Самые красивые храмы в москве
Содержание:
- Свято-Троицкий собор Сергиево-Троицкой лавры, г. Сергиев-Посад
- Никольский собор в Можайске
- Церковь Климента Папы Римского
- Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
- Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово
- Древний предшественник нынешнего собора
- Церковь Зачатия Иоанна Предтечи, с. Городище, Коломна
- Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
- ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
- Легендарное происхождение
- Никольский собор в Можайске
- Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
- 6) Храм Гребневской иконы Божьей Матери в усадьбе Гребнево
- Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
- Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
- Свято-Троицкий собор Сергиево-Троицкой лавры, г. Сергиев-Посад
- Успенский собор Московского Кремля[править]
- Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово
- Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
- Церковь Владимирской иконы Божией Матери, с. Быково
- Архитектурная композиция собора
- Последующие реставрационные и восстановительные работы
- Церковь знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
- Святые источники Москвы
- Церковь всех Святых во Всехсвятском на Соколе
- Собор Успения Божией Матери, 1479 год
- Церковь Николая Чудотворца
- Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
- Московская Соборная мечеть
- Последующие реставрационные и восстановительные работы
- Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
- Успенский собор на Городке (Звенигород)
- События XVIII и XIX веков
- Церковь всех Святых во Всехсвятском на Соколе
Свято-Троицкий собор Сергиево-Троицкой лавры, г. Сергиев-Посад
Относится к постройкам начала XV века. Был воздвигнут в честь покойного чудотворца Сергия Радонежского, чьи мощи были найдены во время строительства. Ныне они покоятся в храме в серебряной раке и являются объектом поклонения верующих. Это главным храм Троице-Сергиевой лавры, в стенах которого и поныне принимают постриг монахи.
Внутренние стены и иконостас собора были расписаны знаменитыми Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Их фрески удалось сохранить до нашего времени лишь благодаря реставрационным работам, которые в точности повторяют первоначальные росписи.
Храм часто посещали представители царской фамилии: Иван Грозный, царевна Софья, Петр Великий.
На территории лавры проводятся экскурсии, действуют Московская Духовная Семинария, исторический музей, мастерские, издательство. Это музей-заповедник. Охраняется ЮНЕСКО.
Никольский собор в Можайске
Расположен в г. Можайске, Московской области на территории древней Можайской крепости. Собор строился с 1802 по 1814 гг. по проекту архитектора Алексея Бакарева. Это двухэтажное здание в стиле русской готики, сочетающей в себе элементы европейской и русской архитектуры. Первый этаж храма сложен из природного камня. В XIV веке на этом месте располагались Никольские ворота и надвратный храм, в котором находилась чудотворная резная икона святителя Николы Можайского. Образ передан Третьяковской галерее, а в соборе — точная его копия. С 1933 по 1993 годы богослужения в соборе не проводились. Ныне храм действующий. Есть детский хор, ежедневная благотворительная столовая.
Церковь Климента Папы Римского
На Пятницкой улице в Москве ощущается особенная атмосфера. Сюда нужно приходить для того чтобы познакомиться с историей Замоскворечья и увидеть голубые купола храма, освященного в честь Климента Папы Римского и священномученика. Его красота поистине необыкновенна, ведь в архитектуре прослеживаются черты подлинного церковного барокко. В храме хранятся совсем нетипичные для православного зодчества иконостасы. Центральный из них изготовлен из дерева и украшен красивыми скульптурами.
Площадь сооружения, достигающая 1,5 тысяч квадратных метров, действительно впечатляет. К большому храмовому залу примыкают 5 приделов, трапезная, а также колокольня. Сегодня церковь является памятником архитектуры федерального значения. Ее посещают в составе паломничеств, а также экскурсий по Золотому Кольцу.
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.
Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.
Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово
Находится в селе Подмоклово, Московской области. Деревянная церковь построена еще в начале XVII века. По приказу князя Григория Долгорукова, владельца села, в 1714 году на месте старой началось возведение каменной церкви, которая выполнена в стиле итальянского ренессанса с элементами барокко. Сейчас это сооружение представляет собой восьмигранную ротонду с галереей и статуями 4-х евангелистов и 12-ти апостолов.
