Степи, курганы и шаманы: зачем лететь в хакасию своя шотландия в южной сибири

Религиозное исповедование

Этот народ занимается шаманством. Они считают себя потомками горных духов, поэтому свято верят, что общаются с духами и могут предотвратить что-то плохое, вылечить от тяжких болезней. Лишь небольшая часть население под примусом приняла христианство и была окрещенная. Также внедрился ислам, но его часть также незначительна. Хотя религия и изменилась, но это никак не повлияло на традиции и обычаи хакасов. Они и по сей день могут обращаться к небу и просить дождя или, наоборот, хорошей погоды. Наблюдается жертвоприношение богам, в основном это маленькие ягнятки. А если кто-то болел с близких, то обращались к березе с просьбами и молитвами, чтобы быстро поставить на ноги больного. Выбранная молоденькая березка служила оберегом и на нее навязывали цветные ленты, чтобы ее можно было найти. Сейчас главным шаманом народа является Белая Волчица.

Субэтнические группы[править | править код]

Делятся на субэтнические (диалектные) группы:

  • качинцы (хааш, хаас) — в русских источниках[каких?] впервые упоминаются[кем?] с 1608 года, когда служилые люди прошли в землю управлявшуюся князем Тюлькой;
  • койбалы (хойбал) — кроме тюркоязычных групп по некоторым данным включали группы, говорившие на диалекте камасинского языка, принадлежавшего к южной подгруппе самодийской группы языков уральской языковой семьи;
  • кызыльцы (хызыл) — группа хакасского народа, проживающая в долине Чёрного Июса на территории Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия;
  • сагайцы (сағай) — впервые упоминаются в известиях Рашид ад-Дина о монгольских завоеваниях; первые упоминания в русских документах относятся к , когда указывалось, что у них «уложено ясаку не платить и ясачников побивать». В составе сагайцев как этнографическая группа известны бельтыры (пилтір), ранее выделялись бирюсинцы (пӱрӱс).

К хакасам по культуре и языку близки теленгиты, телеуты, чулымцы, шорцы.

Ссылки [ править ]

  1. . Архивировано из 3 августа 2011 года. (Всероссийская перепись 2010 г.)
  2. (укр.)
  3. Карл Skutsch (7 ноября 2013). . Рутледж. С. 705–. ISBN 978-1-135-19388-1.
  4. Пол Фридрих (14 января 1994). . GK Hall. ISBN 978-0-8161-1810-6.
  5. , стр. 89.
  6. . Эльзевир. 6 апреля 2010 г. С. 611–. ISBN 978-0-08-087775-4.
  7. EK Brown; RE Ашер; JMY Simpson (2006). . Эльзевир. п. 224. ISBN 978-0-08-044299-0.
  8. , стр. 110.
  9. Джованни Старый; Алессандра Поцци; Юха Антеро Янхунен; Майкл Вейерс (2006). . Отто Харрасовиц Верлаг. С. 112–. ISBN 978-3-447-05378-5.
  10. Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. п. 112. ISBN 978-951-9403-84-7.
  11. Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. С. 111–112. ISBN 978-951-9403-84-7.
  12. Юха Янхунен (1996). . Финно-угорское общество. п. 59. ISBN 978-951-9403-84-7.
  13. Марджори Мандельштам Бальцер (1995). . ME Шарп. С. 75–. ISBN 978-1-56324-535-0.
  14. . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 42.
  15. Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN 978-90-272-7516-5.
  16. Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). . Рутледж. С. 55–. ISBN 978-1-135-10715-4.
  17. Марджори Мандельштам Бальцер (1995). . ME Шарп. С. 71–. ISBN 978-1-56324-535-0.
  18. Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN 978-90-272-7516-5.
  19. . Университет острова Принца Эдуарда. 1997. стр. 149.
  20. Джеймс Б. Минахан (30 мая 2002 г.). . ABC-CLIO. С. 979–. ISBN 978-0-313-07696-1.
  21. Джеймс Минахан (1 января 2002 г.). . Издательская группа «Гринвуд». С. 979–. ISBN 978-0-313-32110-8.
  22. Джеймс Б. Минахан (10 февраля 2014 г.). . ABC-CLIO. С. 140–. ISBN 978-1-61069-018-8.
  23. Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). . Рутледж. С. 55–. ISBN 978-1-135-10715-4.
  24. . Państwowe Wydawn. Наукове. 1994. стр. 157.
  25. . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 38.
  26. Пол Фридрих (14 января 1994). . GK Hall. п. 186. ISBN. 978-0-8161-1810-6.
  27. Кира Ван Деузен (2003). Поющий рассказ, исцеляющий барабан: шаманы и сказители тюркской Сибири . Издательство Университета Макгилла-Куина . С. 8–9. ISBN 0-7735-2617-X.
  28. Джеймс Форсайт (8 сентября 1994). . Издательство Кембриджского университета. С. 300–. ISBN 978-0-521-47771-0.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года» . Архивировано из оригинала 3 августа 2011 года. (Всероссийская перепись 2010 г.)
  2. ^ Государственный комитет статистики Украины — Национальный состав населения, перепись 2001 г. (укр.)
  3. ^ Карл Skutsch (7 ноября 2013). Энциклопедия меньшинств мира . Рутледж. С. 705–. ISBN 978-1-135-19388-1.
  4. Пол Фридрих (14 января 1994). Энциклопедия мировых культур: Россия и Евразия, Китай . GK Hall. ISBN 978-0-8161-1810-6.
  5. ^ Millward 2007 , стр. 89.
  6. ^ Краткая энциклопедия языков мира . Эльзевир. 6 апреля 2010 г. С. 611–. ISBN 978-0-08-087775-4.
  7. ^ EK Brown; RE Ашер; JMY Simpson (2006). Энциклопедия языка и лингвистики . Эльзевир. п. 224. ISBN 978-0-08-044299-0.
  8. ^ Tchoroev (Чоротегин) 2003 , стр. 110.
  9. ^ Pozzi & Янхунен & Weiers 2006, стр. 113.
  10. ^ Джованни Старый; Алессандра Поцци; Юха Антеро Янхунен; Майкл Вейерс (2006). Tumen Jalafun Jecen Aku: Маньчжурские исследования в честь Джованни Старого . Отто Харрасовиц Верлаг. С. 112–. ISBN 978-3-447-05378-5.
  11. ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: этническая история . Финно-угорское общество. п. 112. ISBN 978-951-9403-84-7.
  12. ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: этническая история . Финно-угорское общество. С. 111–112. ISBN 978-951-9403-84-7.
  13. ^ Юха Янхунен (1996). Маньчжурия: этническая история . Финно-угорское общество. п. 59. ISBN 978-951-9403-84-7.
  14. Марджори Мандельштам Бальцер (1995). Воплощение культуры: отечественная антропология . ME Шарп. С. 75–. ISBN 978-1-56324-535-0.
  15. ^ Антропология и археология Евразии . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 42.
  16. Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). Языки и предыстория Средней Сибири . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN 978-90-272-7516-5.
  17. ^ Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). Выживание в постсоциализм: местные стратегии и региональные реакции в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе . Рутледж. С. 55–. ISBN 978-1-135-10715-4.
  18. Марджори Мандельштам Бальцер (1995). Воплощение культуры: отечественная антропология . ME Шарп. С. 71–. ISBN 978-1-56324-535-0.
  19. Эдвард Дж. Вайда (29 ноября 2004 г.). Языки и предыстория Средней Сибири . Издательская компания Джона Бенджамина. С. 215–. ISBN 978-90-272-7516-5.
  20. ^ Канадский обзор исследований в области национализма: Revue Canadienne Des Études Sur Le Nationalisme . Университет острова Принца Эдуарда. 1997. стр. 149.
  21. Джеймс Б. Минахан (30 мая 2002 г.). Энциклопедия наций без гражданства: этнические и национальные группы во всем мире . ABC-CLIO. С. 979–. ISBN 978-0-313-07696-1.
  22. Джеймс Минахан (1 января 2002 г.). Энциклопедия народов без гражданства: ДК . Издательская группа «Гринвуд». С. 979–. ISBN 978-0-313-32110-8.
  23. Джеймс Б. Минахан (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . ABC-CLIO. С. 140–. ISBN 978-1-61069-018-8.
  24. ^ Сью Бриджер; Фрэнсис Пайн (11 января 2013 г.). Выживание в постсоциализм: местные стратегии и региональные реакции в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе . Рутледж. С. 55–. ISBN 978-1-135-10715-4.
  25. ^ Folia orientalia . Państwowe Wydawn. Наукове. 1994. стр. 157.
  26. ^ Антропология и археология Евразии . ME Sharpe Incorporated. 1994. стр. 38.
  27. Пол Фридрих (14 января 1994). Энциклопедия мировых культур: Россия и Евразия, Китай . GK Hall. п. 186. ISBN. 978-0-8161-1810-6.
  28. ^ Россия Религия – Британская энциклопедия
  29. ^ Хунмадьяр
  30. Кира Ван Деузен (2003). Поющий рассказ, исцеляющий барабан: шаманы и сказители тюркской Сибири . Издательство Университета Макгилла-Куина . С. 8–9. ISBN 0-7735-2617-X.
  31. ^ Джеймс Форсайт (8 сентября 1994). История народов Сибири: Северо-Азиатская колония России 1581-1990 гг . Издательство Кембриджского университета. С. 300–. ISBN 978-0-521-47771-0.

Распределение по группам

Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:

  • качинцы (хаас или хааш);
  • кызылцы (хызылы);
  • койбалы (хойбалы);
  • сагайцы (са ай).

Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:

  • сагайская;
  • шорская;
  • качинская;
  • кызыльская.

Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.

Физическая антропология[править | править код]

В 1920-е физическую антропологию хакасов изучал один из основоположников советской антропологии — А. И. Ярхо. Начиная с 1930-х, антропология древнего и современного населения Хакасии была предметом исследования крупнейших отечественных антропологов — Г. Ф. Дебеца, В. П. Алексеева, В. В. Бунака и др.

Хакасы подразделяются на два антропологических типа смешанного происхождения в целом относящиеся к переходной между монголоидной и европеоидной большими расами[источник не указан 1167 дней]:

  • уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев)
  • южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы).

Главный бог хакасов — Тенгри, он связан с небом

Древнейшее из сохранившихся изображений Тенгри

Сложно случайно указать народ, чей главный бог не был бы богом неба. Это и не удивительно, ведь небо — это лучший символ пропасти между человеком и миром духовного. Кажется, поднимешь голову — и вот он, вездесущий Бог, который видит всю твою жизнь как на ладони.

Но попробуй до него дотянуться. Даже с самой высокой горы не получится! И всё же горы имеют для представителей тенгризма особую святость. Да, собственно, для какого народа это не так? Олимп, Кайлас, Меру, Храмовая гора и пр. Список мог бы быть очень длинным!

Статуэтка Умай — матери-земли в тенгризме. Фото: matma.ru

Тенгри — ещё одно божество неба в ряде десятков других:

  • Зевс;
  • Юпитер;
  • Один;
  • Дьяус.

Это мужчина. В противовес ему есть женское божество Умай. Эта та самая, узнаваемая в десятках религий Мать-земля.

Ещё один интересный персонаж — Эрлик. Это жутковатого вида старик, который обитает под землёй. Вряд ли речь идёт о злом существе. Понятие безусловного негодяя характерно для монотеистических традиций. Языческие верования, как бы ни изображали своих божеств, никогда не считали их однозначно злыми.

У хакасов нет дьявола, но есть бог умерших.

Любопытно, что на некоторых изображениях Эрлик очень похож на буддийского бога Яму. К слову, тёска Ямы есть и в индуизме. Там он бог смерти, но выглядит не так страшно. Всё это указывает нам на общий источник этого образа. Можно сделать предположение, что восходит всё к арийским временам.

Это религия, призывающая к общей гармонии, а не к борьбе света и тьмы. В противовес нижнему миру есть мир высший (божественный), а также средний мир, где люди взаимодействуют с духами.

Эрлик — владыка нижнего мира, повелитель мёртвых, но никак не дьявол. Никакого дьявола нет в тенгризме

Волосы — настоящее украшение женщины

У хакасов много внимания уделялось женской прическе. По ней можно было узнать социальный статус и семейное положение. В народе верили, что после захода солнца жизненная сила каждого человека таится под корнями его волос. Чтобы не потерять ее, с наступлением темноты не разрешалось расчесывать и заплетать волосы. Это занятие оставляли на светлое время.

Волосы, которые были вычесаны или острижены, нельзя было выбрасывать. Люди верили, что, если волосы найдет птица и совьет из них гнездо, человек будет мучиться головной болью. Все волосы собирали и сжигали в специально отведенный день.

Ходить без платка разрешалось только маленьким девочкам. Для девушек и женщин это было неприемлемо. Кроме того, для каждого статуса существовала и своя прическа.

До замужества молодым девушкам нужно было заплетать большое количество мелких косичек, сурмистир. Делали это обязательно по часовой стрелке. Распределяли их так: на спине оставляли 3-5 кос (это киджеге сюрмес), на плечах с каждой стороны было еще по 5-7 кос. Прическу украшали подвязками и подвесками.

Помолвка означала, что на месте многочисленных косичек появятся всего две (тулунг). Пока в семье молодых не рождался ребенок, две косы с середины соединялись в одну. Разделить их можно было только после рождения ребенка.

После замужества косы заплетались против часовой стрелки. При этом со стороны затылка к основным косам женщины могли приплетать маленькие косички. Делалось это в том случае, если у женщины были родные братья. Считалось, что души братьев таким образом притягиваются к сестре и охраняют ее в чужой семье.

Замужним женщинам не полагалось завязывать концы своих волос, в них вплетались накладные косы (они назывались сугынды). Завязывать концы волос было принято у вдов.

Женщины, родившие ребенка без мужа, должны были носить всего одну косу, которую им заплетала мать. Если у хакаски было 3 косы, это означало, что женщина была старой девой.

Численность хакасов в Хакасии в 1926—2010 годах

Этническая карта Республики Хакасия по населённым пунктам, перепись 2010 г.

Хакасы в Хакасии по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Общая численность хакасов в РФ по сравнению с данными переписи года (75,6 тыс. человек) снизилась и составила по итогам переписи года — 72 959 человек. Единственный муниципальный район, где хакасы составляют большинство — Аскизский (50,4 %).

1926 перепись 1939 перепись 1959 перепись 1970 перепись 1979 перепись 1989 перепись 2002 перепись 2010 перепись
Численность хакасов в Хакасии 44,219 (49.8 %) 45,799 (16.8 %) 48,512 (11.8 %) 54,750 (12.3 %) 57,281 (11.5 %) 62,859 (11.1 %) 65,431 (12.0 %) 63,643 (12,1 %)

Еда

Хакасская кухня разнообразна и питательна. Она составлена на основе мяса домашних животных, молочных продуктов, рыбы, даров леса. Мясо заготавливали впрок, для этого его вялили, сушили, делали колбасу. У хакасов существует множество вкусных блюд на основе баранины, конины, лесной дичи. После того как забивали скот, делали мясные заготовки — ысты. Брали ребра, позвоночник, лопатки, сало, печень, сердце и делали из них наборы. Части туши заворачивали в желудок, замораживали. Так оно хранилось длительное время. На основе коровьего, овечьего молока делается сметана, творог, масло, различные сорта сыров. Эти продукты употребляются отдельно и входят в состав других блюд. В качестве гарнира используются картофель, выращивать который хакасы научились у русских, корнеплоды, ячмень. Ягоды, орехи, мед служат для приготовления десертов. Популярные блюда хакасской кухни:

1.Хыйма. Домашняя колбаса из конины с чесноком и приправами. Рубленый фарш набивают в кишки и варят. Колбасу подают горячей, политой бульоном.

2.Мюн. Бульон из мяса дичи. Утку или куропатку варят до готовности, добавляют овощи, приправы. Затем мясо убирают, подают отдельно. Мюн едят из пиал.

3.Потхы. Горячее блюдо на основе пшеничной муки и сметаны. Сметану кипятят, затем всыпают муку, добавляют яйцо.

4.Чулма. Туша барана, запеченная целиком. Сначала тушу опаливают над костром, затем удаляют внутренности, закапывают ее в угли. Там мясо томится в собственном соку.

5.Харбан. Мясное блюдо на основе баранины. Мясо мелко нарезают вместе с салом, варят в казане с луком.

6.Хандых потхы. Каша из кандыка. Клубни сушеного растения толкут до получения муки, заливают сметаной, кипятят до готовности. Это блюдо готовят на праздники.

В качестве напитков используются айран, кумыс, травяные чаи. На основе айрана традиционно делали молочную водку — арака. Напиток изготавливался с помощью самогонных аппаратов. Водку применяли на праздниках для угощения гостей, а также в религиозных обрядах. Употреблять напиток разрешалось мужчинам с 25 лет, женщинам — после рождения 2-3 детей.

История [ править ]

Хакасы с традиционными инструментами.

Енисейские киргизы были вынуждены платить дань в соответствии с договором, заключенным между джунгарами и русскими в 1635 году. Джунгарские ойратские калмыки вынудили енисейских киргизов подчиниться.

Некоторые из енисейских киргизов были перемещены в Джунгарского ханства по джунгар , а затем Цин переместили их из Джунгарии на северо — востоке Китая в 1761 году, где они стали известны как Фуюй кыргызов . Знаменосцы Сибе дислоцировались в Джунгарии, а Северо-Восточный Китай (Маньчжурия) был местом, куда были депортированы некоторые из оставшихся Ёлет-ойратов. Бассейн Нонни был местом, где поселились депортированные Ойрат Элет. Енисейские киргизы были депортированы вместе с Элет. Китайский и ойрат заменили ойрат и киргиз во время Маньчжоу-Го в качестве дуальных языков нон-основанных енисейских киргизов.

Группа хакасов в Минусинске

В 17 — м века, Хакасские формируются Хакасия в середине земли Енисейской киргизы, которые в то время были вассалами из в монгольском правителе. В русских прибыл вскоре после того, как киргизы ушли, и приток русских поселенцев agragian стали. В 1820-е гг. Вокруг Минусинска начали разрабатывать золотые прииски , ставший региональным промышленным центром.

Имена Хонгорай и Хорай применялись к хакасам до того, как они стали известны как хакасы. Использование русскими имени татар для обозначения всех своих тюркских народов в царскую эпоху привело к тому, что современные хакасы стали называть себя тадаром, что не является историческим именем. Khoorai (Хоррей) также использовался для обозначения их. Теперь хакасы называют себя тадарами и не используют хакасов, чтобы называть себя на своем языке. Их еще называют абакскими татарами.

В течение XIX века многие хакасы приняли русский образ жизни, и большинство из них были массово обращены в русское православие . Шаманизм с буддийским влиянием, , однако, все еще распространен, и многие христиане практикуют шаманизм с христианством. В Императорской России хакасы были известны под другими именами, использовавшимися в основном в историческом контексте: минусинские татары ( русский языкминуси́нские тата́ры ), абаканские татары (абака́нские тата́ры) и енисейские турки .

Во время революции 1905 г. развивалось движение к автономии. Когда в 1923 году к власти пришли Советы, был образован Хакасский национальный округ, и различные этнические группы (белтир, сагай, качин, койбал и кызыл) были искусственно «объединены» в одну — хакасов. Национальный округ был преобразован в Хакасского автономной области , части Красноярского края , в 1930 г. Республика Хакасия в ее нынешнем виде была создана в 1992 году.

Хакасы составляют лишь около 12% от общей численности населения республики (78,5 тыс. По переписи 1989 г.). Хакасы традиционно занимались кочевым скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством. Бельтирцы тоже специализировались на ремеслах. Разведение овец и крупного рогатого скота по-прежнему широко распространено, хотя со временем республика стала более индустриализированной.

Культура хакасов

Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).

Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.

Основные праздники хакасов были связаны с земледелием и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.

Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.

В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных Саянах.

Достояние Хакасии — Оглахты

На склонах горного массива Оглахты присутствует особая флора и фауна, признанная заповедной. Оглахты это зона Хакасии, имеющая как экологическое, так и историческое значение. Оглахтинский горный массив это скопление множества курганов, а также древних поселений, каменоломен, мест с наскальной живописью.

В состав комплекса Оглахты входит тематический центр, а также тропа экскурсионного назначения.  Тропа оснащена почти тысячью ступеней и смотровой площадкой.

На территории комплекса имеется Шаман-камень, на котором сохранились рисунку сделанные еще при эпохе бронзы и железа (VIII—III века до н. э.). При посещении Оглахты туристы узнают массу интереснейших фактов об открытиях, совершенных на территории эколого-исторического комплекса.

Необходимо помнить, что посещение Оглахты возможно только при наличии пропуска, который нужно получить у администрации заповедной зоны.

Интересно, что разные участки заповедника достаточно сильно отличаются друг от друга. Это связано с тем, что южные территории Оглахты старались сохранить в нетронутом виде для сбережения горно-таежной природы. Места возле озера Иткуль сохранили в первозданном виде, дабы не нарушать условия миграции для нескольких видов редких птиц.

В целом Хакасия это удивительный уголок нашей страны. Она достойна того, чтобы каждый житель России посетил ее хотя-бы однажды. Иностранцы с каждым годам все больше осваивают Хакасию, поражаясь ее богатствам и тайнам.

Жизнь

Издавна хакасы вели полукочевой образ жизни. Поэтому земледелие было развито слабо и не во всех районах. Традиционными занятиями в древности были:

1.Скотоводство.

2.Охота.

3.Рыболовство.

Хакасы разводили овец, коров, лошадей. Часто выращивали домашнюю птицу. Женщины выделывали овечью кожу, из которой затем шили одежду, обувь. Также занимались валянием войлока. Из коровьей, лошадиной кожи изготавливали посуду, сундуки, латы. Шкуры предварительно коптили, обрабатывали на кожемялке. В результате получался прочный твердый материал. Из шерсти овец катали войлок. Из него делали ковры, покрывала для юрт, спальные принадлежности.

Рыбную ловлю кызыльцы стали практиковать уже в результате заимствования у русских. Ведь все же регион, в котором они жили, был богат речной и озерной рыбой. Это было своего рода подсобным занятием некоторой части хакасов. В одиночку ловля осуществлялась с помощью гарпунов, подводных ловушек. Во время осенне-весеннего сезона рыбу добывали группами, используя большие сети. Улов распределялся поровну между всеми участниками промысла. Сетями также ловили водоплавающую птицу. Водоем, возле которого располагалось поселение, считался собственностью его жителей. Посторонние могли рыбачить там за определенную плату.

Женщины и дети занимались собирательством. Выкапывали съедобные коренья, собирали ягоды, орехи

Важное значение имел промысел кандыка и саранки — луковичных растений. Их сушили и перемалывали в муку

Осенью разыскивали норки мелких грызунов с запасами корешков и зерен. На Бейском озере добывали соль. Позднее там было создано солеваренное производство. Хакасские женщины знали ткачество. Они пряли овечью шерсть. На основе шерсти и растений ткали разные виды материалов:

  • льняной;
  • конопляный;
  • крапивный;
  • сукно.

Хакасское национальное украшение

Из тканей делали повседневную и праздничную одежду, из овчины и меха животных — верхнюю одежду, головные уборы. У хакасов было развито гончарство. Они делали горшки, керамические вазы. Существовала добыча железной руды, кузнечное дело. Из железа ковали инструменты, элементы упряжи, оружие. Важным промыслом было ювелирное дело. В Средние века ценились хакасские серебряные изделия, украшения.

В хакасских семьях сохраняется патриархальный уклад. Родители обычно заводили много детей, которых очень любили. До вступления в брак дети жили в родительском доме. Женатому сыну отец должен был поставить отдельную юрту. Молодоженам давали наследство из скота и имущества. Все родственники были сплочены, подчинялись отцу. Вся работа разделялась на женскую и мужскую. Мужским делом считалось добывание пищи, строительство жилищ, женской — домашнее хозяйство, изготовление одежды.

Традиции

До прихода христианства хакасы поклонялись духам природы. У них был распространен шаманизм. Многие обряды связаны с земледелием и скотоводством. На хакасской земле множество мест, где совершались жертвоприношения богам, общественные моления. Шаманы выполняли не только роль посредника между богами и людьми, но и лечили население от разных болезней. Существовал культ священного скота. В основном священным животным была лошадь (ызых ат). В каждой семье выбирали ызых ат, в ее гриву вплетали разноцветные ленты. Шаман исполнял специальный обряд по посвящению лошади. Ызых ат ограждал остальных животных от различных неприятностей, болезней. Также был распространен культ гор. Каждый род хакасов имел свою священную родовую гору. Духи гор считались предками рода. Шаманы совершали обряды жертвоприношения горам, на вершине устанавливали священный камень для моления. Также хакасы поклонялись:

  • огню;
  • водной стихии;
  • небесным светилам;
  • великому небу;
  • умершим предкам.

 

Одним из самых важных был культ огня. Огненный дух представляли в виде женщины. Многие старики рассказывают, что видели красивую обнаженную женщину с рыжими волосами, которая разговаривала с ними. Иногда она предстает в облике старой женщины, одетой во все черное. Хозяйка огня показывалась только людям с чистой душой. С существованием духа связаны некоторые запреты: нельзя ворошить огонь острыми предметами, плевать в него, перескакивать через костер, кидать в него мусор. Богиня огня дает людям свет, тепло, защищает от злых демонов, очищает жизненное пространство.

Огонь необходимо уважать, ежедневно кормить его. Во время приготовления пищи огонь всегда кормили, подкладывали туда кусочки еды. Перед тем, как употреблять спиртные напитки, сначала угощали огонь. Если его дух обижался на хозяина, он мог устроить пожар. Существовало поверье, что, если поленья свистят, это хозяйка огня хочет кушать. В честь огненного духа совершались жертвоприношения. Это были бараны, лошади. Таким образом люди просили защитить их от несчастий, просили благополучия. Духи гор, воды, огня помогали мужчинам на промысле. Если они уважали духов, те давали легкую дорогу, за добычей не нужно было далеко идти. Шаманы всегда опирались на духов, как на своих помощников. Без их разрешения не совершали ритуалы, не отправлялись в дальний путь. При постройке дома всегда соблюдается обычай кормления огня, чтобы защитить жилье от бед и болезней. Уважение хакасов к силам природы указывает на их духовность, понимание естественного порядка вещей. Мифологические персонажи играют большую роль в формировании целостной картины мира этого древнего народа.

История

Распространенная версия происхождения хакасов говорит о том, что они являются потомками енисейских киргизов, населявших Саяно-Алтайский регион. Еще до нашей эры с ними вели войны древние китайцы. Постепенно племена динлинов (прародителей енисейских киргизов) были вытеснены в Джунгарию, оттуда на Алтай, Минусинскую котловину. Там они смешивались с местными жителями. Внешность этих людей описывалась как европеоидная: светлая кожа, белокурые или рыжие волосы, серые, голубые глаза. Несколько веков подряд древние кыргызы воевали с тюрками, уйгурами. Затем был образован Кыргызский каганат, подчинивший себе Центральную Азию (9 век). Период с 13 по 15 века был периодом властвования Монгольской империи, которая включила в свой состав разгромленные княжества Кыргызского каганата.

16 век стал началом освоения Сибири. Русские войска присоединили Хакасию и разделили ее на 4 региона: Томский, Кузнецкий, Красноярский, Ачинский. Население было обращено в христианство. После революции 1917 года официально появился термин «хакасы». Республика Хакасия образовалась после распада Советского Союза и вошла в состав РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector