Современное машиностроение россии
Содержание:
- Особенности развития
- Конкурсы
- Виды продукции машиностроения
- Машиностроение в Уральском регионе
- Проблемы отечественного машиностроения
- Российские продукты, которые хотят все
- Географические условия
- Сырьевая база
- Общее машиностроениеМатериалы студентам и ученикам / География отраслей машиностроительного комплекса РФ / Общее машиностроениеСтраница 1
- Центры машиностроения в России
- Дисциплины
- Отраслевой состав машиностроения
Особенности развития
Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.
Наукоемкость
Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.
Трудоемкость
Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.
Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:
- станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
- авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
- производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.
Металлоемкость
Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:
- производство горно-шахтного оборудования;
- металлургическая промышленность;
- энергетическая сфера.
Наличие развитых транспортных узлов
Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.
Потребитель продукции
Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.
Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.
Конкурсы
Парад автомобилейВ конкурсе принимает участие произвольное количество игроков. Ведущий называет любую марку автомобиля, после чего участники по очереди должны называть производителей, которые еще не упоминались. Главное условие, чтобы новое слово начиналось на последнюю букву предыдущего слова. Тот, кто не сумеет дать ответ, выбывает из игры. Конкурс продолжается до тех пор, пока в нем не останется один участник, который становится победителем.
Нарисуй машинуПеред началом конкурса участникам завязывают глаза плотной повязкой. Каждому игроку выдается по листу бумаги и фломастеру, и дается задание нарисовать какую либо машину: легковой или грузовой автомобиль, троллейбус, бульдозер, подъемный кран и т.д. После того, как участники выполнят задание, снимают повязку и показывают свои работы залу. Зрители выбирают победителя.
Собери логотипПеред проведением конкурса необходимо на плотном картоне распечатать логотип компании. Изображение следует разрезать на мелкие части, чтобы получился пазл. Количество таких пазлов должно соответствовать количеству участников. Каждый участник получает набор и по команде на время должен собрать все части в целую картинку. Побеждает тот, кто первым справится с заданием.
Виды продукции машиностроения
В целях реализации указанной нормы распоряжением Правительства РФ от 31.12.2015 № 2781-р были утверждены отдельные виды товаров, закупки которых не могут быть осуществлены за пределами территории РФ без согласования возможности осуществления заказа с Правительственной комиссией по импортозамещению. В перечень вошли 139 видов, в том числе следующая продукция машиностроения: компьютерные томографы, генераторы, кабельная арматура, краны башенные, станки, вертолеты, ракеты и др.
ВАЖНО!
Какую продукцию машиностроения производят в вашей республике, можно узнать .
Если заказчик планирует осуществить закупку отдельных видов ПМ, утвержденных Правительством РФ, за пределами РФ, то он должен согласовать возможность ее осуществления с Правительственной комиссией по импортозамещению. При этом общая стоимость товара одного вида в рамках инвестпроекта должна составлять не менее 150 млн руб.
К себестоимости продукции машиностроения относятся затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.
Машиностроение в Уральском регионе
Машиностроительный комплекс Урала насчитывает более 150 предприятий разного профиля. Они выпускают почти 19% российского машиностроения. В этом регионе наблюдается еще большая концентрация машиностроительных производств. Большая часть их находится в областных центрах: Екатеринбурге, Ижевске, Челябинске, в городах Оренбургской области.
Инфраструктура машиностроения развита: тяжелое и химическое машиностроение, транспортное, электротехническое, производство сельскохозяйственных машин, бытовой техники, авто — и мототехники.
Строительство уральских машиностроительных гигантов начиналось в 30 годы ХХ века, заводы гордятся своей историей. К сожалению, есть и обратная сторона — изношенные основные фонды, устаревшая производственная база, замедленное внедрение современных технологий.
Все это требует технического перевооружения и реновации многих предприятий.
Проблемы отечественного машиностроения
Российской промышленности присущ ряд проблем, главные из которых перечислены ниже:
Недостаточное развитие наукоемкого машиностроения и переизбыток металлоемкого
Следует в первую очередь уделять внимание развитию наукоемких отраслей.
В связи с возникшим перекосом в сторону отдельных направлений машиностроения, необходимо уравновесить развитие всех сфер отрасли.
Основная задача — перепрофилирование крупных предприятий с учетом современных тенденций и сложившихся обстоятельств в рыночной среде.
Многие предприятия были ориентированы на развитие военно-промышленного комплекса. Требуется частично переориентировать их на гражданскую промышленность, произвести конверсию предприятий.
Выпуск морально устаревшей продукции из-за низких темпов обновления оборудования, его износа
Стоит задача по ускорению темпов его замены на новое.
Низкое качество отечественного оборудования не дает возможности занять лидирующие позиции в Европе и на международном рынке.
Зависимость от импорта оборудования из-за низкого качества, произведенного в РФ. Необходимо уменьшить зависимость машиностроительных отраслей от поставок импортного оборудования.
Машиностроительная продукция российского производства уступает импортной по техническому уровню и надежности (особенно это касается товаров массового потребительского спроса). Это сказывается на ее низкой конкурентоспособности. Стоит задача по повышению уровня конкурентоспособности отечественной продукции.
Производственные мощности таких отраслей как электроника, приборостроение, станкостроение растут недостаточно быстро. В перспективе — обеспечить ускорение их роста.
Отсутствует должный контроль за качеством продукции, из-за чего уже через год требуется наладка и ремонт части оборудования.
Недостаточно высокое качество поставляемого отечественного металла. Необходимо добиваться повышения качества российского сырья (металла).
Низкая эффективность производственной кооперации. Не отлажена на должном уровне организация технологических связей.
Использование устаревших технологий. Необходимость модернизировать производственные процессы.
Неэффективное использование многих производственных линий из-за их простоя.
Спад, либо низкие темпы развития ведущих отраслей машиностроения.
Нехватка финансирования для проведения полной программы преобразований стратегического характера (из-за низкой инвестиционной и кредитной привлекательности отечественных машиностроительных предприятий).
Острая нехватка квалифицированных кадров.
Примечание
Причиной многих из проблем машиностроения является сильный спад производства в этой отрасли после распада Советского Союза. Это объясняется разрывом налаженных производственных связей между предприятиями бывшего СССР.
Резкое снижение темпов развития производства из-за кризисов, недостаточное количество научно-технических инновационных разработок, износ оборудования (как физический, так и моральный) не способствуют повышению инвестиционной привлекательности российских машиностроительных предприятий.
Кроме того, на производственные способности машиностроительной промышленности сильно влияет покупательная способность компаний-потребителей продукции. А она, в свою очередь, также зависит от инвестиций и экономической конъюнктуры рынка.
Российские продукты, которые хотят все
После 2014 года сфера продовольственной безопасности России начала разворачиваться в обратном направлении – вместо наращивания импорта продовольствия, основную роль отдали российским аграриям. С успешностью политики импортозамещения можно долго спорить, но Россия уже давно поставляет на рынки разных стран некоторые виды продовольствия – прежде всего, пшеницу (в Египет, Турцию, Бангладеш и другие страны), рыбу и морепродукты, масложировую продукцию, крахмал, табак, овощи, сахар и многое другое.
Конечно, нельзя утверждать, что с продовольственной безопасностью проблем нет – до сих пор Россия экспортирует сельскохозяйственное сырье, а за границей закупает больше продуктов с добавленной стоимостью. Но внешняя торговля разворачивается в сторону Азии и Ближнего Востока – например, растет экспорт в Турцию и Китай. Однако все же 2/3 поставок продовольствия за границу – это пшеница, рыба и подсолнечное масло.
Тем интереснее будет взглянуть на те российские продукты, которые уже нашли себе рынки сбыта за границей:
кондитерская продукция. Больше всего экспортирует российское подразделение холдинга «Mars», но также популярна продукция фабрик «Славянка» и «Рот Фронт». Больше всего сладостей уходит в Китай (около половины), на втором месте Германия;
мясная продукция
Россия входит в пятерку крупнейших производителей свинины в мире, что было особенно важно в период вспышки АЧС в некоторых странах мира. Кроме того, активно идет экспорт мяса птицы в страны СНГ, Китай, Египет и страны Африки;
лавровый лист
Идет на экспорт в Китай, Канаду, США, Германию, ОАЭ и другие страны;
рыбные продукты. Из них сейчас формируется основа экспорта в США;
молочная продукция. Из-за сокращенного срока годности идет на экспорт в ближайшие страны – Белоруссию и Казахстан.
Многие российские бренды известны по всему миру – например, водка «Пять озер», «Русский стандарт» или «Белуга»; кондитерские изделия «Бабаевский» или «Красный октябрь», «Невский кондитер» и многих других компаний.
Кстати, с экспортом, в том числе продуктов питания, может помочь государство. В России работает Российский экспортный центр, у которого есть программа по продвижению российских брендов за границу. РЭЦ покроет часть расходов на маркетинг, доставку и даже участие в выставках, поэтому в перспективе российские продовольственные компании будут представлены за границей более широко.
Географические условия
Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:
- наличие металлургических и химических комплексов поблизости;
- развитая транспортная сеть, близость корабельных портов и аэропортов;
- сложившиеся традиции промышленности;
- наличие рядом потребителей (например, районов сельскохозяйственной промышленности);
- экологическая ситуация.
Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса
Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.
Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.
Сырьевая база
Тяжелое машиностроение являет собой крайне сложную и обширную систему промышленных производств, специализирующихся на выпуске различного рода продукции. В этой связи здесь используется большое количество разнообразных сырьевых ресурсов. Отдельно следует выделить:
Черные металлы.
Является основой металлообрабатывающей промышленности в целом. В производстве используются как чистая сталь, так и различные сплавы.
Цветные металлы.
Предприятия тяжелого машиностроения потребляют большое количество алюминия, меди и сплавов с применением легирующих металлов.
Пластмассы.
Использование различного рода пластмасс, а также иной продукции химической промышленности (сырья и реактивов) находит широкое применение в современном тяжелом машиностроении.
Кроме этого, предприятия отрасли требуют наличия значительного количества энергетических ресурсов.
Общее машиностроениеМатериалы студентам и ученикам / География отраслей машиностроительного комплекса РФ / Общее машиностроениеСтраница 1
Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов и пластмасс. Предприятия общего машиностроения — одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие — от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 — 5 %.
Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:
— производство зерновых комбайнов — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
— производство картофелеуборочных машин — в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.
Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.
Среднее машиностроение
объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.
Автомобильная промышленность — ведущая отрасль машиностроения в промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей, занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники, повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и Франции составляет 5%, в Японии и германии 9-10%. Страны, лидирующие по объему ВВП, являются лидерами и в области мирового автомобилестроения.
Рисунок 2
В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и Новая Зеландия практически достигли своего предела по насыщенности легковыми автомобилями (США 740 автомобилей на 1000 жителей). В России же достижение через 5 лет уровня автомобилизации 150 автомобилей на 1000 жителей можно считать важнейшей социально- экономической задачей.
Страницы: 1
Центры машиностроения в России
Изначально выпуск оборудования для оснащения заводов черной металлургии и горной добычи осуществлялся промышленными предприятиями, сосредоточенными на Урале и в меньшей степени — в Сибири. Самым крупным заводом до 90-х годов ХХ века являлся «Уралмаш», построенный на территории города Екатеринбург. Предприятие специализировалось на производстве прокатных станов, шагающих экскаваторов, гидравлических прессов, бурового и другого оборудования. В настоящее время промышленный комплекс был поделен на несколько самостоятельных производственных объектов, которые выпускают продукцию в меньших объемах и менее разнообразную.
Большое влияние на развитие отрасли оказало энергетическое производство в Санкт-Петербурге. Электроэнергия в России вырабатывается по большей части с применением турбин и генераторов, которые были изготовлены на этих предприятиях.
К примеру, Ижорский завод производит технологическое оснащение для атомных электростанций. Судостроение еще со времен правления Петра I сосредоточено в Санкт-Петербурге. В данном регионе существует несколько судостроительных предприятий, которые выпускают, как правило, суда военного назначения. В городе Северодвинск Архангельской области изготавливают атомные подводные лодки. Нижний Новгород считается центром речного судостроения.
Свободным размещением по географии характеризуются менее металлоемкие отрасли машиностроения. К примеру, предприятия, специализирующиеся на производстве локомотивов, построены вблизи путей железнодорожного сообщения. Выпуск тепловозов характерен для Центрального района, а электровозы изготавливают в Новочеркасске. Тракторостроение, как отрасль машиностроения, получило развитие в начале 30-х годов ХХ столетия. Предприятия размещались в районах, где производилось зерно.
В связи с этим, первые тракторные заводы сосредоточены в степной зоне нашей страны, поблизости от металлургических баз, то есть в Челябинске и Вологде. В дальнейшем были основаны предприятия в Липецке, Владимире, Петрозаводске, выпускающие тракторы для лесного хозяйства, а также на территории Чебоксар, где производили тракторную технику для горной промышленности и строительства. Выпуск тракторов является специализацией Кировского завода в Санкт-Петербурге.
Предприятия сельскохозяйственного машиностроения, как правило, размещают в регионах потребления продукции.
Примечание
Статус крупнейшего в мире завода, специализирующегося на выпуске зерноуборочных комбайнов, длительное время сохранял за собой «Ростсельмаш», расположенный в Ростове-на-Дону. Годовые объемы производства предприятия достигали 90 тысяч единиц техники. В настоящее время данный показатель составляет несколько тысяч комбайнов в год.
Отрасль автомобилестроения претерпела существенные изменения. К примеру, был сокращен выпуск грузовых и легковых транспортных средств отечественных брендов в Москве, Ижевске, Нижнем Новгороде. Одновременно с этим, основано множество заводов, направлением деятельности которых является сборка автотранспорта из импортных комплектующих.
К таким предприятиям относят объекты в Таганроге (Ростовской области), Всеволожске (Ленинградской области), Санкт-Петербурге, Калуге и Калининграде. На территории Москвы неподалеку от заброшенных корпусов строго автозавода были возведены новые объекты предприятия «Автофрамос». Компания собирает автомобили «Рено». В перспективе такие производства должны перейти к использованию продукции отечественного изготовления взамен импортных комплектующих.
Общая картина производства легкового автомобильного транспорта в настоящее время складывается лучшим образом по сравнению с состоянием отрасли во времена СССР. Например, завод в Тольятти характеризуется относительно благоприятным положением, что обуславливает низкий процент сокращения производства.
С другой стороны, предприятие испытывает трудности в условиях конкуренции с зарубежными марками автомобилей российской сборки. Авиастроение в основном размещено вблизи крупных городов. В Центральной России это Москва, Воронеж, Нижний Новгород; в Поволжье — Казань, Ульяновск, Самара; в Сибири — Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ; на Дальнем Востоке — Комсомольск-на-Амуре (ведущее предприятие компании «Сухой») и Арсеньев.
Примечание
Развитие машиностроения представляет собой перспективное направление экономики и не предусматривает изоляцию от мирового рынка. Повышение качества продукции является оперативной реакцией на изменения в требованиях потребителей.
Дисциплины
На первом курсе будущие менеджеры промышленной сферы изучают как общие предметы, так и профильные дисциплины. История, философия, экономическая теория, основы физики — вот далеко не полный их набор.
Со второго года начинается «управленческая» часть подготовки. Студенты разбирают теорию менеджмента, изучают информационные технологии в привязке к управленческой деятельности, осваивают методологию учета, анализа, проходят краткий курс предпринимательства.
Основные предметы III курса: мировая и российская экономика, управление производством и проектами, принятие управленческих решений, а также финансовый менеджмент. Последний год посвящен вопросам управления качеством на предприятиях, научным методам организации труда и мотивации сотрудников, занятых в отрасли.
Большое внимание уделяется 4 основным профильным дисциплинам, в числе которых:
- методы принятия решений (разработка, анализ эффективности, риски, контроль реализации);
- деловые коммуникации (манипуляции, переговоры, разбор разных форм общения — письменных и устных);
- организационное поведение (предмет изучает все его аспекты — от технологий мотивации личности до формирования имиджа компании);
- управление качеством на всех этапах (подбор и обработка материалов, сборка и т. д.).
Отраслевой состав машиностроения
Машиностроение подразделяется на три группы:
1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.
Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:
- разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
- разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.
2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).
Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:
Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:
- ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
- в отрасли занято около 60 млн. человек;
- 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
- высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (Италия), Рено (Франция).
Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.
Отличительные черты:
- высокая наукоемкость;
- продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
- сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
- применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.
Судостроение.
- высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
- роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
- в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
- центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;
Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.
Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в Западной Европе, США, России, но увеличивается в Азии (КНР, Индия). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.
3. Электротехника, включая электронику.
- самая наукоемкая отрасль машиностроения;
- самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
- высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, Тайвань), Западная Европа);
- быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
- внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).