В церкви находятся древняя икона Божьей матери Владимирской, иконы итальянских мастеров живописи. Впечатляют росписи на стенах и картина «Страшного суда». Долгое время вокруг нее был скандал из-за портретного сходства одного из мучеников с М.Ю. Лермонтовым. В начале ХХ века по требованию литературных эстетов лицо мученика изменили.
Особую ценность представляет резьба по камню, выполненная резчиками из артели мастера Зимина.
В церкви проводятся богослужения, есть библиотека. Уже стало традицией проведение в конце июня на ее территории фестиваля классической музыки.
Древний предшественник нынешнего собора
Храм Успения Пресвятой Богородицы – предшественник ныне существующего Успенского собора Кремля — был построен и освящен в 1326 году, когда на российском престоле восседал Великий князь Иван Калита. Едва ли его можно назвать самой первой церковью в Москве, поскольку к тому времени Первопрестольная уже являлась как административным, так и духовным центром государства, и православие стало основой всей жизни тогдашнего общества. Тем не менее в отечественной истории он занимает прочное место, поскольку был основан предстоятелем Русской православной церкви митрополитом Петром по случаю перенесения его престола из Владимира в Москву.
Простояв менее полувека, храм сильно пострадал в огне пожара, охватившего Кремль в 1470 году. Повреждения были столь велики, что встал вопрос о его полной перестройке. Кроме того, возведения на месте пожарища нового величественного сооружения требовал и изменившийся к тому времени политический статус Москвы, ставшей административным центром Русского государства.
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи, с. Городище, Коломна
Одна из красивейших построек конца XIV века в Подмосковье. Относится к тому же архитектурному стилю, что и Церковь Николы в Каменском. Нижний этаж построен из грубо обтесанного известняка. Верхняя часть храма перестроена в XVI веке и сложена из кирпича и гладкого камня. Внешнее и внутреннее убранство характерно для того времени, лишено вычурности и помпезности. Попадая в храм отвлекаешься от всего земного, оставаясь наедине с Богом.
Слева от входа на стене есть барельеф с изображением мифического зверя, похожего на волка или василиска. Он изображен также на гербе города Коломна.
Этот древний храм живет. В нем проходят богослужения, есть воскресная школа.
Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.
Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».
Храм действующий.
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
Мужской монастырь – один из символов и духовных центров России. Главный ансамбль Сергиева Посада, объединяющий десятки строений, входит в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Именно тут отечественная история несколько раз совершала крутые виражи.
– Российские государи перед венчанием на царство посещали Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить благословение. Здесь преподобный Сергий Радонежский напутствовал Дмитрия Донского на битву с татаро-монгольским игом, – рассказывает Малинова.
Во время польско-литовского нашествия в XVII веке, когда Москва была занята вражескими силами и разграблена, Троице-Сергиева лавра была единственным монастырем, не павшим под натиском захватчиков. Осада его длилась 16 месяцев.
Сердце монастыря – Троицкий собор – самая древняя сохранившаяся постройка лавры. Именно в его стенах хранятся мощи преподобного Сергия Радонежского. С точки зрения архитектуры, Троице-Сергиева лавра – одно из наиболее интересных сооружений России. По словам Малиновой, вся его центральная часть лежит будто в чаше.
– Из-за этого он хорошо просматривается с дальних отступов, – поясняет она.
В XIX веке, когда по соседству с монастырем стали появляться противоречащие общему облику города постройки, архитектор Александр Латков построил вокруг лавры несколько зданий. Так появились Торговые ряды на Красногорской площади и Больничные палаты. Они словно продолжают традиции самого монастыря на окружающем пространстве города.
Комментарий
– В строительстве лавры участвовало несколько талантливых зодчих. И это место не перестает удивлять. Успенский собор, трапезные палаты, великолепная колокольня создавались в разные времена, но они не смотрятся разрозненно, а образуют гармоничный ансамбль.
Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра
Как добраться: автобусом № 388 (каждые 10−15 минут) от метро ВДНХ до Сергиева Посада. Время в пути – час с небольшим.
Часы работы: 05.00–21.00 (ежедневно).
Вход свободный (экскурсии за дополнительную плату).
Легендарное происхождение
Еще в 1593 году картограф Джон Норден в своей заметил, что полуразрушенная церковь Сент-Панкрас выглядит старше Собора Святого Павла . К 18-му веку, похоже, местные жители считали, что Сент-Панкрас очень стар, возможно, это самая старая церковь в Англии. Современный лондонский историк Уильям Мейтленд назвал это «вульгарной традицией» и предположил, что на территории аббатства Святого Августина в Кентербери возникла путаница с древней церковью с таким же посвящением , которая, как говорили, была преобразована из языческого храма. от Августина Кентерберийского в 598.
В 1870 году местный историк Сэмюэл Палмер сообщил: «Эта старая и почтенная церковь считается первым христианским местом поклонения в графстве Мидлсекс в восьмом или девятом веке». Более поздние попытки доказать раннюю дату основания церкви включают утверждение Дж. Картера Ренделла (викарий 1912–1926 гг.) О том, что средневековая алтарная плита с пятью освящающими крестами , найденная во время строительных работ XIX века, может быть датирована до 6 века.
Говорят, что один из более ранних священников утверждал, что видел в Ватиканской библиотеке рукопись, в которой упоминается, что церковь Святого Панкраса была построена в 9 веке, а другой — видел, как аналогичный документ закладывал фундамент в 4 веке.
Информационные панели за пределами церкви сегодня заявляют, что она «стоит на одном из самых древних в Европе мест христианского поклонения, возможно, относящемся к началу 4 века» и является «местом молитв и медитаций с 314 года нашей эры». Аргументы в пользу этих утверждений, по-видимому, впервые были выдвинуты местным историком Чарльзом Ли в 1955 году, который писал:
«Римским лагерем» Ли был «Лагерь Цезаря в Панкрасе, называемый Брилл», идентифицированный антикваром Уильямом Стьюкли в 1750-х годах. Однако даже современники Стьюкли не видели никаких следов этого лагеря и считали, что Стьюкли позволил своему воображению уйти вместе с ним. Джиллиан Тиндалл предположила, что комки и неровности на полях к западу от церкви, которые Стьюкли интерпретировал как римский лагерь, на самом деле были следами первоначальной средневековой деревни Сент-Панкрас до того, как центр поселения переместился на север, в этот район. известный как Кентиш-Таун.
Использование Ли слова compitum , собственно римский храм или святилище, расположенное на перекрестке, указывает на то, что он обязан работе Монтегю Шарпа (1856–1942), магистрата Мидлсекса , бывшего председателя Совета графства Мидлсекс, историка-любителя и археолога. В книге, впервые опубликованной в 1919 году, Шарп предположил, что территория графства Мидлсекс во времена Римской империи была предметом земельного раздела, известного как центуриация , отмеченного дорогами в виде регулярной сетки, покрывающей все графство. При построении линий сетки Шарп отметил, что ряд древних приходских церквей, по-видимому, находился на перекрестках или рядом с ними, или, по крайней мере, на трассах дорог. Он пришел к выводу, что эти церкви должны, следовательно, стоять на местах языческих собраний и представлять собой преднамеренное преобразование языческих храмов в христианское использование ранними миссионерами для средних саксов в VII веке. А старая церковь Сент-Панкрас — одна из тех, что отмечены на карте Шарпа.
Вышеизложенное ясно дает понять, что нет никаких надежных доказательств ранней датировки Сент-Панкрас, и что все утверждения основаны на неподтвержденных предположениях, без археологических или документальных свидетельств, подтверждающих эти предположения.
Никольский собор в Можайске
Расположен в г. Можайске, Московской области на территории древней Можайской крепости. Собор строился с 1802 по 1814 гг. по проекту архитектора Алексея Бакарева. Это двухэтажное здание в стиле русской готики, сочетающей в себе элементы европейской и русской архитектуры. Первый этаж храма сложен из природного камня. В XIV веке на этом месте располагались Никольские ворота и надвратный храм, в котором находилась чудотворная резная икона святителя Николы Можайского. Образ передан Третьяковской галерее, а в соборе — точная его копия. С 1933 по 1993 годы богослужения в соборе не проводились. Ныне храм действующий. Есть детский хор, ежедневная благотворительная столовая.
Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.
Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.
На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.
6) Храм Гребневской иконы Божьей Матери в усадьбе Гребнево
Гребневская церковь (летняя церковь села Гребнева) хорошо известна в нашем Подмосковье, прежде всего, как выдающийся памятник архитектуры XVIII века. Архитектор храма – Иван Ветров (Иоанн Веттер). Впервые увидевшего церковь впечатляет золоченый ангел на барабане купола, эффектно венчающий все сооружение. Традиции православной архитектуры требовали создания храма по формуле восьмерик на четверике: четыре стены храма и восьмигранный барабан несущего купола. Иван Ветров укрыл четыре стены храма за портиками, заменил восьмерик круглым барабаном с двенадцатью круглыми нишами с портретами учеников и собеседников Христа. В 1984 году была обновлена живопись и яркие портреты евангелистов и апостолов «зазвучали», как и задумывал российский зодчий. В летнем Гребневском храме есть две особо почитаемые иконы: святителя Николая Можайского в медной посеребренной ризе и Смоленская икона Божией Матери.
Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.
Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.
Спасский собор Андроникова монастыря 1399 – 1427 год
Об этом соборе мало что известно. Монастырь основал митрополит Алексий. Было предпринято две попытки строительства, но соборы постигла печальная участь. Первый сгорел, данные о втором здании и вовсе отсутствуют. Третий Спасский собор строили с 1399 года.
Первые упоминания о нем датированы 1763 годом. В 50-х годах XIX века собор претерпел значительные изменения – неудачная реконструкция. Долгое время храмом никто не интересовался. Его считали поздней постройкой, но в 1933 году было проведено исследование, которое показало истинный возраст сооружения. В 60-х годах ХХ века храму вернули первозданный вид, все наслоения сняли, а верхние формы восстановили «по наитию».
Храм действующий.
Свято-Троицкий собор Сергиево-Троицкой лавры, г. Сергиев-Посад
Относится к постройкам начала XV века. Был воздвигнут в честь покойного чудотворца Сергия Радонежского, чьи мощи были найдены во время строительства. Ныне они покоятся в храме в серебряной раке и являются объектом поклонения верующих. Это главным храм Троице-Сергиевой лавры, в стенах которого и поныне принимают постриг монахи.
Внутренние стены и иконостас собора были расписаны знаменитыми Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Их фрески удалось сохранить до нашего времени лишь благодаря реставрационным работам, которые в точности повторяют первоначальные росписи.
Храм часто посещали представители царской фамилии: Иван Грозный, царевна Софья, Петр Великий.
На территории лавры проводятся экскурсии, действуют Московская Духовная Семинария, исторический музей, мастерские, издательство. Это музей-заповедник. Охраняется ЮНЕСКО.
Успенский собор Московского Кремля[править]
Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).
Сооружён в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства.
Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Современный статус
Открыт как музей в 1955. В феврале 1960 передан в ведение Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» .
С 1990 совершаются богослужения в отдельные дни по благословению Патриарха; именуется «Патриаршим кафедральным».
Адрес:
Россия, г. Москва, Андроньевская пл., д. 10, стр. 5
Проезд:
Метро «Площадь Ильича», «Римская».
Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово
Находится в селе Подмоклово, Московской области. Деревянная церковь построена еще в начале XVII века. По приказу князя Григория Долгорукова, владельца села, в 1714 году на месте старой началось возведение каменной церкви, которая выполнена в стиле итальянского ренессанса с элементами барокко. Сейчас это сооружение представляет собой восьмигранную ротонду с галереей и статуями 4-х евангелистов и 12-ти апостолов.
В церкви находятся древняя икона Божьей матери Владимирской, иконы итальянских мастеров живописи. Впечатляют росписи на стенах и картина «Страшного суда». Долгое время вокруг нее был скандал из-за портретного сходства одного из мучеников с М.Ю. Лермонтовым. В начале ХХ века по требованию литературных эстетов лицо мученика изменили.
Особую ценность представляет резьба по камню, выполненная резчиками из артели мастера Зимина.
В церкви проводятся богослужения, есть библиотека. Уже стало традицией проведение в конце июня на ее территории фестиваля классической музыки.
Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы
Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.
Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери, с. Быково
Инициатором постройки был сенатор и владелец поместья в селе Быково Михаил Измайлов. Возведена в 1789 году по проекту В.И. Баженова. Некоторые историки приписывают авторство М.Ф. Козакову.
По внешнему виду напоминает старинный средневековый замок. В архитектуре удачно сочетаются готика и барокко. Декорирована богато. Достойного аналога такой церкви в русской архитектуре нет.
Первый этаж храма – действующая церковь. На верхних этажах ведутся реставрационные работы.
Внутри находится чудотворная икона Божией Матери Владимирская. Также икона Николая Чудотворца, подаренная царем Николаем I.
Архитектурная композиция собора
Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.
Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.
Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.
Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.
В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».
Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».
12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.
Последующие реставрационные и восстановительные работы
В 1547 году Успенский собор вновь был охвачен огнем пожара и получил множество повреждений. Незамедлительно началось его восстановление. Как и два с лишним века назад, необходимые для проведения работ средства собирались всем миром. Завершив реставрацию, кровлю храма покрыли позолоченными медными листами, придав зданию изысканность и благолепие, а внутри к имевшимся ранее образам добавили присланные из Великого Новгорода четыре иконы древнего письма. Так самая старая церковь в Москве принимала знакомые нам всем очертания.
В 1624 году по повелению первого государя из рода Романовых – царя Михаила Федоровича – своды Успенского собора, угрожающе покрывшиеся трещинами, разобрали и, чтобы устранить опасность обрушения, выложили заново, укрепив железным армированием и дополнив особыми подпружными арками. Были внесены также некоторые изменения в конструкцию кровли и системы водостоков.
Церковь знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
Расположен в поселке Дубровицы, Московской области. Каменный храм был построен на месте деревянной церкви на средства князя Бориса Голицына в 1967 году. Глава русской православной церкви патриарх Адриан не дал согласия на его освящение, т.к. сооружение было выполнено в духе православных традиций, но с элементами католического зодчества и иконографии. На его стенах сохранились горельефы, изображающие сцены из Библии, и стихи на латинском языке. В 1704 году храм все же был освящен. На его освящении присутствовал сам Петр I с царевичем Алексеем. Во времена Октябрьской революции церковь была разорена. Богослужения возобновились лишь в 1990 году.
Храм действующий, отнесен к памятникам архитектуры, охраняемым ЮНЕСКО. Есть воскресная школа. Почитаемая икона – Божией Матери «Знамение», которой уже более 150 лет.
Святые источники Москвы
Источники милостью Божией имеют особую благодать, некоторые из них оснащены купальнями. Верующие окунаются в святые воды и получают исцеления.
В столице расположено несколько источников:
- Холодный (Сергиевский) святой источник. Предание гласит, что прп. Сергий Радонежский хотел основать на этом месте обитель. Источник находится в Теплом Стане, в районе дома 132/8 на ул. Профсоюзной.
- Источник в Татарском овраге. Место собирает множество паломников. Верующие отмечают значительное улучшение общего состояния после посещения родника. Он находится в Москворецком парке, в районе ул. Осенней, 18. Ориентир – церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
- Кадочка. Сюда особенно спешат люди, страдающие бесплодием. Находится в Голосовом овраге, относится к музею-заповеднику Коломенское. Ориентир – храм Вознесения Господня.
Церковь всех Святых во Всехсвятском на Соколе
Первоначально поселок, в котором располагается храм, назывался селом Святых Отцов на речке Ходынке. Появился он одновременно со строительством монастыря, вокруг которого всегда по традиции быстро возникали дома местных жителей. Позже монастырь был снесен, а на его месте в 1683 году возвели каменный храм. Тот облик, которым мы любуемся сегодня, появился в 1736 году. Тогда строительство было осуществлено по желанию дочери князя Милославского.
Архитектурный стиль храма соответствует эпохе барокко. С окончанием строительных работ ему были присвоен особый статус – патриаршее подворье. Каждый день в залах церкви проводятся службы.
Кроме перечисленных соборов, рекомендуем также посетить Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинскую обитель, храм св. Григория Неокесарийского, побывать на Крутицком подворье и осмотреть церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках.
Собор Успения Божией Матери, 1479 год
Один из самых важных соборов в истории России. Его построили по указу московского князя Ивана III. Здесь проходили значимые события: венчания на царство, коронация императоров, оглашение государственных актов, молебны перед военными походами.
Успенский собор имел первенствующее положение. Главы государства следили за тем, чтобы убранство его соответствовало статусу. Расписывать стены и писать иконы могли только самые выдающиеся художники со всей страны. Внутреннее убранство собора – это уникальное собрание памятников русского средневекового искусства. В 1917 году собор стал музеем. С 1990 года здесь возобновлены богослужения.
Церковь Николая Чудотворца
Адрес: ул. Льва Толстого, 2
Для жителей Хамовников этот храм является настоящим сокровище. С момента возведения в Хамовничьей слободе в XVII веке, которая тогда была окраиной столицы, а сегодня считается центральным районом, церковь Николая Чудотворца практически не подвергалась реконструкции. Стиль его постройки вполне типичен для посадских церквей, однако мастера многое позаимствовали и у ярославских зодчих: каменные стены с поливными изразцами ярко расписаны, впечатляет своей пестротой зеленая краска на крышах и красная в оформлении окон на фоне белых стен.
Главной святыней церкви считается чудотворная икона Богоматери «Споручница грешных». Прихожане имеют возможность молиться перед ликами Николая Угодника, Иоанна Воина, святителя Алексия. Здесь ежедневно совершаются и дневные, и вечерние службы.
К московской святыне можно дойти от станции метро Парк культуры.
Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, 1486 год
Церковь построена в память о спасительном чуде. Татарское войско осадило город. У жителей не было выхода, оставалось только молиться. Наутро татары ушли, оставив все награбленное добро. Правда, первая деревянная церковь сгорела, а эта была построена вместо нее.
Церковь долгое время была домовой (расположенная в учреждении или частном доме) для митрополитов, позже для патриархов. В 1635 году ее передали государю. Тогда же был построен переход, который соединял церковь с покоями царицы.
На данный момент она является одним из самых красивейших зданий Москвы. Это самая маленькая церковь в составе архитектурного ансамбля Кремля. Сейчас службы в ней не проводят. В 1965-м году она получила статус музейного экспоната.
Московская Соборная мечеть
Адрес: пер. Выползов, 7
Лазурные купола с золотыми полумесяцами и высокие минареты не заметить сложно. В Выползовом переулке находится красивейшая Московская Соборная мечеть, которую считают главным мусульманским религиозным местом в столице. Даже в период глобального уничтожения церквей и храмов ее не тронули власти – она имела международный статус, ведь сюда постоянно приезжали главы государств Ближнего Востока. В СССР именно это религиозное учреждение стало единственным исламским храмом в городе.
Здание мечети возвели в 1904 году. Однако к началу XXI века оно очень обветшало, несущие конструкции износились и находились в аварийном состоянии. В 2011 году мусульманский храм полностью разобрали и из новых материалов возвели огромный классический собор с минаретами и интерьером, выполненном в византийском стиле и традиционных для ислама колерах: изумрудном, голубом, белом, зеленом. От старинного сооружения здесь остались лишь некоторые элементы фасада, а купола украшены старыми золотыми полумесяцами.
Специально приглашенные художники из Турции, используя арабскую вязь, расписали внутреннюю часть главного купола аятами из Корана. Здесь регулярно проводятся торжественные богослужения при участии известнейших имамов России.
До Московской Соборной мечети удобно добираться от станции метро Проспект мира. Вход бесплатный.
Последующие реставрационные и восстановительные работы
В 1547 году Успенский собор вновь был охвачен огнем пожара и получил множество повреждений. Незамедлительно началось его восстановление. Как и два с лишним века назад, необходимые для проведения работ средства собирались всем миром. Завершив реставрацию, кровлю храма покрыли позолоченными медными листами, придав зданию изысканность и благолепие, а внутри к имевшимся ранее образам добавили присланные из Великого Новгорода четыре иконы древнего письма. Так самая старая церковь в Москве принимала знакомые нам всем очертания.
В 1624 году по повелению первого государя из рода Романовых – царя Михаила Федоровича – своды Успенского собора, угрожающе покрывшиеся трещинами, разобрали и, чтобы устранить опасность обрушения, выложили заново, укрепив железным армированием и дополнив особыми подпружными арками. Были внесены также некоторые изменения в конструкцию кровли и системы водостоков.
Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, 1405 год
Инициатором строительства монастыря стал звенигородский князь Юрий Дмитриевич, основан монахом Саввой. Собор Рождества – первое каменное здание ансамбля, один из немногих сохранившихся образцов московского зодчества начала XV века. Четырехстолпный одноглавый соборный храм построен из белого кирпича, его особенность – минимум декора, скромность и строгость. Внутренне убранство – результат кардинальной реконструкции, которая была проведена в XVI веке. Есть информация, что первоначально оформлением собора занимались мастера круга Андрея Рублева. В 1913 году реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся к XV веку.
Как уже было отмечено выше, собор находится на территории монастыря, действующий.
Успенский собор на Городке (Звенигород)
К лучшим памятникам раннемосковского зодчества рубежа XIV-XV веков учёные относят и Успенский собор на Городке, что в Звенигороде. Этот известный храм Подмосковья был построен в 1399-1401 годах по велению князя Юрия Дмитриевича (Звенигородского) и долгое время оставался единственным каменным сооружением Звенигородского кремля.
Облик этого одноглавого четырехстолпного древнего собора походит на домонгольские храмы, однако имеет особые черты так называемого «московского стиля» XV века, что придаёт ему аристократичный вид. Наибольшую же ценность представляют сохранившиеся в соборе фрески мастеров «рублевской школы». Некоторые специалисты считают, что это работы самого Рублева, а также Даниила Черного. Среди них – знаменитый Звенигородский деисус, на котором изображены: Спас, Апостол Павел и Архангел Михаил. Правда, сегодня все эти иконы находятся в Третьяковской галерее.
События XVIII и XIX веков
Пожары, являющиеся настоящим бедствием всех русских городов, не щадили ни жилых домов, ни храмовых сооружений. Один из них, случившийся в Москве в 1737 году, вновь повредил стены Успенского собора и уничтожил значительную часть внутренней росписи. Взошедшая на престол тремя годами позже императрица Елизавета Петровна, отличавшаяся, как известно, глубокой набожностью, повелела незамедлительно начать его реставрацию.
Что же касается пострадавших от огня фресок, то их восстановление было осуществлено уже при Екатерине II по приказу ее ближайшего сподвижника и фаворита − князя Григория Потемкина. Им же было передано в храм много драгоценной церковной утвари. Во время нашествия наполеоновских войск здание самой древней в Москве церкви не пострадало, но из него было похищено большое количество золотых и серебряных изделий, а также вынесены многие иконы, представлявшие историческую и художественную ценность.
Церковь всех Святых во Всехсвятском на Соколе
Первоначально поселок, в котором располагается храм, назывался селом Святых Отцов на речке Ходынке. Появился он одновременно со строительством монастыря, вокруг которого всегда по традиции быстро возникали дома местных жителей. Позже монастырь был снесен, а на его месте в 1683 году возвели каменный храм. Тот облик, которым мы любуемся сегодня, появился в 1736 году. Тогда строительство было осуществлено по желанию дочери князя Милославского.
Архитектурный стиль храма соответствует эпохе барокко. С окончанием строительных работ ему были присвоен особый статус – патриаршее подворье. Каждый день в залах церкви проводятся службы.
Кроме перечисленных соборов, рекомендуем также посетить Новодевичий монастырь, Марфо-Мариинскую обитель, храм св. Григория Неокесарийского, побывать на Крутицком подворье и осмотреть церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках.