Летний дворец петра i: режим работы и стоимость билетов

Экспозиция

Летняя резиденция является довольно интересным местом для посещения не только с позиций углубления в жизнь самого императора, но и с точки зрения наблюдений за теми новшествами, которые этот энергичный человек решил перенять у своих более уверенных в технических вопросах соседей. Так, необычный по своей форме флюгер, который представляет собой фигуру Георгия Победоносца, привычным жестом поражающего змия, является работой одного механика, с которым Петр Великий познакомился в Дрездене.

Необычность этого механизма заключалась в том, что главная его составляющая располагается как раз таки под крышей особняка и представляет собой сложную для того времени панель, по которой можно было отследить не только направление, но и силу ветра. Ещё одной своеобразной детальною Летнего дворца является наличие канализации, которая была первым образцом сооружений этой направленности во всём городе.

Сегодня посещение включает в себя не только возможность лично взглянуть на кабинет монарха, его гардеробную, личные комнаты и мастерские, но и также посетить ещё одно довольно примечательно здание, которое называют Людскими покоями. В чём же ценность этих помещений?

Именно здесь когда-то находилась так варварски украденная Янтарная комната, а также ряд коллекций, которые пополнялись по личным инициативам Петра Великого. Так, именно здесь хранилась та самая коллекция Рюйша, голландского анатома, который вызывал у русского монарха неподдельный интерес и восхищение результатами своей работы. Сегодня с этой коллекцией можно ознакомиться в ходе визита в Кунтскамеру, так как она стала одной из первых составляющих будущего Музея странностей.

Режим работы Летнего дворца Петра I в 2021 году

  • Музей открыт только в летний период (с 1 мая по 30 сентября). Летом в виду большого количества желающих билеты реально приобрести только в первый час работы кассы. Кассы работают с 10:00 ежедневно, кроме четверга и вторника. По четвергам с 13:00. Билеты продаются ежедневно только на текущий день.
  • Посещение возможно только в составе группы. Билеты продаются в кассе дворца.
  • По понедельникам, средам и пятницам сеансы в 12:00, 14:00, 16:00, 18:00 и 19:00.
  • По четвергам сеансы в 14:00, 16:00, 18:00 и 20:00.
  • По субботам и воскресеньям сеансы в 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00 и 19:00.
  • Указано время сеансов для индивидуальных посетителей.

Архитектура здания

Дворец является памятником истории и архитектуры. Место для него Всероссийский Император выбрал между Невой и Фонтанкой, как раз там, где размещалось имение шведского майора Эриха фон Коноу.

Первоначально план дома Петр I сделал самостоятельно, а уже в 1711—1712 гг. его скорректировал архитектор Доменико Трезини. Над проектом здания трудились мастера из Западной Европы: Жан-Батист-Александр Леблон, Георг-Иоганн Маттарнови и Андреас Шлютер.

Согласно царской задумке, резиденция должна была быть построена таким образом, чтобы она наглядно символизировала готовность России к эффективному сотрудничеству с западными и восточными странами. Именно для этого 6 окон дома выходило на Восток, а 6 других — на Запад.

A.Savin

Дворец создан в стиле барокко и имеет достаточно скромный вид, совсем непохожий на царские хоромы. Двухэтажное каменное здание состоит из 14 комнат, 2 внутренних коридоров и 2 кухонь. Планировка обоих этажей совершенно идентичная. На первом этаже были комнаты Петра Алексеевича, на втором — детей и его жены Катерины.

Поскольку здание было предназначено для проживания в теплое время года, стены в нем довольно тонкие, а в окнах поставлены одинарные рамы. Крыша дома высокая, четырехскатная, на ней установлен медный флюгер в виде Георгия Победоносца. Ветровой прибор доставлен из Дрездена и считается раритетным механизмом.

В результате постоянной подсыпки грунта цоколь достопримечательности почти не заметен, поэтому резиденция кажется невысокой. Фасад дома украшен фризом из 29 барельефов, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Водостоки созданы в виде крылатых драконов.

Екатерина Борисова

Домик в Вологде

Помимо постройки в Санкт-Петербурге, в Вологде также был возведен дом для императора. Домик Петра I (Вологда) представляет собой одноэтажное здание, выложенное из камня. В его интерьере можно увидеть сводчатые потолки и голландскую печь с изразцами, относящимся к XVII веку.

Петр I останавливался пять раз в этом доме по приезду в Вологду. Впервые император приехал сюда в 1692 году и поселился в скромном доме рядом с церковью Федора Стратилата. Впоследствии место его остановки было заброшено, однако в честь 200-летия с дня рождения Петра I домик приобрело местное дворянство и постепенно реставрировало его.

Домик состоял из двух комнат, под которыми находился погребок. Считается, что это строение принадлежало кому-то из подданных Голландии, о чем свидетельствует каменная табличка, вмонтированная в стену, на которой изображен голландский герб.

Дом был возведен в середине XVII века и не являлся типичным сооружением того времени для этих мест. В наши дни летний домик Петра I в Вологде является памятником архитектуры и музеем-заповедником, который также известен как «Петровский домик».

Как добраться?

Дом-музей Петра 1 находится по адресу: г. Санкт-Петербург, Петровская набережная, 6.

Режим работы

  • Музей работает в понедельник, среду, пятницу, субботу, воскресенье — с 10.00 до 18.00.
  • В четверг часы работы музея – с 13.00 до 21.00.
  • Вторник – выходной день.
  • Последний понедельник месяца – санитарный день.

Цены билетов

  • Взрослый билет – 250 -300 рублей;
  • Льготные билеты для школьников, студентов, пенсионеров – 120-150 рублей.

Ознакомиться с актуальной стоимостью билетов и расписанием экскурсий, можно на официальном сайте музея — https://www.rusmuseum.ru, либо по телефонам,.

Внутренне устройство дворца

Дворец был рассчитан на пребывание гостей исключительно в теплое время года, поэтому в него заезжали в мае и оставались вплоть до октября. Всего во дворце располагалось 14 комнат, 2 поварни, 2 коридора. Служебные коридоры предназначались для обслуги. С этим коридором сообщались: а) Гардеробная; б) Денщицкая (1-й этаж); Фрейлинская (2-ой этаж); в) поварни, туалеты, топочные отверстия печей; г) служебная винтовая лестница, скрытая за дубовой резной конструкцией, напоминающей шкаф. Наружная дверь из коридора выходила на фасадную невскую галерею. Летний дворец был расположен таким образом, что его стены омывались с трех сторон водой: с севера – Нева, с востока – Фонтанка, а с юга, перед входом, располагался гаванец. Углом восточного и северного фасадов дворец «врезался» в поток вод Невы, создавая впечатление движущегося корабля. Подходившие ко дворцу лодки и ялики швартовались у фасадов дворца словно у бортов корабля, чему служат доказательством причальные кольца, расположенные на южном и восточном фасадах здания. Благодаря местоположению дворца, в нем была устроена проточно-промывочная канализация. Она соединяла 6 туалетов с помощью деревянных коробов, заменяющих современные трубы. Нижняя поварня была обустроена очагом, разделочными столами, кладовыми, а главное – мойкой с проточной водой. Об этом, в условиях того времени, можно было только мечтать. Вода подавалась от фонтанной системы летнего сада. Ее закачивали насосы в чугунный бак, расположенный на чердаке. Надо отметить, что в петровские времена дуб массово использовался для нужд флота и не разрешалось его брать для строительства домов. Однако интерьер дома изобиловал изделиями из дуба, за исключением двух комнат – зеленого кабинета и личного кабинета Петра І, который был отделан ореховым деревом. Смежные с кабинетом комнаты – столовая и спальня царя. На филенке двери, ведущей в спальню, изображены голгофы (предположительно работы самого Петра І). В кабинете находится уникальный ветровой прибор – это три диска, заключенные в резную рамку: верхний был часами со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски «ветровые указы», были соединены с флюгером на крыше и показывал направление и силу ветра. Прекрасно сохранена отделкам Зеленого кабинета второго этажа. Он стал образцом интерьера в духе французской моды: стены украшены декоративными росписями, зеркала, десюдепорты. Фасад дворца выполнен в виде триумфа и позволяет считать его первым памятником побед России в Северной войне.

Отрывок, характеризующий Летний дворец Петра I

12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле. Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом. Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной. Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах. Борис всё время похода шел и стоял с Бергом, теперь уже ротным командиром. Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела; Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего. Берг и Борис, чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы. Берг держал между колен курящуюся трубочку. Борис, с свойственной ему аккуратностью, белыми тонкими руками пирамидкой уставлял шашки, ожидая хода Берга, и глядел на лицо своего партнера, видимо думая об игре, как он и всегда думал только о том, чем он был занят. – Ну ка, как вы из этого выйдете? – сказал он. – Будем стараться, – отвечал Берг, дотрогиваясь до пешки и опять опуская руку. В это время дверь отворилась. – Вот он, наконец, – закричал Ростов. – И Берг тут! Ах ты, петизанфан, але куше дормир , – закричал он, повторяя слова няньки, над которыми они смеивались когда то вместе с Борисом. – Батюшки! как ты переменился! – Борис встал навстречу Ростову, но, вставая, не забыл поддержать и поставить на место падавшие шахматы и хотел обнять своего друга, но Николай отсторонился от него. С тем особенным чувством молодости, которая боится битых дорог, хочет, не подражая другим, по новому, по своему выражать свои чувства, только бы не так, как выражают это, часто притворно, старшие, Николай хотел что нибудь особенное сделать при свидании с другом: он хотел как нибудь ущипнуть, толкнуть Бориса, но только никак не поцеловаться, как это делали все. Борис же, напротив, спокойно и дружелюбно обнял и три раза поцеловал Ростова. Они полгода не видались почти; и в том возрасте, когда молодые люди делают первые шаги на пути жизни, оба нашли друг в друге огромные перемены, совершенно новые отражения тех обществ, в которых они сделали свои первые шаги жизни. Оба много переменились с своего последнего свидания и оба хотели поскорее выказать друг другу происшедшие в них перемены.

История создания Летнего дворца

С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Пётр I выбрал для своей летней резиденции.

Сначала Пётр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Пётр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.

После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710–1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Пётр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.

В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом — Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.

В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.

В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.

В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А.Э. Гессена.

Портреты Петра I и Екатерины I

После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нём проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.

Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что ещё при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зелёный кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I.

Столовая

Зелёный кабинет

Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.

Кровать в спальне Екатерины I

История создания

Летний дворец изначально возводился именно как императорская резиденция, появившись на карте Санкт-Петербурга едва ли не с самим основанием города. Главные заботы по его внешнему виду и оформлению легли на плечи именитого мастера своего дела – Доменико Трезини, по чьему проекту и был впоследствии возведён небольшой двухэтажный особняк в ритме барокко. Стоит отметить, что, несмотря на то что формально архитектором является всё же Трезини, первый план будущего особняка разрабатывался лично монархом, а лишь затем эти чертежи корректировались и несколько перерабатывались в творческой манере. Расположение резиденции также выбирал лично Петр Великий – между Фонтанкой и Невой.

Некоторые находят оформление несколько скудным – его стены украшают всего двадцать восемь барельефов, которые, как и следовало ожидать, оказались очередной вариацией на тему увековечения победы над шведами в блистательной для России Северной войне, а планировка комнат одинакова для обоих этажей, но эта простота здания с лихвой окупается сложностью лаконичности устройства Летнего сада, который задумывался как подражание Версальскому. Примечательно, что подражание вышло более чем полным – и сегодня Летний сад продолжает считаться одним из наиболее утончённых образцов ландшафтного искусства.

Исторический памятник

После переезда Петра І, Домик не был забыт. В 1732 году вокруг него возвели открытую каменную галерею с крышей, так называемый «футляр». Он служил Домику некоторым укрытием от ветров и непогоды. В 1846 году был построен более просторный «футляр» с большими окнами. В 1889 году здание расширили и с севера, и с юга.

В 19 веке царская семья также не оставляла без внимания этот памятник истории. Вокруг Домика был разбит небольшой сад. По особо знаменательным случаям члены царской семьи высаживали там дубы при помощи специальной серебряной лопатки. Эта лопатка хранилась в Домике вплоть до революции 1917 года, а некоторые из посаженных деревьев живы до сих пор.

Длительное время в Домике хранилась бесценная реликвия — икона Спаса Нерукотворного Образа, принадлежавшая Петру I. Для поклонения Образу в 1742 году по велению Елизаветы Петровны в Домике Петра была устроена Часовня. Поклониться этой иконе люди шли толпами. Чтобы хоть как-то урегулировать людской поток, окно в спальне было переделано в двери и паломники входили в Часовню и выходили через дверь в спальне. Сегодня эта икона хранится в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга.

В 1871 году на пожертвенные сборы участок с Домиком Петра I обнесли «чугунной решеткой с позолотой деталей». В 1874 году по решению городской Думы участок был увеличен и в 1875 году огражден чугунной решеткой, аналогичной первой — внутренней. В тот же год был разбит миниатюрный сад с бронзовым бюстом Петра I в центре (Николя-Франсуа Жилле, Пармен Петрович Забелло, с оригинала Бартоломео Карло Растрелли).

В декабре 1929 года советской властью Часовня была упразднена, внешняя ограда демонтирована, а с внутренней были сбиты все символы императорской власти.

В 1930 году в Домике Петра Великого открыли музей, который функционирует и в наши дни. В нем выставлены личные вещи императора: мундирное платье красного сукна; курительная трубка из самшита с агатовыми вставками (подарок Александра Даниловича Меншикова); трость восточной работы, обтянутая кожей морского ската, с ручкой, украшенной позолотой по черному лаку; отливка руки Петра с оттиска, сделанного на липецком чугунолитейном заводе (1707 г.), лодка-верейка, построенная самим Петром и служившая ему для переправы через Неву. У стола стоит кресло грушевого дерева, которое, по преданию, изготовил Петр I.

В 1999 году в ходе комплексной реставрации была воссоздана историческая планировка участка и ограда внешнего сада, отреставрирована внутренняя ограда с воссозданием всех утраченных деталей и подлинной окраски.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Летний дворец в Летнем саду времен Петра Первого (гравюра)

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде

голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стилепетровского барокко . По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого дворец кажется невысоким.

На фасадах дворца можно увидеть изображения сцен Северной войны

Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны

, которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудованГаванец – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.

«Гаванец» занимал небольшую площадку перед Дворцом

Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания

императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатеринойс 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.

Летний дворец Петра I в Летнем саду: как добраться, история, фото

В северо-восточной части знаменитого петербургского Летнего сада находится небольшой, но примечательный Летний дворец Петра I. Здание, практически являясь ровесником города, сегодня находится в отличной сохранности, а в летнее время любой желающий может посетить отличную экскурсию по интерьерам, созданным для самого известного российского правителя.

Летний дворец Петра I в Летнем саду

На стенах располагаются портреты сподвижников Петра

Как добраться на метро

Дворец находится в туристическом сердце Петербурга — на территории Летнего сада. Ближайшие станции метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». Время в пути от них — около 20 минут.

Перейти к карте

Александр Данилович Меншиков

Бюро-кабинет

Голландскую плитку можно увидеть также и в оформлении Меншиковского дворца на Васильевском острове

Обратите внимание, что экскурсии во дворец проводятся только в строго определённое время, группами по 15 человек. Уточнить расписание можно на официальном сайте Русского музея, к которому относится дворец

Стоимость взрослого билета — 500 рублей (лето 2021 г.). Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет.

Спальня

Кабинет

Ветровой прибор

Немного истории

Дворец по проекту знаменитого Доменико Трезини строился с 1710 по 1712 год. Ещё с 1703 года на этом месте располагался летний домик Петра. В оформлении фасадов дворца в «голландском манире» принимало участие несколько мастеров, в том числе известный представитель раннего барокко, немецкий архитектор Андреас Шлютер.

Изразцовая печь

Столовая

Нижняя поварня

Существует легенда о том, что дворец был построен на Адмиралтейской стороне Санкт-Петербурга для того, чтобы мотивировать горожан селиться вокруг. Эта часть города развивалась весьма неохотно: на противоположной Петроградской стороне располагался порт, торговая площадь, гостиный двор, да и первое жилище Петра, его небольшой домик, было возведёно именно там.

Уже с 1704 года возникла необходимость заселения Адмиралтейского острова: здесь просто-напросто не хватало рабочих рук. Офицеры и чиновники переселялись сюда под страхом «лишения живота». Увы, нам не дано узнать, действительно ли возведение дворца повлияло на активность заселения левого берега Невы, но началось оно именно со времени окончания постройки дворца.

Из окон открывается вид на Летний сад

Тронный зал

Верхняя гардеробная

После смерти императора здание не приходит в упадок: ещё во времена правления его дочери Елизаветы Летний дворец стал использоваться для проживания в нём крупных чиновников. Стоит отметить, что здесь сохранился и уникальный выставочный экспонат: ветровой прибор, заказанный Петром ещё при его жизни.

Спальня Екатерины

Детская

Зелёный кабинет

Дворец, как и многие здания города, пострадал во время Великой Отечественной войны, его реставрация началась в 1946 году. Примечательно, что в военное время Летний дворец и Домик Петра на Петроградской стороне на какое-то время открывались для посещения: это был своеобразный символ того, что Ленинград не сломлен под натиском врага, город всё ещё жив.

Ещё с 20-х годов XX века Летний дворец был открыт как музей, правда, выставки, проводимые здесь, не были связаны с его историей. Но уже в 30-х в музее появляются различные вещи Петра, предметы интерьера его времени. В 2004 году здание перешло в ведение Государственного Русского музея.

Верхняя поварня

Главный вход

Фасад дворца

Летний дворец — отличное место для того, чтобы насладиться прекрасными старинными интерьерами и узнать больше об истории Санкт-Петербурга. В пешей доступности от него находятся самые известные городские достопримечательности — Петропавловская крепость и Стрелка Васильевского острова.

Если кратко, в целом:

  • дворец с интересной исторической экспозицией;
  • удобное расположение в центре Санкт-Петербурга;
  • экскурсии проводятся только в строго определённое время, лучше планировать посещение заранее.

Фото и описание

Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле. Поначалу в своем доме он лишь отдыхал и следил за работой, а потом здесь жил с семьей в летнее время.

После того, как Мойка была соединена с Невой Лебяжьим каналом, образовался маленький остров. В его северной области в 1710-1714 годах был возведен Летний дворец, являвшийся одним из первых каменных дворцов в Петербурге. Автором проекта выступил архитектор Д. Трезини. Внутренняя обстановка создана под руководством немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Предание повествует о том, что царь поручил возвести дом так, чтобы здание символизировало новую политику страны. Тогда Трезини расположил здание дворца так, что 6 из его 12 окон смотрели на запад, а другие 6 – строго на восток. Свое решение архитектор объяснил следующим образом: «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку».

В царской резиденции была построена I система канализации Петербурга. Вода попадала в дом с помощью насосов, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с 3-ёх сторон был окружен водой, движущей силой системы выступало течение Фонтанки. В 1777 году случилось наводнение, и маленькая бухта Гаванец перед домом была засыпана. Канализационная система перестала действовать.

В вестибюле дворца на Петра I один из раскольников совершил покушение.

В 1925 году Летний дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года здесь была организована работа Историко-бытового музея. В 1960-х годах была проведена научная реставрация музея. Руководителем выступил архитектор А.Э. Гессен. В ходе работ удалось воссоздать многие первоначальные элементы Летнего дворца.

После кончины Петра I и Екатерины I в их доме практически никто не жил. Одно время здесь организовывались заседания Верховного Тайного совета, а позже во дворец на отдых приезжали императорские придворные.

Архитектурный стиль здания – барокко. Это выражается в четких пропорциях и многочисленных окнах, барельефах и лепном фризе под кровлей. Облик здания – строгий. Крыша – высокая, четырехскатная. Водостоки сделаны в виде крылатых драконов. Фасады декорированы фризом из 29 барельефов, которые разделяют этажи.

Каждый этаж здания оборудован 7-ю небольшими жилыми комнатами. Большие залы отсутствуют. Отделка вестибюля выполнена в виде резных дубовых панелей, которые расчленяют пилястры ионического ордера. Скульптором Н. Пино было выполнено барельефное изображение Минервы.

На I этаже находились царские покои, на II – его супруги Екатерины и детей. В приёмной император принимал устные и письменные жалобы и просьбы. Около приёмной располагался карцер для провинившихся. Из приёмной можно было пройти в большую комнату, называемую ассамблеей. На I этаже также располагались поварня со столовой и спальня, гардеробная и комната для дежурного ямщика. Здесь же находились токарня и станок, на котором Петр Великий любил работать.

На II этаже здания, кроме гардеробной, поварни и комнаты для фрейлин, находятся тронная, детская, спальня и комната для танцев. Особенного внимания заслуживает Зеленый кабинет, который украшен живописными вставками, позолотой и лепкой. Поварня и кабинет императора декорированы редкостными голландскими изразцами, камины – лепными барельефами. Плафоны кабинета живописно расписаны мастером Г. Гзелем.

В оформлении комнат принимали участие русские художники И.Заварзин, А.Захаров и Ф.Матвеев. В гостиных сохранилась атмосфера, которая царила и в прежние времена. Также здесь можно увидеть редкие портреты, полотна, изображающие морские суда и сражения, и пейзажи. Раритетом музея является ветровой прибор, привезенный из Дрездена. В движение его приводит установленный на крыше флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца.

В Летнем дворце Петра I до сих пор сохранилась уютная семейная атмосфера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector