Алтайцы // «историческая энциклопедия сибири» (2009)
Содержание:
- Принцесса, шаманка, прародительница
- Примечания[править | править код]
- Этнические и этнографические группы[править | править код]
- Происхождение
- Главные праздники алтайцев
- Заметки [ править ]
- Культура
- Народ Алтайцы
- Традиционная еда народа Алтая
- Языковые группы
- Социальная организация[править | править код]
- Традиционные поселения и жилища
- Откуда взялись кочевники?
- Как жили алтайские скифы?
Принцесса, шаманка, прародительница
Для того чтобы это понять, не нужно быть антропологом — лицо у алтайской принцессы совершенно европейского типа. Обнаружена принцесса была в 1993 году в кургане, под захоронением железного века, в колоде, полностью заполненной льдом. Лёд-то и спас её тело от разрушения. Именно поэтому сохранились татуировки на её коже — в виде барса, оленей с закрученными рогами и архара. Волосы её были собраны в сложную причёску с вплетением войлока и шерсти и высотой в 90 см. Одета она в обычную одежду — красную шерстяную юбку, белую рубашку из шелка, меховую шубку и войлочные чулки. Вместе с ней было захоронено шесть осёдланных лошадей. То есть социальный статус этой 25-летней дамы, умершей от рака, очевиден — не из простого она рода. Возраст захоронения датируется примерно I тысячелетием до нашей эры. К этому же времени относятся и другие пазырыкские мумии, которые хранятся в Эрмитаже — двое мужчин и две женщины, найденные ещё экспедициями Руденко в 1930-1950 годы. Мумия женщины имела такую же высокую причёску, как и принцесса Укока. Всего в пазырыкских курганах было найдено восемь захоронений такого типа. Некоторые покойники явно относились к знати и были богато одеты, вместе с ними нашли дорогие украшения и оружие. Некоторые мумии были покрыты татуировками животных, весьма реалистичными. Наиболее близкие аналогии таких изображений зверей и птиц находят в искусстве скифов. Генетический анализ показал, что большинство захоронений принадлежит самодийцам и людям ирано-европейского происхождения. Не алтайцам. Да и время погребения развенчивает миф о возможном родстве: захоронения гораздо старше, чем появление особого алтайского этноса.
Примечания[править | править код]
- Перепись 2002 г. (в отличие от предыдущих переписей в СССР) в состав алтайцев не включала следующие народности, выделяя их отдельно: кумандинцы (3114 чел., 2002 г.), телеуты (2650 чел.), теленгиты (2399 чел.), тубалары (1565 чел.), челканцы (855 чел.). С ними численность алтайцев составляет 77 822 чел. (2002 г.). С челканцами, тубаларами и теленгитами (которые по переписи 2010 г. включены в состав алтайцев как их субэтносы) — 72 058 чел. (2002 г.).
- ↑ . Дата обращения: 24 декабря 2009.
- ↑ Перепись 2010 г. в состав алтайцев включила следующие народности: теленгиты (3712 чел.), тубалары (1965 чел.), челканцы (1181 чел., 2010 г.; то есть собственно алтайцев 67 380 чел.); но не включала следующие народности, выделяя их отдельно: кумандинцы (2892 чел., 2010 г.), телеуты (2643 чел., 2010 г.). С ними численность алтайцев составляет 79 773 чел. (2010 г.)
- ↑
- ↑ С кумандинами, телеутами, теленгитами, тубаларами, челканцами
- ↑ , p. 9—11.
- ↑
- Алтайцы // Тува: словарь культуры / сост. С. В. Маркус. — М.: Академический проект, 2006. С. 37. — ISBN 5-8291-0757-0
- ↑ , p. 168.
- ↑ , с. 105.
- ↑ , с. 113—114.
- ↑ , с. 159—166.
- ↑ .
- ↑
- , с. 150.
- ↑ , с. 34—35.
- , с. 16—17.
- Балаганская О. А. Полиморфизм Y-хромосомы у тюркоязычного населения Алтая, Саян, Тянь-Шаня и Памира в контексте взаимодействия генофондов Западной и Восточной Евразии // Учреждение Российской академии медицинских наук «Медико-генетический научный центр РАМН». — 2011. (Таблица 2. Частоты гаплогрупп Y хромосомы у изученных крупных народов, этно-территориальных объединений и регионов Евразии)
- Лавряшина М. Б. и др. . genofond.ru. Лаборатория геногеографии. Дата обращения: 14 июля 2021.
- ↑ .
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 апреля 2020.
- .
- .
- .
Этнические и этнографические группы[править | править код]
Выделяются две различных по происхождению этнографические группы алтайцев, между которыми исторически существовали резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии. Эти различия постепенно сгладились лишь к середине XX века.
Южные алтайцы (алтай-кижи, в переводе алтайский человек) или собственно алтайцы, говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским). Проживают в бассейне реки Катуни и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков.
Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Выделялись тубалары (левобережье реки Бии и северо-западное побережье Телецкого озера), кумандинцы, телеуты и челканцы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков. По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков.
В советские годы все эти этногруппы считались субэтносами алтайцев. Однако, начиная с 2000 года, в нормативно-правовых актах и переписях кумандинцы и телеуты стали учитываться как отдельные народы.
Литературный алтайский язык сформировался на основе южно-алтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском). Для северных разрабатывается тубаларский литературный язык.
Генетикаправить | править код
У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 51,1—53 % у южных алтайцев и 29,8—38 % у северных алтайцев. У алтай-кижи гаплогруппа R1a-M198 достигает 58 %, у тубаларов — 51 %, у теленгитов — 44 %, у челканцев — 15 %. Гаплогруппа Q-М242 у северных алтайцев достигает 25,6 %, у челканцев — более 50 %. Гаплогруппа R1b1b1-М73 у северных алтайцев достигает 18,1 %, у кумандинцев — 49 %. Гаплогруппа N1b у северных алтайцев достигает 8,5 %, у южных алтайцев — 4,6 %. Гаплогруппа С-M130 у южных алтайцев достигает 12,0 %, гаплогруппа D-M174 — 9,7 %. Гаплогруппа I-M170 у северных алтайцев достигает 17 %, у южных алтайцев — 11 %. Гаплогруппа O-M175 у южных алтайцев достигает 5,9 %.
Наличие у алтайцев и западных и восточных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в генофонде алтайцев европейских и монгольских компонентов и древнего генетического субстрата.
Различия в структуре генофондов северных и южных алтайцев по гаплогруппам Y-хромосомы
Гаплогруппы | Частота встречаемости % | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Северные | Южные | |||||
Горно-Алтайск (N = 20) | Курмач-Байгол (N = 11) | Турочак (N = 19) | Бешпельтир (N = 43) | Кулада (N = 46) | Кош-Агач (N = 7) | |
C3 x M77 | – | – | – | – | 2,17 (1) | 14,28 (1) |
C3c | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
D x M15 | – | – | – | – | 10,87 (5) | 14,28 (1) |
E | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
F* | – | – | – | 6,98 (3) | 2,17 (1) | – |
I1a | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
I1b | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
J2 | 5,00 (1) | – | – | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
K* | – | 18,18 (2) | 10,53 (2) | – | 2,17 (1) | – |
N* | – | – | – | – | 10,87 (5) | – |
N2 | 10,00 (2) | – | – | 4,65 (2) | – | 28,57 (2) |
N3a | – | – | 15,79 (3) | 2,33 (1) | 2,17 (1) | – |
O3 | – | – | 10,53 (2) | 9,30 (4) | 4,35 (2) | 14,28 (1) |
P* | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
Q* | 20,00 (4) | 63,64 (7) | 26,32 (5) | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
R1* | 15,00 (3) | – | – | – | – | – |
R1a1 | 50,00 (10) | 18,18 (2) | 36,84 (7) | 58,14 (25) | 52,17 (24) | 28,57 (2) |
R1b3 | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
H | 0,7105 ± 0,0848 | 0,5818 ± 0,1420 | 0,7895 ± 0,0573 | 0,6545 ± 0,0801 | 0,7111 ± 0,0682 | 0,9048 ± 0,1033 |
0,7510 ± 0,0406 | 0,6941 ± 0,0518 | |||||
H YSTR | 0,9368 ± 0,0354 | 0,8909 ± 0,0918 | 0,9542 ± 0,0301 | 0,9415 ± 0,0301 | 0,9691 ± 0,0125 | 1,0000 ± 0,0764 |
0,9281 ± 0,0290 | 0,9554 ± 0,0123 |
В соответствии с новым исследованием российских генетиков, генетическая обособленность северных и южных алтайцев несомненна. У южных алтайцев доминируют такие варианты гаплогруппы Y хромосомы, как Q и R1a, есть также I и O. У северных же алтайцев доминирует гаплогруппа R1a, редко встречается Q, а I и O вообще не обнаружены.
