Альтамира (пещера)

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b A. WG Pike et al., «Датировка палеолитического искусства в 11 пещерах в Испании серии U», Science 336, 1409 (2012), DOI : 10.1126 / science.1219957. «Мы представляем даты нарушения равновесия урановых рядов отложений кальцита, лежащих поверх или подстилающих предметы искусства, найденных в 11 пещерах, включая объекты Всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Альтамире, Эль-Кастильо и Тито Бустильо, Испания. Результаты показывают, что традиция украшения пещер восходит, по крайней мере, к периоду раннего ориньяка, с минимальным возрастом 40,8 тысячи лет для красного диска, 37,3 тысячи лет для ручного трафарета и 35,6 тысячи лет для символа в форме ключицы. минимальный возраст показывает, что либо пещерное искусство было частью культурного репертуара первых анатомически современных людей в Европе, либо, возможно, неандертальцы также занимались росписью пещер ». Таблица 1: Возраст скорректирован на наличие детрита с использованием предполагаемого 232 Th /238 U активность1,250 ± 0,625 и 230 Th / 238 U и 234 U / 238 U в равновесии.
  2. ^ «Открытие Альтамиры» . Национальный музей и центр исследований Альтамиры . Проверено 25 сентября 2018 года .
  3. Буш, Саймон (28 февраля 2014 г.). «Доисторические рисунки в пещере Альтамира в Испании открыты для немногих счастливчиков» . Кабельная сеть новостей . Проверено 19 декабря 2016 года .
  4. ^ «Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании» . ЮНЕСКО . Проверено 30 декабря 2016 года .
  5. ^ Ян Чилверс, изд. (2004). «Альтамира». Краткий Оксфордский словарь искусств (3-е изд.). : Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 0-19-860476-9.
  6. ^ Verkaar, ELC (19 марта 2004). «Материнская и отцовская линии в скрещивающихся видах крупного рогатого скота. Имеет ли Wisent гибридное происхождение?» . Молекулярная биология и эволюция . 21 (7): 1165–1170. DOI10.1093 / molbev / msh064 . PMID 14739241 . Проверено 31 декабря 2012 года .
  7. ^ a b Консультации по путешествиям; Современная копия древних мастеров , The New York Times , 4 ноября 2001 г.
  8. Грей, Ричард (5 октября 2008 г.). «На создание доисторических наскальных рисунков ушло до 20 000 лет» . Дейли телеграф . Архивировано из оригинального 18 октября 2014 года . Проверено 1 сентября 2017 года .
  9. ^
  10. ^ «Испания вновь откроет доступ к доисторическим наскальным рисункам <Новости Испании | Expatica Spain» . Архивировано из оригинала на 2011-09-17 . Проверено 9 июня 2010 .
  11. ^ Visita ла Куэва де Альтамира
  12. ^ Песни для дьявола и смерти | Circle Six Архивировано 2 августа 2012 года в Archive.today.
  13. Гомес, Хавьер (1 января 2008 г.). «Los 12 Tesoros de España, resultados Definitivos y ganadores» . Sobre Turismo (на испанском языке) . Проверено 24 сентября 2018 года .
  14. ^ «Альтамира» . Фильм Музыкальный сайт . Проверено 25 мая 2019 .

Работы Альтамиры

Обзор одного из полихромных зубров Альтамиры, опубликованный Э. Картальяк и Х. Брей в 1906 году в « Пещере Альтамира в Сантильяне, недалеко от Сантандера (Испания)».

Пещера Альтамира длиной 270 метров относительно небольшая. Он имеет простую структуру, состоящую из галереи с редкими разветвлениями. Можно выделить три области:

  • первый, образованный обширным вестибюлем, освещенным дневным светом, был привилегированным местом обитания с начала верхнего палеолита;
  • вторая — большая комната, известная своими полихромными картинами  ;
  • наконец, в остальной части полости есть комнаты и коридоры, также отличающиеся менее зрелищными художественными проявлениями.

Внешний вид Большого Зала бизонов сильно изменился с тех пор, как Мария Саутуола впервые его увидела. Его длина по-прежнему составляет 18 метров, а ширина — 9 метров, но его первоначальная высота (от 1,10 до 1,90  м ) была увеличена за счет понижения уровня земли, чтобы облегчить изучение картин.

Наиболее представленное животное — степной зубр . Композиция насчитывает 16, различающихся по размеру, осанке и технике изготовления. Их сопровождают лошади, олени, два кабана (редкое животное в палеолитическом искусстве), а также различные знаки, в том числе тектиформы . Художники Альтамиры с самого начала находили решения различных технических проблем, связанных с пластическими изображениями, включая анатомический реализм, объем, движение и полихромию.

Буйвол в потолке пещеры.

Ощущение реализма достигается за счет использования естественных рельефов потолка пещеры, которые создают иллюзию объема, а также благодаря ярким цветам (красный, черный, желтый, коричневый), которые покрывают внутренние поверхности животных и благодаря технике рисунка и гравировки, разграничивающей контуры предметов.

«Свернувшийся калачиком бизон» — одна из самых выразительных и вызывающих восхищение картин во всей композиции. Он проводился на одной из проекций потолка. Художник умел разместить изображение зубра, свернув его калачиком, согнув ноги и заставив опустить голову вниз. Все это свидетельствует о натуралистической наблюдательности художника и огромной выразительной силе композиции.

«Большая лань», самая крупная из представленных предметов, достигает 2,25  м в длину. Это свидетельствует о большом техническом мастерстве. Стилизация конечностей конечностей, четкость гравированной линии и хроматическое моделирование придают ему большую реалистичность. Однако он демонстрирует некоторую деформацию из-за своего слегка тяжелого клюва. Это, несомненно, связано с слишком близкой близостью художника к стене. Под шеей лани небольшой зубр с черной полосой.

«Охристый конь», расположенный на одном конце потолка, был интерпретирован Х. Брейлем как один из древнейших сюжетов композиции. Этот тип лошади, должно быть, относительно часто появлялся на кантабрийском карнизе; он также представлен в пещере Тито Бустильо , обнаруженной в 1968 году в Рибадеселле . По своему стилю он напоминает то, что изображено в пещере Лос-Касарес.

Знаменитые наскальные рисунки

Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.

Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.

Быки пещеры Альтамира

В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.

Капова пещера

С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.

Петроглифы — писаницы или наскальные изображения

Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.

Пещера Коске

На побережье Средиземного моря недалеко от Марселя находится еще одно место, где можно увидеть рисунки, выполненные художниками древности. Необычную пещеру в 1985 году обнаружил дайвер Анри Коске, в честь которого и было названо это уникальное место.

В наши дни побывать внутри пещеры Коске под силу не каждому – вход располагается глубоко под водой. Каждому, кто хочет увидеть рисунки, придется преодолеть 137-метровый тоннель. Сам Анри Коске смог добраться до наскальной живописи только спустя шесть лет после открытия пещеры. В 1992 году тут погибли дайверы-любители, после чего вход ограничили. Погружаться в Коске рекомендуют только с опытным инструктором.

Наскальная живопись

Археолог-любитель продолжил изучать удивительное место. Оказалось, что в пещере есть залы с рисунками животных и геометрическими фигурами, а в земле рядом с находками была обнаружена охра, которую древние художники могли использовать в работе. Получается, что люди, населявшие планету более десяти тысяч лет назад, были искусными художниками и могли виртуозно сохранять сцены из жизни на стенах жилища.

Археолог подготовил рукопись, в которой подробно рассказал о своих находках. Результаты исследований Марселино отправил в журнал «Материалы по естественной истории человека». Это французское издание как раз публиковало статьи на подобные темы. Вот только находки восприняли неоднозначно.

Несколько лет спустя пещеры с похожими наскальными рисунками были найдены и в других странах. Только после смерти археолога все обвинения в фальсификациях с него были сняты. Ученые всего мира признали, что заблуждались и все обнаруженные в пещере 150 рисунков действительно выполнены нашими талантливыми предками.

Какие картины из жизни пытались сохранить художники каменного века? Обычно они рисовали животных в движении. Есть в пещере изображения бизонов, оленей и лошадей. Тут можно увидеть и людей, но они изображены схематически, не так детально, как звери. Картины в этой пещере объемные – древние художники старались сделать их реалистичными, в чем им на руку играл необычный рельеф стен и потолка.

Кроме того, большего эффекта удалось достичь с помощью особых приемов, например, виртуозной игры с цветами и их оттенками. Палитра древних мастеров состояла из охры, марганца, каолина и гематита. Приемы, которые были на вооружении у талантливых художников, были заново открыты импрессионистами только в 19 веке.

Ссылки [ править ]

  1. ^ A. WG Pike et al., «Датировка палеолитического искусства в 11 пещерах в Испании серии U», Science 336, 1409 (2012), DOI : . «Мы представляем даты нарушения равновесия урановых рядов отложений кальцита, лежащих над или подстилающих предметы искусства, найденных в 11 пещерах, включая объекты Всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Альтамире, Эль-Кастильо и Тито Бустильо, Испания. Результаты показывают, что традиция украшения пещер восходит, по крайней мере, к периоду раннего ориньяка, с минимальным возрастом 40,8 тыс. лет для красного диска, 37,3 тыс. лет для ручного трафарета и 35,6 тыс. лет для символа в форме ключицы. минимальный возраст показывает, что либо пещерное искусство было частью культурного репертуара первых анатомически современных людей в Европе, либо, возможно, неандертальцы также занимались росписью пещер ». Таблица 1: Возраст скорректирован на детрит с использованием предполагаемого 232 Th /238 U активность1,250 ± 0,625 и 230 Th / 238 U и 234 U / 238 U в равновесии.
  2. . Национальный музей и центр исследований Альтамиры . Проверено 25 сентября 2018 года .
  3. Буш, Саймон (28 февраля 2014 г.). . Кабельная сеть новостей . Проверено 19 декабря 2016 года .
  4. . ЮНЕСКО . Проверено 30 декабря 2016 года .
  5. Ян Чилверс, изд. (2004). «Альтамира». Краткий Оксфордский словарь искусств (3-е изд.). : Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 0-19-860476-9.
  6. Verkaar, ELC (19 марта 2004). . Молекулярная биология и эволюция . 21 (7): 1165–1170. DOI . PMID .
  7. ^ , The New York Times , 4 ноября 2001 г.
  8. Грей, Ричард (5 октября 2008 г.). . Дейли телеграф . Архивировано из 18 октября 2014 года . Проверено 1 сентября 2017 года .
  9. . Архивировано из на 2011-09-17 . Проверено 9 июня 2010 .
  10. августа 2012 г. в archive.today.
  11. Гомес, Хавьер (1 января 2008 г.). . Sobre Turismo (на испанском языке) . Проверено 24 сентября 2018 года .
  12. . Фильм Музыкальный сайт . Проверено 25 мая 2019 .

Пещера Шове

Самые древние наскальные рисунки в мире обнаружены в пещере на юге Франции в 1994 году – их возраст около тридцати тысяч лет. Эта находка стала сенсацией в научном мире. Раньше ученые полагали, что искусство развивалось от примитивных форм к сложным. Однако более 300 изображений, найденных в пещере Шове, опровергли эту теорию.

По мнению исследователей, древний человек, который жил в тот период, был способен нарисовать простейшие вещи – например, линии или точки. Однако вопреки этому древние художники талантливо рисовали животных ледникового периода. Найденную тут живопись по праву считают одной из самых совершенных в эпоху палеолита.

Наскальные рисунки

В Каповой пещере обнаружено двести изображений. Большинство из них нарисовано красным цветом. Древние художники делали охру из пигмента, который содержался в глине. Таким же способом создавали желтый и коричневый. В пещере найдены осколки сосудов из камня и глины, в которых хранились древние краски. На некоторых изображениях также встречается черный цвет. Ученые предполагают, что эта краска была сделана из угля.

Картины располагаются невысоко над землей. Рисунки больших размеров – от 50 сантиметров и более. Изображены в основном животные, при этом все они двигаются в одном направлении. С кем встречаются гости пещеры? Тут живет нарисованный бизон, выставивший вперед рога. Он как будто отражает атаку какого-то неизвестного животного. Недалеко расположился носорог с выгнутой спиной, огромным брюхом и кривым рогом

Внимание сразу привлекает лошадь с растрепанной гривой и немного грустной мордой, которая как будто задумалась о чем-то важном

Самые популярные изображения в пещере – мамонты. Их тут очень много. Вместе со взрослыми мохнатыми животными, которые куда-то бредут, понуро опустив хоботы, идет трогательный малыш – мамонтенок. В пещере есть и другие изображения. В верхнем ярусе исследователи обнаружили нарисованные охрой хижины, треугольники и лестницы.

Ученые долго не могли найти ответ на один вопрос. На стенах пещеры практически нет копоти. Каким образом древние художники рисовали в темноте, если не использовали факелы? Пещера открыла свою тайну любопытным гостям – во время раскопок была найдена специальная жировая лампа.

Кроме рисунков и горшков, в которых художники древности разводили краску, в Каповой пещере исследователи обнаружили черепа, однако скелетов рядом с ними нет. Ученые предполагают, что это место захоронения шаманов. Есть несколько версий, откуда произошло название пещеры. По одной из них, это было святилище, как его еще называли – капище. Тут могли проводить разные обряды, например, посвящать юношей в охотники. По второй версии, свое название удивительное место получило из-за капели, звук которой отчетливо слышен внутри пещеры.

Пещера фигурирует во многих башкирских легендах и преданиях. Считалось, что тут живет дух Урала – огромный всадник на крылатом коне. Удача непременно улыбнется тому, кто его увидит. По другому поверью, в Каповой пещере обитал подземный народ, который хранил золото. У них даже были мельницы, которые работали с помощью подземных рек. Если встретишь хозяина этого народа и окажешь ему какую-то услугу, то тебе в жизни непременно улыбнется удача.

Как добраться до музея

Музей находится в регионе Кантабрия, в городке Сантильяна дель Мар.

На территории музея есть бесплатная охраняемая парковка для автомобилей и автобусов. Парковка открывается по рабочим дням музея в 9:30.

  • Адрес: Avda. Marcelino Sanz de Sautuola s/n, Santillana del Mar (Cantabria)

  • Время работы музея: со вторника по субботу с 9:30 до 20:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (май-октябрь), со вторника по субботу с 9:30 до 18:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (ноябрь-апрель).

  • Стоимость входа: 3€, бесплатный вход по субботам после 14:00 и по воскресеньям целый день

Первобытная «Сикстинская капелла»

Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.

А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»

Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)

Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)

Изображение бизона. (ethnomir.ru)

Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).

Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось

Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях

Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.

Культурное влияние

Современная интерпретация бизона с потолка пещеры Альтамира, одной из самых известных картин пещеры.

Некоторые из полихромных картин в пещере Альтамира хорошо известны в популярной испанской культуре. Логотип, используемый автономным правительством Кантабрии для продвижения туризма в регионе, основан на изображении одного из зубров в этой пещере. Bisonte (по-испански «бизон»), испанская марка сигарет 20-го века, также использовала фигурку бизона в стиле палеолита вместе со своим логотипом.

Испанская комическая серия Altamiro де ла Куэва , созданная в 1965 году, являются следствием известности пещеры Альтамира. Комикс рассказывает о приключениях группы доисторических пещерных людей, изображенных как современные люди, но одетых в кусочки меха, немного похожих на Флинтстоунов .

Песня «The Caves of Altamira» появляется на альбоме 1976 года The Royal Scam джаз-рок-группы Steely Dan , позже исполненная соул-группой Perri.

Современная линия посуды середины 20-го века Primitive, разработанная Виктором Шрекенгостом для американской гончарной компании Salem China , была основана на изображениях охотников на бизонов, оленей и фигурок, изображенных на наскальных рисунках Альтамиры.

Песня «Cuevas de Altamira» (Пещеры Альтамиры) появляется на альбоме 1978 года Cuevas de Altamira симфонической прогрессив-рок-фолк-группы Ibio из Кантабрии.

Знаменитое изображение бизона было использовано для обложки сборника стихов « Песни для дьявола и смерти » шотландского писателя Хэла Дункана .

Главный герой фильма Сатьяджита Рэя « Агантук» был вдохновлен картиной «Бизон», чтобы покинуть свой дом и изучить племенных людей.

В 2007 году пещеры были включены в конкурс « 12 сокровищ Испании» , проведенный вещательными компаниями Antena 3 и COPE .

В 2016 году британский режиссер Хью Хадсон выпустил фильм « Альтамира» («В поисках Альтамиры за пределами Испании») об открытии пещер с Антонио Бандерасом в главной роли и на музыку Марка Нопфлера, выпущенный для альбома саундтреков « Альтамира» .

Описание внутреннего устройства

Древним охотникам пещера Альтамира служила одновременно убежищем и территорией для захвата. 13000 лет назад вход обрушился, и это помогло сохранить все наскальные рисунки практически в неизменном состоянии. Полость имеет 270 метров в длину и представляет собой коридор с многочисленными ответвлениями, заканчивающийся еще одной тесной галереей.

Пещера Альтамира

Температура и влажность воздуха в пещере на протяжении года остается практически неизменной — 13-14С и 94-97% соответственно. Изучение состава пещерных пород было проведение на основе куска от потолка, после чего были созданы две реплики для крупных музеев.

В настоящее время пещеру условно делят на несколько зон, таких как фойе, большой зал, игровая комната и прочие.

Виды изображенных животных

Художники древности рисовали и тех животных, на которых умели охотиться, и тех, кто был приручен человеком. Благодаря наскальной живописи можно познакомиться и с давно вымершими видами – например, мамонтами и пещерными медведями.

Наши предки искусно изображали зверей в правдоподобных позах, уделяя серьезное внимание деталям. Например, размашистыми штрихами наносили шерсть, использовали разные оттенки для передачи пятен на шкурах

Некоторые рисунки выполнены так тщательно и подробно, что по ним ученые могут определить не только вид, но и подвид животных. Самые популярные у художников древности животные – бизоны и лошади. А вот изображения рыб, змей, птиц и насекомых встречаются значительно реже.

Живопись неолита стала для ученых бесценным источником информации о жизни человека каменного века, его интересах, переживаниях и заботах. Изучение наскальных рисунков продолжается и сегодня. Ученые уверены, что не все скопления изображений найдены, а значит впереди еще немало открытий, некоторые из которых могут перевернуть наше представление о мире древности.

Как вам статья?
Мне нравитсяНе нравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector