Берлинский кинофестиваль
Содержание:
Билеты на показы
Продажа билетов на основные показы открывается за 3 дня до начала фестиваля в 10:00 по местному времени; на повторы — за 4 дня. Билеты продаются в кассах с 10:00 до 20:00 и на оф. сайте с комиссией 1,5 EUR. На сайте количество билетов ограничено, часто уже спустя несколько минут с начала продаж они заканчиваются.
Касс предварительной продажи несколько: торговый центр Potsdamer Platz Arkaden, Kino International (Karl-Marx-Allee, 33), Haus der Berliner Festspiele (Schaperstrasse, 24), Audi City Berlin (Kurfürstendamm, 195). Иногда, чтобы купить билеты на интересный фильм, киноманы занимают очередь с раннего утра или даже с вечера.
На каждый сеанс один человек может купить не больше двух билетов.
В день показа билеты продают только в самих кинотеатрах, во Дворец Берлинале — только в кассе Bluemax Theatre после 14:30. Средняя цена билетов на показы 10 EUR, на фильмы конкурсной программы — 13 EUR, а если покупать их за полчаса до сеанса, можно сэкономить половину стоимости. Билеты на 3D-фильмы дороже обычных на 2 EUR.
Большинство билетов без мест, на показы официальной программы указывается сектор, где можно сесть, и совсем редко продают билеты с конкретными местами. Но выбрать их все равно нельзя — они присваиваются при покупке автоматически.
Панорама
В раздел «Панорама» были отобраны следующие фильмы:
Английское название | Оригинальное название | Директор (ы) | Страна производства |
---|---|---|---|
Все руки на палубе | À L’abordage | Гийом Брак | Франция |
Всегда янтарь | Алловидный янтарь | Лия Хиетала и Ханна Рейникайнен | Швеция |
Помощник | Китти Грин | Соединенные Штаты | |
Черное молоко | Schwarze Milch | Уисенма Борчу | Германия, Монголия |
Обычное преступление | Un crimen común | Франсиско Маркес | Аргентина, Бразилия, Швейцария |
экскаватор | Георгис Григоракис | Греция, Франция | |
Сухой ветер | Vento Seco | Даниэль Ноласко | Бразилия |
Ээб Аллай Ооо! | Пратик Чаны | Индия | |
Изгнание | Изгнанник | Визар Морина | Бельгия, Германия, Косово |
Отец | Отак | Срдан Голубович | Босния и Герцеговина, Хорватия, Франция, Германия, Сербия, Словения |
Надеяться | Håp | Мария Сёдаль | Норвегия, Швеция |
Если бы это была любовь | Si c’était de l’amour | Патрик Чиха | Франция |
Кобыла | Андреа Штака | Хорватия, Швейцария | |
Миньян | Эрик Стил | Соединенные Штаты | |
Могол Маугли | Бассам Тарик | Объединенное Королевство | |
Без тяжелых чувств | Futur Drei | Фараз Шариат | Германия |
Записки из подземного мира | Aufzeichnungen aus der Unterwelt | Тицца Кови и Райнер Фриммел | Австрия |
Один из тысячи | Las Mil y Una | Клариса Навас | Аргентина, Германия |
Один из этих дней | Бастиан Гюнтер | Германия, США | |
Пари | Сиамак Этемади | Болгария, Франция, Греция, Нидерланды | |
Сияй глаза | Сидаде Пассаро | Матиас Мариани | Бразилия |
Сеют ветер | Semina il vento | Данило Капуто | Франция, Греция, Италия |
Сук Сук | Рэй Юнг | Гонконг | |
Всплеск | Анейл Кария | Объединенное Королевство | |
Wildland | Kød & Blod | Жанетт Нордаль | Дания |
Panorama Dokumente
В раздел Panorama Dokumente были отобраны следующие фильмы:
Английское название | Оригинальное название | Директор (ы) | Страна производства |
---|---|---|---|
Амазонка Зеркало | O reflexo do lago | Фернандо Сегтовик | Бразилия |
Кровавый нос, пустые карманы | Билл и Тернер Росс | Соединенные Штаты | |
Дни каннибализма | Тебохо Эдкинс | Франция, Нидерланды, Южная Африка | |
Котлован | Котлован | Андрей Грязев | Россия |
Я мечтаю о Сингапуре | Лэй Юань Бинь | Сингапур, Малайзия, Соединенное Королевство | |
Если бы это была любовь | Si c’était de l’amour | Патрик Чиха | Франция |
Малышка | Petite fille | Себастьян Лифшиц | Франция, Бельгия |
Нарджес А. | Карим Айноуз | Алжир, Бразилия, Франция, Германия, Катар | |
Работает на пустом месте | Jetzt oder morgen | Лиза Вебер | Австрия |
Schlingensief — Голос, потрясший тишину | Schlingensief — In das Schweigen hineinschreien | Беттина Бёлер | Германия |
Добро пожаловать в чечню | Дэвид Франс | Соединенные Штаты Америки |
Июль и Август
Пивной фестиваль (Berliner Bierfestival). Наравне с Октоберфестом пользуется спросом и пивной фестиваль. Гостям предлагается прогуляться по «самому длинному пивному саду мира». Он состоит из продукции свыше 300 пивоварен, которые представляют около 100 мировых стран. Галерея тянется вдоль аллеи Карла Маркса примерно на 2 км.
Барбекю на Берлинском Пивном Фестивале (Фото Nacho Pintos / www.flickr.com / Лицензия CC BY 2.0)
Немецко-Американский народный праздник (Deutsch-Amerikanisches Volksfest). Мероприятие проводят вблизи Главного берлинского вокзала, а история этого торжества уходит корнями в послевоенную историю Берлина
Это достаточно важное мероприятие, на котором представляют региональные деликатесы, устанавливают аттракционы, ярмарки и организовывают атмосферу общего праздника
Структура конкурса
Ежегодно количество фильмов-конкурсантов составляет порядка 400 кинолент. Отбор проходит в течение двух недель, после чего проводится торжественное вручение всех заявленных призов. Кроме основной конкурсной программы кинопросмотр осуществляется еще в нескольких секциях:
- Международный форум молодых фильмов;
- Форум нового кино (авангардное киноискусство);
- Панорама;
- Видеофестиваль;
- Европейское кино;
- Конкурс фильмов для детей и юношества.
В конкурсном отборе принимают участие полнометражные и короткометражные фильмы, которые были созданы на протяжении 12 месяцев до начала Берлинале и не принимали участие ни в одном другом фестивале.
Условия и правила участия:
- предпочтение отдается международным и мировым премьерам;
- к рассмотрению не принимается телевизионный формат, реклама и производственные фильмы. Для всех немецких фильмов показ на фестивале должен быть премьерным. Исключение составляют только ленты, отобранные для участия в программе «Перспективное немецкое кино»;
- форматы, в которых должны быть представлены ленты: 3D, DCP, 70 mm, 35 mm.
- форматы для просмотра в таких секциях, как Форум, Панорама, Поколение – DCP, HDCMA или 35 mm, QuickTime ProRes 422.
- формат показа короткометражных фильмов – QuickTime ProRes 422 , DCP, HDCP или 35 mm.
Подать заявку на участие в программе можно в начиная с середины сентября. Кроме этого, необходимо предоставить сведения о компании-производителе, фильмографию, синопсис, данные о режиссере (полная биография), перечень участников съемочной группы и актерского состава.
Все фильмы, представленные на конкурсе, подаются с английскими или немецкими субтитрами.
В настоящее время фестиваль ежегодно проводится в феврале (ранее проводился летом). В текущем году даты проведения Берлинале пришлись на 15-25 февраля.
Немного истории
Сегодня Berlin Film Festival – это культурное событие интерконтинентального формата. Конкуренцию ему составляют только Венецианский и Каннский фестивали, размах и значимость которых сложно даже сравнивать.
Каждый год киноконкурс в Берлине превращает столицу Германии в самую популярную точку на карте мира. Местом его проведения является Дворец Берлинале, должность директора фестиваля занимает Дитер Косслик. Однако 2021 год, который ознаменовался 68-м проведением конкурса, стал последним в его карьере, которая длилась в рамках Берлинале ни много ни мало 17 лет.
О том, что реформа фестиваля давно назрела, стало понятно еще в прошлом году, когда 79 кинематографистов подписали совместное письмо, в котором говорилось о необходимости внесения изменений в концепцию и структуру конкурса.
Основателями фестиваля стали страны-союзники по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны: Франция, Великобритания и США. Именно под их управлением после капитуляции Германии находился Западный Берлин.
В год проведения самого первого конкурса премии присуждало исключительно немецкое жюри. В промежутке с 52-го по 55-й год решение выносилось на основании опросов публики и голосований, проводимых в международных изданиях. На тот момент призы вручались в следующих номинациях:
- лучший мюзикл;
- приключенческий фильм;
- драма;
- комедия.
Но уже с 1956 года призеры получают свои награды согласно решению международной команды судей. В этом же году фестиваль получил статус международного.
Берлинале Таланты
Вим Вендерс посетил Talent Campus в качестве лектора
Начиная с 2003 года, Берлинале стал партнером Берлинале Талантов (ранее Берлинале Талант Кампус), зимней школы для «подающих надежды кинематографистов», которая проводится одновременно с фестивалем. Talent Campus ежегодно принимает около 250 кандидатов; посетители приезжают со всего мира и представляют все профессии кинопроизводства.
Мероприятие длится шесть дней во время Берлинале и включает лекции и панельные дискуссии с известными профессионалами, которые решают проблемы кинопроизводства. Частью программы являются семинары, экскурсии, индивидуальные занятия, коучинг и обучение участников из разных сфер деятельности.
В ходе заседания выступили известные эксперты, в том числе Пак Чан Ук , Фрэнсис МакДорманд , Стивен Фрирз , Деннис Хоппер , Цзя Чжанке , Уолтер Марч , Шахрукх Кхан , Джошуа Оппенгеймер , Энтони Мингелла , Шарлотта Рэмплинг , Уолтер Саллес , Ридли Скотт , Рауль Пек , Том Тыквер , Майк Ли , Тильда Суинтон и Вим Вендерс . Многие из этих презентаций и лекций заархивированы в виде видеозаписей и стенограмм на веб-сайте Talent Campus.
Награды
Были вручены следующие призы:
- Золотой медведь — Зла нет , Мохаммад Расулоф
- Серебряный Медведь Приз жюри Гран — Никогда Редко Иногда Всегда на Элизе Hittman
- Серебряный Медведь за лучшую режиссуру — Hong Санг Су для женщины , которая Ран
- Серебряный медведь за лучшую женскую роль — Паула Бир для Undine
- Серебряный Медведь за лучшую мужскую роль — Элио Германо для Спрятанного
- Серебряный медведь за лучший сценарий — Дамиано и Фабио Д’Инноченцо за « Плохие сказки»
- Серебряный медведь за выдающийся художественный вклад — Юрген Юргес за кинематографию в DAU. Наташа
- Серебряный медведь семидесятые Берлинале — Удаление истории по Benoît Delepine и Гюстав Керверн
- Золотой медведь за лучший короткометражный фильм — Кейша Рэй Уизерспун за фильм T.
- Лучший первый полнометражный фильм — Камило Рестрепо для Los Concordos
- Встречи
- Лучший фильм — Работы и дни (Тайоко Сиодзири в бассейне Сиотани), автор — CW Winter и Андерс Эдстрем
- Лучший режиссер — Кристи Пуйу для Мальмкрога
- Специальная награда жюри — Сандра Воллнер » Проблема с рождением»
- Специальное упоминание — Изабелла Матиаса Пиньейро
- Приз зрительских симпатий Panorama
- 1 — е место: Отец по Срджан Голубович
- 2 — е место: Без обид по Фаразу шариату
- 3-е место: Надежда Марии Сёдал
- Приз зрительских симпатий «Панорама» — документальные фильмы
- 1-е место: Дэвид Франс « Добро пожаловать в Чечню »
- 2-е место: саудовский беглец , Сюзанна Регина Мерес
- 3-е место: « Маленькая девочка » Себастьяна Лифшица
-
Премия Тедди
- Лучший художественный фильм: Нет Hard Feelings (Futur драй) по Фараза шариату
- Лучший документальный фильм / эссе: « Если бы это была любовь» (Si c’était de l’amour) Патрика Чиха
- Лучший короткометражный фильм: Воспроизведение по Агустина Comedi
- Специальный приз жюри: Дни по Цай Мин-лян
-
Приз ФИПРЕССИ
- Конкурс: Ундина по Петцольд
- Панорама: Могол Маугли — Бассам Тарик
Специальное упоминание: All Hands on Deck , Гийом Брак.
- Форум: Двадцатый век по Мэтью Rankin
Особое упоминание: увертюры ансамбля «Живые и мертвые»
- Встречи: Метаморфозы птиц Катарины Васконселос
-
Приз Вселенского жюри
- Соревнование: Зла нет , Мохаммад Расулоф
- Panorama: Отец по Срджан Голубович
Специальное упоминание: саудовский беглец , Сюзанна Регина Мерес
- Поколение 14Plus
- Хрустальный медведь за лучший фильм: Богоматерь Нила от Атик Рахими
Специальное упоминание: Белый Бунт на Рубике Shah
- Хрустальный медведь за лучший короткометражный фильм: Mutts по Халима Ouardiri
Специальное упоминание: Прощай, Головин , Матье Гримар
- Гран-при международного жюри Generation 14 Plus за лучший фильм: « Меня зовут Багдад
Специальное упоминание: Голоса в Ветра по Нобухиро Сува
», режиссер Кару Алвес де Соуза
- Специальный приз поколения 14plus Международного жюри за лучший короткометражный фильм: дворняги
Особое упоминание: « Белый крылатый конь » Махьяра Мандегара
по Халима Ouardiri
- Хрустальный медведь за лучший фильм: Богоматерь Нила от Атик Рахими
- Поколение KPlus
- Хрустальный медведь за лучший фильм: Сладкий Thing от Alexandre Rockwell
Специальное упоминание: H для счастья , Джон Шиди
- Хрустальный медведь за лучший короткометражный фильм: Имя сына
Специальное упоминание: мисс Амира Геханн Халфалла.
Мартины Мацкин
- Гран-при международного жюри конкурса Generation Kplus за лучший фильм Самуэля Киши Леопо «Волки »
- Специальное упоминание: Cuties by Maïmouna Doucouré
- Специальное упоминание: Mum, Mum, Mum от Sol Berruezo Pichon-Rivière
- Специальный приз международного жюри журнала Generation Kplus за лучший короткометражный фильм «Имя сына
Специальное упоминание: Воздушные змеи Сейеда Паяма Хоссейни
» Мартины Мацкин
- Хрустальный медведь за лучший фильм: Сладкий Thing от Alexandre Rockwell
- Приз фильма Калигари
- Премия Хайнера Карова
- Компас-Перспектива-Премия
- Kompagnon-Товарищество
- «Перспективное немецкое кино: 111 », Христиана Рыкова
- Берлинале Таланты: Арктическая связь , Ян Пурнелл
Ноябрь и декабрь
Jazzfest Berlin. Музыкальный фестиваль будет интересен любителям джаза. Мероприятие считается высокорейтинговым, собирая немало желающих среди заслуженных и молодых талантов, которые мечтают показать миру свое мастерство.
Рождественские ярмарки. Оказавшись в Берлине под Рождество, нельзя не посетить хотя бы одну ярмарку. На территории города проводят множество распродаж, в частности на Александрплац и Брайтшайдплац. В результате удается купить удивительные подарки по низким ценам, в особенности востребованы покупки крепкого глинтвейна и блестящих украшений.
Посмотрите видео с Фестиваля Огней в Берлине
Как попасть
Берлинале — один из немногих кинофестивалей в мире, на который попасть может любой желающий. Для этого не обязательно иметь аккредитацию, можно просто купить билет в кассе или на сайте кинофестиваля. Просмотр фильма из специальной программы обойдется в 8 евро, а из конкурсного показа — в 13. Кроме того, остатки билетов можно купить за полцены за пару часов до показа. Для этого надо почти весь день простоять у отдельной кассы. Билет можно купить и на гала-премьеру, а это значит, что за те же 13 евро вы попадете в знаменитый многоярусный Berlinale Palast. Возможно, вам повезет и вы насладитесь конкурсным кино на большом экране, сидя в одном ряду, например, с Джонни Деппом.
Зрители, как и пресса, имеют свой отдельный вход в зал. Звезды по протоколу сначала проходят по красной дорожке — там проводится основная часть интервью — и только после этого направляются в кинотеатр. По пути в зал они оставляют автографы на своих портретах, развешанных на стене кинотеатра. За всем этим интересно наблюдать по трансляции либо на улице, либо в самом зале.
Попасть на гала-премьеру — большая удача, билеты раскупаются в считаные минуты, зато у вас есть прекрасная возможность услышать пламенную речь творческой группы фильма и рукоплескать им после показа.
Также кино смотреть можно и по аккредитации. Их несколько видов: студенческая, для прессы и так называемая профессиональная, которую, по сути, может получить любой желающий. Стоит она 125 евро. Но даже аккредитованным журналистам и профессиональным зрителям с бейджами приходится с раннего утра занимать очередь за два часа до открытия кассы.
Актриса русского происхождения Дарья Писарева прилетела на фестиваль из Парижа. Она, как и многие, проводит в очереди по несколько часов: «Я встаю в 6:30. В 7:30 я уже занимаю место в очереди. На днях один парень рассказал мне, как он пришел сюда в 6:10 и был уже девятым в очереди. Уж очень хотел посмотреть экспериментальное кино. В 8:30 начинают раздавать билеты. Человек 20 выходят строем под всеобщие аплодисменты и садятся под табличками Ticket counter, загораются зеленые лампочки, которые оповещают что можно идти, и пикающий звук сканеров не останавливается… Пока жду, я умудряюсь накраситься, позавтракать, распланировать свой день. Смотрю в день по три-четыре фильма».
Почему зрители идут на такие жертвы? Во-первых, все фильмы премьерные, то есть их еще нигде в мире не показывали, и нет гарантий, что их можно будет увидеть в своей стране. Картину «Дау. Наташа» Ильи Хржановского на родине режиссера вряд ли покажут. В России фильму могут не дать прокатное удостоверение из-за наличия сцен насилия, поэтому многие российские зрители прилетели специально на этот показ. Во-вторых, смотреть фильмы на кинофестивалях особое удовольствие и интересный опыт — картины показывают на языке оригинала. А это и практика языка на слух, и понимание авторских шуток, которые в дубляже могут быть переведены иначе. И в-третьих, это коллективная эмоциональная отдача при совместном просмотре. Зритель в зале очень восприимчивый и искренний. А в определенные моменты сцены фильма сопровождаются коллективными ахами и вздохами и вопросительными взглядами зрителей друг на друга. На одном из показов моя соседка из Польши в один из кульминационных моментов положила заботливо руку на мое плечо и с акцентом по-русски сказала: «Все будет хорошо!»
Единственная сложность таких показов — это субтитры. Их по правилам фестиваля показывают в двух вариантах: на английском и немецком. А это значит, что весь фильм вы будете видеть «много букв». Например, если вы смотрите французский фильм, а знаете только английский, приготовьтесь весь фильм поглядывать на субтитры.
Программа фестиваля
Площадки фестиваля разбросаны по центральным районам города.
Берлинский дворец — место проведения премьер конкурса.
Фестиваль состоит из семи различных разделов фильмов. Фильмы выбираются в каждой категории режиссером секции по рекомендации комитета экспертов по кино. Категории включают:
Конкурс : включает в себя полнометражные фильмы, которые еще не выпущены за пределами страны происхождения. Фильмы в разделе «Конкурс» соревнуются за несколько призов, в том числе за лучший « Золотой медведь» за лучший фильм и серию «Серебряных медведей» за актерское мастерство, сценарии и постановку.
Встречи : включает в себя независимый фильм, целью которого является поощрение смелых с эстетической и структурной точек зрения работ от создателей фильмов-новаторов. Его цель — поддержать новые перспективы в кино и дать больше места разнообразным повествовательным и документальным формам в официальном отборе. Задуманный как контрапункт и дополнение к соревнованию, Encounters — это соревновательный раздел, посвященный новым кинематографическим представлениям. Отобранные фильмы бросят вызов традиционным формам и попросят зрителей пересмотреть свою позицию по отношению к ним. Являясь зеркалом различных способов производства, которые развились в 21 веке и отражают эту яркую энергию, Encounters станет местом встречи режиссеров и продюсеров, программистов и кинокритиков, киноманов и любителей фестивалей.
Панорама : новые независимые и артхаусные фильмы, посвященные «спорным темам или нетрадиционным эстетическим стилям». Фильмы в этой категории призваны вызвать дискуссию и исторически связаны с такими темами, как проблемы ЛГБТ .
Форум : включает экспериментальные и документальные фильмы со всего мира с особым упором на показ работ молодых режиссеров. Нет ограничений по формату или жанру, фильмы на Форуме не соревнуются за награды.
Поколение : представляет собой смесь короткометражных и полнометражных фильмов, предназначенных для детей и юношества. Фильмы в разделе «Поколение» соревнуются в двух подкатегориях: «Поколение Kplus» (нацелено на лиц в возрасте от четырех лет и старше) и «Поколение 14plus» (предназначено для лиц в возрасте от четырнадцати лет и старше). Награды в секции определяются тремя отдельными жюри — Детским жюри, Молодежным жюри и международным экспертным жюри, решения которых принимаются независимо друг от друга.
Perspektive Deutsches Kino : включает в себя широкий спектр немецких фильмов с акцентом на актуальные тенденции в немецком кино. Существует несколько требований к поступающим, что позволяет начинающим кинематографистам демонстрировать свои работы отечественной и международной аудитории.
Berlinale Shorts : включает отечественные и международные короткометражные фильмы, особенно те, которые демонстрируют новаторские подходы к кинопроизводству. Фильмы в этой категории соревнуются за «Золотого медведя» за лучший короткометражный фильм, а также за «Серебряного медведя», номинированного жюри.
Ретроспектива : включает классические фильмы, ранее показанные на Берлинале, а также фильмы из категорий «Конкурс», «Форум», «Панорама» и «Поколение». Каждый год раздел «Ретроспектива» посвящен важным темам или создателям фильмов. Специальный сериал «Посвящение» также исследует прошлое кино с упором на почитание жизненной работы режиссеров и актеров.
В дополнении к семи секциям, Берлинал также содержит несколько связанных «Куратор специальной серии», в том числе Берлинала Special , Gala Special , Forum Expanded , и Дани . В 2020 году Кулинарный кинотеатр был закрыт, а был создан новый раздел под названием « Встречи» . С 2002 года 50-секундный трейлер открывает спектакли во всех разделах фестиваля, кроме Ретроспективы.
задний план
Введение гендерно-нейтральных цен для актеров
С 2021 года перестали существовать награды за лучшую мужскую роль и лучшую женскую роль , вместо этого впервые были вручены награды за лучшую актерскую игру в главной и второстепенной роли. Премию Альфреда Бауэра , приостановленную в прошлом году, заменили « Серебряным медведем» в качестве «Приза жюри». Ассоциация ProQuote Film заранее раскритиковала введение нейтральных в гендерном отношении призов как «фиговый лист для инноваций», заявив, что Берлинале далек от гендерного равенства . В киноиндустрии две трети ролей написаны для мужчин, даже в постановках, выходящих за рамки мейнстрима . В результате актрисы подвергаются дальнейшей конкуренции в будущем. Вместо этого ассоциация рекомендовала отдельный приз за лучшее гендерно-чувствительное представление. Фактически, две присужденные впервые премии предназначались для двух актрис.
Европейский кинорынок
Деннис Рух был назначен главой (EFM) в сентябре 2020 года. Чили с ее киноиндустрией и кинопроизводством должна быть представлена в этом году как ежегодно меняющаяся «страна в фокусе» .
Кино. Вино. Танцы
Несмотря на насыщенную программу, кинофестиваль — это не только просмотр кино. Вечером начинается все самое интересное, ведь светских вечеринок на любом фестивале более чем достаточно. Все они организованы как оргкомитетом, так и всевозможными кинокомпаниями. Их цель — веселье и общение. Люди встречаются, много говорят о кино, много пьют и много танцуют.
Часть вечеринок открытая, о них можно узнать в Facebook на странице фестиваля, в очереди в билетную кассу или во время обеда в кафе и барах на площади между Berlinale Palast и Sony Center. Вообще умение легко заводить новые знакомства и быть готовым к самым неожиданным поворотам и приглашениям — то, что необходимо для того, чтобы вести настоящую фестивальную жизнь.
Попасть на закрытые вечеринки без знакомств — целое приключение, но подумайте, стоит ли оно того, потому что в большинстве своем все они практически одинаковые. Из того, что запомнилось в этом году, пожалуй, стоит назвать after party после премьеры вышеупомянутого фильма «Дау. Наташа». Гостей угощали борщом, оливье, селедкой, водкой и компотом.
Заканчиваются такие мероприятия ближе к трем-четырем утра, поэтому совмещать вечеринки и утренние сеансы практически невозможно. Или возможно, но хватит вас на два-три дня, не больше. Именно поэтому, собираясь на кинофестиваль, задайте себе вопрос — что вы будете там делать: смотреть кино, караулить звезд, проникаться атмосферой или веселиться с молодыми режиссерами на вечеринках? Как только вы определитесь с тем, чего же вы хотите получить, у вас появится шанс с пользой провести время и сохранить желание посетить кинофестиваль снова. Следующая остановка — Канны.
Куда ходить
В программе фестиваля более 100 фильмов, а также всевозможные творческие встречи и пресс-конференции, которые транслируют на Потсдамской площади. Мероприятия раскиданы по всему городу, но «сердцем фестиваля» считается Berlinale Palast на площади Марлен Дитрих, где проходят гала-премьеры. Там же звезды проходят по красной ковровой дорожке.
У гостей фестиваля включается режим «успеть все»: и кино посмотреть, и на кинорынок сходить, и в лобби отеля Grand Hyatt побывать, потому что там за соседним столиком может сидеть начинающий режиссер, а из лифта может выйти Уиллем Дефо, который живет в этом же отеле — как не сделать с ним селфи?
Если одни стоят в очереди за билетами, то другие с раннего утра караулят у выхода отеля звездных гостей, чтобы взять у них автограф и сделать с ними фото на память. Полиция этому не препятствует, стоять можно по огражденному периметру, но занять очередь и сюда стоит заранее. В этом году фестиваль посетили: Джони Депп, Хавьер Бардем, Сальма Хайек, Эль Фаннинг, Кейт Бланшетт, Хелен Миррен, Роберто Бениньи, Саймон Бейкер, Сигурни Уивер и Джереми Айронс. Последний возглавил жюри юбилейного Берлинале.
Российских звезд в этот раз замечено не было. В фильме режиссера Вадима Перельмана «Уроки фарси» совместного российско-белорусско-германского производства, показанного во внеконкурсной программе, в основном снимались западные актеры (Науэль Перес Бискаярт и Ларс Айдингер). Поздравить группу с премьерой приехал «Режиссер года» Клим Шипенко. Билеты на показы были раскуплены за неделю, и зал приветствовал творческую группу продолжительными овациями.
Другой российский фильм «Город уснул», показанный в программе «Форум», представили молодые кинематографисты. Для режиссера Мария Игнатенко эта картина стала дебютом в полнометражном кино. По словам продюсера картины, Катерины Михайловой, фильм приняли очень тепло. «Показы прошли при полных залах. На премьере присутствовала пресса, программные директоры фестивалей, представители Минкультуры России, фонда «Кинопрайм». Было задано очень много вопросов ко всей группе: о фильме, о значении, съемках, особенно над звуком и работе на севере России. Например, на вопрос: «Как бы режиссер объяснила маме, о чем фильм?», Мария (Игнатенко, режиссер. — Прим. ред.) ответила: «Мама, это фильм о настоящей любви»».
Президенты жюри основного конкурса
С 1956 года жюри фестиваля возглавляет всемирно признанный деятель кино.
Год | Президент | Профессия | Национальность |
---|---|---|---|
1956 г. | Марсель Карне | Директор | Франция |
1957 г. | Джей Кармоди | Кинокритик | Соединенные Штаты |
1958 г. | Фрэнк Капра | Директор | Соединенные Штаты |
1959 г. | Роберт Олдрич | Директор | Соединенные Штаты |
1960 г. | Гарольд Ллойд | Актер | Соединенные Штаты |
1961 г. | Джеймс Куинн | Администратор фильма | объединенное Королевство |
1962 г. | Король Видор | Директор | Соединенные Штаты |
1963 г. | Венди Той | Танцор | объединенное Королевство |
1964 г. | Энтони Манн | Режиссер, Актер | Соединенные Штаты |
1965 г. | Джон Джиллетт | Кинокритик | объединенное Королевство |
1966 г. | Пьер Браунбергер | Продюсер фильма | Франция |
Торольд Дикинсон | Директор | объединенное Королевство | |
1968 г. | Луис Гарсия Берланга | Директор | Испания |
1969 г. | Йоханнес Шааф | Директор | Германия |
1970 г. | Джордж Стивенс | Директор | Соединенные Штаты |
1971 г. | Бьёрн Расмуссен | Поэт | Дания |
1972 г. | Элеонора Перри | Сценарист | Соединенные Штаты |
Дэвид Робинсон | Кинокритик | объединенное Королевство | |
1974 г. | Родольфо Кун | Директор | Аргентина |
1975 г. | Сильвия Симс | Актриса | объединенное Королевство |
1976 г. | Ежи Кавалерович | Директор | Польша |
1977 г. | Сента Бергер | Актриса | Австрия |
1978 г. | Патрисия Хайсмит | Писатель | Соединенные Штаты |
1979 г. | Йорн Доннер | Директор | Финляндия |
1980 г. | Ингрид Тулин | Актриса | Швеция |
1981 г. | Ютта Брюкнер | Режиссер, сценарист | Германия |
1982 г. | Джоан Фонтейн | Актриса | Соединенные Штаты |
1983 г. | Жанна Моро | Актриса | Франция |
1984 г. | Лив Ульманн | Актриса | Норвегия |
1985 г. | Жан Марэ | Актер | Франция |
1986 г. | Джина Лоллобриджида | Актриса | Италия |
1987 г. | Клаус Мария Брандауэр | Актер | Австрия |
1988 г. | Гульельмо Бираги | Кинокритик | Италия |
1989 г. | Рольф Либерманн | Композитор | Швейцария |
1990 г. | Майкл Баллхаус | Оператор | Германия |
1991 г. | Фолькер Шлёндорф | Режиссер, сценарист | Германия |
1992 г. | Энни Жирардо | Актриса | Франция |
1993 г. | Фрэнк Бейер | Директор | Германия |
1994 г. | Джереми Томас | Продюсер фильма | объединенное Королевство |
1995 г. | Лия ван Леер | Программист, киноархивист | Израиль |
1996 г. | Никита Михалков | Актер, Режиссер | Россия |
1997 г. | Джек Лэнг | Политик | Франция |
1998 г. | Бен Кингсли | Актер | объединенное Королевство |
1999 г. | Анхела Молина | Актриса | Испания |
2000 г. | Гун Ли | Актриса | Китай |
2001 г. | Билл Механик | Продюсер фильма | Соединенные Штаты |
2002 г. | Мира Наир | Директор | Индия |
2003 г. | Атом Эгоян | Директор | Канада |
2004 г. | Фрэнсис МакДорманд | Актриса | Соединенные Штаты |
2005 г. | Роланд Эммерих | Директор | Германия |
2006 г. | Шарлотта Рэмплинг | Актриса | объединенное Королевство |
2007 г. | Пол Шредер | Режиссер, сценарист | Соединенные Штаты |
2008 г. | Коста-Гаврас | Директор | Франция |
2009 г. | Тильда Суинтон | Актриса | объединенное Королевство |
2010 г. | Вернер Херцог | Режиссер, сценарист | Германия |
2011 г. | Изабелла Росселлини | Актриса | Италия |
2012 г. | Майк Ли | Режиссер, сценарист | объединенное Королевство |
Вонг Кар-вай | Директор | Гонконг | |
2014 г. | Джеймс Шамус | Сценарист | Соединенные Штаты |
2015 г. | Даррен Аронофски | Режиссер, сценарист | Соединенные Штаты |
2016 г. | Мэрил Стрип | Актриса | Соединенные Штаты |
2017 г. | Пол Верховен | Режиссер, сценарист | Нидерланды |
2018 г. | Том Тыквер | Режиссер, сценарист | Германия |
2019 г. | Жюльет Бинош | Актриса | Франция |
2020 г. | Джереми Айронс | Актер | объединенное Королевство |
В 2021 году режиссеры шести предыдущих фильмов-обладателей «Золотого медведя» определят награды конкурса 71-го Берлинале. В этом году не будет председателя жюри. В состав жюри входят Мохаммад Расулоф, Надав Лапид , Адина Пинтилие , Ильдико Эниеди , Джанфранко Рози и Ясмила Жбанич .
Дресс-код
Как бы сильно вы ни хотели красивую фотографию на красной дорожке в шикарном наряде, на Берлинале это будет неуместным. Оставьте платья в пол и костюмы для Каннского или Московского кинофестивалей. Берлин — город простой во многих отношениях. И в плане одежды здесь все тоже достаточно демократично. Это касается в том числе и вечеринок, где в белых кроссовках и джинсах вы будете чувствовать себя куда комфортнее, чем в платье даже средней длины. Такое отношение к дресс-коду крайне практично: не надо переодеваться по несколько раз, как многие умудряются делать на «Кинотавре» в Сочи. В Каннах, наоборот, надо уже с утра выходить в платье в пол, потому что показы во Дворце Фестивалей можно посетить исключительно в black tie.
Дресс-код на Берлинале соблюдают только кинозвезды. Голые плечи в прохладную, еще зимнюю погоду — хоть и смелое решение для актрис, но, когда на тебя устремлены многотысячные взгляды зрителей и фотокамер, приходится соответствовать. На выручку приходят ассистенты и помощники. Красавица Эль Фаннинг прошлась по дорожке в бархатном платье с голыми плечами, а когда она давала комментарии прессе, уже стояла в накидке.
Призы фестиваля
Главным для конкурсантов, которые на две недели съезжаются в Берлин, является признание и награды, которые вручаются победителям на основании решения компетентных экспертов. На сегодняшний день таких призов существует довольно много и не в одной номинации, поэтому шанс выделиться и запомниться есть у всех фильмов-участников.
Главные награды
Основной приз конкурса – «Золотой Медведь» (геральдический символ немецкого государства). Его получают победители в двух номинациях: «Лучший полнометражный фильм» и «Лучший короткометражный фильм». Вторая номинация была введена в 1956 году. До этого короткометражки не удостаивались высшей награды.
В 1982 году был учрежден еще один главный приз – «За жизненные достижения».
Далее следует серия наград «Серебряный медведь»:
- Гран-при, который жюри вручает фильму, занявшему почетное второе место в конкурсном отборе. Награда была учреждена в 1965 году;
- «Лучшая режиссура» (с 1956 г.);
- «Лучшая актриса» (с 1956 г.);
- «Лучший актер» (с 1956 г.);
- «Лучшая короткометражная лента» (с 1956 г.);
- «За выдающиеся успехи в области искусств» (с 1978 г.). Эта награда присваивается редакторам, операторам, костюмерам, гримерам и всем тем, кто остается за кадром кинематографической работы;
- награда Альфреда Бауэра. Ее вручают за открытие новаторских путей в киноискусстве (с 1987 г.);
- «Лучшая музыка» (с 2002 г.);
- «Лучший сценарий» (с 2008 г.).
В 2006 году Международный кинофестиваль учредил награду в номинации «Лучшая дебютная работа».
Награды от независимого жюри
В состав команды независимых судей обычно входят эксперты, выбор которых не зависит от организаторов конкурса. Сегодня на фестивале вручается большое количество таких наград:
- Приз экуменического жюри. В его состав входит 6 человек, которые являются представителями католических и протестантских религиозных организаций. Награду получает лучший, по их мнению, фильм, который они выбирают из всех, представленных на конкурсе.
- Награда международной ассоциации кинопрессы – “Фипресси” (Fipresci Jury). В состав этого жюри входят знаменитые кинокритики, которые выбирают победителей в трех секциях: Основной конкурс, Панорама и Форум.
- Приз Гильдии немецкого артхаус-киноискусства. Жюри выбирает лучший фильм в основном конкурсе.
- Label Europa Cinemas – приз был учрежден Каннским фестивалем с целью промоушена европейского кинематографа.
- Teddy Award – награда за самый «нестандартный» фильм. Ее удостаиваются работы, которые во всеуслышание публично обсуждают самые «странные» и самые «неудобные» темы, например, ЛГБТ.
Сюда же можно отнести Peace Film Prize, Arte International Prize, Panorama Audience Award.
Другие призы
Берлинале – это не просто конкурс кино, это еще и фестиваль культур, поэтому основными наградами мероприятие не ограничивается. На конкурсе учреждены следующие номинации:
- «Лучший дебют» – для начинающих актеров,
- «Бронзовый медведь»,
- «Лучшая работа художественного плана»,
- «Голубой ангел»,
- «Особая премия»,
- «Почетный серебряный приз»,
- «Приз за личные достижения»,
- «Награда от иностранных делегаций»,
- «Награда за творчество»,
- «За художественное достоинство»,
- «Хрустальный медведь» – получают номинанты в секциях «Generation Plus» и «Generation 14Plus».
В свое время наград Берлинского фестиваля были удостоены Ингмар Бергман, Паоло Пазолини, Софи Лорен, Жан-Поль Бельмондо, Джейн Фонда, Роман Полански, Милош Форман. Представители российского кинематографа до 1975 года участия в конкурсе не принимали. Однако позже в разные годы премии получали:
- Сергей Соловьев с фильмом «Сто дней после детства» (лучшая режиссерская работа);
- Лариса Шепитько «Восхождение» (лучшая режиссура);
- Евгения Глушенко «Влюблен по собственному желанию» (лучшая актриса);
- 2021 год – Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин – «Серебряный медведь” за лучшую актерскую работу в фильме «Как я провел этим летом». В этой же ленте оператор Павел Костомаров получил приз «За достижения в области кинематографа»;
- 2021 год – операторы ленты «Под электрическими облаками» удостоены награды «За вклад в киноискусство».
И, наконец, в текущем году российская лента «Довлатов» получила признание в номинации «За лучший вклад в кино». Награду получила художник Елена Окопная.
Прошлые призы
В то время как учредители вводят все новые призы и награды, некоторые из существовавших ранее остаются в прошлом. К ним можно отнести:
- специальную Золотую премию руководства фестиваля,
- особую премию за творчество,
- особую премию жюри,
- приз, предназначенный для съемочной группы,
- юбилейную награду 30-го Берлинского фестиваля.