Народ аварцы

Аварский каганат: создание

После закрепления на новой территории племя создало собственное государственное объединение. Оно получило название «Аварский каганат». Первым известным правителем считается Баян. Под его контроль попали и соседние племена: гепиды, славяне. К концу 6-го века в каганат влились другие народности, например кутригуры, забендеры.

Поскольку Византия оказалась занята войной с персами, авары со славянами провели опустошительные набеги по землям низовья Дуная. Ими владел Константинополь. В 591 году авар удалось вытеснить с балканских земель. Военные стычки между каганом Баяном и византийцами носили попеременный характер.

В 7-м веке на западной пограничной стороне Аварского каганата было создано государство. Оно просуществовало тридцать пять лет, но принесло немало вреда аварам и франкам. Основали его славяне в союзе с франкским купцом Само. Распад воинственного государства был связан со смертью его главы.

В середине 7-го века в самом каганате происходит кризис из-за прекращения прежней династии. На трон метили кутригуро-болгары. Они подняли восстание внутри державы, которое аварам удалось подавить. В результате кутригуро-болгар вытеснили с земель каганата.

В семидесятых годах по Дунаю расселились протоболгары. Они создали отдельное государственное объединение под названием Великая Булгария. Аварский каганат поддерживал с ними дружеские отношения. Просуществовала страна до 9-го века. Есть сведения, что сын болгарского хана Куврата переселился со своим народом на земли авар. Связано это было с появлением в южнорусских степях хазар. Племена смешивались между собой, что не могло не повлиять на этнический тип авар. Хазарский и Аварский каганаты существовали в одно время. Только государство хазар продержалось до 11-го века.

Традиционный уклад жизни

В основе социального уклада жизни аварского народа были общины, включающие  в себя около ста – двести домов, во главе общины был старшина, избираемый на местном собрании, главным занятием было сельское хозяйство, однако в эпоху царизма, власти и контроля Российской Империи, общины пришли в упадок.

Аварский народ имеет свой национальный фольклор в виде: различных песен с использованием национальных инструментов: чагана, чагур, лалу, балалайка. Важным элементом национального декора является свастика и мальтийские кресты, ручные ковры.

Традиционная одежда

В основе традиционной одежды были: нательная рубаха, штаны, бешмет – кофта ( верхняя одежда), на голову надевали папаху – лохматую белую шапку из овчины.

Национальная одежда у женщин: разнообразные цветовые гаммы платьев и платков с национальным орнаментом, обувь и украшения.

Образ волка в культуре

Волк в культуре аварского населения – символ силы, веры и мужества, потому что аварцы это свободолюбивые и сильные люди, которые всегда боролись за независимость и справедливость, этот символ почитается у них, как похвала и счастье.

Национальная кухня

Национальная кухня богата и разнообразна, самыми популярными вкусными блюдами являются: шашлык, хинкал (кусочки теста, сваренные в мясном бульоне, подаются с вареным мясом), суп чурпа из чечевицы, сушеное мясо, круглые лепешки чуду и ботишалы с разными начинками, курзе (аналог мантов и пельменей).

Из сладких деликатесов стоит отметить: халву, грецкие орехи в медовой начинке и воздушную кукурузу.

Поселение и занятия

Было найдено несколько сотен поселений, которые относятся к 7-9-му вв. Самые внушительные раскопки проводились возле Дунауйвароша в Венгрии. Там были найдены останки тридцати семи жилищ. Они имели вид полуземлянок с деревянными стенами. Внутри каждого дома была печь-каменка. Многие жилища обустроены зерновыми ямами. В таких поселениях авары жили в холодное время года, когда возвращались с летних пастбищ. В теплое время они пасли скот, перемещаясь с места на место, поэтому использовали легкопереносимые юртообразные конструкции.

Занимались авары полукочевым скотоводством. Постепенно они оседали, переходя на занятие земледелием.

Лошади играли важную роль в их жизни. Животные имели восточное происхождение, они были быстрыми, пригодными для передвижения по степям и песчаным почвам. Также племя разводило овец, кур, коз. Остатки скорлупы встречаются при раскопках. Из растительных культур выращивали просо, пшеницу, а позднее — рожь и овес.

Необычные обычаи

Конечно, в наше время далеко не все старинные традиции сохранились, но осталась память о ярких и порой необычных культурных особенностях аварцев. Чаще всего связаны они со свадебными обычаями.

Женились в старину или по сговору родителей, или по выбору жениха. Впрочем, бывали и иные случаи. К примеру, влюблённые девушка и юноша могли сбежать и тайно обвенчаться. Что интересно, такой поступок считался позором, но молодая семья получала прощение родственников.

Но самым интересным был другой обычай. Аварцы считали, что каждая женщина должна найти себе мужа. Если девушка долго оставалась незамужней или становилась вдовой, её приглашали на особый ритуал.

Во время него (часто это бывало в праздники) женщина выходила в центр круга и называла имя мужчины, что ей нравится. Если он не был связан узами брака или обещанием, то обязан был жениться на ней.

И сегодня на родине аварцев можно приобщиться к удивительной культуре этого народа. Поразительным образом аварцы сумели сохранить старинные принцип, мировоззрение, многие обычаи, но также успешно влиться в современный ритм жизни. Это действительно необыкновенный народ, что не теряет гордости и свободолюбия своих предков.

Хозяйство аварцев

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется земледелию, аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю

В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).

Появление аварцев в Европе

Авары поселились в районе Карпат. Способствовало этому Великое переселение. На территории современной Венгрии племя обладало сильной политической властью. Сведения об аварах сохранились только в хрониках Византии и Франкского государства.

Известно, что в 568 году лангобарды двинулись на территорию Северной Италии, образовав там Ломбардию. На их прежнее место по обоим берегам реки Дунай пришли авары. Именно они помогли в свое время лангобардам вытеснить германское племя гепидов из желаемых земель.

Аварские посланцы впервые явились в Европу в 558 году. Они захотели вступить на территорию Византийской империи. Для этого посланцы попросили помощи у правителя алан. Чуть позже послы прибыли в Константинополь. Источники отмечают, что мужчины носили прически с вплетенными в волосы лентами разных тонов. Это был отличительный убор для кочевников. Посол авар предложил византийскому императору военную помощь в обмен на предоставление земель.

В то время основным соперником Византии было государство франков. Другой опасностью стало появление в Карпатском бассейне славян. Авары стали выгодным союзником для Константинополя.

Перед тем как узнать, когда был основан Аварский каганат, стоит разобраться c территорией проживания племени. Вначале аварам предложили земли на месте современной Сербии, но те от них отказались. Они попросили поселиться в Добрудже, которая лежала вдоль берегов Дуная. Равнина кочевому народу подходила больше. Но племя задержалось здесь ненадолго. Далее был известный уже союз с лангобардами и поселение в Паннонии. Началось формирование государства.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Быт горного народа

Те, чья национальность – аварцы, проживали издавна в горах. Основным занятием было и остается в этих районах и сейчас овцеводство, а также все промыслы, связанные с обработкой шерсти. Потребности в пропитании заставили аварцев понемногу спускаться на равнины и осваивать земледелие и животноводство, которые и стали основными занятиями равнинного населения. Дома свои аварцы строят вдоль бурных горных речек. Их строения очень интересны и необычны для европейцев. В окружении скал и камней дома выглядят их продолжением. Обычное поселение выглядит так: одна большая каменная стена тянется вдоль улицы, из-за чего она выглядит как тоннель. Разные уровни высоты способствуют тому, что часто крыша одного дома служит двором для другого. Современные влияния не обошли и эту национальность: аварцы нынешние строят большие трехэтажные дома с застекленными террасами.

Традиции и обычаи аварцев

Аварцы – коренной народ Дагестана, большая часть которого проживает на территории республики, также многие представители этой народности называют своим домом восточную Грузию и Азербайджан. Жилые комплексы аварцев, в основном, расположены в горной части. Впервые народ был упомянут Ананием Ширакаци в его труде «Армянская география». Аварцы исповедуют ислам, чем и объясняются многие традиции в их поведении и жизненном укладе.

Свадебные обычаи

• 1 день. По приглашению весь аул собирался в доме друга жениха за праздничным столом, который накрывался за счет гостей. Здесь же сразу выбирали главу застолья и тамаду: они должны были возглавлять торжество и развлекать публику.

• 2 день. Все гости переходили в дом жениха и продолжали праздник. В вечернее время ко двору жениха направлялась процессия во главе с невестой, которую поверх свадебного наряда укутывали покрывалом. Несколько раз свите невесты преграждали путь и требовали выкуп. Свекровь встречала невестку первой, дарила ей ценные вещи, затем отводила девушку с подругами в отдельное помещение, куда никто из мужчин не смел входить. За женихом в это время пристально следили друзья, дабы его не «украли» подружки невесты, если же такое случалось, приходилось платить выкуп. Свадьба проходила весело под сопровождение танцев и музыки. Поздней ночью невеста встречала жениха у себя в комнате.

• 3 день. Последний день свадьбы – день подарков от родственников мужа невесте. После процедуры дарения гости ели традиционное блюдо – обрядовую кашу.

Таинство рождения

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребенка. Желанием каждой аварской женщины было – родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало ее авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала.

Односельчане узнавали о рождении ребенка по звукам выстрелов из ружья: они доносились со двора родителей новорожденного. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Имя ребенку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

Кровная месть

За такие преступления, как убийство, похищение человека, супружеская измена, осквернение фамильной святыни можно было впасть в немилость целого рода аварцев. Месть при этом не знала границ и порой превращалась в бесконечное кровопролитие и вражду между родами.

С 19 века ритуал кровной мести был «подогнан» под нормы шариата. Данные правила предусматривают мирное урегулирование вопроса посредством выплаты пострадавшей семье компенсации за причиненный вред.

Некоторые обычаи гостеприимства

• Гость – всегда желанный человек в доме аварца. Во многих домах есть специальное помещение для приезжих друзей и родственников мужского пола. В любое время суток гость мог приехать и поселиться там, даже не уведомляя хозяина о своем прибытии.

• Безопасность – прежде всего. Все гости при входе в дом сдавали хозяину свое оружие, разрешалось оставить при себе только кинжал. Этот ритуал ни в коем случае не унижал приезжих, наоборот, хозяин тем самым указывал на то, что берет на себя всю ответственность за здоровье и жизнь своих гостей.

• Застолье. За один стол нельзя было усаживать младшего и старшего брата, отца и сына, тестя и зятя. Как правило, гости делились на две группы согласно возрасту. Родственники по материнской линии имели больше привилегий за столом, нежели родственники по отцовской линии. Во время застолья велись вежливые разговоры «ни о чем». Правилами аварского этикета хозяину запрещалось спрашивать у приезжего о цели визита, необходимо было подождать, пока гость сам не затронет эту тему.

• Табу для гостя. За столом гость не должен был выражать свои пожелания по поводу блюд. Приезжим не разрешалось посещать женские комнаты и кухню, а также оказывать влияние на семейные дела хозяина. Гость не имел права уехать без разрешения главы дома. Если гостю понравилась в доме какая-либо вещь, хозяин должен был отдать ее ему, поэтому было весьма нетактично со стороны гостя расхваливать понравившиеся предметы.

Даргинцы

Даргинцы, дарган, дарганти (самоназвание),
народ в России, коренное население Дагестана. Численность в России (вместе с
вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. человек, в том
числе в Дагестане 280,4 тыс. человек. Живут также в Ставропольском крае
(32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Общая численность 365
тыс. человек. Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской
семьи; важнейшие диалекты — акушинский (на его основе литературный язык),
цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский,
муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.
Распространён русский язык. Письменность на основе русского алфавита.
Верующие — мусульмане-сунниты.

К 9 веку (в связи с событиями 6-7 веков) относятся первые свидетельства
арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание
этнонима Даргинцы — 15 век. В 14 веке утвердился ислам. К началу 19 века на
территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских
общин (в горных селениях), частично — Тарковское шамхальство. После
вхождения Дагестана в состав России (1813) Даргинцы приняли участие в
освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля
(1834-59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. С 1921
Даргинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. В
советское время часть Даргинцев переселилась на равнину.

С 16 века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1)
нижнепредгорный (с частью равнины) — пашенное земледелие (ячмень, пшеница,
просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый
скот); 2) среднегорный — пашенное земледелие и отгонное (осенью)
овцеводство; 3) высокогорный — отгонное (весной) овцеводство и пашенное
земледелие.

Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно
обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева,
камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи,
сельскохозяйственные орудия, оружие — из Харбука, клинки из Амузги,
гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи,
резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага,
кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось
отходничество. Со 2-й половины 19 века усиливается проникновение
товарно-денежных отношений. Современное хозяйство Даргинцев базируется на
традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые
высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная
интеллигенция.

Основу социальной организации Даргинцев составляла сельская община —
джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Большая часть Даргинцев
входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар,
Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Преобладающая форма семьи —
малая, однако ещё в начале 20 века встречались неразделённые семьи.
Сохранялись тухумы — патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от
одного предка.

Горные селения Даргинцев в основном скученные, террасообразные, в
предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище
однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах — двух- и
многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье — двухэтажные и одноэтажные
дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более
широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными
двускатными крышами.

Мужская традиционная одежда общедагестанского типа — рубаха, штаны,
бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь;
женская — платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа
архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор — чухта (имел
локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и
вышивками.

Традиционная пища — мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты,
зелень, ягоды.

Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки,
пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется
традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки
доисламских представлений.

Использованы материалы статьи М.О.Османова в  кн.: Народы
и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000

Обычаи и традиции

Религия народа – ислам. Аварцы относятся к религиозной конфессии мусульман-суннитов. Естественно, правила шариата диктуют все традиции и семейные правила, которых строго придерживается аварец. Народ здешний в целом приветливый и гостеприимный, но свои верования и обычаи, вопросы чести отстаивает незамедлительно. Кровная месть в этих местах — дело привычное и поныне. Верования местного населения несколько разбавлены некоторыми языческими обрядами – так часто бывает на территориях, народы которых долгое время вели обособленный образ жизни. В семье главенствует муж, но по отношению к жене и детям его обязанность оказывать уважение и материально обеспечивать. Аварские женщины обладают настойчивым характером, который не прячут от своих мужчин, и всегда добиваются своего.

Происхождение

Происхождение аварцев до сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство — Хунзах.

Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к другим народам Грузии.

Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово «авар» с тюркского переводится как «тревожный» или «воинственный», в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой.

Те же, чья национальность — аварец, часто зовут себя так, как сами посчитают уместным: маарулалы, горцы и даже «верховные».

Аварцы, прославившие свой народ

Хабиб Нурмагомедов (национальность – аварец) — боксер, чемпион России, призер чемпионата мира по боксу, обладатель пояса WBA, чемпион Международной боксерской организации.

Амир Амаев – дагестанский ученый-атомщик, основоположник нового научного направления в разработке атомных реакторов.

Джамал Ажигирей – мастер спорта международного класса по у-шу, десятикратный чемпион Росии, двенадцатикратный чемпион Европы.

Фазу Алиева – дагестанская народная поэтесса, была редактором журнала «Женщины Дагестана».

Расул Гамзатов – аварский поэт, член Союза писателей, автор многих знаменитых и популярных и на сегодня песен.

Религия

Аварцы — мусульмане-сунниты шафиитского толка. До принятия ислама среди аварцев было распространено христианство, проникшее в 4—5 вв. с территории соседней Грузии. Попытки обратить аварцев в ислам начались в 7—8 вв. арабами, окончательно он утвердился к 15 в. Наряду с традиционным суннизмом среди аварцев утвердился суфизм накшбандийского толка, с так называемым «тихим» зикром, без танцев.
В годы советской власти аварцы не утратили традиций, как суфизма, так и ортодоксального ислама, институты шейхов и богословов-алимов, культ святых. Негласно многие селения имели мечеть. С 1990-х гг. в аварских селениях возобновилось строительство мечетей, распространяется арабская грамотность, отмечаются главные мусульманские праздники. Неумение совершать намаз в общественном мнении осуждается. С середины 1990-х гг. среди аварцев распространился ваххабизм. В то же время сохраняются элементы домонотеистических верований: вера в демонов, соблюдение сельскохозяйственной и семейной обрядности.

Происхождение народа

Существует несколько версий происхождения авар. По одной из них, племена вышли из Центральной Азии. Там их знали как жуан-жуани. По второй – племена вышли из Средней Азии.

Многие исследователи считают, что авары не были обособленными, они представляли собой этнически смешанный народ. Об этом свидетельствуют найденные захоронения. В одних устраивались крупные могильники с отдельным погребением людей и лошадей (обычаи монголоидов), в других найдены ноги и черепа лошадей (свойственно иранским народам).

Исследование черепов также показало, что в одно и то же время жили авары с монголоидными и европеоидными чертами лица. Авары вступали в брачный союз со всеми народами. Они вполне могли смешаться с сарматами, жившими на территории Венгрии, а также со славянами. Сами себя они называли обровами.

Семейный уклад

Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда. В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

Какие они — современные дагестанские мужчины?

  • Это прежде всего самые гостеприимные люди на планете. При встрече всегда улыбаются и жмут руку.
  • Уважение к старшим возведено в культ и в ранг закона. Любой старик будет иметь почет и уважение среди молодежи.
  • Среди мужчин нет никаких поцелуев.
  • Они очень не любят отчества, всегда обращаются только по имени.
  • Очень талантливые, среди них много танцоров, певцов и поэтов.
  • Очень любят петь патриотические песни.
  • Любят должности и внешние атрибуты: машина, кабинет, яркая одежда.
  • У мужчин развиты сильные лидерские качества, всегда берут инициативу на себя.
  • Любят соревноваться по любому поводу и очень болезненно переживают поражения.
  • Любят мясо на огне и хинкали.
  • Легко теряют самоконтроль. Если хотите вывести дагестанца из состояния равновесия, заденьте его патриотизм или укажите на слабости.
  • Открытые, про них можно смело сказать «душа на распашку».
  • Не любят иронию, абстрактные шутки. Все сказанное принимают за чистую монету.
  • Они очень эмоциональные, любят размахивать руками, кричать, громко выражать свои мысли.
  • Многие любят лошадей и собак, причем увлекаются ими серьезно.
  • Знают свой род чуть ли не до 7-го колена.
  • Пренебрежительно относятся к закону, считают себя свободными людьми.
  • Щедрые, отдадут последнее своему соседу.
  • Умеют дружить, для друга пожертвуют всем, что есть.
  • Очень любят свою Родину, язык, культуру и обычаи.

Этнонимы

По мнению русских историков XIX века, соседи аварцев обычно называли их экзонимом тавлины ( тавлинцы ). Василий Потто писал, что те, кто на юге, обычно знали их как тавлинов ( тавлинцев ). «Слова в разных языках имеют одинаковое значение … горцев горцев».

Николай Дубровин писал: « Чечня с ее богатыми горными пастбищами, горными склонами, покрытыми густым лесом, с ее равниной, орошаемой множеством рек и богатой растительностью, является прекрасным контрастом с соседними бесплодными и каменистыми частями Дагестана, населенными племенем аварцев. «.

Тавлины обычно берут начало в верховьях двух притоков реки Сулак : Андийского Койсу и Аварского Койсу .

Потто также утверждал, что члены аварского племени также часто называют себя альтернативным эндонимом маарулал , что также означает «альпинист».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector