Образование в японии для иностранцев

Содержание:

Услуги Университета Кюсю

  • Международный центр поддержки студентов и исследователей
  • Благоустройство (кафетерий / магазины / магазины удобства / книжные магазины)
  • Культурное кафе
  • Атлетические объекты
  • Чары для спортивных сооружений
  • Конференц-залы
  • Учебный центр в Куджу (Яманое)
  • Объединенный учебный центр Куджу для национальных университетов в районе Кюсю.
  • Объединенный учебный центр Симабары
  • 21st Century Plaza

Общежития

Общежития в кампусе Ито — это международные общежития, в которых участвуют студенты из разных стран. Разнообразная смесь студентов, от первокурсников до аспирантов (как магистров, так и докторантов), живут вместе в этих общежитиях.
Отличия от других общежитий колледжа, которые имеют строгие правила и иерархии, здесь, в общежитиях Ито Кампуса, мы уважаем вашу личную жизнь и принимаем меры, которые позволяют строить человеческие отношения и взаимодействовать с другими разнообразными учениками.
По этой причине мы назначаем студентов, которые имеют опыт проживания в общежитиях как лидеры общежития, поэтому они становятся ядром студенческого взаимодействия.
Эти лидеры общежития не только помогут вам, когда вы впервые перейдете, но также дадут вам советы по повседневной жизни, поэтому люди, живущие самостоятельно, впервые могут сделать это с душевным спокойствием.

Зависимость от масштаба учебного заведения

3 наиболее известных глобальных рейтинга вузов – это Академический рейтинг университетов мира, составляемый Шанхайским университетом Цзяо Тун с 2003 года (ARWU), рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education (THE, с 2004 г.)и рейтинг университетов мира QS (с 2010 г.)

Прежде всего хочу указать на отсутствие необходимости принимать во внимание рейтинг ARWU. На это есть несколько причин, главная из которых заключается в следующем: если у двух вузов совпадает 90% показателей по основным оценочным критериям, в конечном счёте лидером окажется более крупный вуз, т. к

итоговый показатель рассчитывается пропорционально размеру университета.

Приведу интересный пример – в случае объединения семёрки так называемых «императорских вузов», основанных императорским указом от 1886 г. (университеты Токио, Киото, Тохоку, Кюсю, Хоккайдо, Осака и Нагоя), образовавшийся гигант немедленно станет мировым лидером. Что касается двух оставшихся рейтингов – THE и QS, несмотря на менее выраженную зависимость основного оценочного критерия, репутации вуза, от размеров учебного заведения, у меня имеются все основания считать их неудовлетворительными.

Идентичность методологий рейтингов THE и QS обусловливает получение схожих результатов. Однако тот факт, что в 2015 году в первую сотню вузов по версии THE попали 2 японских университета, а по версии QS – уже 5, свидетельствует о наличии определённых отличий. Наблюдаются и удивительные явления – например, Токийский технологический институт, в котором я работаю, в нынешнем году поднялся в рейтинге QS до 56 места, но значительно сдал свои позиции в рейтинге ТНЕ, попав лишь в группу вузов с 201 по 250 место.

Несмотря на схожесть способов подсчёта, у каждого рейтинга имеется собственный подход, а это сказывается на конечном результате. Данная особенность присуща всем рейтингам, включая академические, и всем оценочным системам в целом. Это и делает их показатели довольно сомнительными в моих глазах.

Долги на оплату поездки

Жители Вьетнама получают в месяц всего лишь 10-20 тысяч йен. Разумеется, если объявить о возможности заработать 200-300 тысяч йен в месяц, то от желающих не будет отбоя. В результате мы имеем «бум стажировок» в Японию. Автор статьи в течение четырех лет брал интервью и исследовал материал на эту тему, и у него сложилось впечатление, что большинство иностранных студентов из Вьетнама, Непала и других стран, чье число сейчас резко растет, – это не совсем студенты, а скорее люди, которые хотят заработать в Японии.

Входом в Японию для подобных «фальшивых студентов» служат школы японского языка. За последние 10 лет их количество увеличилось более чем на 200, и теперь по всей Японии уже свыше 600 таких школ. Бум стажировок в Японию, который происходит во Вьетнаме и других индустриальных странах, раздувает «мыльный пузырь школ японского языка».

Чтобы попасть на стажировку в Японию, нужно заплатить около 1,5 миллионов йен за первый год учебы в школе японского языка и комиссионные брокеру. Для населения Вьетнама такая сумма является неподъемной. Но они берут деньги в долг под залог дома или поля, чтобы раздобыть средства на стажировку. Хотя и считается, что в новых индустриальных странах идет быстрый экономический рост, жизнь населения там тяжела. В подобных условиях семьи отправляют молодых людей в Японию, чтобы они, прикинувшись студентами, реализовали их мечты о большом заработке.

С другой стороны, японское правительство в качестве условия для получения студенческой визы требует платежеспособности. Виза дается только тем иностранцам, которые способны выплатить стоимость обучения и жить в Японии без подработок. Но в новых индустриальных странах платежеспособными могут быть только представители привилегированных классов. И тогда желающие поехать на стажировку платят взятки банкам и административным органам, чтобы подготовить документы, необходимые для визы. C тем, чтобы создать видимость платежеспособности, они изготавливают справки, где в необходимых для заполнения графах «остаток на счете» и «доход родителей» указываются несуществующие цифры. Подобные процедуры также берут на себя брокеры.

Программы бакалавриата по специальности ИТ и компьютерные науки в Япония

Civil Engineering

Description Mission of our department is to educate students to become qualified individuals who are capable of g…

Information Systems Engineering

Description Over the past few decades, because of the growing use of computers in every aspect of society, the ne…

Computer Engineering

Description The mission of Information Systems Engineering in Atilim University is to educate engineers that are….

Computer Science

Description The major in computer science emphasizes modern approaches to software and hardware development and r…

Commerce (Information Science)

Description The Bachelor of Commerce (BCom) degree programme enables each student to develop his or her own inte…

Business Computing

Description On this course you will gain a thorough understanding of how information technology and computer-based sy…

Information Systems

The Information Systems bachelor s program focuses on the communication and computing infrastructures of industrial comp…

Electrical and Electronic Engineering — Advanced Sensor Applications

Study a Bachelor s in Sensor Technology in the Netherlands The 240 ECTS Sensor Technology programme consists of four…

Chemical Engineering

The underlying goal of this course is the preparation of high quality graduates who will ultimately take leadership role…

Computer Science and Engineering

Description The fundamental tenet of computer science and engineering is to employ this infinitely malleable building…

Проблемы, которые могут привести к снижению доверия между странами

Конечно, пандемия коронавируса – это глобальная и историческая катастрофа, и строгие иммиграционные ограничения, я думаю, естественны. Однако японское правительство должно по крайней мере предоставить какие-то рекомендации, чтобы остановившаяся жизнь иностранных студентов снова пришла в движение.

Если въехать в страну нельзя – скажите это определённо, иначе живущие в состоянии неопределённости молодые люди будут просто впустую тратить своё время жизни.

Вообще-то говоря, причина сильного роста количества иностранных студентов в Японии связана с планом добиться количества в 300 000 иностранных студентов, установленным правительством в 2008 году. С этой целью за рубежом активно рекламировали обучение в Японии, в стране было создано множество учебных заведений по изучению японского языка, университеты и аспирантуры поощряли принимать иностранцев. План был выполнен в 2019 году, но если вот так с приходом коронавируса внезапно выбить опору из-под ног, то это приведёт к потере кредита доверия в международных масштабах.

Ямамото Хироко говорит: «При этом студенты, которые посещают онлайн-классы, действительно серьёзно и с интересом относятся к учёбе. Я думаю, что они – сокровище (для Японии), и считаю, что в нынешней ситуации мы должны поступать с ними честно».

Я искренне надеюсь, что правительство Японии будет обращать внимание не только на Олимпийские игры, но будет учитывать то, насколько драгоценен каждый год жизни для молодых иностранных студентов. Ямамото Хироко, представительница школы японского языка «Кай», сетует, что многие иностранные студенты не могут въехать в Японию, хотя потратили много лет на подготовку и учёбу, и даже избавились от вещей

Ямамото Хироко, представительница школы японского языка «Кай», сетует, что многие иностранные студенты не могут въехать в Японию, хотя потратили много лет на подготовку и учёбу, и даже избавились от вещей

Поступление в японский вуз

Поскольку в большинстве стран СНГ средний школьный этап длится 11 лет, русским, украинским и другим абитуриентам необходимо пройти годичные подготовительные курсы в Японии или год отучиться в вузе на родине.

Экзамен включает три этапа:

  • проверка знаний лексики и иероглифов;
  • чтение;
  • аудирование.

Чтобы успешно пройти испытание, необходимо хорошо знать около 2 000 иероглифов. Экзамен подразделяется на 2 типа:

  • нихонго норёку сикэн – проверяет знания исключительно по японскому языку;
  • нихон рюгаку сикэн – проверяет запас знаний по некоторым основным школьным предметам.

Для поступления на английскую программу понадобится сертификат о прохождении TOEFL или IELTS. Из документов японские вузы чаще всего запрашивают:

  1. Копию заграничного паспорта.
  2. Фото.
  3. Диплом об окончании первого курса вуза в стране гражданства или об окончании подготовительных курсов.
  4. Школьный аттестат с выпиской об оценках.
  5. Мотивационное письмо.
  6. Рекомендации от учителей.
  7. Автобиографию.
  8. Сертификат о прохождении языкового экзамена.
  9. Справку о финансовой состоятельности (не менее 15 тысяч долларов в год).

Для въезда на японскую территорию понадобится студенческая виза. Выдается она на основании приглашения из вуза, который по отношению к иностранному студенту выступает в качестве гаранта. Помимо перечисленных выше документов, для подачи в консульство понадобятся медицинская страховка, справка об отсутствии опасных заболеваний, справка об отсутствии судимостей.

Неквалифицированный труд в «незаметных местах»

После приезда в Японию «фальшивые» студенты становятся ценной рабочей силой. В Японии сейчас катастрофически не хватает рабочих, занимающихся физическим трудом. Однако правительство Японии не одобряет въезд иностранцев в целях выполнения неквалифицированной работы. Тем не менее, сейчас в стране находится около 210 тысяч неквалифицированных рабочих, которые приехали в Японию как стажёры под предлогом производственной практики. Но эти стажёры могут работать в ограниченном количестве отраслей: мелкие и средние заводы и фабрики по производству текстиля, пошиву одежды, обслуживание машин и металлообработка, стройплощадки, переработка сельскохозяйственных и рыбных продуктов, всего 74 вида деятельности. При этом существует множество предприятий и в других отраслях, где не хватает рабочих рук и для которых иностранные студенты – на вес золота.

Если говорить о тех видах подработок, которыми занимаются иностранные студенты, то первое, что приходит в голову – это круглосуточные магазины комбини и сети ресторанов общественного питания. Но места, где иностранные студенты наиболее востребованы, находятся там, где мы обычно их не замечаем. Фабрики по производству коробок с обедами бэнто и полуфабрикатов, которые продаются в супермаркетах и круглосуточных магазинах, сортировка отправлений курьерской доставки, уборка отелей, доставка газет и проч.

Все это физический труд по ночам, которым японцы заниматься не хотят, и платят за него мало. Даже если подрабатывать на нескольких работах, превышая лимит работы в 28 часов в неделю, 200-300 тысяч йен все равно не заработаешь. Но осознание, что брокеры тебя обманули, приходит слишком поздно. Если вернешься домой, не выплатив долги, семья будет разорена. «Фальшивым студентам» не остается другого пути, кроме как продолжать зарабатывать в Японии.

Числиться в школе японского языка можно не более двух лет, а потом студентов ждут университеты и профессиональные училища, которые стремятся выжить на рынке за счет приема иностранцев. Из-за сокращения рождаемости в Японии около половины частных университетов не набирают необходимого количества студентов. В профессиональных училищах ситуация еще более сложная. Очень много таких учебных заведений, которые принимают иностранцев вне зависимости от их знаний японского языка, лишь бы заплатили вступительный взнос и внесли оплату за обучение. Таким образом, «фальшивые студенты» в обмен на оплату учебы получают новую студенческую визу и право продолжать заработки в Японии.

Необоснованность слухов о невыгодном положении японских вузов

В Таблице 1 приведены оценочные критерии рейтингов ТНЕ и QS с указанием процентной доли каждого показателя. Несмотря на разное количество критериев, наиболее весомым элементом в обоих рейтингах являются результаты опроса о репутации вуза, за ними следует цитируемость научных работ. Возможно, именно высокая значимость критерия репутации вуза послужила поводом для распространённого мнения о невыгодности подобных рейтингов для японских университетов ввиду их малой известности.

Рейтинг THE

Основные критерии Детализация Вес
Образование Академическая репутация университета по данным глобального экспертного опроса 15%
Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся 4,5%
Отношение докторов наук (Ph. D.) к численности бакалавров 2,25%
Отношение докторантов к численности преподавательского состава 6%
Отношение финансирования университета к численности преподавательского состава 2,25%
Исследования Научная репутация университета по данным глобального экспертного опроса 18%
Отношение объёма финансирования исследовательской деятельности университета к численности профессорско-преподавательского состава 6%
Отношение опубликованных научных статей к численности учёных 6%
Цитируемость научных публикаций Общая цитируемость научных публикаций 30%
Глобализация Отношение количества иностранных студентов к численности местных 2,5%
Отношение количества иностранных представителей профессорско-преподавательского состава к численности местных 2,5%
Доля совместных международных научных статей 2,5%
Финансирование сторонними компаниями Отношение объема финансирования сторонними компаниями исследовательской деятельности университета к численности профессорско-преподавательского состава 2,5%

Рейтинг QS

Критерии Вес
Академическая репутация университета (опрос) 40%
Репутация среди представителей делового мира (опрос) 10%
Отношение профессорско-преподавательского состава к численности обучающихся 20%
Отношение индекса цитируемости научных статей преподавательского состава к численности преподавательского состава 20%
Доля иностранных студентов по отношению к численности обучающихся 5%
Доля иностранных преподавателей по отношению к численности преподавательского состава 5%

Каждую весну журнал THE выпускает ещё один рейтинг, посвящённый исключительно репутации университетов, и его результаты опровергают расхожее мнение о невыгодности рейтингов по крайней мере для университетов Токио и Киото. На нижеприведённом графике по оси Y указана общая сумма баллов в рейтинге ТНЕ (2014), по оси X – баллы в рейтинге репутации вузов (2015). На графике приведены университеты из числа 50 лидеров рейтинга ТНЕ-2014, которые смогли набрать баллы в рейтинге репутации-2015. Кривая линия представляет собой логарифмическую регрессию, поэтому университеты, расположенные в правой нижней части от кривой, являются лидерами рейтинга репутации, а университеты в левой верхней части – аутсайдерами. Очевидно, что выделенные жёлтым цветом университеты Киото и Токио получили сравнительно высокую оценку своей репутации, поэтому наличие данного критерия является для них скорее благоприятным фактором.

Университеты Японии и стоимость высшего образования

Вузов в этой стране более 600, из них 425 — частные. Ниже дается краткая информация о семи первых в рейтинге государственных учебных заведениях, называемых Императорскими. При относительно недорогой стоимости обучения, эти вузы предоставляют высококачественное образование и наиболее дружественны к иностранным студентам.

В зависимости от университета и степени, которую предполагается получить, стоимосость обучения в год: $7 000 — 8 000. Все вузы предоставляют общежития, оплата за которые в среднем $ 900-2000.

  1. Университет Токио (東京大学). Один из самых престижных вузов Азии. Выпускник множества нобелевских лауреатов.
  2. Университет Киото (京大). Относится к 5% самых престижных вузов на планете. Корпуса расположены в Киото, одной из древних столиц Японии и современном культурном центре.
  3. Университет Осаки (大阪大学). Третий по престижности некоммерческий вуз. Имеет 3 кампуса в городах Суйта, Тоёнака и Мино префектуры Осака, а также кампус в районе Наканосима непосредственно в Осаке. Некоторые факультеты института допускают обучение на английском языке.
  4. Университет Тохоку (東北大学). Находится в городе Сендай префектуры Мияги, в регионе Тохоку на северо-востоке острова Хонсю. Активно участвует в международных программах обмена студентов и преподавателей.
  5. Университет Нагои (名古屋大学). Престижный университет с очень избирательной программой отбора иностранных студентов. Стоимость обучения достаточно высокая, но существует возможность получить финансовую поддержку.
  6. Токийский Технологический Институт (東京工業大学). Крупнейшее учреждение, которое специализируется на науке и технике. Находится в префектуре Токио, в районе Мэгума. Некоторые факультеты института допускают обучение на английском языке.
  7. Университет Хоккайдо (北海道大学). Расположен в центре города Саппоро, регионального центра острова Хоккайдо, за исключением кампуса Факультета рыболовства и его аспирантуры, которые находятся в Хакодате.

Стремительное наступление ведущих вузов Азии

Осенью 2015 года под влиянием одной газетной статьи я занялся сбором статистики по библиографической базе данных Scopus, используемой для подсчёта баллов по индексу цитируемости. Результаты моей деятельности представлены в Таблице 2, где я привёл количество научных работ с как минимум 1000 цитированиями по каждому университету.

Таблица 2 Количество научных статей с числом цитирования от 1000

2000-14 2008-14
Токийский университет

74

19

Университет Киото

47

9

Пекинский университет (Китай)

14

8

Национальный университет Сингапура

31

16

Как мы видим, в долгосрочной перспективе с 2000 года по текущий момент лидерами среди азиатских стран стали университеты Токио и Киото, однако наличие у азиатских вузов мощной государственной поддержки в последние несколько лет заставляет задуматься о возможной утрате позиций лидера в будущем. Наличие подобной тенденции не только в вышеприведённой таблице, но и в других данных свидетельствует о необходимости оказания мощной государственной поддержки японским вузам.

Мировые университетские рейтинги не идеальны, однако они предоставляют нам сигнальные ориентиры в виде цифровых показателей и сопутствующих данных, которые заслуживают пристального рассмотрения.

Фотография к заголовку: Холл Ясуда Токийского университета и памятный холл с часовой башней, построенной в честь 100-летия Киотского университета

(Статья на японском языке опубликована 19 января 2016 г.)

Особенности обучения в высших учебных заведениях страны

Программа обучения в высших учебных заведениях Японии имеет четкую градацию на общие и специальные дисциплины. На протяжении первых двух курсов обучения студенты усиленно изучают общие науки, такие как история, философия, литература и иностранные языки.

Кроме того, для них читаются специальные лекции, посвященные конкретным специальностям. Запись на них необязательна, но большинство студентов все равно выбирают для себя несколько курсов исходя из собственных предпочтений и предрасположенности к конкретному предмету.

Школа специальной подготовки в Японии

Первые годы необходимы для усовершенствования общих зданий и определения будущей специальности. При этом преподавательский состав оценивает возможности каждого студента и помогает определиться с выбором. Последующие годы посвящаются изучению специализированных программ, согласно выбранному научному направлению.

Срок обучения во всех институтах одинаков и составляет 4 года. При этом он абсолютно не зависит от престижности вуза либо выбранной студентом профессии. Единственным исключением являются стоматологи, медработники и ветеринары, которые вынуждены учиться на 2 года дольше. По окончании обучения студенты получают степень бакалавра, которая на местном диалекте звучит gaku-shi.

Подавляющее большинство институтов при составлении плана учебного процесса ориентируются на семестровую систему. Для получения положительной оценки по предмету студенту необходимо набрать определенную сумму баллов за одно полугодие. Их количество определяется путем суммирования учебных часов, которые отведены на изучение конкретной дисциплины.

В конце 4-го курса для получения степени gaku-shi студенту нужно набрать как минимум 124 пункта из 150 возможных по каждому предмету.

Для поездки необходимо оформить визу в Японию.

Растущее число незаконных мигрантов, которые не могут вернуться на родину из-за долгов

Количество иностранцев, незаконно пребывающих на территории Японии, составляло на 1 января этого года 65 270 человек, за последние три года их число постоянно увеличивается. Отдельно по странам значительнее всего растет число приезжающих из Вьетнама, по сравнению с последним годом их число увеличилось на 5137 человек, что составляет 35%. Количество незаконно пребывающих в Японии бывших студентов возросло на 11% и составило 3807 человек. Иными словами, помимо роста числа иностранных студентов из Вьетнама, увеличивается и количество нелегалов.

Среди них немало тех, кто продолжает работать незаконно, так и не расплатившись с долгами на родине. Неудивительно, что некоторые из них, стремясь успеть заработать до того, как их обнаружат эмиграционные органы, приходят к воровству, грабежам и другим преступлениям. На самом деле количество преступлений, совершенных вьетнамцами, в 2015 году превысило количество преступлений, совершенных китайцами, которых в Японии больше в четыре раза, и вышло на максимальный уровень среди иностранцев.

Список университетов Токио

Показаны записи 1-10 из 142.

Название Бакалавр Магистр
24 1 Токийский университет 4,712 USD 4,712 USD
102 6 Токийский технологический институт 4,712 USD 4,712 USD
256 10 Университет Кэйо 7,388 USD 8,091 USD
343 12 Waseda University 12,066 USD
394 14 Токийский медицинский и стоматологический университет 4,369 USD 4,712 USD
555 18 Tokyo Metropolitan University 4,960 USD 4,960 USD
619 20 Tokyo University of Agriculture and Technology 4,712 USD 4,712 USD
706 25 Tokyo University of Science 13,000 USD 11,000 USD
736 27 Aoyama Gakuin University 5,000 USD 5,000 USD
804 33 Ochanomizu University 5,000 USD 5,000 USD

Образование в Японии — своеобразный культ. В любом японском вузе обучение достаточно интенсивное, фундаментальное и довольно дорогое. Токийские вузы — не исключение. Токийский Университет (University of Tokyo) — престижный вуз, в стенах которого совершались многочисленные открытия. Среди его выпускников — всемирно известные писатели Юкио Мисима, Кобо Абэ, а также десятки выдающихся ученых, политиков. Это самый интернациональный университет Японии. Среди выпускников Софийского Университета (Sophia University) — писатели, политики и дипломаты. Университет Кэйо (Keio University) готовит элиту страны. Кроме университетов, в Токио популярны профессиональные колледжи и технические институты.

Если нужны иностранные рабочие, то необходимо кардинально изменить систему

Ситуация с «фальшивыми студентами» неприятна как для них самих, так и для японцев. Иностранные студенты приезжают в Японию с большими долгами за спиной, на них давит необходимость выплачивать плату за обучение и накопленные долги. С другой стороны, японцы не могут оставаться равнодушными к преступлениям, которые они совершают.

Прежде всего необходимо остановить поток «фальшивых студентов». Для этого нужно тщательно изучать документы, подаваемые в эмиграционные органы, и не давать студенческую визу иностранцам, относительно которых существует подозрение в фальсификации платежеспособности. Но реальность движется в противоположном направлении.

В мае этого года Либерально-демократическая партия Японии приняла курс на дальнейшее развитие плана привлечения 300 тысяч иностранных студентов, который будет реализовываться в рамках деятельности «Штаба создания общества, в котором активную роль играет 100 миллионов населения страны». Говорится о том, что «за счет активного применения иностранных студентов в качестве рабочей силы будет восполнятся нехватка (японских) рабочих ресурсов» (Из «Проекта, направленного на строительство общества, в котором активную роль играет 100 миллионов населения страны», разработанного тем же Штабом). Предполагается, что продолжительность работы иностранных студентов, ограниченная сейчас 28 часами в неделю, будет увеличена.

Если из-за нехватки рабочих рук мы хотим полагаться на помощь иностранных рабочих, то для этого неплохо было бы провести дискуссии, прямо рассмотрев эту проблему, и, основываясь на результатах, разработать необходимую систему. Мы же используем на тех работах, куда не хотят идти работать японцы, запутавшихся в долгах иностранных студентов, разрешая им въезд в Японию, и выкачиваем заработанные ими деньги на оплату обучения. Совершенно естественно, что в таких условиях увеличивается число иностранных студентов, которые разочаровываются в Японии и начинают испытывать к ней ненависть.

Прием иностранных студентов должен отражать политику по увеличению числа иностранцев, которые, получив языковые навыки и знание культуры, могли бы вносить вклад на благо Японии. В настоящее время наблюдается обратный эффект. С точки зрения государственной политики нужно немедленно остановить внедрение плана привлечения 300 тысяч иностранных студентов.

Фотография к заголовку: Час пик на дороге в Ханое, во Вьетнаме, откуда едет всё большее количество студентов (Pixta)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector