Экскурсия в город кронштадт из санкт-петербурга. собор и другие достопримечательности кронштадта за 1 день

Содержание:

Форт «Великий Князь Константин»

Форт «Великий Князь Константин» внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня крепость утратила стратегическое значение, но привлекает туристов сохранившимися фортификационными сооружениями. Место расположения форта идеально перекрывает фарватер. И когда в 1808 году стал вероятен конфликт с Англией, здесь установили батарею из 45 орудий. Но наводнение 1824 года смыло пушки, поэтому было начато строительство сооружений из камня.

Название крепость получила в 1834 году: император Николай I повелел присвоить форту имя своего сына Константина. К середине 50-х годов 10 века сооружение стало абсолютно неприступным: его пушки имели оптические прицелы, скорость перезарядки было минимальна.

Доты были спланированы таким образом, что стрельба могла вестись даже при проникновении противника внутрь форта. Во время первой мировой войны, октябрьского переворота и гражданской войны крепость в боях практически не участвовала.

Но в Отечественную Войну гарнизон держал оборону против фашистов, используя доты, устроенные более 100 лет назад! В 60-е годы ХХ века форт был разоружен и разграблен. Постройки начали разрушаться. Но в начале 21 века его передали частной компании, которая отреставрировала уцелевшие помещения. Теперь здесь проводятся экскурсии, работает яхт-клуб. Владельцы делают все, чтобы сохранить это чудо военной инженерной мысли для потомков.

Перестройки собора

В 1753 и 1801 году здание церкви полностью перестраивали. Это было необходимо из-за постоянно растущего церковного прихода.

А в середине XIX века, благодаря прошению губернатора города вице-адмирала Казакевича, на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Его строили семь лет с 1875 по 1882 год. Получился величественный пятинефный храм, который в 1902 году получил статус собора.

А после революции в 1931 году собор был закрыт, настоятель сослан в Соловки, а икона Владимирской Божьей Матери, колокола и реликвии были украдены. Во время ВОв собор трижды взрывали по указу советской власти.

И только после перестройки в храме вновь начал собираться приход, а в начале 2000-х годов его восстановили.

Сегодня по облику собора и не догадаешься обо всех трагедиях, что он пережил.

Форт Константин

Батарея «Двойная Южная» или по-другому Форт «Великий князь Константин» — интереснейшее сооружение комплекса Кронштадтской крепости. Название ему дал Николай I в честь своего сына — великого князя Константина Николаевича.

Форт в спокойном режиме миновал Первую мировую и Гражданскую войны, но в ходе Великой Отечественной защищал подступы к Ораниенбаумскому плацдарму.

На сегодняшний момент это оборонительное укрепление является самым благоустроенным в Кронштадте. Вход открыт для всех желающих за небольшую плату. По выходным и праздникам здесь проводят фестивали для детей и взрослых.

На форте находится ресторан-гостиница, в котором радушно принимают гостей. Окна выходят на Финский залив, отчего ваш аппетит разыграется еще быстрее. Это одно из немногих мест в Петербурге, куда посетитель может попасть на ужин, сделав буквально два шага с борта собственной яхты или катера. Меню представлено блюдами европейской и русской кухонь.

Здесь и заканчивается наше путешествие по легендарному городу славы Военно-Морского флота. Очень рады, если вам понравилась экскурсия.

Добраться обратно от форта до Кронштадта можно на бесплатном автобусе, который отправляется каждый час с 13.30 до 19.30. Он довезет вас до площади Рошаля, где отъезжает общественный транспорт К-405 до станции метро «Черная речка».

Текст – Екатерина Соболевская

Другие форты и сооружения

Разумеется, перечисленными сооружениями список фортов Кронштадта не ограничивается. Среди южных фортов следует отметить еще несколько:

  • Форт № 1 («Южный»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1865-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Два типовых каземата, на два орудия каждый. Принимал активное участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
  • Форт № 2 («Дзичканец»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1869-1873 годах (инженер Зверев К.Я.). Один каземат, орудия были расположены открыто. В годы ВОВ входил в систему ПВО Кронштадта.
  • Форт «Великий Князь Константин» — одно из самых крупных фортификационных сооружений Кронштадта. Построен в 1808-1809 годах, 1858-1879 годах (военный инженер Сысоев П.), 1897-1901 годах. В настоящее время используется как историко-развлекательный объект и яхтенно-пограничный комплекс. Есть съезд с КАД.

Кроме фортов, в акватории Невской губы близ Кронштадта на искусственных островах расположены многочисленные маяки и створные знаки.

Маяк на насыпном острове

Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты, которые защищают остров со стороны северного фарватера:

  • Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский»), построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).
  • Форт «Обручев» («B», «Красноармейский»), построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.
  • 1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 — 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов,  в настоящее время заброшен.
  • 2-й Северный форт (Батарея северная №2). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 3-й Северный форт (Батарея северная №3). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.
  • 4-й Северный форт («Зверев»). Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.
  • 5-й Северный форт (Батарея северная №5), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 6-й Северный форт (Батарея северная №6), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.
  • 7-й Северный форт (Батарея северная №7), построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.

О дамбе КАД и северных фортах Кронштадта можно также прочитать в статье «Кронштадт: Защитная дамба, форты и первое знакомство с городом».

3-й Северный форт, вид с дамбы

После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.

***

Ну а нам пришло время возвращаться обратно в Кронштадт. Ниже — фотографии острова Котлин с воды.

Водопропускное сооружение на защитной дамбеГавани Кронштадта и купол Морского Никольского собора над островомСтворный знакГавани КронштадтаКорабли Балтийского флота ВМФ России в Средней гаваниКронштадтский морской заводКронштадтский морской заводМол и заброшенное здание в Военной гаваниАрсенал и пришвартованные корабли

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Никольский морской собор

Начать прогулку по Кронштадту лучше с посещения главного храма Военно-морского флота России – Никольского морского собора. Его строительство было начато в 1903 году, закладка первого камня проходила в присутствии императора Николая Второго. По периметру здания император и сопровождающие его лица посадили 32 дуба. Никольский собор посвящен памяти всех русских моряков, павших в боях. Здание строилось таким образом, чтобы с приближающегося к острову корабля можно было, прежде всего, увидеть венчающие его купол и крест. Таким образом, он играл роль своеобразного маяка.

Для храма был избран неовизантийский стиль. Образцом для него стал легендарный Софийский собор в Константинополе (ныне – Стамбул). Церемония освящения Никольского морского собора состоялась 10 (23) июня 1913 года в присутствии императора. Но уже в 1930 году храм закрылся, с него сбросили колокола и кресты. Позолота с куполов была смыта, мозаичные панно закрашены, мраморный иконостас и иконы сняты. В помещении собора открыли кинотеатр, получивший имя пролетарского писателя Максима Горького.

После окончания Великой Отечественной войны место кинотеатра занял концертный зал. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. Лишь после того, как распался Советский Союз, Никольскому морскому собору вернули его первоначальный статус. В настоящее время в нем произведена реставрация.

Интерес посетителей вызывает не только внешний, но и внутренний облик храма. Его убранство соответствует морской тематике. Круглые окна напоминают иллюминаторы, на полу выложены мозаичные изображения рыб и медуз, светильники подвешены на якорных цепях. В той же стилистике выполнен купол собора, украшенный якорями и золочеными канатами.

Посещение собора бесплатно. За небольшую оплату желающие могут заказать экскурсию.

Петровский парк

Из Летнего сада по Красной улице перемещайся в парк Петровский. Место это знаковое: раньше здесь был плац, где проходили парады и строевые учения солдат и матросов города. Со временем тут разбили сад, потом переделали его в парк на голландский манер, а в центре установили памятник императору. 

У памятника задержишь на несколько минут — ради этой звёздной достопримечательности мы его и советуем. Перед тобой девятиметровый Пётр I со шпагой в руках опирается на поверженный шведский флаг. Примечательно, что обычно Петра I изображают на коне, а здесь он радуется победе своего флота, стоя на бронзовых ногах. Когда-то монумент был окружен необычной оградой из якорной цепи и пушечных жерл, но, увы, её сохранить не удалось.  

В парке есть и своя набережная — в конце XIX века на ней даже установили орудие Петровских времён, из которого в полдень выстреливали в воздух. Если повезёт, тоже услышишь выстрел: в наши дни его производят по особенно торжественным случаям. 

Деревянный маяк

С набережной парка отправляйся к знаменитому кронштадтскому деревянному маяку. Белоснежный маяк построили в 1752 году (!), он считается одним из последних сохранившихся в мире (!!) деревянных маяков и до сих пор (!!!) функционирует. Удивительно! Уже одного этого достаточно, чтобы выделить время на прогулку к маяку, но на причале есть и другие интересные военные экспонаты. Например, музей-корабль эскадренный миноносец «Беспокойный».

Маяк открыт только по выходным — учитывай это при планировании поездки. В будни можно смотреть только со стороны, а вот в выходные могут пустить внутрь и провести экскурсию.

Памятник блокадной колюшке

Дальше, конечно, в нашей программе будут бесчисленные форты, но перед этим загляни в гости к колюшке. В тяжёлые блокадные времена, когда вся рыба из Финского залива уже была выловлена, этот вид уцелел — слишком мелкий по обычным меркам. Ловить её было тяжело, есть практически нечего, но всё-таки это была еда. 

Колюшку пускали на супы и котлеты, а из её жира научились делать мазь для лечения ожогов и ран. 

В 2005 году колюшке поставили памятник рядом с Синим мостом у Макаровской улицы, а 27 января, в день снятия Ленинградской блокады, к нему принято нести цветы. 

Интересные музеи Кронштадта

В городе можно посетить музеи, чья экспозиция связана с морем и посвящена морскому делу. Всей семьей можно сходить в музей маячной службы, который открылся в 2017 году.

Музей истории Кронштадта

Располагается в водонапорной башне, построенной в 1991 году в стиле классицизма с арочными окнами на втором этаже. Расположена она на улице Ленинградская. Второе здание музея находится на Якорной площади. Экспозиции музея показывают историю становления и развития Кронштадта, о флоте и крепости. Многие документы и предметы переданы музею жителями города. Всего в стенах музея размещено около 6000 экспонатов.

Музей маячной службы

Открыт в 2017 году в честь 300-летия маячной службы в России. Расположен музей в стенах крупного форта «Константин». Большинство реставрационных работ при создании музея выполнили энтузиасты Бородавкин и Ергер. В ведении музея находится более 100 экспонатов, размещенных в четырех залах. Есть в коллекциях маячные фонари, линзы, техника ВМФ, звездный глобус, фонари с Дороги жизни Ладожского озера.

Кронштадтский Морской музей

Находится на улице Андреевская, рядом со сквером. Музей посвящен школе водолазного дела Бритнева, открытой по указу Александру II. Большая экспозиция рассказывает о развитии водолазного дела в России, которое начало свое развитие из школы водолазов в Кронштадте. В коллекции музея есть водолазные костюмы, дыхательные аппараты, предметы, поднятые с морского дна. Часть экспозиций посвящена обороне города в войну.

Музей-квартира Иоанна Кронштадтского

Расположен в квартире, где жил и умер преподобный священнослужитель. Еще при его жизни сюда приезжало сотни паломников со всей страны. Открыт музей в 1997 году. Основная экспозиция размещена в комнате, где был кабинет батюшки. В нем он не только работал, но и молился, спал, вел дневник. Кроме Иоанна Кронштадтского сюда никто не заходил, поэтому паломники отмечают в ней особую, намоленную атмосферу.

Мемориальный музей-кабинет А. С. Попова

Находится в Итальянском музее на улице Макаровской. Именно здесь находилась лаборатория Александра Попова, в которой он работал 18 лет на благо отечественного флота. Именно благодаря его работе корабли могли держать беспроводную связь между собой на расстоянии. Памятная экспозиция расположена в бывшем Минном классе. Выставлены один из первых в мире радиоприемников, приборы для физических измерений.

Церкви и часовни Кронштадта

Главный храм города расположен на Якорной площади. Это величественный Морской Никольский собор. В разных местах Кронштадта на улицах и в скверах можно увидеть красивые небольшие часовни.

Владимирский собор

Находится на улице Флотская. Первый деревянный храм с таким названием построен в Кронштадте в начале XVIII века. Деревянная церковь несколько раз горела, а к середине XIX века перестала вмещать всех прихожан. По ходатайству губернатора Казакевича храм перестроили в камне. Окончательные работы завершили к 1875 году. В советское время храм трижды пытались взорвать. Сейчас собор высотой 50 метров полностью восстановлен.

Часовня Тихвинской иконы Божией Матери

Заложена в 1898 году по проекту архитектора из Санкт-Петербурга Н.Н. Никонова и обликом своим повторяла расположенный рядом Андреевский собор. Постигла часовню та же судьба, что и собор, взорванный в 1932 году. Восстановление часовни началось в 2008 году при участии Патриарха Алексия, освятил часовню в 2009 году Патриарх Кирилл. В часовне могут разместиться до 30 человек. Тихвинская икона установлена на трёхъярусном иконостасе.

Часовня Петра и Павла

Первая часовня построена в начале XX века по проекту архитектора Сиденснера. В годы советской власти ее частично разобрали, уцелевшие помещения использовали как склад. Восстановлением часовни занялись в 2015 году. Новую жизнь она получила при участии фонда Кронштадтского морского собора, меценатов, также личном участии Светланы Медведевой – жены премьер-министра. Освятили часовню в день ВМФ 30 июля.

Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах»

Каменная часовня расположена на улице Ленинградская. Построена она в русском стиле в память об утраченной Богоявленской церкви в 1904 году. В советское время пришла в запустение и практически разрушилась. Реконструкция часовни произошла в 2004 году, к празднованию 300-летия Кронштадта ее торжественно освятили и открыли для прихожан. Мозаика на остроконечной крыше часовни цветом похожа на прозрачную морскую воду.

Главные достопримечательности Кронштадта

Город-порт с 300-летней военно-морской историей сохранил немало интересных мест, связанных с тем или иными значимыми событиями(революции, войны) и с трагическими природными стихиями (пожар 1764 года, наводнение 1824 года). Пожалуй, главное наследие Кронштадта — его форты и маяки, ведь город задумывался как портовый и оборонный.

Форты Кронштадта — уникальные для своего времени оборонительные сооружения. По ним можно проследить, как совершенствовались средства защиты от нападения с моря. В настоящее время большинство фортов заброшены и постепенно разрушаются, хотя периодически предпринимаются попытки их реанимации, как, например, это случилось с фортом «Константин».

Отдельная тема — маяки. Одним из символов Кронштадта является Деревянный маяк у Петровского канала — старейший действующий деревянный маяк. Ценители особой романтики заброшенных мест стремятся попасть на Нижний Николаевский маяк. Тематический Музей Маячной службы России расположен в казарме форта «Константин».

Говоря о Кронштадте, нельзя не упомянуть о его архитектурной жемчужине — Морском Никольском соборе. Собор выполнен в неовизантийском стиле и является доминантой главной городской площади — Якорной. Собственно, обзорные экскурсии стартуют, как правило, именно отсюда.

Военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот»

В непосредственной близости от Морского собора, напротив Якорной площади, открыт парк «Патриот», в котором находятся: Аллея Адмиралов с монументальными образами 25 видных адмиралов отечественного флота, исторический яблоневый сад, часовня святых апостолов Петра и Павла, памятник Петру I, историко-патриотический памятный комплекс, посвященный 41 адмиралу — главным командирам Кронштадтского порта и кронштадтским военным губернаторам, также прогулочная зона, открытый кинотеатр, кафе. Посетителям парка для просмотра доступен док Петровский. Это уникальное гидротехническое сооружение, строительство которого было начато еще при Петре I.

Как добраться до Кронштадта

На машине

Пока не была построена кольцевая автодорога, добирались до острова на рейсовых судах. Сейчас туристы и жители Кронштадта пользуются автомобильным транспортом.

Южный и северный берега находятся от острова примерно на одинаковом расстоянии. Часть пути придётся проделать по дамбе – одной из важнейших составляющих сооружения, призванных защищать Северную столицу от наводнений. Так как дамба пересекает Финский залив, проезд по ней обещает показаться нескучным занятием. Если вам ещё никогда не доводилось добираться до острова Котлин на авто, обязательно это сделайте. Не пожалеете!

Дорога в Кронштадт. КольцеваяДорога по дамбе через Финский залив

У многих проезжающих по дамбе возникает желание остановиться, чтобы полюбоваться видами залива. Правда, такое решение опрометчиво. Ведь оно сопряжено с опасностью для других участников дорожного движения. Поэтому подобные действия запрещены ПДД.

Кронштадт город небольшой и независимо от того, где вы припаркуете автомобиль, расстояние до основных достопримечательностей будет незначительным. На мой взгляд, наиболее удобное начать осмотр достопримечательностей Кронштадта припарковавшись на Макаровской улица.  Только будьте внимательны, в некоторых местах на этой улице парковка запрещена. В целом проблем с парковкой автомобиля в Кронштадте у вас не возникнет.

Макаровская улица удобное место для начала осмотра достопримечательностей. Если на ней не будет свободного места, то можно припарковаться на соседних улицах

По 5 балльной шкале, доступность мест для парковки автомобиля на улицах Кронштадта я оцениваю на 5. Учитывая, что общественным транспортом до Кронштадта добираться долго, машина является оптимальным способом для поездки на остров Котлин.

Общественным транспортом

Некоторые в силу обстоятельств предпочитают добираться до Кронштадта не на своей машине, а общественным транспортом.

Автобус в Кронштадт

В этом случае следует ориентироваться на станции метро «Чёрная речка», «Гражданский проспект», «Старая деревня».

  • От станции «Старая деревня» с интервалом от 5 до 20 минут ходит автобус (№ 101). Если вы не попали в час пик, то в непосредственной близости от Гостиного двора (центр Кронштадта) окажетесь примерно за час.
  • От станции «Гражданский проспект» с интервалом от 15 до 30 минут курсирует маршрутное такси (К407). На дорогу придётся затратить около часа.
  • Прибывших на станцию «Чёрная речка» развозит маршрутка под номером К405 (интервал от 15 до 20 минут). Добраться можно за 50 минут.

Где погулять в Кронштадте

Лучшее место для прогулок – кронштадтские парки. Если вы хотите уединения и тишины, то отправляйтесь в старинный Летний сад. Отсюда из-за крон вековых деревьев открывается вид на Никольский собор.

Или совершите прогулку по Петровскому саду, сделав на память у бывшей Зимней пристани фото российских кораблей, среди которых боевые, исследовательские и учебные суда.

Новые городские пространства «Остров фортов» и «Патриот» подарят массу удовольствия взрослым и детям. Это парки для семейного отдыха, в которых можно не только отлично развлечься, но и узнать много интересного из истории российского флота.

И конечно, впечатление о Кронштадте будет не полным без экскурсии к фортам и маякам. В летний период от форта «Константин» отправляется паром по Большому Кронштадтскому рейду. Водная прогулка с видом на форты никого не оставляет равнодушным.

Главные маяки Кронштадта

Маяки всегда притягивали к себе туристов, как интересные исторические памятники, и как красивые и романтические достопримечательности. В Кронштадте проще всего увидеть старый Деревянный маяк и маяк Толбухин.

Деревянный маяк

Уникальный памятник архитектуры расположен на Петровском канале. Строительство маяка началось в 1722 году. Он до сих пор является действующим. Несмотря на то, что внутрь его попасть нельзя, к нему ежегодно приезжают тысячи туристов. Архитекторы Микетти и Браунштейн разработали проект многоярусного маяка с аркой, однако проект не утвердили и маяк получил стандартную прямоугольную форму. Свет маяка виден с расстояния 30 км.

Маяк Толбухин

Построен по личному указанию Петра I в 1719 году. Император также сам создал эскиз маяка. Изначально маяк был деревянным, в 1810 году его перестроили в кирпиче. Вместе с фортами Кронштадта является объектом, охраняемым ЮНЕСКО. Расположен на искусственном каменном островке в нескольких километрах от западной оконечности острова Котлин. Маяк является действующим, доступ на остров посторонним лицам запрещен.

Заказник Западный Котлин

Заказник располагается на самом западном мысе острова Котлин. Этот мыс глубоко врезается в Финский залив. С 1942 года по конец ХХ века весь остров считался закрытым объектом, поэтому вмешательство в окружающую среду было минимально.

В 2012 году на мысе образован заказник. Он состоит из природных достопримечательностей и объектов культурного наследия. На территори парка проживают редкие виды птиц (ополовник), встречаются занесенные в Красную Книгу России растения (осинники-эпифиты).

Из объектов культурного наследия в парк вклчены находящиеся на его территории форты Риф, Обручев, Шанец. Они охраняются государством, рвы, служившие ранее для защиты от неприятеля, теперь стали искусственными прудами. Отличительной особенностью территории является то, что береговая территория постоянно изменяется. Причиной тому активность моря и низменный ландшафт.

Вообще, здесь искусственные высоты значительно больше, чем искусственные. Пляжи пустынные и очень живописные. Там, где волны намывают берег, они песчанные, а там, где размывают – мелко галечные.

Заблудиться на территории невозможно: экологическую тропу сопровождают информационные щиты и указатели. Продолжительность маршрута – 1,5 км.

Добираться до заказника удобно. Для туристов, приехавших на личном автомобиле, имеется парковка. От города ходит комфортабельный автобус.

Необычные места

Заброшенные корпусы военного городка

Корпуса предназначались для рабочих Докового Адмиралтейства. Комплекс занимал большую территорию между Флотской и Советской улицей и представлял собой целостный пример военного городка, выполненного в едином архитектурном стиле. На протяжении двух веков он использовался по предназначению, но с ухудшением времён для флота в конце 1990-х годов, люди стали переезжать отсюда, и дома оказались заброшенными. Сейчас отреставрированы некоторые из них, другие же остаются на грани разрушения. Это довольно атмосферное место, на часть территории вход свободный.

Лютеранское кладбище

Другим полузаброшенной и довольно печальной достопримечательностью является лютеранское кладбище. Немцы жили в Котлине с самого основания, поэтому для них и других лютеран было основано отдельное кладбище. Кстати для иноверческих приходов существовали лютеранские и католические храмы, разрушенные в советское время.

Сразу после революции двухвековое кладбище было разорено и с тех пор практически не восстанавливалось. Было несколько новых захоронений: братская могила погибших в Великую отечественную войну и мемориальный памятник погибшим морякам. Восстановлены могилы морских адмиралов Круза и Вирена. Захоронение первооткрывателя Антарктиды Беллинсгаузена не найдено, поэтому установлен кенотаф (надгробие без могилы).

Машинная школа Балтийского флота

Удивительный архитектурный памятник в стиле модерн, растянувшийся на весь квартал. Все корпуса украшает необычный декор. Самое выразительное — здание №7Б с большим окном, где раньше был учебный цех. К сожалению, сейчас оно заброшено и разрушается.

Адрес: Петровская ул., 7Б

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector