Кибуц — от каждого по способностям, каждому по потребностям

История кибуцев в Израиле

Первые из этих общин появились за несколько десятилетий до создания самого государства Израиль — в первые годы XX века, когда покоренная идеями сионизма и желавшая обрести свой собственный дом еврейская молодежь со всего мира ехала селиться в Палестину. Среди первопоселенцев было немало выходцев из Российской империи, а также из других европейских стран, верящих в возможность разумно устроенного общества и в благотворность идеалов социализма.

Именно энтузиазм помогал новым поселенцам выжить в крайне суровых условиях. Многие из них были типичными горожанами, знакомыми скорее с пером, рубанком или иглой, чем с плугом или лопатой. Вдобавок первым израильтянам приходилось то и дело отбивать нападения воинственно настроенных арабов, не желавших мириться с явившимися неизвестно откуда на их землю пришельцами. Сплоченность, верность идеалам и готовность учиться друг у друга, предопределила стойкость кибуцев в Израиле.

Интересные факты

О жизни и деятельности современных кибуцев Израиля свидетельствуют такие данные:

  • Традиционные отрасли, в которых успешно трудятся кибуцники: сельское хозяйство, производство молока, мяса, фруктов и овощей, что позволяет обеспечивать этими продуктами питания всю страну.
  • Общины уже давно считаются уважаемыми партнерами на экономической сцене мира, они владеют акциями крупных производственных компаний.
  • Компания «Нетафим», в которой трудятся жители трех кибуцей (Хацерим, Йифтах и Магаль), — одна из ведущих в промышленности Израиля, производит оросительные установки и обладает патентом на капельный метод, с помощью которого можно озеленить многие пустынные регионы стран на планете.
  • Учеными кибуца Изреэль в 1983 г. был изобретен робот для очистки воды в бассейне, со временем здесь была основана компания «Майтроникс», ставшая сейчас мировым лидером в области передовых технологий.
  • Первые сандалии начали изготавливать в кибуцах для обеспечения дешевой обувью ее членов, однако со временем их производство выросло в брендовое предприятие «Тева Наот», которое успешно завоевало рынок Европы, США и Японии.
  • Последние 10-летия созданием построек в общинах занимались знаменитые архитекторы мира: Р. Кауфман, Л. Кракауэр, А. Шарон, Ш. Местечкин, Л. Коэн. Архитектура кибуцей была представлена в павильоне в 2010 г. и произвела большое впечатление в мире.
  • Начиная с 1960-х годов в моду вошло волонтерство из других стран: в Израиль стали приезжать молодые туристы и энтузиасты (в т.ч. и некоторые знаменитости), мечтающие познакомиться с кибуцным духом и направлением жизненного устройства. Пожив несколько месяцев в сообществе, они вернулись к себе домой, став послами кибуцной идеологии, а многие даже остались здесь жить.

В 21 веке наступила эпоха «обновления» в кибуцах: вместо коллективной собственности была введена частная, появилась дифференцированная плата за труд, городской тип общин (в Иерусалиме, Бейт-Шемеше, Акко и Тель-Авиве), однако солидарность и гордость кибуцников осталась прежней. Поэтому говорить о снижении интереса к кибуцам и их идеологии пока рано.

История[править | править код]

До создания государстваправить | править код

Молодёжь, прибывшая в Землю Израильскую со второй алиёй 1904—1914 годов, была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенгеймер, Н. Сыркин и другие) казалось простым ещё и потому, что в Палестине периода турецкого владычества фактически ещё не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов А. Гордона, видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов[источник не указан 4068 дней], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона Э. Дж. Ротшильда[источник не указан 1900 дней]. Чтобы преодолеть эти тяжёлые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наёмного труда, был ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали И. Трумпельдор и Маня Шохат.

Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в 1909 году. К концу 1-й мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.

Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара

С установлением британской власти в подмандатной Палестине () и началом третьей репатриации в Израиль кибуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные активисты заселения, прибывшие из России и Польши, включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых была Гдуд ха-‘авода.
Наряду с небольшими, в начале 1920-х годов были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф (1921), Хефци-Ба (1922), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в Земле Израильской число сельхозкоммун и коллективно купленного жилья, возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).

После создания государстваправить | править код

С 1948 года основание новых кибуцев несколько замедлилось. Основной людской резерв общин — активисты заселения из Европы — был уничтожен во время 2-й мировой войны. Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948 года, состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Холокост, которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные мошавы (сельскохозяйственная община, действующая на кооперативных началах).

Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счёт молодёжной алии из Европы и Америки, а также притока уроженцев страны.
По переписи 1983 года в Израиле насчитывалось 267 кибуцев, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцев составляли в указанном году около 3 процентов (до основания государства — 7 процентов).

Государство Израиль

Идея сбора изгнанников Израиля на землю Израиля ( кибуц Галуйот ) была основой для создания Государства Израиль. После Холокоста Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в процессе принятия решения по Плану раздела Палестины Организации Объединенных Наций восприняла эту идею как причину для принятия решения о еврейском государстве . Выражение тоски по сбору изгнанников Израиля на земле Израиля можно найти в Молитве за Государство Израиль , автором которой были главные раввины Израиля в первые годы существования Израиля. Органы власти Израиля выразили свое мнение по этому поводу, приняв Закон о возвращении , который предоставил каждому еврею право совершить алию на землю Израиля.

Молитва за государство Израиль

Молитва о благополучии государства Израиль произносят в субботу и еврейские праздники во многих синагогах по всему миру. Молитва обращается к Богу с просьбой благословить землю Израиля, чтобы помочь ее лидерам, и обращается с призывом, используя слова Моисея:

Молитва обычно читается в синагогах религиозного сионизма и консервативного иудаизма , но обычно не в синагогах харедим .

Закон о возвращении

Штамп в паспорте, подтверждающий получение израильского гражданства на основании Закона о возвращении.

Закон о возвращении (иврит: חוק השבות, Хок ха-Швут ), закон , принятый в 1950 году в память о Холокосте, позволяет каждому еврею право сделать алию государству Израиль и получить сертификат алии , который предоставляет обладатель сертификата немедленно получает гражданство Израиля. Это проистекает из идентичности Израиля как еврейского государства, что связано с идеей собирания Израиля.

Йом ха-Алия

Йом ха- Алия ( День алии ) ( иврит : יום העלייה ) — новый израильский национальный праздник, официально принятый 21 июня 2016 года. Йом ха-Алия ежегодно отмечается десятого числа еврейского месяца нисан ( иврит : י »). ניסן ). Этот день был учрежден, чтобы признать алию , иммиграцию в еврейское государство, как основную ценность Государства Израиль, и отметить постоянный вклад Олима в израильское общество.

этимология

Слово кибуц происходит от иврита. Это образование к корнюקבץ«Собирать». Шошана Файнгольд-Студник в своей диссертации, опубликованной в 2002 году, предприняла расширенный вывод этого термина: «Термин« кибуц »происходит от еврейского слова« kwuza », которое переводится как« группа »; в двадцатые годы на смену «квуза» пришел «кибуц» . «Кибуц» в переводе также означает «собрание», но отличается от прежнего «куза» тем, что в нем больше членов. Между тем, термин «кибуц» был согласован для обозначения « запланированного коллективного сельского поселения в Израиле, сегодня часто с аффилированными коммерческими предприятиями» . Квуза (также квуца ) во множественном числе — это квузот .

В литературе термины квуза и кибуц чаще всего используются как синонимы . Точно так же, как Файнгольд-Студник упомянул дифференциацию, основанную на количестве членов в предыдущей цитате, существуют также различия, основанные на том, что квуза рассматривается как предшественник кибуца, что также может быть основано на побочном эффекте : « Квуза: ( буквально: собрание, группа) предшественник кибуца. Термин кибуц обычно используется в соответствующей литературе для коллективных поселений с большим числом членов, в то время как небольшие кооперативные группы называются квузот. В следующих частях работы не делается различий между терминами квуза и кибуц, и в основном используется термин кибуц ». В более узком значении как группа термин квуза также используется как организационная единица в еврейской молодежной работе.

Работа в кибуце преимущества и недостатки

Важное преимущество работы в кибуце — это возможность получения совершенно нового, ни на что не похожего опыта. Кибуц — это совершенно уникальная форма организации общественной жизни, поэтому, если в ваших планах — жизнь в Израиле, то если вам это близко, то попробовать точно стоит. Внутри кибуцев проводится масса интересных мероприятий, а детские сады в кибуцах — это и вовсе уникальное явление, именно в такие стараются отдавать своих детей даже те родители, кто не состоит в кибуцах

Жизнь в кибуце — это вовсе не серая обязаловка и рутина, это — разнообразие, погружение в местную культуру, интересное времяпровождение

Внутри кибуцев проводится масса интересных мероприятий, а детские сады в кибуцах — это и вовсе уникальное явление, именно в такие стараются отдавать своих детей даже те родители, кто не состоит в кибуцах. Жизнь в кибуце — это вовсе не серая обязаловка и рутина, это — разнообразие, погружение в местную культуру, интересное времяпровождение.

Если вы планируете переезд в Израиль и, в частности, присоединение к одному из двух с половиной сотен израильских кибуцев, то в можете обратиться к I’MMIGRATION, получив не только все необходимые вам консультации по этому поводу, но и всю возможную помощь. Вместе с нами, ваш переезд пройдет максимально гладко, грамотно и быстро!

Современная жизнь кибуц

Кибуцы сегодня посещает множество туристов, но и среди местных жителей многие проявляют интерес к подобным поселениям, даже если не имеют в планах переселяться в подобные общины и становиться их членами. Это можно пояснить тем, что поселения такого типа лишены городской суеты и пыли, и позволяют отдохнуть и телом, и душой.

Детские праздники кибутцев особенно популярны, как и детские сады — израильтяне уверяют, что в таких детских садах дети имеют возможность чаще бывать на природе и дышать свежим воздухом, и при этом достаточно активно развиваются. Однако если углубиться в вопрос устройства детских садов, то можно сделать вывод, что они вполне схожи с привычными нам учреждениями дошкольного уровня, созданными в СССР.

Но главная особенность поселений в других моментах. В кибуцы в Израиле условия проживания обычно следующие:

  • получить определенные услуги возможно по номеру члена кибуца, которому соответствует индивидуальный счет для этого;
  • прямого почтового сообщения с кибуцами нет, и почту забирают в подобные поселения передвижные почтовые «отделения»;
  • кибуцы могут быть религиозными и нерелигиозными, и это важная деталь для тех, кто выбирает населенный пункт для проживания (для туристов это несущественно обычно);
  • нет никакого строгого контроля за тем, что делает человек в своей жизни и с собственным домом, и управляющий аппарат не ограничивает свободу людей;
  • нет необходимости отчитываться перед управленцами, а управление передано в руки общего собрания (принцип самоуправления).

Ранее в подобных населенных пунктах вовсе отсутствовал денежный оборот, однако со временем жители пришли к логичному выводу, что необходимо зарабатывать деньги извне вместо внутреннего товарооборота. Именно потому на сегодняшний день общедоступными остаются детские сады и праздники, а остальное требует денег и трудоустройства. Чтобы получить жилье и оказание определенных услуг, представители таких общин вынуждены работать, как и все остальные, на предприятиях и заводах, и платить соответствующие налоги на содержание каждого из жителей.

Ранее в кибуцах были популярны общие столовые, прачечные и другие заведения, однако на фоне того, что в поселениях начали ходить деньги, и появился денежный оборот, каждый стал стремиться питаться и стирать самостоятельно, потому подобные организации уже перестали быть актуальными. Это создает множество социальных проблем, связанных в основном с неприятием изменений пожилым населением, а также с неумением в общей массе населения заботиться о себе самостоятельно. Но с каждым годом поселения все более становятся цивилизованными и осовремениваются.

Таким образом возможно говорить, что на сегодня практически исчезла идеологическая составляющая. Появились разные слои населения и жители населенных пунктов пользуются достаточно активно благами цивилизации.

Для тех, кого интересуют кибуцы в Израиле — что это, и как они устроены, можно отметить, что это достаточно современные и красивые, но все еще необычные национальные поселения.

Общий

В 2014 году таких поселений по-прежнему оставалось 272 с численностью населения до 2000 человек. С 1999 года почти не было никаких стартапов. На момент основания Государства Израиль около 8% израильтян жили в кибуцах; в 2014 году это было около 1,8%. Эмиграция началась с 1990-х годов, особенно среди молодежи, которая могла лишь частично быть поглощена иммиграцией из-за границы, например из США, Канады и Европы. Таким образом, общая тенденция к снижению сохраняется с 2010 года, поскольку большинство молодых людей, самое позднее после прохождения осознают, что их жизненные интересы сосредоточены за пределами кибуцев, и больше не возвращаются.

На данный момент членами светского движения кибуцев ( Kibbutz Movement ) являются 256 кибуцев , еще 16 против него в религиозном движении кибуцев ( Religious Kibbutz Movement ).

Член кибуца называется чавер («товарищ», множественное число хаверим ) или в женской форме чавера (множественное число чаверот ) или как кибуцник (множественное число kibbutznikim ).

Другими формами сельскохозяйственных поселений являются более многочисленные (около 400) мошавы , которые организованы в виде кооперативов , а также различные смешанные формы кибуцев и мошав. Другой вариант — мошавот (значительно меньше 100) , которые сопоставимы с европейскими деревнями и с самого начала были созданы благодаря частной инициативе.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • Alemannisch
  • العربية
  • Azərbaycanca
  • Boarisch
  • Беларуская
  • Български
  • Brezhoneg
  • Bosanski
  • Català
  • Čeština
  • Cymraeg
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Galego
  • עברית
  • हिन्दी
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • 한국어
  • Latina
  • Lëtzebuergesch
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Bahasa Melayu
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Polski
  • Português
  • Română
  • Sicilianu
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Kiswahili
  • தமிழ்
  • Tagalog
  • Türkçe
  • Українська
  • اردو
  • Tiếng Việt
  • 吴语
  • ייִדיש
  • 中文

Как возникали и развивались кибуцы

Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.

В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.

Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.

Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.

В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.

Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.

Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.

В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.

Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.

С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.

Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.

Роль в истории Израиля[править | править код]

Разветвлённая сеть кибуцев в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач сионистского движения — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами активистов заселения за границей, создали в Земле Израильской высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.

Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства Всемирной сионистской организации. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжёлые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооружённых нападений соседей-арабов. Однако сплочённость коммун, целеустремленность их членов, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьёзный и менее длительный ущерб, чем сельским поселениям других видов (например, мошавам).

Когда вследствие арабских беспорядков (1936—1939) и наложенных британской администрацией ограничений на приобретение земли возникла необходимость создать в короткое время значительное число поселений в районах, где до тех пор не было еврейского населения, кибуцное движение было наиболее активным в сооружении быстровозводимых пунктов типа хома у-мигдал (стена и башня). В 1936—47 гг. были созданы 118 способных к самообороне поселений, в большинстве кибуцев. Кибуцное движение основало и большинство первых сельскохозяйственных поселений в Негеве, к планомерному заселению которого приступили лишь в 1943 году.

Все взрослые члены кибуцев числились в отрядах Хаганы с самого её возникновения; кибуцы служили как её базами, так и прибежищем для нелегальных репатриантов, в перевозке которых в подмандатную Палестину кибуцное движение принимало активное участие. Части Палмаха были расквартированы в кибуцах, где они тренировались и несли охранную службу, одновременно помогая членам кибуцев в сельскохозяйственной работе. После провозглашения государства вдоль границы и в стратегических пунктах были созданы кибуцы, ставшие форпостами обороны страны и препятствием для проникновения террористов.
Значительно число членов кибуцев в командном составе Армии обороны Израиля.

литература

отсортировано в алфавитном порядке по авторам / редакторам

  • Э. Аврахами: Кибуц. Для развивающегося сообщества. Яд Табенкин, 1992.
  • Э. Аврахами: Меняющийся кибуц. Яд Табенкин, 2000.
  • Клаус Стефан Беккер: Кибуцы, мошав и волонтерские услуги (= рабочие места и стажировки. Том 6). Межсоединения , Фрайбург-им-Брайсгау 1997, ISBN 3-86040-010-X .
  • Бруно Беттельхейм : Дети мечты . Саймон и Шустер, Нью-Йорк, 1969/2001, ISBN 0-7432-1795-0 ; Немецкий: Дети будущего: Общественное образование как путь новой педагогики . Перевод Илзе Вингер. Molden

    • Вена, 1971 г.
    • dtv 888. Мюнхен, 1-е издание: 1973 г. (2-е издание: 1975 г., ISBN 3-423-00888-1 )
  • Шмуэль Бурмил, Рут Энис: Меняющийся ландшафт утопии. Пейзаж и сады кибуца в прошлом и настоящем . (= Зеленая серия. Источники и исследования по садовому искусству. 29). Wernersche Verlagsgesellschaft, Worms 2011, ISBN 978-3-88462-284-1 .
  • Кристиан Буш-Люти : Жизнь и работа в кибуце. Текущие уроки восьмидесятилетнего эксперимента . Кельн 1989, ISBN 3-7663-3008-X .
  • Шошана Файнгольд-Студник: Кибуц в переходный период: экономические и политические основы. Deutscher Universitäts-Verlag, Висбаден, 2002, ISBN 978-3-8244-0672-2 .
  • Даниэль Гаврон: Пробуждение кибуца из Утопии . Rowman & Littlefield, Lanham 2000, ISBN 0-8476-9526-3 .
  • Саадиа Жёлтый: почти сто лет единения . Шмуэль Пресс, Тель-Авив, 1994.
  • Гуннар Хейнзон (ред.): Модель кибуца. Инвентаризация альтернативного образа жизни через семь десятилетий . (= Издание Suhrkamp. 998). Франкфурт-на-Майне 1982 г., ISBN 3-518-10998-7 .
  • Kibbutz Trends (ежеквартально). Рамат Эфал, Яд Табенкин, 1991– (ранее называлось «Течения кибуца и исследования кибуца» ).
  • Дэвид Лейхман, Идит Паз (ред.): Кибуц — альтернативный образ жизни . Яд Табенкин, 1997, ISBN 965-282-045-8 .
  • Матиас Линденау: Реквием по мечте? Трансформация и будущее кибуцев в израильском обществе. (= Politica et ars. 11). С предисловием Херфрида Мюнклера. Лит, Берлин 2007, ISBN 978-3-8258-0237-0 . (также диссертация в Университете Гумбольдта в Берлине, 2006 г.)
  • Ари Липински : В частности, кибуц 88 . Межсоединения , Фрайбург 1988, ISBN 3-924586-25-X
  • С. Марон: Кибуц в рыночном обществе . Яд Табенкин, 1993.
  • Герман Майер-Кронемейер : Кибуцы . История, дух и форма . Издательство литературы и текущих событий, Ганновер, 1969. (Диссертация)
  • Х. Ниа: Движение кибуцев — история. Том 1: Истоки и рост, 1909-1939 ; Том 2: Кризис и достижения, 1939–1995. Oxford Univ. Press, 1992/1997.
  • Франц Оппенгеймер : Поселенческий кооператив. 1-е издание. Дункер и Хамблот, Лейпциг, 1896 г.
  • Хаим Селигманн , Габи Мадар: Кибуц: обзор . Рамат Эфал, Яд Табенкин, 2000.
  • Амос Оз : Другое место (= Библиотека Süddeutsche Zeitung. № 71). Мюнхен 2007, ISBN 978-3-86615-521-3 .
  • Майкл Тилдесли: Никаких небесных иллюзий? — Сравнительное исследование трех общественных движений . Издательство Ливерпульского университета, 2003.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector