Вера у узбеков: жизнь в стране, где свыше 95% мусульман

Традиции и обычаи в национальных узбекских праздниках

Каждый неразрывно связан с традициями и обычаями, основанными только на торжестве. Приглашение означает уважение к гостю.

Праздники:

  • Мустакиллик или День независимости – самый масштабный узбекский праздник. Отмечается 1 сентября, хотя готовятся к нему за несколько месяцев. Празднество проходит в столице Узбекистана на . Обязательно приглашают известных звезд и устраивают большое представление, завершающееся фейерверками;
  • свадебное торжество обязательно присутствует в жизни каждого узбекского жителя. Перед свадьбой по традиции всегда проводится помолвка. В день свадьбы обязательно устраивается праздничный плов, происходят обряды прощания с родителями и приветствия невесты в доме жениха. На узбекской свадьбе обязательно веселятся, режут барана и отдают почтение родителям молодоженов;
  • рождение ребенка имеет особое значение в традиционных узбекских празднествах. В связи с этим событием мужчина готовит утренний плов, угощает гостей, принимает поздравления и подарки;
  • праздник Навруз – еще одно национальное торжество. Отмечается 21 марта и считается праздником нового года на востоке. На Навруз обязательно навещают родственников и знакомых, просят прощения и прощают других.

Читайте далее:

Лепешка – традиционный национальный хлеб жителей Узбекистана

Неповторимые национальные узбекские узоры и орнаменты

Вторые блюда в Узбекской кухне

Национальная посуда из Узбекистана

Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма

Поедание плова

Узбекская кухня тяжелая и жирная. Основным ингредиентом является мясо, обычно очень крупные куски. К этому подают вкусный хлеб и макароны. Вегетарианцам там тяжело, но как сказал один путешественник: «Спасибо русским, благодаря которым за столом узбека появились салаты из свежих и вареных овощей». Это кухня путешествующих людей, поэтому она должна была давать энергию на многие часы.

Национальное блюдо Узбекистана – плов. Это больше, чем еда, это объект поклонения и часть национальной культуры. «Ты родился – у тебя есть плов, ты женился – у тебя есть плов, ты умер – у тебя есть плов», – шутят местные. Рис, овощи, много мяса, неповторимые узбекские специи, а вкус пикантно разбавлен изюмом. Его подают как на семейные обеды, так и на торжества. Плов можно попробовать везде, но в каждом городе есть свой путь к этому блюду. В ресторане «Центр Плова» это блюдо подается с добавлением вареных яиц и кусочков конской колбасы.

Необычным для многих иностранцев является поедание утреннего плова. На праздничный завтрак приглашают мужчин со стороны невесты – аксакалов, родственников, коллег, а также жениха и его друзей – в день свадебной церемонии. Готовят его тоже мужчины. Казан устанавливают на улице на открытом огне. Ранний завтрак (5-6 утра) проходит в дружественной и приятной обстановке. Потом все расходятся и встречаются уже на свадьбе.

Местные жители едят плов руками. Он сервируется таким образом, чтобы было удобно взять с общего блюда кусочек мяса и зачерпнуть им рис, положит в рот и заесть долькой чеснока. За семейным столом подают одно большое блюдо, из которого едят все, что подчеркивает единение родных людей. В ресторанах посетителям подают вилки. Но тот, кто хочет проникнуться традициями Узбекистана, может ощутить вкус через руки. Давным-давно, когда не было салфеток, руки после плова вытирали собственным халатом. Считалось, чем жирнее одежда, тем богаче человек, потому что бедняки обычно ели плов без мяса.

Равшана Куркова

Начинает наш рейтинг самых красивых узбечек в мире Равшана — талантливая актриса кино и телевидения, одна из самых знаменитых узбекских красавиц. Девочка родилась в семье актеров и не понаслышке знает, насколько трудна и непредсказуема может быть стезя актера. Её Родиной является столица республики — город Ташкент.

Но все же любовь к киноискусству побеждает и Равшана поступает на актерский факультет. И вовсе не зря, ведь теперь мы можем насладиться ее красотой и талантом.

Уже в 12 лет девочка снялась в фильме «Тайна папоротника», а сейчас в карьере талантливой россиянки с узбекскими корнями более 30 ролей в кино и на сцене.

Актриса удостоена приза за лучшую женскую роль в фильме «Три девушки» на кинофестивале «Новое кино. 21 век».

2

Происхождение и расселение узбеков

Слово «узбек» уходит корнями в древность. Этимология имени, которое раньше было собственным – истый князь. Только в XIV веке узбеками стали называть целый народ, появившийся в годы правления Узбек-хана. Хан стал во главе Золотой орды и активно распространял мусульманство среди племен, находящихся в его подчинении. Предками современных узбеков были восточные иранцы, саки, тюркоязычные племена, хорезмийцы и другие народы.

Однако в XIV веке узбекские племена распались, тогда представителями народности были немногочисленные слои, верные своему происхождению. И только в середине XVI века потомок Узбек-хана сумел завоевать земли среднеазиатских ханств и восстановить узбекскую народность.

Эта нация является смешением тюркской и монгольской народностей.

Узбекский народ совмещает в себе помимо узбекских корней корни таджиков и сартров.

Формирование народа началось в Среднеазиатском междуречье. В дальнейшем процесс расселения и формирования народа наблюдался в Ферганской, Зеравшанской, Сурхан-Дарьинской областях. Именно здесь и рассредоточена узбекская народность.

От «ежовщины» к возрождению национальных ценностей

И все же это был не самый светлый период в жизни Узбекистана. Сталинские репрессии, охватившие страну в конце 20-х и продолжавшиеся вплоть до смерти вождя, коснулись каждого региона. По оценкам историков, в наиболее тяжелые годы так называемой «ежовщины» в Узбекистане было репрессировано более 130 тысяч человек, большинство из них расстреляны.

После смерти Сталина Ниязов довольно быстро утратил власть, и его место занял Нуритдин Мухитдинов. Он придерживался совсем другого курса. Так, именно Мухитдинов убедил ЦК разрешить уроженцам Кавказа, которых в 40-х годах насильно переселили в Узбекскую ССР, вернуться домой. Благодаря ему сотни балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев смогли вновь увидеть родные края. Для оказания помощи переселенцам Мухитдинов учредил специальные комиссии. Также в годы его правления были реабилитированы около 40 тысяч невинно осужденных – жертв сталинского террора. Многие из них, к сожалению, посмертно.

Еще одним светлым периодом, который многие узбекистанцы вспоминают с теплой ностальгией, несомненно, было правление Шарафа Рашидова. Он руководил республикой с 1959 по 1983 год и очень много сделал для ее развития. При нем невероятных успехов достигла авиационная промышленность. Это можно проследить хотя бы на примере Ташкентского механического завода (ныне Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П. Чкалова), который при Рашидове вошел в пятерку крупнейших авиационных предприятий мира. С его конвейера сходило более 60 самолетов в год. Отличные показатели демонстрировал и Ташкентский тракторный завод, выпускавший свыше 21 тысячи тракторов, и «Ташсельмаш», производивший более 10 тысяч хлопкоуборочных комбайнов ежегодно.

Именно Рашидов инициировал строительство ведущих тепловых и гидроэлектростанций в Узбекистане, а также серьезно взялся за добычу золота. В период его руководства страной было освоено месторождение Мурунтау – одно из крупнейших в мире. Добыча золота там началась в 1969 году, и уже тогда в год добывалось до 100 тонн драгоценного металла. Для разработки этого месторождения был вырыт самый большой на планете золотодобывающий карьер – его длина составила 3,5 километра, а глубина – 600 метров.

Вдобавок к технологическому и экономическому прогрессу в стране заметно вырос уровень культуры. Особенно преобразился Ташкент: при Рашидове столицу фактически отстроили заново. В городе появились новые парки, театры, музеи, памятники и прочие культурные объекты. А в 1977 году здесь открылось первое во всей Центральной Азии метро.

Городские и сельские жители Узбекистана

В Узбекистане преобладает число сельских жителей. В сельских населенных пунктах проживает около 52% всего населения страны, тогда как горожане составляют 48%. Поэтому республика считается не урбанизированной.

В районах речных долин и предгорий более крупные сельские населенные пункты, нежели в горах или пустынных регионах страны. Здесь и плотность жителей гораздо выше, чем в неблагоустроенных районах.

В сельской местности преобладают такие сферы деятельности, как выращивание зерновых культур и хлопка, скотоводство, шелковая промышленность. Но, несмотря на большее число сельчан, в сельском хозяйстве занято всего 28% населения Узбекистана.

В городской системе республики преобладают небольшие по численности города (до 50 тысяч жителей). После революции в стране разрослись города с удобной транспортной системой, проспектами и многочисленными новостройками:

  • Ташкент;
  • Бухара;
  • Самарканд.

По численности населения узбекские города разделились таким образом:

  • Ташкент – 2,5 миллиона человек;
  • Наманган – 450 тысяч граждан;
  • Самарканд – 390 тысяч человек;
  • Андижан – 380 тысяч жителей.

Любопытно, что для увеличения уровня урбанизации в стране, власти решили не привлекать сельчан в города, а изменить классификацию населенных пунктов. Теперь в республике городом считаются крупные сельские поселения, где численность людей превышает 4 тысячи.

Жизнь узбеков в городах

Не секрет, что уровень жизни в городах Узбекистана существенно выше, чем в сельской местности. В городе легче найти высококвалифицированную работу с повышенной зарплатой (более 300 долларов).

В узбекских городах, особенно в столичном Ташкенте, жизнь кипит: здесь есть театры, музеи, спортивные заведения, аквапарки, зоопарк, цирк, множество кафе и ресторанов. Ташкент – современная, быстроразвивающаяся столица, не уступающая многим столицам восточных государств.

Особое внимание власти уделяют безопасности городских жителей. В Узбекистане на улицах много полицейских, на каждом углу расставлены камеры наблюдения, проводится досмотр документов и личных вещей при входе в метро, вокзал или даже кинотеатр

Население, образование, культура

Многие путешественники интересуются, сколько людей проживает в Узбекистане. По данным 2020 года, население составляет 32,39 млн человек. Эта страна отличается многонациональным составом. Хотя около 82% населения составляют узбеки по национальности, здесь также постоянно проживают таджики и прочие народы Азии. Государственным языком признан узбекский. Однако около 80% населения в той или иной степени владеют русским. Многие узбекистанцы имеют высшее образование.

Средний возраст граждан этой страны составляет 26 лет. Продолжительность жизни находится на отметке в 72,5 года. В 2020 году ожидается положительный естественный прирост населения.

Преобладающая часть граждан этой страны исповедует ислам. Также здесь встречаются христиане, сунниты и приверженцы прочих религиозных течений. Всех их в Узбекистане можно отнести к религиозным меньшинствам.

Традиции этой страны многогранны и самобытны. В основе многих из них лежат древние культы предков. Современные традиции связаны с гостеприимством, коллективизмом и почитанием старших. В Узбекистане всегда пышно отмечаются праздники, которые основаны на семейных ценностях ‒ это свадьбы, а также моменты, когда рождается ребенок. Многие традиции подразумевают проведение обрядов, в которых должна быть задействована вся семья.

Что касается национальной кухни этой страны, то она основана на узбекской культуре. Основными блюдами считаются плов и выпечка. Многие местные жители отдают предпочтение яствам, сделанным на основе овощей и риса.

Каждому туристу, который посещает эту страну, стоит познакомиться с ее великолепными памятниками культуры. Узбекистан имеет богатое архитектурное наследие: здесь можно встретить как творения эпохи Средних веков, так и дворцы конца XIX века. Например, каждый, кто посещает старинный город Самарканд, может увидеть мавзолеи Гур-Эмир, Биби-Ханым, а также мемориальный комплекс Шахи Зинда.

https://youtube.com/watch?v=I__Rpr-IuYQ

Особенности национальной культуры

У узбеков существуют некоторые отличные от европейцев правила поведения. Так, за руку при встрече здесь здороваются только мужчины, физический контакт в виде пожатия руки по отношению к женщинам обычно не используется — приветствуя даму, слегка наклоняют голову и прикладывают руку к сердцу.

Узбеки отличаются сдержанностью и умением владеть эмоциями. К соотечественникам обычно относятся более доверчиво и доброжелательно, чем к иностранцам. Тем не менее, гостеприимство  в этой стране готовы оказать любому, это одна из незыблемых национальных традиций узбекского народа. От приглашения разделить трапезу в Узбекистане отказываться неприлично, а если такое приглашение поступило заранее, гостю желательно прийти с небольшими гостинцами.

Интересные традиции у узбеков связаны с застольем. Гостю следует занять место, указанное хозяином. Как правило, места, дальние от входа, предназначаются для особо почетных персон. Важным элементом гостеприимства служит чайная церемония. Приготовление чая и подача его гостям ― прерогатива хозяина. Чай подают в пиалах, причем, чем большего уважения заслуживает гость, тем меньше напитка ему нальют: тогда он сможет продемонстрировать уважение к хозяевам, несколько раз попросив добавки.

Важный элемент узбекской культуры ― национальная одежда. У мужчин это длинные рубахи и халаты, перетянутые вышитыми кушаками, головной убор ― разных фасонов тюбетейки. Женщины носят длинные платья или халаты, широкие шаровары, голову покрывают ярким платком, тюрбаном или шапочкой, украшенной вышивкой, блестками, амулетами. Форма шапочки, вид и цвет орнамента на ней в каждом регионе страны отличаются.

Казахи

— в Алматы много людей с эпатажной внешностью и хипстеров, в Бишкеке и Ташкенте это редкость

— казахи решают проблемы с помощью фразы«Қазақпыз ғой» — это официальный пропуск, им пользуются везде

— у настоящего казаха в квартире может быть ремонт в стиле «лофт», но на полу будут разложены традиционные казахские корпешки

— на Наурыз казахи готовят Наурыз коже

— когда казах жалуется на головную боль, то другой казах обязательно спросит: «Ты пил сегодня чай?». Если оказывается, что не пил, то нужно срочно это сделать, чтобы почувствовать себя лучше

— казахский чай заваривается на горячей плите. Чайник чая почти доводится до кипения и смешивается с горячей водой. Перед самим чаем в пиалу наливают молоко, после этого — чай и вода

— летом казахи отдыхают в Боровом или на озере Балхаш.

Узбекская кухня

К лучшим национальным блюдам узбеков можно отнести:

Мастава. Рисовый суп  с кусочками жареного мяса и овощами, приправленный специями.

Шурпа. Густой, сытный суп из мяса и овощей, приготовленный на крепком бульоне из баранины.

Думляма. Очень ароматное, сытное и вкусное второе блюдо: приготовленное на курдючном жире жаркое из мяса, картофеля, моркови, томатов и зелени.

Плов. Классическое блюдо восточной кухни, основу которого составляет рис.

Лагман. Второе блюдо, нечто вроде омлета из лапшового теста, мелко нарезанного мяса, лука и томатов.

Чучвара. Узбекские пельмени, начинкой для которых служит не фарш, а рубленое мясо. Подаются под томатным соусом.

Тухум-барак. Небольшие конвертики из теста с начинкой из яиц (яйца для начинки берут сырые).

Самса. Национальные узбекские пирожки с начинкой из мяса и сырого лука.

Чак-чак. Изделие из теста. Из тонкой лапши формируют шарики, пирамидки, ромбики, обжаривают их во фритюре, охлаждают, а затем поливают густым сиропом из сахара и меда.

Пахлава (баклава). Нежный слоеный пирог с ореховой начинкой, щедро пропитанный маслом и сиропом.

Щербет. Известная во всем мире восточная сладость ― бруски сливочной помадки с орехами  и изюмом.

Прочие религии населения Узбекистана

В стране проживают приверженцы таких направлений, как буддизм, иудаизм, бахаизм, кришнаизм и др.

Религия занимает важное место в жизни людей в Узбекистане. Прогрессивные граждане из местного населения считают, что религия  – личное дело каждого, и другие должны уважать взгляды соотечественников

Хотя законодательство гарантирует свободу вероисповедания гражданам, деятельность религиозных меньшинств ограничена. Из доклада, опубликованного на официальном сайте посольства США в Узбекистане, видно, что таким организациям трудно получить официальную регистрацию. В связи с этим издание литературы, проведение богослужебных встреч и попытки нести убеждения в массы притесняются и даже преследуются по закону.

Отправляясь в путешествие в Среднюю Азию, стоит проявлять осторожность и не везти с собой религиозную литературу (мусульманскую или христианскую), за которую положен штраф. Читайте далее:

Читайте далее:

Численность, происхождение, этнический состав населения в Республике Узбекистан

На каком языке говорит население в Ташкенте?

Бахауддин Накшбанди в Бухаре и мемориальный комплекс Накшбанди

Статус республики Узбекистан сегодня

Поселок Шахимардан – одно из святых мест Узбекистана

Древние времена

Кратко характеризуя эпоху бронзового века можно отметить несколько цивилизаций: Бактрийско-Маргианскую, Индскую, Джирофтскую. Узбекский народ развивает скотоводство и земледелие, что стало возможным при использовании систем искусственного орошения. Появляется примитивная технология обработки металлов. Найденная на местах стоянок глиняная посуда свидетельствует о зарождении гончарного ремесла. Заметны первейшие признаки социального расслоения. Населяющие земли современного Узбекистана народы разделились по образу жизни. Произошло рождение кочевников и рождение оседлых жителей.

Появилось Древнебактрийское царство – считающееся первым государством в Средней Азии и объединившее четыре области разместившихся на территориях современных Таджикистана, Узбекистана, Восточной Туркмении, Афганистана. Позже Древнебактрийское царство преобразуется в Хорезмское царство, первые упоминания о котором датируются VII веком до н.э.

После вторжения древнеперсидского царя Кира II Великого (родился в 593 г. до н.э.) из династии Ахаменидов Хорезмское царство входит в состав Персии. Однако после победоносного «посещения» Средней Азии Александром Македонским Хорезм получил независимость, а этот узбекский регион был переименован в «Трансаксиану» или «Трансоксанию» – возникновение названия означает землю между реками «Окс» (Амударья) и «Яксарт» (Сырдарья).

После смерти Александра Македонского империя распалась. Согд (современный Узбекистан) оказался в составе царства созданного одним из военачальников Александра Македонского – Селевком (откуда возникновение династии Селевкидов). Период когда в истории Узбекистана произошел расцвет сельского хозяйства, ремёсел, искусства, строительством новых и укреплением старых городов, облагораживанием новых земель. На плодородных полях узбекский народ выращивал рис, пшеницу, виноград – возникает виноделие.

Однако, в середине II века до н.э. царство Селевкидов распалось. Вторгаются кочевники – племя Кушан, подчинившее себе Согд и Хорезмское царство. Активно развивается торговля и откуда прокладывается «Великий шелковый путь» связующий Восточную Азию и Средиземноморье. На жизни узбекской нации, её этногенезе, сказываются преобладающие направления религии – зороастризм, буддизм, а также заметно влияние эллинизма, что отражается в ремесленничестве, искусстве, архитектуре.

С приходом в IV веке эфталитов (белых гуннов) Кушанское царство распадается на небольшие княжества, но кочевники предпочитали не вмешиваться во внутренние вопросы Согда. В V веке создается государство гуннов.

Хозяйство

У значительного большинства узбекского населения господствует тот же исторически сложившийся тип хозяйства, как у прочего населения оазисов: ирригационное земледелие, еще недавно с традиционной, веками установившейся техникой. Оно уже было описано выше. Для этой части чисто оседлых узбеков (для узбеков-«сартов») типичны и городские ремесла, те же, что и у равнинных таджиков.

Двухэтажный дом с айваном (колхоз им. Куйбышева, Самаркандской обл.)

Но у той части узбеков, которая сохраняла традиции кочевого быта, выработался иной тип хозяйства: сочетание оседлого ирригационного земледелия со степным скотоводством. Этот экономический тип сложился на границе степи, в Бухарской области, в северной части Хорезма, в Фергане, на юге Таджикистана: у узбеков-мангытов, кипчаков, кунгратов, тюрков, локайцев и др. Эти группы узбеков продолжают, как и их предки, разводить степной скот — особенно овец, местами и верблюдов, лошадей, рогатый скот и пр. Прежде богачи держали большие стада, перегоняя их на степные или горные пастбища.

В целом экономика узбекского населения, как и всего населения «Туркестана», до революции оставалась отсталой, застойной. Страна была почти чисто аграрной. Промышленность стала развиваться только после присоединения к России, но она была преимущественно мелкой; однако часть узбеков — прежде всего разорявшееся крестьянство — в нее втягивалась.

Сейчас экономика Узбекистана весьма резко отличается от дореволюционной. Сельское хозяйство реконструировано, механизировано. Вовлечены в обработку огромные площади вновь орошенной земли. Ведь крупнейшие ирригационные и гидротехнические сооружения Средней Азии, о которых говорилось выше, — Большой Ферганский канал, Катта-Курганское водохранилище, а также Фархадская гидростанция, построенная для орошения Голодной степи, — все это в Узбекистане. Точно так же в Узбекистане находятся важнейшие индустриальные гиганты Средней Азии. Узбекский рабочий класс— на первом месте по численности во всей Средней Азии.

Обряды узбекского народа

Ислам играет большую роль в общественной и семейной жизни узбеков. Пять раз в день, обращаясь в сторону Мекки, следует совершать намаз. В месяц Рамадан соблюдать строгий пост (не пить, не курить и не есть до заката). Выделять часть денег (закят) из своего дохода в пользу бедных или на благотворительность. В отличие от остальных мусульман, которые обязаны совершить хадж (паломничество в Мекку), узбеки могут заменить его посещением священных мест на своей территории (мазары).

Особую роль играют ритуалы, связанные с рождением и воспитанием детей – Бешик-туй (первое пеленание), Хатна-килиш (обрезание), с браком – Фатиха-туй (помолвка), с приготовлением пищи. Во многом представляют собой переплетение исламских ритуалов с древними магическими практиками.

Узбеки также считают, что переворачивание хлеба «с ног на голову» принесет неудачу. Это не единственное любопытство, связанное с хлебом – согласно древней традиции, член семьи, который собирается путешествовать, должен откусить кусочек маленького узбекского хлеба. Оставшийся хлеб затем прячут и сохраняют, пока путешественник не вернется домой.

До брака, семьи молодых определяют, как дети вкладываются в будущее – если жених покупает квартиру, то невеста – мебель и утварь. Размер приданого и калым оговариваются.

Этнические узбеки в составе «Талибана»*

— Говорят, среди талибов очень много этнических узбеков и таджиков — процентов 40. Эти узбеки как-то лояльны к нынешнему Узбекистану, или они как-то сами по себе?

— Во-первых, сама информация о том, что их много, должна быть проверяема. Я, например, слышал очень серьёзные экспертные оценки, что количество узбеков и таджиков в движении «Талибан» не превышает максимум 10%.

Движение «Талибан» представляет собой, в основном, пуштунов, и их не больше 20-25, максимум 30 тысяч. А то, что говорят, будто их сто тысяч… Это не талибы «в чистом виде», это коренные местные ополчения, которые примкнули к «Талибану».

При этом стоит отметить, что, по нашим оценкам, эти узбеки и таджики — как из самого Афганистана, так и примкнувшие к «Талибану», аффилированные с ним отряды «Аль-Каиды»* и даже, в некоторой степени, ИГИЛа*.

А там тоже есть чисто узбекские отряды, например, узбекские выходцы, которые создали эту организацию в Сирии, воевали там. И сейчас значительная их часть после поражения в Сирии перебазирована в Афганистан. Есть еще батальоны Имама Бухари — тоже узбеки из республик Средней Азии.

— Они опасны для Узбекистана? Я знаю, там есть движения исламистские тоже…

— Цель и ИГИЛа, и «Аль-Каиды» — это создание халифата. И те террористы, которые получили боевой опыт в Сирии, сейчас перебазированы в Афганистан и вместе с талибами, либо в отрыве от них — самые разные есть отряды.

Понятно, что и таджики, и узбеки, которые сейчас присутствуют в движении «Талибан», аффилированы с ним, во многом резко настроены против нынешней светской власти.

И это реальная опасность. Даже если сам «Талибан» никогда не пойдёт на территорию стран Средней Азии, всегда эти отряды, которые получат крышу в Афганистане, могут пойти на страны Средней Азии.

— Насколько Узбекистан — необратимо светская страна? Можно ли там получить исламскую республику Узбекистан?

— Учитывая то, что 96 % населения Узбекистана — мусульмане и относят себя к исламской религиозной традиции, при этом почти все они — мусульмане-сунниты, несомненно, ислам пережил период возрождения после обретения независимости, и, конечно же, на этой волне появились экстремистские организации, которые хотели свернуть Узбекистан со светского пути. Были такие попытки в начале 90-х годов.

Я всегда исхожу из этого, потому что эти силы заинтересованы в том, чтобы свернуть Узбекистан со светского пути развития. У них есть определённая поддержка — явная или неявная, но она есть, и поэтому с этой угрозой религиозного фундаментализма нужно бороться и понимать, что сейчас она получает новый толчок.

Приход талибов к власти в Афганистане станет толчком для всех подпольных, полуподпольных объединений, которые уже есть.

Любовь Степушова, Правда

*- запрещенная на территории РФ организация

Америка заметно теряет доминирование на мировом энергетическом рынке

Национальный состав и численность населения Узбекистана

Узбекистан – многонациональное государство. Здесь проживают десятки национальностей и народностей среди которых жители среднеазиатского региона: узбеки, каракалпаки, таджики, туркмены, казахи, киргизы, уйгуры, дунгане; западные и восточные славяне: русские, украинцы, белорусы, поляки; многочисленными диаспорами в Узбекистане представлены корейцы, иранцы, армяне, грузины, азербайджанцы, татары, башкиры, немцы, евреи, литовцы, греки, турки и многие другие национальности.

Этническая пестрота населения Узбекистана обусловлена разными историческими событиями. Многие представители коренных народов союзных республик СССР были эвакуированы в Узбекистан во время Второй мировой войны (русские, татары, армяне, белорусы, украинцы, немцы, евреи и др.). Представители отдельных наций были депортированы из мест постоянного проживания в годы сталинских репрессий (корейцы, крымские татары, чеченцы и другие). Да и в мирное время происходила активная миграция, особенно это касалось молодежи, которая принимала участие в масштабных стройках и проектах по поднятию и освоению новых земель, оставаясь впоследствии на обжитых местах.

Узбекистан – самое густонаселенное государство в Средней Азии и по численности населения стоит на третьем месте среди стран СНГ, уступая лишь России и Украине. Численность населения Узбекистана превышает 31,5 млн. человек (по состоянию на 1 января 2016 года). Около 80% современного населения Узбекистана — узбеки, свыше 10% – представители других народов Средней Азии (4,5% – таджики , 2,5% – казахи, 2% – каракалпаки, 1% – киргизы, а также туркмены и другие.). Одним из крупнейших этнических меньшинств остаются русские и другие славянские народы (10%).

Узбеки – народ тюркского происхождения. В антропологическом отношении это народ смешанного этногенеза с европеоидным и монголоидным компонентами. Формирование узбекской народности тесно связано с древними народами Средней Азии – согдийцами, бактрийцами, сако-массагетскими и другими племенами, на протяжении веков населявшими Среднеазиатское Двуречье и соседние с ним районы. Однако само название – узбеки – утвердилось только в конце 15 – начале 16 веков. Сегодня узбеки составляют основное население Узбекистана. Также большое количество узбеков проживает в соседних республиках Центральной Азии, Афганистане, странах СНГ. По вероисповеданию современные узбеки – мусульмане-сунниты.

Государственным языком Узбекистана и языком межнационального общения является узбекский язык. Однако большая часть населения может изъясняться также на русском языке. В некоторых областях, например, в Самарканде, Бухаре, население говорит на таджикском языке.

Из-за жаркого и сухого климата, преобладания горного и пустынного ландшафтов в Узбекистане, жители расселились по территории неравномерно. Население концентрируется в основном в оазисах. В пустынных районах республики плотность населения очень низкая. Например, в Каракалпакстане и Навоийской области на один квадратный километр территории приходится всего 7-9 человек, тогда как в самом густонаселенном регионе Узбекистана — Ферганской долине — около 500 человек на квадратный километр. Это самый высокий показатель плотности населения не только среди стран СНГ, но и один из самых высоких в мире.

Процесс урбанизации привел к росту числа городов и к увеличению городского населения Узбекистана. Сегодня в городах Узбекистана проживает более 42% населения. Самый крупный город Узбекистана это — Ташкент — столица страны с населением более 2,5 млн. человек. Именно в Ташкенте расположены многие промышленные предприятия республики, здесь находится административный и деловой центр страны, сосредоточены офисы крупных компаний, построены крупнейшие театры, музеи, парки и многое другое. Другие крупные города Узбекистана: Самарканд, Бухара, Хива, Андижан, Фергана, Навои, а также Алмалык, Ангрен, Зарафшан и Чирчик.

Узбекские семьи, как правило, многодетны, особенно на селе: средний размер узбекской семьи – 5-6 человек. Семья в Узбекистане, в соответствии с многовековыми традициями и менталитетом узбекского народа, была и остается одним из важнейших жизненных приоритетов современного общества.

Мужские национальные костюмы в Узбекистане

Одежда и головные уборы мужчин Узбекистана

Головным убором у сильной половины населения Узбекистана, как и других азиатских стран, служат тюбетейки. Их носят и женщины, и дети, и старики. У них тюбетейки отличаются от мужских. Для мужчин головные уборы изготавливают черного, синего и темно-зеленого цвета и обязательно украшают орнаментом. Чаще всего это вышивка белыми или цветными нитями. Материалом служит бархат или хлопок. Классическая тюбетейка обычно черного цвета с вышитыми белыми растительными узорами и имеет 4 грани с конусом сверху.

Аксессуары и обувь мужчин Узбекистана

Мужская половина страны носила туфли на высоком каблуке с приподнятым кверху носком. Они назывались кавуш. Кроме них, мужчины надевали коричневые или желтые сапоги, изготовленные из мягкой кожи барана или козла. Богатые узбеки украшали обувь вышивкой из золота. Простой народ носил ичиги – сапоги без каблука с мягкой подошвой. У такой обуви есть еще одно название – махси. Их надевали вместе с кавушами, которые при входе в помещение снимали, оставаясь в ичигах. Такие сапоги продолжают изготавливать, и они пользуются спросом. Среди мужских аксессуаров в Узбекистане самыми главными являются тюбетейка и бильбог, которые подбираются в соответствии с ситуацией.

Кавуш

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector