10 коллекций лувра: интересные залы и главные шедевры
Содержание:
- «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
- Что еще посмотреть в Лувре?
- Строительство музея
- Коллекции[править | править код]
- Как работает Лувр?
- О неизбежном
- История Лувра
- История Лувра
- Коллекция Лувра
- Экскурсия по Лувру
- Виртуальная экскурсия
- Немного истории
- Скульптуры и архитектоника
- Сколько часов нужно потратить на Лувр?
- Увиденное в Лувре не забудется никогда (советы туристам)
- Как купить билеты в Лувр
- Свежие формы архитектуры и галерея мастеров
- Экспонаты Древнего Востока
- Что посмотреть
- Скульптуры
- Вход в музей
- «Амур и Психея» Антонио Канова
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи
«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи — главный экспонат Лувра. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Огромное количество людей ежедневно приходит в Лувр, чтобы своими глазами взглянуть на завораживающую улыбку «Моны Лизы». Нигде, кроме Лувра, увидеть ее нельзя. Из-за плохого состояния картины, руководство музея объявило, что больше не будет отдавать ее на выставки.
«Мона Лиза», возможно, не была бы так популярна и всемирно известна, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра. Картину нашли только спустя 2 года, когда вор пытался ее продать в Италии. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.
Сегодня «Мона Лиза» спрятана за пуленепробиваемым стеклом, толпу туристов сдерживают заграждения. Интерес к одному из самых известных и загадочных произведений живописи в мире не угасает.
Что еще посмотреть в Лувре?
Алмаз Регента
Найден в 1698 г. и Индии, и изначально весил 426 карат. Оттуда его вывез британский купец Томас Питт, чтобы продать Филиппу II Орлеанскому, состоявшему регентом при малолетнем Людовике XV, что объясняет название камня.
С 1704 по 1706 года его распиливали, и несколько мелких камней купил царь Пьер Ле Гранд. Главный же бриллиант размером 140,64 карата до сих пор является мировым эталоном чистоты и красоты.
Сейчас это крупнейший алмаз в Лувре и одно из его наиболее ценных сокровищ, выставленный в галере Денон на 1-м этаже в комнате 66.
Кратер из Антей
Данная ваза – идеальный образец краснофигурной керамики 515 – 510 г. до н.э., подписанная древнегреческим гончаром Евфронием.
Экспонируется в крыле Салли на 1-м этаже в комнате 43.
Кодекс Хаммурапи
Это эмблема месопотамской цивилизации в виде базальтовой стелы, установленной при короле Вавилона и датируемой 1792 – 1750 г.г. до н.э.
Галерея Ришелье, 1-й этаж, комната 3.
Старый Лувр
От старого дворца остались лишь обломки, но и на них интересно взглянуть. Для этого следует пройти на нижний этаж через вход галереи Сюлли.
Апартаменты Наполеона III
Разве не интересно увидеть быт последнего французского императора? Несколько комнат находится на втором этаже крыла Ришелье.
Строительство музея
Здание, в котором сейчас находится Лувр, изначально не строилось и не предназначалось под музей. Его возвели в 1190 году в качестве городской крепости-замка. Из-за расположения она стала удобным пунктом наблюдения за низовьями реки Сены. Именно оттуда неприятели нередко подходили к городу.
До того как в 1792 году стать музеем, городская крепость претерпела существенные изменения. Их можно отследить поэтапно:
- 1317 г. — перенос городской казны в крепость;
- 1528 г. — снос Большой башни Лувра;
- 1546 г. — начало масштабных работ по превращению здания в королевскую резиденцию, возведение дополнительных пристроек;
- 1594 г. — объединение Лувра и Тюильри; уже в этот период здание становится прибежищем для художников, ремесленников, других мастеров;
- начало VII века (правление Людовика XIII) — Луврский замок превращается в мануфактуру, где изготавливают предметы роскоши;
- 1750 г. — использование дворца для хранения предметов искусства из королевских коллекций;
- вторая половина VII века (правление Людовика XIV) — масштабная перестройка Лувра, увеличение его площади почти в 4 раза; поступление первых предложений по превращению замка в музей для широкой публики;
- 1852 г. — строительство северного крыла здания вдоль улицы Риволи;
- 1989 г. — возведение известной стеклянной пирамиды во дворе музея.
В качестве музея Лувр впервые открыл двери для посетителей в 1792 году, который и считают датой его основания. Сегодня бывшая городская крепость превратилась в одну из самых известных мировых достопримечательностей.
Коллекции[править | править код]
Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах. Многие экспонаты содержатся в хранилищах, поскольку не могут быть показаны посетителям более трёх месяцев подряд из соображений сохранности.
Экспонаты Лувра разбиты на следующие коллекции:
- Древний Восток
- Древний Египет
- Древние Греция, Этрурия, Рим
- Искусство Ислама
- Скульптуры
- Предметы искусства
- Изобразительное искусство
- Графическое искусство
- История Лувра
Древний Востокправить | править код
В восточной коллекции собрано более 100 000 предметов искусства, созданные на территории античных государств Ближнего Востока и Междуречья. Коллекция департамента покрывает исторический период от эпохи неолита до начала исламской экспансии.
«Ассирийский музей» Лувра открылся 1 мая 1847 года, он подчинялся существовавшему в то время департаменту Античности. В 1881 году коллекция пополнилась предметами шумерской цивилизации, что и привело к созданию отдельного департамента Древнего Востока.
Восточная коллекция Лувра разделена на три раздела:
- Междуречье
- Иран
- Восток Средиземного моря (Сирия, Палестина, Кипр)
Древний Египетправить | править код
Отдел Древнего Египта был создан 15 мая 1826 года по распоряжению Карла X.
Первым смотрителем созданного Музея Египта стал расшифровщик древнеегипетских иероглифов Жан-Франсуа Шампольон.
В настоящий момент коллекция египетских древностей разбита на 3 части:
- Римский Египет, Коптский Египет;
- тематическая экспозиция;
- хронологическая экспозиция.
Древние Греция, Этрурия, Римправить | править код
Департамент Древней Греции, Этрурии и Рима — прямой наследник Департамента Античности, одного из двух первых отделов открытого в 1793 году музея.
- Архаическая Греция
- Классическая Греция
- Эллинистическая Греция
- Этрурия
- Древний Рим
Отдельные залы посвящены греческой керамике, глиняным и бронзовым изделиям, драгоценностям.
Искусство исламаправить | править код
Секция мусульманского искусства существует в департаменте Предметов искусства Лувра с 1893 года. В 1932 году создаётся новый департамент Азиатского искусства, которому переходят все произведения исламской цивилизации Лувра. В 1945 году произведения азиатских цивилизаций передаются музею Гиме, а вновь созданная секция исламское остаётся в департаменте Древнего Востока Лувра. В 1993 году реорганизация Лувра позволила выделить исламскому искусству более 1000 м² выставочной площади, а в 2003 году создаётся отдельный департамент Искусства Ислама. Коллекция департамента содержит произведения исламской цивилизации от Испании до Индии, от зарождения исламской цивилизации до XIX века.
Скульптурыправить | править код
В 1824 году открываются 5 новых залов, посвящённых периоду от эпохи Возрождения до XVIII века. В 1850 году к коллекции присоединяются средневековые статуи, а в 1893 году департамент скульптур становится независимым от департамента античности.
Картиныправить | править код
Брейгель А.Женщина, выбирающая фрукты
Коллекция содержит порядка 6000 картин, представляющих период от Средневековья до 1848 года. Произведения, датируемые после 1848 года, были переданы в Музей Орсе во время создания последнего.
Графическое искусствоправить | править код
Отдел графического искусства на сегодня содержит более 135 000 экспонатов, разделённых на три группы:
Зал рисунков (Le Cabinet des dessins), начинавшийся с коллекции французских королей, а затем значительно расширившийся за счёт новых приобретений и даров;
Калькография (Chalcographie) — около 14 000 гравюр на меди. Есть возможность заказать оттиски с медных оригиналов около 600 гравюр;
Коллекция Эдмона Ротшильда, переданная Лувру в 1936 году, содержащая около 40 000 эстампов, 3 000 рисунков и 500 иллюстрированных книг.
В связи с огромным числом экспонатов, а также из-за чувствительности бумаги к свету, не представляется возможным экспонировать их все постоянно. Их можно видеть либо во временных экспозициях, либо по заказу в специальном зале (la salle de consultation). Кроме того, постоянно проводится огромная работа по оцифровке изображений.
Как работает Лувр?
Распорядок работы Лувра таков – открыт ежедневно, кроме вторников, с 9:00 до 18:00. Но французы не немцы, обойтись без добавлений и уточнений они не могут, даже если речь идет о всемирном достоянии, коим, по сути, и является крупнейший музей Франции.
Режим работы по пятницам и средам – 9:00-21:45. Помимо часов работы, есть нюансы в распорядке выходных. Кроме вторников, музей закрыт:
Dennis Jarvis / flickr.com
Что же касается стоимости, то увидеть бесценные картины, множество изображений на гобеленах, статуи, исторические предметы и самые интересные находки археологов можно по такому тарифу:
- Общий билет стоит 15 евро.
