Успенский собор в москве

Святыни Успенского собора

Главными святынями храма являются старинные иконы и иконостас Успенского собора Московского Кремля.

  • Особенно славится Владимирская икона Богоматери, привезенная сюда в 1395 году для защиты собора и города от нападения Тамерлана.
  • Также особую ценность составляет двухсторонняя «Божья Матерь Одигитрия» – одна из самых древних русских икон.

Одна из ценнейших икон храма – Владимирская Божья Матерь.

Еще одна знаменитая икона – Богоматерь Одигитрия, которая является самой древней русской иконой.

Среди других икон особо ценятся:

  • «Святой Георгий»;
  • «Троица»;
  • «Спас Ярое Око»;
  • «Успение»;
  • «Апостолы Павел и Петр»;
  • «Предста царица» и др.

Большинство из них написаны в Москве для различных соборов и храмов в течение XIV-XV веков. Также славитсяиконостас Успенского собора, выполненный в 1653 году и достигающий огромных размеров, занимая самую широкую стену в храме.

Другие святыни собора:

  • Гвоздь, которым был распят Иисус Христос;
  • Мощи свтт. Петра, Филиппа, Ионы, Ермогена;
  • Посох свт. Петра.

История Успенского собора в XVI-XX веках

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах. В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Под сенью Успенского собора

Высокий статус собор сохранил и после того, как в XVIII веке столицу Российской империи перенесли в Санкт-Петербург.

Знаменитые росписи

Собор знаменит своими росписями, которые появились во времена Михаила Романова в XVII веке. От сводов и стен исходит золотой свет, который придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение.

Для росписи Успенского собора пригласили иконописца Дионисия с учениками. 150 художников во главе с царскими мастерами создавали циклы росписей. На южном фасаде – образ Владимирской Богоматери с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Ярусом ниже – 6 святителей, Московские и Ростовские митрополиты. Здесь же, под окном, – образ Спаса Нерукотворного. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. С западной стороны – композиция «Страшный суд». На круглых столпах – многочисленные фигуры мучеников. На сводах и стенах храма – 249 сюжетных композиций и 2066 отдельных фигур.

В храме – серебряное паникадило с цветными гирляндами весом 328 кг, отлитое в память о победе над Наполеоном. Здесь же ажурный шатер для хранения церковных реликвий. В центре собора – три креста, на которых по сторонам от Христа изображены распятые разбойники и фигуры двух ангелов.

Иконостас

В храме – богатейшая коллекция икон. Иконы собора – в богатейших окладах из чистого золота, а вся утварь – из серебра. Могучий, уходящий под своды 16- метровый иконостас создан в 1654 году по заказу патриарха Никона. 69 икон, помещенных здесь, представляют события библейской истории. Пять ярусов иконостаса, украшенные позолотой, добавляют зальному храму торжественного великолепия. В праотеческом чине – икона Святой Троицы. Праотцы изображены в полный рост, со свитками в руках. Пророческий ярус включает 17 икон.

В праздничном ряду – образы, которые ежегодно празднует церковь: Рождение Богоматери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение, Вход Господень в Иерусалим, Успение Пресвятой Богородицы. В деисусном чине видим молитвенное предстояние святых на Страшном суде перед Христом Вседержителем, двенадцать апостолов и икона «Спас Вседержитель».

На царских вратах – Богоматерь, архангел Гавриил и 4 евангелиста: Марк, Лука, Иоанн, Матфей. Слева от царских врат, в особом киоте, величайшая святыня Древней Руси – икона Владимирской Божьей Матери, покровительницы и заступницы Русской земли. Справа от царских врат – образ Спаса на престоле «Спас золотая роза». Это византийская икона XI века.

Огромный иконостас занимает широкую стену. Перед ним молитвенные места: царское – у левого столпа. Правда, цари и царицы здесь никогда не вставали. У правого столпа – патриаршее место. Третье – великокняжеское место, Мономахов престол, выполненное из орехового дерева в 1551 году для Ивана Грозного.

Шестиметровый шатер, декорированный изображением цветов и птиц, опирается на фигуры четырех зверей с прижатыми ушами и оскаленными зубами. Восьмигранный купол увенчан двуглавым орлом. Фриз покрыт надписями из Священного Писания.

В правом углу собора, возле иконостаса, – рака святителя Филиппа. В 1568 году митрополит Филипп Колычев здесь прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился жизнью. По приказу разъяренного правителя митрополита удавили.

От революции до наших дней

Ориентировочно в 1922 году Успенский собор (Пенза) был передан советскими властями в руки священников новой формации — для проведения служб обновленцам. С 1931 по 1937 год в храме располагалась архиерейская кафедра обновленцев и, вероятно, пребывала почитаемая Пензенская-Казанская чудотворная икона Божией Матери.

Священников обновленцев арестовали в 1937 году, а собор закрыли. Некоторое время в нем располагались армейские склады лыж. Только после 1945 года в храме стали проводиться службы. Вместе с храмом возрождалась и Пенза. Успенский собор стал архиерейской кафедрой. В конце 70-х годов был обустроен нижний придел для заупокойных богослужений, освященный в честь Серафима Саровского.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа. В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа. Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Решение о строительстве третьего Успенского собора

Перед смертью митрополит Филипп взял с великого князя Ивана III слово, что он не оставит начатое строительство собора и доведёт его до конца. Князь не мог не сдержать данное слово.

Жена князя Софья Палеолог, выросшая в Италии и впитавшая её культуру, очень расхваливала мужу красоту итальянских соборов и дворцов. Брак с византийской принцессой позволил Ивану III считать себя и своих детей наследниками династии Византийских императоров, а Москву- преемницей Византии.

Византийским двуглавым орлом, что на гербе Российской Федерации, мы обязаны именно великому князю Ивану III. Как говорится: «Положение обязывает», — и московский князь вновь приступает к строительству величественного собора.

Однако, на этот раз для завершения строительства он решил пригласить итальянского зодчего. На приглашение князя и обещание большого вознаграждения откликнулся известный инженер и архитектор Аристотель Фьораванти.

Аристотель Фьораванти — строитель нового собора

В начале весны 1475 года Фьораванти был уже в Москве. Здесь было принято решение полностью разобрать разрушенный недостроенный собор и начать новое строительство. С делом не медлили, и летом фундамент нового собора был уже заложен.

Иван III не отказался от замысла построить собор по образцу Успенского собора во Владимире.

Успенский собор во Владимире

Москва стала столицей после Владимира, поэтому великий князь стремился доказать другим княжествам главенство Москвы и утвердить преемство от древней столицы.

Для знакомства с древнерусской архитектурой Аристотель Фьораванти зимой 1476 года отправился во Владимир. Так родился новый проект Успенского собора, в котором наряду с чертами древнего Успенского владимирского собора просматриваются черты архитектуры итальянского возрождения.

Стены собора были выстроены из тёсаных блоков белого камня, а шесть столпов внутри соборного пространства, своды и основания пяти глав были выложены из кирпича.

Для крепления стен Фьораванти применил железные, а не дубовые сваи, как было принято на Руси при строительстве соборов. При строительстве итальянский мастер использовал прочную, как камень, известь; применял механизацию работ, всё тщательно выверял циркулем и линейкой.

Успенский собор построен

Через четыре года храм был построен. Южный и северный порталы были оформлены арками и украшены росписью. Успенский собор поразил современников не только размерами, интерьером храма, подобным просторному залу, но и богатством внутреннего убранства.

Иконостас Успенского собора Кремля

К празднику Успения Богородицы в 1479 году собор освятили. В 1481 году для росписи Успенского собора пригласили известного иконописца Дионисия с учениками. Иконы и фрески работы Дионисия украсили иконостас, стены и своды в алтаре. Успенским собором началась перестройка всего московского Кремля.

Роспись Успенского собораВнутреннее убранство Успенского собора Кремля

Архитектурные особенности собора

Первый проект собора создавался на шести столпах, при этом имел три апсида. Материалом для постройки взяли белый известняк, качество которого было настолько высоким, что с ним не мог сравниться материал стен галереи Всеволода.

Шестистолпный храм имел одну особенность: четверик был почти кубичным и имел такие параметры:

  • ширина – 17.5 м;
  • длина – 22.5 м;
  • высота – 21 м.

Подкупольный квадрат имел сторону длиной 6.4 м. Все храмовые элементы словно тянулись к Богу, стремилось вверх.

Среди современников собор относился к наиболее высоким. 32.3 метра высоты превосходили имеющиеся храмовые комплексы Новгорода и Киева.

Толщина стен и крещатых столпов невелика. В том проекте храма роль столпов брали на себя так называемые лопатки, размещенные внутри и снаружи, убранные полуколоннами, капителями из лиственного орнамента. Сверху, над линией аркатурно-колончатого пояса, профиль лопаток усложнили валиком.

От подпружных арок путь к барабану о 12 окнах вел сквозь тромпы. В то время такой проект строения был одним из наиболее уникальных, поскольку в северо-восточной части Руси зодчими не создавались подобные сооружения данного периода.

Известно, что у первичного храма было 3 притвора. Цоколь изготовлен из непрофилированного отлива так, как это делали и при строительстве соборов Юрия Долгорукого. На стенах собора красовалось украшение из пояса, составляли который арки и колонны, сверху окантованный лентой поребрика.

Капители небольших колон, использованных для декора, по своей форме напоминают кубические романские изделия, базу же составляют клинчатые консоли.

Поверхности стен, расположенные между колоннами, покрывали штукатурка и изящные фрески.

Основой строения был каменный фундамент, раствор в котором достигал только двух рядов, а выше строители расположили мелкий бут белого камня. Мастера ставили стены собора уже поверх него.

Войти на хоры собора можно было, воспользовавшись входом лестничной башни. Она располагалась с северной стороны храма, примыкая к пряслу.

Первичный храмовый комплекс при строительстве задекорировали скульптурными декоративными композициями зооантропоморфного типа. Когда проводилась обстройка галереями (в 1180 году), все статуи исчезли. Некоторые исследователи считают, что их перенесли в галерею Всеволода.

Двуярусные фасады разделялись сложными пилястрами. Поверхность центральных закомаров украшали рельефные композиции, на которых были изображены:

  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо
  • Три отрока в пещере огненной

Дополнительными элементами декора были маски львиных голов и женских лиц.

Прошло много времени, но некоторые элементы старинной работы дожили до наших дней. К ним относятся статуи в виде пророков, изображения птиц, напоминающих внешне павлинов, и капители в форме пары лежащих львов.

Сколько глав тогда у храма было – не знает точно никто. Некоторые исследователи утверждают, что их было 5.

Восстанавливая храм после пожара 1185 года, мастера не только визуально расширили его с помощью галерей, но и сделали вместительнее. При этом разделение новых достроек проводилось согласно первичному плану, что сделало дополнение к собору гармоничным.

Образ храма стал ступенчатым, поскольку закомары галерей расположились немного ниже, чем на основных стенах.

Новые апсиды мастера разместили восточнее прежних. Если внимательно рассматривать Всеволодовы галереи, видно, что на северо-востоке и юго-востоке строения не украшены угловыми компартиментами, а малые главы с восточной стороны сделаны меньше, при этом сдвинуты на запад.

Когда проводились работы по восстановлению храма и изменения в его проекте, стены Андреевского собора подверглись частичному разрушению. Чтобы галереи Всеволода дополнили храм, при этом стали частью единого внутреннего пространства, создавались дополнительные арки.

Внешние гладкие стены галерей частично изукрасили рисунки, продублированные с вертикальных поверхностей собора, построенного Андреем Боголюбским.

В летописях отмечается, что всю перестройку проводили местные мастера, включая и декорирование стен росписями. В настоящее время сохранились элементы декора, созданные руками зодчих того времени.

Москва становится столицей — начало истории Успенского Собора

После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей. Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита — не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора. Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.

И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».

Вид на восточный фасад собора

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

Общая информация

Успенский собор во Владимире

Своды храма поддерживаются шестью столпами, а золоченый шлем увенчал главу, вознесенную почти на 5 метров выше Киевской Софии. В 1161 году греческие изографы расписали стены собора, а три года спустя в него была перенесена Чудотворная икона Божией Матери. С тех пор образ получил название Владимирской иконы Божией Матери.

После пожара 1185 года, уничтожившего многие постройки, Успенский собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада обстроек Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. В храме сохранились фрагменты фресок как неизвестных мастеров середины XII века, так и Андрея Рублева, расписывавшего собор в 1408 году.

В настоящее время Успенский кафедральный собор используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской православной церковью. Внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересные факты

Исторические факты говорят, что храм имел очень сложную судьбу и длительное развитие. Несколько пожаров, набеги татаро-монгол, ограбления не смогли уничтожить подлинное искусство древнерусского зодчества.

Духовные устои, трепетное отношение поколений к собору, как к религиозной реликвии, глубокая и истинная вера людей помогли ему стать краше и лучше:

  • в 1410 году храм вновь был подвергнут нашествию татаро-монгол, разграбивших и поджегших его. Сгорели колокола. Ключник Патрикий спрятал часть драгоценной церковной утвари, за что был замучен врагами. Выдал ли он свой тайник или нет, об этом в летописях ничего не говорится. Может случиться так, что утерянные драгоценности будут найдены, и займут свое место в соборе, как память о многовековой истории и подвиге Патрикия;
  • фрески, с пророками и павлинами, найденные внутри Всеволодовой галереи с северной стороны, говорят, что храм Андрея Боголюбского имел расписные наружные стены. Легко представить, какое было великолепие и цветение по стенам белоснежного здания;
  • реставрация 1888-1891 гг. воссоздала вид собора Всеволода III, дошедшего в таком виде до современности;
  • Успенские соборы в Москве и Владимире похожи, но их различают множество архитектурных деталей;
  • «нулевой километр» во Владимире считается от колокольни Успенского собора;
  • Российские императоры и цари обязательно посещали собор перед вступлением на царский трон.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос

История

С 1836 года на Мироносицком кладбище находилась церковь во имя святых Жен Мироносиц. 21 ноября 1899 года она сгорела и тогда стараниями настоятеля храма протоиерея Григория Николаевича Феликсова, церковных старост: купцов М. Е. Ивановского, С. Л. Тюрина и мещанина А. Д. Гуторова на пожертвования жителей Пензы в 1905 году был построен Успенский собор. Проект нового храма разработал ещё в 1895 году губернский инженер Александр Гаврилович Старжинский, автор проектов многих храмов и приделов. В 1901 году получено благословение Священного Синода, выдавшего грамоту на строительство.

Успенский собор выполнен в псевдорусском стиле и имеет традиционную объёмно-пространственную композицию, характерную для таких построек. К нему примыкают три полукруглые апсиды с востока и небольшая звонница с запада. Храм имеет черты торжественности и монументальности, которые придают ему уравновешенность масс и умеренное использование декора, характерное для древнерусского зодчества.

В 1905 году были освящены все три престола: главный, в память Успения Богородицы — 1 мая; левый, во имя митрополита Киевского, святителя Алексия — 15 мая; правый, во имя святых Жен Мироносиц — 19 июня.

В 1920-х годах был передан обновленцам. 25 октября 1931 года в связи с решением обновленческого епархиального управления о слиянии «синодальных» (обновленческих) общин Богоявленской, Петропавловской, Покровской церквей, Успенский храм получил статус кафедрального собора. В 1934 году он был закрыт и превращён в военный склад. По многочисленным ходатайствам прихожан и благодаря приехавшему в Пензу епископу Михаилу (Постникову), которому удалось добиться возвращения церковного имущества, переданного после закрытия в Пензенский краеведческий музей, в марте 1945 года храм вновь был открыт. Епископ Михаил также перенёс в собор свою кафедру из Митрофановской церкви.

С 1950 по 1953 год в Успенском соборе, при настоятеле протоиерее Михаиле Лебедеве (1889—1979), выпускнике Петроградской духовной академии 1915 года, сооружены нынешние иконостасы. В 1970-х годах для совершения панихид, под южным приделом устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского. В 1994 году построен храм-крестильня в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Автором проекта стал пензенский архитектор Дмитрий Александрович Борунов.

В могиле напротив алтаря собора захоронены пензенские архиепископы Феодосий (Погорский) и Серафим (Тихонов).

2 октября 1999 года в связи с празднованием 200-летия Пензенской епархии в соборе совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 2005 году Успенский собор отмечал свой 100-летний юбилей. Торжества начались 31 мая в актовом зале Пензенского государственного университета. Здесь присутствовали представители духовенства, городской и областной власти, деятели культуры, искусства, учёные и прихожане. Свои поздравления архиепископу Пензенскому и Кузнецкому Филарету, а также прихожанам направил патриарх Алексий.

1 июня в Успенском соборе прошло всенощное бдение, 2 июня состоялась Божественная литургия и крестный ход на Советскую (прежде Соборную) площадь.

В Успенском кафедральном соборе с 2000 года хранятся мощи Святителя Иннокентия (Пензенского). При храме действует детская воскресная школа и высшие богословские курсы Пензенской епархии.

Это интересно: Свято-Успенский собор во Владимире — изучаем внимательно

Интересные факты о храме

Самый первый факт, который может заинтересовать гостей города, — это уникальность самого строения. Созданный еще до нашествия монголов на Киевскую Русь, он отличался от всех остальных соборов как внешним видом в общем, так и высотой. Новый для того времени стиль работы русичей удивлял не только местных, но и гостей из других стран.

Кроме того, этот собор – единственный восточноевропейский храм, сохранившийся с древних лет.

На создание храма Андреем Боголюбским было потрачено не менее десятой части всей казны княжества. Строительство проводилось мастерами, приехавшими не из заморских стран, а из земель Галича, Киева и других городов, расположенных на Днепре. Византийские и немецкие художники были приглашены лишь на стадии росписи.

Примечательно, что на служении в Успенском соборе может спокойно разместиться более 2000 человек. Несмотря на то, что современные соборы не могут похвастать обилием посуды из драгоценных металлов, раньше здесь вся утварь была изготовлена высококвалифицированными мастерами из золота и серебра. На украшение ее ювелиры использовали драгоценные камни.

Еще одна легенда не дает спать многим любителям искать клады. Дело в том, что в 1410 году татары вновь посетили город и обобрали храм. Они не только забрали золотую утварь, но и сняли золото с куполов. Где они спрятали все это – история умалчивает.

История собора, его внешний вид и настоящая аура Божественного Присутствия создают неповторимый коктейль, который наполняет и разум, и душу настоящим удовольствием. Посетив это место, можно наполниться силами надолго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector