Путешествие по москве

Интерьеры самого большого храма России

Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.

Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.

Скульптурная компазиция на стенах храма

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

История создания Храма Христа Спасителя

  • Замысел строительства храма возник сразу после освобождения России от армии Наполеона, как дань памяти воинам, павшим на полях той войны. На право возведения храма был проведен конкурс, в котором победитель, которым стал А.Л. Витберг, был определен из более чем двадцати участников. Изначально планировалось построить здание на Воробьевых Горах. Там и была проведена торжественная церемония закладки храма в 1817 году. Однако вскоре обнаружилось, что из-за особенностей почвы, строительство по имеющимся расчетам закончить не удастся. Кроме того, руководителя проекта обвинили в финансовых нарушениях, и в 1826 году работы были приостановлены.
  • В 1832 году уже преемник Александра, император Николай I, решил вернуться к проекту сооружения Храма Христа Спасителя. Со свойственной ему авторитарностью он не стал проводить никаких конкурсов, а лично назначил нового архитектора, которым стал Константин Тон, и выбрал место для строительства недалеко от Кремля. Причем пришлось разобрать стоявшие на этом месте церковь Всех Святых и Алексеевский монастырь.
  • В 1939 году Храма Христа Спасителя был повторно торжественно заложен. Значительная доля финансирования строительства шла с государственной казны. Но пожертвования собирались по всей стране. Работы велись 44 года, а если учитывать время с момента замысла храма, то более 70 лет, и руководили ими четыре императора.
  • В 1883 году храм был тожественно освящен. Причем произошло это 26 мая, в день коронации Александра III. На церемонии присутствовали немногочисленные оставшиеся в живых участники сражений с наполеоновской армией.
  • За период строительства в работе принимали участие лучшие архитекторы, а роспись Храма Христа Спасителя проводилась при участии известных художников России своего времени.
  • Храм Христа Спасителя начал считаться кафедральным, в нем проходили торжества по поводу всех значимых праздников и юбилеев. В нем же, в 1917 году состоялся знаменитый Поместный Собор, на котором спустя двести лет было восстановлено Патриаршество в Православной Церкви России.
  • Вскоре настали сложные времена гонения на Церковь. Но храм продолжал свою деятельность вплоть до 1930-х годов. В 1931 году с целью освобождения места под намечавшееся строительство Дворца Советов Храм Христа Спасителя было решено снести. Часть храма была разобрана, а элементы его облицовки пошли на оформление многих объектов строительства в Москве. Оставшуюся часть храма взорвали.
  • На месте, где ранее возвышался храм Христа Спасителя, было заложено грандиозное строительство Дворца Советов, который должен был стать высочайшим зданием в мире. Но планам помешала война, а после ее окончания актуальность такого проекта была утрачена. А вскоре здесь построили плавательный бассейн открытого типа.
  • В конце 1980-х годов в связи с изменениями в политическом курсе многие общественные деятели и группы стали высказываться за воссоздание в изначальном облике Храма Христа Спасителя. Символический первый камень на месте постройки был заложен в 1990 году, а сами работы начались в 1994 году. Строительство храма совпало с непростыми временами в экономике, собранные пожертвования тут же обесценивались инфляцией. И наконец, в 2000 году восстановленный Храм Христа Спасителя был тожественно освящен.
  • На данный момент храм служит в качестве главного собора Православной Церкви России. В нем проводит богослужения Патриарх, проходят Архиерейские соборы, принимаются все важные решения в церковной жизни.

Бассейн-рекордсмен на месте Храма Христа Спасителя

Никита Хрущёв, озабоченный внешним обликом столицы, не хотел, чтобы в её центре находился котлован, быстро превратившийся в болото. Поэтому в 1958 году он поручил построить на его месте бассейн. Автором проекта бассейна «Москва» был архитектор Дмитрий Чечулин, сумевший в кратчайшие сроки реализовать свой амбициозный проект.

Всего за два года вместо безобразной огромной ямы на Волхонке построили уникальный круглогодичный и круглый бассейн «Москва». В СССР в то время было два открытых бассейна такого плана, но они были небольшими. А размеры «Москвы» были поистине исполинскими. Посудите сами — диаметр бассейна равнялся 130 метрам, а вмещал он в себя 25 кубических метров воды. За первые десять лет работы в открытом бассейне «Москва» побывало около 24 миллионов граждан СССР и гостей Москвы. Побывали в нём даже и Эрнесто Че Гевара, и Модибо Кейта — президент Мали. Они, как и простые обыватели, остались в восторге. И было от чего.

Че Гевара во время визита у бассейна «Москва»

В центре самого большого бассейна в Москве (и во всём СССР, кстати) построили десятиметровую вышку. Ныряли с неё в специальном секторе для спортивного плавания, который был разделён на дорожки. На всей остальной территории «Москвы» дорожек не было, и пловцы могли перемещаться как им вздумается. По периметру бассейна были расположены душевые, гардероб, буфет и пункты проката плавательного оборудования. Там же располагались детские бассейны малой глубины и банный комплекс. Купить билет на единоразовый сеанс за полтора рубля или же абонемент мог любой житель и гость Москвы. Для этого не нужны были справки. Но ни одного случая заболевания у людей, плававших в бассейне, не зафиксировали.

Всё дело в том, что воду в бассейне «Москва» тщательно очищали и хлорировали. Каждые три часа местная санстанция брала пробы воды, а санэпидемстанция проверяла воду раз в три дня. Условия для плавания в «Москве» были невероятно комфортными. Летом температура воды поддерживалась на 18 градусах, а зимой её с помощью бойлеров нагревали до 22 градусов. В детских бассейнах температура воды была выше. Кстати, в бассейне «Москва» детей учили плавать специально обученные тренеры. Они же отбирали самых одарённых для участия в Олимпиадах. Также в самом большом бассейне Москвы проводили свои тренировки группы по водному поло и синхронному плаванию. Но, к сожалению, в 1991 году бассейн был закрыт.

Чуть ли не с момента открытия бассейна «Москва» жильцы соседних зданий стали жаловаться на неудобства. На фасадах домов появлялась ржавчина, а в Пушкинском музее и вовсе из-за повышенной влажности испортилось несколько экспонатов. А после распада СССР содержать бассейн стало невозможно из-за повышения тарифов на электричество и воду. В 1994 году прилегающие к бассейну постройки и сам резервуар разобрали. А всего спустя год на месте бассейна «Москва» появился фундамент для новой постройки.

История Храма Христа Спасителя

Когда Наполеон Бонапарт отступил из Москвы, царь Александр I подписал манифест 25 декабря 1812 года, в котором заявлял о своем намерении построить собор в честь Христа Спасителя, и как памятник храбрости русским воинам.

Первый законченный архитектурный проект Александра Лаврентьевича Витберга был одобрен царем в 1817 году. Строительные работы начались на Воробьевых горах, самой высокой точке Москвы, но участок оказался неподходящим для строительства такого масштабного здания. В 1837 году был выбран новый участок ближе к Московскому Кремлю.

Собор строился много десятилетий; строительные леса не были сняты до 1860 года. Лучшие русские художники (Иван Крамской, Василий Суриков, В. П. Верещагин) продолжали украшать интерьер еще двадцать лет.

Гигантский купол собора был позолочен с использованием новой техники гальванизации золота, заменив более старую и небезопасную технику золочения ртути. Внутреннее святилище церкви было окружено двухэтажной галереей, стены которой инкрустированы редкими сортами мрамора, гранита и других камней.

На стенах было выставлено более 1000 мраморных табличек, где перечислены главные командиры, полки и битвы Отечественной войны 1812 года с приложением списков наград и жертв.

После революции 1917 года в рамках новых атеистических воззрений храм было решено снести. Место собора было выбрано в качестве предполагаемого места для строительства Дворца Советов.

Собор был взорван 5 декабря 1931 года. Больше года ушло на разбор остатков храма. Однако в последствии от идеи строительства Дворца Советов отказались. На месте взорванного храма в 1958 году появился крупнейший в мире бассейн под открытым небом.

В феврале 1990 года Русская православная церковь получила разрешение на восстановление храма.

Около миллиона москвичей пожертвовали деньги на этот проект. Осенью 1994 года Московский бассейн был разрушен и начата реконструкция собора. Собор был освящен в День Преображения Господня, 19 августа 2000 года.

Видео: история храма Христа Спасителя

Экскурсии по храму

Для туристов в храме организованы два экскурсионных маршрута. Они могут побывать на смотровой площадке, посетить музей и Зал Церковных Сборов, знаменитый своими новогодними ёлками.

Экскурсии проводятся и для детей. Во всех экспозициях музея рассказывается об этапах создания храма.

Желающие осмотреть четыре смотровые площадки должны собраться в группы, так как подобные экскурсии не проводятся в индивидуальном порядке. Поскольку все смотровые площадки расположены на 4 этаже, для быстрого перемещения к ним предусмотрены лифты. С площадок кварталы столицы и Кремль видны как на ладони.

Скульптуры на входных дверях

Сегодняшний Храм Христа Спасителя напоминает солидный музей. Благодаря его оформлению современники могут ознакомиться с частью истории страны и убедиться в мужестве ее народа.

5. Нынешний статус

Весь комплекс храма — собственность города Москвы; правительство города распоряжается и получает доход от эксплуатации некоторых коммерческих компонентов комплекса.

В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы.

14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя.

В церковно-административном отношении, Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».

Строительный коллапс

Пока не загорится: как небрежное отношение к старине может привести к трагедии

И кто должен отвечать за возрождение малых городов

Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором. В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города. «Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200… два хора певчих — придворные и синодальные… в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб. Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.

Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо, с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах

Фото: commons.wikimedia.org

За стенкой кремля: как живется в доме-памятнике в Суздале

Обитатели исторических казематов обязаны делать ремонт своими силами и за свой счет, а удобств нет даже во дворе

Как и предсказывали некоторые специалисты (например, полковник Николай Иванович Яниш), строители столкнулись с огромными сложностями. Дело в том, что глинистые и песчаные почвы под нагрузкой «плыли» вниз по склону, из-за чего пришлось вести масштабные и очень дорогостоящие инженерные и земляные работы. На них ушли практически все имевшиеся средства, но видимого результата не было — за семь лет не удалось закончить даже «нулевой цикл». Император продолжал верить в своего крестника и поддерживал его, но в 1825 году Александра I не стало.

Взошедший на престол Николай Павлович создал комиссию — «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Вошедшие в нее известные инженеры и архитекторы после серьезных исследований вынесли вердикт — строить на краю Воробьевых гор нельзя, почвы и дальше будут «плыть» по склону. 11 мая 1827 года сенат издает указ: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова». При передаче дел выявилась огромная недостача — исчез почти миллион рублей. Началось следствие, тянувшееся семь лет. Личной корысти Витберга выявлено не было, тем не менее зодчего обвинили в недогляде за вороватыми подрядчиками и сослали в Вятку. Имущество его конфисковали. Остаток жизни императорский крестник провел в бедности и безвестности, перебиваясь случайными заработками.

Фото: commons.wikimedia.org

Раскрашенная гравюра А. Афанасьева «Историческое изображение торжества, происходившего при заложении храма Христа Спасителя на Воробьевых горах 12 октября 1817 года»

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Наземный транспорт

Наземный транспорт наименее предпочтителен для передвижения по центру Москвы. Возле центральных достопримечательностей нет парковок, оставить автомобиль близко к храму достаточно сложно. В случае невозможности воспользоваться услугами метрополитена, до церковной достопримечательности Москвы можно доехать на пассажирском городском транспорте, движущемуся по поверхности земли.

Это можно сделать:

  • маршрутные автобусы «А», No 15, «М3», No 255 – следующие от кольца ст. м. Лужники-Южная;
  • No 14 (отходит от павильонов ВДНХ);
  • No 33 (конечная станция «Рижский вокзал»)

Движение следует продолжать до пункта назначения:

  • «Храм Христа Спасителя»;
  • ст. м. «Кропоткинская»;
  • «Пречистенская набережная».

Стоимость проезда 55 руб.

6. Образ храма в культуре

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» его герой Иван Бездомный погружается в воду около того места, где раньше находился храм. Вообще храм неоднократно упоминается в рассказах и повестях писателя.

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

В современной литературе: Борис Акунин «Алтын-Толобас»

В 2008 году Сергей Куракин написал икону “”Новорусская Богоматерь”, посвященную истории храма Спасителя.

Постройка Храма Христа Спасителя по плану Тона

Константин Тон ни в каком конкурсе на лучший архитектурный проект храма участия не принимал. Главным архитектором его назначил сам Николай I. Храм решили построить на Чертолье (нынешняя улица Волхонка), и в 1837 году приступили к строительству. Правда, для этого снесли Алексеевский женский монастырь. На постройку Храма Христа Спасителя потратили почти 45 лет и более 15 миллионов рублей. Но эти затраты стоили того. Храм, законченный в 1883 году, вышел уникальным и удивительным.

Храм в 1902 году

Во внешнем виде храма Тон хотел соединить черты древнерусского зодчества и мотивы итальянского возрождения. Размеры первого Храма Христа Спасителя были невероятными. Высота его достигала почти 104 метра, а внутри могли поместиться около 7000 человек. При этом храм был отделан белым мрамором, который привезли к месту строительства по специально вырытому каналу между Волгой и Москвой-рекой. Над внутренней росписью собора работали известнейшие художники: Иван Крамской, Фёдор Бруни и Суриков.

Коридоры храма облицевали мраморными плитами, на которых были надписи о сражениях, отличившихся воинах и пострадавших в войне 1812 года. Пол главного зала собора украшала мозаика, а наружные стены — горельефы на историческую и религиозную тематики. Но при всей своей красоте главный храм России не нашёл отклика в душах многих людей. И если бы о критике узнал Тон — архитектор, построивший Храм Христа Спасителя, то он точно был бы очень огорчён таким отношением к своему главному детищу.

Внутренний вид храма в 1883 году

Так, Евгений Трубецкой писал, что Храм Спасителя — один из крупнейших памятников дорогостоящей бессмыслицы, что он выглядит как начищенный самовар, возле коего собирается патриархальная Москва. А художник Верещагин заметил, что Храм Христа Спасителя в Москве слишком уж похож на известный всем Тадж-Махал. Впрочем, никакая критика не помешала собору быть центром религиозной жизни столицы почти 50 лет. После революции власти приняли решение снести собор на Волхонке.

«Сперва был храм, потом – хлам, а теперь – срам». Новая история Храма Христа Спасителя

Сегодня уже можно, несколько обернувшись назад, говорить об очередной духовной трагедии, связанной с народной святыней. «Мерзость запустения», «провокация», «разрушительная тактика обновленцев», «продажность» – такая реакция появляется у православных, когда они узнают, что происходит на территории храма Христа Спасителя сегодня. Современный храм Христа Спасителя оказался буквально пронизан подозрительной ветхозаветной символикой: многочисленные шестиугольные «звезды Давида» (в наше время – главный символ масонов-сатанистов) – на крестах куполов (!), внутри под ногами, в виде люстр; на стенах внутри храма непонятные надписи на иврите.

Далее: строение храма Христа Спасителя уходит на огромную глубину, где располагаются многочисленные залы, технические и служебные помещения, а также двухуровневая парковка, автомойка и даже станция метро. В 2009 году в стране открылся самый большой музейный салон Volkhonka Fine Art center антиквара площадью 2 тысячи квадратных метров – в подземной части храма Христа Спасителя. Там выставлены далеко не православные заграничные (в основном из Рима!) экспонаты: к примеру, картина «Клоунесса с мандолиной и пьеро-2» (венгерский художник R. Geiger XX в.) или парные скульптуры гипсовых женщин (XIX в., Франция) или кресла с рогами и копытами, – цены в галерее исчисляются миллионами.

В залах, находящихся в распоряжении салона, регулярно проводятся абсолютно светские мероприятия, сопровождающиеся алкоголем, танцами и прочими мерзкими развлечениями. Так 15 ноября 2011 года арт-центре Volkhonka Fine Art прошла светская вечеринка в честь президента компании Vertu, выпускающей дорогостоящие сотовые телефоны. Заграничные звезды, местные богачи и журналисты, приглашенные на «vip-вечеринку с морем алкоголя, танцами и светской тусовкой» не поверили своим глазам, когда пришли по объявленному адресу. Но совесть не помешала им отгулять-таки на территории православного храма. По некоторым непроверенным источникам, в храме над алтарем даже офисы есть.

Какова же позиция священства РПЦ относительно происходящих на территории храма Христа Спасителя безобразий? – естественно возникающий в такой ситуации вопрос. Комментарии к словам на эту тему ответственных духовных лиц, как говорится, излишни, – во всяком случае, это уже совершенно другая тема.

«Храм Христа Спасителя имеет большой комплекс помещений, там работают многие десятки людей, содержит его не церковь, а фонд, который должен зарабатывать довольно большие средства. И поэтому там устраиваются концерты, выставки, съезды врачей, собрания работников разных компаний.

Все это, естественно, делается на возмездной основе» (протоиерей Всеволод Чаплин, глава Cинодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества). «…это всего лишь муниципальное учреждение, и потому никакие конфессиональные ограничения по посещению храма на людей налагаться не могут» (протодьякон Андрей Кураев). «Естественно, люди приезжают на машинах, им нужно перекусить где-то, там работает столовая. И если человек хочет помыть машину или ему нужно припарковаться, то ему нужно давать такую возможность. Зал церковных соборов, иные помещения Храма Христа Спасителя эксплуатируются как любые здания, как любые другие залы, почти любыми организациями, (есть ограничения связанные с нравственностью и недопустимостью политической агитации), но нет ничего противоестественного в том, чтобы в этих залах устраивать светские мероприятия» (о. Всеволод). «Мы ничего не можем поделать с таким соседством, у нас же светское государство. Но они ведут себя тихо. Когда у нас идет служба, музыку не включают» (служитель ХХС). Правомочны ли отговорки священноначалия о том, что храм Христа Спасителя с прилегающими к нему территориями принадлежит государству, или находится в собственности бывшего бассейна, или иного «фонда», – не нам судить. Но то, что этот вопрос остается спорный не столько в формальном плане, сколько в степени духовной ответственности за творящееся там, – для православных очевидно.

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

1. Архитектура и убранство храма

1.1. Современное здание

Храм — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

Купола Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя. Ночной вид с Патриаршего моста

Вид с Москвы-реки через несколько лет после воссоздания. 29 июля 1998 года.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:

  • т. н. «верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола — главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.
  • т. н. «нижний храм» — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

1.2. Снесённое здание

Общий вид здания напоминал древние русские храмы, построенные по образцу византийской архитектуры. На отделку внешних стен храма и изготовление рельефных изображений был использован белый мрамор из карьера близ села Протопопова Коломенского уезда. Основание храма представляло собой равноконечный крест с выступами в углах. Высота здания составляла 48,5 сажень (около 103,5 м), пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами составляло 1500 квадратных сажень. Вместимость храма составляла до 7200 человек.

Внешние стены храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом.

Ко времени октябрьской революции многие архитектурные элементы храма требовали реставрации, так как с момента постройки здание ни разу не ремонтировалось. Неблагоприятное воздействие на сохранность здания оказала несовершенная система отопления, которая переделывалась три раза. Изображения были закопчены от восковых свечей, вследствие чего во второй половине 1910-х годов здание практически не освещалось.

Архитектурно-художественное достоинство храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры;[кто?] в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector