Михайловский (инженерный) замок
Содержание:
- Михайловский замок в Советское время
- Легенды и мифы
- Вид изнутри
- Архитектура и интерьеры
- Легенды Михайловского замка
- Легенды и тени замка
- Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка
- Михайловский дворец после революции
- Резиденция императора
- Как добраться до Михайловского замка
- История
- Памятник Петру Первому
- История Михайловского замка
- Замок после смерти Павла и в наше время
- Убийство Павла
Михайловский замок в Советское время
После революционных событий 1917 года здание было национализировано и с 1918 года в его залах разместились аудитории Ленинградского военно-инженерного училища.
С начала войны и до 1945 года в замке располагался госпиталь, и после войны военное училище продолжило образовательный процесс. В тоже время в здании размещалось множество различных советских учреждений с немыслимыми для воспроизведения названиями.
Начиная с 1988 года, арендаторы стали постепенно освобождать занимаемые площади и к 1994 году Михайловский замок перешел в распоряжение Государственного Русского музея. Был восстановлен первоначальный облик здания и частично сделана реставрация интерьеров по эскизам современников.
Легенды и мифы
В городских приданиях немало мистических историй, связанных с Михайловским замком и Павлом I, пожалуй, самым странным императором в истории русского самодержавия.
По одной из легенд гибель Павла предсказал Петр I, точнее, его призрак которого государь однажды встретил, прогуливаясь ночью по Дворцовой набережной. А после смерти призрак самого Павла остался в стенах столь любимой им резиденции. Впервые его видели еще во время организации Инженерного училища, но и до сих пор служители музея, который располагается в замке, слышат странные шаги и встречают тень мужчины в треуголке в темных коридорах.
Еще одна история связана с подземными ходами, ведущими из Михайловского замка в сторону Марсова поля и казарм Павловского полка. По одной из версий в подземельях хранятся сокровища Мальтийского ордена, но вход в них до настоящего времени не найден.
Вид изнутри
- Интерьер замка для любителей фотосессий.
- Сырость и роскошь.
- Галерея Рафаэля.
- Тронный зал.
- Овальный зал.
Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны.
Посетить Михайловский замок и сделать памятные фото внутри могут все желающие. Раньше съемка была только платной, но к 2016 году всем разрешили фотографировать, правда, без вспышки. Впрочем, посетители отмечают, что освещение в замке приглушенное, картины и люстры отсвечивают, так что фотографировать довольно сложно.
При переезде император так торопился, что не дождался завершения отделочных работ. Современники отмечали, что замок с сырыми стенами и мокрицами, ползающими среди великолепных картин, губителен для жизни. Но Павла I не остановила сырость, он просто велел утеплить личные покои своей семьи деревом. Необжитую промозглость императорского жилища Павел I постарался компенсировать роскошью интерьера.
Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.
Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. Из позолоты, роскоши, мебели драгоценных пород дерева и прочих изысков по сей день кое-что сохранилось.
Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Над интерьером в павловские времена трудился К. Альбани. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон, созданный А. Виги. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать.
Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны и вычурны. Однако главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства – после убийства императора отправили в другие дворцы: Зимний, Таврический, Мраморный. Семья Павла I так же навсегда покинула замок, вернувшись в прежнюю вотчину – Зимний дворец.
Архитектура и интерьеры
Если посмотреть на замок сверху, становится понятно, что назначение здания, в первую очередь, оборонительное. Это скорее крепость, чем резиденция венценосной семьи. Здание замка квадратное, со скругленными углами, внутренний двор представляет собой вписанный в квадрат восьмиугольник. Расположен дворец на слиянии рек Мойки и Фонтанки, во время строительства две оставшиеся стороны были отделены от суши специально прорытыми Церковным и Вознесенским каналами, создав тем самым искусственный остров. Соединяет замок с сушей похожий на трезубец гранитный Трехчастный мост.
Примечательны и фасады дворца – ни один из них не похож на другой, при этом каждый служит своей цели и гармонично вписывается в окружающее пространство. Северный фасад выходит на Летний сад и Марсово поле, то есть является парковым. Это отражено в богатстве украшения аттика, широкой лестнице, декорированной скульптурами, а также мраморной колоннадой. Противоположный ему Южный фасад является главным входом, чем обусловлена репрезентативность этой стороны здания. Центральная часть выложена серым мрамором, приподнятый портик украшают парные колонны из мрамора и обелиски в виде рыцарских доспехов. Одноименную площадь перед замком украшает памятник конному Петру I с надписью «Прадеду правнук». На фасаде можно прочесть «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».
Этот немного переиначенный библейский текст породил легенду, о которой будет рассказано дальше. Восточный и Западный фасады являются второстепенными по отношению к двум главным фасадам Михайловского замка. Западная сторона является церковной, в центре ее вздымается купол и золотой шпиль церкви Архистратига Михаила. Наконец, самый скромный, Восточный фасад выходит на набережную Фонтанки и имеет симметричную апсиду с куполом и флагштоком, на котором поднимался штандарт во время нахождения в замке его владельца. В округлом выступе располагался Овальный зал.
Архитектурным стилем дворца принято считать романтический классицизм. Внутреннее убранство дворца было роскошным, как и подобает статусу его владельцев. В отделке использовано много мрамора, стены украшали картины и скульптуры известных мастеров. В комплекс Михайловского замка входит целый ряд строений, помимо самого дворца. Если повернуться спиной к его главному фасаду, перед нами окажется площадь, ранее служившая военным плацем и называвшаяся площадью Коннетабля, с памятником Петру I по центру. От суши ее также отделяли рвы, соединенные с сушей подвесными мостами, тщательно охранявшимися.
По периметру площадь была укреплена пушками и бастионами и представляла собой вторую линию фортификационных укреплений замка. Сразу у конца площади с двух сторон можно увидеть трехэтажные западный и восточный павильоны Кордегардий, в которых размещался охранный караул. Затем начинается Кленовая аллея, в длинных сооружениях с двух сторон которой ранее располагались конюшни и здание манежа, также авторства В. Бренна. Наконец, выход из комплекса и вход в него осуществлялся через трехпроходные ворота, центральная часть которых предназначалась для венценосной семьи, остальные для других посетителей. Они, к сожалению, не сохранились до нашего времени.
Представив полную картину замкового комплекса, становится понятно, насколько это здание необычно для Санкт-Петербурга и какую сложную задачу удалось выполнить его создателям, органично вписав замок в городской ландшафт.
Легенды Михайловского замка
Трагическая судьба императора наложила темный след на историю замка, который долгие годы не использовался по назначению. Однако каждый, кто находился в нем хотя бы некоторое время, утверждал, что здесь творится нечто странное. До сих пор смотрители музея рассказывают о хлопающих дверях при закрытых окнах, голосах, шарканье ног и даже отражении Павла I, периодически возникающем в настенных зеркалах.
Именно эта история легла в основу произведения «Привидение в Инженерном замке» Лескова. Конечно, это всего лишь фантазия автора, но за десятилетия накопилось слишком много свидетельств людей, которые сами видели дух Павла I, печально бродящий по тому, что некогда было его любимым замком.
Легенды и тени замка
Михайловский замок по праву признается одним из самых мистических мест в России. Трагедия, разыгравшаяся в его стенах сразу по окончании строительства, дала благодатную почву для множества легенд. Один факт того, что в 80-е годы 20 века здесь работала специальная комиссия по расследованию паранормальных явлений, говорит сам за себя – ученые, атеисты, в советское время искали во дворце привидения, случай исключительный! Впрочем, результаты расследования обнародованы не были. Прикоснемся к самым любопытным из замковых тайн.
Цвет замка
Настоящий цвет стен здания можно определить как оранжево-розовый, он сильно меняется в зависимости от освещения, и ярким пятном выделяется на фоне других питерских сооружений. По преданию, цвет этот император заприметил на перчатках своей фаворитки Лопухиной, и повелел Бренне воспроизвести его на своем детище. Так это или нет, достоверно уже не установить, но стены замка действительно кажутся подернутыми романтическим флёром, особенно в закатном солнце.
Мрачное предсказание
Павлу I напророчили прожить столько лет, сколько букв в надписи на южном фасаде здания. Действительно, император был убит на 47 году жизни. Приверженцы нумерологии вообще подмечают мистическое значение цифры 4 в жизни Павла I – 4 года строился замок, 40 дней в нем было прожито императором, общий срок царствования его составил 4 года 4 месяца и 4 дня, да и других совпадений множество.
Призрак императора
После смерти фигура Павла I виделась в замке многим – то подмигивающей со своего портрета, то стоящей с горящей свечой возле окна. Сложилось предание, что ежегодно в день своего рождения Павел I, стоя у окна замка, считает прохожих внизу и, дойдя до цифры 47, уходит, забирая душу прохожего с собой. Среди курсантов училища шутки над студентами-новобранцами, связанные с духом бывшего обитателя замка, были весьма распространены.
Сокровища Мальтийского ордена
Являясь Великим Магистром ордена, Павел I покровительствовал притесняемым тогда мальтийцам и существует версия о том, что сокровища ордена, включая Святой Грааль, до сих пор хранятся в замке, а призрак императора их охраняет. Соответствуют ли действительности эти легенды, конечно, не установить достоверно, да и нужно ли это. Атмосфера Михайловского замка действительно особенная, чтобы ее прочувствовать, нужно прогуляться по величественным и строгим залам здания, проникаясь его необычной аурой
Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка
- То ли замок, то ли крепость.
- Отделка корпуса.
- Фасады замка.
- Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.
С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.
Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.
Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.
Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.
В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.
Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.
Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.
Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.
К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.
Михайловский дворец после революции
После 1917 года собрание Русского музея значительно пополнилось за счет произведений искусства, изъятых из многочисленных особняков Санкт-Петербурга в процессе национализации. Михайловский дворец превратился в крупнейший центр не только демонстрации, но и изучения искусства.
Здесь и до сих пор ведется серьезная научно-исследовательская работа, функционируют реставрационные мастерские, а государственное финансирование позволило организовывать этнографические и этно-художественные экспедиции.
Выставки в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге всегда привлекали большое внимание не только отечественных любителей искусства, но и зарубежных искусствоведов, историков и этнографов. В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда
В 1926 году коллекция музея пополнилось произведениями художников начала XX века, и сейчас в Михайловском замке находится самая крупная в мире коллекция русского авангарда.
Во время Отечественной войны самые ценные экспонаты музея вывезли в Пермь, а остальная часть коллекции была укрыта в подвалах Михайловского дворца. Сам дворец пострадал от бомбежек, но был отреставрирован и уже в мае 1946 года открылся для посетителей.
Резиденция императора
Остановимся подробнее на тех сорока днях, когда в замке проживал его первый хозяин — Павел I. Он планировал проводить здесь церемонии и собрания того рыцарского ордена, к которому принадлежал, это нашло отражение в оформлении некоторых помещений. На деле же в одном из этих залов была дана аудиенция иностранному послу, после чего никаких событий подобного масштаба при императоре здесь не происходило.
Торжественный переезд императора и его семьи в замок состоялся зимой. Стены здания еще не просохли, комнаты были полны тумана, который не мог рассеять даже огонь многочисленных свечей. Местами стены комнат были покрыты льдом, хотя в каминах пылало яркое пламя. Но, невзирая на это, уже на следующий день после переезда сырые и холодные стены здания приняли множество гостей — участников красочного и яркого маскарада.
В замке проходили концерты. Последний из них состоялся примерно за сутки до убийства императора. На этом концерте пела знаменитая в то время французская певица, о которой ходили слухи, что она является одной из фавориток монарха. Прожив в замке чуть больше месяца, император был убит заговорщиками: он был задушен шарфом в своей спальне.
Существует множество свидетельств о том, что монарх предчувствовал свою смерть. Были различные предзнаменования. В частности, рассказывают, что в городе появилась некая юродивая, предсказавшая скорую гибель монарха. В тот период времени замок украшала надпись, являющаяся видоизмененной цитатой из Библии; в этой надписи было сорок семь букв. Юродивая утверждала, что император проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Монарх был убит на сорок седьмом году жизни. Надпись еще долгое время украшала одни из ворот замка, но в начале XX столетия она исчезла. Остались лишь темные точки в тех местах, где крепились буквы. В настоящее время надпись снова можно увидеть: сравнительно недавно она была восстановлена.
Еще одно предзнаменование трагических событий в жизни монарха непосредственно связано с интерьерами замка: вечером, незадолго до смерти, в одном из зеркал император увидел себя «с шеей на сторону». Это зеркало имело дефект, так что все в нем отражалось несколько искаженным. Спустя примерно полтора часа после эпизода, связанного с искажающим стеклом, император был задушен участниками заговора. На престол взошел его сын.
Существует несколько рассказов о том, что в середине XIX столетия и позже в здании видели призрак убитого императора — например, в виде светящегося силуэта в оконном проеме.
Как добраться до Михайловского замка
Замок-музей находится среди исторической застройки Петербурга, в месте пересечения двух рек — Мойки и Фонтанки. Одним из фасадов он выходит на Марсово поле и Летний сад. Это оживленное туристическое место, окруженное набережными и зелеными парками, сюда легко попасть с Невского проспекта, от Петропавловской крепости или Эрмитажа. Ближайшие к замку станции метро — Гостиный двор и Невский проспект, также рядом есть остановка трамвая №3.
Точный адрес: Садовая улица, 2, Санкт-Петербург, Россия.
Как добраться от аэропорта Пулково:
Как добраться от Московского вокзала:
-
Вариант 1
Автобус:маршрутами № 3, 22, 24, 27 ехать с площади Восстания у вокзала до Гостиного двора, в пути 5 минут.
Пешком:по Невскому и ул. Садовой пройти 800 м.
-
Вариант 2
Пешком:через набережную Фонтанки расстояние 2,3 км.
История
Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.
Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)
Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.
Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)
Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.
Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)
К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.
На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)
Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.
С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)
Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.
В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь
Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.
Памятник Петру Первому
Не любящий свою мать Екатерину, Павел, в тоже время, очень почитал своего прадеда Петра Первого и гордился этим родством, считая себя продолжателем великого дела. Поэтому у входа в замок был установлен бронзовый памятник Петру с «дарственной» надписью.
Памятник Петру Первому находится на центральной аллее
История появления этого скульптурного изображения весьма интересна. Памятник императора на коне в модельном варианте был выполнен еще во время царствования самого Петра Первого архитектором Б.Растрелли и считается первым конным монументом основателя Петербурга. Причем лик императора был скопирован с гипсовой прижизненной маски императора-реформатора.
Лицо Петра Первого воспроизведено с прижизненной маски
В выполненном в стиле барокко монументе перед нами предстает величественный император в триумфальном лавровом венце на могучем коне. Однако в бронзе статуя была отлита лишь в конце 40-х гг. 18 столетия при Елизавете Петровне, но место для установки данного памятника так и не было выбрано, он просто хранился в подвальном помещении. Екатерина Вторая, решившая установить памятник Петру на Сенатской площади, отвергла растреллевский вариант, и заказала Медного всадника Э.Фальконе.
Но Павел Первый решил установить около своего дворца именно скульптуру Растрелли. Для нее был сооружен специальный постамент (рис. Ф.Волкова), украшенный барельефами на темы Полтавской и Гангутской битв. Барельефные плиты выполнила группа скульпторов. Кроме них постамент был дополнен символической надписью «Прадеду – правнук». Монумент Петру установили на постамент в 1800 году.
Памятник, выполненный Растрелли, наконец обрел свое постоянное место
Изображения барельефов поражают своей детальностью, мастерством и художественностью сюжетов. Интересен сюжет спасения тонущего моряка, пятка которого натерта до блеска – ибо каждый турист прикасается к ней, желая, согласно легенде, избежать подобной участи. Другой барельеф, изображающий сцену из Полтавской баталии, также привлекает туристов – особенно ботфорты Петра и копыта лошадей, прикосновение к которым приносит большую удачу.
Фрагмент барельефа — спасение тонущего моряка
Интересно, что во время Второй мировой войны, памятник был снят с пьедестала и надежно спрятан, а после войны водружен на прежнее место.
История Михайловского замка
Замок по образцу европейских был заложен в 1787 году для российского императора Павла I, причем несколько эскизов сделал он сам.
В строительстве принимали участие лучшие архитекторы того времени – Винченцо Бренна и Василий Баженов. Стиль – романтический классицизм.
Основной задачей было создать для императора, известного своей осторожностью, безопасную резиденцию, правильнее сказать – убежище. С четырех сторон замок окружала вода : реки Мойка и Фонтанка, а также два искусственных каналов
Попасть на остров можно было по одному из подвесных мостов, которые к тому же серьезно охранялись.
Как известно, повышенные меры безопасности не уберегли императора, именно в этом замке в ночь с 11 на 12 марта 1801 года он и был убит. Павел I вместе со своей семьей прожил здесь 40 дней.
Вскоре после полуночи 12 офицеров-заговорщиков ворвались в спальню императора. От Павла I потребовали отречься от престола, но он отказался. В результате «беседы» его ударили в висок золотой табакеркой и для надежности задушили шарфом. Роли участников и вдохновителей этого дворцового переворота историки обсуждают по сей день.
Тайны и легенды окружают Михайловский замок, делая его одним из самых романтичных мест Санкт-Петербурга. Кроме легенды о перчатке, о которой мы уже писали, есть легенда о предсказании Ксении Петербуржской, о том что Павел I проживёт столько лет, сколько букв содержит изречение на фасаде: «Дому Твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». 47 букв и 47 лет – предсказание исполнилось. Это измененная цитата из 92 псалма Давида, правильная должна была бы звучать так: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Смысл немного изменился, правда?
Более 100 лет официальной версией смерти Павла I была смерть от так называемого апоплексического удара.
Замок после смерти Павла и в наше время
После смерти Павла с Михайловского замка были сняты почти все украшения. Внутренняя отделка была сохранена только в Тронном зале и в Круглой комнате, в некоторых помещениях на потолках сохранялись живописные плафоны. Внутри разместились различные учреждения: жандармский полуэскадрон лейб-гвардии, институт слепых, комитет по благотворительной части, канцелярия министра духовных дел и просвещения. В 1820 году по проекту архитектора Карла России территория вокруг замка была перепланирована, засыпаны рвы, убраны подъемные мосты. В 1822 году он был переименован в Инженерный замок. В 1823 году здесь разместилось Главное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет).
В советское время в замке размещались различные учреждения, в блокаду — госпиталь. В результате переделок роспись на стенах и потолках была замазана, залы перегорожены. В 1991 и 1995 годах Михайловский замок сначала частично, а потом полностью был передан Русскому музею. В ходе реконструкции были восстановлены интерьеры, надпись на фасаде, статуи со стороны Летнего сада, фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка. Сейчас в залах размещены постоянные экспозиции: «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Открытый фонд скульптуры», проводятся временные выставки.
Зал Антиков императрицы Марии ФедоровныГалерея РафаэляТронный и Предтронный залы императрицы Марии ФедоровныБывший большой столовый зал. 11 марта здесь состоялся последний ужин императора Павла IПарадная спальня императрицы Марии ФедоровныГалерея ЛаокоонаЛестница на 1 этажОвальный залМраморная галереяКоридорОдин из заловОдин из залов. Декор потолкаОдин из заловОдин из заловОдин из заловБывшие казармы Лейб-гвардии. Экспозиция «Лица России». Портрет графа В.А.Зубова.
Убийство Павла
Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.
Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года. Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.
Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад, устроенный по поводу императорского новоселья. Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.
Всего месяц суждено было прожить Павлу Первому в замке своей мечты
10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).
Сцена убийства Павла Первого (гравюра)
Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара. А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.
Столовая зала Михайловского замка, где прошел последний ужин императора
Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость — становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.
Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла
Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе.
Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.
Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок
Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова, «Павле Первом» Мережковского, «Заговоре» М.Алданова, «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.
Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец. Детище Павла — Михайловский замок был оставлен на несколько лет.