Происхождение
Существует много мнений и гипотез о происхождении алтайцев. На формирование современных народов повлияли такие общины, племена и народности (общий список):
- уйгуры;
- енисейские киргизы;
- огузы;
- сарматы;
- скифы;
- гунны;
- кимаки-кыпчаки;
- монголы;
- киргизы;
- тюрки;
- самодийцы;
- угорцы;
- джунгары;
- кеты;
- тукю;
- теле;
- куу.
Считается, что некоторые племена проживали на этих землях, как тюкю, а другие приходили, то ли в качестве завоевателей, то ли переселенцами были. Все народности смешались, так и формировался алтайский народ.
Родственными связями объединяются с хакасами и киргизамы, сибирскими татарами и шорцами, а также якутами.
Главные праздники алтайцев
На рубеже 1980–1990-х гг. начался процесс возрождения традиционных праздников у северных субэтнических групп алтайцев — кумандинцев, тубаларов, челканцев и южной субэтнической группы — теленгитов, Большинство алтайцев утверждают, что Тюрюк-Байрам и Дьылгаяк (Jылгайак) — это возрожденные традиционные праздники их предков.
Дьылгаяк — языческий праздник, аналог русской масленицы. На этом празднике алтайцы сжигают чучело — символ уходящего года, веселятся, устраивают ярмарку, весёлые аттракционы и конкурсы. Jылгайак (Дьылгаяк), один из древнейших праздников на территории Алтая, знаменует начало нового года. Это первый праздник после зимы, празднуется в марте, на седьмой день убывания (старения) луны, когда месяц в ущербе, ближе ко дню весеннего равноденствия. Праздник проводят, «когда приходит весна, появляется зелень и зайчик поет».
Празднование Jылгайак, как правило, включает несколько этапов: подготовительный (уборка дома, открывание погреба и т.д.), обряд растаптывания и колотья снега, ритуальный, или основной, этап (жертвоприношение духам-хозяевам и чтение благопожеланий).
Тюрюк-Байрам — праздник кедра. Тюрюк-Байрам проводился во многих алтайских селениях еще в начале прошлого века. Он был приурочен к началу сбора кедровых орехов в конце августа — начале сентября. Первый возрожденный Тюрюк-Байрам состоялся 10 июня 2000 г. в селе Туньжа Чойского района. 28–29 июня 2003 г. уже в статусе республиканского праздник прошел в селе Артыбаш Турочакского района.
Эл-Ойтын — всенародный праздник и фестиваль национальной культуры, на который приезжает очень много гостей, в том числе, других национальностей, проводится раз в два года. С 30 июня по 3 июля 1988 года в селе Ело прошёл первый Эл-Ойын. Атмосфера праздника словно переносит всех в другое временное измерение. Проводятся концерты, конкурсы, спортивные состязания и другие интересные мероприятия. Главное условие участия — наличие национального костюма.
Чага-Байрам —»Белый праздник», что-то вроде Нового года. Начинается он в конце февраля, в период новолуния, и главная цель его — поклонение Солнцу и Алтаю. Именно в период этого праздника принято привязывать кыйра-ленты, преподносить угощения духам на тагыле — алтаре. После совершения обрядов начинается народное празднование.
Курултай сказителей — соревнования для кайчи. Мужчины соревнуются в навыках горлового пения, исполняют сказания под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов. Кайчи пользуются на Алтае всенародной любовью и уважением. По приданиям даже шаманы побаивались устраивать обряды вблизи их жилищ — опасались не устоять перед великой силой их искусства.
Заметки [ править ]
- 24 апреля на Wayback Machine (на русском языке)
- Олсон, Джеймс Стюарт (1998). . Издательская группа «Гринвуд». С. 9–11. ISBN 978-0-313-28853-1.
- ^ Skutsch, Carl, ed. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. С. 81–83. ISBN 1-57958-468-3.
- Этническая история, история региона, статистическая информация на 17июля2011 г. на Wayback Machine
- Центр российских исследований NUPI 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ , стр. 216–218.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFRobbeets2017 ( справка )
- .Ошибка sfn: нет цели: CITEREFRobbeets2020 ( помощь )
- .ошибка sfn: нет цели: CITEREFNelson_et_al.2020 ( помощь )
- .Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFLi_et_al.2020 ( помощь )
- .ошибка sfn: нет цели: CITEREFUchiyama_et_al.2020 ( помощь )
- С. 4–5. «Эти результаты позволяют предположить, что тюркские культурные обычаи были навязаны элитой восточноазиатского меньшинства кочевым группам центральных степей … масштабные миграции за пределы родины в Монголию.ошибка harvnb: нет цели: CITEREFDamgaard_et_al.2018 ( помощь )
- , стр. 197. «Как китайская история, так и современные исследования ДНК указывают на то, что ранние и средневековые тюркские народы состояли из разнородных популяций. Тюркизация центральной и западной Евразии была продуктом не миграций, связанных с однородным образованием, а диффузии языков».ошибка harvnb: цель отсутствует: CITEREFLeeKuang2017 ( справка )
- ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . 1 . Нью-Йорк: Рутледж. п. 82. ISBN 1-57958-468-3.
- Флегонтов, Павел; Чангмай, Пия; Зидкова Анастасия; Логачева Мария Д .; Алтынышик, Н. Эзги; Флегонтова, Ольга; Гельфанд, Михаил С .; Герасимов, Евгений С .; Храмеева, Екатерина Е. (2016-02-11). . Научные отчеты . 6 : 20768. arXiv . Bibcode . DOI . ISSN . PMC . PMID .
-
Алтан, KH. (10 августа 2018 г.). . Почта УБ . Проверено 25 февраля 2021 г. — через PressReader.com.
Альтыны представлены двумя этнографическими группами: Северные Альты;
тульбары, челканы, кумандинцы и шорцы.
Южные Алтайцы состоят из алтайцев (алтай-кижи), телеутов, телесов и теленгитов.
История Алтайнов уходит корнями в Монголию, поскольку какое-то время они находились под властью Монголии как провинции Теленгид во время династии Северный Юань.
- CPAtwood — Энциклопедия Монголии и Монгольской империи , стр.9
- , Путь в Россию, 24 сентября 2003 г.
- Знаменский, Андрей А. (2014-06-30). . Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines (45). DOI . ISSN .
- Колга и др., Красная книга народов Российской империи , с. 29
- апреля 2006 г.в Wayback Machine , Центр российских исследований, НУПИ , получено 17 октября 2006 г.
- . Архивировано из на 2006-08-13 . Проверено 24 октября 2006 .
- ^ Уинстон, Роберт, изд. (2004). Человек: полное наглядное руководство . Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли . п. 429. ISBN. 0-7566-0520-2.
- ^ West, Барбара А. (2010). . Издание информационной базы. С. 39–42. ISBN 978-1-4381-1913-7.
- Минахан, Джеймс Б. (2014). . ABC-CLIO. С. 11–13. ISBN .
- Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза: с приложением о немусульманских тюркских народах Советского Союза . Лондон: Рутледж. п. 417. ISBN 0-7103-0025-5.
Культура
Традиционный образ жизни
Алтайский всадник.
Южные Алтайцы были в основном кочевыми или полукочевыми скотоводами. Они выращивали лошадей, коз, овец и крупный рогатый скот. Северные Алтайцы в основном занимались охотой как основной формой существования. Их основной добычей были животные из тайги (бореальные леса). Однако некоторые алтайцы также занимались мелким земледелием , собирательством и рыболовством.
Жилища
Аил — традиционное деревянное жилище.
Большинство южных алтайцев традиционно жили в юртах . Многие северные алтайцы строили в основном многоугольные юрты с конической крышей из бревен и коры. Некоторые алтай-кижи жили также в глинобитных избах с берестяными двускатными крышами и бревенчатыми или дощатыми стенами. Телеуты и несколько северных алтайцев жили в конических домах из окуней или коры. С притоком русских к родине алтайцев, из-за русского влияния увеличилось строительство больших хижин с двух- или четырехскатной крышей.
Несмотря на многие социальные и политические изменения, которые претерпели алтайцы, многие современные и оседлые семьи все еще держат юрты в своих дворах. Эти юрты обычно используются как летняя кухня или дополнительное помещение.
Одежда
Алтайская женщина в национальной одежде.
Традиционная одежда южноалтайских мужчин и женщин очень похожа с небольшими различиями между ними. Обычная одежда состояла из длинных рубашек с широкими бриджами, восточных мантий и рукавов. Другая одежда часто включала меховые шапки, высокие сапоги и дубленки. Северные Алтайцы и некоторые Телеуты традиционно носили короткие бриджи, льняные рубашки и однобортные восточные мантии. Несмотря на то, что сегодня большинство алтайцев носят современную одежду, традиционная одежда все еще в ходу.
Кухня
Алтайская кухня состоит из супов из конины или баранины. Блюда из суслика, барсука, мармота, кисломолочные продукты, сливки (из кипяченого молока), кровяная колбаса, масло, жареная ячменная мука и некоторые овощи также являются основными продуктами алтайской кухни. Среди популярных напитков — арыки (молочная водка).
Народ Алтайцы
154
Россия страна многонациональная. На её территории живут народы многочисленные и малые. Но каждый имеет свою культуру, традиции и обычаи. Среди народов, населяющих нашу большую страну – алтайцы. Эта этническая группа имеет в своём составе такие нардности, как телеуты, телесы или теленгиты, тубалары, кумандинцы. Также существует деление на две группы – южные и северные алтайцы. Каждая группа имеет свой уникальный язык. У южных алтайцев одноименный язык, прежде называемый айратским. Среди южных алтайцев – телеуты, живущие в Кемеровской области, и телесы, которые живут вблизи Телецкого озера. А в районе среднего течения реки Бия живут северные алтайцы. Говорят они на североалтайском языке. В составе северных алтайцев – кумандинцы, челкацы и тубалары.
В исторических документах можно найти сведения о северных соседях Китая. Носящие реальный характер, они содержат конкретные факты. В частности. О них упоминал Геродот в своём историческом трактате. А современные научные источники указывают на то, что современное коренное население Горного Алтая – это потомки древних племён. Они наследовали великую культуру тюрков, хуннов, кыргызов, уйгуров, монголов, джунгар и киданей.
Большинство коренных алтайцев проживают на территории Российской Федерации. В стране живёт около 67 – 79 тысяч человек. Также небольшое количество представителей алтайского народа живут в Казахстане.
Алтайцы относятся к монголоидной расе. Поэтому народу присущи внешние характеристики данной расы. Стоит отметить, что большинство алтайцев светловолосые.
Традиционные занятия присущи и современным представителям алтайского народа. Они по-прежнему заняты скотоводством, рыбной ловлей, сбором кедровых орехов. У алтайского народа особое отношение к огню. Веря, что он наделён силой, они приносят к нему подарки. Это может быть выпечка или мясо. Поэтому недопустимо плевать на огонь, мусорить рядом с ним, сжигать мусор и переступать через него. Не менее почётное отношение к воде. В народе считается, что она может уберечь и излечить от многих болезней. Поэтому к горным источникам позволяется подходить только с целителями. Известно также, что у каждой семьи есть своя священная гора. Женщинам не разрешается подыматься на священную гору, или проходить мимо неё. Одна треть алтайце христиане, а две трети придерживаются шаманизма и бурханизма.
При строительстве жилья каждый народ следует своим традициям. Имея свои секреты. Поэтому стоит отметить, что у южных алтайцев это юрты либо аланчики. Северные алтайцы живут в чайле. Однако бревенчатые постройки также используются с двадцатого века.
У южных и северных имелись существенные различия в манере одеваться. Южные алтайцы носили длинные рубахи и жилет из овчины. А северные представители народа шили одежды из крапивных и конопляных нитей. Но в наши дни это сохранилось в меньшей степени.
Своеобразна и кухня алтайцев. Употребляя много молока, они готовят блюда, которые можно из него приготовить. Среди национальных блюд – айран, каймак, сурут, пыштак, кумыс. Также готовят кан(кровянку), кочо. Из напитков преобладают чай и арачка. Мёд и кедровые орехи считаются лакомством.
Традиционная еда народа Алтая
Кухня Алтая состоит в основном из мяса дичи и домашних животных. Они готовят лепешки, испеченные в золе, а также домашний творог, сыр, сметану, и даже самогон на молоке. Из животных особой популярностью пользуется требуха.
Отдельное место в рационе алтайцев занимает чай. Его готовят очень нетрадиционным способом, добавляя соль и сливки или масло.
Из Алтайцев много популярных выходцев, среди которых художники, певцы спортсмены. У Алтайцев множество легенд и сказаний, которые они передают из поколения в поколение.
Посетив Алтай, можно ознакомиться с историей, культурой и традициями коренного населения, а также с их легендами и обычаями.
Языковые группы
Этот народ принадлежит к тюркоязычным языковым группам кыпчакской ветки и алтайской семьи. Сходство имеют с киргизами. Алтайцы могут разговаривать на русском языке либо на алтайском. Последний бывает 2-х разновидностей: североалтайский и южноалтайский. На каком диалекте говорят зависит только от этноса, так в Кемерово закрепился телеутский язык, а в Алтайском крае — кумандинский. Также среди говоров встречается тубаларский в Чойском раене, теленгитский и алтайский. На основе последнего сформирован литературный язык. Но, к сожалению, не все алтайцы поддерживают культуру, которая формировалась долгие времена и только лишь 85% всей народности считают алтайский язык родным. Что касается письменности, то она основана на русском языке.
Социальная организация[править | править код]
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 ноября 2020 года |
У алтайцев в начале XX в. четко определялись признаки классового расслоения. Формально земля, пастбищные и сенокосные угодья находились в пользовании соседской общины (аила, улуса), однако рядовые общинники, имевшие небольшое количество скота, фактически владели лишь меньшей и худшей частью аильной земли, так как большая и лучшая часть её была захвачена крупными скотовладельцами, патриархально-феодальной аристократией (зайсанами, башлыками) и кулаками-баями. Рядовые общинники были закреплены за определенными семьями зайсанов, которые представляли общину перед царской администрацией. Часть общинников вообще не имела скота и собственного хозяйства, а жила на положении домашних рабов-кулов (айбачи) в богатых семьях.
Скотоводческое хозяйство породило своеобразную скрытую форму эксплуатации богачами рядовых скотоводов. Владелец скота на время передавал свой скот малоимущему пастуху, который согласно условию передачи мог в течение определённого срока пользоваться молоком переданного ему скота, но должен был его пасти, охранять и с приплодом возвратить хозяину. Кроме того, он был обязан по зову хозяина являться на сенокос, помогать в домашнем хозяйстве. Такая форма отношений у алтайцев называлась полыш (помощь). В конце XIX в. в среде алтайцев появилась категория наёмных пастухов, подёнщиков, батраков. В то же время отмечается рост товарности крупного хозяйства, возникновение первых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, на которых применялся труд наёмных рабочих.
Патриархально-феодальные и капиталистические отношения у алтайцев сочетались с архаическими родовыми связями. Все племенные и территориальные группы делились на роды — сёоки («кости»). Внутри рода счёт родства шёл по отцовской линии, роды были экзогамны. Наиболее сильно родовые связи сохранились у северных алтайцев, где существовали пережитки родовой собственности на охотничьи угодья. Для всех групп алтайцев были характерны представления о родовой солидарности, взаимопомощи, отдельные пережитки родовых культов (культ гор, культ огня). К пережиткам родовой отчуждённости относится форма заключения брака посредством похищения невесты с последующей выплатой родственниками жениха калыма. В случае смерти мужа женщина оставалась в его роде и переходила к одному из его родственников. Семья, за редким исключением, была моногамной.
Шаманка с бубном
Традиционные поселения и жилища
Алтайские поселения представляли собой небольшие разбросанные поселки, в которых насчитывалось несколько жилых построек, стоявших на значительном удалении друг от друга. Располагались такие посёлки, как правило, в долинах рек.
Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-решётчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. У челканцев и тубаларов жилище айлу (чайлу) представляло собой квадратное в плане сооружение, построенное из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его, как в юрте, располагался открытый очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Имелись также бревенчатые многоугольные юрты, крытые берестой, корой или тёсом, которые получили распространение во второй половине XIX в.
Изменения в области хозяйства, произошедшие к началу XX в., отразились на характере поселений и жилищ. Все большее распространение получали бревенчатые постройки. Появляются жилища, подобные русской избе с полом, окнами и печью. У местных богачей появились даже срубные двухэтажные дома, крытые железом. Зажиточные скотовладельцы начали возводить подсобные хозяйственные постройки и помещения для содержания скота. Иногда их объединяли с жилыми постройками, таким образом создавалась незнакомая прежде алтайцам усадьба.
Вера алтайцев
Традиционной религией алтайцев был шаманизм, поклонение многочисленным духам, населяющим Небо, Землю, Подземный мир. В XVIII—XIX вв. заметное влияние оказал буддизм (в кон. XIX в. на Алтае оформилось религиозное-национальное движение бурханизм), а в середине XIX века — христианство. Существовал лунный календарь, в котором месяцы названы по фенологическим или хозяйственным признакам: «месяц кукушки», «месяц большой жары», «месяц битья пашни», «месяц кандыка» и др. У южных алтайцев был распространен общий с монголами календарь 12-летнего животного цикла.
Проникновение в Горный Алтай русского населения, учреждение Алтайской духовной миссии (1828) способствовали переходу части алтайцев на оседлость.Возникли селения: Майма, Улала, Мыюта, Чемал, Бирюля, Черный Ануй, Кебезень, Паспаул и другие. Новокрещеным алтайцам оказывалась помощь в строительстве изб, а также хлебом, одеждой, скотом. Они учились домоводству, земледелию, мотыгу вытеснила соха, затем плуг. После 1913 все алтайцы причислены к оседлым жителям. В 90-х 72,9% алтайцы проживали в селах, основное занятие — отгонно-пастбищное животноводство, охота, в котловинах и широких участках речных долин (Чуйская, Курайская, Абайская, Уймонская) развито земледелие.
Откуда взялись кочевники?
С 11 по 1 тысячелетия до нашей эры люди,жившие в евразийских степях и предгорьях,постепенно перешли к кочевому скотоводству. По данным историков,скифо-сибирский мир сложился «вдоль северных границ древних цивилизаций: Греции,Ахеменидского Ирана,эллинистических государств и Древнего Китая». Мир кочевников в степях Евразии существовал с конца 6 века до начала 2 века до нашей эры.
Дело в том,что у скота и продуктов скотоводства появилась меновая стоимость. То есть они стали одной из первой форм денег,и это богатство было легко захватить или отнять,а уберечь его можно было только с помощью оружия. Для кочевников война стала видом труда и нормой жизни. Большие группы скотоводов двигались по степям Евразии в поисках пастбищ,воды и мест,где можно наладить сотрудничество с земледельцами.
Скифы — древний народ,часть которого обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона. О них известно из сочинений античных авторов,археологических раскопок и генетических исследований.
Стадо
СС0
Как жили алтайские скифы?
На Алтае переход к кочевому скотоводству произошел к 7 веку до нашей эры.
Скифским обществом правила военная аристократия — цари. Кроме того,были жрецы,рядовые свободные воины и рабы. Женщины могли быть воинами,их социальная роль не была ограничена только ролями жены и матери.
Семьи были небольшими,а линия родства велась по мужской линии. Семьи и группы семей объединялись в кочевые соседские общины,а они группировались в племена.
Вся жизнь алтайских скифов была «пронизана» войной. Она стала и главной темой искусства,которая прослеживается в надгробных памятниках,одежде и даже сбруе боевых коней.
Стадо. Горы
СС0