанный высоким пятиглавием. Сам четырехгранник украшен шестью кокошниками. Окна конструкции декорированы узорными наличниками. Интересно, что на первом уровне они напоминают наличники Петропавловской церкви, второй ярус отличается уже тем, что окна дополнены оригинальными фигурными колонками. В дальнейшем такой вариант декора распространится и на другие храмы Суздаля.

На фасадах центральной части храма можно увидеть порталы, украшенные «бусинами» из белого камня. С восточной стороны главной части церкви расположена скромных размеров апсида. С западной стороны, находится паперть. В ее северной стене есть дверь. Через эту дверь можно зайти в так называемый «теплый» пристрой. Учитывая его температурные особенности – его предназначением стали зимние богослужения. 

Необычно выглядит колокольня, разместившаяся на территории монастыря. Если, конечно, сравнивать ее с другими подобными сооружениями Суздаля. По сути это восьмигранник, в основании которого находится невысокий куб. Покрывает всю эту конструкцию высокий шатер. В плане украшений колокольни примечательно полное их отсутствие. Собственно эта особенность придает зданию особый строгий стиль. Колокольня, стоящая рядом с собором, возвышается над всем остальным ландшафтом и благодаря высокому вытянутому шатру видна издалека. Если забраться на звонницу, то можно увидеть замечательную панораму окрестностей Суздаля. 

В 18 веке монастырь обзавелся собственной оградой, возведенной из кирпича. Она была дополнена оригинальными башенками, которые имитировали более монументальные башни, обычно предназначавшиеся для обороны. 

Церкви, которые стоят в суздальских слободах

Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря

, на центральной улице города. ЛетняяСмоленская церковь и зимнийхрам святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.

Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)

Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.

Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.

Вид на храм Ильи Пророка

На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка

. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.

В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи

иБогоявленской церкви . Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.

Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)

Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.

На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь

. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.

Вид на Тихвинскую церковь

Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения

иЗнаменский храм . Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».

Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)

Возле Музея деревянного зодчества

, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичныйхрам Бориса и Глеба . Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.

Одноглавая Космодемьянская церковь

и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.

Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне

В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви

иНикольского храма . Раньше здесь находился женский Покровский монастырь.Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.

Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе

За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.

Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)

Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

Суздальский кремль


Суздальский кремль.
1

Оказавшись в Суздале, каждый турист первым делом отправляется, конечно же, в Суздальский кремль. Не познакомившись с этим живописным ансамблем, будет трудно в полной мере проникнуться духом старого города, впитавшего в себя многовековую историю.

Суздальский кремль, как полагают археологи, был построен еще в X веке. Это кажется невероятным, но все основные сооружения, построенные на его территории, сохранились до наших дней. Их не постигла участь многих других храмов и исторических памятников Суздаля: они не были полностью сожжены и разорены в Смутное время или в период польской интервенции, не стали жертвой борьбы с религией при Советской власти.

Славится Суздальский кремль в первую очередь своими потрясающими религиозными объектами. Речь идет о соборе Рождества Богородицы, Никольской церкви и Архиерейских палатах. Каждое из этих сооружений интересно по-своему.

Собор Рождества Богородицы, или Рождественский собор, начал возводиться в конце XI – начале XII века, став при этом одной из первых православных церквей в Суздале. За свою историю этот величественный храм несколько раз реконструировали и перестраивали. Сегодня он выглядит отлично, несмотря на свой преклонный возраст.

Деревянная Никольская церковь, расположенная в западной части кремля, была перевезена сюда в 1960 году из села Глотово, что сравнительно недалеко от Суздаля. Это небольшая, но довольно интересная постройка XVIII века является уникальным памятником русского деревянного зодчества. Перенесение Никольской церкви на территорию Суздальского кремля спасло ее от неминуемого разрушения.

Архиерейские палаты начали строиться в XV веке, но окончательный вид комплекс приобрел лишь в начале XVIII века. Он включает в себя жилые помещения, парадные залы для официальных церемоний, Благовещенскую церковь и восьмигранную колокольню. Изначально палаты выполняли функцию резиденции суздальских епископов. В наше же время здесь размещается музейная экспозиция, посвященная Суздальскому кремлю и истории Суздальского края.

Адрес: Суздальский кремль, Кремлёвская улица, Суздаль, Владимирская область, Россия.

Покровский монастырь

Покровский монастырь в Суздале является популярной исторической достопримечательностью, здесь среди белокаменных стен находилась так называемая женская тюрьма для высокопоставленных лиц, куда их ссылали после насильного пострига в монахини. Здесь же их чаще всего и хоронили после смерти — в подклете Покровского храма находится женская усыпальница.

Покровский собор

Покровский монастырь был основан в 1364 году, но его современный облик и известность приобретены во времена правления князя Василия III. Именно сюда он отправляет свою жену княгиню Соломонию Сабурову, с которой прожил 20 лет в браке и которую выбрал на смотре невест. Соломония не смогла родить наследника, за что была насильно пострижена в монахини под именем София.

Шатровая колокольня Покровского собора

Существует легенда, что Соломония была беременна, когда ее заключили в монастырь, и родила сына Георгия, но доказательств этому факту нет. Василий III женился на молодой Елене Глинской, которая родила сына, будущего царя Ивана IV, названного Грозным.

Поступок Василия III создал прецедент, который активно использовали последующие российские правители. Иван Грозный отправил из Александровой слободы, где он жил с семьей в Покровский монастырь свою жену Анну Васильчикову, а также жен своего сына наследника Ивана — Евдокию Сабурову, родственницу Соломонии Сабуровой, и Прасковью Соловую. Петр I избавился таким же способом от своей жены — царицы Евдокии Лопухиной.

Зачатьевская трапезная церковь

Здесь жили насильно постриженные в монахини — царевна Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова, вторая жена Василия Шуйского — царица Мария Буйносова-Ростовская и многие другие.

Приказная изба

Сейчас Покровский женский монастырь — действующий, он стал первым монастырем в Суздале, возобновившем монашескую деятельность, это произошло в 1992 году. Здесь находятся белоснежный Покровский собор (1510-1514) — главное здание монастыря, рядом с ним шатровая колокольня (1515 г. — XVIIв.), Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518), Зачатьевская трапезная церковь (после 1551).

В монастыре с советских времен работала гостиница «Покровская», в деревянных домиках, стилизованных под русские избы XIX века. В 2008 году гостиница была закрыта, теперь в домиках находятся кельи монахинь и приют для девочек. До 2019 года в Приказной избе размещалась экспозиция, посвященная истории Покровского монастыря, сейчас здание передано РПЦ, а экспозиция разобрана. Большая часть территории монастыря закрыта от туристов, для осмотра доступен только Покровский собор и Трапезная, где можно поесть.

Покровский монастырь (Суздаль)

Рекомендовать место

13

1

В северной части города Суздаля, на правом берегу реки Каменки находится Покровский женский монастырь. Он был основан в 1364 году князем Дмитрием Константиновичем.

Вид ансамбля монастыря, который дошёл до наших дней, был придан ему в XVI веке. В те времена в монастырь отсылали в заточения представительниц аристократических фамилий, постриженных в монахини. Многие известные женщины, каждая из которых вложила свой вклад в развитие истории России, приняли постриг и были переведены в Покровский монастырь.

Сейчас он является действующим. Богатое оформление и старинные постройки привлекают большое количество туристов, желающих полюбоваться красотой монастыря.

Ризоположенский женский монастырь

Статья: Ризоположенский монастырь — монашеская обитель с 800-летней историей

Общий вид Ризоположенского монастыря

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году.

Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Вид на Святые ворота и Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине. Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Достопримечательности Суздаля

Суздаль — это город-музей, здесь словно остановилось время еще в XIX веке. Отсутствие железной дороги лишило город технического развития и индустриализации. Здесь нет высотных зданий, кроме церквей и колоколен. В Суздале легко почувствовать атмосферу древнерусского города, поэтому здесь снято огромное количество кинофильмов, в том числе «Андрей Рублев» (1966 г.) Андрея Тарковского. Суздаль побывал в роли Москвы, Ярославля, Архангельска и других городов.

Наличие на небольшой территории огромного количества хорошо сохранившихся исторических зданий способствовало созданию в 1923 году Суздальского краеведческого музея. В 1958 году был создан Владимиро-Суздальский музей-заповедник (ВСМЗ), объединивший музеи Владимира, Боголюбова и Суздаля, а впоследствии и других (Кидекша, Гусь-Хрустальный, Муромцево).

Музейщики провели масштабную реставрацию исторических архитектурных памятников Суздаля в 1960-70-х годах, был создан Музей деревянного зодчества. За успешные реставрационные работы музей получил признание и награды, в том числе международные. Огромный вклад в изучение и восстановления Суздаля сделал Алексей Дмитриевич Варганов (1905-1977) — искусствовед, архитектор-реставратор, один из основоположников Владимирской школы реставрации и первый директор объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В честь Варганова названа улица в Суздале, он стал первым почетным гражданином города.

Сейчас из пяти суздальских монастырских ансамблей музею принадлежит только один — Спасо-Евфимиевский монастырь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, именно поэтому он пока не перешел в собственность Русской православной церкви. Остальные монастыри переданы РПЦ, в каждом из них восстановлена монашеская деятельность. В 2019 году по запросу РПЦ ей были переданы Приказная изба в Покровском монастыре, где размещалась музейная экспозиция об истории монастыря и Ризоположенский храм. 

Достопримечательности Суздаля привлекают огромное количество туристов. В праздничные и выходные дни город переполнен туристами. Здесь находится большое количество отелей и гостевых домов на любой вкус, а также кафе и сувенирных магазинов. Как во многих популярных туристических городах, в Суздале цены на все неоправданно завышены.

Кремль: встреча веков и стилей зодчества

Суздаль выстроен на берегах реки Каменки, притока Нерли. Он старше Москвы: первое письменное упоминание о нем относится к 999 году. Хотя официально годом основания все же считается 1024 год, когда запись о нем появляется в летописях. В августе 2018 года город Суздаль отметит свой 994-й день рождения.

Исторический центр Суздаля – всего девять квадратных километров. Можно исходить его пешком вдоль и поперек. И на каждом шагу встретятся музеи, древние монастырские стены и церкви, архитектурные памятники и внезапно открывающиеся виды – как подарок города лично тебе.

Начать прогулку стоит с Кремля. Когда-то Кремль был мощной крепостью, с кольцом земляных валов, на которых возвышались бревенчатые стены и башни. Он был построен в XI—XII вв. Внутри Кремля помещались городской собор, жилища князя и епископа. А еще там жила дружина князя, княжья свита и ближайшее окружение епископа.

Деревянные постройки Кремля сгорели во время пожара в 1719 году. От кремлевского комплекса укреплений остались земляные рвы и валы, поросшие травой, по которым сейчас гуляют туристы и на которых сидят подростки с мольбертами, поскольку виды оттуда открываются потрясающие! Но главный интерес представляют ансамбль архиерейского двора с собором Рождества Богородицы и церкви, относящиеся к комплексу Кремля.

Каменные Архиерейские палаты внутри Кремля начинали строиться в XV веке, а потом многократно перестраивались вплоть до XVIII века. Сейчас они выглядят как целый комплекс построек. Приковывает взгляд собор Рождества Богородицы – древнейшее здание Суздаля. Собор этот уникален тем, что, многократно перестроенный, он совмещает нижнюю часть, построенную в XIII веке, с верхней XVI века, причем внутри сохранились росписи разных столетий.

Каменные Успенская, Никольская и Христорождественская церкви завершают исторически сохранившийся архитектурный ансамбль Кремля. Еще один небольшой храм, стоящий на территории Кремля – деревянный Никольский (1766 г.) – был перенесен сюда в 1961 году из села Глотово Юрьев-Польского района, как образец деревянного зодчества.

Успенская же церковь построена в редком в здешних местах архитектурном стиле московского барокко. Раньше она была деревянной, но после пожара в XVII веке была восстановлена в камне, а в XVIII в верхней своей части перестроена, поэтому ее низ и верх имеют очертания, характерные для разных эпох.

Никольская церковь также построена взамен своей сгоревшей предшественницы в 1720—1739 годах. Это одноглавый храм с колокольней и соединяющей их трапезной. Гладкие стены основного объема-четверика просто и изящно украшены резными узорами. Это так называемая «летняя» церковь, имеющая парную «зимнюю»: маленькую церковь Рождества Христова (1775 год). Та и вовсе имеет самую скромную форму, напоминающую прямоугольный сруб с двускатной кровлей. Никольская и Христорождественская церковь вместе фигурируют в качестве декораций в популярном некогда фильме «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли.

Братский (келейный) корпус

Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».

Братский (келейный) корпус, южная часть

Братский (келейный) корпус

Вериги

Музейная экспозиция

Колокола

Музейная экспозиция

Ангел, Лев, Телец, Орел — символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, XVIII век. Часть алтарной надпрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда

Рабочее место иконописца, реконструкция

Мастерская книгописца, реконструкция

Келья монахини, реконструкция

Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, Владимирская область

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня он входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а его экспозиции знакомят с историей, культурой и искусством Суздальской земли.

История монастыря

Князь Суздальский и Нижегородский Борис Константинович основал монастырь в 1352 году как мужскую обитель, посвященную Спасу, и крепость, призванную защищать город от врагов. Для монастыря было выбрано стратегически выгодное место: он расположился к северу от Суздаля, а высокий и извилистый берег реки Каменки стал для города дополнительной защитой. В XVI веке первый игумен обители Евфимий был причислен к лику общерусских святых, и в честь него монастырь стал называться Спасо-Евфимиевым.

Деревянные монастырские постройки сгорели в начале XVII веке во время польско-литовского нашествия, после чего монастырь стал обрастать новыми крепостными стенами с мощными оборонительными башнями, которые даже издали были видны над высоким берегом реки. К концу XVII века Спасо-Евфимиев монастырь входил в число пяти крупнейших монастырей России, здесь велось активное каменное строительство.

В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников» — душевнобольных и политических арестантов, среди которых — еретики, раскольники, сектанты и простые люди, не угодившие властям. За 150 лет существования тюрьмы (ее закрыли в начале XX века) здесь побывало около 350 заключенных.

Монастырь был закрыт в 1922 году, чуть позже в нем расположился политизолятор: накануне войны сюда перевели интернированных чехов. После начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, через который прошли более 8 тысяч человек. Здесь проверяли солдат Красной армии после их пребывания в плену противника. Позднее Спасо-Евфимиев монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры и генералы вермахта, а также итальянской, венгерской, румынской и испанской армий.

В послевоенные годы на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников. Спасо-Евфимиев монастырь становится музеем только с 1968 года.

Сооружения Спасо-Евфимиева монастыря

Проездную башню с главными воротами во всех крепостях старались сделать самым мощным и прочным сооружением, ведь именно туда всегда был направлен первый удар врага. Башня на Святых воротах Спасо-Евфимиева монастыря достигала 22 метра в высоту. Нижний ярус украшают только два киота для икон и бойницы, а верхний поражает красотой своего убранства: широкий карниз с изразцами, узорчатые наличники, верхний пояс с остриями кокошников.

За аркой ворот проездной башни и надвратной Благовещенской церкви располагаются древнейшие монастырские постройки. В центре высится Спасо-Преображенский собор XVI–XIX веков, который был достроен к маленькой бесстолпной Спасской церкви (она является древнейшим каменным сооружением монастыря и относится к началу XVI века). Впоследствии церковь стала называться Евфимьевским приделом, а в XIX веке с северной стороны собора был пристроен придел Сергия Радонежского и галерея, окружившая собор с трех сторон. Собор приобрел массивный и величественный вид и богатое внутреннее убранство. Стены были расписаны знаменитыми мастерами артели Гурия Никитина и Силы Савина в конце XVIII века, которые работали во многих храмах Ярославля, Костромы и Москвы.

Справа от собора — большая звонница XVI–XVII веков, за ней — братский келейный корпус XVII–XIX веков, где находились кельи монахов. Слева от храма расположена Успенская церковь постройки 1525 года. Она является уникальным образцом шатрового русского зодчества, это здание объединяет в себе церковь и хозяйственное строение — трапезную палату, в которой были складские помещения, кухня и трапезный зал, а в подвалах находились запасы монастырской провизии. К Успенской церкви примыкает архимандритский корпус.

Также на территории монастыря располагается тюремный корпус, Благовещенская церковь, Никольская больничная церковь с палатами для монастырской братии и мавзолей Дмитрия Пожарского.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Наименование объекта: «Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря»

Регистрационный номер: 331520003960006

Суздальский кремль

Никольская, Успенская, Рождества Христова – храмы, расположенные на территории главного архитектурного ансамбля города. Первая была построена в 18 века. Точная дата основания Никольской церкви не известна. Это один из первых храмов, возведенных после пожара, который произошел в 1719-м. Церковь построена из белого камня, состоит из основной части, колокольни и трапезной.

Успенская церковь построена в 17 веке. После пожара была реставрирована. До революции церковь мела шатровую колокольню. Капитальную реставрацию провели в конце 50-х годов. Основная часть постройки выдержана в нарышкинском стиле.

Церковь Рождества Христова построена в 1775-м. Расположена в юго-восточной части кремля. В 19 столетии к ней пристроили паперть. Храм напоминает жилую постройку.

Монастыри (12)

по алфавиту
   по популярности  

Александровский монастырь11

В городе Суздаль, на одном из берегов речки Каменка стоит старинный
Александровский монастырь. Согласно древним легендам, он был выстроен при
поддержке Александра Невского, ведь в 1240 году он решил возвести монастырь в
честь победы над шведскими войсками и освятить его во имя своего
ангела-хранителя.

Ризоположенский монастырь9

Ризоположенский монастырь является одним из самых древних русских монастырей.
Он расположен на севере Суздаля у реки Каменка, неподалеку от древнего кремля.

Монастырь был основан в 1207 г. епископом Суздальским Иоанном.

Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря8

Звонница Спасо-Евфимиевского монастыря является уникальным памятником
древнерусской архитектуры. Здание сочетает в себе несколько разновременных
построек, датируемых XVI–XVII веками.
Столпообразный храм Рождества Иоанна Предтечи «иже под колоколы» был построен
в первой четверти XVI столетия как «моленная» церковь во время приездов в город
Суздаль бездетного великокняжеского семейства Василия III и Соломонии Сабуровой.

Покровский монастырь8

Женский Покровский монастырь, основанный в 1364 году, расположен на низком
берегу Каменки. Монастырь известен как место ссылки неугодных представительниц
знатных родов и царских фамилий. В подклете собора Покрова Богородицы находится
усыпальница, где в числе других «венценосных» монахинь похоронены жена Великого
московского князя Василия III Соломония Сабурова, дочь Ивана III Александра,
пятая жена Ивана Грозного Анна Васильчикова.

Благовещенская надвратная церковь Покровского монастыря6

Благовещенская надвратная церковь относится к наиболее ранним сооружениям
Покровского монастыря вместе с колокольней и собором (не позднее 1515 года).
Надвратная церковь — замечательное произведение древнерусской архитектуры.

Покровский собор Покровского монастыря6

Одним из наиболее примечательных православных построек Суздаля является
Покровский собор, действующий при Покровском монастыре.
В середине 1364 года благоверный святой князь Андрей Константинович, правящий
в Суздале, принял решение выстроить на берегу Каменки девичий Покровский
монастырь.

Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевского монастыря6

Успенская трапезная церковь располагается на территории суздальского
Спасо-Евфимиевского монастыря. Она стоит перед Спасо-Преображенским храмом
напротив звонницы. Церковь представляет собой один из самых ранних архитектурных
памятников шатрового типа в истории древнерусской архитектуры.

Приказная палата Покровского монастыря4

Приказная палата расположена в юго-западном углу Покровского монастыря.
Здание является памятником гражданской архитектуры города Суздаль. Дата его
постройки точно неизвестна, вероятно, это начало XVIII столетия.

Ризоположенский собор Ризоположенского монастыря4

Ризоположенский собор находится на территории Ризоположенского женского
монастыря, располагающегося в городе Суздаль. Храм был построен в середине XVI
столетия (1520-1560 годы), вероятно, по инициативе Ивана Шигоней-Поджогина,
одного из приближенных к Василию III бояр, имеющему отношение к заточению в
Покровскую обитель супруги последнего, Соломонии Сабуровой.

Васильевский монастырь1

Васильевский монастырь стоит на Васильевской улице к востоку от Торговой
площади. По легенде, основание обители связано с именем князя Владимира Красное
Солнышко, а также крещением жителей Владимиро-Суздальской земли.

Спасо-Евфимиевский монастырь1

Спасо-Евфимиевский монастырь был основан в Суздале в 1350 году при
Суздальско-Нижегородским князе Константине Васильевиче. Монастырь располагается
на крутом берегу реки Каменки. Его могучие стены XVI века с бойницами и
разнотипными высокими башнями эффектно выделяются своей розоватой окраской среди
берегов, отражаясь в глади реки.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевского монастыря

Спасо-Преображенский собор расположен в Суздале на территории Спасо-Евфимиева
монастыря. Он является памятником русского зодчества конца 16 века. Сегодня
собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector