Пергамон: лучший музей берлина
Содержание:
- Скульптурный декор и иконография
- Музей гомосексуальности
- Что посмотреть в Пергамоне
- Пергамский музей
- Музей ГДР
- Пергам: Родина многих цивилизаций и историческое наследие Турции
- Достопримечательности Пергамон-музея
- Жандарменмаркт — самая красивая площадь Берлина
- Пергамский алтарь
- История
- История
- Театр и библиотека Пергама
- Музей эротики
- Что посмотреть
Скульптурный декор и иконография
Пергамский алтарь Зевса содержит сотни деталей и несколько мифологических сюжетов, о которых мы постараемся рассказать кратко.
Тематика Большого фриза ‒ гигантомахия, она же битва олимпийских божеств с гигантами. Помимо традиционных олимпийцев можно увидеть более древних и даже вымышленных самими скульпторами богов. Их основные противники: царь Порфирион и его приспешники ‒ гиганты с крыльями, птичьими и животными головами, змеями вместо ног.
Что характерно для любого произведения искусства античности и эллинизма, сюжет битвы богов отображает исторические события. Олимпийцы символизировали упорядоченное, справедливое греческое государство, а гиганты ‒ дикие, жестокие и воинственные племена. Олимпийские божества являлись аллегорией на правящую династию.
На Большом фризе изображается более 50 разных образов божеств (высеченных в верхней части полотна) и поровну гигантов (высеченных в нижней части полотна). Такое расположение подчеркивает противоборство жизни смерти, двух миров ‒ божественного и хтонического (рисунок 4).
Рисунок 4. Декор алтаря отображает мифологические сюжеты того времени
Чтобы узнать имя каждого существа на фризе, достаточно заглянуть под ноги фигуре ‒ там будет вырезано изображение или надпись с пояснением.
Распределение образов по всему горельефному полотну следующее:
- На главной, восточной стороне запечатлены олимпийцы.
- На северной стороне высечены божества ночи и созвездий.
- На западной стороне можно увидеть богов воды.
- На южной стороне расположены боги, которым подвластны небеса и светила.
Сюжет композиции можно назвать незавершенным: после победы над хтоническими существами, появляется новая угроза, ‒ стихии грозятся нарушить сложившийся порядок и уничтожить гармонический, правильно построенный мир.
Тематика Малого фриза ‒ повествование о создании самого Пергамского царства царем Телефом. По приданиям, он был сыном самого Геракла. Стиль исполнения очень отличается от Большого полотна. Изображенные фигуры менее экспрессивные и более сосредоточенные, элегичные (мечтательно-меланхоличные), в некоторых местах даже можно увидеть части пейзажей. На некоторых фрагментах можно увидеть самого Геракла и греков, строящих корабль аргонавтов. Традиционная для эллинизма нота неожиданности выдержана в случайно встрече полубога с сыном.
Так в Большом и Малом фризе соприкоснулись основные сюжеты античной и эллинской культуры: закономерность гибели всего злого и господство в мире случайности.
Музей гомосексуальности
Название этого музея сразу вызывает определённое неприятие в силу сложившихся негативных стереотипов, но после его посещения отношение меняется. В единственном в мире подобном музее представлены доказательства проблемы физиологической трансформации, возникающей в результате генетического сбоя. Экспонаты музея прослеживают историю гомосексуалистов, бисексуалов, транссексуалов, квиров и интерсексов. Среди экспонатов есть фотографии – свидетельства смены пола – превращение мужчины в женщину и наоборот. Присутствуют документы, рассказывающие о преследовании секс-меньшинств национал-социалистами. Вызывают сочувствие отражённые на плакатах трагические судьбы 24 евреев, страдавших от своей нетрадиционности и пытавшихся донести свою боль через литературные произведения.
Примером этого являются лесбиянка Эрика Манн, дочь известного писателя Т. Манна; мастер пантомимы, актёр Рэймондс, который до сих пор жив. Знаменитая Марлен Дитрих не скрывала своих мужских наклонностей, несмотря на традиционные браки. Их судьбы также отражены в экспонатах музея. Особый интерес и понимание возникают при посещении выставки художника ГДР Хасса, главной темой картин которого стала собственная нетрадиционность. Глядя на его автопортрет, изображающий одухотворённого, прекрасного юношу, понимаешь, что он не виноват в своих наклонностях и по-другому начинаешь относиться к таким людям. Но не стоит это деликатное отклонение делать объектом всеобщего внимания и публичности, предметом пропаганды, как это происходит сейчас в Европе.
Адрес: Luetzowstrasse, 73.
Открыт для посещений: ср.-пятн., воскр.-пон. – с 14.00 до 18.00, сб. – до 19.00,; вых. – вторник.
Что посмотреть в Пергамоне
Три главных экспоната, представляющие нам древнюю монументальную архитектуру (честно говоря, ни в одном музее мира ничего подобного не видела!) в Пергамском музее:
- Пергамский алтарь
- Ворота Иштар
- Ворота Милетского рынка
Пергамский алтарь, или алтарь Зевса
Алтарь, посвященный Зевсу, был построен во II веке до н.э. на территории нынешнего турецкого города Бергама. Строительство алтаря велось при царе Эвмене II в первой половине II века до нашей эры на холме Пергамского замка, в Пергамоне создана его реконструкция с оригинальными фризами, под этот монументальный памятник был возведен отдельный зал (с его проектирования и началось строительство музея). Масштаб, конечно, впечатляет: ширина алтаря 35,64 метра, глубина — 33,40 метра. Лестница, ведущая к алтарю по ширине 20 метров.
В основаниях алтаря — горельефы. С одной стороны — мифический основатель Пергама Телепос (сын Геракла), с другой — битва гигантов против греческих богов.
Аксакал среди гигантов, Алкионей и Афина:
Ворота Иштар
Вавилонские Ворота Иштар, часть улицы, по которой шли процессии к воротам и фасад тронного зала Навуходоносора II являются особыми достопримечательностями. Ворота Иштар — памятник архитектуры, который относят к 605-562 гг. до н.э. Сейчас на месте древнего Вавилона находится центральный Ирак. Масштабные раскопки были начаты немецкими археологами в конце XIX века.
Сами ворота украшены животными: быками (символ бога Адада) и мифическими сиррушами (символ бога Мардука).
Все эти архитектурные объекты с изображениями, символизирующими вавилонских богов, создавались из глазурованного кирпича.
Лев (а точнее, львы), символ богини Иштар, украшает улицу процессий, ведущую к воротам. Таким образом в экспозиции музея реконструирован довольно большой участок Вавилона, дающий представление о размахе замысла Навуходоносора II, осознававшего, насколько ему удалось потрясти всех, въезжавших в город по этой дороге:
Каждые 10-15 лет на глазурованных поверхностях появляются признаки гниения.
Ворота Милетского рынка
Ворота Милетского рынка — памятник архитектуры II века нашей эры. Древний город Милет находился на побережье Эгейского моря, на территории современной Турции.
Особенностью стиля Милетских ворот является сочетание архитектурных элементов, свойственных и грекам, и римлянам: арки и пропилон с колоннами. Ворота были частью южной агоры Милета. Предположительно, этажи были заполненными скульптурами, увы, не дошедшими до наших дней.
Помимо этих огромных и вызывающих всеобщий интерес экспонатов в Пергамском музее можно увидеть экспонаты с раскопок шумерской, вавилонской и ассирийской цивилизаций: рельефы, культовые, ювелирные изделия и предметы быта.
В настоящее время в музее проходит реконструкция, которая должна закончиться к 2023 году, но экспозиция частично открыта: можно увидеть все шедевры, за исключением Пергамского алтаря, именно в том зале сейчас проходят работы.
Пергамский музей
Двухэтажный Пергамский музей – сооружение неоклассического стиля, украшенное композициям дорических колонн на фасаде, возведено в 1930 году. Его назвали именем бесценной находки археологов – Пергамского алтаря Зевса, обнаруженного при строительстве инженером Карлом Хуманом на земле бывшего Пергамского царства в Турции. В древнем мире алтарь с горельефным изображением битвы Зевса с Титанами на фризе считался чудом света. Сегодня – это ценнейший экспонат музея, датируемый 180-160 годами до нашей эры. Для монументального алтаря с колоннадой, расположенного на 120-метровом фризе, специально проектировали огромный зал. Три музейных крыла отведены собраниям:
- демонстрирующим предметы античного искусства Греции и Рима. Поражает вид Милетских ворот, строившихся древними римлянами в I веке нашей эры. Глядя на античные скульптуры, художественные полотна, мозаики и сокровища Трои, словно попадаешь на тысячелетия в прошлое
- представляющим культуру Азии с 200 экспонатами, найденными в Анатолии, Месопотамии, Сирии. Прогуливаясь вдоль Вавилонских ворот, посвященных богине Иштар, поражаешься масштабной кирпичной арке со стенами. Ворота колоритно выделяются покрытием, украшенным разноцветной глазурью, орнаментами и золотистыми рельефными изображениями животных
- раскрывающим богатое исламское искусство с предметами VII-XIX столетий, коллекцией ковров и фризом XVIII века с ажурной резьбой по камню, служившим декором дворца Мшатту. Интересный экспонат – Алеппская комната с росписями по деревянным панелям
В 2011 году в комплексе Пергамона открылась панорама, переносящая зрителей в гущу жизни горожан древнего Пергама II столетия до нашей эры.
Новый музей
Новый музей, созданный в 1855 году, сильно разрушили бомбардировками во Вторую мировую войну. Недавно он был восстановлен из руин в облике, максимально похожем на первозданный оригинал. Идентичность прослеживается на фасадах и внутри: в конструкции зальных сводов, мозаиках на полу и росписях. В возрожденном музее, раскрывшем свои сокровища экскурсантам в 2009 году, можно часами ходить по Египетскому музею и Музею доисторического периода и ранней истории, поражаясь уникальности подлинных историко-культурных предметов.
Египетская коллекция переносит во времена Древнего Египта 1500-500 годов до нашей эры, поражая сотней скульптур и бюстов фараонов, видом их гробниц и мумий. По статуэткам простых людей и предметам быта, маскам и одежде жрецов воссоздается картина жизни и верований древних египтян. Особо интересен Египетский двор, приподнятый с цокольного этажа до первого. В нем, словно парящем над другими залами, находится галерея портретов семейства фараона Эхнатона: его дочерей и супруги. Жемчужиной египетского собрания стал бюст Нефертити, созданный в XIV веке до нашей эры, найденный при раскопках в Тель-эль-Амарны.
В одном из залов размещены фрагменты древних стен с изображением иероглифов и рисунков, дающих представление об архитектуре Древнего Египта. Интерес представляют деревянные лодки, в которых плавали в эпоху фараонов в 3200—2240 годах до нашей эры. Вызывает удивление собрание древних папирусов с изящными рисунками и письменами. Размеры некоторых письмен настолько длинные, что достигают нескольких метров.
Музей доисторического периода и ранней истории собрал более 6 тысяч экспонатов с эпохи палеолита до Средневековья, найденных на территориях Европы и Азии. Тематические залы воссоздают эпизоды из жизни неандертальцев и кроманьонцев, показывая сцены охоты, быта, орудия труда. Один из залов иллюстрирует сюжеты германской и скандинавской мифологии, в остальных экспозициях — находки с Кипра, Древней Этрурии, культурное наследие древних греков и римлян.
В античной коллекции представлен обширный спектр предметов искусства и быта. Здесь выставлены: бюст греческого философа Сократа, галерея бюстов римских философов, изваяния богов, бронзовые предметы быта и ювелирные украшения, вазы, изделия из стекла и слоновой кости, музыкальные инструменты уникальной формы.
Самый таинственный затемненный зал отведен для уникального экспоната — Берлинской Золотой шляпы, созданной во времена прокельтской цивилизации в 1000—800 годах до нашей эры. Высочайшая в мире 88- сантиметровая шляпа выполнена из листового золота с изображением неизвестных знаков. Одни исследователи предполагают, что шляпа служила головным убором жрецов при погребальных обрядах, другие считают ее календарем древних кельтов. История шляпы остается загадкой для ученых.
Музей ГДР
Этот музей можно назвать музеем истории немецкого социализма, потому что его экспозиции полномасштабно иллюстрируют образ жизни демократической республики в течение 40 лет. Педантичные немцы не стали брезгливо отказываться от него после объединения с ФРГ, и в 2006 году по инициативе дальновидного политолога Канцельманна на берегу Шпрее открылся вышеназванный музей. Он оказался очень востребованным у восточных и западных немцев, как и у туристов из других стран. Музей существует только на средства, полученные от посещений и от продажи сувениров. Если учесть, что со дня открытия он сумел расшириться вдвое, то можно убедиться в большой популярности заведения.
Здесь скурпулёзно воссозданы все стороны жизни государства: семейный быт, культура, искусство, политика, промышленность, юриспруденция, мода, экономика, идеология. В экспозициях представлены предметы одежды, посуды, спиртные напитки, литература того периода, журналы, газеты – всё то, что окружало восточных немцев. В музее разрешается трогать экспонаты руками, открывать шкафчики, рассматривать содержимое. Даже можно посидеть за рулём уникального автомобильчика «Трабант» (Спутник), похожем на детскую игрушку. Такие авто производили на заводах Horch. Туристам предлагается огромное число сувениров.
Стоимость билетов: взр. – 6 евро, дет. – 4.ФС
Часы работы: ежедневно – 10.00-20.00, сб – до 22.00.
Пергам: Родина многих цивилизаций и историческое наследие Турции
Пергам был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году с его выдающейся исторической ценностью. Предыстория Пергама восходит ко второму тысячелетию до нашей эры, когда стойкий древний город пережил персидское господство и завоевание Александра Македонского. В эллинистический период он стал столицей Пергамского царства при династии Атталидов в 281-133 годах до н. э. Атталиды превратили его в один из главных культурных центров греческого мира во время своего правления.
Многие остатки его впечатляющих памятников все еще можно увидеть, особенно выдающийся шедевр Пергамского алтаря Зевса. Это сооружение имеет около 35 метров в ширину и 33 метра в глубину; одна только парадная лестница имеет почти 20 метров в ширину. Основание украшено фризом с высоким рельефом, изображающим битву между великанами и олимпийскими богами, известными как Гигантомахи. Второй, меньший и менее хорошо сохранившийся горельефный Фриз находится на внутренних стенах двора, которые окружают собственно огненный алтарь на верхнем уровне строения в верхней части лестницы.
шедевр Пергамского алтаря Зевса, оригинал храниться в музее в Берлине
Еще один древний памятник, который обязательно привлечет ваше внимание, — это Асклепион, знаменитый древний медицинский центр римского мира. В период своего расцвета центр располагал банями, храмами, театром, библиотекой, лечебными центрами и уборными
Асклепион, знаменитый древний медицинский центр римского мира
В римский период Пергам сохранял свое значение и становился все более развитым, вскоре став одним из крупнейших городов провинции и имея около 200 000 жителей. С разделением Римской Империи в конце IV века н. э. Пергам стал частью византийского царства. С тех пор город со временем стал менее значимым, однако здесь была установлена резиденция епископа и возведено несколько церквей.
Храм Траяна в древнем городе Пергам, Бергама, Турция.
Некоторые колонны до сих пор стоят среди руин Пергама, Бергамы, Турции.
Безголовую бронированную статую Траяна можно увидеть в храме Траяна в Пергаме.
В начале XIV века н. э. Пергам был завоеван сельджуками, а затем поглощен Османской империей. После прихода Османов Пергам пережил еще одну культурную перестройку, которая особенно ярко проявилась на Бакырчайской равнине. В этот период Пергам был обеспечен всеми необходимыми городскими сооружениями, включая мечети, бани, мосты, ханы, крытые базары и арасты (османские рынки), а также водопроводные системы, перекрывающие слои римских и византийских поселений.
Безголовую бронированную статую Траяна можно увидеть в храме Траяна в Пергаме
«Пергам-это свидетельство уникального и целостного эстетического достижения цивилизаций. Он включает в себя эллинистические, римские, византийские и османские структуры, отражающие язычество, христианство, иудаизм и Ислам, сохраняя их культурные особенности в пределах исторического ландшафта”, — говорится на сайте ЮНЕСКО.
В Пергамском музее можно увидеть множество древних напольных мозаик.
Достопримечательности Пергамон-музея
Античное собрание
Коллекция, которую начали собирать еще прусские курфюрсты, объединяет бесценные шедевры древнегреческого, древнеримского, кипрского и этрусского искусства.
Самым знаменитым экспонатом является, несомненно, 113-метровый алтарь из города Пергам, давший название музею. На мраморном пьедестале алтаря, построенного в период с 180 по 159 гг. до н.э., изображена битва греческих богов с гигантами. Считается, что алтарь был широко известен в эпоху Античности и даже упоминается в «Откровениях Иоанна Богослова». В XIX в. он был обнаружен инженером Хуманом во время инженерной разведки при строительстве дорожного полотна в Малой Азии. Величественный алтарь был вывезен из Германии после войны и выставлялся в Государственном Эрмитаже до 1958 г., когда генсек Никита Хрущев жестом доброй воли вернул архитектурный памятник в Берлин.
Музей переднеазиатского искусства
Венцом коллекции, знакомым практически каждому по школьным учебникам истории, является реконструкция Вавилонских Ворот, посвященных богине Иштар. Гигантская кирпичная арка, покрытая синей, желтой и белой глазурью, стояла на выходе из города на Дорогу Процессий. Ворота богато украшены барельефами с изображением львов, быков и мифических животных сиррушей. В различных музеях мира хранятся фрагменты и скульптурные изображения с оригинальных ворот, датируемых 575 г. до н.э. До 2004 г. в Ираке существовала реплика ворот, однако она была разрушена во время военного конфликта.
Другими всемирно известными экспонатами коллекции являются остатки Вавилонской башни, храмов шумерского города-государства Урука и фрагменты тронного зала вавилонского царя Навуходоносора II.
Музей исламского искусства
В данном корпусе собраны художественные ценности исламских народов, проживавших на обширной территории от Индии до современной Испании, за период с VIII по XIX вв. Очень интересен отдел, знакомящий посетителей с миниатюрами эпохи Империи Великих Моголов, искусством персидского каллиграфического письма и изделиями мусульманских ткачей.
Особенной привлекательностью для туристов отличается орнаментальный рельефный фриз, подаренный османским султаном прусскому кайзеру Вильгельму II в 1903 году. Фриз украшал дворец Мшатты, построенный в VIII в. вблизи от современной столицы Иордании одним из халифов династии Омейядов. Одна из башен была разрушена в результате прямого попадания бомбы в здание Музея во время войны.
Выводы
Пергамону неоспоримо принадлежит ведущее место в ряду всемирно знаменитых музеев. Богатейшее собрание античных древностей на континенте делает Пергамон обязательным для посещения во время визита в Берлин. Многие экспонаты музея входят в золотой культурный фонд человечества
Обратите внимание, что знаменитый Пергамский алтарь будет закрыт для посещения в связи с реставрацией в период с 29 сентября 2014 г. до, предположительно, 2019 г
Жандарменмаркт — самая красивая площадь Берлина
Свернув с Унтер ден Линден, мы миновали приземистый, с шароподобным куполом собор св. Ядвиги (он был построен по «мотивам» римского Пантеона)
Собор св. Ядвиги
и вышли на одну из красивейших берлинских площадей – Жандарменмаркт — прямоугольник, с театром в центре и двумя церквями-близнецами по краям. Одна из церквей называется Французской, она была построена для французов-гугенотов, вынужденным покинуть родину. Напротив Французской стоит Немецкая лютеранская церковь.
Жандарменмаркт
Памятник Шиллеру
На краю площади в одном из кафе мы перекусили. И отправились на Александерплац.
Остаток вечера был отдан шопингу, весьма поверхностному. А в 9 вечера мы загрузились в поезд Париж – Москва и отправились на восток.
В путешествии поездом есть много неудобств. Неудобны и тесны европейские купе с тремя полками одна над другой, распахивающиеся в коридор двери. Помимо этого поезд Париж-Москва еще и очень неудобно прибывает. На Белорусский вокзал мы приехали в час ночи, так что пришлось брать такси. И на следующее утро идти на работу не выспавшись.
Но что такое мелкие бытовые неудобства по сравнению с приобретенными впечатлениями! Про недосып забыто. Остались воспоминания о красоте. Остался новогодний Париж, и Баварские замки, заснеженные Альпы, гладь Женевского озера, вечерняя Женева с увлекательным рассказом, зачарованный Люцерн и Цюрих на фоне дождя. И берлинский Пергамон, конечно, тоже
Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:
- авиабилеты — Aviasales
- отели — Booking и Hotellook
- туристическая страховка — Cherehapa
- такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
- прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
- экскурсии — Tripster и Sputnik
Пергамский алтарь
Западный фасад алтаря. Целиком сфотографировать его в музее вряд ли получится даже на широкоугольный объектив!
Пергамский алтарь — знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту своего создания — городу Пергаму в Малой Азии.
Алтарь был возведён в честь победы, одержанной пергамским царём Атталом I над варварами-галлами, вторгшимися в страну в 228 году до н. э. Именно после этой победы Пергамское царство перестало подчиняться империи Селевкидов, а Аттал провозгласил себя независимым царём.
Битва с гигантами
Основная тема рельефных изображений — битва богов с гигантами. Считается, что алтарь был посвящён Зевсу. Но по немногочисленным сохранившимся надписям его принадлежность нельзя реконструировать точно.
Нерей, Дорида и Океан
За прошедшие тысячелетия алтарь подвергся разрушениям: его фрагменты оказались погребёнными в земле или встроенными в другие сооружения. В 713 году город был разрушен арабами. Когда в Средневековье город постигло землетрясение, алтарь, как и многие другие сооружения, оказался погребённым под землёй.
В XIX веке турецкое правительство пригласило немецких специалистов на строительство дорог: с 1867 по 1873 годы работами в Малой Азии занимался инженер Карл Хуман. Он обнаружил, что в Пергаме ещё не проводились полноценные раскопки, хотя находки могут представлять чрезвычайную ценность. В 1878 году директор берлинского Музея скульптуры обеспечил финансовую поддержку раскопок, Хуман получил официальное разрешение османской стороны, а все находки перешли в собственность Германии.
План-реконструкция пергамского алтаря
После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 года он хранился в Эрмитаже, где в 1954 году для него был открыт специальный зал, и алтарь стал доступен посетителям. Но в 1958 году алтарь был возвращён Германии.
В сентябре 2014 года зал с Пергамским алтарём закрыли на ремонт. Он вновь будет открыт для посещения только в 2019 году.
История
Первое здание Пергамского музея
Первое здание Пергамского музея было построено в
1897—1898 гг. и было торжественно открыто для доступа публики
в 1901 г. В световом дворе музея разместились произведения
древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии на Меандре.
Pergamon museum — Wugging Gavagai @ Flickr
После сноса первого здания Пергамского музея в 1908 г. все
пергамские художественные ценности до возведения нового здания
размещались в восточном колонном зале
Нового музея.
Второе здание Пергамского музея
Поскольку обнаруженные при раскопках в
Вавилоне, Уруке, Ашшуре и
Египте монументальные экспонаты не могли достойно разместиться
в первом построенном здании музея, у которого к тому же вскорости
обнаружились строительные дефекты фундамента, для решения вопросов,
связанных с возведением нового здания на том же месте, в
1905 г. был назначен новый генеральный директор Королевских (а
с 1918 г. — Государственных) музеев, а в 1906 г. к
работе был привлечён Вильгельм фон Боде. Помимо коллекции античной
архитектуры в северном корпусе нового здания музея предполагалось
разместить послеантичное искусство Германии из Немецкого музея, а в
южном — отдел переднеазиатского искусства. В соответствии с
изменениями в плане от 1927 г. здесь же должна была обрести
своё место и коллекция исламского искусства.
my favorite piece of art there — Wugging Gavagai @ Flickr
В 1907 г. Альфред Мессель приступил к проектированию
монументального здания из трёх корпусов в строгом неоклассицистском
стиле. После смерти Месселя в 1909 г. работы продолжил его
близкий друг Людвиг Хофман, занимавший административную должность в
правительстве Берлина по вопросам строительства. В 1910 г.
начались строительные работы, которые остановили Первая мировая
война, революция 1918 г. и инфляция 1922—1923 гг. Лишь к
1930 г. строительство музейного здания было закончено, и
четыре музея в его стенах открыли свои залы для публики.
Pergamon Museum — Wugging Gavagai @ Flickr
Вторая мировая война и её последствия
Пергамский музей серьёзно пострадал во время воздушных налётов
на Берлин. Многие экспонаты были перевезены в более безопасное
место, монументальные вещи были укреплены. В 1945 г. большая
часть фондов музея была вывезена советскими офицерами по защите
художественных ценностей в восточную часть Берлина для отправки в
будущий Музей Победы имени Иосифа Сталина. Лишь в
1958 г. музейные фонды вернулись в Германскую Демократическую
республику, но не полностью. До настоящего времени значительная
часть коллекции вопреки принципам международного права хранится в
запасниках
Пушкинского музея в
Москве и Эрмитажа в
Санкт-Петербурге. Возврат этих художественных ценностей, в том
числе знаменитого «клада Приама», урегулирован официальным
договором, заключённым между РФ и
ФРГ в 1990 г., однако его исполнению препятствует
Государственная Дума и музейные чиновники России.
История
Местность, называемая сегодня Музейным островом, в XIII столетии представляла настоящее болото. Через два века от излучины реки Шпрее проложили несколько каналов, осушив болотистый участок. В XIX столетии мысли про создание на этом месте культурного центра Берлина завладели императором Вильгельмом II, правящим страной. Он поддержал предложенный ученым-археологом Алоисом Хиртом план по строительству на острове галереи, где следовало выставить на обозрение людей собранные при археологических раскопках артефакты и творения современного искусства.
Начало было положено возведением Старого музея, открывшего свои запасники горожанам в 1830 году. Через 29 лет состоялось открытие Нового музея, а в 1876 году посетители увидели живописные шедевры в Старой Национальной галерее. В начале ХХ столетия грандиозная культурная стройка продолжилась. До острова протянули мост Монбижу, а к музейному комплексу прибавилось строение музея, позднее названного именем искусствоведа Боде. 1930 год ознаменовался празднованием столетнего юбилея основания Музейного острова с презентацией музея Пергамон. С тех пор любители искусства называют столицу Германии «Афинами на Шпрее».
Театр и библиотека Пергама
В Пергаме был амфитеатр, который мог вместить 50 000 человек
Хорошо сохранившийся Пергамский театр восходит к эллинистическому периоду и имеет 78 рядов сидений. На высоте 36 метров он является самым крутым из всех древних театров. Зона отдыха (койлон) разделена горизонтально двумя дорожками, называемыми диазоматами, и вертикально лестницами шириной 0,75 метра на семь секций в нижней части театра и шесть в средней и верхней секциях.
Пергамская библиотека была второй по величине в древнегреческом мире после Александрийской библиотеки и содержала по меньшей мере 200 000 свитков. Однако местонахождение здания библиотеки точно неизвестно. Построенный Евменом II между 220 и 159 годами до н. э. и расположенный в северной части Акрополя, он стал одной из самых важных библиотек в древнем мире. Библиотека состояла из четырех комнат, самая большая из которых была главным читальным залом, уставленным множеством полок. В главном читальном зале стояла трехметровая статуя Афины, сделанная по образцу ее статуи в Парфеноне.
Из театра древнего города Пергама открывается вид на городской пейзаж.
Эллинистический театр в Верхнем Акрополе Пергама в Турции является самым масштабным театром древнего мира.
Музей эротики
Этот частный музей открыла женщина – единственный в прошлом каскадёр Германии женского пола, бывший пилот Люфтваффе Беата Узе, оставшись без работы после краха гитлеровских войск. Рискованная дама решилась открыть первый в мире магазин эротических принадлежностей и добилась немалых успехов на этом поприще, за что была награждена в 1989 году федеральным крестом за вклад в дело сексуального просвещения. Из одного секс-шопа выросла огромная империя заведений эротической направленности: спецмагазины, кинотеатры для взрослых, торговая интернет-сеть. Музей занимает 4 этажа, на которых расположены секс-шоп, 3 кинозала для взрослых с индивидуальными видеокабинками, экстравагантные экспонаты (более 5000). Среди них картины, панели, гобелены откровенно эротического содержания, предметы посуды с рисунками сексуальной тематики, всевозможные эротические атрибуты. Ставя цель просвещения и обучения, музей разместил диорамы с наглядным объяснением разновидностей сексуального влечения.
Адрес: Joachimstaler St. 4
Открыт: понедельник-суббота, с 9 утра до 12 ночи, воскр. – с 11.00 до 00.00.
Цена билета: от 18 лет – 9 евро, парный – 16.
Что посмотреть
По Пергамскому музею можно бродить целый день. Начните осмотр с постоянной выставки одного из самых значимых в мире собраний искусства Древней Греции и Древнего Рима. Его жемчужина — пергамский алтарь 180-160 годов до нашей эры, самостоятельное сооружение в древнем городе Пергаме (ныне территория Турции). Восстановлена была только половина алтаря и его широкая 20-метровая лестница, но и в таком виде его размеры поражают. Напротив алтаря находятся Ворота милетского рынка — яркий пример римской архитектуры 1 века.
В коллекции искусства Передней Азии более 270 тыс. экспонатов из Месопотамии, Сирии и Анатолии, возраст некоторых из них достигает 6000 лет. Самые замечательные артефакты — знаменитые Ворота Иштар и Дорога процессий из Вавилона 6 века до н. э. и глиняные таблички с клинописью из шумерского города Урука, которые датируются 4 тысячелетием до н. э.
В собрании исламского искусства представлены артефакты 7-19 веков н. э., в том числе грандиозный каменный фриз 8 века, украшавший дворец Мшатту в пустыне Иордании, длина которого составляет 33 м, а высота — 5 м. Еще один бриллиант коллекции — Алеппская комната 17 века из Сирии, декорированная расписными деревянными панелями.
Музей Пергамон