Партийная система великобритании и ее основные политические партии

Происхождение названия

Название «Великобритания» впервые встречается в труде Клавдия Птолемея «Альмагест» (II век н. э.): автор называет и вводит описание «Большой Бретанией» крупный остров, а «Малой Бретанией» — Ирландию. Уже через 3 года в другом труде «География» он называет Англию «Альвионом», Ирландию — «Ивернией», остров Мэн — «Моной». Вероятнее всего, Клавдий не знал этих названий ранее.

Помимо названия «Большая Бретания», в литературе встречается «Большая Британния». Последнее употреблял Джефри Монмауз в «История правления Британии» (псевдоисторическом труде). Там же встречается «Малая (Меньшая) Британния» — территория континентальной Европы, занятая кельтами-переселенцами с островов в V—VI вв.

Вскоре после того, как остров захватили римляне, название «Великобритания» закрепилось за ним. После англосаксонского периода (V-XI век) термин «Британия» употреблялся только в историческом смысле. Впервые остров назвали «Великобританией» в 1474 году — в письме с предложением брака между сыном шотландского монарха Джеймса III и дочерью английского короля Эдуарда IV.

Рабочее движение. Чартизм. Тред-юнионизм

Англия была развитой и богатой страной, но условия жизни большинства рабочих были крайне тяжелыми. Рабочий день длился по 14—16 часов, заработная плата была низка, жилища плохи, постоянно угрожала безработица.

Добиваясь улучшения своего положения, рабочие обращались с жалобами в парламент, проводили забастовки, ломали станки и поджигали фабрики, но власти не уступали. Более того, был принят закон об отмене выплаты пособий беднякам и направлении их в работные дома, где существовали почти тюремные условия. Очередной экономический кризис поставил тысячи рабочих перед угрозой голодной смерти.

Возмущение рабочего населения вылилось в массовое политическое рабочее движение — чартизм (от англ. charter — хартия, грамота).

В 1836 г. была создана Лондонская ассоциация (объединение) рабочих. Она начала агитацию за принятие парламентом хартии с требованием проведения новой избирательной реформы и предоставления права голоса всем англичанам, достигшим 21 года, независимо от их богатства. В случае успеха чартисты рассчитывали завоевать большинство мест в палате общин и принять законы в пользу трудящихся.

В 1840 г. возникла общеанглийская Национальная чартистская ассоциация — первая в истории рабочая партия. Однако из-за внутренних разногласий она не смогла объединить весь пролетариат Англии.

Чартисты трижды составляли петиции с требованием принять хартию, собрали огромное количество подписей в ее поддержку (около 9 млн) и доставили их в парламент. Третья петиция с подписями около 5 млн человек весила 250 кг и была отвезена в парламент на повозке. Но парламент отказался даже от обсуждения чартистских предложений.

Чартистское движение сопровождалось демонстрациями, забастовками, разгромом полицейских участков. Оно потрясло всю Англию, но из-за неуступчивости парламента и недостаточной организованности рабочих не достигло цели и в середине XIX в. сошло с исторической сцены. Многие чартисты были арестованы, посажены в тюрьмы, высланы в колонии. Власти сделали лишь одну уступку: рабочий день был сокращен до 10 часов.

С упадком революционного чартизма ведущую роль в английском рабочем движении стал играть мирный тред-юнионизм (от англ. trade-unions — профсоюзы). После отмены запрета на деятельность профсоюзов в 1824 г. их число и влияние стали быстро расти. Главным для тред-юнионов было повышение заработной платы и сокращение рабочего дня. Их руководители являлись сторонниками только мирных действий и реформ.

Государственный строй

В первой половине XIX в. в Англии в основном завершилось формирование парламентарной монархии. Высшая власть принадлежала монарху (королю или королеве), парламенту и правительству. Монарх являлся главой государства, утверждал законы. Парламент принимал проекты законов (билли).

Парламент состоял из двух палат: верхней — палаты лордов и нижней — палаты общин. Члены палаты лордов назначались монархом из представителей высшего дворянства. Ее председателем был лорд-канцлер. Члены палаты общин избирались населением сроком на 7 лет. Значение нижней палаты возрастало, в то время как влияние лордов и королевской власти уменьшалось. Монархи «царствовали, но не управляли». Правительство было ответственно перед парламентом, а не перед монархом. Оно могло находиться у власти до тех пор, пока его поддерживала палата общин.

Палата общин собиралась в небольшом зале Вестминстерского дворца. Ее работой руководил председатель — спикер (от англ. speaker — оратор). Депутаты правящей партии сидели справа от спикера, депутаты оппозиции — слева. Трибуны в зале не было, депутаты выступали со своих мест. Сверху, на галерее, могла присутствовать публика.

В Англии действовали две политические партии — тори и виги,— образовавшиеся в конце XVII в. Тори представляли интересы главным образом крупных землевладельцев, а виги — крупной буржуазии. Партия, победившая на выборах, формировала правительство, которое возглавлял ее лидер. Партия, потерпевшая поражение, находилась в оппозиции, критиковала политику правительства. Избирательная система была несправедливой. В парламенте господствовали представители немногочисленной земельной аристократии, в то время как многие города не имели там ни одного места, а миллионы англичан были лишены права голоса. Это вызвало широкое движение за избирательную реформу, в которой участвовали рабочие и фермеры. Возглавили движение виги. После упорной борьбы в 1832 г. избирательная реформа была проведена. Ведущая роль в органах управления по-прежнему принадлежала крупным землевладельцам, но часть мест в палате общин получили города, увеличилось число избирателей. В результате этого промышленная буржуазия получила доступ к политической власти. Избирательная система стала более демократичной, но мелкая буржуазия и рабо-чие права голоса не получили.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Партия консерваторов

Консерваторы (гори) являются основным соперником лейбористов. Официальное оформление партии произошло в конце XIX века. Эта партия находилась у власти чаще и более продолжительный период. У.Черчилль, М.Тэтчер – представители Консервативной партии.

Определение 3

Изначально партия представляла интересы крупных землевладельцев и духовенства, в дальнейшем банковской и крупной промышленной буржуазии.

В основе лежат правоконсервативные идеи. У консерваторов сильные позиции в парламенте, в регионах и муниципалитетах. При условии победы на парламентских выборах, лидер консерваторов получает огромную власть и становится премьер-министром. Фракция Консервативной партии в палате общин является самой многочисленной в парламенте. С 2010 года – это правящая партия.

Парламент

Источником законов в стране является парламент, разделяющийся на нижнюю Палату общин и верхнюю Палату лордов. В территориальных округах выбирают членов Палаты общин, в то время как в Палате лордов заседают титулованные подданные, а также предложенные премьер-министром члены правительства. Удивительно, но Палата лордов гораздо многочисленнее, чем Палата общин, в ней обычно присутствует 750 представителей истеблишмента. Подобная многоуровневая форма государственного устройства вполне себя оправдала, поскольку исключает элементы волюнтаризма. Кандидатуру премьер-министра назначает монарх, а потом премьер-министр формирует состав нового правительства. Но это все символические атрибуты, никак не влияющие на ход политической борьбы в стране.
В кабинете министров большое значение имеет партийная принадлежность каждого министра. Как правило, премьер-министр формирует кабинет из членов той партии, к которой он относится сам. Именно в руках премьера и его кабинета и находится реальная исполнительная власть в стране. Действующим премьер-министром является лидер консерваторов Тереза Мэй.
В Палате общин заседают 650 представителей, в основном от трёх крупнейших политических партий: консерваторов, лейбористов и либералов. Подобное партийное разнообразие обеспечивает непрекращающиеся в парламенте дебаты по поводу предпочтительной для Британии формы правления – оставить ли действующую парламентскую монархию или перейти к конституционной монархии. Но эти бесконечные споры пока ровным счётом ни к чему не приводят. Связь между двумя палатами парламента осуществляет спикер. Его должность ответственна, поэтому может быть иногда политически ангажированной. Если правящая партия побеждает на выборах и остаётся на новый 5-летний срок, то вместе с ней остаётся и спикер. А вместе с этим ещё на 5 лет останется прежней и форма государственного управления.
Вновь назначенный премьер по своему усмотрению формирует состав своего кабинета, в котором обычно имеется 20 портфелей. Премьер также лично занимается персональными назначениями.
Пожалуй, демократичность формы правления Великобритании и обеспечивает ей такую устойчивость. Министры, отвечающие за ключевые отрасли экономики, постоянно присутствуют в парламенте, где представляют особый «внутренний кабинет», не забывая при этом тесно взаимодействовать с премьером. В структуре кабинета министров формируются комитеты по различным вопросам: внешней и внутренней политики, обороне, экономике, законотворчеству. 

Оценить!

5.44
101

Внутренняя политика либералов и консерваторов

Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.

В результате их осуществления намного увеличилось число избирателей, хотя права голоса не получили женщины и бедняки-мужчины (до 1918 г.). Было подтверждено право трудящихся на забастовки. С 1911 г. рабочим стали выплачивать пособия по болезни, инвалидности и безработице.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Но и в буржуазно-демократической Англии далеко не все проблемы были решены. Не прекращалась национально-освободительная борьба ирландцев. Либералы готовы были предоставить ирландцам-католикам автономию, но натолкнулись на такое ожесточенное сопротивление консерваторов и протестантских кругов, что вынуждены были отказаться от этого намерения. Лишь в 1921 г. Ирландия (за исключением Ольстера) получила автономию.

Транспорт

Несмотря на островной характер Великобритания имеет превосходную транспортную доступность. Крупнейший аэропорт страны — лондонский Хитроу. Также в окрестностях Лондона находится ещё четыре аэропорта. Другие крупные воздушные порты расположены в Манчестере, Ливерпуле и Эдинбурге. 

Великобритания связана с Францией и остальной Европой туннелем, который проходит под проливом Ла-Манш. Самым дешёвым транспортом до Соединённого королевства из Франции, Бельгии, Германии и Нидерландов является автобус. Между Лондоном, Парижем и Брюсселем курсируют скоростные поезда. Великобритания имеет регулярное паромное сообщение с Нидерландами, Бельгией и Францией. 

Город Йорк

Либералы и консерваторы в конце XIX в.

Политический строй Англии сложился еще в  XVII-XVIII вв. и в первой половине XIX в. В изучаемое время он не претерпел коренных изменений: в Англии продолжала существовать парламентарная монархия. 

В течение всего второго периода новой истории в Англии по-прежнему чередовались у власти две буржуазные партии —

  1. либералы (виги) и
  2. консерваторы (тори).

Такой порядок получил название «системы двух партий». Он отвечал интересам буржуазии. В самом деле, партия, стоящая у власти, защищая интересы эксплуататорских классов, своей политикой, естественно, вызывала недовольство народа. Однако другая партия, находящаяся в оппозиции, выступала в это время с критикой действий правительства, выдавая себя как бы за выразительницу народных интересов. На очередных выборах ее представители выступали в роли критиков правительства и поборников справедливости и могли рассчитывать на получение большинства в парламенте. После этого роли менялись. На роль оппозиции переходила та из двух партий, которая ранее была правительственной, а прежняя оппозиция становилась у власти. С помощью «системы двух партий» буржуазия отвлекала трудящихся от создания собственной партии и удерживала их под своим идейным и политическим влиянием.

Середина XIX в. была временем преобладания либералов. С 70-х годов перевес в соперничестве между партиями стал постепенно склоняться на сторону консерваторов. Симпатии английской буржуазии переходили к ним.

И либеральная и консервативная партии в это время выражали интересы крупного капитала, а консерваторы, кроме того, по-прежнему представляли еще и интересы крупного землевладения. Разница между обеими партиями стала значительно меньше, чем она была раньше. Консерваторы и их лидер Дизраэли более энергично, а главное, более откровенно, чем либералы, осуществляли колониальные захваты. Курс консерваторов на расширение колониальных владений был одобрительно встречен английской буржуазией. Конкуренты теснили ее на мировых рынках, и она надеялась поправить свои дела посредством захвата новых колоний. Все более широкие круги буржуазии рассчитывали, что рынки колониальных стран будут гораздо лучше защищены от проникновения иностранных товаров, нежели рынки иностранных государств, и явятся для английского капитала сферой монопольной эксплуатации.

Либералы и их лидер Гладстон также проводили колониальную политику, но они делали это осторожнее и старались тщательнее маскировать ее захватнический характер.

Во внутренней политике и консерваторы и либералы вели упорную борьбу против растущего рабочего движения. Обе партии стремились отвлечь рабочий класс от революционных идей, обманывая его мелкими подачками.

Ввиду роста рабочего движения и консерваторы и либералы вынуждены были пойти на некоторые политические уступки верхушке рабочего класса. В 1867 г. по инициативе Дизраэли была проведена так называемая вторая парламентская реформа (первая парламентская реформа совершилась в 1832 г.). В 1884 г. правительство Гладстона в свою очередь осуществило третью парламентскую реформу. В результате обеих реформ круг избирателей расширился за счет наилучше оплачиваемых рабочих, а также фермеров. Однако избирательное право и после третьей реформы было крайне ограниченным: им обладали только 4,5 млн. человек из 36 млн., составлявших тогда население Англии. Ясно, что большинство народа и после этой реформы осталось лишенным избирательных прав и что никакой подлинной демократии в Англии не было, хотя английская буржуазия широко рекламировала английские порядки в качестве образца «свободы и демократии».

Экономические, социальные и правовые реформы

Для преодоления кризисных явлений в экономике страны, и прежде всего стремительной инфляции после Второй мировой войны, правительству пришлось пойти на кардинальные реформы этой сфере. Традиционное невмешательство государства в развитие социально-экономической сферы стало корректироваться жестким контролем кабинета министров посредством бюджетной политики государства. Кроме того, в 1962 г. был создан Национальный совет экономического развития, принят пятилетний «Национальный экономический план» (в 1965 г.), проведена широкомасштабная национализация убыточных предприятий и отраслей промышленности.

Регулирование социальных отношений дополнилось законами, существенно расширяющими систему страхования работников и упорядочения пенсионного обеспечения, создающими единую систему здравоохранения в стране и совершенствующими систему начального, среднего и высшего образования. С 1992 г. введен в действие комплекс законов («Хартия граждан»), определяющих требования к качеству и основные критерии эффективности предоставляемых различным категориям поданных короны социальных услуг.

В последние годы в Великобритании прошла серия конституционных реформ, направленных на совершенствование государственного строя, в ходе которых Шотландия получила право на создание своего парламента, а Уэльс и Северная Ирландия — ассамблеи (в 1998 г.). В рамках парламентской реформы существенным изменениям подверглось формирование палаты лордов, что выразилось в существенном сокращении числа пожизненных пэров.

В настоящее время Великобритания продолжает оставаться конституционной монархией, в которой монарх формально является главой государства, но с полномочиями, фактически значительно урезанными в пользу кабинета министров. Он командует вооруженными силами страны, имеет право назначения премьер-министра и министров, других высших государственных чиновников, объявления войны и мира, помилования, наложения вето на решения парламента, его созыва и роспуска и т.д. Однако в соответствие с принципом контрасигнатуры все его акты не могут вступить в действие без подписи главы правительства и одного из министров.

Значительную роль в обществе играет судебная система, реформированная в 1970—1990-х гг.

Высшей апелляционной инстанцией, как и прежде, является палата лордов. Она состоит из лорда-канцлера и специальных лордов-судей. Верховный суд Англии и Уэльса, складывающийся из трех отделений — королевской скамьи, канцлерского и семейного, включает в себя три самостоятельных учреждения — Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны (1971 г.). В свою очередь, Отделение королевской скамьи состоит из Суда адмиралтейства и Коммерческого суда.

Судами первой инстанции, рассматривающими подавляющее большинство всех дел, являются 350 судов графств (гражданские дела) и магистратские (мировые) суды (уголовные дела).

Кроме перечисленных судов, в государстве действуют также специализированные суды — трибуналы (промышленный, суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы предпринимательства, служба парламентского уполномоченного по делам администрации, суд коронера, военные и церковные суды).

Все судебные инстанции формируются путем назначения: высшие — монархом по представлению премьер-министра, низшие — лорд-канцлером.

показать содержание

Конституция и конституционные обычаи

В отличие от большинства национальных государств , Соединенное Королевство не имеет кодифицированной конституции, то есть не имеет единого документа, определяющего политическую систему страны, а также компетенции и ограничения отдельных государственных органов

Скорее конституционное право Соединенного Королевства основано на нескольких источниках, важность и вес которых зависит от постоянной адаптации к текущим обстоятельствам. Источники британского конституционного права включают статутное право, в минимальной степени, но часто имеющее фундаментальное значение, общее право, то есть обычное право, созданное множеством прецедентов, конвенции, которые в основном служат для ограничения политических действий, законы и обычаи парламента, которые, как считается, быть влиятельными толкователями конституции, такими как Уолтер Бэджхот и Уильям Блэкстон, и, в некоторой степени, европейского права

Несмотря на отсутствие разграничения во многих случаях, британское конституционное право содержит шесть неоспоримых основных принципов, а именно конституционную монархию , центральное унитарное государство , представительную демократию , суверенитет парламента , верховенство закона и разделение властей .

Исполнительная власть

Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.

Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом — а также коалиционные — более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector