Традиции казахов

Национальные узоры и украшения

Казахский народ всегда жил в красивых жилищах. Юрты были увешаны шикарными, сделанными вручную, алаша и киiз с утонченной вышивкой. Предметы для труда также были украшены узорами, расписанными на дереве, костях, металлах.

Одежда, головные уборы, сумки, посуда (пиалы, ковши, торсық) – каждая часть жизни казахского народа была отмечена яркими и оригинальными орнаментами.

Из кожи скота шились сапоги, ремни, пояса, рогами украшались кровати в юртах.

Казахские зергеры (ювелиры) были талантливыми дизайнерами, которые предпочитали в основном создавать творения из белого серебра.

Казахские серьги (сырға), браслеты (білезік), шейные и головные изделия были искусно вылиты из металла в виде полумесяца, цветов, колокольчиков, с красивыми подвесками, а женские украшения в виде 3-х перстней, соединяющихся тонкими цепочками с браслетом, не оставляют равнодушной ни одну модницу и по сей день.

Национальные традиции Казахстана

Уважение к старшим

Это одна из самых основных и главных традиций Казахстана. Она прививается еще с детства. Малышей учат культуре общения и поведения с взрослыми и пожилыми людьми. Ценность уважения очень важна для казахов. Считается, что именно на нем строится благополучие, а взаимопонимание – путь к счастью и миру. У народа есть немало поговорок об этом.

«Человек – раб того, кто его уважает». Эта поговорка очень популярна. Люди считают, что ни один человек не станет делать зло, тому, кто проявил к нему уважение и почтение, а наоборот станет более благосклонен и учтив.

Гостеприимство

Невозможно побывать в Казахстане и не обратить внимания на гостеприимность этого народа. Некоторые из обрядов канули в лету, но часть из них соблюдается и до сих пор. Существуют строгие правила приема гостей. Пришедший, даже нежданный гость, всегда оказывается в центре внимания. Его радушно приветствуют, усаживают во главе стола, предлагают лучшие яства. Не доесть что-то с тарелки считается дурным тоном и неуважением к хозяевам, поэтому порции всегда небольшие. Отсюда пошла традиция маленькой посуды.

Рассказать о традициях Казахстана кратко – невозможно. В древности напоследок гостю обязательно дарился подарок. Чаще всего это был шапан – халат. Такая традиция называется «Ат мингизип шапан жабу». При прощании принято благословить уходящего.

Белкотерер – это традиция угощения гостей преклонных лет.  Хозяева, таким образом, выражают свое уважение и заботу к старшему поколению. Конаккаде – это традиция, придерживаясь которой гость обязан подарить подарок хозяину дома. Это может быть как что-то материальное, так и стих или песня.

Бытовые традиции

Тизе Бугу – обычай преклонения колена при входе в чужой дом. Считается, что таким образом гость выражает свое глубочайшее уважение к хозяину и просит разрешения войти. Сейчас эта традиция встречается редко, но раньше человек, не выполнивший такой обряд, считался невеждой и мог быть выгнан из дома хозяина.

Традиция помощи нуждающимся – Жылу — одна из самых благородных. В Казахстане вопрос благотворительности укоренился на уровне обычая. Его придерживаются и сейчас. Помощь малообеспеченным гражданам, пострадавшим после пожара или стихийного бедствия, больным и немощным стала обычным делом для любого казаха. Считается, что ушедшее на благо вернется в двойне. Люди без раздумий стремятся протянуть руку помощи друг другу. Они делятся продуктами, предметами быта, одеждой, предоставляют крышу над головой.

Асатады

«Асатады» — «Угощать» приехавших сватов. Как раз таки угощают курдючным салом. На сегодня это блюдо выглядит совсем по-другому. Сейчас его подают на шпажках, так его можно съесть без остатка, как положено по обычаю. Сваты во время угощения желают друг другу: «Бауырдай жақын – құйрықтай тәтті болайық». «Давайте будем друг другу близки как печень, и нежны как курдючное сало». После, уже в статусе официальных «кудалар» родители молодоженов проводят обряд  «Төс қағыстыру», где отцы влюбленных обнимаются. На казахском это звучит таким образом: «Құда мен құданы төс қағыстыру».

После ритуалов құйрық-бауыр и төс қағыстыру проводится обряд «Сырға салу«, «Одевание серег», в котором принимают участие только женщины. Невесту выводят две ее снохи (жеңге) без сережек. К делу приступают уже две снохи со стороны жениха. Они надевают на невесту привезенные серьги. На самом деле серьги также может надеть и мама жениха. Это зависит уже от региона, куда невестой пойдет девушка. Поцеловав ее и поздравив ее, сваты дарят плату за показ невесты «қыздың көрімдігі».

Также сваты со словами: «Қалыңсыз қыз болса да, кәдесіз күйеу болмайды».  «Может и существует невеста без приданого, но не существует жениха без подарков». Таким образом, сваты со стороны жениха вручают родным невесты обязательные дары:

«Өлі — тірі» «Мертвые-живые» – принесенное в жертво мясо, которое делят между родственниками новоиспеченной невесты. 

«Той малы» «Животное на свадьбу» — на данный момент эти обряды дарят в денежном эквиваленте.

«Сүт ақысы» «Оплата молока» – здесь дарят подарок матери невесты.

«Жігіт түйе» «Джигит верблюд» – в этом обряде нужно сделать подарок отцу невесты в виде верблюда.

Новый год

Празднование Нового года в государстве происходит в ночь с 31 декабря на 1 января. Новогодние традиции республики Казахстан мало чем отличаются от Европейских. Этот праздник пришел в эту восточную страну во время СССР и поэтому традиции его с тех пор остаются неизменными. Люди наряжают елки, украшают дома гирляндами, клеят на окна снежинки.  Как и в других странах, здесь принято в праздничную ночь накрывать столы, зажигать бенгальские огни и пускать салюты.

До 12 часов ночи казахи провожают Старый год. Подымают бокалы шампанского, благодарят уходящий год за все события, вспоминают лучшие моменты. После того, как куранты пробьют полночь, люди встречают приходящий год, высказывают свои пожелания, загадывают желания, дарят подарки. Затем выходят на улицы и любуются яркими огнями, распускающимися в ночном небе – салютами. Праздничная атмосфера заполняет собой каждый уголок Казахстана. После полуночи в этой стране принято ходить в гости и приглашать их в свой дом. Люди обмениваются пожеланиями, оставляют презенты под елками.

Некоторые казахи наряжаются в костюмы Деда Мороза и Снегурочки и поздравляют детей. Ребята с радостью рассказывают стихи, поют песни и танцуют. В период зимней сказки царит атмосфера веселья, добра и уюта.

Бет сипау

Тут многим иностранцам вовсе не понятно зачем казахи поглаживаю лицо, после «бата»- благословения. Казахский народ очень щедрый на хорошие пожелания и поэтому слова благословения могут звучать очень часто за дастраханом по любому случаю: закончился учебный год у ребенка, зовут гостей, готовят угощения и перед началом трапезы произносят «бата». Принято добрые пожелания произносить взрослым. Во время напутствий присутствующие должны складывать ладони в виде чаши, во время пожеланий как-бы чаша наполняется благодатью, а далее по окончанию «бата» руками проводят по лицу, то есть согласно поверьям, человек впитывает в себя все сказанное. Также нельзя покидать застолье, не дав «бата» за приготовленное угощенье.

Праздник взрослых и детей – Наурыз

Праздник весны, обновления природы, начала нового года – Наурыз – имеет языческие корни. Вот уже более пяти тысяч лет он является главным событием в году как у казахов, так и у многих народов Азии.

В Абатском районе стало традиционным масштабное празднование этого весеннего дня. 22 марта двери дома культуры села Шевырино были широко распахнуты с самого утра. Сюда, на праздник Наурыз, шли и ехали гости со всего района со своими семьями, угощеньями, подарками и хорошим настроением.

Работники Абатского районного дома культуры сделали все, чтобы каждый побывавший на Наурызе, запомнил его как доброе, светлое и счастливое событие. Со сцены в этот день звучали поздравления от заведующей отделом по делам культуры, молодежи и спорта администрации Абатского муниципального района Н. Поляковой, главы Шевыринского сельского поселения С. Быковой, аксакала и старейшины – Т. Жакипжанова. Более двух часов длилась праздничная программа; интересные концертные номера сменяли друг друга.

В этот день было все по-особенному: дети в национальных казахских костюмах пели песни, читали стихи, танцевали; взрослые рассказывали о национальных блюдах, одеждах, традициях своих семей. Ведущие праздника, семейная пара Оксаны и Василия Медведевых, помогали артистам справляться с волнением, подбадривая их и призывая зрителей аплодировать громче. Не обошлось и без конкурсов с подарками: для мужчин были испытания на скорость, ловкость и силу; среди девочек и женщин определяли знатока блюд казахской национальной кухни и обладательниц самых длинных волос.

После завершения концертной программы всех пригласили к столу с национальными блюдами – бешбармак, баурсаки, казы и много чего вкусноприготовленного ожидало гостей.

Праздник Наурыз получился гостеприимным, музыкальным и очень ярким. Для одних он стал местом долгожданной встречи, для других же возможностью показать свои таланты и умения, а кто-то вообще в этот день, может быть, исполнил свою заветную мечту!

Праздник Наурыз

Наурыз – праздник весны. Он пришел в современный мир еще со времен язычества и идолопоклонения. В Казахстане этот праздник отмечают три дня – с 21 марта – день весеннего равноденствия по 23 марта. Считается, что именно в этих числах весна побеждает зиму и вступает в силу, принося с собой тепло и солнце. Начиная с этих дат, перелетные птицы возвращаются в свои гнезда, просыпаются дикие звери после зимней спячки, насекомые вылезают из-под земли. Этот праздник является символом новой жизни и обновления природы. Наурыз в Казахстане еще называют вторым Новым годом.

Традиционно священным в Наурыз считается число «семь». Казахи готовят особый суп – «наурыз-коже» из семи ингредиентов и насыпают его в семь мисок, которыми угощают семь аксакалов – мудрых старцев. Считается, что если наесться этим блюдом досыта, то следующий год принесет с собой достаток и богатство. В этот день ходят в гости в семь домов и встречают у себя семь гостей. Это символизирует дружбу и гостеприимство народа.

Традиции Наурыза в Казахстане соблюдаются и в современности. Традиционно играют в «тогуз кумалак» — интеллектуальная игра на логику для взрослых и детей. «Казакша курез» — национальная борьба — увеселительное представление среди спортсменов. «Алтыбакан» — традиционное катание на больших качелях. Также устраиваются конные скачки и выставки лошадей.

«Құда түсер»

Приезд гостей, а точнее сватов называют «қуда түсер». О приезде сватов заранее будут знать родители девушки, и начинают накрывать на стол, пригласив всех близких родственников. На столе они подают традиционные казахские блюда. Во время угощения, главный қуда (сват), потихоньку начинает поднимать тему их визита: «у вас есть прекрасная дочка, у нас уже взрослый сын». 

 Молодой человек и невеста в период қуда түсу не должны быть вместе и присутствовать на празднике. Как оказалось, встреча родителей молодой пары должна пройти без их участия.

Если отец девушки, соглашается на предложение құдалар, то обе стороны одаривают друг другу презентами, как и необходимо по традиции: қүда тарту, құда аттанар, ат байлар и т.д.

Праздничный стол

Казахские хозяйки к Новому году накрывают щедрый стол с разнообразным меню, в котором присутствуют блюда национальной кухни. Любимой закуской являются баурсаки – сладкие или пресные мучные изделия в виде пончиков. Популярное блюдо казахской кухни – бешбармак. Оно представляет собой вареную баранину, конину или говядину с лапшой (сочни). Его подают вместе с мясным бульоном – сурпой. На новогоднем столе также присутствует казы – домашняя колбаса из конины с пряностями, сырне – маринованная в сливках баранина. Традиционным десертом является чак-чак – изделие из теста с медом. Популярны легкие алкогольные напитки: кумыс – из кобыльего молока и шубат – из верблюжьего.

Что же говорили об этом празднике великие казахи?

Великий казахский просветитель Ахмет Байтұрсынұлы писал о празднике следующее: «Наш Новый год …действительно достоин называться Новым годом. Это время, когда снег тает, дни теплеют, вся живность радуется, чувствуя, что лето близко. Руки людей труда развязываются от тяжелого зимнего труда. Это время, когда травы, встрепенувшись и расцветая, встают из под земли, деревья готовятся помолодеть, солнце перестает ходить стороной, и поднимаясь, высоко дарит равенство всем, щедро одаривая лучами весь белый свет».

Поэт Миржакип Дулатулы в статье «Қош келдің, Наурыз!» (Добро пожаловать, Наурыз!) написал так: «Может ли у казаха быть жизнь без живности? Чтобы уберечь его в зимний мороз и лютый буран, казах, совершая неимоверные усилия, трудится постоянно, находясь рядом с животными, и радуется уходу зимы. Радуется новому году – началу нового года Наурызу. Так почему бы ему не праздновать Наурыз?».

Мухтар Ауэзов в статье «Сыршылдық салт өлеңдері» (Традиционные сокровенные стихи) о празднике пишет: «Особенно он был почитаем кочевыми народами и считался самым великим праздником».

Наряду с «Ұлыс» казахи называют этот праздник «Наурыз». Их предки всегда были толерантны к другим культурам. И в том, что в казахском языке появилось слово Наурыз, нет ничего удивительного.

Слово «наруыз», как считают ученые, на староперсидском языке означает «новый день». О нем упоминается в книге «Шах-Наме» («Книга царей»), где говорится об истории, начиная от первого человека и множества царей, в том числе и Туре – царе Турана. Так в древности называлась страна тюрков, что подтверждает взаимосвязь двух древних культур.

В эпосе о царе по имени Джамшид, который царствовал 1 000 лет, говорится: «Со всего мира сошлись люди, чтобы любоваться блистательным царским троном Джамшида. Все славословили его счастливую звезду, осыпали шаха драгоценностями. День тот праздником объявили и название ему положили Новруз, то есть Новый день.

И потекла с того дня жизнь беспечальная. Три века люди не знали забот …словом, настала золотая пора, время доброе и счастливое. Люди не ведали горя и болезней, на земле не умирал никто, жили все в согласии и покое». Такое мифическое повествование подтверждает, что праздник этот не был религиозным.

Праздник ҰЛЫС КҮНІ был зарожден в далекой древности, и это подтверждает великий поэт Магжан Жумабайулы. В 1927 году он написал: «Казахский Новый год чист от религиозного влияния. В этот день не совершаются никакие религиозные обряды. Люди поздравляют друг друга: «Ты стал богаче еще на один год – пусть он для тебя будет благодатным».

Действительно в этот день люди радуются, поют песни и танцуют. Мұхтар Ауэзов приводит слова песни великого праздника:

Есік алды қара су бойлағаным,

Жалғанның қызығына тоймағаным.

Көмілсем де кетер ме көкейімнен,

Қалқаммен Ұлыс күні ойнағаным.

Перед домом глубокая река,

Я не нарадуюсь этой жизни никогда.

Даже на том свете не забуду я,

Как в Ұлыс күні рядом была любимая.

К этому дню казахи готовились заранее. Старики брили усы, бороды, стригли волосы, надевали новые одежды и шли поздравлять родичей и соседей. В Ұлыс Күні люди желают другим столько хорошего, сколько желают и себе. При объятиях произносят пожелания:

Амансыз ба, Ұлыс оң болсын!

Ақ мол болсын, қайда барса жол болсын!

Ұлыс бақты болсын,

Төрт түлігі ақты болсын!

Ұлыс береке берсін,

Бәле-жала жерге енсін!

Здравствуйте, пусть Ұлыс будет желанным!

Да будет все в достатке, а пути счастливыми!

Ұлыс пусть принесет счастье

И обойдут нас ненастья!

Ұлыс пусть нам мир принесет,

А все плохое под землю уйдет!

Главным блюдом праздника является Наурыз көже. О нем Магжан Жумабайулы пишет: «В көже обязательно кладут мясо из зимнего согыма (запас мяса). Добавляется много молока. Көже преподносят и принимают со словами благих пожеланий. Это символизирует встречу с весной. В көже кладут семь явств и голову барана, что означает прощание с зимой».

Вот стихи поэта Оразакын Аскара «Бұл көжеде бәрі бар» (в этом блюде есть все):

Ашық болсын қос қабақ,

Таспен атқанды аспен ат.

Бейтаныс та, таныс та,

Бүгін төрде бас қонақ.

Арпа, бидай, тары бар,

Қатық, малта – ағы бар.

Ішілетін, жейтіннің

Бұл көжеде бәрі бар.

Пусть открытым будет взгляд,

Зла желающий тебе, будет угощением сражен.

Незнакомец или знакомый,

Сегодня он в доме почетный гость.

Просо, пшеница и ячмень,

Катык, малта – все в нем есть.

Все что пожелаете

Найдете в этом коже, садитесь есть.

(смысловой перевод автора – прим. ред.)

Немного подробностей о происхождении праздника:

Навруз Байрам – праздник весны и наступления Нового года у иранских и тюркских народов по солнечному календарю.

Праздник Навруз совпадает с днем весеннего равноденствия, которое ежегодно выпадает на 20–21 марта.

Празднование в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления – он появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, то есть задолго до возникновения ислама.

Навруз Байрам – один из самых древних праздников на Земле, он символизирует начало новой жизни. В переводе с фарси «навруз» означает «новый день», а тюркское слово «байрам– «праздник.

Навруз – сугубо народный праздник, связанный с пробуждением природы, наступлением тепла и началом сельскохозяйственных работ.

Когда возник праздник

Навруз приобрел официальный статус в персидской империи Ахеменидов в VI–IV веке до нашей эры.

ВозникновениеНавруза связывают с культом Солнца и именем Заратуштры –древнеперсидского пророка. Старейший источник, где празднование Навруза упомянуто, – священная книга зороастрийцевАвеста.

По учению Авесты, люди каждую весну должны отмечать появление жизни на земле, зарождавшуюся «в шести видах (небо, земля, вода, животные, растения и человек).

Праздник за время своего существования отменяли не раз. Навруз и сегодня отмечают не во всех мусульманских странах. На Ближнем Востоке его празднуют только те народы, которые жили там еще до прихода арабов, которые Навруз не отмечают, и до распространения ислама.

Как официальное начало нового года по солнечному календарю Навруз отмечают в Иране и Афганистане, а также в Индии, Иракском Курдистане, Македонии и так далее. Началом года Навруз считается и по календарю бахаи.

Навруз как национальный праздник в странах СНГ справляют татары, башкиры, киргизы, казахи, узбеки, таджики и многие другие народы. Название праздника, в зависимости от страны или региона, звучит по-разному – Новруз, Нуруз, Науруз, Наурыз, Невруз, Ноуруз и так далее.

Без болезней и злых духов

Конечно, казахи не ограничивались добрыми пожеланиями и обильным дастарханом. Чтобы новый год был хорошим, на почетное место ставили два светильника «Жалғыз шала сәуле болмас» (Один светильник не будет светлым лучем). До праздника убирали в доме. Верили, если в доме будет чисто, все болезни и потусторонние злые духи обойдут их очаг. Чтобы в новом году было много молочного и год был урожайным, всю посуду наполняли молоком, айраном, шубатом, кумысом, шалапом и родниковой водой. Перед новогодней ночью девушки готовили подарок своим возлюбленным — особое блюдо «ұйқыашар» (отвлечение ото сна).

Такими считались кольца, серьги, зеркала и расчески. Так молодые демонстрировали свои чувства.

Праздник Ұлыс Күні или Наурыз был праздником не только радости и веселья. Он считается днем обновления и откровения, руководители и знатные аксакалы в этот день старались решать важные дела. Они мирили поссорившихся, пригласив их на праздничный дастархан. Сирот женили всем миром и обеспечивали их отдельным отау (юртой). Больных и инвалидов поручали близким, оказывая при этом посильную помощь. Сошедших с правильного пути обсуждали всем миром и помогали исправиться.

В годы Советской власти праздник запретили, так как он был признан религиозным. С 2001 года указом президента Республики Казахстан Наурыз стал государственным праздником.

Города и курорты

Казахстан – гостеприимная страна, которая имеет богатую культуру и наследие. Новогодние каникулы здесь пройдут в теплой атмосфере, весело и интересно.

Массовые народные гуляния и вечеринки в западноевропейском стиле ожидают гостей страны в крупных городах – Алматы и Астане. В них можно разнообразить свой отдых экскурсиями по достопримечательностям.

Астана славится историческими и архитектурными памятниками: Мечеть Нур-Астана, Водно-зеленый бульвар, Вознесенский кафедральный собор, Дворец Мира и Согласия, Дворец Независимости, президентская резиденция «Ак Орда», Театр оперы и балета, мечеть Хазрет Султан. В предгорье Кок-тобе разместился Алматинский зоопарк. Он поразит посетителей огромной площадью и разнообразием представителей (около 500 видов). В зоопарке собраны редкие виды экзотических животных, хищников, рептилий и птиц.

Гости Казахстана имеют возможность посетить первый и самый крупный в мире космодром Байконур. Они смогут совершить экскурсию по историческим местам космодрома и музею истории космонавтики, ознакомиться с мемориальными домиками Юрия Гагарина и Сергея Королева, понаблюдать за стартом космических кораблей.

Провести новогодние каникулы с пользой для здоровья можно в горном урочище Медео. Там расположен спортивный комплекс с самым большим и высокогорным катком в мире. Отдых в Медео порадует туристов чистым горным воздухом, красивейшими пейзажами и мягким климатом. Спортивный комплекс окружен джайляу – оздоровительными санаториями и профилакториями.

Семейные традиции в Казахстане

Семья – одна из важнейших составляющих жизни. Любовь и уважение в семье – одна из основ мировоззрения. Казахи очень трепетно относятся к семейным узам и своему роду. Есть огромное количество правил, на основе которых строится принцип семейной принадлежности.

Семейные традиции в Казахстане – одни из самых соблюдаемых. У этого народа принято вести родословную до седьмого колена. Это правило называется «жети ата» — «семь отцов». Таким образом, они стараются не забывать своих прародителей, чтить их память и уважать свое наследие. Также это помогает отслеживать кровные связи и не допускать близкородственных браков. «Адат» – это запрет на брак между людьми, которые имели общих родственников до седьмого колена. С практической точки зрения это снижает частоту генетических заболеваний и поддерживает здоровье нации.

Есть четкая градация родственных уз. Считается, что дети, рожденные от сына, более близки, так как, выходя замуж, девушка становится частью семьи мужа и ее дети считаются ближе его семье, чем ее. Ребенок сына его родителям становится внуком, а ребенок дочери – племянником. Так, продолжение рода и передача наследства происходит сугубо по мужской линии.

Уважение к родителям – важная часть семейных взаимоотношений. К старшим членам семьи принято обращаться на «Вы». Особого уважения, по мнению казахов, заслуживает мать и ее семья. Так говориться: «Почитай мать и семью ее за молоко ее, что тебя взрастило».

Национальные казахские традиции

У каждой нации есть хотя бы один обычай, который можно назвать уникальным. У казахов таких традиций много, и кратко рассказать о них просто не получится.

Самые популярные:

  • Байга. Это скачки на лошадях по пересеченной местности. В прежние времена байгу проводили как соревнования претендентов на руку девушки, сегодня эти скачки проходят на ипподромах, а призом служат автомобили или дорогая оргтехника.
  • Саркыт ― гостинцы, которыми хозяева наделяют гостей. Такие небольшие подарки (обычно в виде сладостей) считаются выражением уважения и благодарности за визит.
  • Ерулик. Угощение для новых соседей. Эта интересная национальная традиция казахов сохранилась со времен существования аулов, когда новоселы получали в подарок от старожилов накрытый стол, это помогало им быстрее адаптироваться в новой среде и знать, что соседи всегда придут на помощь.
  • Разделение жизни на циклы. Одна из основных традиций казахов ― деление всей жизни на 12-летние периоды ― «мушлы». Первый период ― детство, второй ― период взросления и обучения выбранной профессии, третий ― время создания семьи и самостоятельной жизни. Достигшего четвертого «мушела» мужчину называют аксакалом, пятый и шестой «мушел» ― время подведения итогов жизни.

Наурыз

Наурыз — это праздник весны и мусульманский Новый Год, совпадает с днем весеннего равноденствия. Самое прекрасное в празднике – это его продолжительность. Вообще мусульманские праздники лишены христианской дисциплины и поэтому более демократичны. Начать праздник можно 1 марта, а закончить, эдак, 15-16 марта. Тот, кто не приступил к празднованию 1 марта, может нагнать празднующих друзей позже.

Правда, даже в мусульманских праздниках есть пределы, которые нельзя нарушать. Например, все уже празднуют Курбан Айт, а ты все еще Наурыз. Можешь попасть в неловкую ситуацию, и тебе будет стыдно. В Наурыз рекомендуется собираться в приличной компании, пить вино и закусывать мясом. Присутствие девушек приветствуется. Также приветствуются всякие ухаживания, провожания домой до поздней ночи, нашептывание в ушко и прочие милые пустячки. Мордобой категорически не приветствуется.

Казахская кухня

Основными блюдами у казахов считаются мясные, их готовят из баранины, говядины, конины или верблюжатины. Свиное мясо ислам употреблять не разрешает, а птица в казахских рецептах используется не часто, поскольку ее разведение в стране ограничено.

ТОП-10 казахских национальных блюд:

  • Бешбармак. Очень густой суп на крепком бульоне. Состоит из кусочков отварного мяса и салмы ― фигурной лапши домашнего приготовления.
  • Куырдак. Мясные субпродукты (печень, сердце, почки, легкие) и картофель, жареные на курдючном сале.
  • Ушпара. Первое блюдо – начиненные мясом квадратики теста, сваренные в овощном супе.
  • Манты. Аналог русских пельменей, блюдо из мелкорубленого мяса и тонко раскатанного теста, готовят манты на пару.
  • Палау (плов по-казахски). Кроме обычных ингредиентов ― риса, мяса (обычно баранины), моркови и лука, в него добавляют в плов курагу, изюм или сушеные яблоки.
  • Казы. Это колбаса из конины, приготовленная со специями и пряностями.
  • Коктал. Рыба, запеченная с овощами и сыром. Готовится в коктальнице ― металлическом ящике с решеткой.
  • Баурсак. Десертное блюдо, представляющее собой обжаренный в масле пончик круглой, квадратной или треугольной формы.
  • Талкан. Сладкое блюдо из прожаренных и растолченных зерен пшеницы, смешанных с сахарным сиропом.

Чак-чак. Десерт из тонких длинных кусочков теста, обжаренного во фритюре, политых сиропом и посыпанных орехами.

Құдалық

Сватовство после большой свадьбы делает сторона жениха, чтобы как полагается встретить сватов. Есть даже поговорка – «Құдалықтың белгісі – барыс келіс», «Знак сватовства – взаимные визиты».  Но сейчас зачастую кудалык со стороны жениха проводят в день куда тусу, а құдалық родственников невесты проводят во время их приезда на большую свадьбу. Причиной такому действию, является нехватка времени, так как на казахских свадьбах бывает огромное количество людей.

Неважно, когда проходит құдалық, ведь главной его целью является — обмен подарками. У казахов говорят: «Құдалық белгісі — киіт, қоныс белгісі — бейіт»Знак сватовства – подарки, а знак новоселья – могилки», ну и конечно же, теплая и доброжелательная атмосфера

Также у нас говорят, что любой казах: «Уважает и чтит свата, как бога». В главном блюде бешбармак баранью голову подают свату. Также казахи при сватовстве желают, чтобы сват стал им как друг, а сватья,  как самая близкая подруга, сестра.

Обмен подарками называют – «Киіт». В этом обряде презенты делаются из одежды. Сваты заранее обмениваются списками с указанием размеров одежды каждого из членов родственников, которым будут покупать подарки. Закупают различного рода вещи:  верхнюю одежду, к примеру пальто, чапаны, костюмы, рубашки, блузки и т.д. На сегодня эта традиция в разных регионах Казахстана проводится по-разному. Некоторые сваты говорят друг другу: «Может не будем одевать друг друга» «Сіз бізді, біз сізді киіндірмей ақ қояйық». Однако, в любом случае обе стороны сватов без подарков не остаются. 

Национальные праздники и игры

Самый главный праздник года для казахов и других тюркских народов – это Наурыз, день весеннего равноденствия, который отмечается 22 марта.

Именно в этот день каждая семья почитала за честь принять у себя гостей, соседей, родственников, щедро накрывая дастархан, где обязательно стояло блюдо Наурыз коже, которое готовится из семи основных ингредиентов. Рецепт Наурыз коже вы можете посмотреть ЗДЕСЬ.

В этот праздник обязательно нужно было прощать друг другу обиды и долги, очищать свой разум и душу от негатива, а жилище – от грязи, преображая все кругом и окружая себя приятной атмосферой.

Танцы, игры и музыка были традиционны в дни веселья, и по сей день казахский народ с удовольствием играет на свежем воздухе в қазақша күрес (казахская борьба), бәйге (скачки на большие дистанции – 25, 50, 100 км), көкпар (когда всадники пытаются схватить и вырвать друг у друга козлиную тушу), қыз-қуу («догони девушку»), и алтыбақан (качели на шести столбах).

Обычай «Сундет»

Довольно интимный обычай сундет присоединяет казахских мальчиков к мусульманскому миру. Обрезание крайней плоти у детей мужского пола является древней традицией, а также важным днем в становлении будущего мужчины.

Обряд проводят, когда ребенку исполняется нечетное количество лет: 3, 5 или 7.

В день, на который назначают сундет, мальчика красиво наряжают, сажают на коня. К седлу привязывают сумку с угощениями. Мальчик подъезжает на коне к каждому родственнику и угощает яствами из сумки. Родственники привязывают к гриве коня ленты.

Когда все родственники посещены, а угощения розданы, мальчику делается обрезание без анестезии. Проводит обряд местный мулла. После этого родители устраивают пышный праздник, где ребенку дарят деньги и ценные вещи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector