История и современная политическая система

Укрепления БССР

Между тем в 1920-е годы под давлением и просьбами руководства БССР и местного населения проходило возвращение исконно белорусских земель в родную гавань.

Так, 3 марта 1924 года ЦИК СССР постановил возвратить БССР 16 уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний. В Беларусь вернулись Витебский, Полоцкий, Сенненский, Суражский, Городокский, Дриссенский, Лепельский и Оршанский уезды Витебской губернии, Климовичский, Рогачевский, Быховский, Могилевский, Чериковский и Чаусский уезды Гомельской губернии, а также 18 волостей Горецкого и Мстиславльского уездов Смоленской губернии. В результате территория БССР увеличилась более чем вдвое и составила 110 500 кв. км, а численность населения увеличилась почти втрое — до 4,2 млн человек.

28 декабря 1926 года Белорусской Республике вернули Гомельский и Речицкий уезды Гомельской губернии. В результате этого территория БССР составила 125 854 кв. км, на которых проживали почти 5 млн человек. Правда, в 1929 году по просьбе жителей в состав РСФСР включили 16 хозяйств деревни Васильевка 2-я Хотимского района Мозырского округа.

Законодательная власть

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996—2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в —2004 годах, третьего — с 2004 года. Основные полномочия Палаты представителей:

  • рассматривает и принимает проекты законов;
  • назначает выборы Президента;
  • даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;
  • выражает вотум недоверия правительству;
  • выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов: 8 членов избирают областные и Минский городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

  • одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;
  • избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;
  • контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;
  • рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;
  • принимает решение об отрешении Президента от должности.

Речь Посполитая

Ко второй половине XVI в. сложились условия для более тесного государственного объединения ВКЛ с Польшей. Первая группа причин этого объединения связана с внешнеполитическими обстоятельствами. Соперничество между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским за восточнославянские земли вылилось в первой половине XVI в. в целый ряд русско-литовских войн, в результате которых ВКЛ потеряло четверть своих территорий. С 1500 по 1569 г. в пределы Великого княжества Литовского 45 раз врывались полчища крымского хана, в том числе 10 раз опустошали территорию Беларуси. Борьба ВКЛ, Польши и Московского государства за Ливонию привела к длительной Ливонской войне (1558–1583). Чтобы более успешно противостоять внешней агрессии, польские паны предложили ВКЛ объединиться в единое государство под эгидой Польши.

Вторая группа причин связана с внутриполитическим развитием ВКЛ. Средняя и мелкая шляхта, недовольная властью великого князя литовского и магнатов, считала положение польской шляхты лучшим, чем собственное, и поэтому активно выступала за объединение с Польшей, для того чтобы получить еще больше привилегий. Можно назвать и еще одну причину возникновения нового государства. После трех браков у польского короля и великого князя литовского Жигимонта II Августа не было наследников. Поляки опасались, что после смерти Жигимонта II Августа личная уния, объединявшая два государства, окончательно прекратится. Они были заинтересованы в разводе и новом браке. Жигимонт II Август решил развестись с третьей женой и жениться в четвертый раз. Развод и разрешение на четвертый брак можно было получить только у папы римского. В этой ситуации Жигимонт II Август начал выслуживаться перед Ватиканом, папой римским и католическим духовенством, добросовестно исполнять их приказы и предложения по усилению католицизма на территории ВКЛ и присоединению последнего к Польской Короне. В таких условиях 10 января 1569 г. в Люблине собрался общий сейм ВКЛ и Польши с целью заключения более тесной унии между государствами. Поляки выставляли разные условия, вплоть до ликвидации белорусско-литовской государственности. Послы же ВКЛ хотели сохранить союз с Польшей, но при этом не утратить свою самостоятельность и независимость. Переговоры затягивались. В конце февраля 1569 г. послы ВКЛ покинули Люблин. Такое поведение представителей ВКЛ вызвало возмущение со стороны польских магнатов. Под их давлением Жигимонт II Август начал осуществлять план расчленения и аннексии отдельных частей ВКЛ. 5 марта 1569 г. он объявил о присоединении к Польше Подляшья и приказал подляшским послам присягнуть Польше под угрозой лишения должностей и привилегий. 26 апреля 1569 г. была объявлена аннексия Волыни. Но волынские послы не ехали в Люблин. Тогда король пообещал лишить их поместий и угрожал изгнанием. Под страхом расправы сенаторы и послы Волыни присягнули на верность Польше. Таким же образом к Польше были присоединены Подолье и Киевщина.

В составе ВКЛ остались только Беларусь и Литва. Несмотря на противостояние представителей высшей знати ВКЛ, они также были вынуждены подписать унию. 1 июля 1569 г. согласно Люблинской унии ВКЛ и Польша соединились в единое государство – Речь Посполитую. Был выбран единый господарь – король польский и князь литовский, русский, прусский, мазовецкий, жемойтский, киевский, волынский, подляшский и лифляндский. Отменялись избрание великого князя ВКЛ и его пожизненное владение княжеством. Выбирался единый сейм, который должен был созываться в Польше. Вводились единое налоговое пространство, денежная единица, проводилась общая внешняя политика. Все жители Речи Посполитой имели право приобретать поместья и землю в собственность в любой части страны. Отменялись все постановления, законы, противоречившие унии, а также отдельный сейм ВКЛ. Высшая знать и должностные лица должны были присягать королю и Короне Польской.

Политические партии

Партийная система в Республике Беларусь не развита, что объясняется различными причинами, в числе которых отсутствие традиции партийности, проведение всех выборов по мажоритарной системе, сложные условия для регистрации и деятельности партий, слабое развитие гражданского общества и др. Партии практически не оказывают влияния на политику. К основным партиям относятся:

  • Коммунистическая партия Беларуси;
  • Республиканская партия труда и справедливости;
  • Белорусская партия левых «Справедливый мир»;
  • Партия БНФ;
  • Консервативно-христианская партия — БНФ;
  • Объединённая гражданская партия;
  • Белорусская социал-демократическая партия (Громада);
  • Либерально-демократическая партия.

Конституция[ | код]

Конституция — основной закон Республики Беларусь. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза (всегда — путём референдума). Согласно результатам референдума 14 мая 1995 года, в Конституцию были внесены положения о равном статусе русского языка с белорусским, а также о возможности Президента распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов. На референдуме 24 ноября 1996 года принята новая редакция конституции, расширяющая полномочия президента и реформирующая систему органов власти в стране. На референдуме 17 октября 2004 года из конституции было удалено ограничение на количество президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо.

Политика

Внешняя, международные отношения

В Белорусская Советская Социалистическая Республика стала членом-учредителем СССР, в 1945 — членом-учредителем ООН, в 1991 — СНГ

Белоруссия является членом ОДКБ, Евразэс, а также других международных объединений.

Дипломатические отношения с Российской Федерацией установлены с 25.06.1992.

Власть

Исполнительная

Президент Республики Беларусь — глава государства.

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Президентом Республики Беларусь является А. Г. Лукашенко, впервые избранный на этот пост в 1994 году.

14 мая 1995 года по инициативе Лукашенко был проведён первый в истории Белоруссии референдум, на который было вынесено 4 вопроса — о придании русскому языку статуса государственного, наравне с белорусским, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба, о поддержке действий Президента Республики Беларусь, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией и о его праве распускать Верховный Совет. По всем четырём вопросам было вынесено положительное решение. За проголосовало 83,3 %, 75,1 %, 83,3 % и 77,7 % соответственно

24 ноября 1996 года был проведён второй референдум, на который были вынесены 4 вопроса, предложенных Президентом, и 3 вопроса, вынесенных депутатами Верховного Совета. В результате положительное решение было принято по двум вопросам — о переносе Дня независимости на 3 июля (день освобождения города Минск от немецких захватчиков) и о принятии изменений и дополнений в Конституцию, предложенных Президентом. Эти изменения расширили полномочия исполнительной власти.

17 октября 2004 года в Белоруссии проведён третий референдум, на котором, по официальным данным, 77,3 % белорусских избирателей поддержали исключение из Конституции государства ограничения на количество президентских сроков, что позволяло Александру Лукашенко участвовать в следующих президентских выборах. В Белоруссии официально зарегистрировано 6,9 млн избирателей. По данным Центризбиркома, явка на голосование составила 89,7 %.

19 декабря 2010 года прошли очередные президентские выборы. Победу в первом туре одержал Александр Лукашенко, набравший по официальным данным 79,65 % голосов. Его ближайший соперник — представитель оппозиции Андрей Санников — получил лишь 2,43 %.

11 октября 2015 года состоялись очередные выборы Президента, на которых вновь в первом туре победу одержал действующий президент, с результатом 83,5 % голосов избирателей.

Законодательная

  • Законодательный орган — двухпалатное Национальное собрание.
  • Верхняя палата — Совет Республики (64 места).

56 членов избираются органами местного самоуправления, 8 назначаются Президентом.

Нижняя палата — Палата представителей (110 мест).

Депутаты избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах. Срок полномочий депутатов — 4 года.

  • Председатель Совета Республики — Михаил Мясникович.
  • Заместитель председателя Совета Республики — Марианна Щёткина.
  • Председатель Палаты представителей — Владимир Андрейченко.
  • Заместитель председателя Палаты представителей Пирштук Болеслав.
  •  — избрание Верховного Совета 13 созыва. В конце 1996 года попытался начать процедуру импичмента президента РБ.
  •  — Верховный Совет заменён новым двухпалатным законодательным органом — Национальным собранием.
  •  — состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания, однако, они были полностью бойкотированы белорусской оппозицией.
  • 17 октября  — состоялись очередные парламентские выборы. По утверждению оппозиции, все избранные депутаты входили в так называемый «список Лукашенко».
  • 28 сентября  — состоялись очередные парламентские выборы.
  • 23 сентября — состоялись очередные парламентские выборы.
  • 11 сентября — состоялись очередные парламентские выборы.
  • 17 ноября — состоялись очередные парламентские выборы. В Палату представителей не вошёл ни один член оппозиции.

Президент[ | код]

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты правительства;
  • является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь
  • назначает республиканский референдум;
  • может издавать декреты, имеющие силу закона.

Первые президентские выборы в Республике Беларусь состоялись 10 июля 1994. На них победил Александр Лукашенко. Он также побеждал и на всех последующих выборах — в , , , 2015 и 2020 годах.

Республика Беларусь

Название страны происходит от древнерусского «белая» — «вольная» (от ордынского ига).

Столица республики Беларусь. Минск.

Площадь республики Беларусь. 208000 км2.

Население республики Беларусь. 9.488 млн. чел. 2015

ВВП республики Беларусь. $76.14 млрд. 2014

Расположение республики Беларусь. Страна расположена в Восточной Европе. На севере граничит с Латвией, на востоке — с Россией, на юге — с Украиной, на западе — с Польшей и Литвой. Выхода к морю не имеет.

Административное деление республики Беларусь. Состоит из 6 областей.

Форма правления республики Беларусь. Республика. Глава государства. Президент.

Высший законодательный орган республики Беларусь. Двухпалатный парламент (Национальное собрание). Высший исполнительный орган. Совет министров.

Крупные города республики Беларусь. Гомель, Витебск, Могилев, Гродно, Брест, Бобруйск, Борисов. Государственный язык. Белорусский и русский. Религия. 80% — православные, 15% — католики.

Этнический состав республики Беларусь. 77,9% — белорусы, 13,2% — русские, 4,1% — поляки, 2,9% — украинцы. Валюта. Белорусский рубль = 100 копейкам.

Климат республики Беларусь. Континентальный, умеренный. Средняя годовая температура + 5°С. Большую часть территории занимают болота и леса. Осадков выпадает 550—700 мм в год. Страна в основном равнинная, высшая точка — 345 м над уровнем моря.

Флора республики Беларусь. Для растительного мира характерны сосна (примерно 57% всех деревьев), ель, береза, клен, дуб, граб, ясень, липа, болотные луговые травы и кустарники.

Фауна республики Беларусь. Животный мир достаточно разнообразен. Среди его представителей встречаются косуля, белка, лиса, заяц, лось, волк, кабан, бобр, выдра, несколько видов змей, клест-еловик, степной жаворонок. Много водоплавающей птицы и разнообразных карповых рыб. Особое место занимает реликтовое животное — зубр, обитающий на территории заповедника Беловежская пуща (единственный древний лесной массив в Европе).

Реки и озера республики Беларусь. Реки — Днепр, Неман, Припять, Березина, Западная Двина. Озер свыше 10 тысяч, наиболее значительные — На-рочь, Освейское, водохранилища — Вилейское, Заславское.

Достопримечательности республики Беларусь. Монастыри XVII—XVIII вв. в Минске, средневековый замок в Мире, собор Св. Софии XI в. в Полоцке, замок Радзивиллов в Несвиже, иезуитский костел XVII в., Старый и Новый замки в Гродно, мемориальный комплекс Хатынь в Минской области, заповедники Беловежская пуща, Березинский, Припятский. Символ стойкости советских солдат в годы Второй мировой войны — Брестская крепость.

Полезная информация для туристов

Гостиницы высшего разряда обычно добавляют к счету 5— 15% за обслуживание. Швейцары ожидают чаевых в размере 1—2 долларов, официанты — 5—10% от суммы счета.

Культурная жизнь страны богата и разнообразна. Композиторы встречаются в Минске в январе на форуме Национальной конвенции белорусских композиторов, в рамках которого также проходит ряд концертов. Обычно в апреле Минск оказывает гостеприимство международному фестивалю языковедения «Экс-полингва». Фестиваль Поэзии собирает в июне на озере Свитеж белорусских и российских поэтов. «Белорусская музыкальная осень» проходит в Минске в последнюю декаду ноября и является фестивалем народной и классической музыки и танца.

Туристам разрешен беспошлинный ввоз вещей, если они не предназначены для производственной или коммерческой деятельности или если их количество не превышает установленных норм (которые, к слову, часто изменяются). Если же вы ввозите или вывозите товары в количестве, превышающем обычные потребности, то обязаны доказать, что товар не предназначен для коммерческих целей. Ввоз и вывоз драгоценных металлов и ювелирных украшений в количестве, превышающем обычные потребности, разрешается физическим лицам только на основании специального разрешения Центрального банка. Вывозить памятные монеты из драгоценных и недрагоценных металлов можно без ограничений, из драгоценных металлов — на основании специального разрешения.

Конституция

Конституция — основной закон Республики Беларусь. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза (всегда — путём референдума). Согласно результатам референдума 14 мая 1995 года, в Конституцию были внесены положения о равном статусе русского языка с белорусским, а также о возможности Президента распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов. На референдуме 24 ноября 1996 года принята новая редакция конституции, расширяющая полномочия президента и реформирующая систему органов власти в стране. На референдуме 17 октября 2004 года из конституции было удалено ограничение на количество президентских сроков, которые может занимать одно и то же лицо.

Символика

Флаг

До 1995 года флагом Республики Беларусь являлся Бело-красно-белый флаг (национальный и исторический флаг Белоруссии).

C приходом к власти Лукашенко он был заменен на немного видоизмененный Флаг Белорусской ССР, что вызвало протесты со стороны белорусских националистов[источник не указан 3390 дней].
Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней — красного цвета шириной в 2/3 и нижней — зелёного цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине — 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

Герб

До 1995 года гербом Республики Беларусь являлась Погоня.

C приходом к власти Лукашенко была заменена на немного видоизмененный Герб Белорусской ССР.
Герб Республики Беларусь представляет собой зелёный контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева — льна. Колосья обвиты красно-зелёной лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: «Рэспубліка Беларусь».

Президент

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты правительства;
  • является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь
  • назначает республиканский референдум;
  • может издавать декреты, имеющие силу закона.

Первые президентские выборы в Республике Беларусь состоялись 10 июля 1994. На них победил Александр Лукашенко. Он также побеждал и на всех последующих выборах — в , , , 2015 и 2020 годах.

Президент

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

  • определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
  • назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  • подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты правительства;
  • является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь
  • назначает республиканский референдум;
  • может издавать декреты, имеющие силу закона.

Первые президентские выборы в Республике Беларусь состоялись 10 июля 1994. На них победил Александр Лукашенко. Он также побеждал и на всех последующих выборах — в , , , 2015 и 2020 годах.

Думать о будущих реформах в Беларуси нужно уже сейчас

Говорить о конкретном видении будущего и сценариях развития страны участникам панельной дискуссии на Конгрессе было довольно трудно. Более того, споры возникли даже относительно самой идеи продумывания реформ сейчас, до непосредственных изменений в Беларуси.

Альвидас Никжентайтис, снова отсылая к примерам политических изменений в странах Восточной Европы и Балтии, заявил, что несмотря на подготовленные планы, в реальности реформирование в регионе происходило очень хаотично. «Поэтому все рассуждения об экономических реформах — ерунда. Когда изменения случатся, нужно будет действовать быстро, и это будет импровизация», — считает эксперт.

Этому тезису активно возразил политолог Андрей Казакевич. «Думать о реформах надо, и думать в постоянном режиме. Даже если изменения не происходят, к ним надо быть готовыми, чтобы варианты были продуманы. Во всяком случае, сейчас мы можем попытаться найти консенсус относительно того, каким будет будущее Беларуси».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector