Великое княжество литовское: меж трёх огней
Содержание:
- Русские земли в составе Великого княжества Литовского
- Профессура и «геноцид балтов» VI-XIII вв.
- Суть договора в Крево
- География Великого Княжества Литовского
- Гербы воеводств ВКЛ
- Хронология основных событий Великого княжества Литовского в 13 — 16 веках
- [править] Источники
- Отношения Литвы с другими центрами русского объединения
- Образование Литовского государства
- Местечко Крево
- Политическое единение и династические соглашения
- Соперники Москвы
- Миф 3. Белорусы при «литовском оккупационном» ВКЛ были несчастными оккупированными бедолагами
- Заключение
Русские земли в составе Великого княжества Литовского
Великое княжество Литовское сложилось в XIII в. и существенно расширило свою территорию в XIV в. за счет земель, входивших ранее в состав Киевской Руси. В борьбе против немецких рыцарей оно начало сближение с Польшей.
В соответствии с Кревской унией 1385 г. начался процесс объединения двух государств. Он был обусловлен прежде всего угрозой со стороны Тевтонского ордена. Кроме того, Великое княжество Литовское пыталось устранить таким образом какую-либо опасность со стороны уже слабевшей Золотой Орды и укреплявшегося Московского государства, а также упрочить свое господство над захваченными им западнорусскими княжествами.
В начале XV в. в состав Великого княжества Литовского уже входили: Галицко-Волынское, Полоцкое, Смоленское, Черниговское княжества и др. русские земли и города.
Класс феодалов делился на следующие категории: 1) магнаты; 2) шляхта; 3) бояре; 4) «панцирные слуги». Магнаты являлись литовские князья и потомки удельных князей Киевской Руси. Они обладали крупными земельными угодьями. Однако высшие государственные посты имели право занимать только представители литовской аристократии, к которой относились такие известные роды, как Острожские, Слуцкие и Радзивиллы.
Представители шляхты несли военную службу, за что получали земельные владения. Они освобождались от налогов, от подчинения местным властям и т.п. За заслуги перед государством получить шляхетство могли священнослужители, мещане и даже крестьяне.
Бояре составляли нижестоящую социальную группу, представители которой должны были выполнять различные государственные обязанности. Низшую социальную группу класса феодалов представляли «панцирные слуги», которые должны были лично нести службу в армии, получая за это земельные наделы.
Крестьяне подразделялись на свободных, полузависимых и зависимых. Свободные крестьяне обрабатывали собственные земельные угодья и платили налоги в государственную казну. Они имели право переходить с одной территории на другую.
Полузависимыми считались крестьяне, бравшие в заем купу. Они оставались таковыми до полного погашения долга.
К категории зависимых крестьян относились холопы и челядь. Правовой статус холопов сохранялся прежним, а представители челяди, служившие феодалам, могли иметь и свое имущество.
Правовое положение мещан зависело от того, в каком городе они проживали. Города в то время делились на великокняжеские (королевские), частнособственнические и церковные. Население великокняжеских городов несло общегосударственные повинности, а также повинности, устанавливавшиеся старостами городов.
Население частнособственнических городов находилось в наиболее тяжелом положении. Оно должно было нести общегосударственные повинности, а также отбывать панщину, платить денежные, натуральные и другие налоги, устанавливавшиеся владельцем города. Кроме того, мещане таких городов не имели право без разрешения владельца покинуть его или перейти в другое сословие.
Население церковных городов было прикреплено к церквям и монастырям и выполняло повинности в пользу духовенства.
В целом система органов государственной власти и управления Великого княжества Литовского в XIII — первой половине XVI в. заметно отличалась от Московского государства. На нее большое влияние оказывала западноевропейская модель государственного устройства.
Главой Великого княжества Литовского являлся великий князь, обладавший высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Особое место в системе органов государственной власти занимали удельные князья, управлявшие своими уделами.
На первом этапе совещательным органом был Совет при князе, получивший затем название «Паны-Рада». После Кревской унии 1385 г. в его состав стали входить католические епископы, а также высшие государственные чиновники (канцлер, подканцлер, гетман, маршалки и др.).
В начале XVI в. был учрежден Великий вальный сейм как сословно-представительный орган. Он состоял из двух палат: Сената и палаты депутатов. Органы местного управления формировались на основе «магдебургского права».
Процесс вхождения Великого княжества Литовского в состав Польши завершился после принятия в 1569 г. Люблинской унии, когда оно стало частью единого государства — Речи Посполитой.
Основными источниками права Великого княжества Литовского были обычное право, Русская Правда, каноническое право, международные договоры, великокняжеское законодательство, грамоты, постановления сейма, Судебник Казимира IV 1468 г. и статуты (1529, 1566 и 1588 гг.).
Профессура и «геноцид балтов» VI-XIII вв.
Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов)
к забавному тезису о «вытеснении литовцев белорусами» в V-XIII веках с территории Беларуси.
Живет и кочует по публикациям забавный тезис: «Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку».
Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид «литовцев» был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2).
А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота.
А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.
Для начала — о каком времени идет речь?
До V в.н.э. — «культура штрихованной керамики». Соответсвтуют термины «анты», «венеды», «будины» «невры», «андрофаги» и т.п.
В IV-VI в.н.э. — «банцеровская (тушемлинская) культура». Соответсвуют термины «кривичи», «дреговичи» и т.д.
«Конечная стадия пшеворской и черняховской культур по времени соответствует крушению Римской империи и началу «великого переселения народов».
…Миграция в основном затронула зарождающееся княжеско-дружинное сословие. Таким образом, славянские
культуры V—VII вв. следует рассматривать не как прямое генетическое развитие пшеворской и черняховской культур,
а как эволюцию культуры населения.»
Седов В.В. «Проблема этногенеза славян в археологической литературе 1979-1985 гг.»
* Для справки — «прото-славянская страна» Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов
в ирано-язычную Скифию. Гуды (gudai), от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) — в Летуве архаичное название беларусов.
Черняховская культура IV в.
Штрихованная керамика IV в.н.э.
Банцеровская культура V-VI в.н.э.
Кривичи и курганы V-VI в.н.э.
«Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным.
По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом
и погребальной обрядностью. Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения.»
Седов В. В. «Славяне. Историко-археологическое исследование»
Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет).
В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — «валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс», практически совпадающий с
картой М. Довнар-Запольского.
* Для справки — термину «славянизированные литовцы» уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс — и «Козловские» стали «Kazlauskas» (самая распространенная фамилия в Летуве).
Антропология и этнография РБ
«Валдайско-верхнедвинский комплекс»
Границы белорусского этноса
Литовцы и белорусы, 1906
«Важнейшие этнографические признаки славянских культур V—VII вв.— лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство…
Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях,
возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями.»
(с) В.В. Седов.
Т. е. «славянство» — это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла.
Вероятно, к IX-X веку — началу формирования Полоцкого княжества
на «пути из варяг в греки», — сложился общий язык-«койне».
Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай,
речь не идет.
«Принятие славянства» и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия.
Еще в XVI в. Герберштейн в «Записках о Московии» описывал современных ему самогитов (не принявших «славянства») так —
«Самогиты носят плохую одежду… Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах… У них в обычае держать скот, без всякой перегородки,
под той же кровлей, под которой живут сами… Землю взрывают они не железом, а деревом.»
Литвины (кто бы они ни были в родо-племенном отношении) строили свое общество вокруг городов, использовали общий «славянский» язык и называли своего управляющего
в Самогитии «starosta».
Т.о. «славяне» и «древние племена» — это немного из разных категорий понятия.
И претензии нашего северного соседа на все «дославянское наследие» слегка преувеличены и немного беспочвенны.
Суть договора в Крево
Изображение: delaemvmeste.by
Итак, 14 августа 1385 года посольства Польши и Литвы, встретившиеся в литовском замке Крево (ныне Беларусь), заключили договор о брачном союзе польской королевы Ядвиги (последней представительницы династии Пястов) и Великого князя литовского Ягайло.
Литовский князь Ягайло Изображение: fb.ru
Последний, при этом, становился полновластным польским королем.
Согласно договору, Ягайло становился королем Польши.
Это налагало на него ряд обязательств:
- Новый правитель обязался распространить в Литве латиницу,
- Ягайло должен был выплатить герцогу Австрии Вильгельму компенсацию за нарушенный брачный договор, согласно которому последний должен был взять в жены Ядвигу,
- В Литве необходимо было ввести католицизм,
- Ягайло должен был вернуть Польше земли бывшей Руси, литовские и русские ( современные белорусские и часть украинские) и наращивать территории королевства,
- Уния литовская и польская обязала его увеличить количество пленных,
- использование казны на потребности Польши.
Проще говоря, Ягайло становился единым правителем для Литвы и Польши, но при этом раздельными оставались денежная система и казна, законодательство, таможенные правила, существовала граница, были отдельные армии для каждого государства-члена соглашения. Кревская уния вызвала несогласие со стороны знати Литвы и бывшей Руси, но послужила базой для союза в Люблине. Территория Польши увеличилась.
География Великого Княжества Литовского
Литовское племя было расселено на Балтийском поморье между устьями Вислы и Западной Двины; позже оно заняло половину бассейна Западной Двины и почти весь бассейн Немана, на Западе доходя до низовьев Вислы, на Юге — до середины Западного Буга. Литовцы распадались на несколько народов:
- летыгола (латыши) — по правой стороне нижнего течения Западной Двины;
- жемгала (семигаллы) — по левому берегу ее от середины до моря;
- куроны (корсь) — на полуострове Рижского залива;
- жмудь — по нижнему течению Немана и его притокам, Дубисе и Невяже;
- литва — по среднему течению Немана и по Вилии;
- ятвяги — южнее литвы, до Западног Буга и северных пределов Волыни
Гербы воеводств ВКЛ
Гербы воеводств ВКЛ
Впервые гербы в современном понятии возникли во времена Крестовых походов XI-XIII вв.
На белорусских землях такие гербы появились в XIV-XV вв.
По Городельской унии 1413 года бояре
Великого княжества Литовского вошли в польское шляхетское гербовое братство — «акт об адопции».
Первые два автора, представленные ниже, писали свои труды в 1580-х — во времена Стефана Батория,
через 15 лет после Люблинской унии 1569
и образования Речи Посполитой Обоих Народов.
Третий автор («Атлас» 1799 г.) работал во времена разделов Речи Посполитой 1772-1795.
Т.о. можно видеть, что эти 200 лет гербы воеводств ВКЛ-Беларуси оставались неизменными. Погоня и Калюмны. Их стоит чтить хотя бы за это.
Карта «Litvaniae, административоное деление, 1749» взята из альбома «Картография ВКЛ XV-XVIII вв».
1584 «Herby rycerstwa polskiego», Bartosz Paprocki
Бартош Папроцкий (1543-1614) — польский и чешский историк и геральдист, поэт и переводчик.
Bartosz Paprocki о Погоне — «Погоня, которая только князьям великим и княжеству оному належит».
Использование герба Калюмны он связывал с именем Витеня — «Уживал знак рыцарски, трех слупов, как о том руские хроники говорят»
Посмотреть «Herby rycerstwa polskiego» Bartosza Paprockiego, переизданную в 1858, можно
.
1584 Погоня
1584 Калюмны
1584 Гербы воеводств ВКЛ
1584 Гербы воеводств ВКЛ
1584 Гербы воеводств ВКЛ
1584 Гербы воеводств ВКЛ
1597 «Kronika Polska», Marcin Bielski
Марцин Бельский (1495-1575) — польский писатель, историк и поэт. Сделал первый в польской литературе обзор всемирной истории.
Его работы существенно повлияли на всю восточнославянскую историографию.
Погоня и Калюмны — «гербы Litewskie».
«Рыцарство Литовское уживает на хоругви по одной стороне Погоню/… по другой три слупа белых на поле червоном…»
Скачать оригинальное издание 1597 года можно ТУТ.
Посмотреть «Kronika polska» Marcina Bielskiego, переизданную в 1856, можно
ТУТ.
1597 Kronika Polska
1597 Гербы воеводств ВКЛ
1597 Гербы воеводств ВКЛ
1597 (1856) Погоня, Калюмны
1799 «Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny» A. Le Sage
Граф Эммануэль Огюстен де Лас Каз (Marie-Joseph, Emmanuel, Auguste, Dieudonne, marquis puis comte de Las Cases, 1766 — 1842) — французский картограф, конфидент Наполеона во время ссылки на остров Святой Елены, автор воспоминаний о нём.
В 1801 году под псевдонимом A. Lesage опубликовал свой труд «Atlas historique, genealogique, chronologique et geographique de A. Lesage.», заслуживший высокую оценку Наполеона. К 1850 году Атлас неоднократно дополнялся и переиздавался.
Посмотреть / скачать оригинальное издание «Atlas historyczny, genealogiczny, chronologiczny» можно
ТУТ.
1799 Карта ВКЛ
Гербы воеводств Речи Посполитой
1799 Гербы воеводств ВКЛ
Хронология основных событий Великого княжества Литовского в 13 — 16 веках
В 1236 г. — литовцы побеждают вторгшиеся войска Ордена меченосцев при Сауле.
1252 г. — Миндовг — стал первым Литовским князем, объединил литовские земли.
В 1255 г. — все земли Черной Руси отходят Даниилу Галицкому; Объединение литовских земель распадается.
1260 г. — победа Литовского княжества над тевтонами при Дурбе.
1293 г. — начало княжение Витеня. Он осуществил несколько походов в земли Ливонского Ордена. В 1307 г. Витень освободил Полоцк от немецких рыцарей и присоединил его территорию к Литовскому княжеству.
1316 г. — начало правления Гедимина, основателя династии Гедиминовичей.
1345 г. — Ольгерд Гедиминович стал главой Литовского княжества.
Ольгерд дважды победил Тевтонский орден (на Струве — 1348 г., при Удаве — 1370 г.)
1362 г. — победа Ольгерд над Ордой при Синих Водах.
1368, 1370, 1372 гг. — безуспешные походы на Москву в поддержку Тверскому княжеству.
1377 г. — начало правления Великого князя Ягайло Ольгердовича.
Ягайло выступил союзником Орды в Куликовской битве, но не успел присоединиться к войску хана.
1385 г. — заключение Кревской унии (союза) с Польшей. Начинается католическая экспансия в земли Руси.
1392 г. — к власти приходит Витовт Кейстутович, не согласный с политикой Ягайло.
1406 — 1408 гг. — трижды Витовт нападает на Московское княжество;
1404 г. — он захватывает Смоленск;
1406 г. — война против Пскова.
1394 г. — наступление Тевтонского ордена на Жемайтию.
1410 г. (15 июля) — Грюнвальдская битва.
В 1480 г. Казимир 4 обещает оказать помощь Золотой Орде в походе на Москву, но не выполняет данного обещания из-за вторжения крымского хана.
1487 — 1494 гг. и 1500 — 1503 гг. — русско-литовские войны.
1512 — 1522 гг. — война с Россией, в результате к ней присоединен Смоленск.
1558 — 1583 гг. — Ливонская война.
1569 г. — образование Речи Посполитой (Люблинская уния).
[править] Источники
- R. Bideleux. A History of Eastern Europe: Crisis and Change. Routledge, 1998. стар.122
- Rowell, Lithuania Ascending, стар.289.
- Z. Kiaupa. «Algirdas ir LDK rytų politika.» Gimtoji istorija 2: Nuo 7 iki 12 klasės (Lietuvos istorijos vadovėlis). CD. (2003). Elektroninės leidybos namai: Vilnius.
- N. Davies. Europe: A History. Оксфард, 1996, стар.392.
- ↑ ВЕЛИ́КОЕ КНЯ́ЖЕСТВО ЛИТО́ВСКОЕ
- МИНДО́ВГ
-
Дэвис, Норман (1939—).История Европы : / Норман Дэвис. — Москва : АСТ : Транзиткнига, 2004. — 943 с., л. ил. ; 23 см. Библиография
- с. 849—870. — Индикаторы изменений, географические: б. 879—943. — 5000 экз. ISBN 5-17-024749-4 (АСТ в переплете). — ISBN 5-9578-1011-8 (Транзиткнига).
- http://student.belreferatov.net/lib/bh/044/044003.shtml
- http://web.archive.org/20030724084421/albaruthenia.by.ru/vkl.htm
- Грицкевич, А. П. Частновладельческие города Белорусии в XVI—XVIII вв.: (социально-экономическое исследование истории городов) / А. П. Грицкевич; АН БССР, Ин-т истории. — Мн.: Наука и техника, 1975. — 248 с., 1 л. карт. — С. 64.
Отношения Литвы с другими центрами русского объединения
В качестве центров притяжения для русских земель выступали также Тверь и Москва. Соответственно, эти государства могли рассматриваться Литвой как потенциальные соперники.
Гедимин выстраивал с обоими государствами конструктивные отношения. Его зятьями были московский князь Семен Гордый и тверской князь Дмитрий Грозные Очи. Отношения Ольгерда с Русью были сложней. В противостоянии Москвы и Твери он поддерживал Тверь (и сам был женат на тверской княжне). В 1368-1372 гг. Ольгерд трижды выступал против Москвы. Молодой Дмитрий Иванович (будущий Донской) именно с целью защиты от литовцев выстроил в столице каменный кремль. Все три похода окончились не слишком удачно, и Ольгерд заключил с Москвой мир.
Но усиление Москвы привело к тому, что некоторые русские княжества перешли «под руку» к Дмитрию Ивановичу. Недовольный этим сын и наследник Ольгерда Ягайло в 1380 году пообещал свою помощь темнику Мамаю и отправился с войском на соединение с ним. Дмитрию Ивановичу пришлось проявить большую военную смекалку, чтобы не допустить их встречи и не позволить литовским войскам принять участие на стороне Мамая в Куликовской битве. В походы на русские земли неоднократно ходил также князь Витовт, двоюродный брат и соправитель Ягайла. Его владения простирались до верховьев Камы.
Образование Литовского государства
Монгольское иго не коснулось западных земель Руси. Пока Батый свирепствовал на северо-востоке, на западе происходили важные и судьбоносные для мира события. Укрытые болотами и лесами от взора монгольских завоевателей, жители западных земель вели неустанную и во многом неравную борьбу с завоевателями, пришедшими из Европы. Главным врагом их стали рыцари-крестоносцы.
Рыцари досаждали не только населению Руси, но и ближайшим соседям – разрозненным племенам, проживающим по берегам реки Неман. В первой четверти 13 века только им удалось сохранить независимость от крестоносцев. Племена объединились в единое государство, что помогало успешно отражать атаки крестоносцев и наносить ответные удары.
Жители Древней Руси знали новых соседей, как литовцев, а государство ими созданное, как «Литва». Свидетельством образования Литовского государства стал договор 1219 г., заключенный Галицко-Волынским князем и князьями литвы, дяволты и жемайтов. В этом историческом документе среди прочих венценосных особ упоминается князь Миндовг. Спустя два десятилетия он стал основателем Литовского государства.
Литва не была другом или верным союзником русских княжеств, известны случаи нападения литовских воинов на пограничные владения галицких и волынских князей. Такие нападения участились при Миндовге. По его приказу были захвачены гродненская и пинская земля, присоединены некоторые небольшие русские княжества. Опасаясь нашествия татар, многие западнорусские города присоединялись к Литве на добровольной основе. Совместно было намного легче обороняться от врагов. Постепенно Литва перестает восприниматься, как угроза. Фактически происходит слияние ее с пограничными русскими землями и образование Русско-Литовского государства. Миндовг был сильным и умным правителем, под его защитой жители этой части Руси чувствовали себя почти безопасно.
Управлять присоединенными землями стал сын Миндовга – Войшелк. Он ни в чем не уступал отцу, но удержать власть над вверенными ему княжествами не смог. Главным противниками его стали Даниил Галицкий и его сын Роман. По одной из версий Войшелк уступил их натиску, отказался от княжеского титула и постригся в монахи. По другой, принял участие в заговоре против Романа Данииловича, был причастен к его смерти, и только после этого отправился в странствие на Афон.
Ко времени отказа Войшелка от русских земель, они, по-видимому, перестали интересовать Миндовга так, как прежде. Он был занят поиском новых способов борьбы с крестоносцами. Одним из них стал союз с Римом и католической церковью. Князья литовского государства обязались отречься от православия и принять католичество. Но надежды на помощь церкви не оправдались, набеги крестоносцев продолжились. В 1262 г. литовское государство и Русь объединились для оказания отпора нашествию рыцарей Тевтонского ордена. Одновременно объединенные силы отбросили от границ литовского государства ордынские отряды, нанеся татарам серьезный урон.
Но результатами одержанных побед Миндовг пользовался недолго. В 1263 году против него был организован заговор. Он и два младших его сына были убиты. Жители западной Руси поддержали Войшелка, по всей видимости, вернувшегося из паломничества для установления мира и спокойствия в родных ему землю. Войшелк занял литовский престол, вновь утвердив в стране власть православного князя. Русские земли остались под управлением галицко-волынских князей.
Правление Войшелк в Литве было непродолжительным. Против него организовали очередной заговор, в результате которого сын Миндовга погиб. После его смерти (1267 г.) в Литовском княжестве началась борьба за власть. Этому способствовало отсутствие закона о престолонаследии. Гедимин мог назначить наследника, но заставить остальных претендентов уважать его выбор, он не мог. Усобицы были столь продолжительными, что едва не привели к завершению истории существования литовского государства. Возрождение литовского государства произошло лишь спустя полвека при Гедимине.
Местечко Крево
Если внимательно вчитаться в строчки истории о местечке Крево ( по дороге на Вильнюс – наше прим.), Кревском замке и знаменитой Кревской унии, то можно представить эпопею типа «Войны и мира» Толстого, только в несколько раз толще.
Фото: brestnote.by
Крево впервые упоминается в немецких хрониках XIII века. Вероятно к этому периоду (XII — XIII вв.) принадлежит и Кревское городище (2,5 км к северу от западной окраины деревни, у дороги на Сморгонь). На рубеже XIII и XIV веков великим князем литовским Гедимином был построен Кревский замок — первый полностью каменный замок в Великом княжестве Литовском.
Местечко сильно пострадало во время русско-польской войны, после чего начался его упадок. В XVII — XVIII веках сильно выросло еврейское население Крева, в XIX веке здесь была выстроена синагога и синагогальный двор с миквой и хедером.
Фото: brestnote.by
Согласно описи 1866 года Крево насчитывало 246 дворов и 1285 жителей, из них 639 православных, 337 католиков, 68 мусульман и 241 иудей. На 1883 год население составляло 1923 жителя, имение Скарба (Skarb), который предоставил на выкуп крестьянам свои земли.
Был парафиальный костёл ошмянского деканата — один из восьми, основанных ещё во времена правления Ягайло, имевший в подчинении часовни в селении Милейково и Кривске. В 1895 году здесь насчитывалось 2112 жителей, 249 двора, две православные церкви, костел, богадельня, школа. Одна из церквей, а именно церковь Александра Невского сохранилась до нашего времени.
Кревский замок – один из первых кастелей в Великом княжестве Литовском, построенный в XIV веке (есть основания предполагать, что строительство началось в конце XIII веке) у слияния рек Кревлянка и Шляхтянка. Основная часть замка была возведена посреди болотистой поймы, половина оборонительных стен возведена на искусственно расширенной песчаной дюне.
Фото: brestnote.by
Сейчас от замка остались только руины, которые законсервированы, обнесены по периметру сеткой, и табличка гласит, что гулять по ним небезопасно.
В 2005 году был создан Местный благотворительный фонд «Кревский замок», главной целью которого является содействие сохранению Кревского замка. Фонд ежегодно проводит летники и культурные мероприятия в Крево и других населённых пунктах.
Политическое единение и династические соглашения
История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных – Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло.
Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определённые изменения в устройство обеих стран-участниц. Причины заключения союза – ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Ещё до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были со стороны ВКЛ.
Прежде чем остановиться на сути Кревской унии, стоит рассказать о местечке Крево.
Соперники Москвы
В 13 веке после разорительного нашествия татаро-монголов на центральные русские княжества фактически сформировалась система двоевластия на бывших территориях единого Древнерусского государства. Первым центром сосредоточения власти стало разрастающееся и набирающее влияние Московское княжество. Здесь во главе оказались предприимчивые и хитроумные правители, которые по знатности стояли ниже других великих князей, однако именно это обстоятельство стало для них стимулом к активному участию в политической борьбе. Кроме того, они использовали все возможные способы для увеличения территории своего княжества: от брачных союзов и вооруженных захватов с применением сил монголов до приобретения так называемых выморочных уделов, если у князя не оставалось наследника. Немаловажную роль сыграла и гибкая политика московских князей в отношениях с Золотой Ордой, которая на протяжении второй половины 13 — 14 веков основывалась то на союзе с захватчиками, то на борьбе с ними.
Литовское княжество было главным соперником Москвы
Вторым перспективным центром объединения русских княжеств в единое государство стало Великое княжество Литовское. В 13 веке началась постепенная экспансия литовцами киевских, полоцких, волынских и некоторых других земель Юго-Западной Руси, ослабленных монгольским нашествием и внутренними распрями. Речь тут шла скорее не о военном завоевании, но о политике компромиссов и соглашений литовских князей с местным боярством и населением крупных городов. Первый великий литовский князь Миндовг (конец 1230-х — 1262) старался сблизить русские и литовские княжества и на этой синтетической основе построить единое сплоченное государство. Именно благодаря его усилиям к середине 1240-х годов Великое княжество Литовское окончательно оформилось в независимую и сильную страну. Фактически оно занимало значительную часть некогда единой Киевской Руси, а этнически русские земли составляли 9/10 его территории. В национальном составе Великого княжества Литовского преобладали именно славяне — предки нынешних украинцев, белорусов и отчасти русских.
Литовский князь Миндовг. (ru.wikipedia.org)
В первой четверти 14 века начинается процесс взаимовлияния и аккумуляции культурных традиций объединенных в княжество народов. Литовская знать постепенно приобщается к русской культуре и православию. Так, великий князь Гедимин (1316−1341) и его сыновья заключают брачные союзы с русскими княжнами, а при дворе и в официальном государственном документообороте преобладает русский язык. Кстати, отметим, что фактор общности веры сыграл существенную роль и в ситуации на северо-востоке Руси, постепенно интегрирующейся вокруг Московского княжества. Так, в 1299 году митрополит Максим покидает Киев и переезжает во Владимир-Суздальский, что свидетельствует об укреплении авторитета молодого государства. Постепенно на всей территории княжества начинают основывать новые монастыри, которые становятся не только военно-оборонительными центрами, но и местом сосредоточения культурных достижений эпохи. Довершает этот процесс переезд в 1325 году митрополита Петра из Владимира в Москву, что превращает некогда небольшой городок не только в политический, но и в общерусский религиозный центр.
Князь Ольгерд и его войско. (urb-a.livejournal.com)
Кстати, возвращаясь к Великому княжеству Литовскому, отметим, что власть правителей тут была русской по своей политической культуре, системе административного управления и военному строю. Так, основой местного законодательства стал первый письменный свод законов «Русская правда», изданный еще в середине XI века Ярославом Мудрым и его сыновьями. Этнические русские занимали при литовском дворе и войске высшие командные и управленческие должности, выполняли дипломатические поручения и участвовали в делах гражданской администрации.
Миф 3. Белорусы при «литовском оккупационном» ВКЛ были несчастными оккупированными бедолагами
В другом краю ринга находятся сторонники российского имперского дискурса. Они любят рассказывать, что ВКЛ не имеет ни малейшего отношения к белорусам. По их мнению, мерзкие литовские и польские агрессоры захватили исконно русские земли — и ну вовсю эксплуатировать несчастных селян. И сводится многострадальная история Белой Руси с XIII по XVIII век к бесконечному страданию угнетённых пейзан под жестокой пятой польско-литовских оккупантов. Означенные пейзане полтысячи лет пили горькую и молились, чтобы пришли их спасти братья русские, цари московские. Сбылись мечты народные лишь при матушке Екатерине.
Естественно, белорусские патриоты впадают от эдакого дискурса в изумление. И в порядке протеста увлекаются историей ВКЛ до такой сказочной степени, что даже пытаются отобрать её у литовцев вовсе.
На деле всё было проще и сложнее. И снова можно вспомнить уже упомянутых франков. Поначалу цивилизованных и романизированных галлов завоевали свирепые язычники-франки. Но спустя несколько веков немногочисленные завоеватели настолько смешались с завоёванными и прониклись галло-римской культурой и наследием, что в получившейся французской культуре от франков остались разве что воинственность и название.
Примерно то же произошло и с белорусскими землями. С той поправкой, что литовцы вмешивались в жизнь городов бывших Городенского и Полоцкого княжеств, равно как и присоединённых позже Киевщины и Смоленщины, ещё меньше, чем франки в дела галлов.
Осада Полоцка в 1579 году
В большинстве случаев литовскими к востоку от Немана были лишь князья быстро плодившегося дома Гедиминовичей и их ближайшее дружинное окружение. Местные русские боярские элиты, не говоря уж о городских, сохранили свои позиции: политикой литовских князей было неукоснительное соблюдениестарины» и минимальное вмешательство в дела на местах, если они не касались большой политики.
А когда пошли браки с аристократией из домов Рюриковичей, Гедиминовичи за пределами этнически литовских земель начали ассимилироваться с впечатляющей скоростью вместе со своей знатью. И даже стольный град Вильнюс превратился на некоторое время в русскоязычную, или белорусскоязычную, Вильну.
Ну а бо́льшая часть шляхты белорусских земель, в том числе возвысившиеся позже магнатские дома, зачастую были совершенно коренными Рюриковичами.
Несчастными бедолагами, забитыми иноземной шляхтой, предки простых белорусов стали выглядеть гораздо позже — когда к середине XVII века воинское сословие Речи Посполитой в подавляющем большинстве прониклось польской культурой, перешло на польский язык и приняло католическую веру. А местные жители, как и прежде, держались белорусских говоров и православия.
Так и прошёл трагический раскол. Оттого в середине векабелорусские люди» сначала массово поддержали восстание Хмельницкого, а затем принялись открывать ворота городов армиям Алексея Михайловича почти что до самой Вильны.
Только вот даже накрепко полонизированная шляхта местной по происхождению быть не перестала. Это то же самое явление, что позже наблюдалось и в Российской империи с её европеизированным, франкоязычным дворянством. Но никакие французы Россию не захватывали и не оккупировали — просто у элиты сложилась такая мода.
Заключение
Изображение: zero50x.myjino.ru
Кревская уния была крупнейшим историческим событием в истории Польши, Руси и Литвы. Она на многие столетия предопредила пути их развития и взаимоотношения этих народов.
Польша сделалась проводником католической агрессии на восток и повела в русских землях политику насильственного окатоличивания, ополячивания и социального угнетения, которая в конце концов привела к гибели самой Польши.
В Литве прекратился процесс стихийного слияния русской и литовской народности и между ними начала расти рознь и антагонизм, порождаемые католическим фанатизмом и польским шовинизмом, которые были быстро восприняты литовскими высшими классами. В русских землях объединенного государства была потеряна надежда, что Pусско-Литовское государство будет защитником православия и объединения Руси. Русский элемент великого княжества Литовского из руководящего превратился в гонимого и преследуемого. И он потянулся к крепнущей Москве.
Историческая роль Русско-Литовского государства была сыграна. Совершенно объективно-реальная возможность объединения Руси не была осуществлена. Руководство объединенным государством оказалось в руках польских и сугубо католических, враждебных исконно-православной Руси.
Кревская уния была концом короткого золотого века Литвы, Русско-Литовского государства.