Насколько перспективно развитие машиностроительной отрасли промышленности?

Содержание:

Принципы размещения предприятий

Предприятия строятся на планово-научной основе. Проектирование заводов предопределено рядом факторов, каждый из которых устанавливает свои условно-территориальные ограничения по размещению промпредприятий. Их характеристики сведены в таблицу:

Факторы размещения Характеристика фактора
1. Сырьевой Тракторные машины относятся к металлоёмкой продукции, поэтому заводы целесообразно располагать вблизи металлургических комплексов.
2. Потребительский Номенклатура тракторной техники разнообразна, в зависимости от экономической ориентации района организуются производства: в степных районах — сельскохозяйственной техники, в лесозаготавливающих — тяжёлых тракторов.
3. Интеллектуальный Для выпуска современной конкурентоспособной техники большое значение имеет близость специализированных научно-исследовательских институтов и учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров.
4. Транспортный Тракторная техника громоздка, сложна в транспортировке, предприятия удобнее располагать вблизи транспортных сетей.
5. Трудоресурсный Машиностроительные заводы по выпуску тракторов построены по универсальному принципу. Помимо основного, развиты вспомогательные производства: заготовительное, инструментальное, кузнечно- прессовое. Численность персонала достигает нескольких тысяч человек, многие предприятия являются градообразующими.

Главным фактором размещения станкостроения является интеллектуальный. Специфика производства требует наиболее квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, высокий уровень технологической оснащённости, тесный контакт с научной базой. Соответствие местоположения промышленных комплексов факторам создаёт предпосылки для планомерного развития.

Становление тракторостроительной отрасли

Датой рождения отрасли принято считать 1923 год, когда из ворот петроградского завода вышла первая серийная машина. Позже, в годы индустриализации в Советском Союзе, заработали крупные тракторные заводы в городах: Челябинске, Сталинграде, Харькове. Начавшаяся война заставила перепрофилироваться на выпуск военной техники.

Восстановительный период

После Великой Отечественной войны тракторостроение получило дополнительное развитие: производство различных моделей тракторов было налажено на Урале, в Сибири, во многих советских республиках.

Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов

Важнейшим фактором размещения предприятий машиностроительного комплекса были и будут традиции развития промышленности в конкретных географических регионах. Северо-восточные штаты США с их многочисленными металлургическими и химическими гигантами стимулировали бурное развитие предприятий тяжелого машиностроения.

В этом регионе расположились также крупнейшие автомобильные и авиационные заводы, основные потребители металла в машиностроении.

Прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом.

Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.

Постоянный прирост и омолаживание населения во многих регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ускорили процесс размещения предприятий по выпуску бытовой техники и изделий радиоэлектроники в этих странах.
А неуклонно растущий спрос дал толчок бурному развитию этих отраслей машиностроения в Китае, Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Индии.

Отрасли машиностроения

Народное хозяйство любой страны не сможет нормально существовать без машиностроения. Оно в полной мере размещает в себе самые ресурсоемкие предприятия, требующие серьезного научного потенциала. Плюс к этому каждая фабрика, завод и производство создает продукцию, примеры которой используются в реальной жизнедеятельности людей.

Старые отрасли

К ним относят:

  • судостроение;

  • тракторостроение;

  • железнодорожное;

  • станкостроение.

Они занимают лидирующие позиции в производстве точных изделий, приборов и оборудования. Здесь находится судостроение, которое занимается промышленным изготовлением кораблей и прочих плавучих средств. 

Также к старым отраслям относят тракторостроение и железнодорожное машиностроение. Применение в них новейших технологий обеспечило высокую производительность труда в сельском хозяйстве, жизнедеятельности людей и организации перевозок.

Новые отрасли

Здесь разделение осуществляется на следующие подгруппы:

  • автомобильное;

  • авиастроение;

  • ·энергетическое;

  • оборонная деятельность.

К автомобильному машиностроению относится легкое производство. Тяжелые и крупные предприятия требуют оборонной деятельности, ведь на них возложена функция создания технологически новых устройств и механизмов. Характеристика комплексов по созданию самолетов и энергетической отрасли превосходят даже самые смелые ожидания. Все дело в масштабе изделий и их возможностях.

Историческое разделение, пришедшее с Европы, плотно обосновалось на территории РФ. Оно подразумевает тяжелое машиностроение, среднее и точное. Во всех случаях требуется наличие огромных ресурсов, электрической энергии и задействование человеческого контроля. А иногда еще и упорного труда. Мировое разделение машиностроения по общим правилам обеспечивает эффективное производство необходимых товаров.

Новейшие отрасли

Основой этого подвида станут научные достижения. Здесь существуют следующие подвиды:

  • ракетостроение;

  • электроника и электротехника;

  • роботостроение.

Такая структура позволяет техническому прогрессу опережать человеческие потребности. Производители ракет не могут предоставить продукцию для рядового покупателя. Да и денежных средств на это просто не хватит. А экономика страны получает новые исследования, приборы и даже различные средства управления ими.

Когда общество стало индустриальным, машиностроение заняло лидирующие позиции абсолютно во всех отраслях народного хозяйства. Государство определяет его уровень доходов и возможности, которые имеют его граждане. Отсюда развивается военный потенциал, что позволяет добиваться новых высот и обеспечивать себе спокойствие. 

Сейчас общество приняло информационный путь развития. При этом машиностроение, будь то старая отрасль или новая, по-прежнему позволяет добиваться превосходства.

Приоритетные направления развития отечественного машиностроения

Перспективы развития и размещения машиностроения в отечественном производственном комплексе определяются решением следующих задач:

  • преимущественное развитие отраслей, которые характеризуются большой наукоемкостью (автомобилестроение);
  • устранение монополий. На данный момент они составляют 80% от всех существующих производств России;
  • увеличение количества высокоразвитых производств по выпуску нефтяного оборудования, различных станков, микроавтобусов;
  • налаживание старых и открытие новых экономических и технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • стимулирование инвестиционной привлекательности отечественных предприятий;
  • государственная поддержка предприятий, которые имеют огромные перспективы развития.

Природные ресурсы и сырьё

Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.

Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.

Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.

Приоритеты развития российского тракторостроения

Как было отмечено выше, в последние годы в развитии тракторного машиностроения обозначилась положительная динамика. Несмотря на значительное сокращение количества отраслевых предприятий, заводы, сумевшие приспособиться к новым условиям хозяйствования, смогли нарастить производство и увеличить свою долю на отечественном рынке.

Особо заметен рост в сегменте сельскохозяйственного тракторостроения, чему способствовала реализация федеральной программы субсидирования производителей сельхозтехники. В сегменте промышленных и строительных тракторов успехи не столь очевидны, однако позитивные тенденции присутствуют и здесь.

Специфика российского тракторостроения такова, что отечественные предприятия практически не конкурируют друг с другом – каждый завод имеет свою специализацию и ориентируется на определенную категорию потребителей. Однако российским тракторостроителям в условиях свободного рынка приходится серьезно конкурировать с зарубежными производителями, и эта конкуренция на сегодняшний день определяет приоритеты развития отрасли.

Самым главным для российских заводов является повышение эффективности выпускаемой продукции за счет разработки и внедрения в серийное производство современных машин, оснащенных электроникой и автоматизированными системами. Для достижения этих целей создаются либо новые конструкции с широким набором гидравлических и пневматических устройств, либо старые модели подвергаются глубокой модернизации.

Не менее важной задачей для российского тракторостроения является повышение топливной эффективности машин. В советский период значительный расход дизеля для тракторов считался нормой, так как это повышало мощность машин до необходимых значений

С приходом на российский рынок зарубежных моделей стало очевидно, что импортная техника при аналогичной мощности потребляет значительно меньше топлива. В условиях роста стоимости горюче-смазочных материалов повышение топливной эффективности выпускаемых российскими заводами тракторов стало первоочередной задачей для инженеров и конструкторов.

Только успешное решение вышеназванных целей позволит российскому тракторостроению составить серьезную конкуренцию многочисленным иностранным предложениям.

Проблемы отечественного машиностроения

Российской промышленности присущ ряд проблем, главные из которых перечислены ниже:

Недостаточное развитие наукоемкого машиностроения и переизбыток металлоемкого

Следует в первую очередь уделять внимание развитию наукоемких отраслей.
В связи с возникшим перекосом в сторону отдельных направлений машиностроения, необходимо уравновесить развитие всех сфер отрасли.
Основная задача — перепрофилирование крупных предприятий с учетом современных тенденций и сложившихся обстоятельств в рыночной среде.
Многие предприятия были ориентированы на развитие военно-промышленного комплекса. Требуется частично переориентировать их на гражданскую промышленность, произвести конверсию предприятий.
Выпуск морально устаревшей продукции из-за низких темпов обновления оборудования, его износа

Стоит задача по ускорению темпов его замены на новое.
Низкое качество отечественного оборудования не дает возможности занять лидирующие позиции в Европе и на международном рынке.
Зависимость от импорта оборудования из-за низкого качества, произведенного в РФ. Необходимо уменьшить зависимость машиностроительных отраслей от поставок импортного оборудования.
Машиностроительная продукция российского производства уступает импортной по техническому уровню и надежности (особенно это касается товаров массового потребительского спроса). Это сказывается на ее низкой конкурентоспособности. Стоит задача по повышению уровня конкурентоспособности отечественной продукции.
Производственные мощности таких отраслей как электроника, приборостроение, станкостроение растут недостаточно быстро. В перспективе — обеспечить ускорение их роста.
Отсутствует должный контроль за качеством продукции, из-за чего уже через год требуется наладка и ремонт части оборудования.
Недостаточно высокое качество поставляемого отечественного металла. Необходимо добиваться повышения качества российского сырья (металла).
Низкая эффективность производственной кооперации. Не отлажена на должном уровне организация технологических связей.
Использование устаревших технологий. Необходимость модернизировать производственные процессы.
Неэффективное использование многих производственных линий из-за их простоя.
Спад, либо низкие темпы развития ведущих отраслей машиностроения.
Нехватка финансирования для проведения полной программы преобразований стратегического характера (из-за низкой инвестиционной и кредитной привлекательности отечественных машиностроительных предприятий).
Острая нехватка квалифицированных кадров.

Примечание

Причиной многих из проблем машиностроения является сильный спад производства в этой отрасли после распада Советского Союза. Это объясняется разрывом налаженных производственных связей между предприятиями бывшего СССР.

Резкое снижение темпов развития производства из-за кризисов, недостаточное количество научно-технических инновационных разработок, износ оборудования (как физический, так и моральный) не способствуют повышению инвестиционной привлекательности российских машиностроительных предприятий.

Кроме того, на производственные способности машиностроительной промышленности сильно влияет покупательная способность компаний-потребителей продукции. А она, в свою очередь, также зависит от инвестиций и экономической конъюнктуры рынка.

География мирового машиностроения

Самым значимым фактором размещения электромашиностроения и авиомашиностроения являются тенденции развития в конкретных областях. Например, в Соединенных Штатах находятся предприятия тяжелого машиностроения, так как имеется скопление месторождений. По таким же критериям расположены авиационные заводы.

Если брать таблицы, которые иллюстрируют принципы размещения по всему земному шару, то можно заметить, что Канада, Австралия и Аргентина во все времена имели развитое сельское хозяйство. Это привело к росту спроса на сельскохозяйственную промышленность и производство пищевой продукции.

Это позволяет отследить влияние различных факторов энергетического машиностроения на развитие электротехнической отрасли и не только.

Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах

От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе. Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений. Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.

Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы. Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Факторы и география размещения машиностроения

а) специализация и кооперирование.

Одним из важных факторов размещения машиностроения является его положение по отношению к другим заводам отрасли. Это объясняется тем, что для предприятий машиностроительного комплекса характерно широкое развитие специализации. Под специализацией предприятий понимают сосредоточение на них производства определенной продукции или определенного вида услуг.

Различают подетальную, предметную и технологическую специализацию. В экономике страны практически отсутствуют предприятия, которые обходятся только своими силами. Проще и дешевле производить отдельные части машин, поэтому специализация может быть одним из условий повышения эффективности производства.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, которая привела к сильной монополизации и концентрации производства: только предприятие в городе Энгельсе выпускает троллейбусы, магистральные тепловозы производят в Коломне, картофелеуборочные комбайны в Рязани. В последние годы происходит процесс усложнения размещения предприятий при уменьшении их размеров. Вместе с крупными предприятиями появляются десятки небольших, в основном сборочных, предприятий, множество мелких производств, возникают заводы-филиалы.

Это способствует лучшему использованию трудовых ресурсов местности. Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции называется кооперированием.

Именно в машиностроении спад производства был большим, чем в других отраслях народного хозяйства, так как именно этот комплекс пострадал больше всех от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками при распаде СССР,

б) наукоемкостьмашиностроения.

Важным фактором размещения машиностроения является наличие квалифицированной рабочей силы, инженерных кадров, проектных и научно-исследовательских институтов.

Данный фактор играет большую роль при размещении наукоемких отраслей машиностроения, основная концентрация которых приходится на Европейскую часть России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара Ульяновск).

в) металлоемкость

Производство металлургического, энергетического и горно-шахтного оборудования требует большого количества металла, поэтому предприятия этих отраслей приближены металлургическим базам страны, что уменьшает затраты доставку сырья.

Заводы этих отраслей сосредоточены прежде всего на Урале («Уралмаш» в Екатеринбурге по выпуску бурового оборудования, прокатных станов и шагающих экскаваторов), в меньшей степени в Сибири (Красноярский завод, выпускающий экскаваторы и технику для разработки бурых углей Канско-Ачинского бассейна) и в Центральной России (заводы Санкт-Петербурга по выпуску энергетического машиностроения, завод «Атоммаш» в Ростовской области по выпуску оборудования для атомных электростанций; заводы в Ульяновске, Воронеже, Коломне по выпуску тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования; предприятия в Подольске, Таганроге, Белгороде по выпуску паровых котлов для ТЭС). Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно.

г) военно-стратегический фактор

Он определяет размещение научно-исследовательских и производственных предприятий оборонного назначения с учетом национальной безопасности. Многие из них сосредоточены в небольших закрытых городах с ограниченным доступом.

д) транспортный фактор

Машиностроение, как правило, располагается на крупных транспортных магистралях, так как перевозка продукции отраслей машиностроения осуществляется на большие Расстояния

Особенно важно учитывать транспортный фактор при размещении заводов, чья продукция нужна повсеместно (автомобили и металлообрабатывающие станки)

Е) потребительский фактор

Примерно 1/5 часть машиностроительных предприятий ориентирована на потребителей своей продукции, так как эту продукцию сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

Так, трелевочные (для вывоза леса) тракторы производят в Карелии (Петрозаводск); производство сельскохозяйственных машин сосредоточено в сельскохозяйственных районах страны (льноуборочные комбайны — в Тверской области, картофелеуборочные — в Рязанской, силосоуборочные — в Московской области, зерноуборочные — на предприятиях Северного Кавказа); морские и речные суда — в городах по берегам рек и морей; оборудование для текстильной промышленности — в Центральной России.

Объем капитальных вложений и источники финансирования

С учетом всех этих факторов происходит финансирование и вложение инвестиций в развитие машиностроительной индустрии. В основном главными инвесторами являются владельцы уже действующих мощностей.
В металлоемких отраслях это чаще всего трансконтинентальные компании. Их бизнес насчитывает десятилетия, поэтому все аспекты кратко- и долгосрочного развития и его финансирования отлажены и представляют из себя стройную систему. Примером могут быть гиганты мировой промышленности: General Electric, Boeing, Samsung и другие.

Но довольно часто в роли финансового донора выступает государство или местные власти. Почти всегда это происходит в силу негативных, кризисных явлений в мировой экономике. В этом случае речь идет не о получении прибыли и развитии производства, а о сохранении рабочих мест и недопущении социальной напряженности.

Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах

От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе. Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений. Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.

Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы. Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.

Природные условия

Есть районы, где существуют традиции определенных типов производства. Примером являются штаты, находящиеся на северо-востоке США с металлургическими заводами, гигантами химической промышленности.

Здесь имеются крупные предприятия, производящие автомобили, самолеты, главные покупатели производимого металла. Вместе с традиционно высокоразвитым сельским хозяйством, выгодно расположить предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Это штаты, расположенные на юге Америки, некоторые районы Австралии, районы Канады и Аргентины.

Предприятия перерабатывающей индустрии, расположенные близко. Они позволят лучше организовать переработку сельскохозяйственной продукции. Быстрый рост населения привел к насыщению территории трудовыми ресурсами в Юго-Восточной Азии, позволил развить производство бытовых товаров и электроники.

Размещение машиностроения

Развитие машиностроения России по отраслям

Тяжелое машиностроение

Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:

  • металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
  • горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
  • подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
  • тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
  • трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
  • атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
  • электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
  • станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.

Приборостроение

Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.

Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности

Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:

  • текстильной;
  • швейной;
  • обувной;
  • трикотажной;
  • меховой;
  • кожаной;
  • производство химических волокон;
  • пищевой.

Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.

Авиационная промышленность

Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.

Авиационная промышленность (общая характеристика)

Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.

Автомобильная промышленность

Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.

Сельскохозяйственная и тракторная промышленность

Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:

  • Поволжском;
  • Северо-Кавказском;
  • Уральском;
  • Центральном;
  • Волго-Вятском;
  • Западно-Сибирском.

Судостроительная отрасль

Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.

Особенности размещения машиностроительных предприятий России

Становится возможной установка тесных связей между машиностроением и металлургией. Предприятия первого типа освобождаются от многих технологических операций, что снижают стоимость готовой продукции. В свою очередь, металлургические заводы получают отходы от машиностроения и используют их для собственных нужд.

Учитывая то, что сырьевые базы и потребители продукции находятся на разной территории, производственные мощности предприятий размещаются с учетом возможности быстрого сбыта оборудования. Это связано с тем, что расходы на перевозку металла в разы ниже от необходимых вложений для транспортировки готовых изделий. Именно поэтому многие производственные линии преимущественно тяготеют к регионам сбыта готовой продукции, несмотря на свою металлоемкость.

Тест для школьников 9 класса по географии с ответами на тему «Машиностроение»

Вариант 1

1. Машиностроение является лидером экономики, входит в «авангардную тройку» отраслей наряду с… (назовите еще две ведущие отрасли):

а) химической промышленностью;

б) черной металлургией;

в) отраслями животноводства;

г) электроэнергетикой;

д) газовой промышленностью.

2. Производство предприятием однородной продукции — готовых изделий, отдельных деталей, частей, услуг — называется:

а) конверсией;

б) специализацией;

в) трудоемкостью;

г) кооперированием.

3. Выберите отрасли трудоемкого машиностроения:

а) тяжелое машиностроение;

б) радиотехническое машиностроение;

в) производство бурового оборудования;

г) приборостроение;

д) станкостроение.

4. География машиностроения определяется многими факторами. Установите соответствие.

Фактор размещения:                                                          Отрасль машиностроения:

1. Инструментальная промышленность                            а) научный;

2. Электронное машиностроение                                       б) потребительский;

3. Ракетостроение                                                               в) трудовой;

4. Сельскохозяйственное машиностроение                      г) военно-стратегический.

5. Выберите продукцию металлоемкого машиностроения:

а) телевизоры;

б) экскаваторы;

в) паровые котлы для тепловых электростанций;

г) стиральные машины;

д) прокатные станы.

6. Установите соответствие между заводами автомобилестроения и городами, в которых они расположены.

Города:                                  Марки машин:

1. Тольятти;                          а) ГАЗ;

2. Нижний Новгород;           б) УАЗ;

3. Ульяновск;                        в) ВАЗ;

4. Набережные Челны;        г) КамАЗ.

7. Выберите верные высказывания:

а) Морское судостроение размещается в портах (рядом с потребителем) из-за сложности транспортировки продукции.

б) В городе Ростов-на-Дону производят зерноуборочные комбайны.

в) Строительство входит в состав машиностроительного комплекса.

г) Современные и сложные отрасли машиностроения образуют группу наукоемкого машиностроения.

Вариант 2

1. Машиностроительный комплекс является ведущим в экономике страны, потому что:

а) его продукция применяется во всех отраслях хозяйства;

б) он влияет на уровень развития экономики и жизни населения;

в) это крупнейший промышленный комплекс;

г) по всем вышеперечисленным причинам.

2. Перевод военного производства на выпуск гражданской продукции называется:

а) конверсией;                             в) трудоемкостью;

б) металлоемкостью;                  г) кооперированием.

3. Выберите отрасли металлоемкого машиностроения:

а) производство горно-шахтного оборудования;

б) радиотехническое машиностроение;

в) сельскохозяйственное машиностроение;

г) приборостроение;

д) производство энергетического оборудования.

4. География машиностроения определяется многими факторами. Установите соответствие.

Отрасль машиностроения:                              Фактор размещения:

1. Металлургическое машиностроение;         а) научный;

2. Станкостроение;                                           б) потребительский;

3. Атомная промышленность;                          в) трудовой;

4. Тракторостроение.                                        г) сырьевой.

5. Выберите продукцию точного (трудоемкого) машиностроения:

а) молотки;

б) часы;

в) гидравлический пресс;

г) видеоаппаратура;

д) подъемные краны.

6. Определите, в каком из этих городов находится производство тракторов:

а) Мурманск;

б) Волгоград;

в) Архангельск;

г) Сургут.

7. В каком из высказываний говорится о кооперации производства?

а) Производство грузовых автомобилей в России сосредоточено на нескольких крупных заводах.

б) Грузовые и легковые автомобили — основная продукция автомобильного завода в Нижнем Новгороде.

в) Моторы, электрооборудование и многие другие детали автозавод получает от многочисленных предприятий-смежников.

г) Литейный цех «ГАЗа» производит заготовки для металлообрабатывающих цехов и использует в качестве сырья их отходы.

Ответы

Вариант 1:

Вариант 2:

1 — а, г;

1 — г;

2 — б;

2 — а;

3 — б, г, д;

3 — а, в, д;

4. 1 — а; 2 — а; 3 — г; 4 — б;

4. 1 — г; 2 — в; 3

5 — б, в, д;

5 — б, г;

6. 1 — в; 2 — а; 3 — б; 4 — г;

6 — б;

7. Верно: а, б, г.

7 — в.

География машиностроения

Наиболее значимым фактором размещения предприятий машиностроения служат традиции развития промышленности в конкретных географических условиях. Так, к примеру, в США сосредоточенны предприятия тяжелого машиностроения, так как здесь большое скопление металлургических и химических месторождений. Здесь располагаются самые крупные автомобильные и авиационные заводы.

Определенная география машиностроения прослеживается не только в отдельной стране, но и во всем мире.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Например, юг США, Австралия, Канада и часть Аргентины, всегда являлись районами, в которых отлично развито сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Что приводит к большому спросу на сельскохозяйственную промышленность и оборудования переработки пищевых продуктов.

Иногда определяющим фактором размещения того или иного производства является фактор производства. Это в основном относится к металлоемкому производству.

География машиностроения

Наиболее значимым фактором размещения предприятий машиностроения служат традиции развития промышленности в конкретных географических условиях. Так, к примеру, в США сосредоточенны предприятия тяжелого машиностроения, так как здесь большое скопление металлургических и химических месторождений. Здесь располагаются самые крупные автомобильные и авиационные заводы.

Определенная география машиностроения прослеживается не только в отдельной стране, но и во всем мире.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Например, юг США, Австралия, Канада и часть Аргентины, всегда являлись районами, в которых отлично развито сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Что приводит к большому спросу на сельскохозяйственную промышленность и оборудования переработки пищевых продуктов.

Иногда определяющим фактором размещения того или иного производства является фактор производства. Это в основном относится к металлоемкому производству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector