Как менялся манеж на протяжении своего существования

Деятельность с 1977 года[ | ]

Центральный выставочный зал «Манеж». Основное направление деятельности «Манежа» — организация и проведение некоммерческих художественных выставок. Ежемесячно «Манеж» представляет новые художественные проекты, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк:

  • Ретроспективные выставки произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, фотографии, печатные издания, медальерное искусство.
  • выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
  • выставки, проводимые в содружестве с музеями и архивами Санкт-Петербурга и пригородов (Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Гатчина, Павловск);
  • выставки из частных собраний, дающие редкую возможность познакомиться с произведениями отечественных и зарубежных мастеров, принадлежащими петербургским коллекционерам;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений; («Митьки», «Озерки», «Арт-»)
  • выставки-циклы («Судьбы»; «Художественные династии», «Крупным планом», «Ковчег», «Зооарт»).
  • Выставки современного искусства, представляющие традиционные направления и новейшие художественные течения — инсталляции, перформансы, компьютерную графику и дизайн, видеоискусство.
  • выставки петербургских художников (Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников «Петербург» (проводится с 1993 г.);
  • выставки современных художников России и стран СНГ;
  • выставки детского творчества;
  • обменные выставки, организованные в сотрудничестве с отечественными и зарубежными партнерами;
  • персональные выставки и выставки творческих групп и объединений, знакомящие с именами наших современников;
  • международные выставки (Международная биеннале современного искусства «Диалоги» (проводится с 1993 г.), «Фестиваль экспериментальных искусств и перформанса»(проводится с 1994 г.).

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж – дворец, являющейся составной частью комплекса «Государственный Эрмитаж». Зданию отведена роль связующего звена между Новым Эрмитажем, Зимним дворцом и Большим Эрмитажем.

Строительство Малого Эрмитажа продолжалось с 1764 по 1775 годы. Внутри дворца была размещена огромная оранжерея с редкими растениями, певчими птицами и некрупными животными. Оранжерея получила название «Зимний сад».

В центре зала находился стол с уникальным подъемным механизмом. С помощью механизма стол оказывался в кухне, где его сервировали и в накрытом виде отправляли к собравшимся в зале гостям.

Фасад Малого Эрмитажа украшен в традиционной для классицизма манере. Над верхним этажом размещен портик, поддерживаемый шестью коринфскими колоннами. На длинном балконе установлены две статуи – богини изобилия Помоны и богини цветов Флоры.

Малый Эрмитаж и Зимний дворец со стороны Миллионной улицы соединены проходом, под которым расположена полукруглая простая арка.

Императрице Екатерине II Малый Эрмитаж очень полюбился. Царица приходила во дворец на обеды и ужины, в одиночестве гуляла по оранжерее, играла с фрейлинами.

Главное богатство Малого Эрмитажа с момента его открытия – живопись и статуи, приобретенные на личные средства государыни. Именно эти коллекции стали основой современного музея.

В наше время Павильонный зал Малого Эрмитажа является частью главного музейного комплекса. Туристу сразу бросаются в глаза невероятной красоты часы в виде павлина. Это уникальное произведение искусства работы Д. Кокса купил для Екатерины II ее фаворит, князь Потемкин.

Интерьеры Павильонного зала поражают богатством и изяществом. При их оформлении использовались редкие породы мрамора и хрусталя, позолота, янтарь, цветное стекло. Мебель в Малом Эрмитаже инкрустирована дорогостоящими минералами: ониксом, лазуритом, перламутром.

Направо от Павильонного зала находится атриум с картинами прославленных голландских художников 16-17 вв. Знаменитый Благовещенский триптих Ж. Белльгамба – одна из самых известных в мире живописных работ.

В Малом Эрмитаже хранятся групповые портреты работы Д. Якобса – весьма необычное явление голландского искусства. Портреты художник писал не по заказу одного человека, а целой гильдии – стрелков, врачей, актеров. За пределами Нидерландов находится всего несколько групповых портретов кисти художников, большинство из этих работ представлены в Петербурге.

Интересное видео о Малом Эрмитаже:

Экзерциргауз, или просто Манеж

От военной муштры к свободе творчества. Как на смену военным парадам в Манеже пришли художественные выставки? Какой классик русской литературы осваивал в здании на Моховой велосипед? По какому случаю Никита Хрущев сказал знаменитую фразу: «Нашему народу такое не нужно?» Ответы на вопросы — в 10 фактах из истории московского Манежа.