- С октября до марта в каждое первое воскресенье осмотреть постоянные экспозиции картин можно бесплатно.
- В день взятия Бастилии, то есть 14 июля вход в Лувр полностью бесплатный.
- По средам и пятницам, после 18:00 вход для всех, кто моложе 26 дет – бесплатный, но при себе обязательно следует иметь документы, свидетельствующие о возрасте.
- Если возникнет желание воспользоваться услугами гида, то такому «проводнику» будет нужно заплатить от 45 до 60 евро, в зависимости от типа и продолжительности экскурсии.
Оказавшись в Лувре, многие настолько забывают обо всем вокруг, особенно напротив стены с Джокондой, что в этом зале расположен небольшой стенд с надписью, призывающей туристов беречь содержимое своих карманов. К сожалению, несмотря на лучшую в мире систему безопасности и отсутствие слепых зон в видеонаблюдении, карманников здесь достаточно много.
О неизбежном
Даже если захотите, Джоконды вам почти наверняка не миновать — все указатели Лувра настойчиво указывают путь к ней. Место экспозиции вы тоже наверняка определите сразу — по огромной толпе в зале.
Люди теснятся у картины всегда, и бессмысленно ждать конца наплыва — придется смотреть так. После нескольких попыток вандализма Джоконду укрыли бронестеклом, отсюда выстраданный совет — становитесь точно напротив, иначе вместо картины вы будете любоваться бликами. Также не надейтесь долгое время стоять перед Джокондой — в зале дежурит охранник, который следит за тем, чтобы одни посетители не задерживали других. Впрочем, не исключено, что Мона Лиза захочет улыбнуться именно вам — ведь для этого хватит и секунды.
История Лувра
Лувр это средневековая крепость, дворец королей Франции и
музей в течение последних двух столетий.
На архитектуре дворца остались свидетельства его более
чем 800 летней истории.
Вид с воздуха на дворец.
Рвы средневековой крепости.
Средневековая крепость которая в последствии превратилась
во дворец, была построена Филипп Августом в конце XII.
В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой
облик. Шли годы, менялись короли. Кто-то предпочитал жить в Лувре,
кто-то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик
дворца.
Виды Лувра.
Виды Лувра.
В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в
Версаль, все работы были заброшены, Лувр пришел в состояние упадка.
В 1750 году даже шла речь о его сносе.
После бурных лет Революции, работы по строительству
Лувра были возобновлены Наполеоном. Современный вид замок приобрёл
в 1871 году. Ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир,
стала коллекция Франциска I, начатая им в XVI веке. Ее пополняли
Людовик XIII и Людовик XIV.
10 августа 1793 года галерея была открыта для
посещений и стала музеем. Особый вклад в расширение коллекции
внес Наполеон I. С каждой побежденной нации он требовал дань
в виде произведений искусства. В наши дни каталог музея насчитывает
400,000 экспонатов.
Дворец Лувр. Вторая половина XIX века.
Коллекция лувра включает экспонаты
датирующиеся периодом зарождения древних цивилизаций.
Этим подтверждается энциклопедичное призвание музея.
Из дворца короля Саргона II.
(Ассирия, 8 век до н.э.)
Джузеппе Кастиглион. Изображён музей Лувр в 1865 году.
В 1981 году по решению президента Республики
Франсуа Миттерана начались реставрационные работы в Лувре.
Самые древние части (развалины главной башни) были восстановлены,
а во дворе Наполеона появилась знаменитая пирамида, при помощи
которой осуществляется связь между новыми залами и двором.
Автор пирамиды — американский архитектор китайского происхождения
Йох Минг Пи.
Пирамида.
История Лувра
-
Дворец
- Основание
- Резиденция королей
-
Обновление ‘Великого Лувра’
- Проект
- Пирамида
- Крыло Ришелье
- Великий Лувр: действие III. Новые залы музея.
- Завершение проекта
-
Два века в качестве музея
- Музей Революции и Музей Наполеона
- Реставрация и Музей Чарльза X
- Новый Лувр время Второй Империи
- Музей Республики
- Обновление ‘Великого Лувра’
Коллекция Лувра
-
Коллекция Лувра
-
Коллекция Лувра. Древний Восток
- Месопотамия и Анатолия
- Иран
- Левант и Аравия
- Ислам
-
Коллекция Лувра. Древний Египет
- Цивилизация фараонов
- Религия Египта
- Древнее и Среднее царство
- Новое царство
- Поздний период
- Римский Египет
- Коптский Египет
-
Коллекция Лувра. Древняя Греция, Рим и Этруски
- Греческое искусство в бронзовый век 3200-1015 до н.э.
- Геометрический стиль 900-720 до н.э.
- Псевдовосточный стиль VII век до н.э.
- Греческое искусство VI век до н.э.
- Греческое искусство V век до н.э.
- Греческое искусство IV век до н.э.
- Греческое искусство III-I века до н.э.
- Виллановианское искусство и эпоха принцесс: IX-VII века до н.э.
- Расцвет этрусского искусства: VI-V века до н.э.
- Позднее искусство Этрурии IV-I века до н.э.
- Этап формирования римского искусства: конец Республики
- Искусство ранней римской империи: I-II века н.э.
- Искусство поздней античности: III-VI века н.э.
-
Коллекция Лувра. Живопись
- Франция: XIV — XVI века
- Франция: XVII век
- Франция: XVIII век
- Франция: XIX век
-
Коллекция Лувра. Декоративно-прикладное искусство
- Раннее средневековье
- Средние Века
- Ренессанс
- XVII век
- Стиль рококо XVIII век
- От неоклассицизма к реставрации
-
Коллекция Лувра. Скульптура
- Франция: Средние века
- Франция: Ренессанс
- Франция: XVII-й век
- Двор в Марли: XVII-XVIII века
- Вступительные работы членов Французской академии: XVII-XVIII века
- Франция: XVIII век
- Франция: XIX век
- Италия: VI-XV века
- Италия: XVI-XIX века
- Северные страны и Центральная Европа.
-
Коллекция Лувра. Древний Восток
Экскурсия по Лувру
Рассказ-очерк кандидата искусствоведческих наук Н. Н. Калитиной раскрывает перед читателем удивительные сокровищницы дворца-музея Лувр.
- От автора
- Введение. Париж — город-музей
- Краткая история музейных зданий Лувра
- Как создавалась коллекция Лувра
- Принципы экспозиции
- Античное искусство
- Искусство Древнего Востока
- Искусство Древнего Египта
- Западноевропейская скульптура XII-XVIII веков
- Итальянская живопись XIII-XVII веков
- Северное Возрождение. Фламандское и голландское искусство XVII века
- Французское искусство XVII-XIX веков
- Живопись Нового времени
Виртуальная экскурсия
- Галерея древнего Востока
- Галерея древнего Египта
-
Греческая, Этрусская и Римская галереи
- Галерея скульптур
- Галерея предметов искусства
-
Художественная галерея
- Галерея гравюр
- Средневековый Лувр
- Архитектурные виды
Немного истории
Как это ни парадоксально, но своим появлением в Париже Лувр обязан викингам. Дело в том, что в 12 веке викинги хозяйничали на французских реках совершенно беспрепятственно, появляясь из утренних туманов над водой, их драккары утыкались носами в берег, а сами они разграбляли все, что видели, с обязательным последующим поджогом.
Ужас, который вселяли викинги как в простых крестьян и горожан, так и в военных (дворян) был настолько велик, что только при слухах о том, что в устье реки из Ла-Манша вошел драккар, все просто бежали, оставляя налетчикам легкую добычу.
Король Филипп Август Второй решил как-то исправить ситуацию, хотя, некоторые историки считают, что под видом защиты от разбойничьих набегов, король строил укрепления против вероятной английской экспансии.
Позже впритык к Большой башне, фактически, методом «достройки», пристроили замок-крепость, имевший также сугубо практическое, оборонительное назначение.
Rennett Stowe / flickr.com
Крепость среди простых людей пользовалась дурной славой и имела разговорное название, прозвали ее «Лювпатр», от сочетания слов «укрепление» (leovar) и «волк» (le loup). Позднее слово сократилось и стало звучать – «Лувр».
Фактически в роли резиденции короля, его непосредственного места жительства и «расквартирования» придворных, замок выступил лишь при Карле Пятом, то есть через почти полтора века после постройки.
Помимо проживания королевской особы и приближенных, здесь хранилась государственная казна, в прямом смысле, в отдельном помещении лежали деньги и драгоценности, а также – королевская библиотека, при карле пятом она насчитывала чуть менее тысячи «номинальных единиц» – книг, свитков и так далее.
От прародительницы замка большой башни, сегодня осталось лишь основание, которое можно увидеть в одном из помещений главного музея Франции. Снести ее до фундамента приказал король Франциск Первый в 1528 году, а в 1578 на ее месте началось строительство того здания, что сегодня известно каждому человеку, как музей Лувр в Париже.
Пирамиды из сверкающего стекла, которые до сих пор вызывают у парижан спорные чувства, появились в 1989 году благодаря Франсуа Миттерану, президенту страны, который счел их лучшим символом для празднования 200 летнего юбилея Французской революции. Комплекс из пирамид и фонтанов в стиле хай-тек строил американский архитектор, этнический китаец, Бэй Юймин, который в начале своей карьеры пользовался именем Йо Мин Пей.
bvi4092 / flickr.com
Среди довольно-таки многочисленных предложений экскурсоводов, касающихся музея Лувр в Париже, очень интересна экскурсия про сам Лувр, историю его появления, начало сбора коллекций и про многое другое, включая легенды, связанные с его обитателями и хозяевами.
Скульптуры и архитектоника
Шедевры Лувра, это не только картины, и среди его многочисленных сокровищ одно из видных мест занимают изваяния.
Ника Самофракийская
Ника Самофракийская
Непревзойденный образец греческой скульптуры эры эллинизма. Кто изваял крылатая богиню, неизвестно, но относится она ко II ст. до н. э.
Древние греки верили, что победителю морских сражений является эта величественная дева. Ее образ воплотился в мраморе, и когда-то украшал храм Великих Богов Самофракии.
До наших дней Ника добралась без рук, головы и правого крыла. Если крыло реставраторам удалось заменить копией, то с руками не все так просто. Любые попытки воспроизвести их оказались неудачными, поскольку терялось ощущение легкости, полета, устремления вперед.
Мраморная богиня достигает 3,28 м в высоту и красуется на 2-м этаже у лестниц Дару и Победы Самофракиа в галерее Денон.
«Рабы» Микеланджело
Рабы Микеланджело
Эти две скульптуры великого мастера – гордость галереи Лувра. Они задумывались как цикл из 6-и фигур, но остальные остались незавершенными и выставляются во Флоренции.
«Восставший раб» и «Умирающий раб» – так называются прекрасные пленники, один из которых пытается сбросить путы, второй смирился и повис на них.
Они должны были стать частью надгробного памятника папе Юлию II. Работа длилась 1513 – 1519 г.г., однако в готовую композицию эти невольники так и не попали. Находятся в галерее Дедон в комнате 4.
Саркофаг муз
Саркофаг муз
Прекрасный образец того, как во 2-м веке до н.э. украшали надгробья сценами из греческой мифологии, порой переплетая их изображениями эпизодов жизни умершего. В данном случае это банкет в обществе муз, которые должны помочь душе переправиться в лучший мир.
Ищите панно в галерее Денон на 1-м этаже в комнате 26.
Венера Милосская
Венера Милосская
У этой мраморной древнегреческой богини любви Афродиты есть голова на плечах, в отличие от Ники, а вот с руками та же проблема – их просто нет. Правда, лишилась конечностей она уже после того, как ее нашли на острове Милос в Эгейском море в 1820 г., когда поспорили французы, желавшие вывезти ее с острова, и турки, которым принадлежал остров, и которые не желали расставаться с найденным сокровищем.
Дата рождения Венеры примерно 130 — 100 г. до н.э. В момент находки с ней была табличка, где значилось, что сделал ее Агесандр (или Александр), отпрыск Менида из Антиохии на Меандре, однако сейчас никто не знает, куда эта табличка подевалась.
Ростом богиня 2,02 м, но если пересчитать пропорции на человеческий рост, получится 164 см.
Посмотреть ее можно на 1-м этаже в крыле Салли в отдельном зале №16.
Крылатые ассирийские быки
Крылатые ассирийские быки
Полулюди и полубыки – приветливые существа «ламассами» охраняли вход во дворец Дур-Шаррукин (Форт Саргона). Датируются они 721-705 периодом до н.э., а найдены были в 1843 г. Паулем-Эмилем Боттой.
Скульптор во время их создания прибег к хитрости, чтобы сотворить иллюзию движения. Если смотреть на существа спереди, видны их голова, торс и передние 2 ноги. При взгляде сбоку, кажется, будто они сделали шаг вперед. А все из-за лишней пятой ноги, которую не так просто заметить.
Стражи имеют высоту 4,40 м и выполнены из гипса.
Находятся на 1-м этаже в комнате 4 в части Ришелье.
Лошадь Марли
Лошадь Марли
Родилась скульптурная композиция благодаря Людовику XV, когда ему надоели чопорно-официальные статуи, и он решил заменить их дикими лошадьми, которых укрощают храбрые мужи.
Заказ выполнял Гильом ле Кусто в 1739 – 1745 г.г. В результате скульптура заиграла мышцами дикого мустанга и голого укротителя, олицетворяя жестокую борьбу неистовой природы и человека.
В 1795 г. статуя из каррарского мрамора высотой 3,55 м заняла почетное место у входа на Елисейские поля, а в Лувр перебралась только в 1984 г., где ее установили на пьедестал в мезонине в зоне Ришелье.
Сколько часов нужно потратить на Лувр?
Есть рекордсмены, которые проходят, точнее пробегают в прямом смысле этого слова, весь музей за 40 минут. С интересом по Лувру можно гулять сутками. Но средней посетитель тратит на осмотр экспозиции 2 часа.
Мы тоже считаем, что обзорная прогулка по Лувру займет у вас 2-3 часа. Проводить больше проводить времени в музее утомительно. Лучше прийти несколько раз, если есть такая возможность. Тем более, что билет действует целый день. Вы можете погулять по Лувру, погулять по Парижу и вновь вернуться в Лувр.
Просто любоваться на картины и скульптуры уже хорошо, но можно еще и пополнить свой багаж знаний об истории искусства. Официального аудиогида на русском языке в музее нет. Поэтому мы сделали его специально для вас. Скачивайте по этой ссылке.
Увиденное в Лувре не забудется никогда (советы туристам)
— Для входа в Лувр необходимо войти в большую пирамиду, затем по эскалатору спуститься в большой зал. В нем находятся кассы, стойка информации. Здесь бесплатно вам выдадут план Лувра на языках международного общения.
— Фотографировать разрешается только в залах постоянных коллекций, но без вспышек.
— Обратите внимание на графические знаки — это правила поведения в музее. Соблюдайте их
— Заслуживает внимания и архитектура здания: сооружение является ярким примером ренессансного классицизма.
— Придите к музею в вечернее время суток: Лувр встретит вас ненавязчивой подсветкой, а стеклянная пирамида удивит разноцветными переливами.
Сколько времени вы не провели бы в музее, в памяти все равно останутся шедевры искусства, увиденные вами.
Как купить билеты в Лувр
Входной билет в музей Лувр на постоянную экспозицию и все временные выставки стоит 20 евро, до 18 лет проход бесплатный. Вы можете купить билет в Лувр онлайн на официальном сайте-партнере Tripster. Данный билет (Louvre tickets online) является хитом продаж, так как гарантирует вход в Лувр без очереди по заранее приобретенным билетам.
В первое воскресенье каждого месяца можно посетить Лувр бесплатно, но что-то увидеть и насладиться экспозицией врядли.
Photo by Alicia Steels on Unsplash
Пирамида не является единственным входом в музей. Вы можете попасть в Лувр через торговый центр Каррузель, который находится на том же уровне что и касса музея. Вход в магазин находится напротив выхода со станции метро Пале Рояль.
В киосках Парижа можно приобрести буклет в которым отмечены основные шедевры Лувра. Вы сможете посмотреть их за 2 часа, но гораздо лучше это делать вместе с экскурсией.
Свежие формы архитектуры и галерея мастеров
В 1589 году после длительной борьбы за власть на французский трон садится Генрих IV и сразу приступает к задуманному им «Большому проекту». Он убирает остатки средневековых сооружений ради расширения внутреннего патио и соединяет с помощью Большой галереи в 210 метров Лувр и Тюильри.
Над проектом работали зодчие Луи Метезо и Жак Андруэ, отдав низший этаж под мастерские и разного рода лавки, а при Красном кардинале Ришелье тут работали типография с монетным двором. В XVII столетии галерея Лувра приютила мастеров, не вошедших в семью узаконенных цехов.
Музей Лувр (Франция)
В королевском указе значилось, что ее территория должна быть обустроена так, чтобы соответствовать потребностям великих кудесников в области живописи, ваяния, ювелирного и часового дела, создания холодного оружия, парфюмерии, коврового и восточного искусства, производства физических инструментов и труб для фонтанов.
По сути, эти мастера творили под теплым и уютным крылышком монарха. Не принадлежа ни к одной официальной школе, они могли производить товары, свободно продавать их, не отчитываясь перед цехами, а также обучать собственных учеников.
Это невероятно злило цеховщиков, которые ничего не могли с этим поделать, и от бессилия заявляли, что настоящие и честные представители своего дела никогда не согласились бы на работу при Лувре. Естественно, эти громкие заявления не имели никакой силы.
Лувр в Париже (фото)
Пока официальные цеха злорадствовали, мастера, работающие в галерее королевского дворца, процветали, создавая прекрасные образцы роскоши. Причем тут могли работать представители любых национальностей, и на огромной площади соседствовали турки с их знаменитыми расписными коврами, голландские гранильщики, множество итальянцев и фламандцев наряду с другими представителями наций.
В 1620 году зодчий Жан Лемерсье реализует личный проект по возведению главного строения Квадратного двора – павильона Часов, имевшего три арочных хода.
Поскольку места было слишком мало, он предложил увеличить площадь территории вчетверо, но исполнить задумку смогли только во время правления следующего по счету Людовика – «короля-солнце».
Людовик XIV
С приходом нового хозяина всегда грядут большие перемены. Людовик XIV не стал исключением, и с энтузиазмом взялся за благоустройство наследия с учетом индивидуального вкуса.
Сносились старые застройки, увеличивались территории, пристраивались новые корпуса, а отличительной чертой данного временного отрезка стала Восточная колоннада.
Архитектор Джованни-Лоренцо Бернини из Италии вообще предложил радикальное решение – полностью разрушить здание и возвести на его месте совершенно новое, соответствующее духу текущей эпохи. В этом можно узреть неудержимую жажду еще больше прославить свое имя при жизни и навсегда вписать его в скрижали истории, поскольку для реализации задумки он предложил собственный план.
Его затею восприняли в штыки другие архитекторы и придворные монарха, а потому ей не суждено было сбыться. Зато другие зодчие, пользуясь любимым инструментом французского двора, а именно интригами и подкупами, добивались, чтобы их планы в отношении перестройки здания находили положительный ответ.
Андре-Шарль Буль
После возведения Восточной колоннады в 1680 году король устал от столицы и Лувра, и перебрался со всем окружением в Версаль. Но галерея дворца продолжала разрастаться. Сюда стремилось все больше умельцев, а старожилы постепенно расширяли работающие конторы. Например, резчик по металлу, эбенист и мастер позолоты Андре-Шарль Буль создал семейный бизнес с четырьмя своими сыновьями, установив в мастерской 18 станков, на которых вырезались предметы из черного дерева.
Он создавал отдельные детали, а затем собирал их воедино, производя бюро и другие предметы мебели, украшенные мозаикой и изящными медными элементами; изысканные корпуса для часов; выполненные из цветной древесины книжные шкафы с встроенными зеркалами; шикарные люстры; пресс-папье.
Экспонаты Древнего Востока
Довольно обширная коллекция музея посвящена искусству Месопотамии, Древнего Ирана и других стран Ближнего Востока. Все экспонаты расположены на первом этаже в крыле Ришелье.
Невозможно не заметить гигантских 4-метровых крылатых ассирийских быков (Taureau ailé) – «древности Месопотамии», комната 229, крыло Ришелье.
И самый знаменитый экспонат – «Кодекс законов» Хаммурапи (Code de Hammurabi), базальтовая стела, возведённая в 18 в. до н. э. одноимённым правителем Вавилона.
В верхней части стелы изображён сам царь Хаммурапи и бог Солнца Шамаш. Нижняя же и большая часть месопотамского раритета – ценнейшая по своему содержанию клинопись, настоящий юридический сборник эпохи задолго до античности!
Находится стела в отделе «Месопотамия» крыла Ришелье, комната 227, зал 3.
Что посмотреть
Пирамида Лувра
Если Вы будете заходить в Лувр через главный вход (Пирамиду Лувра), Вам придется довольно долго стоять в очереди, однако и из этого можно извлечь плюсы.
Так, во время ожидания Вы можете наслаждаться потрясающим видом на двор Наполеона с его фонтанами и пирамидами. Кроме того, у Вас будет время и на то, чтобы рассмотреть снаружи сам Лувр, поражающий своими размерами.
Попав внутрь музея, за стойкой информации Вы можете взять план Лувра, на котором отмечены самые знаменитые произведения искусства.
Лучше, конечно, подготовиться заранее и распечатать путеводитель с сайта музея.
На сайте в разделе Visitor Trails Вы можете выбрать один из 27 предлагаемых маршрутов различной продолжительности. Самым популярным, разумеется, является маршрут Masterpieces (Шедевры), который Вы пройдете примерно за полтора часа.
Поэтому необходимо заранее подумать о том, какие именно произведения искусства Вы хотите увидеть.
Музей делится на три крыла (Ришелье, Денон и Сюлли), которые включают в себя следующие отделы:
- египетских древностей;
- ассирийских и финикийских древностей (содержащий в себе самое богатое их собрание после коллекции Британского музея в Лондоне);
- этрусских и греческих ваз (коллекция Кампаны) и погребальных урн;
- античных мраморов (в числе которых находятся знаменитые статуи Венеры Милосской, Дианы Версальской, Боргезского гладиатора и др.);
- скульптуры средн. веков и эпохи Возрождения (произведения Гужона, «Фонтенеблоская Диана» Б. Челлини, «Два невольника» Микеланджело и пр.);
- новейшей скульптуры (работы Пюже, Куазево, Кусту, Гудона, Шоде, Рюда и т. д.);
- живописи (одна из лучших картинных галерей в целом свете, заключающая в себе свыше 2000 образцовых произведений различных школ живописи);
- оригинальных рисунков знаменитых художников;
- гемм, эмалей и ювелирных изделий, помещающихся в так наз. «Галерее Аполлона», замечательной по своей величине, роскошной отделке, плафонам и живописным стенным панно;
- античных бронз;
- произведений прикладного искусства средн. веков и эпохи Возрождения;
- этнографический музей;
- морской;
- гравированных медных досок (калькография) с продажей отпечатанных оттисков с них.
Самая популярная часть музея – это крыло Денон.
Повторимся, именно сюда устремляется большинство туристов, мечтающих хоть краем глаза взглянуть на легендарную «Джоконду» Леонардо да Винчи.
Огромная толпа ценителей искусства выстраивается перед шедевром Леонардо, держа в поднятых вверх руках фотоаппарат. А Мона Лиза лишь насмешливо улыбается посетителям …
Кроме того, в крыле Денон также находится огромная галерея итальянской живописи, известнейшие работы французских художников XIX века и коллекция итальянской и классической скульптуры.
Многих заинтересует также крыло Ришелье, на третьем этаже которого выставлена живопись Западной и Северной Европы.
Здесь можно увидеть полотна Дюрера, Вермеера. Ганса Гольбейна Младшего и многих других мэтров живописи.
Этажом ниже расположена потрясающая коллекция прикладного искусства, в том числе и знаменитый зал Наполеона, поражающий роскошью своего убранства.
Крыло Сюлли привлечет в первую очередь тех, кто интересуется историей Лувра.
Скульптуры
Богатая коллекция разных времен и народов. Изначально здесь были представлены лишь скульптуры Античности, единственным исключением стали работы Микеланджело. Лишь в середине XIX века к коллекции присоединяются статуи Средневековья и Возрождения.
Венера Милосская, статуя Афродиты из белого мрамора, главная знаменитость всей коллекции скульптур. Автор этого шедевра по-прежнему неизвестен, но без рук, согласно легенде, она осталась уже в Новое время.
Ника Самофракийская — еще одна гордость музея. Мраморная скульптура богини победы. Неоднократно знаменитые мировые скульпторы пытались восстановить голову и руки, но они портили шедевр. Статуя теряла ощущение легкости и полета.
Вход в музей
Попасть в музей можно через один из шести входов:
- через пирамиду (основной);
- рядом с аркой Карузель;
- через Львиные ворота;
- со стороны улицы 93 rue de Rivoli;
- через подземный вход ТЦ Carrousel du Louvre – 99 rue de Rivoli;
- от станции метро Palais Royal Musee du Louvre.
Возле входа в пирамиду всегда образуется большая очередь туристов, поэтому куда правильнее приобрести билеты в музей Лувр в интернете, чтобы не простоять несколько часов на входе. Посетители с купленным заранее пропуском проходят через отдельный вход. На удобном для русскоязычных туристов сайте GetYourGuide доступны различные варианты билетов в Лувр в Париже – от бюджетных с минимальной стоимостью и до эксклюзивных с собственным экскурсоводом.
Правила посещения
Как и в любом другом музее, в Лувре есть стандартный перечень правил для посетителей:
- соблюдать тишину;
- не принимать пищу и алкоголь;
- не фотографировать со вспышкой (отдельные экспонаты фотографировать запрещено вообще).
Часы работы
Музей открыт во все дни недели, кроме вторника. По понедельникам, четвергам, субботам и воскресеньям он работает с 9.00 до 18.00, а по средам и пятницам – с 9.00 до 21.45. Музей Лувр закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря.
«Амур и Психея» Антонио Канова
Существует две версии скульптуры. В Лувре хранится первая версия, подаренная музею в 1800 году мужем сестры Наполеона Иоахимом Мюратом. Вторая, более поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ее подарил музею князь Юсупов, который приобрел шедевр в Риме в 1796 году.
Скульптура изображает бога Купидона в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура». На создание шедевра итальянского скульптора Антонио Канова вдохновили древнегреческие мифы о боге любви Амуре и Психее, которую греки считали олицетворением человеческой души.
Этот шедевр воплощения чувственности в мраморе несомненно стоит оценить вживую.