Строительная площадка поневоле. Площадь, где торговали дровами, сеном и мхом. За что улица и получила название Моховая. Пожар 1812 года, полыхавший в Москве, уничтожил купеческие лавки. На месте пожарища Александр I повелел построить Экзерциргауз на две тысячи солдат — в Доме военных упражнений должен был поместиться целый пехотный полк. Пятую годовщину победы в Отечественной войне готовились отметить смотром войск. Для приема парада сводного гвардейского отряда героев и было построено здание в центре Москвы.

Августин де Бетанкур. Московский Манеж. Акварель. Около 1817

Манеж и Кремлевский сад. Литография, разукрашенная акварелью. 1825. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Максим Воробьев. Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. Акварель. 1817

Инженер и зодчий Бетанкур. За разработку проекта взялся не просто архитектор, а инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи Августин де Бетанкур. Обрусевший испанец — автор знаменитого фонтана «Девушка с кувшином», что в Царском Селе. Бетанкур основал Институт инженеров путей сообщения, руководил строительством Нижегородской ярмарки, сконструировал кабестан — приспособление для подъема тяжестей, которое использовали при строительстве Исаакиевского собора. По проекту Бетанкура и был выстроен Манеж.

Без единой колонны. Маневры без помех — главная задача, поставленная архитектору. Под крышей должно было расположиться пространство площадью 6500 квадратных метров. Проект оказался беспрецедентным: ширина здания в 45 метров — без внутренних опор! 30 деревянных ферм опирались лишь на наружные стены. Для строительства выбрали лиственницу — один из самых прочных материалов. Утвержден проект был в начале лета 1817 года, а окончания строительства ждали уже в середине осени, к 1 октября. И строители успели в срок.

Подвесной потолок. Использовалось ноу-хау при строительстве Манежа — впервые в России. Деревянные балки потолка соединили сложной системой, которая регулировалась гайками. Приглядывала за чудом инженерной мысли воинская команда. Специалисты следили за исправностью стропил. Конструкция сохранилась по сей день, хотя почти сразу после постройки появились трещины, которые в 1819 году потребовали реконструкции кровли. Спустя несколько лет число стропил увеличили до 45, а архитектор Осип Бове, входивший в комиссию, добавил строению несколько деталей.

Манеж. Перспектива, разрез, план, фасад. Чертеж из альбома Августина де Бетанкура. 1819

Вид Манежа со стороны Воздвиженки. Литография Кристофа Хайцмана с рисунка Эдуарда Гертнера. Середина XIX в.

Стропильные фермы покрытия Московского Манежа. 1917

Реконструкции. Здание в стиле классицизма автор проекта Большого театра и Триумфальной арки украсил лепниной. Теперь фасады воспевали военную мощь России. Атрибуты римских легионеров были изготовлены по эскизам Бове. До двенадцати чугунных горельефов «Военные доспехи», что должны были разместиться в простенках, дело так и не дошло. В 1838 году к Манежу была пристроена ротонда с престолом разобранной на Троицкой площади церкви Николы в Сапожке. Но пристройку после революции снесли, чтобы проложить трамвайные пути по Манежной улице.

Классик в Манеже. «Москва». Так назывался клуб циклистов или велосипедистов, который в 1899 году организовал в Манеже карнавал. Здесь же обучали всех желающих новомодному увлечению — езде на велосипеде. Среди учеников был и писатель Лев Толстой. Классик овладевал искусством управления двухколесной машиной уже в преклонном возрасте — в 67 лет. «За это время начал учиться в манеже ездить на велосипеде. Очень странно, зачем меня тянет делать это», — писал Лев Николаевич в своем дневнике, с увлечением продолжая осваивать транспортное средство.

Денис Чернов. Московский Манеж. 2012. Фотография: dionisi.ru

Неизвестный художник. Вид на боковой фасад Манежа со стороны Александровского сада. Начало XIX в.

Александровский сад в 30–40 годы XIX века. Справа — здание Манежа. Репродукция. ГИМ

Билеты

Стоимость входа в Московский Манеж зависит от проводимых выставок или мероприятий, поэтому фиксированной не является. С перечнем категорий посетителей, имеющих право на льготы и свободный вход, можно ознакомиться на официальном сайте комплекса.

Бесплатное посещение выставок в Центральном Манеже возможно в третье воскресенье каждого месяца.

В рамках осмотра временных экспозиций можно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов. Для участия необходима предварительная запись по телефону +7(499) 394-01-55. Группы по 5–20 человек. Стоимость от 50 рублей за одного человека.

Выставки в ЦВЗ Манеж

Здание Манежа

Объект изначально задумывался как экзерциргауз — крытое пространство для проведения строевой подготовки кавалеристов, смотров и парадов. Помещение должно было вмещать до двух тысяч военных, с возможностью их свободного маневрирования верхом на лошадях.

Фонтан перед зданием выставочного зала, Nicolas Dubs

Автором проекта назначили российского подданного испанского происхождения — архитектора, инженера и строителя А. Бетанкура. Манеж возвели за 8 месяцев под руководством российского инженера французского происхождения Л. Карбонье. В этот период привлекалось от 500 до 700 рабочих одновременно.

Одноэтажное здание прямоугольной формы имело размеры 166 на 44 метра. Его высота составляла 15 метров, а площадь — более 7,4 тысячи квадратных метров. Уникальность конструкции заключалась в отсутствии внутренних столбов. Деревянные фермы длиной 45 метров опирались лишь на несущие стены. Для их изготовления использовались вековые лиственницы.

Поспешность возведения Манежа через год привела к появлению трещин в теле двух стропильных ферм. Одной из причин называли жару, но исследователи уверяют, что виной могли стать ошибки в расчетах и недостаточное количество самих ферм. Конструкция была усилена по проекту Р. Бауса в 1823–24 гг.

Выставочный зал, moscowmanege.ru

С наружных торцов здания имелись аркады, украшенные полуколоннами и фронтонами. Поверхности боковых фасадов визуально разделялись полуколоннами, между которыми установили большие сводчатые окна, дающие хорошее дневное освещение. Вход в здание был организован с каждой из четырех сторон.

К отделке приступили через несколько лет после торжественного открытия экзерциргауза. Работы были закончены в 1824–25 гг. Проект О. Бове предусматривал в качестве декора установку лепных деталей и горельефов, стилизованных под военные доспехи и атрибуты. Но бо́льшая часть задумок так и осталась на бумаге из-за недостатка финансирования. К зданию Манежа чуть позже была пристроена Ротонда. В советскую эпоху ее разобрали.

Чтобы уберечь деревянные конструкции от грызунов и насекомых, О. Бове распорядился рассыпать на чердаке полуметровый слой махорки. В годы ВОВ ее выкурили, но достаточно крепкий «аромат» ощущался еще на протяжении как минимум трех десятков лет.

Размещение художественных экспонатов, Александр Сенников

Ремонт здания выполнялся в самом начале ХХ столетия. А в 1930-е годы просевшие балки подперли колоннами, нарушив, тем самым, открытую планировку пространства. В 1953-м были организованы масштабные реставрационные работы с демонтажем всех гаражных конструкций и восстановлением настенных барельефов. Это была подготовка к открытию выставочного центра в 1957 г.

Вынужденная реконструкция 2004–05 гг

позволила увеличить выставочную площадь Манежа почти вдвое (за счет подземного этажа) и организовать дополнительные парковочные места рядом со зданием, что немаловажно в условиях расположения объекта в центре Москвы. Строение оборудовали эскалаторами и прозрачными ограждениями, установили лифты и стеклопакеты, усовершенствовали системы пожаробезопасности, вентиляции и кондиционирования

Работы выполнялись по проекту П. Андреева, сумевшего воссоздать внешний вид фасадов по чертежам О. Бове, а также возродить уникальные фермы Бетанкура с использованием современных строительных материалов и технологий.

Оформление экспозиции, Александр Сенников

Сегодня в здании Московского Манежа размещены не только выставочные площади, но и рестораны, кафе, зоны отдыха и конференц-зал. Споры по поводу искажения замысла Бетанкура в сторону «новодела» ведутся по сей день, но страсти, бушевавшие в начале восстановительной реконструкции здания, утихли.

Украшение Манежа

Только в 1817 портик был окончательно оформлен: по обе стороны от входа поставили скульптурные изображения юношей, укрощающих коней.

Живописные статуи из лучшего каррарского мрамора были скопированы с римских образцов итальянским скульптором Трискорни специально для Манежа в СПб. Фигуры изображали мифологических персонажей Кастора и Полукса, неразлучных братьев, сыновей Зевса.

Но украшали фронтальную часть мраморные изваяния недолго. Уже в 1840 по требованию священников Исаакиевского собора фигуры обнаженных язычников были переставлены в тыл, к казарменным воротам.

Лишь спустя почти сто лет, в 1954, скульптурные композиции вернулись на место.

Дворец графа К. Г. Разумовского: архитектура

Вся архитектура Петербурга – удивительная красота, которую продумывали величайшие архитекторы веками. Множество особенностей делают здания такими прекрасными, какими они являются на самом деле. В число этих достоинств входит:

  • Продуманность дизайна;
  • Величие, которое граничит наравне с простотой объектов;
  • Гармоничность и вписываемость в общую обстановку;
  • Разнообразие стилей.

Удивительно, но дворец относится к тем немногим зданиям, архитектура которых сохранилась на долгие годы. Постройка в ходе переделок стала похода на усадьбы зарубежных царей. Она была очень красивой и величественной.

Декорации главного фасада акцентируют внимание на колонны в центре, которые построены над аркадой цокольного этажа. В дополнение использованы барельефы

Они четко прорисованы и дополняют фасад.

Садовый фасад изображен немного по-другому, но не менее чарующе: лепнина и колонны, боковые ризалиты, переплетение с мотивами главного здания. Чтобы отделить улицу и участок, была возведена каменная стена с центральными монументальными воротами.

Растрелли, который занимался проектированием деревянного фасада здания, было доверено строительство многих шедевров архитектуры Санкт-Петербурга. В это число входит дворец императрицы Анны Иоановны, манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом, Летний и Зимний дворец.

Он преодолел неприязнь последующих правительниц и вошел в доверие настолько, что поручена работа над расширением Петергофского дворца, постройкой Екатерининского дворца, Строгановский дворец и многие другие.

Валлен-Деламорт, который окончил работу над будущим университетом, прибыл из Франции. Он создавал проекты загородных домов, дворцов, церквей. Здание малого Эрмитажа – одна из наилучших работ француза, которая в будущем стала местом для отдыха с гостиными, галереями, оранжереями.

Окна дворца украшены лепкой и красиво обрамлены. Большое количество прислуги следило за всей красотой и поддерживало чистоту. В саду росли экзотические растения, охотно делился ими и радовал прохожих обилием ароматов.

История основания Манежной площади

Впервые об этом местечке упомянули в XV веке, в 1492 году, после возведения Арсенальной Кремлевской башни. Вокруг башни снесли все деревянные строения, несущие угрозу пожара. На их месте отстроили столичный посад, где разрешили поселиться ремесленникам и торговцам. Со временем территория вокруг посада обросла торговыми рядами (Охотным, Обжорным и Лоскутным), заняв участок в 6500 м2.

Поскольку на здешних прилавках всегда в изобилии лежала дичь, торговую точку стали называть Охотный ряд. Торговый квартал привлекал горожан запахом мяса, который витал над всей площадью. В эпоху социализма одну часть этого квартала отдали под строительство торгового центра ГУМ. Вторая же часть Охотного ряда протянулась вдоль улиц Петровка и Неглинка.

Массовые мероприятия и события[ | ]

Вид на Манежную площадь, 2020 г. Манежная площадь неоднократно становилась местом проведения массовых митингов и манифестаций. На площади проходили самые многочисленные акции протеста периода перестройки и постсоветского времени: 4 февраля 1990 года здесь состоялся митинг с требованием отменить шестую статью Конституции СССР, собравший до 300 тыс. человек. 14 января 1991 года на Манежную вышли более 100 тыс. человек под лозунгом «Не допустим оккупации Литвы!». Во время августовского путча Манежная стала одним из мест массового выступления противников ГКЧП.

31 августа 1999 года на третьем ярусе ТК «Охотный ряд» прогремел взрыв, в результате которого один человек погиб и пострадало более 30.

9 июня 2002 года на площади произошли массовые беспорядки, ставшие следствием поражения национальной сборной в матче с Японией в ходе чемпионата мира по футболу.

11 декабря 2010 года на Манежной вновь случились беспорядки. Их причиной стали убийство болельщика «Спартака» Егора Свиридова и порядок расследования преступления.

30 декабря 2014 на площади прошел митинг сторонников Алексея Навального под лозунгом «Евроманежка», однако по общему мнению он оказался провальным и вызвал язвительные отклики в СМИ.

Манежная площадь является также местом проведения open air концертов и выступлений: в 1997 году на этом месте выступили The Prodigy, собрав около 250 тысяч человек, а в 1998-м состоялся концерт рэпера Кулио.

Здание Манежа как культурный центр Москвы

Помимо кавалеристской выездки здание Манежа отвели и под устройство здесь дворцовых конюшен. Но военная направленность строения, расположенного прямо в центре Первопрестольной столицы, вскоре сошла на нет, и уже начиная с 1831 года в помещении начали регулярно устраивать всевозможные выставки.

В период с 1865 по 1867 годы в помещении Манежа на Манежной площади проводилась этнографическая выставка, призванная рассказать посетителям о повседневном быте народов Российской империи. Для большей наглядности устроители установили здесь ростовые фигуры, выполненные из папье-маше и облаченные в народные костюмы. Посетил экспозицию даже Александр III, но остался чрезвычайно недовольным «наряженными куклами», назвав их уродливыми, после чего быстро удалился со своей свитой.

Стоит отметить, что в 1894 году из этого здание Александра Третьего российский народ проводил в последний его земной путь.

В 1872 году в стенах Манежа провели Политехническую выставку.

В 1904 были проведены реставрационные работы по проекту Ивана Ивановича Рерберга.

Что посмотреть

Автор архитектуры фасадов — Осип Бове. Их классический рисунок создают аркады окон между тосканскими колоннами и рельефными вставками. Все внутреннее пространство просматривается насквозь, ведь командирам необходимо было видеть каждого гвардейца и его коня.

Уже с 1831 г. в Манеже не только гремели сапоги и копыта, но и проводились концерты и вернисажи. Именно здесь состоялась печально знаменитая «бульдозерная» выставка, резко раскритикованная Н. С. Хрущевым. Ныне вся площадь Манежа разделена на несколько экспозиций, где представлены работы выдающихся мастеров современного российского искусства.

К 200-летнему юбилею подготовлена большая и интересная выставка «Гений Места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории», подробно освещающая чуть ли не по дням все этапы жизни прекрасного украшения центра столицы.

Центральный выставочный зал на Манежной площади — это только часть музейно-выставочного объединения «Манеж». В него входят еще несколько объектов, в том числе выставочный на проспекте Мира, рассказывающий о знаменитом монументе. В фойе установлен огромный молот рабочего, поднимаясь по пандусу, посетители узнают много нового и неожиданного о великой эпохе «Сталинского Ампира», увидят как зарождался замысел и сооружалась гигантская скульптура. Документы повествуют о борьбе за свое детище, которую выдержали его создатели, об их триумфе, постепенном разрушении монумента и его возрождении в 2009 г.

История

Начиная с XII века, на месте Манежной площади была плотная застройка, однако в 1493 году все деревянные строения рядом с Кремлем снесли из-за риска возникновения пожара. В XVI веке при Иване Грозном здесь разместился Опричный двор, немного позже, при Борисе Годунове – слобода стременных стрельцов. В 1708 году на месте слободы построили толкучий рынок с торговыми рядами: Лоскутным, Обжорным, Кузнечным, Охотным, Мясным и другими. Рядом находились низшего разряда кабаки и ночлежные дома.

На пересечении Моховой и Тверской улиц в 1670 году был построен Моисеевский женский монастырь, сгоревший в 1737 году. Он дал название Моисеевской площади, которая впоследствии станет частью Манежной. Во время пожара 1812 года этот уголок Москвы полностью сгорел. В 1817 году здесь построили здание Экзерциргауза или Манежа для проведения строевой подготовки солдат. Территория, окружающая Манеж, была разбита на небольшие переулки, получившие свое название от бывших торговых рядов: Большой и Малый Лоскутный, Обжорный и проч. Они были застроены трактирами, закусочными, постоялыми дворами, лавками.

С началом строительства метро в1932-1938 годах здания в переулках снесли. Освободившееся пространство получило название «Манежная площадь». В 1967 году ее переименовали в честь 50-летия Октябрьской революции, и она стала называться «Площадь 50-летия Октября». До 90-х годов прошлого века площадь оставалась пустой и служила стоянкой для многочисленных туристических автобусов. В 1993 году ее облагородили, преобразовали по проекту М.Посохина и З.Церетелли, вернули прежнее название. Наземная часть стала культурно-прогулочной зоной с фонтанами, памятниками, скульптурами, а подземная – трехэтажным торговым центром.

Где находится ЦВЗ «Манеж»

Гостю, впервые приехавшему в город, не просто найти здание выставочного центра, хотя на экскурсионной карте Санкт-Петербурга Михайловский Манеж выделяется. Он расположен на небольшой Манежной площади, рядом со зданием Петербургского Благородного собрания, в стенах которого сегодня находится столичный Дом радио.

Недалеко можно увидеть еще несколько примечательных строений — Дом Кино, в котором часто проходят кинофестивали, старинные доходные дома, здания бывших конюшен Михайловского замка. В центре площади расположен Старо-Манежный сад — пейзажный садик, разбитый еще в 1838 году.

Адрес Михайловского Манежа в Санкт-Петербурге знают в основном те, кто участвует или посещает выставки. Выставочный центр находится на Манежной площади, д.6. Чтобы к нему попасть, необходимо выйти на станции метро «Гостиный дров». Если перейти Невский проспект и пройти 200 м вниз по улице Малой Садовой, то взгляду туриста откроется уютная Манежная площадь с расположенным посередине фонтаном и зеленым сквером.

Архитектура здания Манежа на Моховой

Здание Манежа представлено в виде одноэтажного строения площадью 6 с половиной тысяч квадратных метров. Длина боковых фасадов составляет порядка 180 метров.

Выполнена постройка в стиле классицизма. Торцевые фасадные плоскости украшают гладкие фронтоны, а также аркада, состоящая из семи арочных проемов.

Монументальность зданию Манежа на Моховой придает некая укрупненность его геометрических пропорций, сдержанная цветовая гамма плоскостей, а также мерная ритмика колонн и пилонов.

Рисунок боковых фасадов создается с помощью аркады окон, между которыми размещены особые тосканские колонны, и антаблементами с рельефными вставками.

Легкость в восприятии высокой двухскатной крыши обеспечивается за счет часто установленных слуховых окон.

Стоит отметить, что ранее к кровельным балкам изнутри крепился потолок, скрывавший оригинально исполненную решетку ажурной конструкции крыши.

Расположение и проезд

Находится Манеж на одноименной площади, примыкая к Александровскому саду. Вдоль него проходит Моховая улица. Центральный вход смотрит на Манежную площадь и торговую галерею, находящуюся на нижних уровнях.

Адрес: Манежная площадь, дом 1.

Проезд на метро

Попасть в Манеж можно с нескольких станций метро. Проход к главному входу удобен от платформы “Охотный Ряд” Таганско-Краснопресненской линии, “Театральная” Замоскворецкой ветки и “Площадь Революции” Арбатско-Покровской линии. Далее пройти можно как по самой Манежной площади, осматривая, соседние достопримечательности, так и через подземную торговую галерею.

Дойти до центрального Выставочного зала не составит труда от метро “Александровский сад” Филевской линии. Здесь тоже находится большой пересадочный узел. К Манежу можно попасть перейдя со станции “Боровицкая”, “Библиотека имени Ленина”, “Арбатская”.

Проезд на автобусе

Через Манежную площадь идет большое количество наземного транспорта. В таблице ниже можно увидеть номера и маршруты автобусов.

Маршруты и остановки автобусов можно узнать на сайте .

Сегодня Манеж, действительно, является крупным выставочным центром, здесь проходят международные форумы. Расписание и график работы указаны на официальном сайте .

Также Центральный выставочный зал имеет свой филиал, находящийся рядом, в бывшем музее В. И. Ленина, называемый “Новый Манеж”.

Видео: Центральный Манеж

Выставочный зал «Манеж»

Свое начало история возникновения выставочного зала берет в 1817 году. Здание строилось российским инженером Львом Карбонье по проекту А.А. Бетанкура. В 1824—1825 годах внешние фасады были оформлены в стилистике ампир Осипом Бове. Момент окончания строительства ознаменован пятилетним юбилеем победы в Отечественной войне. Манеж стал великолепным олицетворением памяти подвигу русского человека в 1812 году. По этой причине территория зала была приспособлена для военных учений и тренировок. Название дома для муштры звучало как «Экзерциргауз». Подобного здания в мире на тот момент не существовало. Своеобразная планировка позволяла сооружению держаться только за счет основных стен, без присутствия опор и колонн внутри. Известные «фермы Бетанкура» являлись частью архитектуры здания. Торжественное открытие происходило в присутствии Императорского Величества и сопровождалось парадом войск.

Начало 20 века изменило предназначение здания на новый лад. На тот момент облагородили автопарк для автомобилей членов правительства. Но ближе к семидесятым годам Манеж стал основной площадкой для проведения ярмарок, выставок и мероприятий. 1967 год дал зданию новое имя. Привычное всем название Центральный выставочный зал «Манеж» было получено зданием именно в тот период времени.

В 2004 году произошло возгорание в здании выставочного зала. Пожар нанес серьезные повреждения культурному достоянию столицы. Значительная его часть была бесследно уничтожена. Целый год лучшие реставраторы возвращали Манеж в первозданный вид по проекту архитектора П. Ю. Андреева. В 2005 году Манеж гостеприимно распахнул свои двери для посетителей после восстановления. Многие люди ждали это грандиозное событие. Первый вернисаж, организованный в стенах уже нового здания, был представлен выставкой известного художника Сергея Андрияки. Работы его учеников также присутствовали в экспозиции.

Современный Манеж обустроен в соответствии с новейшими технологиями. Мощная система проветривания путем установки кондиционеров, вентиляция и новейшая техника делают Манеж актуальным в наш век цифровых технологий. Система пожаротушения продумана до мелочей. Прошлый опыт подсказывает, что к этому вопросу нужно подходить с огромной ответственностью, что с успехом удалось осуществить высококвалифицированным мастерам. Чтобы сохранить прекрасный колорит здания от недисциплинированных личностей и во избежание конфликтных ситуаций, Манеж оснащен камерами круглосуточного видеонаблюдения. Реконструкция здания сделала его очень удобным для посещения людей. Эскалаторы, лифты, удобная подземная парковка, стеклянные ограждения привлекают современного жителя мегаполиса.

В Манеже постоянно проходят различные выставки, мероприятия, презентации на различные тематики. Для всех категорий москвичей и гостей столицы есть интересные предложения для посещения. Для самых маленьких детей в возрасте до 8 лет всегда работает детская игровая комната «Детский манеж». Взрослые могут спокойно погулять и ознакомиться с выставкой, пока их дети под присмотром опытных педагогов занимаются развивающими играми.

Цены на посещение выставочного зала вполне приемлемы. Всего за 400 рублей можно посмотреть все представленные экспозиции. А в каждое третье воскресенье месяца Манеж можно посетить совершенно бесплатно. Манеж работает до 22 часов. Этот факт очень радует, так это отличный шанс провести незабываемый вечер.

Культура – это часть человеческой жизни. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью увидеть прекрасное.

Как добраться:

Советское время

Во время блокады Ленинграда манеж был поврежден. После ремонтно-восстановительных работ помещение отдали ленинградским художникам для проведения выставок.

В 1973 началась масштабная реконструкция внешнего и внутреннего убранства. Этим занимались реставраторы П. Архипова, М. Братчиков, А. Тульков, они постарались вернуть Манежу на Исаакиевской площади тот вид, который задумывал Д. Кваренги. Внутренняя просторная часть превратилась в экспозиционную территорию.

Зал торжественно открыли в 1977 г, приурочив событие к 60-летию революции. Первой стала выставка «Искусство принадлежит народу».

В 2000, а затем в 2001-2003 годах фасад и скульптуры Манежа снова реставрировали.

Канистры из-под бензина

О причинах пожара исследователи спорят до сих пор. Главный вопрос: случайным было возгорание или кто-то поджёг Манеж? С течением времени доводы в пользу первого варианта слабеют, а в пользу второго укрепляются. Лужков ещё до начала следствия уверенно заявил, что пламя было вызвано неисправностью проводки. Но в деревянных перекрытиях кровли никакой проводки не имелось. Рассматривалась версия о брошенной с улицы петарде. Но эксперты установили, что чердак здания не мог загореться ни от неё, ни от оставленного окурка — возгоранию предшествовал мощный выброс тепловой энергии, который можно создать только с помощью горючей жидкости. Помогавшие в разборе завалов московские диггеры рассказали о находке нескольких пустых канистр из-под бензина. О поджоге может говорить и тот факт, что огонь на чердаке распространялся слишком стремительно: в 21:00 охранники обошли здание и проверили верхние помещения — всё было в порядке, запах дыма отсутствовал. А уже в 21:15 крыша Манежа пылала, площадь возгорания составила около 500 квадратных метров. Притом что толстые, обработанные специальным составом доски поджечь чрезвычайно трудно. В итоге вопрос до сих пор остаётся открытым. Юрий Лужков, уволенный президентом Дмитрием Медведевым в 2010 году с поста мэра Москвы с формулировкой «в связи с утратой доверия», через несколько лет переехал на местожительство в Австрию. А главная выставочная площадка Москвы продолжает свою успешную работу — как в культурном, так и в коммерческом плане.

Метки: Александр I, эпоха Романовых, Москва, Тайны 20 века, пожар, преступление, здание, поджёг, История Москвы, манеж, 2004

Назад

Строительство Конногвардейского Манежа

Во времена Петра I на месте современного Конногвардейского бульвара находился Галерный канал, по которому лес доставлялся на верфь Адмиралтейства. В начале XIX века казармы Лейб-гвардии конного полка переносят с окраины Петербурга в центр.

Для возвращавшейся с наполеоновских войн привилегированной гвардейской роты, которой покровительствовал сам император, рядом с Исаакиевским собором возводят целый комплекс: казармы для солдат и жилье для офицеров, полковой храм, а также помещение для выучки коней.

Архитектором Конногвардейского манежа стал Джакомо Кваренги, создавший в Петербурге немало прекрасных зданий. Площадку для верховой езды лейб-гвардейцев он строит в 1804-1807 гг, предусматривая, что неподалеку будут располагаться стойла. Кстати, они сохранились до наших дней на ул. Якубовича.

Кваренги пришлось решать непростую задачу: как вписать в узкое пространство бывшего канала здание с определенным функциональным назначением, при этом сохранить архитектурное и стилевое единство Исаакиевской площади?

Архитектор находит гениальный выход. Боковые фасады прямоугольного вытянутого здания оформляются просто, без излишеств, зато фасад, выходящий на площадь, декорируется в эффектном классическом стиле. Он украшается элегантным пропорциональным портиком, который венчает треугольный фронтон. На фронтоне располагались барельефы, выполненные по рисункам Кваренги, на них изображалась раздача призов после конных соревнований.

Образующий фасадный портик двойной ряд колонн подчеркивает основательность всего здания, выглядит торжественно и нарядно.

Внутренняя часть манежа представляла собой огромный зал для выучки коней и тренировок гвардейцев в верховой езде. Чтобы скакунов было удобнее заводить, ко входу пристроили пандусы.

История возникновения данного термина

В русский язык, как, впрочем, и в английский, слово «манеж» (что такое, указано в первом пункте) пришло из французского. В переводе с языка Руссо и Наполеона существительное manège означало «карусель». На первый взгляд кажется, что данный термин никак не связан с манежем, однако это заблуждение.

Дело в том, что изначально каруселью именовали конный балет, появившийся в качестве развлечения для королевского двора Франции еще XVI в.

В Российскую империю моду на представления с участием лошадей ввела императрица Екатерина II.

С ее легкой руки это царское хобби стало пользоваться большой любовью у помещиков, которые организовывали у себя в имениях собственные конные карусели. Однако к началу XX в. мода на лошадиные балеты пошла на убыль, а после и вовсе иссякла.

В свое время, чтобы участвовать в manège, нужно было быть отличным наездником, а для этого требовались постоянные тренировки, которые проходили в тех же зданиях, где потом и проводились выступления. По этой причине постепенно каждое специально отведенное место для обучения верховой езде стали называть манежем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector